Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Модели конфликтного поведения пожилых людей (от 60ти) (гендерный аспект)

  • 92 страниц
  • 2016 год
  • 210 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном российском обществе имеет место демографическое старение населения, обусловленное во многом неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сложившейся в условиях системного кризиса. В связи с этим в последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке вопросы изучения пожилого возраста приобретают весьма важное социально-экономические, социально-психологическое и медико-социальное значение.
Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в эмоциональной сфере, а также переменами, связанными с потерей друзей, близких, невозможностью продолжения профессиональной деятельностью. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания эмоциональных реакций, с другой – позитивные или негативные тенденции эмоциональной сферы усиливают или уменьшают объективное влияние физиологических изменений и условий жизнедеятельности. Неблагоприятная социальная и психологическая обстановка способствует проявлению у пожилых людей таких личностных черт, как агрессивность, конфликтность, неуступчивость.
Помимо поведенческих особенностей, связанных с возрастными изменениями, мы обратились к исследованию гендерного аспекта личности пожилых людей. Трансформация традиционных ролей мужчин и женщин влечёт за собой перестройку нормативных эталонов, что побуждает к корректировке индивидуально-психологических характеристик современных людей. Современные мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но и с обществом, и с собой. Именно поэтому изучение индивидуально-личностных особенностей пожилых людей целесообразно проводить с учётом гендерного аспекта.
Объект исследования – поведенческие особенности пожилых людей.
Предмет исследования – модели конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей конфликтного поведения пожилых людей в конексте гендерной проблематики.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2) определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный;
3) диагностировать агрессивные и враждебные реакции пожилых людей;
4) охарактеризовать самооценку конструктивного поведения в конфликте;
5) выявить стили разрешения конфликтной ситуации у пожилых людей;
6) выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта;
7) представить результаты корреляционного анализа конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте;
8) представить результаты кластерного анализа конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте;
Гипотеза исследования: пожилые люди, обладающие маскулинным гендерным типом, больше склонны к открытой борьбе за свои интересы, тогда как обладатели феминного гендерного типа предпочитают приспособление, компромисс.
Методы исследования: анализ и синтез психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с пожилыми людьми, интерпретационный метод, методы математической статистики (корреляционный, дисперсионный, кластерный анализ, t-критерий Стьдента).
Для исследования особенностей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте нами были использованы следующие методики: 1) Полоролевой опросник (С.С. Бем, 1974 г.); 2) Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, 1957 г.; 3) Методика «Самооценка конструктивного поведения в конфликте» (Н.П. Фетискин и соавторы, 2002 г.); 4) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной, 1973 г.); 5) Методика «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н.П. Фетискин и соавторы, 2002 г.).
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборку составили 50 пожилых людей, из них 25 мужчин и 25 женщин.
Научная новизна исследования. Автором выявлены и проанализированы поведенческие особенности пожилых людей в гендерном аспекте, установлена и описана взаимосвязь и степень влияния гендерных особенностей пожилых людей на их поведение в конфликте.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в постановке и решении важной для науки проблемы исследования моделей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте, в получении новых эмпирических данных для развития гендерной психологии, геронтологии, конфликтологии. Проведённые нами исследования могут служить основной для дальнейшего изучения индивидуально-личностных особенностей пожилых людей в контексте гендерной проблематики.
Структура и объём исследования. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 122 позиции. Общий объём работы – 92 страницы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ КОНФЛИКТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Понятие и основные особенности конфликтного поведения 7
1.2. Влияние негативных психических состояний на конфликтное
поведение человека 17
1.3. Сущность и структура гендерного самоопределения личности 26
1.4. Психология пожилых людей 38
Выводы по первой главе 45
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ 48
2.1. Основные понятия исследования 48
2.2. Цели, задачи, гипотеза исследования 49
2.3. Методы исследования 50
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 55
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ 55
3.1. Результаты исследования гендерного самоопределения личности по
методике «Полоролевой опросник» (С.С. Бем) 55
3.2. Результаты исследования поведенческих особенностей по опроснику
уровня агрессивности Басса-Дарки 56
3.3. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
«Самооценка конструктивного поведения в конфликте» (Н.П. Фетискин
и соавторы) 61
3.4. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
(К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной) 62
3.5. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
«Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н.П. Фетискин
и соавторы) 63
3.6. Результаты корреляционного анализа конфликтного поведения
пожилых людей в гендерном аспекте 63
3.7. Результаты кластерного анализа конфликтного поведения пожилых
людей в гендерном аспекте 70
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено изучению моделей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте. Ниже представлены основные выводы.
1. Под конфликтом в психологии понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов. В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность (носитель противоречия). Данный признак отражает двойственность тенденций, составляющих платформу любого конфликта; 2) активность (преодоление противоречия). Данный признак отличает активность, понимаемую под знаком противоборства и активность, направленную на стирание несовместимости, устранение противоречий; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта). Данный признак усиливает особую социальность конфликта, отличая его от иной борьбы, к примеру, в природе.
