Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологические особенности мотивации научно - исследовательской деятельности студентов обучающихся в магистратуре

  • 80 страниц
  • 2014 год
  • 143 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки целей, содержания и структуры образования в стране выдвигаются принципиально новые требования к целям, содержанию и управлению системой образования. Реализация социокультурных преобразований в России нуждается в творчески мыслящих, образованных специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, и условия жизнедеятельности его граждан. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности молодого члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Все очевиднее становится необходимость научного обеспечения социальных, экономических, политических, культурных преобразований, происходящих в нашей стране. Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки научно-исследовательской деятельности, способной к созданию новых научных технологий, соответствующих мировым стандартам, к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе научной картины мира.
Одной из главных предпосылок реализации этого требования выступает создание мотивационной базы научно-исследовательской деятельности студентов в вузах как непременной составной части высшего профессионального образования. Интересы государства по отношению к студенчеству должны заключаться во всемерном росте его интеллектуального, духовного, экономического потенциала через развитие системы поддержки высшего профессионального образования, в частности, научно-исследовательской деятельности студентов.
Психолого-педагогические проблемы научно-исследовательской деятельности раскрыты в работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, В.Д. Шадрикова и др. Базовыми в понимании принципов организации научно-исследовательской деятельности явились идеи Г. Гиргинова, Ю.Я. Голикова, И.М. Гуткиной, Г. Иванова, И.П. Ивановской, А. Леонтович, А. Обухова, A. Онучина, В.А. Сластенина, И.И. Ильясова и др.
Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И. Гинецинского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, А.В. Коржуева, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Попкова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.
Организации исследовательской деятельности студентов посвящены исследования Л.Ф. Авдеевой, Г.Н. Александровой, А.Н. Алексеевой, В.И. Бабурова, М.А. Байдан, В.И. Грошева, В.Е. Евлютиной, В.И. Загвязинского, C.И. Зиновьева, Н.В. Кузьминой, В.С. Кузнецовой, И.Я. Макаровой, М.И. Махмутова, Г.А. Николаева, Е.С. Спициной, Г.М. Храмовой и др.
Изучению мотивации научно-исследовательской деятельности посвящены работы А.Г. Аллахвердян, В.А. Мазилова, А.Б. Мигдал, Г.Ю. Мошкова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Н.П. Фетискина, A.B. Юревича, М.Г. Ярошевского, В.А. Ядова. Изучение научно-исследовательской работы студентов осуществлялось Е.Б. Горчаковой, Н.В. Долговой, Т.В. Разиной и др.
Вместе с тем, анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе показал, что, несмотря на имеющиеся теоретические исследования и практический опыт в области мотивации к обучению, недостаточно изученной остаётся мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. Таким образом, возникает противоречие между усиливающимися требованиями к компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью вопроса их мотивации в психологической теории и практики. Выделенное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Объектом нашего исследования является мотивация, обучающиеся в магистратуре, предметом – психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Цель исследования: на основе изучения психологических подходов, сложившихся по отношению к проблеме мотивации, выявить психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что: 1) для большинства студентов магистратуры более значимым является не получение диплома, а приобретение знаний и овладение профессией; 2) мотивационная сфера в большей степени обусловлена смысложизненными ориентациями, а не личностными особенностями.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом, целью и гипотезой в работе необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности мотивации;
2) проанализировать сущность научно-исследовательской деятельности студентов;
3) охарактеризовать проблему изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов;
4) разработать методологический аппарат эмпирической работы;
5) представить результаты изучения мотивации научно-исследовательской деятельности;
6) проанализировать данные эмпирической работы по изучению мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Методы: анализ психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы со студентами, интерпретационный метод, методы математической статистики (корреляционный и кластерный анализы).
Для исследований психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности нами были использованы следующие методики: 1) Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина); 2) «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун); 3) Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков); 4) Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); 5) Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард, модификация С. Шмишека); 6) Опросник для оценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фешенко).
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборка включала в себя 50 студентов, обучающихся в магистратуре.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы изучения мотивации научно-исследовательской деятельности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены, обобщены и проанализированы результаты изучения специфики мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, получены выводы о психологических особенностях мотивации научно-исследовательской деятельности студентов
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме мотивации научно-исследовательской деятельности, изучены психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Результаты исследования могут быть интересны педагогам и психологам, работающим в вузах.
Положения, выносимые на защиту:
2. Под мотивацией научно-исследовательской деятельности мы понимаем динамический процесс, направленный на стремление к овладению методологией теоретической и экспериментальной работы, современными методами научного исследования. Это многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, творческого, исследовательского стиля деятельности, открывающего широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и обучаемых.
3. Мы выделяем следующие группы мотивов научно-исследовательской деятельности: 1) преобразовательные мотивы, представляющие собой активность субъекта, направленную на достижение результата ради самого результата; 2) коммуникативные мотивы стремление к общению, установлению или сохранению удовлетворяющих субъекта отношений с другими людьми; 3) утилитарные мотивы стремление рассматривать мир и других людей с точки зрения пользы, использовать свой труд для удовлетворения других потребностей; 4) кооперативные мотивы, выражающиеся в стремлении к сотрудничеству ради получения полезного для общества результата; 5) конкурентные мотивы, направленные на стремление быть либо первым среди лучших, либо не хуже других, или выражающиеся в деятельности, ориентированной на мнение и оценки других людей; 6) мотивы личностного роста, проявляющиеся в стремлении сделать самого себя предметом преобразования и самосовершенствования.
