Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Межличностные отношения младших подростков, обучающихся в школе VII вида, со сверстниками

  • 70 страниц
  • 2013 год
  • 485 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность . Коммуникативная сфера имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, формируется личность. В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском и подростковом возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина , Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – е е эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нор мы и ценности общества, но активность личности, е е дея тельность являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человече ских общностях , в различного рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаимоотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании детей подросткового возраста. Сфера межличностного общения в подростковом возрасте привлекает внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов, социологов, психологов и педагогов. Потребн ость в общении со сверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К подростковому возрасту происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (Г. С. Абрамов а , Н. А. Амреку лов , Л. Д. Столяренко, Е. И. Рогов , Дж. Море но и др.). Подростковый возраст – очень важный, ответственный и нелегкий этап жизни человека, когда меняются представления о себе и окружающей действительности. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, п одростковое "Я" еще неопределенно, расплывчато. Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, развиваются самосознание и самооценка, котор ые завис я т от статуса подростка в классе. Групповой статус подростка зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в группе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. У детей с задержкой психического развития отдельные психические функции отстают в развитии. Не смотря на парциальность нарушений, страдает развитие всей личности ребенка. Именно поэтому интерес представляет изучение становления личности ребенка с ЗПР . Исследованиями психологических особенностей детей с ЗПР занимались К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев М.С. Певзнер и Т.А. Власова, И.Ф. Марковская и др. Психолого - педагогическое , коррекционное сопровождение детей с ЗПР обсуждается в работах Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой , В.И. Лубовского , Н.А. Никашиной, У.В. Ульенковой , и др. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР освещены в психологических работах Д.В. Зайцев а, Л.Р. Мунировой , О.С. Пав ловой, Е.Г. Савиной, О.С . Степиной, С.Н. Чаплинской и др. Изучение нарушений коммуникативной сферы младших подростков с ЗПР важно для понимания факторов, влияющих на становление всей личности ребенка. До сих пор отсутствует единое понимание причин задержки психического развития, по разному понимаются классификации, имеются трудности в диагностике. Между тем, дети с ЗПР при постоянном психо-коррекционном сопровождении имеют возможность полной социальной адаптации в обществе. Общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей межличностных отношений на разных этапах онтогенетического развития детей с ЗПР и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами. Гипотеза исследования : предполагается, что отставание в психическом развитии оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной сферы детей. В отличие от своих сверстников без отклонений в развитии, у детей с ЗПР дети будет меньшая потребность в обще нии со сверстниками, уже круг общения, группа сверстников не будет референтной для таких детей. Объект исследования : младшие подростки (11-12 лет) с задержкой психического развития. Предмет исследования : межличностные отношения младших подростков с задержкой психического развития, их положение в классе, социометрический статус, отношение к окружающим и в целом психологический климат в классе. Цель исследования – изучение специфики м ежличностны х отношени й младших подростков со сверстниками , обучающихся в школе VII вида. Задачи исследования : 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме м ежличностны х отношени й младших подростков с ЗПР со сверстниками 2. Организовать и провести эмпирическое исследование межличностных отношения младших подростков с ЗПР со сверстниками: Провести социометрическое исследование с целью определения статуса учеников в классе. Определить индекс групповой сплоченности у подростков. Определить особенности отношений подростков с классом . Провести диагностик у «помех» в установлении эмоциональных кон тактов у подростков. Определить уровень эмпатии у подростков. 3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы. Методы исследования : теоретический анализ литературы, опрос, тестирование, статистический анализ. Методики исследования: 1. Социометрия. 2. Методика « Определение индекса групповой сплоченности » Сишора . 3. Методика « Оценка отношений подростка с классом» . 4. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных кон тактов В.В. Бойко . 5. Методик а экспресс диагностики эмпатии И.М. Юсупова. Практическая значимость исследования . Выявление особенностей межличностных отношений младших подростков с ЗПР, их отличие от межличностных отношений нормально развивающихся сверстников может помочь в разработке коррекционных программ по развитию коммуникативной сферы детей с ЗПР. Новизна исследования . В исследовании выявлены отличия межличностных отношений подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, обозначены основные проблемы в коммуникативной сфере детей раннего подросткового возраста с ЗПР.

