Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Гендерные различия аутоагрессии как следствие насилия в детском и подростковом возрасте

  • 77 страниц
  • 2014 год
  • 247 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования связана с тем, что основными проблемами личностного развития являются нарушения в эмоциональной сфере, в том числе аутоагрессия. Подростковый период - важнейший этап формирования личности, это остро протекающее время, когда заложенные в детстве психические характеристики и личностные особенности переосмысляются человеком, в противоречивых переплетениях детских и взрослых проявлений происходит становление личности. Несомненно, кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию подростков, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Трудности в воспитании подрастающего поколения отмечаются специалистами в области возрастной и педагогической психологии, педагогами, социологами и представителями других наук.
Много вопросов вызывает аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в попытках суицида.
Почему некоторые подростки оказываются склонны к аутоагрессивному поведению? Какие формы аутоагрессии свойственны подросткам? Есть ли гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте? Есть ли связь между нанесением самоповреждений и суицидом? Как помочь подросткам с аутоагрессивным поведением? Какие последствия может иметь насилие, перенесенное в детском и подростковом возрасте? Все эти вопросы волнуют психологов, педагогов, социологов.
Цель: выявить гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Предмет: гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Объект: 30 подростков в возрасте 17-19 лет (15 юношей и 15 девушек), подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что существуют гендерные различия аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте; при этом наиболее высокий уровень проявлений аутоагрессии, склонности к отклоняющемуся поведению и суицидального риска можно ожидать у подростков с высоким уровнем личностной тревожности и с заниженной самооценкой.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы агрессивности и аутоагрессии в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть особенности проявлений аутоагрессии в поведении детей и подростков, подвергшихся насилию.
3. Рассмотреть гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у детей и подростков
4. Провести эмпирическое исследование проявлений аутоагрессии, тревожности, самооценки, склонности к отклоняющемуся поведению и суицидального риска у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте.
5. Сопоставить уровень проявлений аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте, и уровнем их личностной тревожности и самооценки.
Методы исследования: анализ теоретических материалов, систематизация и обобщение; психодиагностика, математическая обработка полученных данных, интерпретационные методы.
Методики исследования.
1. Опросник агрессивности Басса-Перри (адаптация С.Н. Ениколопова)
2. «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
3. Изучение общей самооценки (для подростков) (опросник Г.Н.Казанцевой).
4. Опросник суицидального риска (ОСР для подростков, модификация Т.Н. Разуваевой).
5. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении гендерных различий аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Практическая значимость работы выражается в том, что на основании проведенного исследования выявлены психологические проблемы подростков, на основании которых может быть проведена индивидуальная консультационная и коррекционная работа с учетом гендерных различий аутоагрессии.




Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Состояние проблемы исследования агрессивности и аутоагрессии в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности проявлений аутоагрессии в поведении детей и подростков, подвергшихся насилию 18
1.3. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у детей и подростков 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Материал исследования и характеристика выборки 36
2.2.Методы и методики исследования 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 43
3.1 Результаты эмпирического исследования 43
3.2 Обсуждение результатов исследования 55
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аутоагрессивное поведение является одной из форм поведенческих девиаций подросткового возраста. Современная распространенность, показатели риска и особенности аутоагрессивного поведения подростков 12–17 лет в целом имеют больше сходств, чем различий.
Типологические формы аутоагрессивного поведения:
1. Суицидальное поведение.
2. Парасуицидальное поведение.
3. Псевдосуицидальное поведение.
4. Асуицидальная форма аутоагрессивного поведения.
Анализ факторов риска суицидального поведения выявил следующие тенденции. Общими показателями риска как для мальчиков, так и для девочек являлись: употребление психоактивных веществ, повышенная агрессивность и вандализм, ранний опыт сексуальных отношений, склонность к рискованному поведению, низкая самооценка, членство в неформальной группе с асоциальной направленностью.
В то же время наблюдались и гендерные отличия. Так, для мальчиков суицидентов более значимыми оказались такие показатели риска, как: склонность к непрямому выражению агрессии в виде агрессивного фантазирования, признаки резидуально органического поражения головного мозга, нарушения полоролевых идентичности и поведения, дружба с ранее судимыми лицами, враждебность, физические наказания родителями.
Для девочек более характерными показателями риска являются: употребление психоактивных веществ, дружба со взрослыми молодыми людьми, совершение правонарушений, опыт перенесенного сексуального насилия, психические нарушения в сфере влечений (проявления дромомании, пиромании, зоосадизма), аффективные расстройства (эпизоды «истерик», кошмарные сновидения, жестокость, вспыльчивость), наследственная отягощенность психическими заболеваниями.
Аутоагрессия зачастую приводит к негативным последствиям. Суицидальное поведение современных подростков обоего пола в значительной степени связано не только с употреблением психоактивных веществ, с агрессивным и антисоциальным, в том числе групповым, поведением, ранним опытом сексуальных отношений и низкой самооценкой, но и с опытом перенесенного в детском и подростковом возрасте насилия.
Наше исследование позволило выявить гендерные различия проявлений аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте, их уровень тревожности и самооценки.
Наше исследование показало, что наиболее выраженными склонностями к отклоняющемуся поведению среди подростков выявлены:
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению;
- волевой контроль эмоциональных реакций.
При этом все показатели, кроме склонностей к преодолению норм и правил, а также к агрессии и насилию, в среднем выше у девушек.
Все показатели суицидального риска - наиболее опасной формы проявлений аутоагрессивного поведения в среднем выше у девушек (кроме показателей уникальности, несостоятельности и антисуицидального фактора). Девушки острее переживают перенесенное физическое насилие. В том числе, у девушек выше показатель «Слом культурных барьеров», характеризующий склонность подростков к поиску культурных нормативов и ценностей, которые оправдывают суицидальное поведение или даже делают суицидальное поведение в определенной мере привлекательным.
По данным исследования несколько сильнее выражен у юношей, «Антисуицидальный фактор», который снимает суицидальный риск. Это представление о греховности самоубийства, его антиэстетичности. Фактор характеризует понимание чувства ответственности за близких, а также чувство долга или боязнь физических страданий, боли.
Достаточно высокие показатели, полученные по шкале «Антисуицидальный фактор», позволяют сделать вывод о возможности психологической профилактики и коррекции суицидального поведения у подростков.
На основании данных корреляционного анализа показано, что показатели проявлений аутоагрессии связаны с самооценкой и с показателями тревожности. Личностная тревожность подростков характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность подростков характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с психосоматическими заболеваниями, невротическими и эмоциональными и срывами.
Необходимо стараться помочь подростку с аутоагрессивным поведением. Далеко не всех следует лечить в психиатрическом стационаре. В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском. Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием.
Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.


1. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. – М.: Наука, 1989. – 189 с.
2. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006. – 438 с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.
4. Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности : учебное пособие / М.Б. Алфимова. – СПб.: Питер, 2003. – 418 с.
5. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. М., 1980.
6. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Инс-т психологии РАН, 2006. – 512 с.
7. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006. – 382 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
9. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов, НПО МОДЭК, Воронеж, 1995. – 448с.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2003. – 238 с.
11. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2007. – 400 с.
12. Вроно Е. М., Ратинова Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Тр. Моск. НИИ психиатрии. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1989. С. 38–46.
13. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 546 с.
14. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 2004.
15. Ковалев В. В. Нарушения поведения у детей и подростков. М.: Медицина, 1981.
16. Корчагина Ю. Аутоагрессия: пусть мне будет хуже! [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psycenter.ru (дата обращения: 16.03.2014).
17. Крейхи Б. Социальная психология агрессии – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 86 с.
20. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. – 2003. - №3. - С.36-42.
21. Меннингер К. Война с самим собой. – М.: Академия, 1996. – 172 с.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: «Когито-Центр», 2006. – 252 с.
23. Немировский К. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства. – М.: Когнито-центр, 2010. – 217 с.
24. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370.
25. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - С.75-80.
26. Осухова Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие // Педагогика. 2001. № 3. С. 86–96.
27. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. – 342 с.
28. Пилягина Г.Я. К вопросу о клинико-патогенетической типологии аутоагрессивного поведения // Таврический журнал психиатрии. — 2000. – Т. 4, № 1. – С. 22–24.
29. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - №2. - С.3-6.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
31. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков/ Под редакцией И. Соковни. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
32. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: «Когито-Центр», 2011. – 602 с.
33. Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара, «БАХРА-М», 2001. – 542 с.
34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3.
35. Руководство по предупреждению насилия над детьми: метод. пособ. для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педвузов / Под ред. Н.К.Асановой. - М., 1997. – 116 с.
36. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поисκи в западной философии и науκе. - М., 2001. - С.89-133.
37. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб., 2001. – 326 с.
38. Садовская А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2007. - № 7. – С.59-66.
39. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996. – 218 с.
40. Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Л. Бурлачук.- 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. – 688 с.
41. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцевой, - М.: Просвещение, 1989. – 215 с.
42. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005. – 634 с.
43. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 480 с.
44. Хухлаева О.С. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. 464 с.
45. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журн. невропатол. и психиатр. 1984. № 10. С. 1556–1560.
46. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1056 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования связана с тем, что основными проблемами личностного развития являются нарушения в эмоциональной сфере, в том числе аутоагрессия. Подростковый период - важнейший этап формирования личности, это остро протекающее время, когда заложенные в детстве психические характеристики и личностные особенности переосмысляются человеком, в противоречивых переплетениях детских и взрослых проявлений происходит становление личности. Несомненно, кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию подростков, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Трудности в воспитании подрастающего поколения отмечаются специалистами в области возрастной и педагогической психологии, педагогами, социологами и представителями других наук.
Много вопросов вызывает аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в попытках суицида.
Почему некоторые подростки оказываются склонны к аутоагрессивному поведению? Какие формы аутоагрессии свойственны подросткам? Есть ли гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте? Есть ли связь между нанесением самоповреждений и суицидом? Как помочь подросткам с аутоагрессивным поведением? Какие последствия может иметь насилие, перенесенное в детском и подростковом возрасте? Все эти вопросы волнуют психологов, педагогов, социологов.
Цель: выявить гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Предмет: гендерные различия аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Объект: 30 подростков в возрасте 17-19 лет (15 юношей и 15 девушек), подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что существуют гендерные различия аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте; при этом наиболее высокий уровень проявлений аутоагрессии, склонности к отклоняющемуся поведению и суицидального риска можно ожидать у подростков с высоким уровнем личностной тревожности и с заниженной самооценкой.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы агрессивности и аутоагрессии в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть особенности проявлений аутоагрессии в поведении детей и подростков, подвергшихся насилию.
3. Рассмотреть гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у детей и подростков
4. Провести эмпирическое исследование проявлений аутоагрессии, тревожности, самооценки, склонности к отклоняющемуся поведению и суицидального риска у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте.
5. Сопоставить уровень проявлений аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте, и уровнем их личностной тревожности и самооценки.
Методы исследования: анализ теоретических материалов, систематизация и обобщение; психодиагностика, математическая обработка полученных данных, интерпретационные методы.
Методики исследования.
1. Опросник агрессивности Басса-Перри (адаптация С.Н. Ениколопова)
2. «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
3. Изучение общей самооценки (для подростков) (опросник Г.Н.Казанцевой).
4. Опросник суицидального риска (ОСР для подростков, модификация Т.Н. Разуваевой).
5. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении гендерных различий аутоагрессии как следствия насилия в детском и подростковом возрасте.
Практическая значимость работы выражается в том, что на основании проведенного исследования выявлены психологические проблемы подростков, на основании которых может быть проведена индивидуальная консультационная и коррекционная работа с учетом гендерных различий аутоагрессии.




Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Состояние проблемы исследования агрессивности и аутоагрессии в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности проявлений аутоагрессии в поведении детей и подростков, подвергшихся насилию 18
1.3. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у детей и подростков 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Материал исследования и характеристика выборки 36
2.2.Методы и методики исследования 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АУТОАГРЕССИИ КАК СЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 43
3.1 Результаты эмпирического исследования 43
3.2 Обсуждение результатов исследования 55
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аутоагрессивное поведение является одной из форм поведенческих девиаций подросткового возраста. Современная распространенность, показатели риска и особенности аутоагрессивного поведения подростков 12–17 лет в целом имеют больше сходств, чем различий.
Типологические формы аутоагрессивного поведения:
1. Суицидальное поведение.
2. Парасуицидальное поведение.
3. Псевдосуицидальное поведение.
4. Асуицидальная форма аутоагрессивного поведения.
Анализ факторов риска суицидального поведения выявил следующие тенденции. Общими показателями риска как для мальчиков, так и для девочек являлись: употребление психоактивных веществ, повышенная агрессивность и вандализм, ранний опыт сексуальных отношений, склонность к рискованному поведению, низкая самооценка, членство в неформальной группе с асоциальной направленностью.
В то же время наблюдались и гендерные отличия. Так, для мальчиков суицидентов более значимыми оказались такие показатели риска, как: склонность к непрямому выражению агрессии в виде агрессивного фантазирования, признаки резидуально органического поражения головного мозга, нарушения полоролевых идентичности и поведения, дружба с ранее судимыми лицами, враждебность, физические наказания родителями.
Для девочек более характерными показателями риска являются: употребление психоактивных веществ, дружба со взрослыми молодыми людьми, совершение правонарушений, опыт перенесенного сексуального насилия, психические нарушения в сфере влечений (проявления дромомании, пиромании, зоосадизма), аффективные расстройства (эпизоды «истерик», кошмарные сновидения, жестокость, вспыльчивость), наследственная отягощенность психическими заболеваниями.
Аутоагрессия зачастую приводит к негативным последствиям. Суицидальное поведение современных подростков обоего пола в значительной степени связано не только с употреблением психоактивных веществ, с агрессивным и антисоциальным, в том числе групповым, поведением, ранним опытом сексуальных отношений и низкой самооценкой, но и с опытом перенесенного в детском и подростковом возрасте насилия.
Наше исследование позволило выявить гендерные различия проявлений аутоагрессии у подростков, подвергшихся насилию в детском и подростковом возрасте, их уровень тревожности и самооценки.
Наше исследование показало, что наиболее выраженными склонностями к отклоняющемуся поведению среди подростков выявлены:
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению;
- волевой контроль эмоциональных реакций.
При этом все показатели, кроме склонностей к преодолению норм и правил, а также к агрессии и насилию, в среднем выше у девушек.
Все показатели суицидального риска - наиболее опасной формы проявлений аутоагрессивного поведения в среднем выше у девушек (кроме показателей уникальности, несостоятельности и антисуицидального фактора). Девушки острее переживают перенесенное физическое насилие. В том числе, у девушек выше показатель «Слом культурных барьеров», характеризующий склонность подростков к поиску культурных нормативов и ценностей, которые оправдывают суицидальное поведение или даже делают суицидальное поведение в определенной мере привлекательным.
По данным исследования несколько сильнее выражен у юношей, «Антисуицидальный фактор», который снимает суицидальный риск. Это представление о греховности самоубийства, его антиэстетичности. Фактор характеризует понимание чувства ответственности за близких, а также чувство долга или боязнь физических страданий, боли.
Достаточно высокие показатели, полученные по шкале «Антисуицидальный фактор», позволяют сделать вывод о возможности психологической профилактики и коррекции суицидального поведения у подростков.
На основании данных корреляционного анализа показано, что показатели проявлений аутоагрессии связаны с самооценкой и с показателями тревожности. Личностная тревожность подростков характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность подростков характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с психосоматическими заболеваниями, невротическими и эмоциональными и срывами.
Необходимо стараться помочь подростку с аутоагрессивным поведением. Далеко не всех следует лечить в психиатрическом стационаре. В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском. Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием.
Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.


1. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. – М.: Наука, 1989. – 189 с.
2. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006. – 438 с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.
4. Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности : учебное пособие / М.Б. Алфимова. – СПб.: Питер, 2003. – 418 с.
5. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. М., 1980.
6. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Инс-т психологии РАН, 2006. – 512 с.
7. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006. – 382 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
9. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов, НПО МОДЭК, Воронеж, 1995. – 448с.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2003. – 238 с.
11. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2007. – 400 с.
12. Вроно Е. М., Ратинова Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: Тр. Моск. НИИ психиатрии. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1989. С. 38–46.
13. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 546 с.
14. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 2004.
15. Ковалев В. В. Нарушения поведения у детей и подростков. М.: Медицина, 1981.
16. Корчагина Ю. Аутоагрессия: пусть мне будет хуже! [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psycenter.ru (дата обращения: 16.03.2014).
17. Крейхи Б. Социальная психология агрессии – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 86 с.
20. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. – 2003. - №3. - С.36-42.
21. Меннингер К. Война с самим собой. – М.: Академия, 1996. – 172 с.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: «Когито-Центр», 2006. – 252 с.
23. Немировский К. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства. – М.: Когнито-центр, 2010. – 217 с.
24. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370.
25. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - С.75-80.
26. Осухова Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие // Педагогика. 2001. № 3. С. 86–96.
27. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. – 342 с.
28. Пилягина Г.Я. К вопросу о клинико-патогенетической типологии аутоагрессивного поведения // Таврический журнал психиатрии. — 2000. – Т. 4, № 1. – С. 22–24.
29. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - №2. - С.3-6.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
31. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков/ Под редакцией И. Соковни. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
32. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: «Когито-Центр», 2011. – 602 с.
33. Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара, «БАХРА-М», 2001. – 542 с.
34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3.
35. Руководство по предупреждению насилия над детьми: метод. пособ. для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педвузов / Под ред. Н.К.Асановой. - М., 1997. – 116 с.
36. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поисκи в западной философии и науκе. - М., 2001. - С.89-133.
37. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб., 2001. – 326 с.
38. Садовская А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2007. - № 7. – С.59-66.
39. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996. – 218 с.
40. Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Л. Бурлачук.- 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. – 688 с.
41. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцевой, - М.: Просвещение, 1989. – 215 с.
42. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005. – 634 с.
43. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 480 с.
44. Хухлаева О.С. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. 464 с.
45. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журн. невропатол. и психиатр. 1984. № 10. С. 1556–1560.
46. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1056 с.


Купить эту работу

Гендерные различия аутоагрессии как следствие насилия в детском и подростковом возрасте

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 ноября 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