2. Анализ классических научных психологических подходов в области понимания психологии конфликта, мы приходим к однозначному выводу, что в понимании психологии конфликта, классических школ, нет однозначного ответа на вопрос, что является центральным в психологии конфликта. Одни утверждают, что это внутренне в человеке, некая энергия или индивидуальность, другие видят центральным компонентом ситуацию, окружающую среду, третьи разум. Таким образом, каждая из изложенных концепций отражает разные стороны психологии конфликта в социуме, но целостное восприятие исследуемого феномена невозможно без интеграции накопленных знаний, их «скрепления», для всестороннего понимания внутреннего и внешнего в психологии конфликта.
3. Гендерное самоопределение личности – это сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение человеком собственной жизненной позиции в роли мужчины или женщины в различных проблемных ситуациях; выбор траектории собственного развития по маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности на основе самоосмысления и переосмысления мужских или женских стереотипов, оценки ресурсных и потенциальных гендерных возможностей личности, учета их сильных и слабых сторон. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации в индивиде (юноши или девушки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.
4. Проведенный нами анализ научных работ выявил, что гендерная идентичность является предметом исследования многих современных наук – социологии, культурологи, философии, политологии. Теоретическое и эмпирическое изучение проблематики гендера в целом и гендерной идентичности в частности оформилось в отдельную комплексную и междисциплинарную область научного знания – гендерные исследования. Используя сложившиеся в психологии подходы к анализу личности, ее структуры и механизмы функционирования, исследователи обосновывают концепции гендерной идентичности личности, разрабатывают частные понятия, включенные в ее структуру, подбирают методики, помогающие раскрыть возрастные особенности гендерной идентичности личности и механизмы ее реализации.
5. Старение и старость – нормальный естественный, физиологический процесс и является определенным отрезком онтогенеза. Для этого возрастного периода, как и для детства, юности, зрелости, характерны свои особенности. Они, в первую очередь, проявляются в частичной потере трудоспособности, увеличении количества хронических заболеваний, возрастании чувства неуверенности в завтрашнем дне. Старость является заключительной фазой в развитии человека. Процесс старения неизбежно несет с собой определенные возрастные изменения в организме, которые носят глубоко индивидуальный характер. Активной жизни пожилых способствуют следующие психологические факторы: развитие его как субъекта творческой деятельности, а также социально-активной личности и яркой индивидуальности. Огромную роль играет здесь высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
6. В процессе проведения эмпирического исследования мы предположили, что должны быть определённые различия между особенностями конфликтного поведения в зависимости от гендерной принадлежности пожилых людей. Для этого мы сравнили показатели исследуемых параметров в группе мужчин и женщин. Сравнение осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента. Исследование выявило, что значимых различий между мужчинами и женщинами ни по одному из исследуемых параметров не обнаружено. Таким образом, было определено, что проведение корреляционного анализа целесообразно осуществлять без разделения по гендерному признаку.
7. Проанализировав результаты исследований конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Для этого мы построили корреляционную матрицу. Исследование показало, что параметр «гендерный тип» не коррелирует ни с одним из параметров, характеризующих особенности конфликтного поведения. Вместе с тем, наличие корреляционных связей позволяет предположить существование различных групп испытуемых, основанных на особенностях поведения в конфликте вне зависимости от гендерных характеристик. С целью проверки данной гипотезы мы провели кластерный анализ.
8. Первый кластер объединяет собой 12 человек (24% пожилых людей), из них маскулинный тип присущ 2 испытуемым, феминный – 3, андрогинный – 2, недифференцированный – также 2. Эти пожилые люди характеризуются средним или высоким уровнем конфликтоустойчивости. В целом, их уровень агрессии ниже среднего, в качестве способов регулирования конфликтов они предпочитают избегание или сотрудничество.
9. Второй кластер включает в себя 20 человек (40% испытуемых), из них маскулинным и феминным типом характеризуются по 7 пожилых людей, андрогинным – 6. Данные испытуемые также характеризуются высоким либо средним уровнем конфликтоустойчивости. В отличие от представителей первого кластера, для регулирования конфликтных ситуаций они предпочитают приспособление или компромисс. Их уровень агрессивности мы определяем как низкий.
10. Третий кластер охватывает 8 опрошенных (16% пожилых людей), из них маскулинным типом обладают 4 человека, феминным – 1, андрогинным – 2, недифференцированным – 1. Эти испытуемые обладают низким уровнем конфликтоустойчивости. Их уровень агрессивности выше среднего, они часто испытывают обиду и раздражение. В качестве способа регулирования конфликта практикуют компромисс или избегание.
11. Четвёртый кластер включает в себя 10 испытуемых (20% пожилых людей), из них 4 опрошенных характеризуются маскулинным типом, 6 – феминным. Они характеризуются низким уровнем конфликтоустойчивости и высоким уровнем агрессивности по всем измеряемым параметрам – раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия. В целом, им присущ такой способ регулирования конфликтов, как соревнование.