Введение
Глава 1 Межличностные отношения, как психологический феномен
1.1 Взгляды российских и зарубежных авторов на феномен общения
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3. Специфика межличностных отношений у младших подростков с ЗПР
Глава 2 Организация эмпирического исследования межличностных отношений младших подростков, обучающихся в школе VII со сверстниками
2.1 Организация исследования
2.2. Методики исследования
Глава 3 Результаты эмпирического исследования межличностных отношений младших подростков
3.1 Результаты исследования межличностных отношений младших подростков со сверстниками
3.2 Результаты исследования коммуникативных барьеров в общении
3.3. Статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение


Цель ю данного исследования являлось изучение особенностей м е ж личностны х отношени й младших подростков, обучающихся в школе VII со сверстниками. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы выяснилось, что о бщение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее о т ношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и лич ной собственности, к труду . Общение имеет структуру, разделяется на несколько видов, выполняет определенные функции и ос у ществляется определенными средствами. Подростковый период связан с перестройкой организма ребен ка — п о ловым созреванием. Период обычно протекает трудно и для ре бенка, и для близких ему взрос лых. Самым важным новообразованием периода станови т ся чувство взрослости. Взаимоо тношения с окружающими — наиболее ва ж ная сторона жизни подростков. Если потребность в полноцен ном общении со значи мыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей по являются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или кон фли кт в кл ассе может быть компенсирован общени ем с родителя ми или любимым учителем; отсу т ствие по нимания и эмоциональ ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отноше ния. Из мн о жества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстн и ков, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируе т ся в значимых для себя ситуациях. Задержка психического развития это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Несмотря на парциальность нарушений, страдают все сферы психического развития ребенка, в том числе и сфера межличностных отношений. Хара к терные для детей с ЗПР черты и особенности коммуникативного поведения: трудности вычленения, осмысления и моделирования межличностных отн о шений; им значительно больше доступна внешняя логика реальных действий, чем логика социальных отношений; снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми; наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, в результате ребенок с ЗПР в трудной ситуации ск о рее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью; с о отношение разных видов контактов характеризуется резким преобладанием деловых; при этом дети с ЗПР чувствительны к сочувствию, ласке, доброж е лательному обращению. Отмечается низкая эффективность их общения друг с другом, часто складываются отношения авторитарно-агрессивного типа. Для детей с ЗПР более комфортным является общение в малых эндогенных группах с детьми более младшего возраста. Личностные мотивы общения со сверстниками, формирующиеся у нормально развивающихся детей раннего подросткового возраста, отсутствуют у их сверстников с ЗПР. В результате проведенного эмпирического исследования выяснилось, что в отличие от нормально развивающихся сверстников, у подростков с ЗПР значительно ниже уровень групповой сплоченности, подростки не ощущают принадлежности к группе. У них значительно чаще выражено индивидуал и стическое и реже коллективистическое отношение к группе. У подростков с ЗПР при взаимодействии с другими чаще проявляются неадекватные проявления эмоций, выражена н егибкость, неразвитость, эм о ций , д оминир уют негативны е эмоци и и н ежелание сближаться с людьми . У подростков с ЗПР уровень эмоциональной эффективности значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. У подростков с ЗПР знач и тельно ниже развиты эмпатические способности. Таким образом, особенностями межличностных отношений младших подростков с ЗПР к сверстникам являются: отсутствие ценности отношений в группе, чувства принадлежности к группе сверстников, восприятие группы сверстников как помех и своей дея тельности, уклонени е от совместных форм деятельности, предпочтени е индивидуаль ной работы, низкий уровень эмоц и ональной эффективности в общении вследствие неразвитости эмоциональной сферы, неадекватности проявления эмоций, доминирования негативных эм о ций, нежелание эмоционально сближаться с другими, низкий уровень разв и тия эмпатических способностей. Низкая эмоциональная эффективность, преобладание неадекватных, негативных эмоций, низкий уровень эмпатии приводят к нежеланию общат ь ся с другими, к отстраненности в группе сверстников, нейтрального отнош е ния к группе или к ее использованию, выбору индивидуальных целей, и с о ответственно – к низкому статусу в группе. Таким образом, г ипотеза исследования подтвердилась. Действительно, отставание в психическом развитии оказывает существенное влияние на ра з витие коммуникативной сферы детей. В отличие от своих сверстников без отклонений в развитии, у детей с ЗПР отмечается меньшая потребность в обще нии со сверстниками, уже круг общения, группа сверстников не являе т ся референтной для таких детей.