Проведённое нами исследование позволило выявить наличие корреляционных связей между личностными особенностями студентов и их мотивацией научно-исследовательской деятельности. Чем более целеустремлённым, настойчивым, творчески ориентированным является студент, тем более он заинтересован в научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, такие психические особенности, как застревание, тревожность, циклотимность, возбудимость, являются препятствием в реализации профессиональных планов, в том числе и научно-исследовательской деятельности. Проведённое исследование позволило выявить различные типы студентов по и

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации
научно-исследовательской деятельности 9
1.1. Понятие мотивации. Мотивация научно-исследовательской
деятельности и её анализ в психологической науке 9
1.2. Взаимосвязь научно-исследовательской деятельности
студентов-магистров и их личностных особенностей 25
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации
научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся
в магистратуре 39
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирической работы 39
2.2. Результаты изучения мотивации научно-исследовательской
деятельности 45
2.3. Анализ данных экспериментальной работы по изучению
мотивации научно-исследовательской деятельности 50
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список литературы 71
Приложения



Заключение

Массовый уход из вузов молодых преподавателей и учёных, старение профессорско-преподавательского состава привели к необходимости принятия целого ряда решений, направленных на привлечение и закрепление молодёжи в вузах. Разработка мероприятий по удержанию молодых учёных в сфере науки способствует выявление факторов, влияющих на успешность их научной деятельности. На наш взгляд, среди комплекса факторов, влияющих на успешность деятельности студентов магистратуры, на первое место выдвигается проблема мотивации. Основное значение для научной деятельности имеет интерес к познанию, формирующийся на основе осознанной мотивации, опредмеченной необходимостью. Мотивация, интерес, потребность познания – всё это необходимо для научно-исследовательской деятельности. Важнейшим фактором творческой деятельности является её мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определённым действиям.
Проведённое нами исследование посвящено психологическим особенностям мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре. Ниже представлены основные выводы.
1. Мы рассматриваем научно-исследовательскую деятельность студентов как вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента. Научно-исследовательская деятельность студентов – многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, формирующий у них творческий, исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и обучаемых, активизирующий их общение, передачу опыта и в конечном итоге формирующий их исследовательскую культуру.
2. Раскрывая основы функционирования научно-исследовательской деятельности студентов, необходимо отметить процессуальные характеристики, раскрывающие специфику применяемых в этой области организационных форм и видов деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: 1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс; 2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс; 3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу. Каждое из названных направлений развития творческих возможностей студентов в процессе научно-исследовательской деятельности реализуется при определенных условиях, создаваемых для достижения искомого результата.
3. Организация работы по привлечению одаренной молодежи к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки требует решения ряда задач: 1) обеспечение оптимального сочетания учебного процесса с исследовательской деятельностью на всех этапах профессиональной подготовки; 2) формирование благоприятных социальных, организационно-педагогических и психологических условий, способствующих успешной реализации интеллектуального и творческого потенциала участников образовательного процесса; 3) разработка системы поиска, отбора талантливых студентов и организация взаимодействия с представителями вузовской науки; 4) организация методического, информационного, технологического и материально-технического сопровождения научно-исследовательской деятельности; 5) вовлечение студентов к участию в научно-исследовательских проектах, выполнению хоздоговорных научных разработок кафедр и подразделений вузов.
4. Особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. В общем смысле мотивацию можно охарактеризовать как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
5. Решение вопросов мотивации научно-исследовательской работы студентов и преподавателей вуза позволит сохранить научный потенциал высшей школы. В качестве подобных стимулов могут выступать условия, созданные в вузе для реализации научно-исследовательской деятельности: 1) организационно-методические: совершенствование нормативно-правовой базы научно-исследовательской деятельности студентов; формирование системы взаимодействия участников образовательного процесса в научно-исследовательской деятельности; включение в учебные планы всех специальностей разделов по овладению основами научно-исследовательской деятельности; разработка предложений по улучшению социально-экономического положения студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, и их научных руководителей; 2) кадровые: планирование годовой нагрузки преподавателей с учётом руководства научно-исследовательской деятельностью студентов; введение стимулирующих надбавок к оплате труда преподавателей за достижения в научно-исследовательской деятельности студентов; предоставление приоритетов при избрании на вакантные должности преподавателям, осуществляющим научное руководство исследовательской деятельностью студентов; 3) материально-технические: обеспечение финансирования научно-исследовательской деятельности студентов; современное инфокоммуникативное и технологическое сопровождение исследовательской деятельности, публикация и издание результатов исследований.
6. Характеризуя проблемы изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, мы выделяем следующие группы мотивов: 1) преобразовательные мотивы, представляющие собой активность субъекта, направленную на достижение результата ради самого результата; 2) коммуникативные мотивы стремление к общению, установлению или сохранению удовлетворяющих субъекта отношений с другими людьми; 3) утилитарные мотивы стремление рассматривать мир и других людей с точки зрения пользы, использовать свой труд для удовлетворения других потребностей; 4) кооперативные мотивы, выражающиеся в стремлении к сотрудничеству ради получения полезного для общества результата; 5) конкурентные мотивы, направленные на стремление быть либо первым среди лучших, либо не хуже других, или выражающиеся в деятельности, ориентированной на мнение и оценки других людей; 6) мотивы личностного роста, проявляющиеся в стремлении сделать самого себя предметом преобразования и самосовершенствования.
7. С целью изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре, мы использовали следующие методики: 1) Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина); 2) «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун); 3) Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков); 4) Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); 5) Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард, модификация С. Шмишека); 6) Опросник для оценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фешенко). Мы провели исследование при помощи вышеописанных методик, проанализировали полученные результаты путём статистического анализа, сделали выводы об особенностях взаимосвязи между мотивацией научно-исследовательской деятельности и личностными качествами студентов.