12. Проведённое нами исследование позволяет заключить, что прямая связь между гендерной характеристикой и типом поведения в конфликте, уровнем агрессивности не зафиксирована. Модели конфликтного поведения пожилых людей в большей мере обусловлены их индивидуально-психологическими особенностями, а не социально-нормативными критериями. Гипотеза исследования не подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агрессивность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
2. Азарина М.С. Социальная эксклюзия пожилых людей в условиях постсоветской модернизации / М.С. Азарина // Социосфера. – 2012. №1. – С. 75 – 76.
3. Акиньшина С.И. Особенности гендерной идентичности личности в разных возрастных группах / С.И. Акиньшина // Известия ВГПУ. – 2015. №1. – С. 267 – 270.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов. – СПб: Питер, 2013. – 512 с.
5. Ахметова М.С. Социальное положение пожилых людей в трансформирующемся российском обществе: Дис. канд. соц. наук. – Уфа, 2009. – 173 с.
6. Бабосов Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – М.: Амалфея, 2012. – 324 с.
7. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард. – М.: Социум; ИРИСЭН, 2012. – 336 с.
8. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2009. – 242 с.
9. Бексаева Н.А. Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций: Дис. канд. соц. наук. – Саратов, 2006. – 158 с.
10. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб: Питер, 2009. – 431 с.
11. Березняк О.Л. Социально-экономический потенциал пожилых в современном российском обществе / О.Л. Березняк // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2008. №3. – С. 149 – 153.
12. Берёзкина Н.В. Социальный статус человека в старости / Н.В. Берёзкина // Вопросы гуманитарных наук. – 2012. №2. – С. 123 – 125.
13. Бертон Дж. Конфликт и коммуникация: Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях / Дж. Бертон // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост. П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2012. – С. 353 – 361.
14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – 3-е изд – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
15. Брылева Л.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Инженерный вестник Дона. – 2013. – Т. 24. - №1. – С. 86.
16. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сферы юношества: возрастной и гендерный аспекты / О.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. – 2014. №1. – С. 147 – 153.
17. Ващенко И.В. Общая конфликтология / И.В. Ващенко. – Харьков: Оригинал, 2001. – 384 с.
18. Визгина А.В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения / А.В. Визгина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – №29. – С. 43 – 54.
19. Волков Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2010. – 416 с.
20. Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающего его защищённость от психологического насилия в ближайшем социальном окружении: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2007. – 169 с.
21. Гендер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80
22. Говоров В.С. Жить долго / В.С. Говоров. – Краснодар, 1988. – 127 с.
23. Грибель А.С. Конфликтная ситуация и девиантное поведение в контексте конфликтного взаимодействия / А.С. Грибель, М.Г. Евдокимов, Д.А. Зеленина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. №6-1. – С. 57 – 58.
24. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 464 с.
25. Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. д-ра психол. наук. – М., 2002. – 523 с.
26. Давлетшина В.А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / В.А. Давлетшина, В.Р. Бальданова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. №3. – С. 41.
27. Давыдова Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного поведения личности / Ю.А. Давыдова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. №2. – С. 397 – 402.
28. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 236 – 243.
29. Дворянчиков Н.В. Половое созревание и методы его диагностики / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 216 с.
30. Денисова Т.П. Клиническая геронтология / Т.П. Денисова, Л.И. Малинова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 244 с.
31. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Хрестоматия по конфликтологии / Сост. Н.И. Леонов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2010. – 384 с.
32. Доллард Дж. Психотерапия в рамках теории научения / Дж. Доллард // Техники консультирования и психотерапии / Сост. У. Сахакиан. – М.: Эксмо-Пресс; Апрель-Пресс, 2008. – С. 303 – 348.
33. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
34. Дронова С.Ю. Влияние уровня эмпатийности личности на стратегию поведения в конфликте / С.Ю. Дронова // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков / Под ред. Н.М. Мекеко. – М., 2015. – С. 411 – 425.
35. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Терра – Книжный клуб, 2008. – 400 с.
36. Ермолаева М.В. Особенности развития личности современного пожилого человека / М.В. Ермолаева, Е.В. Приходько // Сборники НИЦ Софиосфера. – 2011. №7. – С. 100 – 122.
37. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А.А. Ершов. – Л.: Наука, 1976.
38. Ершова Н.М. Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером: Дис. канд. филос. наук. – Екатеринбург, 2005. – 177 с.
39. Зазыкин В.Г. Психологическая реальность конфликта / В.Г. Зазыкин, Ю.В. Оболонский. – М.: Психотерапия, 2013. – 384 с.
40. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
41. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? / Г. Зиммель // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 75 – 91.
42. Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: Дис. д-ра соц. наук. – М., 2013. – 500 с.
43. Иванченко Е.А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / Е.А. Иванченко // Социальная педагогика. – 2012. №3. – С. 52 – 56.
44. Илийчук В.И. Саморегуляция подростков в преодолении конфликтного поведения: Дис. канд. психол. наук. – Ивано-Франковск, 1996. – 192 с.
45. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2010.
46. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: Дис. д-ра пед. наук. – М., 2005.