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие для студ. вузов, 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
2.Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: «Просвещение», 1991.
3.Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М., 2004.
4.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
5.Бодалев А.А. Психология личности. – М., 2005.
6.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
7.Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
8.Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского А.В. - М., 2007.
9.Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
10.Горбунова М.Ю. Социальная психология. – СПб.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
11.Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР //Дефектология. – 1986. – № 5.
12.Зайцев Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно— реабилитационной работы. - 2006. - № 1. - С. 62 - 65.
13.Игнатова Ю.А. Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития // Сб. работ молодых ученых МГПУ / сост. Н. М. Чалов. – М. : МГПУ, 2001. Вып. 7., с. 47.
14.Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития : учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ин-та типового проектирования при участии АОЗТ «Консультант», 1995.
15.Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
16.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
17.Королева Ю.А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010.
18.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер. 2006. – 269с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986, с. 54 – 70.
20.Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с.
21.Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
22.Лурьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов н/Дону, 1991.
23.Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик. – М., 2003 – 378c.
24.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005.
25.Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: Валдос, 1995.
26.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. – М.,1994.
27.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. – М., 2005.
28.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Издательство: Бахрах-М, 2006. – 672с.
29.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
30.Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 4.
31.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
32.Солнцева Л.Н. Специальная психология. – М., 2006.
33.Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2007. - № 8. - с. 52 – 59.
34.Сычевич И. В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения // Дефектология. 2008. № 3.
35.Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1989. № 5., с. 9.
36.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
37.Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – М., 2008.
38.Шешукова Н.Н. Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках // Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61).
39.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
40.Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность . Коммуникативная сфера имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, формируется личность. В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском и подростковом возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина , Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – е е эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нор мы и ценности общества, но активность личности, е е дея тельность являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человече ских общностях , в различного рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаимоотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании детей подросткового возраста. Сфера межличностного общения в подростковом возрасте привлекает внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов, социологов, психологов и педагогов. Потребн ость в общении со сверстниками возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К подростковому возрасту происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (Г. С. Абрамов а , Н. А. Амреку лов , Л. Д. Столяренко, Е. И. Рогов , Дж. Море но и др.). Подростковый возраст – очень важный, ответственный и нелегкий этап жизни человека, когда меняются представления о себе и окружающей действительности. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, п одростковое "Я" еще неопределенно, расплывчато. Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, развиваются самосознание и самооценка, котор ые завис я т от статуса подростка в классе. Групповой статус подростка зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в группе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. У детей с задержкой психического развития отдельные психические функции отстают в развитии. Не смотря на парциальность нарушений, страдает развитие всей личности ребенка. Именно поэтому интерес представляет изучение становления личности ребенка с ЗПР . Исследованиями психологических особенностей детей с ЗПР занимались К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев М.С. Певзнер и Т.А. Власова, И.Ф. Марковская и др. Психолого - педагогическое , коррекционное сопровождение детей с ЗПР обсуждается в работах Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой , В.И. Лубовского , Н.А. Никашиной, У.В. Ульенковой , и др. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР освещены в психологических работах Д.В. Зайцев а, Л.Р. Мунировой , О.С. Пав ловой, Е.Г. Савиной, О.С . Степиной, С.Н. Чаплинской и др. Изучение нарушений коммуникативной сферы младших подростков с ЗПР важно для понимания факторов, влияющих на становление всей личности ребенка. До сих пор отсутствует единое понимание причин задержки психического развития, по разному понимаются классификации, имеются трудности в диагностике. Между тем, дети с ЗПР при постоянном психо-коррекционном сопровождении имеют возможность полной социальной адаптации в обществе. Общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей межличностных отношений на разных этапах онтогенетического развития детей с ЗПР и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами. Гипотеза исследования : предполагается, что отставание в психическом развитии оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной сферы детей. В отличие от своих сверстников без отклонений в развитии, у детей с ЗПР дети будет меньшая потребность в обще нии со сверстниками, уже круг общения, группа сверстников не будет референтной для таких детей. Объект исследования : младшие подростки (11-12 лет) с задержкой психического развития. Предмет исследования : межличностные отношения младших подростков с задержкой психического развития, их положение в классе, социометрический статус, отношение к окружающим и в целом психологический климат в классе. Цель исследования – изучение специфики м ежличностны х отношени й младших подростков со сверстниками , обучающихся в школе VII вида. Задачи исследования : 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме м ежличностны х отношени й младших подростков с ЗПР со сверстниками 2. Организовать и провести эмпирическое исследование межличностных отношения младших подростков с ЗПР со сверстниками: Провести социометрическое исследование с целью определения статуса учеников в классе. Определить индекс групповой сплоченности у подростков. Определить особенности отношений подростков с классом . Провести диагностик у «помех» в установлении эмоциональных кон тактов у подростков. Определить уровень эмпатии у подростков. 3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы. Методы исследования : теоретический анализ литературы, опрос, тестирование, статистический анализ. Методики исследования: 1. Социометрия. 2. Методика « Определение индекса групповой сплоченности » Сишора . 3. Методика « Оценка отношений подростка с классом» . 4. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных кон тактов В.В. Бойко . 5. Методик а экспресс диагностики эмпатии И.М. Юсупова. Практическая значимость исследования . Выявление особенностей межличностных отношений младших подростков с ЗПР, их отличие от межличностных отношений нормально развивающихся сверстников может помочь в разработке коррекционных программ по развитию коммуникативной сферы детей с ЗПР. Новизна исследования . В исследовании выявлены отличия межличностных отношений подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, обозначены основные проблемы в коммуникативной сфере детей раннего подросткового возраста с ЗПР.

