Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Личностная готовность к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи

  • 75 страниц
  • 2014 год
  • 812 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
В настоящее время осуществляется большая работа по совершенствованию системы образования, повышается уровень обучения и воспитания детей. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Готовность к школе рассматривают как достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности навыков, которые создали бы оптимальные возможности для успешного вхождения его в школьную жизнь и полноценного формирования учебной деятельности. Однако, было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. Причина в том, что подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - важный аспект этой задачи. В процессе обучения постоянными спутниками детей с недостаточной психологической готовностью к школе становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой «ориентации на неуспех».
Особого внимания требуют дети с разного рода нарушениями в развитии, в том числе - речевом. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей дошкольного возраста. В настоящее время, в связи с повышением требований к содержанию и характеру дошкольного образования, большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к школьному обучению, в том числе - к овладению программой по родному языку. Решение этих вопросов имеет особое значение для дошкольников с нарушениями речевого развития, в том числе – для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), являющимися предпосылкой неуспешного обучения в школе.
В трудах многих педагогов, методистов и психологов рассматриваются различные аспекты подготовки детей к школе. Так, Проблема готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в педагогике и психологии и рассматривается многими учеными (Л.С.Выготский [12], Л.И.Божович [6], Л.А. Венгер [9], Н. И. Гуткина [17], А.В. Запорожец [22], Е.Е Кравцова [27], А.Н.Леонтьев [29], Эльконин [55] и др.), которые отмечают, что готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
Исследования Е.М. Мастюковой [32], О.Н. Усановой [50], Т.А. Фотековой [53], Т.Б. Филичевой [52], Г.В. Чиркиной [52] и других, подтверждают наличие у дошкольников с речевыми нарушениями психологических особенностей и психологической незрелости к моменту поступления в школу, затрудняющих процесс обучения в школе.
В то же время, важность в современных условиях проблемы психологической готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями к школе требует продолжения исследований.
Цель исследования: исследовать особенности личностной готовности к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровень личностной готовности к школе ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Объект исследования: 25 старших дошкольников с общим недоразвитием речи и 25 старших дошкольников с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования: личностная готовность старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать личностную готовность к обучению в школе как компонент психологической готовности.
2. Проанализировать развитие личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Провести эмпирическое исследование личностной готовности старших дошкольников к школе.
5. Выявить на основе анализа результатов эмпирического исследования особенности личностной готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями к школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников), организационные (сравнительный метод); эмпирические (эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Описание используемых методик.
1. Проективная методика «Рисунок школы» А.И.Баркан.
2. Проективная методика - рисунок на тему «Я в школе» А.И.Баркан.
3. Методика «Цветовой градусник» О.А. Ореховой
4. Методика «Определение у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника» Е.П. Ильина.
5. Методика «Представь себе...» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе Е.П. Ильина.
6. Методика «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбурга.
7. Определение ведущей формы общения детей со взрослым М.И.Лисиной.
8. Методика определения самооценки дошкольника «Лесенка» В.Г.Щур.
Практическая значимость: результаты исследования личностной готовности к школьному обучению позволяют выявить детей, психологически не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними индивидуально-ориентированной развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Новизна исследования заключается в уточнении отдельных положений литературных источников по проблеме личностной готовности к школьному обучению и в том, что впервые использован предложенный комплекс методик для исследования личностной готовности старших дошкольников к школе.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕГУЛЯРНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1. Личностная готовность к обучению в школе как компонент психологической готовности 7
1.2. Развитие личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 33
2.1. Описание объекта исследования 33
2.2. Методы и методики исследования 37
2.3. Организация эксперимента 41
3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 44
3.1. Описание, анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
3.2. Обсуждение результатов эмпирического исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Задачей обучения и воспитания в ДОУ является создание педагогических условий подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
При подготовке детей к школе необходимо ориентироваться на показатели не только физиологической, но и психологической, в том числе – личностной, готовности ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает развитие у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции, связанной с предстоящим обучением в школе.
Как правило, процесс перехода ребенка-дошкольника к «школьному детству» не бывает безболезненным даже для нормально развивающихся детей. Этот процесс связан со значительными интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками и во многом определяет дальнейшую успешность обучения и самореализации ребенка с ОНР. Важной задачей специальной педагогики и психологии является подготовка ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями в развитии к обучению в школе общеобразовательного или специального вида и его социальная адаптация.
Было проведено констатирующее исследование, направленое на выявление особенности личностной готовности к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. В исследовании принимали участие 25 дошкольников с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 25 дошкольников с ОНР 3 уровня, со стёртой дизартрией (экспериментальная группа) в возрасте от 6,2 до 7,4 лет.
