Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Использование ручного труда как средство преодоления недостаточности мышления младших школьников с задержкой психического развития.

  • 85 страниц
  • 2016 год
  • 139 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Как утверждают А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, эти задачи продолжаются в период школьного обучения. С одной стороны, именно здесь происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей – сложных форм абстракции, обобщения, умозаключения. С другой стороны, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию.
Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности младших школьников, по мнению Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, является умение обобщать на основе существенных признаков, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и явлений, то есть наличие логического мышления. Обозначенное, в свою очередь, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
В целом, проблема развития логического мышления в период обучения в начальной школе являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего. Зарубежные психологи Ж. Пиаже, А. Валлон, считают, что большую роль в становлении психики играет наследственность, генетически заложенные задатки.
Иную позицию в этом отношении занимают представители отечественной психологической школы, уделяющих главную роль в развитии всех психических процессов, в том числе и мышления, социальным факторам. Положив в основу обозначенной проблемы принцип единства сознания и деятельности, такие исследователи как Н.Ф. Талызина доказали, что логические приемы формируются прижизненно, выступают как процесс усвоения социального опыта. Положение о решающем значении обучения в становлении психики ребенка выдвинули психологии Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин.
С каждым годом увеличивается количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). По данным Ю.В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.
Основная причина задержки психического развития исходит из слабовыраженных (минимальных) органических повреждений мозга, или врожденных, или полученных во внутриутробном, при родовом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Усугубляют отставание в развитии могут и неблагоприятные социальные факторы, которые ранее считали практически основной причиной появления задержки. Само понимание термина «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
В последние годы на развитие дефектологии значительно повлияли достижения смежных наук, а особенно — специальной психологии.
Теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении (К.С. Лебединская, 1982; И.Ф. Марковская, 1990; А.О. Дробинская, 1993; М.Н. Фишман, 1989), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992 и др.).
ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Изменяющиеся условия в системе образования обеспечивают пристальное внимание к педагогической практике общеобразовательных организаций к обучению детей с трудностями в обучении, охране и укреплению их соматического и психического здоровья, коррекции отклонений в развитии и снижение их степени проявления. Следовательно, в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для полноценного образования и личности детей.
Исходя из выше сказанного, проблема умственного развития младших школьников с ЗПР является актуальной. Одним из центральных вопросов детской психологии и начального образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с ЗПР основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, а также мыслительных операций.
Результаты исследований В. И. Лубовского, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, Н.А. Цимбалюк, В. Ф. Мачихиной, Г. А. Стрекаловой и др. показали, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения с взрослыми, взаимодействия со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на уроках в школе.
Проблема заключается в том, что в процессе обучения педагоги не всегда используют задания, направленные на полноценное развитие всех видов мышления и мыслительных операций. Можно предположить, что большинство педагогов начальной школы считают, что логическое мышление в большей степени развивается на уроках математики, тогда как урокам других научных циклов в этом отношении придается наименьшее значение. Помимо этого для выявления качественной характеристики мышления и мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР используется недостаточное количество диагностических материалов.
Цель исследования: выявить особенности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение сущности понятий и их структурные характеристики, используемые в работе.
3. Анализ и подбор методик по диагностике мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.
4. Разработка и проведение коррекционно-педагогической работы по развитию мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
5. Проверка эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования: развитие мышления у младших школьников с ЗПР будет эффективной при условии учета психолого-педагогических особенностей детей данной категории, систематического и целенаправленного использования дополнительных занятий по развитию мышления, приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе.




Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Мышление как высший познавательный психический процесс 8
1.2. Понятие о задержке психического развития. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 17
1.3. Подходы к изучению мыслительной деятельности 32
Глава 2. Изучение особенностей мышления у детей с задержкой психического развития 42
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 42
2.2. Содержание методик исследования мышления у младших школьников с задержкой психического развития 45
2.3. Анализ полученных результатов 47
Глава 3. Организация работы по развитию мышления у младших школьников с задержкой психического развития 61
3.1. Цели, задачи, организация формирующего эксперимента 61
3.2. Содержание работы по развитию мышления у младших школьников с задержкой психического развития 62
3.3. Вторичная диагностика и анализ результата 68
Заключение 77
Список литературы 81
Приложение 85




Заключение
Познание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Выделяют разные виды мышления: теоретическое и эмпирическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый вид мышления имеет свои особенности, функции. Так, словено-логическое мышление представлено в понимании, решении проблем и задач, целеобразовании, рефлексии. Логическое мышление реализуется в таких операциях мышления, как, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция, конкретизация. В старшем дошкольном возрасте начинает появляться словесно-логическое мышление, которое активно развивается в младшем школьном возрасте. Логическое мышление младших школьников с ЗПР несовершенно. Первоначально ученики могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений.
Для развития логического мышления учителя начальных классов используют различные приемы, в основном на уроках математики, русского языка, чтения.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на …. В Исследовании приняли участие 10 младших школьников с ЗПР в возрасте 8-9 лет.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методы наблюдения, анализ учебно-методической документации учителей, методики «Определение понятий, выяснение причин, сходства и различий», «Выделение существенного», «Анализ образца», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего».
Анализ материалов констатирующего исследования показал, что младшие школьники имеют потенциальные возможности к выполнению логических операций при выполнении заданий. Всем ученикам задания были очень интересны, было видно, что дети с удовольствием приступали к их выполнению, но также многие в своей деятельности были пассивны в их выполнении, боялись совершить ошибку, действовали неуверенно.
В ходе анализа результатов наблюдения было выявлено, что на просмотренных уроках по русскому языку, литературному чтению, математике и др. педагоги начальных классов недостаточно внимания уделяют развитию логических операций, используют стандартные приемы развития логического мышления, как то: загадки, дополнительные вопросы, требующие приведения доказательств правильности ответа. Анализ учебно-методической документации показал, что педагоги проводят уроки по традиционной систем «Школа России». В рабочей программе и технологических картах определены метапредметные умения, предполагающие овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Вместе с тем анализ просмотренных уроков позволяет сделать вывод, что педагоги уделяют недостаточное внимание этим умениям.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития мышления у младших школьников недостаточен для полноценного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Средний уровень развития логических операций мышления наблюдался у 5 младших школьников с ЗПР. Младшие школьники могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с помощью со стороны взрослых.
Уровень ниже среднего – 5 младших школьников с ЗПР. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики.
С целью развития логического мышления у младших школьников были спланированы и проведены дополнительные занятия по развитию логического мышления. Учителей познакомили с технологией, которую можно использовать в классе, обучающемуся по традиционной программе, и которая в большей степени направлена на развитие мышления, - это технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Уникальность ее состоит в том, что ее можно использовать на любой уроке по любому предмету.
После проведения работы младшие школьники с ЗПР были повторно продиагностированы.
Анализ результатов методик также показал, что уровень мышления и мыслительный операций повысился. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Уровень выше среднего – у 3 школьников с ЗПР. Они могут самостоятельно познавать окружающий мир, используя логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольники исправляют самостоятельно, испытывают незначительные трудности при выполнении сложных операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования.
Средний уровень развития логических операций мышления – 7 младших школьников с ЗПР.
В развитии логического мышления наблюдается динамика. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Проведенная работа оказали положительное воздействие на уровень развития логического мышления, но необходимо продолжать начатую работу.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы
Список литературы
1. Антонова Г.П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - № 6. - 1965. - С. 52-64.
2. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) – М., 1975. – 399 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС. – 2004. – 136с.
4. Блонский П.П. Развитие мышления школьников // Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. С. 5-117.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. С. 34.-35; Тестовые задания. Диагностика мышления младшего школьника. Электронные источники, режим доступа: http://5psy.ru/testi/testi-dlya-mladshix-shkolnikov.html
6. Боно Э. Рождение новой идеи. О не шаблонности мышления. - М., 1976. - 195 с.
