Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Проблема архетипической идентичности в психологической литературе

  • 61 страниц
  • 2014 год
  • 752 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Современная российская культура находится в состоянии межцивилизационного периода, для которого характерна утрата многих традиций и норм цивилизации, личная активность в осмыслении или осознанный отказ от поисков смысла в происходящих событиях. В силу отсутствия четко обозначенных культурных стереотипов поведения каждая личность получила полную свободу самовыражения и выбора, поиска смысла, что ведет к сложностям в межличностных отношениях. Для осуществления эффективной межкультурной коммуникации возникла необходимость изучить те категории, которые являются основополагающими для культуры. К числу таких категорий относится и категория «архетип», обозначающая предельные основания культуры, наиболее устойчивые, базовые ее первоэлементы.
В современном образовательном пространстве наблюдается влияние эмоциональных состояний на развитие всех личностных качеств и сфер деятельности, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Проблема исследования заключается в поиске путей развития эмоционально-личностного развития младших школьников. Проблема определяется противоречиями: с одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности младших школьников, с другой стороны, все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход с учетом культуры и менталитета каждого школьника.
Исследования эмоционально-личностного развития младших школьников представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, которые подчеркивали специфичность эмоциональных образований. При сравнении эмоций и настроения, как феноменов личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным». Настроение не предметно, а личностно, и оно не приурочено к какому-то частному событию, а представляет собой общее состояние человека.
Специальные исследования Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина свидетельствуют о том, что психическое развитие каждого ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных для младших школьников эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. К сожалению, в специальной литературе практически отсутствуют данные, касающиеся эмоциональных состояний младших школьников, что существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания детей данного возраста.
Проблемы исследования архетипов в современных представлениях личности глубоко исследованы в статьях О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкина, Ю.М. Перевозкиной. При изучении этого феномена культуры они подчеркивают его актуальность: она заключается в сближении различных подходов к изучению человека и мира в его восприятии с целью создания «единой научно–гуманистической системы изучения личности. Интерес к универсальным, вневременным моментам человеческого существования и культуры связан с формообразующим началом современного человека. Проблема состоит в том, что на сегодняшний момент, современный школьник характеризуется отрезанностью от бессознательного, от уровня архетипов, которые в какой–то момент «прорываются» в сознание ученика, захватывая его. В результате чего возможно развитие различных психических отклонений и заболеваний, так как в бессознательном «находится источник наших жизненных сил и творческих способностей человека, жизненная установка которого становится все более рациональной, все меньше и меньше противостоит идентификации с самим собой [2, с.3].
Исследования в области архетипов и архетипической идентичности были сделаны К.Г. Юнгом, который впервые выделил в структуре личности коллективное бессознательное, по его мнению, состоящее из архетипов. Анализ мифов и сказок народов мира позволил К.Г. Юнгу описать само понятие архетипа и классифицировать базовые архетипы: архетипы структуры личности – Эго, Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, Самость; архетипы коллективного бессознательного – Тень, Мудрый старец, Божественный младенец, Великая мать, ее двойник Дева, Герой, Дух и другие [49].
Несмотря на большое количество научной литературы об эмоционально-личностном развитии школьников и актуальности архетипов в детском возрасте, в психосомантическом направлении мало работ о взаимосвязи эмоционально-личностного развития и архетипической идентичностью в младшем подростковом возрасте. Наиболее значимой проблемой является исследование протекания подросткового кризиса идентичности, проявление доминирующих архетипов и их влияние на формирование и развитие эмоциональной сферы детей.
Цель исследования - выявление взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей личности и доминирующего архетипа у младших школьников.
В качестве объекта исследования в работе выступают архетипы.
Предмет исследования – эмоционально-личностные особенности личности младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем существование взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями развития и архетипической идентичностью в младшем школьном возрасте. Высокая выраженность доминирующих архетипов у младших школьников влияет как позитивно, так и негативно на эмоционально-личностное развитие.
На основании поставленной цели, объекта и предмета нашей исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать феномен «архетип».
2. Рассмотреть виды и особенности архетипов.
