Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте!

  • 73 страниц
  • 2014 год
  • 94 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Проблема эмоционального развития является одной из важных и сложных проблем психологии, так как эта проблема связана не только с общими закономерностями развития детской психики и ее отдельными сторонами, но и с особенностями формирования личности ребенка. Эмоции имеют важнейшее значение для воспитания социально значимых черт личности – человечности, гуманности, отзывчивости и других, принимают участие в становлении любой творческой деятельности, в развитии мышления ребенка.
Каждая ступень развития ребенка как личности и индивида должна быть прожита им без неоправданного ускорения, полноценно. Именно этим закладывается база для перехода на следующую ступень развития. Нарушения этого принципа приводят к отрицательным последствиям. Так, ограничение малыша в раннем возрасте в любви, ласке и физическом контакте может привести к отставанию ребенка в познании окружающего мира, к затрудненному формированию навыков общения, к снижению активности и возрастанию апатичности, вялости. Вследствие недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития впоследствии у ребенка возникают адаптационные проблемы, неспособность выразить свои эмоциональные переживания, а также эмоциональная невосприимчивость - неумение распознавать и учитывать эмоции и чувства других людей [2, с. 213].
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения со взрослыми и сверстниками. Так, в общении с близкими взрослыми, помогающими малышу познавать мир окружающих предметов и явлений, преобладают мотивы сотрудничества. При этом сохраняется и чисто эмоциональное общение, которое необходимо на всех возрастных этапах развития ребенка. Ребенок, кроме эмоционального тепла и безусловной любви, ждет от близкого взрослого непосредственного участия в своих делах, совместного решения любой возникающей задачи. Новые для малыша формы общения со взрослыми разворачиваются именно вокруг таких совместных действий, способствующих развитию личности ребенка, формирующих его эмоциональную сферу.
Степень изученности проблемы.
Возрастным процессам, в том числе, раннему возрасту, посвящено много исследований психологов, среди которых Л. С. Выготский, В.С.Мухина, Д. Б. Эльконин и другие. Л.И.Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний — влияние на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем.
Проблемой влияния родительского отношения на развитие ребёнка занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Среди отечественных психологов наиболее систематическое практическое исследование детско-родительских отношений осуществляли А.Я. Варга, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и другие специалисты.
В то же время, важность задач эмоционального развития в раннем возрасте и недостаточное понимание многими родителями и другими окружающими ребенка людьми значения cоциально-психологического влияния на данный процесс, требует продолжения исследований.
Объект исследования: эмоциональное развитие в раннем возрасте.
Предмет исследования: социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Цель: исследовать социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к проблеме cоциально-психологического влияния на уровень эмоционального развития в раннем возрасте;
2) провести эмпирическое исследование cоциально-психологических особенностей семьи и уровня эмоционального развития детей раннего возраста;
3) выявить влияние cоциально-психологических особенностей семьи на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют особенности развития эмоциональной сферы ребёнка в раннем детстве в зависимости от cоциально-психологических особенностей семьи.
В процессе исследования применялись, следующие методы:
1) теоретический (обобщающий анализ литературных данных по проблеме исследования);
2) организационные (сравнительный, комплексный);
3) эмпирические:
- анкетный опрос родителей;
- наблюдение [21, с.364];
- опросник родительских установок PARY (Е. С. Шафер и Р. К. Белл) [36, с. 483-500].
- опросник для родителей «Типы воспитания детей» [52, с.77-85.];
- опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» [14, с. 267-268];
4) обрабатывающие (математико-статистические);
5) интерпретационные.
Новизна работы заключается в обобщении теоретических положений по теме исследования и в подборе комплекса диагностических методик.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общее социально-психологическое влияние на развитие ребенка в раннем возрасте 6
1.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте 12
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста 16
1.4. Детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка в раннем возрасте 23
1.5 Влияние cоциально-психологических особенностей семьи на эмоциональное развитие детей раннего возраста 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 41
2.1. Методологические принципы исследования 41
2.2 Характеристика выборки исследования 41
2.3 Методы и методики психологического исследования влияния cоциально-психологических особенностей семьи на уровень эмоционального развития в раннем возрасте 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 50
3.1. Результаты исследования 50
3.2 Анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