47. Камнева Н.А. Стилевые и индивидуально-личностные особенности конфликтующих сторон, детерминирующие ситуации конфликтного взаимодействия в условиях современной России / Н.А. Камнева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. №3 – С. 138 – 144.
48. Кардашина С.В. История становления понятия «конфликт», стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / С.В. Кардашина, Н.В. Шаньгина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. №1. – С. 199 – 205.
49. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб: Алетейя, 2004. – 92 с.
50. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер // Социология: Хрестоматия / Сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2012. – С. 624 – 640.
51. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2000.
52. Комлева Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе: Дис. канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2013. – 161 с.
53. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность / И.С. Кон // Хрестоматия по психологи / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
54. Конструктивное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/povedenie-konstruktivnoe.
55. Конфликт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82
56. Конфликтное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/12824/
57. Конфликтоустойчивость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/konfliktoustoichivost
58. Котелков А.Л. Регулирование конфликтов в организационной структуре: социолого-управленческий аспект: Дис. канд. соц. наук. – М., 2008. – 200 с.
59. Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: гендерные и другие аспекты / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 2006. №1.
60. Краснова О.В. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2002. – 278 с.
61. Крозье М. Основные тенденции сложных современных обществ / М. Крозье // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 124 – 129.
62. Крутько В.Н. Системные механизмы и модели старения / В.Н. Крутько, В.И. Донцов. – М.: ЛКИ, 2008. – 336 с.
63. Крючков Г.П. Социально-психологические основания профилактики и предупреждения конфликтов при осуществлении контрольной деятельности: Дис. психол. наук. – М., 2008. – 161 с.
64. Кузнецова Е.Б. Психология соперничества в контексте гендерного подхода: Дис. канд. псхол. Наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2007. – 187 с.
65. Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей: Дис. канд. психол. наук. – Кострома, 2010. – 201 с.
66. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб: Речь, 2010. – 408 с.
67. Лежнина Ю.П. Российские пенсионеры в трансформирующемся обществе: социальное положение и структурные характеристики группы: Дис. канд. соц. наук. – М., 2010. – 153 с.
68. Леухина Л.Е. Формирование и реализация гендера в повседневности человеческого бытия: Дис. канд. филос. наук. – М., 2013. – 156 с.
69. Лихальская Б. Старость как фаза развития человека / Б. Лихальская // Старость. Популярный справочник. – М., 1996.
70. Ломова Т.Е. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодёжи: Дис. канд. культурологии. – М., 2005.
71. Мадди С. Теория личности: Сравнительный анализ / С. Мадди. – СПб: Речь, 2002.
72. Македон Т.А. Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин / Т.А. Македон // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2014. №4. – С. 104 – 112.
73. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006.
74. Маркс К. Капитал. Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / К. Маркс. – М.: Красанд, 2014. – 400 с.
75. Массон Г.В. Понимание реального мира современным пожилым человеком (ценностно-смысловая концепция) / Г.В. Массон // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2007. №3. – С. 41 – 50.
76. Машарова Т.В. Социальное самоопределение учащейся молодёжи: Возможности и проблемы / Т.В. Машарова, Е.Л. Сырцова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 70 с.
77. Михеев П.А. Интегративные процессы в сельском социуме изменяющейся России: Дис. д-ра соц. наук. – Саратов, 2007. – 370 с.
78. Молчанова Л.Н. Социально-психологическая детерминация особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей: Дис. канд. психол. наук. – Курсу, 2005. – 185 с.
79. Молчанова Н.В. Особенности проявления поведенческой активности в межличностном конфликте / Н.В. Молчанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4 №1. – С. 51 – 55.
80. Монастырская Н.И. Особенности поведения личности в возникновении и разрешении межличностных конфликтов / Н.И. Монастырская // Научные дискуссии о ценностях современного общества: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. Е.М. Мосоловой. – Липецк, 2014. – С. 82 – 89.
81. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачёва. – М., 1981.
82. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков [Электронный документ] / О.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_3/
83. Николаева О.В. Пенсионеры современной России: Дис. канд. соц. наук. – Саратов, 2011. – 186 с.
84. Новиков С.Н. Психология конфликта [Электронный ресурс] / С.Н. Новиков. – Режим доступа: http://svblog.ru/psihologiya-konflikta/
85. Новосельцев В.И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. – М.: Майор, 2011. – 336 с.
86. Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология / О.А. Нор-Аревян. – М.: Данков и К; Наука-Спектр, 2011. – 312 с.
87. Носов С.С. Теоретико-экспериментальные аспекты изучения гендерных особенностей защитных механизмов / С.С. Носов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2010. №125. – С. 58 – 69.
88. Оболонский Ю.В. Акмеологические условия и факторы управления организационными конфликтами: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 160 с.
89. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы её реализации: Дис. д-ра психол. наук. – Краснодар, 2006. – 431 с.
90. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2010. – 880 с.
91. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: МГУ, 1975. – С. 126 – 143.
92. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. – СПб: Речь, 2009. – 544 с.