Введение
Глава 1 Межличностные отношения, как психологический феномен
1.1 Взгляды российских и зарубежных авторов на феномен общения
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3. Специфика межличностных отношений у младших подростков с ЗПР
Глава 2 Организация эмпирического исследования межличностных отношений младших подростков, обучающихся в школе VII со сверстниками
2.1 Организация исследования
2.2. Методики исследования
Глава 3 Результаты эмпирического исследования межличностных отношений младших подростков
3.1 Результаты исследования межличностных отношений младших подростков со сверстниками
3.2 Результаты исследования коммуникативных барьеров в общении
3.3. Статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение


Цель ю данного исследования являлось изучение особенностей м е ж личностны х отношени й младших подростков, обучающихся в школе VII со сверстниками. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы выяснилось, что о бщение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее о т ношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и лич ной собственности, к труду . Общение имеет структуру, разделяется на несколько видов, выполняет определенные функции и ос у ществляется определенными средствами. Подростковый период связан с перестройкой организма ребен ка — п о ловым созреванием. Период обычно протекает трудно и для ре бенка, и для близких ему взрос лых. Самым важным новообразованием периода станови т ся чувство взрослости. Взаимоо тношения с окружающими — наиболее ва ж ная сторона жизни подростков. Если потребность в полноцен ном общении со значи мыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей по являются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или кон фли кт в кл ассе может быть компенсирован общени ем с родителя ми или любимым учителем; отсу т ствие по нимания и эмоциональ ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отноше ния. Из мн о жества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстн и ков, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируе т ся в значимых для себя ситуациях. Задержка психического развития это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Несмотря на парциальность нарушений, страдают все сферы психического развития ребенка, в том числе и сфера межличностных отношений. Хара к терные для детей с ЗПР черты и особенности коммуникативного поведения: трудности вычленения, осмысления и моделирования межличностных отн о шений; им значительно больше доступна внешняя логика реальных действий, чем логика социальных отношений; снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми; наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, в результате ребенок с ЗПР в трудной ситуации ск о рее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью; с о отношение разных видов контактов характеризуется резким преобладанием деловых; при этом дети с ЗПР чувствительны к сочувствию, ласке, доброж е лательному обращению. Отмечается низкая эффективность их общения друг с другом, часто складываются отношения авторитарно-агрессивного типа. Для детей с ЗПР более комфортным является общение в малых эндогенных группах с детьми более младшего возраста. Личностные мотивы общения со сверстниками, формирующиеся у нормально развивающихся детей раннего подросткового возраста, отсутствуют у их сверстников с ЗПР. В результате проведенного эмпирического исследования выяснилось, что в отличие от нормально развивающихся сверстников, у подростков с ЗПР значительно ниже уровень групповой сплоченности, подростки не ощущают принадлежности к группе. У них значительно чаще выражено индивидуал и стическое и реже коллективистическое отношение к группе. У подростков с ЗПР при взаимодействии с другими чаще проявляются неадекватные проявления эмоций, выражена н егибкость, неразвитость, эм о ций , д оминир уют негативны е эмоци и и н ежелание сближаться с людьми . У подростков с ЗПР уровень эмоциональной эффективности значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. У подростков с ЗПР знач и тельно ниже развиты эмпатические способности. Таким образом, особенностями межличностных отношений младших подростков с ЗПР к сверстникам являются: отсутствие ценности отношений в группе, чувства принадлежности к группе сверстников, восприятие группы сверстников как помех и своей дея