На основании анализа литературных источников можно сделать вывод, что формирование и развитие детской личности происходят как под влиянием непосредственных объективных условий семейной жизни, так и под воздействием целенаправленного воспитания. Содержание семейного воспитания определяется духовной и педагогической культурой родителей, их опытом социального общения, семейными традициями. Педагогическими условиями развития детей раннего возраста являются совершенствование двигательных функций, сенсорное воспитание, предметная деятельность, навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками, целенаправленное развитие речи.
Особенностями эмоционального развития в раннем возрасте являются следующие: эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций; развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда.
Формирование личности подрастающего человека находится в прямой зависимости от характера детско-родительских отношений и педагогической позиции родителей. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация – эти виды отношений родителей к детям являются своеобразным проявлением нарушенных стилей воспитания. Детско-родительские отношения должна, прежде всего, отличать гармоничная взаимосвязь между родителями и детьми, благоприятно влияющая на эмоциональную сферу ребенка.
Результаты эмпирического исследования показали, что только 30% семей отличает высокий уровень социально-психологического благополучия; 45% семей отличает средний уровень, семья недостаточно благополучная; в 25% семей – низкий уровень, семья неблагополучная.
При этом большинством опрошенных родителей их ребенок воспринимается как социально желательный, родители ценят интеллектуальные и творческие способности своих детей, в основном родители следят за достижениями детей, за их индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. В таких семьях дети в основном эмоционально уравновешенные, веселые, уровень негативных эмоциональных проявлений достаточно низок.
Однако, у части родителей детей раннего возраста во взаимодействии с детьми выражены тенденции к авторитарному ограничению детской самостоятельности и низкая степень эмоционального принятия. Разумная требовательность этих родителей невысока, зачастую отсутствует контроль за досугом детей. Выраженность указанных тенденций позволяет охарактеризовать особенности родительского отношения в этих семьях как отношение, в котором большое место занимает стремление ограничивать детскую самостоятельность, низкий уровень эмоциональных контактов. Эти родители, не предъявляют детям четкие конкретные требования, но ограничивают инициативу детей авторитарностью. Мало уделяется внимания совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий. Другой крайностью является гиперопека над ребенком.
Корреляционный анализ подтвердил, что проблемы в семье, неблагоприятные условия воспитания отражаются на развитии эмоционально-личностной сферы детей в раннем возрасте. В свою очередь, неблагополучие в развитии эмоционально-личностной сферы влияет на поведение ребёнка, его общение с окружающими.
В целом можно сделать вывод, что стили взаимоотношений в семье и родительские установки положительно влияют на развитие эмоциональной сферы ребёнка в раннем детстве при условии совокупности позитивного родительского эмоционального отношения к ребенку, адекватного восприятия ребенка родителем и знания наиболее эффективных способов поведения с ним.