93. Потапенкова А.А. Социально-философский анализ гендерных отношений в современной обществе: Дис. канд. филос. наук. – М., 2006. – 146 с.
94. Приходько Е.В. К вопросу о личностном самоопределении пожилых людей / Е.В. Приходько // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. №4. – С. 20 – 31.
95. Прохорова М.В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ: Дис. канд. соц. наук. – Нижний Новгород, 2007. – 150 с.
96. Психическое здоровье и пожилые люди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs381/ru/
97. Пфеффер Дж. Власть, влияние и политика в организациях / Дж. Пфеффер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 464 с.
98. Пьянкова Л.А. Влияние психотипа на поведение человека в конфликтной ситуации / Л.А. Пьянкова, Т.Ю. Пазельская /// Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. №1-3. – С. 122 – 124.
99. Самоопределение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/
100. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности / В.Ф. Сафин. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1986. – 142 с.
101. Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. – М.: Либроком, 2013. – 304 с.
102. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 1965.
103. Слейтер Э. Открыть ящик Скиннера / Э. Слейтер. – М.: АСТ; Хранитель, 2007.
104. Смолькин А.А. Парадоксы отношения к пожилым людям в современной России / А.А. Смолькин // Социологический журнал. – 2008. №3. – С. 106 – 112.
105. Соломатина Е.И. Социология конфликта / Е.И Соломатина. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. – 200 с.
106. Старикова М.М. Социальная субъектность пожилых людей в основных сферах их жизнедеятельности: Дис. канд. соц. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 245 с.
107. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Обще подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. – М.: ЛКИ, 2008. – 176 с.
108. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. – М.: Вильямс, 2009. – 928 с.
109. Фрейд З. Психоаналитические этюды [Текст] / З. Фрейд. – М.: Фолио, 2013. – 256 с.
110. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В. Фролькис. – Л.: Наука, 1988. – 239 с.
111. Челпак О.А. Изменение социальной структуры сельского населения в процессе реформирования российского общества: На материалах Республики Бурятия: Дис. канд. соц. наук. – Улан-Удэ 2004. – 190 с.
112. Чернякова О.С. Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста / О.С. Чернякова // Психология зрелости и старения – 2005. №3.
113. Шафранская Ч.Я. Сельская семья в трансформирующемся обществе: На материалах Республики Татарстан: Дис. канд. соц. наук. – Казань, 2005. – 271 с.
114. Шахматов Н.Ф. Психическое старение / Н.Ф. Шахматов. – М., 1996.
115. Шевчук Д.А. Управляем конфликтами. Всё о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2010. – 440 с.
116. Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014.
117. Шериф М. Исследование межгруппового конфликта / М. Шериф // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 800 с.
118. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2000.
119. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
120. Явных В.И. Роль социального обслуживания в адаптации пожилых людей в новых социально-экономических условиях: Дис. канд. соц. наук. – М., 2002.
121. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская. – М.: ВЛАДОС, 2003.
122. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста / Р.С. Яцемирская. – М., 2001.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном российском обществе имеет место демографическое старение населения, обусловленное во многом неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сложившейся в условиях системного кризиса. В связи с этим в последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке вопросы изучения пожилого возраста приобретают весьма важное социально-экономические, социально-психологическое и медико-социальное значение.
Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в эмоциональной сфере, а также переменами, связанными с потерей друзей, близких, невозможностью продолжения профессиональной деятельностью. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания эмоциональных реакций, с другой – позитивные или негативные тенденции эмоциональной сферы усиливают или уменьшают объективное влияние физиологических изменений и условий жизнедеятельности. Неблагоприятная социальная и психологическая обстановка способствует проявлению у пожилых людей таких личностных черт, как агрессивность, конфликтность, неуступчивость.
Помимо поведенческих особенностей, связанных с возрастными изменениями, мы обратились к исследованию гендерного аспекта личности пожилых людей. Трансформация традиционных ролей мужчин и женщин влечёт за собой перестройку нормативных эталонов, что побуждает к корректировке индивидуально-психологических характеристик современных людей. Современные мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но и с обществом, и с собой. Именно поэтому изучение индивидуально-личностных особенностей пожилых людей целесообразно проводить с учётом гендерного аспекта.
Объект исследования – поведенческие особенности пожилых людей.
Предмет исследования – модели конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей конфликтного поведения пожилых людей в конексте гендерной проблематики.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2) определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный;
3) диагностировать агрессивные и враждебные реакции пожилых людей;
4) охарактеризовать самооценку конструктивного поведения в конфликте;
5) выявить стили разрешения конфликтной ситуации у пожилых людей;
6) выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта;
7) представить результаты корреляционного анализа конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте;
8) представить результаты кластерного анализа конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте;
Гипотеза исследования: пожилые люди, обладающие маскулинным гендерным типом, больше склонны к открытой борьбе за свои интересы, тогда как обладатели феминного гендерного типа предпочитают приспособление, компромисс.