7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983. - 96 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников - М., 2006. - 534 с.
10. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться - СПб., 2000. - 108с.
11. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 2011. – 176с.
12. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей. - М.: Педагогика 2002., 156 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Гном-Пресс, 2007. – 176 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского - М., 1979. - 398с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 2011. – 368с.
16. Григорьева Л.П. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция).- М.: Академкнига, 2002.-с.415
17. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика , 2012. — 256 с
18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2008 – 224с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981. – 218 с.
20. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. Основы психиатрических знаний. М., 1998.
21. Жидкина Т.С., Кузьмина И.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
22. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
23. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М., 1993. – 292 с.
24. Зак А.З. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа. - 1989.- №6. - С. 32-38.
25. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников - М., 1982. - 248 с.
26. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. –Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
27. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики - М., 2004. - 53 с.
28. Конева И.А. Дифференциальная психодиагностика задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности и нормы психического развития в младшем подростковом возрасте // Специальная педагогика и специальная психология: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2 томах. Том 1. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
29. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.
30. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.: Трикса, 2013. – 304 с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М., 1972. – 476 с.
32. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
33. Маклаков А. Г. Мышление // Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб., 2001. - С. 298-331.
34. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – СПб.: Феникс, 2000. – 576с.
35. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003
36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 2013. – 78с.
37. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М., 2005. – 284 с.
38. Немов Р.С. Кн.1. Общая психология // Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах.– М., 2008. – 687 с.
39. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для школьных психологов. – М.: Владос, 2003. – 260с.
40. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.
41. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004.
42. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб: Речь, 2003
43. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М., 1960. - 258 с.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003 - 208с.
45. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
46. Тестовые задания. Диагностика мышления младшего школьника. Электронные источники, режим доступа: http://5psy.ru/testi/testi-dlya-mladshix-shkolnikov.html
47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 184 с.
48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей. – М.: Владос, 2001, 136 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 64 с.
50. Яковлева С.Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала. Автореферат дисс., канд. пед. наук. – М., 2002.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Как утверждают А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, эти задачи продолжаются в период школьного обучения. С одной стороны, именно здесь происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей – сложных форм абстракции, обобщения, умозаключения. С другой стороны, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию.
Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности младших школьников, по мнению Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, является умение обобщать на основе существенных признаков, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и явлений, то есть наличие логического мышления. Обозначенное, в свою очередь, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
В целом, проблема развития логического мышления в период обучения в начальной школе являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего. Зарубежные психологи Ж. Пиаже, А. Валлон, считают, что большую роль в становлении психики играет наследственность, генетически заложенные задатки.
Иную позицию в этом отношении занимают представители отечественной психологической школы, уделяющих главную роль в развитии всех психических процессов, в том числе и мышления, социальным факторам. Положив в основу обозначенной проблемы принцип единства сознания и деятельности, такие исследователи как Н.Ф. Талызина доказали, что логические приемы формируются прижизненно, выступают как процесс усвоения социального опыта. Положение о решающем значении обучения в становлении психики ребенка выдвинули психологии Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин.
С каждым годом увеличивается количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). По данным Ю.В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.
Основная причина задержки психического развития исходит из слабовыраженных (минимальных) органических повреждений мозга, или врожденных, или полученных во внутриутробном, при родовом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Усугубляют отставание в развитии могут и неблагоприятные социальные факторы, которые ранее считали практически основной причиной появления задержки. Само понимание термина «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
В последние годы на развитие дефектологии значительно повлияли достижения смежных наук, а особенно — специальной психологии.
Теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении (К.С. Лебединская, 1982; И.Ф. Марковская, 1990; А.О. Дробинская, 1993; М.Н. Фишман, 1989), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992 и др.).
ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Изменяющиеся условия в системе образования обеспечивают пристальное внимание к педагогической практике общеобразовательных организаций к обучению детей с трудностями в обучении, охране и укреплению их соматического и психического здоровья, коррекции отклонений в развитии и снижение их степени проявления. Следовательно, в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для полноценного образования и личности детей.