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19 – 44.
2. Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 213–222.
3. Аверин В.А. Развитие личности ребенка: от года до трех. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. - 512с.
4. Алексеева, Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб: Питер, 2013. – 336 с.
6. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 349 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника// Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С.124-132.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.
10. Возрастные особенности психологического развития детей. - М., 2006. – 314 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 256.
13. Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1998. - 80с.
14. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,2001. - С. 267-268.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // «Вопросы психологии». -1974. - №6. - С. 59-73.
16. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.30-35.
17. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 637 с.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
19. Каптерев П.Ф. Трудности семейного воспитания // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – С. 107-114.
20. Каптерев П.Ф. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. – С.124-138.
24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2003. - 274с.
25. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1989. - 760 с.
26. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
27. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: «Когито-Центр», 2006. – 252 с.
28. Мурашова Е. В. Понять ребенка: Психологические проблемы ваших детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 343с.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995. – 374 с.
31. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.
32. Павлова Л.Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех лет. М. : Росмэн Пресс, 2008. – 114 с.
33. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева. - М., 2002. – 76 с.
34. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2004. – 640с.
35. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. - СПб: КАРО, 2009. – 160 с.
36. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
37. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского Университета. - №2, - 2002. - С.48-53.
38. Розенблюм - Санчук М. Растим братьев и сестёр / М. Розенблюм - Санчук. - СПб.: Речь, 2008. - 255 с.
39. Русалова М.Н.. Костюнина М.Б. Информационная теория эмоций: психофизиологические исследования мысленного воспроизведения радости//Российский физиол. журнал им. И.М.Сеченова. .- 2000. -Т.86. - №5. - С.548-556.
40. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - 2-е изд. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 288 с.
41. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.- 282с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
43. Современные стратегии образования, проблемы развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста : сб. материалов / Всероссийская конференция / отв. редактор проф. А.Д. Маклаков. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - С.16.
44. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.
45. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2004. - 272 с.
46. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / В сб.: Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 40-43.
47. Стерн В. Психология раннего детства. - Минск : Харвест, 2003. – 400с.
48. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2007.
49. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
51. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. – Минск, 1998. - 348с.
52. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д., 2006. - С.77-85.
53. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 382с.
54. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Проблема эмоционального развития является одной из важных и сложных проблем психологии, так как эта проблема связана не только с общими закономерностями развития детской психики и ее отдельными сторонами, но и с особенностями формирования личности ребенка. Эмоции имеют важнейшее значение для воспитания социально значимых черт личности – человечности, гуманности, отзывчивости и других, принимают участие в становлении любой творческой деятельности, в развитии мышления ребенка.
Каждая ступень развития ребенка как личности и индивида должна быть прожита им без неоправданного ускорения, полноценно. Именно этим закладывается база для перехода на следующую ступень развития. Нарушения этого принципа приводят к отрицательным последствиям. Так, ограничение малыша в раннем возрасте в любви, ласке и физическом контакте может привести к отставанию ребенка в познании окружающего мира, к затрудненному формированию навыков общения, к снижению активности и возрастанию апатичности, вялости. Вследствие недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития впоследствии у ребенка возникают адаптационные проблемы, неспособность выразить свои эмоциональные переживания, а также эмоциональная невосприимчивость - неумение распознавать и учитывать эмоции и чувства других людей [2, с. 213].
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения со взрослыми и сверстниками. Так, в общении с близкими взрослыми, помогающими малышу познавать мир окружающих предметов и явлений, преобладают мотивы сотрудничества. При этом сохраняется и чисто эмоциональное общение, которое необходимо на всех возрастных этапах развития ребенка. Ребенок, кроме эмоционального тепла и безусловной любви, ждет от близкого взрослого непосредственного участия в своих делах, совместного решения любой возникающей задачи. Новые для малыша формы общения со взрослыми разворачиваются именно вокруг таких совместных действий, способствующих развитию личности ребенка, формирующих его эмоциональную сферу.
Степень изученности проблемы.
Возрастным процессам, в том числе, раннему возрасту, посвящено много исследований психологов, среди которых Л. С. Выготский, В.С.Мухина, Д. Б. Эльконин и другие. Л.И.Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний — влияние на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем.
Проблемой влияния родительского отношения на развитие ребёнка занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Среди отечественных психологов наиболее систематическое практическое исследование детско-родительских отношений осуществляли А.Я. Варга, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и другие специалисты.
В то же время, важность задач эмоционального развития в раннем возрасте и недостаточное понимание многими родителями и другими окружающими ребенка людьми значения cоциально-психологического влияния на данный процесс, требует продолжения исследований.
Объект исследования: эмоциональное развитие в раннем возрасте.
Предмет исследования: социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Цель: исследовать социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к проблеме cоциально-психологического влияния на уровень эмоционального развития в раннем возрасте;
2) провести эмпирическое исследование cоциально-психологических особенностей семьи и уровня эмоционального развития детей раннего возраста;
3) выявить влияние cоциально-психологических особенностей семьи на уровень эмоционального развития в раннем возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют особенности развития эмоциональной сферы ребёнка в раннем детстве в зависимости от cоциально-психологических особенностей семьи.
В процессе исследования применялись, следующие методы:
1) теоретический (обобщающий анализ литературных данных по проблеме исследования);
2) организационные (сравнительный, комплексный);
3) эмпирические:
- анкетный опрос родителей;
- наблюдение [21, с.364];
- опросник родительских установок PARY (Е. С. Шафер и Р. К. Белл) [36, с. 483-500].
- опросник для родителей «Типы воспитания детей» [52, с.77-85.];
- опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» [14, с. 267-268];
4) обрабатывающие (математико-статистические);
5) интерпретационные.
Новизна работы заключается в обобщении теоретических положений по теме исследования и в подборе комплекса диагностических методик.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общее социально-психологическое влияние на развитие ребенка в раннем возрасте 6
1.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте 12
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста 16
1.4. Детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка в раннем возрасте 23
1.5 Влияние cоциально-психологических особенностей семьи на эмоциональное развитие детей раннего возраста 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 41
2.1. Методологические принципы исследования 41
2.2 Характеристика выборки исследования 41
2.3 Методы и методики психологического исследования влияния cоциально-психологических особенностей семьи на уровень эмоционального развития в раннем возрасте 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 50
3.1. Результаты исследования 50
3.2 Анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