Методы исследования: анализ и синтез психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с пожилыми людьми, интерпретационный метод, методы математической статистики (корреляционный, дисперсионный, кластерный анализ, t-критерий Стьдента).
Для исследования особенностей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте нами были использованы следующие методики: 1) Полоролевой опросник (С.С. Бем, 1974 г.); 2) Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, 1957 г.; 3) Методика «Самооценка конструктивного поведения в конфликте» (Н.П. Фетискин и соавторы, 2002 г.); 4) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной, 1973 г.); 5) Методика «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н.П. Фетискин и соавторы, 2002 г.).
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборку составили 50 пожилых людей, из них 25 мужчин и 25 женщин.
Научная новизна исследования. Автором выявлены и проанализированы поведенческие особенности пожилых людей в гендерном аспекте, установлена и описана взаимосвязь и степень влияния гендерных особенностей пожилых людей на их поведение в конфликте.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в постановке и решении важной для науки проблемы исследования моделей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте, в получении новых эмпирических данных для развития гендерной психологии, геронтологии, конфликтологии. Проведённые нами исследования могут служить основной для дальнейшего изучения индивидуально-личностных особенностей пожилых людей в контексте гендерной проблематики.
Структура и объём исследования. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 122 позиции. Общий объём работы – 92 страницы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ КОНФЛИКТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Понятие и основные особенности конфликтного поведения 7
1.2. Влияние негативных психических состояний на конфликтное
поведение человека 17
1.3. Сущность и структура гендерного самоопределения личности 26
1.4. Психология пожилых людей 38
Выводы по первой главе 45
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ 48
2.1. Основные понятия исследования 48
2.2. Цели, задачи, гипотеза исследования 49
2.3. Методы исследования 50
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 55
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ 55
3.1. Результаты исследования гендерного самоопределения личности по
методике «Полоролевой опросник» (С.С. Бем) 55
3.2. Результаты исследования поведенческих особенностей по опроснику
уровня агрессивности Басса-Дарки 56
3.3. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
«Самооценка конструктивного поведения в конфликте» (Н.П. Фетискин
и соавторы) 61
3.4. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
(К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной) 62
3.5. Результаты исследования поведенческих особенностей по методике
«Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н.П. Фетискин
и соавторы) 63
3.6. Результаты корреляционного анализа конфликтного поведения
пожилых людей в гендерном аспекте 63
3.7. Результаты кластерного анализа конфликтного поведения пожилых
людей в гендерном аспекте 70
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено изучению моделей конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте. Ниже представлены основные выводы.
1. Под конфликтом в психологии понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов. В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность (носитель противоречия). Данный признак отражает двойственность тенденций, составляющих платформу любого конфликта; 2) активность (преодоление противоречия). Данный признак отличает активность, понимаемую под знаком противоборства и активность, направленную на стирание несовместимости, устранение противоречий; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта). Данный признак усиливает особую социальность конфликта, отличая его от иной борьбы, к примеру, в природе.
2. Анализ классических научных психологических подходов в области понимания психологии конфликта, мы приходим к однозначному выводу, что в понимании психологии конфликта, классических школ, нет однозначного ответа на вопрос, что является центральным в психологии конфликта. Одни утверждают, что это внутренне в человеке, некая энергия или индивидуальность, другие видят центральным компонентом ситуацию, окружающую среду, третьи разум. Таким образом, каждая из изложенных концепций отражает разные стороны психологии конфликта в социуме, но целостное восприятие исследуемого феномена невозможно без интеграции накопленных знаний, их «скрепления», для всестороннего понимания внутреннего и внешнего в психологии конфликта.
3. Гендерное самоопределение личности – это сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение человеком собственной жизненной позиции в роли мужчины или женщины в различных проблемных ситуациях; выбор траектории собственного развития по маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности на основе самоосмысления и переосмысления мужских или женских стереотипов, оценки ресурсных и потенциальных гендерных возможностей личности, учета их сильных и слабых сторон. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации в индивиде (юноши или девушки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.
4. Проведенный нами анализ научных работ выявил, что гендерная идентичность является предметом исследования многих современных наук – социологии, культурологи, философии, политологии. Теоретическое и эмпирическое изучение проблематики гендера в целом и гендерной идентичности в частности оформилось в отдельную комплексную и междисциплинарную область научного знания – гендерные исследования. Используя сложившиеся в психологии подходы к анализу личности, ее структуры и механизмы функционирования, исследователи обосновывают концепции гендерной идентичности личности, разрабатывают частные понятия, включенные в ее структуру, подбирают методики, помогающие раскрыть возрастные особенности гендерной идентичности личности и механизмы ее реализации.