8. Проведя исследование при помощи вышеописанных методик, мы получили результаты, характеризующие особенности мотивации научно-исследовательской деятельности и их личностные качества. Ниже приведены некоторые примеры. Так, исследование по методике изучения мотивации обучения в вузе выявило, что по параметру «Приобретение знаний» низкий уровень показали 24% студентов, средний уровень – 28%, высокий – 48%; по параметру «Овладение профессией» низкий уровень продемонстрировали 12% испытуемых, средний – 52%, высокий – 36%; по параметру «Получение диплома» низкий уровень зафиксирован у 4% опрошенных, средний уровень – у 44%, высокий – у 52%. Методика исследования смысложизненных ориентаций выявила, что по параметру «Цели в жизни» низкий уровень показали 20% студентов, средний уровень – 36%, высокий – 44%; по параметру «Процесс жизни» низкий уровень продемонстрировали 12% испытуемых, средний – 52%, высокий – 36%; по параметру «Результативность жизни» низкий уровень зафиксирован у 12% опрошенных, средний – у 64%, высокий – у 24%; по параметру «Локус контроля-Я» низкий уровень показали 20% студентов, средний – 48%, высокий – 32%; по параметру «Локус контроля-Я» низкий уровень продемонстрировали 12% студентов, средний – 64%, высокий – 24%.
9. Получив результаты исследований мотивации научно-исследовательской деятельности и личностных особенностей студентов, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Ниже представлены некоторые значимые корреляции между параметрами мотивации и характеро-волевых качеств студентов (отмеченные корреляции значимы на уровне р 0,5000). Например, параметр «Приобретение знаний» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,74), «Локус контроля-Я» (0,78), «Локус-контроля-жизнь» (0,44), «Педантичность» (0,37) и «Настойчивость» (0,50), в отношениях обратной корреляции – с параметрами «Эмотивность» ( 0,64), «Тревожность» ( 0,30), «Циклотимность» ( 0,82), «Возбудимость» ( 0,47) и «Экзальтированность» ( 0,56). Параметр «Овладение профессией» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,85), «Локус контроля-Я» (0,63), «Настойчивость» (0,37), в отношениях обратной корреляции – с параметрами «Эмотивность» ( 0,45), «Тревожность» ( 0,48), «Циклотимность» ( 0,70), «Возбудимость» ( 0,50), «Экзальтированность» ( 0,48). Параметр «Творческая реализация» характеризуется отношениями прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,65), «Локус контроля-Я» (0,66), «Локус контроля-жизнь» (0,33), «Настойчивость» (0,34), отношениями обратной корреляции – с параметрами «Застревание» ( 0,34), «Эмотивность» ( 0,63), «Циклотимность» ( 0,74), «Демонстративность» ( 0,32), «Возбудимость» ( 0,43), «Экзальтированность» ( 0,44).
10. С целью характеристики различных групп студентов, обучающихся в магистратуре, на основании выявленных различий в их мотивационных и личностных особенностях мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 20 студентов (40% испытуемых). Это студенты, которые в равной степени заинтересованы и в приобретении знаний, и в получении диплома. Они стремятся к материальному благополучию и творческой самореализации, но это не единственная их цель в жизни. Помимо учёбы, у них есть и другие интересы и стремления. У студентов, объединяемых данным кластером, не выявлены какие-либо существенные акцентуации характера. Второй кластер охватывает 10 студентов, обучающихся в магистратуре (20%). К сожалению, единственной целью пребывания данных учащихся в университете является получение диплома. Они формально относятся к учёбе, у них низкие познавательные и творческие мотивы, нет определённых целей в жизни. Соответственно, они не склонны проявлять настойчивость ни в научно-исследовательской, ни в какой-либо другой деятельности.
11. Третий кластер включает в себя 14 студентов (28% испытуемых). Для студентов этого кластера приоритетом является приобретение профессиональных знаний, которые они расценивают как средство достижения материального благополучия. Они упорно и настойчиво идут к своей цели, в научно-исследовательской работе кропотливы и усердны. Характеризуются педантичностью и дотошностью, иногда в ущерб другим жизненным интересам. Четвёртый кластер объединяет собой 6 человек (12% испытуемых). Эти студентам в равной степени интересен и процесс, и результат – они ориентированы как на получение знаний, так и на получение диплома. Им легко даётся учёба, они продуцируют разнообразные научные и творческие идеи. Если представителям третьего кластера нужно прилагать много усилий для достижения цели, то эти студенты достигают большего при меньших затратах. Их жизнь насыщенна и разнообразна, у них много различных интересов. Научная работа – важная, но не единственная составляющая их жизни.
12. Проблема совершенствования мотивации научно-исследовательской деятельности у студентов магистратуры приобретает сегодня всё более острый характер и обусловливается нехваткой высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих высоким исследовательским потенциалом, мотивированных на научные познания. Для формирования у них устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание определённых условий, включающих: повышение престижа вузовской науки; стимулирование участие молодёжи в научно-исследовательской деятельности; привлечение молодых представителей вузовской науки к постоянному процессу научно-инновационной деятельности и изобретательскому творчеству; вовлечение молодёжи в научные проекты и разработки, нацеленные на решение актуальных задач по различным направлениям науки, приоритетных как для вуза и региона, так и для государства.
Таким образом, мы охарактеризовали особенности мотивационной и личностной сферы студентов, обучающихся в магистратуре, выявили особенности взаимосвязи между мотивацией научно-исследовательской деятельности и характеро-волевыми качествами испытуемых, предложили рекомендации по совершенствованию мотивации научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.

Список литературы

1. Абанина И.Н. Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности молодёжи / И.Н. Абанина // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2010. - №1. – С. 101 – 107.
2. Анжаурова И.Г. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности / И.Г. Анажурова, Л.А. Кузнецова, О.А. Соловьёва // Вестник Челябинского государственного университета. – 2006. - №4. – С. 7 – 10.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы личности. – М., 2005.
4. Бабосова Е.С. Роль научных школ в развитии мотивационной ориентированности молодёжи на научную деятельность / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2010. - №1. – С. 204 – 209.