3. Изучить эмоционально-личностные особенности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и доминирующего архетипа.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- понятие «архетип» и их классификация швейцарского психолога К.Г. Юнга в теории бессознательного;
- модернизированный подход к классификации архетипов Н.В. Буравцовой, А.Ю. Большаковой, основанный не только на ведущих идеях К.Г. Юнга, но и на собственных исследованиях в подростковой и молодежной среде;
- общепсихологические принципы и аспекты эмоциональной сферы в теоретических концепциях С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона И Я.М. Веккера;
- теоретические положения по проблеме впроявления архетипов в современных представлениях личности О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкина, Ю.М. Перевозкиной.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и сравнение теоретических данных;
2. Эмпирический метод:
- методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью комплекса тестовых методик: «Оценка уровня школьной мотивации и адаптации» (Лусканова Н.Г.), «Цветовая диагностика эмоций ребёнка» (Орехова О.А.), проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), «Архетипы».
- методы математической обработки. Для изучения связи между эмоционально-личностным особенностями младших школьников и архетипами был использован корреляционный анализ r-Спирмена.
База исследования: МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие 50 испытуемых (25 девочек и 25 мальчиков), учащиеся 1-ых классов. Возрастной показатель варьировался от 7 до 8 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема архетипической идентичности в психологической литературе 8
1.1 Подходы к изучению архетипов 8
1.2 Классификация архетипов 14
Глава 2. Эмоционально-личностные особенности в младшем школьном возрасте 23
2.1 Эмоциональная среда младших школьников 23
2.2 Личностные особенности младших школьников 32
2.3 Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей и архетипической идентичности у детей младшего школьного возраста 38
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и архетипической идентичности у детей младшего школьного возраста 44
3.1. Организация и методы исследования 44
3.2. Результаты исследования 49
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 49
Заключение 54
Библиографический список 57

Заключение

Эмоционально-личностное развитие детей младшего школьного возраста связано с навыками овладения разных видов мышления: мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия и реализовывать их в продуктивной образовательной деятельности. Формирование и совершенствование всех феноменов школьников возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, учебной и коммуникативной игровой деятельности. Интеллектуальные процессы тесно связаны с формированием и развитием психических феноменов, в том числе, эмоций.
Было определено, что проявление эмоциональных явлений зависит от самоконтроля, от умения детей сопереживать, сочувствовать. Сознательное восприятие эмоционального состояния связано с воспоминаниями, причинно-следственными выводами, четкими представлениями, как реагировать в ситуации с учетом социального контекста. Детскому мозгу приходится работать больше, интенсивнее, чем взрослому, особенно в тех ситуациях, когда надо регулировать дисциплину, поведение, то есть регулировать свои эмоции. К 7-11 школьники осваивают сложные стратегии – происходит интерпретация смысла событий, явлений для управления эмоциональными суждениями. Однако способность управлять эмоциями приводит к скрытию своих истинных чувств, что приводит к двойной жизни в подростковом возрасте.
Актуальность и сложность исследования выбранной темы состояла в изучении проблем архетипической идентичности младших школьников, в определении связи между эмоционально-личностными особенностями детей и ведущими или лидирующими архетипами в их сознании. Проблема состоит в том, что на сегодняшний момент, современный школьник характеризуется отрезанностью от бессознательного, от уровня архетипов, которые в какой-то момент «прорываются» в сознание любого ребенка, захватывая его. В результате чего возможно развитие различных психических отклонений и заболеваний, так как в бессознательном «находится источник жизненных сил и творческих способностей человека, жизненная установка которого становится все более рациональной, все меньше и меньше противостоит идентификации с самим собой.
В экспериментальной части было проведено исследование взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями школьников и архетипами, преобладающими в их сознании. Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Н.Г. Лускановой (вербальный вариант); «Цветовая диагностика эмоций ребенка» О.А. Ореховой, направленная на изучение эмоционального отношения к школе, родителям, одноклассникам, к себе; «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и методика «Проективный тест сказочных персонажей» (ПТСР) Перевозкиной Ю.М., Перевозкиным С.Б., Дмитриевой Н.В., предназначенная для диагностики архетипической идентичности у первоклассников.
Обнаруженные тенденции демонстрируют, что тревожные дети имеют, как правило, идентичность с архетипом Мудрой Старухи. С выраженностью архетипа Мудрого старца связана повышенная школьная мотивация, которая снижена при доминировании в структуре личности теневого аспекта, что отражается на негативном отношении к школе и не желанием включаться в окружающую жизнь, в отличие от детей с выраженностью архетипа Великого Отца, которые жаждут руководства и контроля над окружающими. Младшие школьники с архетипом Героя имеют позитивное отношение к школе при нереализованной потребности в самоутверждении.