5. Старение и старость – нормальный естественный, физиологический процесс и является определенным отрезком онтогенеза. Для этого возрастного периода, как и для детства, юности, зрелости, характерны свои особенности. Они, в первую очередь, проявляются в частичной потере трудоспособности, увеличении количества хронических заболеваний, возрастании чувства неуверенности в завтрашнем дне. Старость является заключительной фазой в развитии человека. Процесс старения неизбежно несет с собой определенные возрастные изменения в организме, которые носят глубоко индивидуальный характер. Активной жизни пожилых способствуют следующие психологические факторы: развитие его как субъекта творческой деятельности, а также социально-активной личности и яркой индивидуальности. Огромную роль играет здесь высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
6. В процессе проведения эмпирического исследования мы предположили, что должны быть определённые различия между особенностями конфликтного поведения в зависимости от гендерной принадлежности пожилых людей. Для этого мы сравнили показатели исследуемых параметров в группе мужчин и женщин. Сравнение осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента. Исследование выявило, что значимых различий между мужчинами и женщинами ни по одному из исследуемых параметров не обнаружено. Таким образом, было определено, что проведение корреляционного анализа целесообразно осуществлять без разделения по гендерному признаку.
7. Проанализировав результаты исследований конфликтного поведения пожилых людей в гендерном аспекте, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Для этого мы построили корреляционную матрицу. Исследование показало, что параметр «гендерный тип» не коррелирует ни с одним из параметров, характеризующих особенности конфликтного поведения. Вместе с тем, наличие корреляционных связей позволяет предположить существование различных групп испытуемых, основанных на особенностях поведения в конфликте вне зависимости от гендерных характеристик. С целью проверки данной гипотезы мы провели кластерный анализ.
8. Первый кластер объединяет собой 12 человек (24% пожилых людей), из них маскулинный тип присущ 2 испытуемым, феминный – 3, андрогинный – 2, недифференцированный – также 2. Эти пожилые люди характеризуются средним или высоким уровнем конфликтоустойчивости. В целом, их уровень агрессии ниже среднего, в качестве способов регулирования конфликтов они предпочитают избегание или сотрудничество.
9. Второй кластер включает в себя 20 человек (40% испытуемых), из них маскулинным и феминным типом характеризуются по 7 пожилых людей, андрогинным – 6. Данные испытуемые также характеризуются высоким либо средним уровнем конфликтоустойчивости. В отличие от представителей первого кластера, для регулирования конфликтных ситуаций они предпочитают приспособление или компромисс. Их уровень агрессивности мы определяем как низкий.
10. Третий кластер охватывает 8 опрошенных (16% пожилых людей), из них маскулинным типом обладают 4 человека, феминным – 1, андрогинным – 2, недифференцированным – 1. Эти испытуемые обладают низким уровнем конфликтоустойчивости. Их уровень агрессивности выше среднего, они часто испытывают обиду и раздражение. В качестве способа регулирования конфликта практикуют компромисс или избегание.
11. Четвёртый кластер включает в себя 10 испытуемых (20% пожилых людей), из них 4 опрошенных характеризуются маскулинным типом, 6 – феминным. Они характеризуются низким уровнем конфликтоустойчивости и высоким уровнем агрессивности по всем измеряемым параметрам – раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия. В целом, им присущ такой способ регулирования конфликтов, как соревнование.
12. Проведённое нами исследование позволяет заключить, что прямая связь между гендерной характеристикой и типом поведения в конфликте, уровнем агрессивности не зафиксирована. Модели конфликтного поведения пожилых людей в большей мере обусловлены их индивидуально-психологическими особенностями, а не социально-нормативными критериями. Гипотеза исследования не подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агрессивность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
2. Азарина М.С. Социальная эксклюзия пожилых людей в условиях постсоветской модернизации / М.С. Азарина // Социосфера. – 2012. №1. – С. 75 – 76.
3. Акиньшина С.И. Особенности гендерной идентичности личности в разных возрастных группах / С.И. Акиньшина // Известия ВГПУ. – 2015. №1. – С. 267 – 270.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов. – СПб: Питер, 2013. – 512 с.
5. Ахметова М.С. Социальное положение пожилых людей в трансформирующемся российском обществе: Дис. канд. соц. наук. – Уфа, 2009. – 173 с.
6. Бабосов Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – М.: Амалфея, 2012. – 324 с.
7. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард. – М.: Социум; ИРИСЭН, 2012. – 336 с.
8. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2009. – 242 с.
9. Бексаева Н.А. Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций: Дис. канд. соц. наук. – Саратов, 2006. – 158 с.
10. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб: Питер, 2009. – 431 с.
11. Березняк О.Л. Социально-экономический потенциал пожилых в современном российском обществе / О.Л. Березняк // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2008. №3. – С. 149 – 153.
12. Берёзкина Н.В. Социальный статус человека в старости / Н.В. Берёзкина // Вопросы гуманитарных наук. – 2012. №2. – С. 123 – 125.
13. Бертон Дж. Конфликт и коммуникация: Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях / Дж. Бертон // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост. П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2012. – С. 353 – 361.
14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – 3-е изд – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
15. Брылева Л.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Инженерный вестник Дона. – 2013. – Т. 24. - №1. – С. 86.
16. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сферы юношества: возрастной и гендерный аспекты / О.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. – 2014. №1. – С. 147 – 153.
17. Ващенко И.В. Общая конфликтология / И.В. Ващенко. – Харьков: Оригинал, 2001. – 384 с.