Исследование показало, что все показатели методик, кроме самооценки, у детей с ОНР ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровень личностной готовности к школе ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Особенности развития личностной готовности к школе детей с ОНР показывают, что дети, относящиеся к данной категории, нуждаются не только в целенаправленных логопедических занятиях по коррекции речи, но и в работе по развитию личностной готовности к школе. Результаты исследования показали необходимость совершенствования подготовки детей к школе, позволили выявить направления работы.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Проведенное исследование дает объективную оценку уровня развития личностной готовности к школе, показывает направления работы с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. Результаты исследования могут быть применены как в практике работы дошкольного учреждения, так и родителями.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999.
2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителей будущего первоклассника.-Екатеринбург,У-Фактория-2006.-224с
3. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе. СПб., 2005.
4. Баркан А.И. Его Величество ребенок. М., 1996.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1995. 356с.
7. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1997.
8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
9. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. / «Дошкольное воспитание». М., 1970.
10. Волков В.С., Волкова Н.В. .Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. М., 2004. 192с.
11. Воронова А.П. Нарушение письма у детей с речевой патологией. СПб, 1994.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
14. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
15. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
16. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004. — 184 с.
18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.
19. Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. Планирование образовательной работы в ДОУ. - М.: Мозаик-синтез, 2004.
20. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. М., 2006.
21. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Тула: Родничок,1999. 832 с.
22. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М. 1980.
23. Зотова Т.Н. Дидактические условия преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. - Барнаул: Бийский педагогический государственный университет, 2004.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2003. 512 с.
25. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - 11-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2011. 418 с.
27. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
28. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.,1969.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. 509 с.
30. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пединститутов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 680 с.
31. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - С. 214 - 218.
32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. М.,2000-456с
34. Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту //Хрестоматия по детской психологии. М.:Институт практической психологии, 1996. С.242-249
35. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.
36. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Владос,2001-256с.
37. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
38. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка: практикум по психодиагностике. СПб.: Речь, 2002. 112с.
39. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
40. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1999.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. 208 с.
42. Развитие мотивов у детей 6—7 лет. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. // Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер.— М., НПО «Образование», 1988. — С. 23.
43. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь. // «Школьный психолог». 2004. - № 23. – С. 51 – 63.
44. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 2006, № 4.
45. Солнцева О.В. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
46. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
47. Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования // Начальная школа плюс. До и после. - 2011 - №1. – С. 4-6.
48. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
49. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
50. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.
51. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
52. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2010. 188 с.
53. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
54. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992.
55. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. —Воронеж, 1995. - 226 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
В настоящее время осуществляется большая работа по совершенствованию системы образования, повышается уровень обучения и воспитания детей. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Готовность к школе рассматривают как достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности навыков, которые создали бы оптимальные возможности для успешного вхождения его в школьную жизнь и полноценного формирования учебной деятельности. Однако, было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. Причина в том, что подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - важный аспект этой задачи. В процессе обучения постоянными спутниками детей с недостаточной психологической готовностью к школе становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой «ориентации на неуспех».
Особого внимания требуют дети с разного рода нарушениями в развитии, в том числе - речевом. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей дошкольного возраста. В настоящее время, в связи с повышением требований к содержанию и характеру дошкольного образования, большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к школьному обучению, в том числе - к овладению программой по родному языку. Решение этих вопросов имеет особое значение для дошкольников с нарушениями речевого развития, в том числе – для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), являющимися предпосылкой неуспешного обучения в школе.
В трудах многих педагогов, методистов и психологов рассматриваются различные аспекты подготовки детей к школе. Так, Проблема готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в педагогике и психологии и рассматривается многими учеными (Л.С.Выготский [12], Л.И.Божович [6], Л.А. Венгер [9], Н. И. Гуткина [17], А.В. Запорожец [22], Е.Е Кравцова [27], А.Н.Леонтьев [29], Эльконин [55] и др.), которые отмечают, что готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
Исследования Е.М. Мастюковой [32], О.Н. Усановой [50], Т.А. Фотековой [53], Т.Б. Филичевой [52], Г.В. Чиркиной [52] и других, подтверждают наличие у дошкольников с речевыми нарушениями психологических особенностей и психологической незрелости к моменту поступления в школу, затрудняющих процесс обучения в школе.
В то же время, важность в современных условиях проблемы психологической готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями к школе требует продолжения исследований.
Цель исследования: исследовать особенности личностной готовности к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровень личностной готовности к школе ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Объект исследования: 25 старших дошкольников с общим недоразвитием речи и 25 старших дошкольников с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования: личностная готовность старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать личностную готовность к обучению в школе как компонент психологической готовности.
2. Проанализировать развитие личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Провести эмпирическое исследование личностной готовности старших дошкольников к школе.
5. Выявить на основе анализа результатов эмпирического исследования особенности личностной готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями к школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников), организационные (сравнительный метод); эмпирические (эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Описание используемых методик.