5. Бекк М.А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология: Дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2011. – 262 с.
6. Богачкина Н.А. Педагогика и психология / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2012. – 240 с.
7. Большой энциклопедический словарь. – М., 2007. – 1628 с.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1990.
9. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы / А.В. Гагарин. – М.: МЭИ, 2010. – 240 с.
10. Глущенко И.М. Основы научных исследований / И.М. Глущенко, А.Е. Пенскер. – М., 1998.
11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижений / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.
12. Господарюк Ю.П. Интенсификация совместной научно-исследовательской деятельности студенческих научно-творческих коллективов / Ю.П. Господарик, В.С. Кагерманьян, В.Ф. Хотеенков // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. – М., 1991.
13. Грифанова Е.Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы: Дис. канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 201 с.
14. Данилова И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: Дис. канд. пед. наук. – М., 2010. – 172 с.
15. Долгова Н.В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: Дис. канд. пед. наук. – Горно-Алтайск, 2007. – 174 с.
16. Дэкерс В.К. Мотивация: теория и практика / В.К. Дэкерс. – М., 2007.
17. Еникеев М.И. Юридическая психология / М.И. Еникеев. – М., 2004.
18. Зиновьев С.И. Учебный процесс в высшей школе / С.И. Зиновьев. – М., 1998.
19. Зубова Л.Г. Привлекательность российской науки как сферы приложения профессиональных знаний молодых специалистов / Л.Г. Зубова, О.Н. Андреева, О.А. Антропова // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. – 2008. - №5. – С. 1 – 78.
20. Ибрянова О.В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условии многоуровневой системы высшего образования: Дис. канд. пед. наук. – Барнаул, 2010. – 185 с.
21. Ильин Г. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен / Г. Ильин // Высшее образование в России. – 1998. - №4.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб, 2000.
23. Ильясов Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования / Д.Ф. Ильясов. – М., 2003.
24. Калинина И.А. Особенности мотивации научно-исследовательской работы студентов как основа формирования профессиональных компетенций / И.А. Калинина, М.А. Пономарёв // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2012. - №8. – С. 58 – 60.
25. Калинкин Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования / Е.В. Калинкин. – М.. 1982.
26. Камчаткина В.М. Способы повышения мотивации студентов к обучению / В.М. Камчаткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №11-2. – С. 180 – 182.
27. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов / Л.Г. Квиткина. – М., 1994.
28. Колдина М.И. Подготовка у научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2009. – 189 с.
29. Котлярова И.О. Системное представление об исследовании / И.О. Котлярова. – Челябинск, 1996. – 81 с.
30. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении / В.Н. Кудрявцев. – М.: Норма, 2007.
31. Кузнецов Ю.В. Проблемы поведения студенческой молодёжи и учебно-воспитательная работа в вузе / Ю.В. Кузнецов // Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб, 2000.
32. Курганов А.В. Формирование готовности студентов гуманитарного вуза к психолого-педагогическому исследованию: Дис. канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 195 с.
33. Лазарева Н.Э. Формирование мотивации научно-исследовательской деятельности студентов в контексте переходы к двухуровневой системе высшего профессионального образования / Н.Э. Лазарева, М.В. Овчинников // Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2010. – Т. 3. - №3. – С. 60 – 65.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М., 2003.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 1999.
36. Мазалецкая А.Л. Динамика мотивации научно-исследовательской деятельности на этапах профессионализации: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2011. – 217 с.
37. Мазалецкая А.Л. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов вуза / А.Л. Мазалецкая // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2011. - №6. – С. 61 – 63.
38. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2000.
39. Мареев В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 292 с.
40. Мастерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов / А.В. Мастерова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. - №1. – С. 132 – 137.
41. Медведева Ю.С. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. - №4. – С. 117 – 121.
42. Муравьёв А.И. Факторы творческого роста научных кадров / А.П. Муравьёв // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / Под ред. С.А. Кугеля. – СПб, 1993.
43. Немов С.Р. Психология / С.Р. Немов. – М.: Владос, 2003.
44. Никитина Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 182 с.
45. Нуртаев Е.Р. Учебно-исследовательская мотивация магистрантов как фактор самосовершенствования профессиональной компетенции / Е.Р. Нуртаев // Высшее образование сегодня. – 2013. - №2. – С. 45 – 49.
46. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / Под ред. В.В. Балашова. – М., 2002.
47. Петерсон Л.Г. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. – М.: АПК и ППРО, 2011. – 64 с.
48. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
49. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 704 с.
50. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности / А.А. Реан. – СПб, 2001.
51. Резник С.Д. Формирование мотивации студентов научно-педагогической деятельности в вузе / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Проблемы современной экономики. – 2012. - №3. – С. 361 – 364.
52. Реутов Е.В. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности / Е.В. Реутов, Л.В. Колпина, М.Н. Реутова, Е.Н. Шиянова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – Т. 1. - №4. – С. 59 – 64.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
54. Сайтбагина Л.А. О мотивах научной деятельности студентов и молодых исследователей / Л.А. Сайтбагина // Омский научный вестник. – 2012. - №2-106. – С. 181 – 182.
55. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрагогическая парадигма / В.Д. Самойлов. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 208 с.
56. Скрауч О.Н. К проблеме мотивации научной деятельности молодых преподавателей региональных вузов / О.Н. Скрауч // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2013. - №1. – С. 85 – 90.
57. Филиппов В.Д. Криминологические основы уголовного права / В.Д. Филиппов. – Томск, 1981.
58. Хвесько У.Б. Технология формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов / У.Б. Хвесько, Е.С. Рожкова, В.И. Чумаков // Грани познания. – 2014. - №3. – С. 85 – 89.
59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Пер. с нем. – М., 2007.
60. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки целей, содержания и структуры образования в стране выдвигаются принципиально новые требования к целям, содержанию и управлению системой образования. Реализация социокультурных преобразований в России нуждается в творчески мыслящих, образованных специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, и условия жизнедеятельности его граждан. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности молодого члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Все очевиднее становится необходимость научного обеспечения социальных, экономических, политических, культурных преобразований, происходящих в нашей стране. Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки научно-исследовательской деятельности, способной к созданию новых научных технологий, соответствующих мировым стандартам, к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе научной картины мира.
Одной из главных предпосылок реализации этого требования выступает создание мотивационной базы научно-исследовательской деятельности студентов в вузах как непременной составной части высшего профессионального образования. Интересы государства по отношению к студенчеству должны заключаться во всемерном росте его интеллектуального, духовного, экономического потенциала через развитие системы поддержки высшего профессионального образования, в частности, научно-исследовательской деятельности студентов.
Психолого-педагогические проблемы научно-исследовательской деятельности раскрыты в работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, В.Д. Шадрикова и др. Базовыми в понимании принципов организации научно-исследовательской деятельности явились идеи Г. Гиргинова, Ю.Я. Голикова, И.М. Гуткиной, Г. Иванова, И.П. Ивановской, А. Леонтович, А. Обухова, A. Онучина, В.А. Сластенина, И.И. Ильясова и др.
Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И. Гинецинского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, А.В. Коржуева, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Попкова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.
Организации исследовательской деятельности студентов посвящены исследования Л.Ф. Авдеевой, Г.Н. Александровой, А.Н. Алексеевой, В.И. Бабурова, М.А. Байдан, В.И. Грошева, В.Е. Евлютиной, В.И. Загвязинского, C.И. Зиновьева, Н.В. Кузьминой, В.С. Кузнецовой, И.Я. Макаровой, М.И. Махмутова, Г.А. Николаева, Е.С. Спициной, Г.М. Храмовой и др.
Изучению мотивации научно-исследовательской деятельности посвящены работы А.Г. Аллахвердян, В.А. Мазилова, А.Б. Мигдал, Г.Ю. Мошкова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Н.П. Фетискина, A.B. Юревича, М.Г. Ярошевского, В.А. Ядова. Изучение научно-исследовательской работы студентов осуществлялось Е.Б. Горчаковой, Н.В. Долговой, Т.В. Разиной и др.
Вместе с тем, анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе показал, что, несмотря на имеющиеся теоретические исследования и практический опыт в области мотивации к обучению, недостаточно изученной остаётся мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. Таким образом, возникает противоречие между усиливающимися требованиями к компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью вопроса их мотивации в психологической теории и практики. Выделенное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Объектом нашего исследования является мотивация, обучающиеся в магистратуре, предметом – психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Цель исследования: на основе изучения психологических подходов, сложившихся по отношению к проблеме мотивации, выявить психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что: 1) для большинства студентов магистратуры более значимым является не получение диплома, а приобретение знаний и овладение профессией; 2) мотивационная сфера в большей степени обусловлена смысложизненными ориентациями, а не личностными особенностями.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом, целью и гипотезой в работе необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности мотивации;
2) проанализировать сущность научно-исследовательской деятельности студентов;
3) охарактеризовать проблему изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов;
4) разработать методологический аппарат эмпирической работы;
5) представить результаты изучения мотивации научно-исследовательской деятельности;
6) проанализировать данные эмпирической работы по изучению мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Методы: анализ психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы со студентами, интерпретационный метод, методы математической статистики (корреляционный и кластерный анализы).
Для исследований психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности нами были использованы следующие методики: 1) Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина); 2) «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун); 3) Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков); 4) Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); 5) Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард, модификация С. Шмишека); 6) Опросник для оценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фешенко).
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборка включала в себя 50 студентов, обучающихся в магистратуре.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения психологических особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы изучения мотивации научно-исследовательской деятельности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены, обобщены и проанализированы результаты изучения специфики мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, получены выводы о психологических особенностях мотивации научно-исследовательской деятельности студентов
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме мотивации научно-исследовательской деятельности, изучены психологические особенности мотивации научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Результаты исследования могут быть интересны педагогам и психологам, работающим в вузах.
Положения, выносимые на защиту:
2. Под мотивацией научно-исследовательской деятельности мы понимаем динамический процесс, направленный на стремление к овладению методологией теоретической и экспериментальной работы, современными методами научного исследования. Это многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, творческого, исследовательского стиля деятельности, открывающего широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и обучаемых.
3. Мы выделяем следующие группы мотивов научно-исследовательской деятельности: 1) преобразовательные мотивы, представляющие собой активность субъекта, направленную на достижение результата ради самого результата; 2) коммуникативные мотивы стремление к общению, установлению или сохранению удовлетворяющих субъекта отношений с другими людьми; 3) утилитарные мотивы стремление рассматривать мир и других людей с точки зрения пользы, использовать свой труд для удовлетворения других потребностей; 4) кооперативные мотивы, выражающиеся в стремлении к сотрудничеству ради получения полезного для общества результата; 5) конкурентные мотивы, направленные на стремление быть либо первым среди лучших, либо не хуже других, или выражающиеся в деятельности, ориентированной на мнение и оценки других людей; 6) мотивы личностного роста, проявляющиеся в стремлении сделать самого себя предметом преобразования и самосовершенствования.