На основании анализа литературных источников можно сделать вывод, что формирование и развитие детской личности происходят как под влиянием непосредственных объективных условий семейной жизни, так и под воздействием целенаправленного воспитания. Содержание семейного воспитания определяется духовной и педагогической культурой родителей, их опытом социального общения, семейными традициями. Педагогическими условиями развития детей раннего возраста являются совершенствование двигательных функций, сенсорное воспитание, предметная деятельность, навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками, целенаправленное развитие речи.
Особенностями эмоционального развития в раннем возрасте являются следующие: эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций; развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда.
Формирование личности подрастающего человека находится в прямой зависимости от характера детско-родительских отношений и педагогической позиции родителей. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация – эти виды отношений родителей к детям являются своеобразным проявлением нарушенных стилей воспитания. Детско-родительские отношения должна, прежде всего, отличать гармоничная взаимосвязь между родителями и детьми, благоприятно влияющая на эмоциональную сферу ребенка.
Результаты эмпирического исследования показали, что только 30% семей отличает высокий уровень социально-психологического благополучия; 45% семей отличает средний уровень, семья недостаточно благополучная; в 25% семей – низкий уровень, семья неблагополучная.
При этом большинством опрошенных родителей их ребенок воспринимается как социально желательный, родители ценят интеллектуальные и творческие способности своих детей, в основном родители следят за достижениями детей, за их индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. В таких семьях дети в основном эмоционально уравновешенные, веселые, уровень негативных эмоциональных проявлений достаточно низок.
Однако, у части родителей детей раннего возраста во взаимодействии с детьми выражены тенденции к авторитарному ограничению детской самостоятельности и низкая степень эмоционального принятия. Разумная требовательность этих родителей невысока, зачастую отсутствует контроль за досугом детей. Выраженность указанных тенденций позволяет охарактеризовать особенности родительского отношения в этих семьях как отношение, в котором большое место занимает стремление ограничивать детскую самостоятельность, низкий уровень эмоциональных контактов. Эти родители, не предъявляют детям четкие конкретные требования, но ограничивают инициативу детей авторитарностью. Мало уделяется внимания совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий. Другой крайностью является гиперопека над ребенком.
Корреляционный анализ подтвердил, что проблемы в семье, неблагоприятные условия воспитания отражаются на развитии эмоционально-личностной сферы детей в раннем возрасте. В свою очередь, неблагополучие в развитии эмоционально-личностной сферы влияет на поведение ребёнка, его общение с окружающими.
В целом можно сделать вывод, что стили взаимоотношений в семье и родительские установки положительно влияют на развитие эмоциональной сферы ребёнка в раннем детстве при условии совокупности позитивного родительского эмоционального отношения к ребенку, адекватного восприятия ребенка родителем и знания наиболее эффективных способов поведения с ним.

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19 – 44.
2. Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 213–222.
3. Аверин В.А. Развитие личности ребенка: от года до трех. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. - 512с.
4. Алексеева, Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб: Питер, 2013. – 336 с.
6. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 349 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника// Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С.124-132.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.
10. Возрастные особенности психологического развития детей. - М., 2006. – 314 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 256.
13. Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1998. - 80с.
14. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,2001. - С. 267-268.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // «Вопросы психологии». -1974. - №6. - С. 59-73.
16. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.30-35.
17. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 637 с.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
19. Каптерев П.Ф. Трудности семейного воспитания // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – С. 107-114.
20. Каптерев П.Ф. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. – С.124-138.
24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2003. - 274с.
25. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1989. - 760 с.
26. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
27. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: «Когито-Центр», 2006. – 252 с.
28. Мурашова Е. В. Понять ребенка: Психологические проблемы ваших детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 343с.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995. – 374 с.
31. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.
32. Павлова Л.Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех лет. М. : Росмэн Пресс, 2008. – 114 с.
33. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева. - М., 2002. – 76 с.
34. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2004. – 640с.
35. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. - СПб: КАРО, 2009. – 160 с.
36. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
37. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского Университета. - №2, - 2002. - С.48-53.
38. Розенблюм - Санчук М. Растим братьев и сестёр / М. Розенблюм - Санчук. - СПб.: Речь, 2008. - 255 с.
39. Русалова М.Н.. Костюнина М.Б. Информационная теория эмоций: психофизиологические исследования мысленного воспроизведения радости//Российский физиол. журнал им. И.М.Сеченова. .- 2000. -Т.86. - №5. - С.548-556.
40. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - 2-е изд. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 288 с.
41. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.- 282с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
43. Современные стратегии образования, проблемы развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста : сб. материалов / Всероссийская конференция / отв. редактор проф. А.Д. Маклаков. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - С.16.
44. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.
45. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2004. - 272 с.
46. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / В сб.: Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 40-43.
47. Стерн В. Психология раннего детства. - Минск : Харвест, 2003. – 400с.
48. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2007.
49. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
51. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. – Минск, 1998. - 348с.
52. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д., 2006. - С.77-85.
53. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 382с.
54. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.

Купить эту работу

Социально-психологическое влияние на уровень эмоционального развития в раннем возрасте!

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 декабря 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