тельности, уклонени е от совместных форм деятельности, предпочтени е индивидуаль ной работы, низкий уровень эмоц и ональной эффективности в общении вследствие неразвитости эмоциональной сферы, неадекватности проявления эмоций, доминирования негативных эм о ций, нежелание эмоционально сближаться с другими, низкий уровень разв и тия эмпатических способностей. Низкая эмоциональная эффективность, преобладание неадекватных, негативных эмоций, низкий уровень эмпатии приводят к нежеланию общат ь ся с другими, к отстраненности в группе сверстников, нейтрального отнош е ния к группе или к ее использованию, выбору индивидуальных целей, и с о ответственно – к низкому статусу в группе. Таким образом, г ипотеза исследования подтвердилась. Действительно, отставание в психическом развитии оказывает существенное влияние на ра з витие коммуникативной сферы детей. В отличие от своих сверстников без отклонений в развитии, у детей с ЗПР отмечается меньшая потребность в обще нии со сверстниками, уже круг общения, группа сверстников не являе т ся референтной для таких детей.

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие для студ. вузов, 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
2.Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: «Просвещение», 1991.
3.Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М., 2004.
4.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
5.Бодалев А.А. Психология личности. – М., 2005.
6.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
7.Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
8.Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского А.В. - М., 2007.
9.Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
10.Горбунова М.Ю. Социальная психология. – СПб.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
11.Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР //Дефектология. – 1986. – № 5.
12.Зайцев Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно— реабилитационной работы. - 2006. - № 1. - С. 62 - 65.
13.Игнатова Ю.А. Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития // Сб. работ молодых ученых МГПУ / сост. Н. М. Чалов. – М. : МГПУ, 2001. Вып. 7., с. 47.
14.Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития : учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ин-та типового проектирования при участии АОЗТ «Консультант», 1995.
15.Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
16.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
17.Королева Ю.А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010.
18.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер. 2006. – 269с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986, с. 54 – 70.
20.Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с.
21.Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
22.Лурьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов н/Дону, 1991.
23.Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик. – М., 2003 – 378c.
24.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005.
25.Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: Валдос, 1995.
26.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. – М.,1994.
27.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. – М., 2005.
28.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Издательство: Бахрах-М, 2006. – 672с.
29.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
30.Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 4.
31.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
32.Солнцева Л.Н. Специальная психология. – М., 2006.
33.Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2007. - № 8. - с. 52 – 59.
34.Сычевич И. В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения // Дефектология. 2008. № 3.
35.Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1989. № 5., с. 9.
36.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
37.Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – М., 2008.
38.Шешукова Н.Н. Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках // Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61).
39.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
40.Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.

Купить эту работу

Межличностные отношения младших подростков, обучающихся в школе VII вида, со сверстниками

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