Проведённое нами исследование позволило выявить наличие корреляционных связей между личностными особенностями студентов и их мотивацией научно-исследовательской деятельности. Чем более целеустремлённым, настойчивым, творчески ориентированным является студент, тем более он заинтересован в научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, такие психические особенности, как застревание, тревожность, циклотимность, возбудимость, являются препятствием в реализации профессиональных планов, в том числе и научно-исследовательской деятельности. Проведённое исследование позволило выявить различные типы студентов по и

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации
научно-исследовательской деятельности 9
1.1. Понятие мотивации. Мотивация научно-исследовательской
деятельности и её анализ в психологической науке 9
1.2. Взаимосвязь научно-исследовательской деятельности
студентов-магистров и их личностных особенностей 25
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации
научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся
в магистратуре 39
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирической работы 39
2.2. Результаты изучения мотивации научно-исследовательской
деятельности 45
2.3. Анализ данных экспериментальной работы по изучению
мотивации научно-исследовательской деятельности 50
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список литературы 71
Приложения



Заключение

Массовый уход из вузов молодых преподавателей и учёных, старение профессорско-преподавательского состава привели к необходимости принятия целого ряда решений, направленных на привлечение и закрепление молодёжи в вузах. Разработка мероприятий по удержанию молодых учёных в сфере науки способствует выявление факторов, влияющих на успешность их научной деятельности. На наш взгляд, среди комплекса факторов, влияющих на успешность деятельности студентов магистратуры, на первое место выдвигается проблема мотивации. Основное значение для научной деятельности имеет интерес к познанию, формирующийся на основе осознанной мотивации, опредмеченной необходимостью. Мотивация, интерес, потребность познания – всё это необходимо для научно-исследовательской деятельности. Важнейшим фактором творческой деятельности является её мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определённым действиям.
Проведённое нами исследование посвящено психологическим особенностям мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре. Ниже представлены основные выводы.
1. Мы рассматриваем научно-исследовательскую деятельность студентов как вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента. Научно-исследовательская деятельность студентов – многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, формирующий у них творческий, исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и обучаемых, активизирующий их общение, передачу опыта и в конечном итоге формирующий их исследовательскую культуру.
2. Раскрывая основы функционирования научно-исследовательской деятельности студентов, необходимо отметить процессуальные характеристики, раскрывающие специфику применяемых в этой области организационных форм и видов деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: 1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс; 2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс; 3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу. Каждое из названных направлений развития творческих возможностей студентов в процессе научно-исследовательской деятельности реализуется при определенных условиях, создаваемых для достижения искомого результата.
3. Организация работы по привлечению одаренной молодежи к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки требует решения ряда задач: 1) обеспечение оптимального сочетания учебного процесса с исследовательской деятельностью на всех этапах профессиональной подготовки; 2) формирование благоприятных социальных, организационно-педагогических и психологических условий, способствующих успешной реализации интеллектуального и творческого потенциала участников образовательного процесса; 3) разработка системы поиска, отбора талантливых студентов и организация взаимодействия с представителями вузовской науки; 4) организация методического, информационного, технологического и материально-технического сопровождения научно-исследовательской деятельности; 5) вовлечение студентов к участию в научно-исследовательских проектах, выполнению хоздоговорных научных разработок кафедр и подразделений вузов.
4. Особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. В общем смысле мотивацию можно охарактеризовать как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
5. Решение вопросов мотивации научно-исследовательской работы студентов и преподавателей вуза позволит сохранить научный потенциал высшей школы. В качестве подобных стимулов могут выступать условия, созданные в вузе для реализации научно-исследовательской деятельности: 1) организационно-методические: совершенствование нормативно-правовой базы научно-исследовательской деятельности студентов; формирование системы взаимодействия участников образовательного процесса в научно-исследовательской деятельности; включение в учебные планы всех специальностей разделов по овладению основами научно-исследовательской деятельности; разработка предложений по улучшению социально-экономического положения студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, и их научных руководителей; 2) кадровые: планирование годовой нагрузки преподавателей с учётом руководства научно-исследовательской деятельностью студентов; введение стимулирующих надбавок к оплате труда преподавателей за достижения в научно-исследовательской деятельности студентов; предоставление приоритетов при избрании на вакантные должности преподавателям, осуществляющим научное руководство исследовательской деятельностью студентов; 3) материально-технические: обеспечение финансирования научно-исследовательской деятельности студентов; современное инфокоммуникативное и технологическое сопровождение исследовательской деятельности, публикация и издание результатов исследований.
6. Характеризуя проблемы изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, мы выделяем следующие группы мотивов: 1) преобразовательные мотивы, представляющие собой активность субъекта, направленную на достижение результата ради самого результата; 2) коммуникативные мотивы стремление к общению, установлению или сохранению удовлетворяющих субъекта отношений с другими людьми; 3) утилитарные мотивы стремление рассматривать мир и других людей с точки зрения пользы, использовать свой труд для удовлетворения других потребностей; 4) кооперативные мотивы, выражающиеся в стремлении к сотрудничеству ради получения полезного для общества результата; 5) конкурентные мотивы, направленные на стремление быть либо первым среди лучших, либо не хуже других, или выражающиеся в деятельности, ориентированной на мнение и оценки других людей; 6) мотивы личностного роста, проявляющиеся в стремлении сделать самого себя предметом преобразования и самосовершенствования.
7. С целью изучения мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре, мы использовали следующие методики: 1) Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина); 2) «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун); 3) Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков); 4) Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); 5) Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард, модификация С. Шмишека); 6) Опросник для оценки настойчивости (Е.П. Ильин, Е.К. Фешенко). Мы провели исследование при помощи вышеописанных методик, проанализировали полученные результаты путём статистического анализа, сделали выводы об особенностях взаимосвязи между мотивацией научно-исследовательской деятельности и личностными качествами студентов.