Дети с архетипом Предвечной Девы и Ведьмы окружены мистикой и жаждут находиться в волшебном и сказочном мире. При этом архетипическая идентичность с архетипом Ведьмы сказывается на отношениях с близкими и родными людьми, с которыми она соперничает и отчуждается.
При выраженности архетипа Великой матери у ребенка будет наблюдаться потребность в чувственности и спокойствии, а при архетипе Божественного Ребенка – потребность в спонтанной активности, устремление в будущее.
Идентичность с архетипом Трикстера сопровождается негативными отношениям к матери.
На основании данных исследования подтверждается выдвинутая нами гипотеза: наблюдается тесная взаимосвязь между эмоционально-личностными особенностями развития и архетипической идентичностью в младшем школьном возрасте: лидирующие архетипы способны позитивно и негативно влиять на психоэмоциональное состояние личности в образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности // Сибирский вестник специального образования. – 2011. – № 1. URL: http://sibsedu.kspu.ru/
2. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика фоносемантических характеристик в зависимости от доминирующего архетипа // Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. – 339с.
3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 1995. – 167с.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 26-31.
5. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/
6. Биркхойзер–Оэри, С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер–Оэри ; пер. с англ. – М. : Когито–Центр, 2006. – 255с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 2008. - 352 с.
8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 1997. – 575с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996. – С. 36.
10. Буравцова Н.В. Архетипические основы профессионального становления личности. – Новосибирск: НГУ экономики и управления, 2010. – 46с.
11. Бурлакова Н.С. проективные методы: теория, практика, применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005.
13. Вдовушкина Н.С. Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI века: автореферат диссерт. на соиск. учен. степени кандидата культурологии. – Саратов, 2012. – 121с.
14. Виилма Л. Главная книга о воспитании детей, или о том, как помочь ребенку стать счастливым. – М.: Астрель;Владимир:ВКТ, 2012. – 318.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
16. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – Москва: Академический проект, 2004. – 160с.
17. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2005. – 178с.
18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
19. Гегенкамп К. Феномен Индиго: Дети нового поколения / перев. с англ. – М.: ООО Издательство София, 2012. – 288с.
20. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. - СПб.: «Б.С.К.», 2007. – 178с.
21. Давыдов А.И. Архетип: диапазон значений в прикладном психоанализе культуры. – Пенза – Прага: Социосфера, 2011. – С.22-25.
22. Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. - СПб.: «Б.С.К»,2006. – 460с.
23. Изард К. Эмоции человека. - М., 1999. – 340с.
24. Каганская, М. Мастер Гамбс и Маргарита / М. Каганская. // И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев / сост., предисловие, комментарии, справочные и методические материалы Ю. Б. Орлицкого. - М.: ООО Издательство ACT: ООО Агентство КРПА Олимп, 2002. - С. 490
25. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 480с.
26. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 2007. – 240 с.
27. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / B.C. Мухина; Под ред. J1. А. Венгера. М.: Просвещение, 2005. -360с.
28. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 2010. – 230с.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.
30. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.
31. Пиаже Ж. О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.22-26.
32. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
33. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – Москва: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
34. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2005.
35. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
36. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 440 с.
37. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 2010. - с.86
38. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 264 с.
39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2004
41. Фрейд З. Толкование сновидений. - М.: Медицина,1991.
42. Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.
43. Хиллман Д. Архетипическая психология. - СПб.: «Б.С.К.», 1996.
44. Хрестоматия по глубинной психологии /сост. Л. А. Хегай. - М.: «Добро-сает», 2007. – 380с.
45. Холл С. Дети: Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения / перев. с англ. Предисловие Н.Д. Виноградова. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 450с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
43. Юнг К. Психоанализ и искусство/К. Юнг. - М. : Прогресс, 1992- С. 25.
47. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнп - Киев : Порт-Рояль; Москва : Совершенство, 1997. - -С. 97.
48. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг ; пер. с англ. А.А. Спектор. – Мн. : Харвест, 2004. – 400 с.
49. Юнг К. Г. О психологии бессознательного / К. Г. Юнг. // К. Г. Юнг. Собрание сочинений. Ответ Иову. - М.: Прогресс, 1994. - С. 47.
50. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Реннесанс, 1991.
51. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. – СПб., 2003. – 413с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Современная российская культура находится в состоянии межцивилизационного периода, для которого характерна утрата многих традиций и норм цивилизации, личная активность в осмыслении или осознанный отказ от поисков смысла в происходящих событиях. В силу отсутствия четко обозначенных культурных стереотипов поведения каждая личность получила полную свободу самовыражения и выбора, поиска смысла, что ведет к сложностям в межличностных отношениях. Для осуществления эффективной межкультурной коммуникации возникла необходимость изучить те категории, которые являются основополагающими для культуры. К числу таких категорий относится и категория «архетип», обозначающая предельные основания культуры, наиболее устойчивые, базовые ее первоэлементы.
В современном образовательном пространстве наблюдается влияние эмоциональных состояний на развитие всех личностных качеств и сфер деятельности, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Проблема исследования заключается в поиске путей развития эмоционально-личностного развития младших школьников. Проблема определяется противоречиями: с одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности младших школьников, с другой стороны, все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход с учетом культуры и менталитета каждого школьника.
Исследования эмоционально-личностного развития младших школьников представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, которые подчеркивали специфичность эмоциональных образований. При сравнении эмоций и настроения, как феноменов личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным». Настроение не предметно, а личностно, и оно не приурочено к какому-то частному событию, а представляет собой общее состояние человека.
Специальные исследования Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина свидетельствуют о том, что психическое развитие каждого ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных для младших школьников эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. К сожалению, в специальной литературе практически отсутствуют данные, касающиеся эмоциональных состояний младших школьников, что существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания детей данного возраста.
Проблемы исследования архетипов в современных представлениях личности глубоко исследованы в статьях О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкина, Ю.М. Перевозкиной. При изучении этого феномена культуры они подчеркивают его актуальность: она заключается в сближении различных подходов к изучению человека и мира в его восприятии с целью создания «единой научно–гуманистической системы изучения личности. Интерес к универсальным, вневременным моментам человеческого существования и культуры связан с формообразующим началом современного человека. Проблема состоит в том, что на сегодняшний момент, современный школьник характеризуется отрезанностью от бессознательного, от уровня архетипов, которые в какой–то момент «прорываются» в сознание ученика, захватывая его. В результате чего возможно развитие различных психических отклонений и заболеваний, так как в бессознательном «находится источник наших жизненных сил и творческих способностей человека, жизненная установка которого становится все более рациональной, все меньше и меньше противостоит идентификации с самим собой [2, с.3].
Исследования в области архетипов и архетипической идентичности были сделаны К.Г. Юнгом, который впервые выделил в структуре личности коллективное бессознательное, по его мнению, состоящее из архетипов. Анализ мифов и сказок народов мира позволил К.Г. Юнгу описать само понятие архетипа и классифицировать базовые архетипы: архетипы структуры личности – Эго, Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, Самость; архетипы коллективного бессознательного – Тень, Мудрый старец, Божественный младенец, Великая мать, ее двойник Дева, Герой, Дух и другие [49].
Несмотря на большое количество научной литературы об эмоционально-личностном развитии школьников и актуальности архетипов в детском возрасте, в психосомантическом направлении мало работ о взаимосвязи эмоционально-личностного развития и архетипической идентичностью в младшем подростковом возрасте. Наиболее значимой проблемой является исследование протекания подросткового кризиса идентичности, проявление доминирующих архетипов и их влияние на формирование и развитие эмоциональной сферы детей.
Цель исследования - выявление взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей личности и доминирующего архетипа у младших школьников.
В качестве объекта исследования в работе выступают архетипы.
Предмет исследования – эмоционально-личностные особенности личности младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем существование взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями развития и архетипической идентичностью в младшем школьном возрасте. Высокая выраженность доминирующих архетипов у младших школьников влияет как позитивно, так и негативно на эмоционально-личностное развитие.
На основании поставленной цели, объекта и предмета нашей исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать феномен «архетип».
2. Рассмотреть виды и особенности архетипов.