Исходя из выше сказанного, проблема умственного развития младших школьников с ЗПР является актуальной. Одним из центральных вопросов детской психологии и начального образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с ЗПР основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, а также мыслительных операций.
Результаты исследований В. И. Лубовского, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, Н.А. Цимбалюк, В. Ф. Мачихиной, Г. А. Стрекаловой и др. показали, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения с взрослыми, взаимодействия со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на уроках в школе.
Проблема заключается в том, что в процессе обучения педагоги не всегда используют задания, направленные на полноценное развитие всех видов мышления и мыслительных операций. Можно предположить, что большинство педагогов начальной школы считают, что логическое мышление в большей степени развивается на уроках математики, тогда как урокам других научных циклов в этом отношении придается наименьшее значение. Помимо этого для выявления качественной характеристики мышления и мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР используется недостаточное количество диагностических материалов.
Цель исследования: выявить особенности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение сущности понятий и их структурные характеристики, используемые в работе.
3. Анализ и подбор методик по диагностике мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.
4. Разработка и проведение коррекционно-педагогической работы по развитию мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
5. Проверка эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования: развитие мышления у младших школьников с ЗПР будет эффективной при условии учета психолого-педагогических особенностей детей данной категории, систематического и целенаправленного использования дополнительных занятий по развитию мышления, приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе.




Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Мышление как высший познавательный психический процесс 8
1.2. Понятие о задержке психического развития. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 17
1.3. Подходы к изучению мыслительной деятельности 32
Глава 2. Изучение особенностей мышления у детей с задержкой психического развития 42
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 42
2.2. Содержание методик исследования мышления у младших школьников с задержкой психического развития 45
2.3. Анализ полученных результатов 47
Глава 3. Организация работы по развитию мышления у младших школьников с задержкой психического развития 61
3.1. Цели, задачи, организация формирующего эксперимента 61
3.2. Содержание работы по развитию мышления у младших школьников с задержкой психического развития 62
3.3. Вторичная диагностика и анализ результата 68
Заключение 77
Список литературы 81
Приложение 85




Заключение
Познание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Выделяют разные виды мышления: теоретическое и эмпирическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый вид мышления имеет свои особенности, функции. Так, словено-логическое мышление представлено в понимании, решении проблем и задач, целеобразовании, рефлексии. Логическое мышление реализуется в таких операциях мышления, как, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция, конкретизация. В старшем дошкольном возрасте начинает появляться словесно-логическое мышление, которое активно развивается в младшем школьном возрасте. Логическое мышление младших школьников с ЗПР несовершенно. Первоначально ученики могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений.
Для развития логического мышления учителя начальных классов используют различные приемы, в основном на уроках математики, русского языка, чтения.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на …. В Исследовании приняли участие 10 младших школьников с ЗПР в возрасте 8-9 лет.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методы наблюдения, анализ учебно-методической документации учителей, методики «Определение понятий, выяснение причин, сходства и различий», «Выделение существенного», «Анализ образца», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего».
Анализ материалов констатирующего исследования показал, что младшие школьники имеют потенциальные возможности к выполнению логических операций при выполнении заданий. Всем ученикам задания были очень интересны, было видно, что дети с удовольствием приступали к их выполнению, но также многие в своей деятельности были пассивны в их выполнении, боялись совершить ошибку, действовали неуверенно.
В ходе анализа результатов наблюдения было выявлено, что на просмотренных уроках по русскому языку, литературному чтению, математике и др. педагоги начальных классов недостаточно внимания уделяют развитию логических операций, используют стандартные приемы развития логического мышления, как то: загадки, дополнительные вопросы, требующие приведения доказательств правильности ответа. Анализ учебно-методической документации показал, что педагоги проводят уроки по традиционной систем «Школа России». В рабочей программе и технологических картах определены метапредметные умения, предполагающие овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Вместе с тем анализ просмотренных уроков позволяет сделать вывод, что педагоги уделяют недостаточное внимание этим умениям.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития мышления у младших школьников недостаточен для полноценного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Средний уровень развития логических операций мышления наблюдался у 5 младших школьников с ЗПР. Младшие школьники могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с помощью со стороны взрослых.