8. Проведя исследование при помощи вышеописанных методик, мы получили результаты, характеризующие особенности мотивации научно-исследовательской деятельности и их личностные качества. Ниже приведены некоторые примеры. Так, исследование по методике изучения мотивации обучения в вузе выявило, что по параметру «Приобретение знаний» низкий уровень показали 24% студентов, средний уровень – 28%, высокий – 48%; по параметру «Овладение профессией» низкий уровень продемонстрировали 12% испытуемых, средний – 52%, высокий – 36%; по параметру «Получение диплома» низкий уровень зафиксирован у 4% опрошенных, средний уровень – у 44%, высокий – у 52%. Методика исследования смысложизненных ориентаций выявила, что по параметру «Цели в жизни» низкий уровень показали 20% студентов, средний уровень – 36%, высокий – 44%; по параметру «Процесс жизни» низкий уровень продемонстрировали 12% испытуемых, средний – 52%, высокий – 36%; по параметру «Результативность жизни» низкий уровень зафиксирован у 12% опрошенных, средний – у 64%, высокий – у 24%; по параметру «Локус контроля-Я» низкий уровень показали 20% студентов, средний – 48%, высокий – 32%; по параметру «Локус контроля-Я» низкий уровень продемонстрировали 12% студентов, средний – 64%, высокий – 24%.
9. Получив результаты исследований мотивации научно-исследовательской деятельности и личностных особенностей студентов, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Ниже представлены некоторые значимые корреляции между параметрами мотивации и характеро-волевых качеств студентов (отмеченные корреляции значимы на уровне р 0,5000). Например, параметр «Приобретение знаний» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,74), «Локус контроля-Я» (0,78), «Локус-контроля-жизнь» (0,44), «Педантичность» (0,37) и «Настойчивость» (0,50), в отношениях обратной корреляции – с параметрами «Эмотивность» ( 0,64), «Тревожность» ( 0,30), «Циклотимность» ( 0,82), «Возбудимость» ( 0,47) и «Экзальтированность» ( 0,56). Параметр «Овладение профессией» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,85), «Локус контроля-Я» (0,63), «Настойчивость» (0,37), в отношениях обратной корреляции – с параметрами «Эмотивность» ( 0,45), «Тревожность» ( 0,48), «Циклотимность» ( 0,70), «Возбудимость» ( 0,50), «Экзальтированность» ( 0,48). Параметр «Творческая реализация» характеризуется отношениями прямой корреляции с параметрами «Цели в жизни» (0,65), «Локус контроля-Я» (0,66), «Локус контроля-жизнь» (0,33), «Настойчивость» (0,34), отношениями обратной корреляции – с параметрами «Застревание» ( 0,34), «Эмотивность» ( 0,63), «Циклотимность» ( 0,74), «Демонстративность» ( 0,32), «Возбудимость» ( 0,43), «Экзальтированность» ( 0,44).
10. С целью характеристики различных групп студентов, обучающихся в магистратуре, на основании выявленных различий в их мотивационных и личностных особенностях мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 20 студентов (40% испытуемых). Это студенты, которые в равной степени заинтересованы и в приобретении знаний, и в получении диплома. Они стремятся к материальному благополучию и творческой самореализации, но это не единственная их цель в жизни. Помимо учёбы, у них есть и другие интересы и стремления. У студентов, объединяемых данным кластером, не выявлены какие-либо существенные акцентуации характера. Второй кластер охватывает 10 студентов, обучающихся в магистратуре (20%). К сожалению, единственной целью пребывания данных учащихся в университете является получение диплома. Они формально относятся к учёбе, у них низкие познавательные и творческие мотивы, нет определённых целей в жизни. Соответственно, они не склонны проявлять настойчивость ни в научно-исследовательской, ни в какой-либо другой деятельности.
11. Третий кластер включает в себя 14 студентов (28% испытуемых). Для студентов этого кластера приоритетом является приобретение профессиональных знаний, которые они расценивают как средство достижения материального благополучия. Они упорно и настойчиво идут к своей цели, в научно-исследовательской работе кропотливы и усердны. Характеризуются педантичностью и дотошностью, иногда в ущерб другим жизненным интересам. Четвёртый кластер объединяет собой 6 человек (12% испытуемых). Эти студентам в равной степени интересен и процесс, и результат – они ориентированы как на получение знаний, так и на получение диплома. Им легко даётся учёба, они продуцируют разнообразные научные и творческие идеи. Если представителям третьего кластера нужно прилагать много усилий для достижения цели, то эти студенты достигают большего при меньших затратах. Их жизнь насыщенна и разнообразна, у них много различных интересов. Научная работа – важная, но не единственная составляющая их жизни.
12. Проблема совершенствования мотивации научно-исследовательской деятельности у студентов магистратуры приобретает сегодня всё более острый характер и обусловливается нехваткой высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих высоким исследовательским потенциалом, мотивированных на научные познания. Для формирования у них устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание определённых условий, включающих: повышение престижа вузовской науки; стимулирование участие молодёжи в научно-исследовательской деятельности; привлечение молодых представителей вузовской науки к постоянному процессу научно-инновационной деятельности и изобретательскому творчеству; вовлечение молодёжи в научные проекты и разработки, нацеленные на решение актуальных задач по различным направлениям науки, приоритетных как для вуза и региона, так и для государства.
Таким образом, мы охарактеризовали особенности мотивационной и личностной сферы студентов, обучающихся в магистратуре, выявили особенности взаимосвязи между мотивацией научно-исследовательской деятельности и характеро-волевыми качествами испытуемых, предложили рекомендации по совершенствованию мотивации научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.

Список литературы

1. Абанина И.Н. Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности молодёжи / И.Н. Абанина // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2010. - №1. – С. 101 – 107.
2. Анжаурова И.Г. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности / И.Г. Анажурова, Л.А. Кузнецова, О.А. Соловьёва // Вестник Челябинского государственного университета. – 2006. - №4. – С. 7 – 10.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы личности. – М., 2005.
4. Бабосова Е.С. Роль научных школ в развитии мотивационной ориентированности молодёжи на научную деятельность / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2010. - №1. – С. 204 – 209.
5. Бекк М.А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология: Дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2011. – 262 с.