3. Изучить эмоционально-личностные особенности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и доминирующего архетипа.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- понятие «архетип» и их классификация швейцарского психолога К.Г. Юнга в теории бессознательного;
- модернизированный подход к классификации архетипов Н.В. Буравцовой, А.Ю. Большаковой, основанный не только на ведущих идеях К.Г. Юнга, но и на собственных исследованиях в подростковой и молодежной среде;
- общепсихологические принципы и аспекты эмоциональной сферы в теоретических концепциях С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона И Я.М. Веккера;
- теоретические положения по проблеме впроявления архетипов в современных представлениях личности О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкина, Ю.М. Перевозкиной.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и сравнение теоретических данных;
2. Эмпирический метод:
- методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью комплекса тестовых методик: «Оценка уровня школьной мотивации и адаптации» (Лусканова Н.Г.), «Цветовая диагностика эмоций ребёнка» (Орехова О.А.), проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), «Архетипы».
- методы математической обработки. Для изучения связи между эмоционально-личностным особенностями младших школьников и архетипами был использован корреляционный анализ r-Спирмена.
База исследования: МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие 50 испытуемых (25 девочек и 25 мальчиков), учащиеся 1-ых классов. Возрастной показатель варьировался от 7 до 8 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема архетипической идентичности в психологической литературе 8
1.1 Подходы к изучению архетипов 8
1.2 Классификация архетипов 14
Глава 2. Эмоционально-личностные особенности в младшем школьном возрасте 23
2.1 Эмоциональная среда младших школьников 23
2.2 Личностные особенности младших школьников 32
2.3 Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей и архетипической идентичности у детей младшего школьного возраста 38
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и архетипической идентичности у детей младшего школьного возраста 44
3.1. Организация и методы исследования 44
3.2. Результаты исследования 49
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 49
Заключение 54
Библиографический список 57

Заключение

Эмоционально-личностное развитие детей младшего школьного возраста связано с навыками овладения разных видов мышления: мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия и реализовывать их в продуктивной образовательной деятельности. Формирование и совершенствование всех феноменов школьников возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, учебной и коммуникативной игровой деятельности. Интеллектуальные процессы тесно связаны с формированием и развитием психических феноменов, в том числе, эмоций.
Было определено, что проявление эмоциональных явлений зависит от самоконтроля, от умения детей сопереживать, сочувствовать. Сознательное восприятие эмоционального состояния связано с воспоминаниями, причинно-следственными выводами, четкими представлениями, как реагировать в ситуации с учетом социального контекста. Детскому мозгу приходится работать больше, интенсивнее, чем взрослому, особенно в тех ситуациях, когда надо регулировать дисциплину, поведение, то есть регулировать свои эмоции. К 7-11 школьники осваивают сложные стратегии – происходит интерпретация смысла событий, явлений для управления эмоциональными суждениями. Однако способность управлять эмоциями приводит к скрытию своих истинных чувств, что приводит к двойной жизни в подростковом возрасте.
Актуальность и сложность исследования выбранной темы состояла в изучении проблем архетипической идентичности младших школьников, в определении связи между эмоционально-личностными особенностями детей и ведущими или лидирующими архетипами в их сознании. Проблема состоит в том, что на сегодняшний момент, современный школьник характеризуется отрезанностью от бессознательного, от уровня архетипов, которые в какой-то момент «прорываются» в сознание любого ребенка, захватывая его. В результате чего возможно развитие различных психических отклонений и заболеваний, так как в бессознательном «находится источник жизненных сил и творческих способностей человека, жизненная установка которого становится все более рациональной, все меньше и меньше противостоит идентификации с самим собой.
В экспериментальной части было проведено исследование взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями школьников и архетипами, преобладающими в их сознании. Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Н.Г. Лускановой (вербальный вариант); «Цветовая диагностика эмоций ребенка» О.А. Ореховой, направленная на изучение эмоционального отношения к школе, родителям, одноклассникам, к себе; «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и методика «Проективный тест сказочных персонажей» (ПТСР) Перевозкиной Ю.М., Перевозкиным С.Б., Дмитриевой Н.В., предназначенная для диагностики архетипической идентичности у первоклассников.
Обнаруженные тенденции демонстрируют, что тревожные дети имеют, как правило, идентичность с архетипом Мудрой Старухи. С выраженностью архетипа Мудрого старца связана повышенная школьная мотивация, которая снижена при доминировании в структуре личности теневого аспекта, что отражается на негативном отношении к школе и не желанием включаться в окружающую жизнь, в отличие от детей с выраженностью архетипа Великого Отца, которые жаждут руководства и контроля над окружающими. Младшие школьники с архетипом Героя имеют позитивное отношение к школе при нереализованной потребности в самоутверждении.