Уровень ниже среднего – 5 младших школьников с ЗПР. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики.
С целью развития логического мышления у младших школьников были спланированы и проведены дополнительные занятия по развитию логического мышления. Учителей познакомили с технологией, которую можно использовать в классе, обучающемуся по традиционной программе, и которая в большей степени направлена на развитие мышления, - это технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Уникальность ее состоит в том, что ее можно использовать на любой уроке по любому предмету.
После проведения работы младшие школьники с ЗПР были повторно продиагностированы.
Анализ результатов методик также показал, что уровень мышления и мыслительный операций повысился. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Уровень выше среднего – у 3 школьников с ЗПР. Они могут самостоятельно познавать окружающий мир, используя логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольники исправляют самостоятельно, испытывают незначительные трудности при выполнении сложных операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования.
Средний уровень развития логических операций мышления – 7 младших школьников с ЗПР.
В развитии логического мышления наблюдается динамика. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Проведенная работа оказали положительное воздействие на уровень развития логического мышления, но необходимо продолжать начатую работу.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы
Список литературы
1. Антонова Г.П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - № 6. - 1965. - С. 52-64.
2. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) – М., 1975. – 399 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС. – 2004. – 136с.
4. Блонский П.П. Развитие мышления школьников // Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. С. 5-117.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. С. 34.-35; Тестовые задания. Диагностика мышления младшего школьника. Электронные источники, режим доступа: http://5psy.ru/testi/testi-dlya-mladshix-shkolnikov.html
6. Боно Э. Рождение новой идеи. О не шаблонности мышления. - М., 1976. - 195 с.
7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983. - 96 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников - М., 2006. - 534 с.
10. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться - СПб., 2000. - 108с.
11. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 2011. – 176с.
12. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей. - М.: Педагогика 2002., 156 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Гном-Пресс, 2007. – 176 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского - М., 1979. - 398с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 2011. – 368с.
16. Григорьева Л.П. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция).- М.: Академкнига, 2002.-с.415
17. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика , 2012. — 256 с
18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2008 – 224с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981. – 218 с.
20. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. Основы психиатрических знаний. М., 1998.
21. Жидкина Т.С., Кузьмина И.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
22. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
23. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М., 1993. – 292 с.
24. Зак А.З. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа. - 1989.- №6. - С. 32-38.
25. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников - М., 1982. - 248 с.
26. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. –Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
27. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики - М., 2004. - 53 с.
28. Конева И.А. Дифференциальная психодиагностика задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности и нормы психического развития в младшем подростковом возрасте // Специальная педагогика и специальная психология: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2 томах. Том 1. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
29. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.
30. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.: Трикса, 2013. – 304 с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М., 1972. – 476 с.
32. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
33. Маклаков А. Г. Мышление // Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб., 2001. - С. 298-331.
34. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – СПб.: Феникс, 2000. – 576с.
35. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003
36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 2013. – 78с.
37. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М., 2005. – 284 с.
38. Немов Р.С. Кн.1. Общая психология // Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах.– М., 2008. – 687 с.
39. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для школьных психологов. – М.: Владос, 2003. – 260с.
40. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.
41. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004.
42. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб: Речь, 2003
43. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М., 1960. - 258 с.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003 - 208с.
45. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
46. Тестовые задания. Диагностика мышления младшего школьника. Электронные источники, режим доступа: http://5psy.ru/testi/testi-dlya-mladshix-shkolnikov.html
47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 184 с.
48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей. – М.: Владос, 2001, 136 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 64 с.
50. Яковлева С.Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала. Автореферат дисс., канд. пед. наук. – М., 2002.

Купить эту работу

Использование ручного труда как средство преодоления недостаточности мышления младших школьников с задержкой психического развития.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