6. Богачкина Н.А. Педагогика и психология / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2012. – 240 с.
7. Большой энциклопедический словарь. – М., 2007. – 1628 с.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1990.
9. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы / А.В. Гагарин. – М.: МЭИ, 2010. – 240 с.
10. Глущенко И.М. Основы научных исследований / И.М. Глущенко, А.Е. Пенскер. – М., 1998.
11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижений / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.
12. Господарюк Ю.П. Интенсификация совместной научно-исследовательской деятельности студенческих научно-творческих коллективов / Ю.П. Господарик, В.С. Кагерманьян, В.Ф. Хотеенков // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. – М., 1991.
13. Грифанова Е.Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы: Дис. канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 201 с.
14. Данилова И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: Дис. канд. пед. наук. – М., 2010. – 172 с.
15. Долгова Н.В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: Дис. канд. пед. наук. – Горно-Алтайск, 2007. – 174 с.
16. Дэкерс В.К. Мотивация: теория и практика / В.К. Дэкерс. – М., 2007.
17. Еникеев М.И. Юридическая психология / М.И. Еникеев. – М., 2004.
18. Зиновьев С.И. Учебный процесс в высшей школе / С.И. Зиновьев. – М., 1998.
19. Зубова Л.Г. Привлекательность российской науки как сферы приложения профессиональных знаний молодых специалистов / Л.Г. Зубова, О.Н. Андреева, О.А. Антропова // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. – 2008. - №5. – С. 1 – 78.
20. Ибрянова О.В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условии многоуровневой системы высшего образования: Дис. канд. пед. наук. – Барнаул, 2010. – 185 с.
21. Ильин Г. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен / Г. Ильин // Высшее образование в России. – 1998. - №4.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб, 2000.
23. Ильясов Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования / Д.Ф. Ильясов. – М., 2003.
24. Калинина И.А. Особенности мотивации научно-исследовательской работы студентов как основа формирования профессиональных компетенций / И.А. Калинина, М.А. Пономарёв // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2012. - №8. – С. 58 – 60.
25. Калинкин Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования / Е.В. Калинкин. – М.. 1982.
26. Камчаткина В.М. Способы повышения мотивации студентов к обучению / В.М. Камчаткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №11-2. – С. 180 – 182.
27. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов / Л.Г. Квиткина. – М., 1994.
28. Колдина М.И. Подготовка у научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2009. – 189 с.
29. Котлярова И.О. Системное представление об исследовании / И.О. Котлярова. – Челябинск, 1996. – 81 с.
30. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении / В.Н. Кудрявцев. – М.: Норма, 2007.
31. Кузнецов Ю.В. Проблемы поведения студенческой молодёжи и учебно-воспитательная работа в вузе / Ю.В. Кузнецов // Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб, 2000.
32. Курганов А.В. Формирование готовности студентов гуманитарного вуза к психолого-педагогическому исследованию: Дис. канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 195 с.
33. Лазарева Н.Э. Формирование мотивации научно-исследовательской деятельности студентов в контексте переходы к двухуровневой системе высшего профессионального образования / Н.Э. Лазарева, М.В. Овчинников // Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2010. – Т. 3. - №3. – С. 60 – 65.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М., 2003.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 1999.
36. Мазалецкая А.Л. Динамика мотивации научно-исследовательской деятельности на этапах профессионализации: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2011. – 217 с.
37. Мазалецкая А.Л. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов вуза / А.Л. Мазалецкая // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2011. - №6. – С. 61 – 63.
38. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2000.
39. Мареев В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 292 с.
40. Мастерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов / А.В. Мастерова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. - №1. – С. 132 – 137.
41. Медведева Ю.С. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. - №4. – С. 117 – 121.
42. Муравьёв А.И. Факторы творческого роста научных кадров / А.П. Муравьёв // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / Под ред. С.А. Кугеля. – СПб, 1993.
43. Немов С.Р. Психология / С.Р. Немов. – М.: Владос, 2003.
44. Никитина Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 182 с.
45. Нуртаев Е.Р. Учебно-исследовательская мотивация магистрантов как фактор самосовершенствования профессиональной компетенции / Е.Р. Нуртаев // Высшее образование сегодня. – 2013. - №2. – С. 45 – 49.
46. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / Под ред. В.В. Балашова. – М., 2002.
47. Петерсон Л.Г. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. – М.: АПК и ППРО, 2011. – 64 с.
48. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
49. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 704 с.
50. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности / А.А. Реан. – СПб, 2001.
51. Резник С.Д. Формирование мотивации студентов научно-педагогической деятельности в вузе / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Проблемы современной экономики. – 2012. - №3. – С. 361 – 364.
52. Реутов Е.В. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности / Е.В. Реутов, Л.В. Колпина, М.Н. Реутова, Е.Н. Шиянова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – Т. 1. - №4. – С. 59 – 64.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
54. Сайтбагина Л.А. О мотивах научной деятельности студентов и молодых исследователей / Л.А. Сайтбагина // Омский научный вестник. – 2012. - №2-106. – С. 181 – 182.
55. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрагогическая парадигма / В.Д. Самойлов. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 208 с.
56. Скрауч О.Н. К проблеме мотивации научной деятельности молодых преподавателей региональных вузов / О.Н. Скрауч // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2013. - №1. – С. 85 – 90.
57. Филиппов В.Д. Криминологические основы уголовного права / В.Д. Филиппов. – Томск, 1981.
58. Хвесько У.Б. Технология формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов / У.Б. Хвесько, Е.С. Рожкова, В.И. Чумаков // Грани познания. – 2014. - №3. – С. 85 – 89.
59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Пер. с нем. – М., 2007.
60. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.

Купить эту работу

Психологические особенности мотивации научно - исследовательской деятельности студентов обучающихся в магистратуре

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 января 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