Дети с архетипом Предвечной Девы и Ведьмы окружены мистикой и жаждут находиться в волшебном и сказочном мире. При этом архетипическая идентичность с архетипом Ведьмы сказывается на отношениях с близкими и родными людьми, с которыми она соперничает и отчуждается.
При выраженности архетипа Великой матери у ребенка будет наблюдаться потребность в чувственности и спокойствии, а при архетипе Божественного Ребенка – потребность в спонтанной активности, устремление в будущее.
Идентичность с архетипом Трикстера сопровождается негативными отношениям к матери.
На основании данных исследования подтверждается выдвинутая нами гипотеза: наблюдается тесная взаимосвязь между эмоционально-личностными особенностями развития и архетипической идентичностью в младшем школьном возрасте: лидирующие архетипы способны позитивно и негативно влиять на психоэмоциональное состояние личности в образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности // Сибирский вестник специального образования. – 2011. – № 1. URL: http://sibsedu.kspu.ru/
2. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика фоносемантических характеристик в зависимости от доминирующего архетипа // Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. – 339с.
3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 1995. – 167с.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 26-31.
5. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/
6. Биркхойзер–Оэри, С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер–Оэри ; пер. с англ. – М. : Когито–Центр, 2006. – 255с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 2008. - 352 с.
8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 1997. – 575с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996. – С. 36.
10. Буравцова Н.В. Архетипические основы профессионального становления личности. – Новосибирск: НГУ экономики и управления, 2010. – 46с.
11. Бурлакова Н.С. проективные методы: теория, практика, применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005.
13. Вдовушкина Н.С. Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI века: автореферат диссерт. на соиск. учен. степени кандидата культурологии. – Саратов, 2012. – 121с.
14. Виилма Л. Главная книга о воспитании детей, или о том, как помочь ребенку стать счастливым. – М.: Астрель;Владимир:ВКТ, 2012. – 318.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
16. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – Москва: Академический проект, 2004. – 160с.
17. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2005. – 178с.
18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
19. Гегенкамп К. Феномен Индиго: Дети нового поколения / перев. с англ. – М.: ООО Издательство София, 2012. – 288с.
20. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. - СПб.: «Б.С.К.», 2007. – 178с.
21. Давыдов А.И. Архетип: диапазон значений в прикладном психоанализе культуры. – Пенза – Прага: Социосфера, 2011. – С.22-25.
22. Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. - СПб.: «Б.С.К»,2006. – 460с.
23. Изард К. Эмоции человека. - М., 1999. – 340с.
24. Каганская, М. Мастер Гамбс и Маргарита / М. Каганская. // И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев / сост., предисловие, комментарии, справочные и методические материалы Ю. Б. Орлицкого. - М.: ООО Издательство ACT: ООО Агентство КРПА Олимп, 2002. - С. 490
25. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 480с.
26. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 2007. – 240 с.
27. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / B.C. Мухина; Под ред. J1. А. Венгера. М.: Просвещение, 2005. -360с.
28. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 2010. – 230с.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.
30. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.
31. Пиаже Ж. О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.22-26.
32. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
33. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – Москва: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
34. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2005.
35. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
36. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 440 с.
37. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 2010. - с.86
38. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 264 с.
39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2004
41. Фрейд З. Толкование сновидений. - М.: Медицина,1991.
42. Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.
43. Хиллман Д. Архетипическая психология. - СПб.: «Б.С.К.», 1996.
44. Хрестоматия по глубинной психологии /сост. Л. А. Хегай. - М.: «Добро-сает», 2007. – 380с.
45. Холл С. Дети: Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения / перев. с англ. Предисловие Н.Д. Виноградова. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 450с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
43. Юнг К. Психоанализ и искусство/К. Юнг. - М. : Прогресс, 1992- С. 25.
47. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнп - Киев : Порт-Рояль; Москва : Совершенство, 1997. - -С. 97.
48. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг ; пер. с англ. А.А. Спектор. – Мн. : Харвест, 2004. – 400 с.
49. Юнг К. Г. О психологии бессознательного / К. Г. Юнг. // К. Г. Юнг. Собрание сочинений. Ответ Иову. - М.: Прогресс, 1994. - С. 47.
50. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Реннесанс, 1991.
51. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. – СПб., 2003. – 413с.

Купить эту работу

Проблема архетипической идентичности в психологической литературе

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