1. Проективная методика «Рисунок школы» А.И.Баркан.
2. Проективная методика - рисунок на тему «Я в школе» А.И.Баркан.
3. Методика «Цветовой градусник» О.А. Ореховой
4. Методика «Определение у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника» Е.П. Ильина.
5. Методика «Представь себе...» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе Е.П. Ильина.
6. Методика «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбурга.
7. Определение ведущей формы общения детей со взрослым М.И.Лисиной.
8. Методика определения самооценки дошкольника «Лесенка» В.Г.Щур.
Практическая значимость: результаты исследования личностной готовности к школьному обучению позволяют выявить детей, психологически не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними индивидуально-ориентированной развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Новизна исследования заключается в уточнении отдельных положений литературных источников по проблеме личностной готовности к школьному обучению и в том, что впервые использован предложенный комплекс методик для исследования личностной готовности старших дошкольников к школе.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕГУЛЯРНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1. Личностная готовность к обучению в школе как компонент психологической готовности 7
1.2. Развитие личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 33
2.1. Описание объекта исследования 33
2.2. Методы и методики исследования 37
2.3. Организация эксперимента 41
3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 44
3.1. Описание, анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
3.2. Обсуждение результатов эмпирического исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Задачей обучения и воспитания в ДОУ является создание педагогических условий подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
При подготовке детей к школе необходимо ориентироваться на показатели не только физиологической, но и психологической, в том числе – личностной, готовности ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает развитие у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции, связанной с предстоящим обучением в школе.
Как правило, процесс перехода ребенка-дошкольника к «школьному детству» не бывает безболезненным даже для нормально развивающихся детей. Этот процесс связан со значительными интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками и во многом определяет дальнейшую успешность обучения и самореализации ребенка с ОНР. Важной задачей специальной педагогики и психологии является подготовка ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями в развитии к обучению в школе общеобразовательного или специального вида и его социальная адаптация.
Было проведено констатирующее исследование, направленое на выявление особенности личностной готовности к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. В исследовании принимали участие 25 дошкольников с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 25 дошкольников с ОНР 3 уровня, со стёртой дизартрией (экспериментальная группа) в возрасте от 6,2 до 7,4 лет.
Исследование показало, что все показатели методик, кроме самооценки, у детей с ОНР ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровень личностной готовности к школе ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Особенности развития личностной готовности к школе детей с ОНР показывают, что дети, относящиеся к данной категории, нуждаются не только в целенаправленных логопедических занятиях по коррекции речи, но и в работе по развитию личностной готовности к школе. Результаты исследования показали необходимость совершенствования подготовки детей к школе, позволили выявить направления работы.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Проведенное исследование дает объективную оценку уровня развития личностной готовности к школе, показывает направления работы с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. Результаты исследования могут быть применены как в практике работы дошкольного учреждения, так и родителями.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999.
2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителей будущего первоклассника.-Екатеринбург,У-Фактория-2006.-224с
3. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе. СПб., 2005.
4. Баркан А.И. Его Величество ребенок. М., 1996.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1995. 356с.
7. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1997.
8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
9. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. / «Дошкольное воспитание». М., 1970.
10. Волков В.С., Волкова Н.В. .Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. М., 2004. 192с.
11. Воронова А.П. Нарушение письма у детей с речевой патологией. СПб, 1994.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
14. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
15. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
16. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004. — 184 с.
18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.
19. Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. Планирование образовательной работы в ДОУ. - М.: Мозаик-синтез, 2004.
20. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. М., 2006.
21. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Тула: Родничок,1999. 832 с.
22. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М. 1980.
23. Зотова Т.Н. Дидактические условия преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. - Барнаул: Бийский педагогический государственный университет, 2004.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2003. 512 с.
25. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - 11-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2011. 418 с.
27. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
28. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.,1969.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. 509 с.
30. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пединститутов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 680 с.
31. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - С. 214 - 218.
32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. М.,2000-456с
34. Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту //Хрестоматия по детской психологии. М.:Институт практической психологии, 1996. С.242-249
35. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.
36. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Владос,2001-256с.
37. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
38. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка: практикум по психодиагностике. СПб.: Речь, 2002. 112с.
39. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
40. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1999.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. 208 с.
42. Развитие мотивов у детей 6—7 лет. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. // Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер.— М., НПО «Образование», 1988. — С. 23.
43. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь. // «Школьный психолог». 2004. - № 23. – С. 51 – 63.
44. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 2006, № 4.
45. Солнцева О.В. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
46. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
47. Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования // Начальная школа плюс. До и после. - 2011 - №1. – С. 4-6.
48. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
49. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
50. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.
51. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
52. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2010. 188 с.
53. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
54. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992.
55. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. —Воронеж, 1995. - 226 с.

Купить эту работу

Личностная готовность к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

29 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