18. Визгина А.В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения / А.В. Визгина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – №29. – С. 43 – 54.
19. Волков Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2010. – 416 с.
20. Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающего его защищённость от психологического насилия в ближайшем социальном окружении: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2007. – 169 с.
21. Гендер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80
22. Говоров В.С. Жить долго / В.С. Говоров. – Краснодар, 1988. – 127 с.
23. Грибель А.С. Конфликтная ситуация и девиантное поведение в контексте конфликтного взаимодействия / А.С. Грибель, М.Г. Евдокимов, Д.А. Зеленина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. №6-1. – С. 57 – 58.
24. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 464 с.
25. Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. д-ра психол. наук. – М., 2002. – 523 с.
26. Давлетшина В.А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / В.А. Давлетшина, В.Р. Бальданова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. №3. – С. 41.
27. Давыдова Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного поведения личности / Ю.А. Давыдова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. №2. – С. 397 – 402.
28. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 236 – 243.
29. Дворянчиков Н.В. Половое созревание и методы его диагностики / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 216 с.
30. Денисова Т.П. Клиническая геронтология / Т.П. Денисова, Л.И. Малинова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 244 с.
31. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Хрестоматия по конфликтологии / Сост. Н.И. Леонов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2010. – 384 с.
32. Доллард Дж. Психотерапия в рамках теории научения / Дж. Доллард // Техники консультирования и психотерапии / Сост. У. Сахакиан. – М.: Эксмо-Пресс; Апрель-Пресс, 2008. – С. 303 – 348.
33. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
34. Дронова С.Ю. Влияние уровня эмпатийности личности на стратегию поведения в конфликте / С.Ю. Дронова // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков / Под ред. Н.М. Мекеко. – М., 2015. – С. 411 – 425.
35. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Терра – Книжный клуб, 2008. – 400 с.
36. Ермолаева М.В. Особенности развития личности современного пожилого человека / М.В. Ермолаева, Е.В. Приходько // Сборники НИЦ Софиосфера. – 2011. №7. – С. 100 – 122.
37. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А.А. Ершов. – Л.: Наука, 1976.
38. Ершова Н.М. Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером: Дис. канд. филос. наук. – Екатеринбург, 2005. – 177 с.
39. Зазыкин В.Г. Психологическая реальность конфликта / В.Г. Зазыкин, Ю.В. Оболонский. – М.: Психотерапия, 2013. – 384 с.
40. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
41. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? / Г. Зиммель // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 75 – 91.
42. Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: Дис. д-ра соц. наук. – М., 2013. – 500 с.
43. Иванченко Е.А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / Е.А. Иванченко // Социальная педагогика. – 2012. №3. – С. 52 – 56.
44. Илийчук В.И. Саморегуляция подростков в преодолении конфликтного поведения: Дис. канд. психол. наук. – Ивано-Франковск, 1996. – 192 с.
45. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2010.
46. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: Дис. д-ра пед. наук. – М., 2005.
47. Камнева Н.А. Стилевые и индивидуально-личностные особенности конфликтующих сторон, детерминирующие ситуации конфликтного взаимодействия в условиях современной России / Н.А. Камнева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. №3 – С. 138 – 144.
48. Кардашина С.В. История становления понятия «конфликт», стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / С.В. Кардашина, Н.В. Шаньгина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. №1. – С. 199 – 205.
49. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб: Алетейя, 2004. – 92 с.
50. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер // Социология: Хрестоматия / Сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2012. – С. 624 – 640.
51. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2000.
52. Комлева Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе: Дис. канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2013. – 161 с.
53. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность / И.С. Кон // Хрестоматия по психологи / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
54. Конструктивное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/povedenie-konstruktivnoe.
55. Конфликт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82
56. Конфликтное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/12824/
57. Конфликтоустойчивость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/konfliktoustoichivost
58. Котелков А.Л. Регулирование конфликтов в организационной структуре: социолого-управленческий аспект: Дис. канд. соц. наук. – М., 2008. – 200 с.
59. Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: гендерные и другие аспекты / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 2006. №1.
60. Краснова О.В. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2002. – 278 с.
61. Крозье М. Основные тенденции сложных современных обществ / М. Крозье // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. – М.: Гардарики, 2008. – С. 124 – 129.
62. Крутько В.Н. Системные механизмы и модели старения / В.Н. Крутько, В.И. Донцов. – М.: ЛКИ, 2008. – 336 с.
63. Крючков Г.П. Социально-психологические основания профилактики и предупреждения конфликтов при осуществлении контрольной деятельности: Дис. психол. наук. – М., 2008. – 161 с.
64. Кузнецова Е.Б. Психология соперничества в контексте гендерного подхода: Дис. канд. псхол. Наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2007. – 187 с.
65. Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей: Дис. канд. психол. наук. – Кострома, 2010. – 201 с.
66. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб: Речь, 2010. – 408 с.
67. Лежнина Ю.П. Российские пенсионеры в трансформирующемся обществе: социальное положение и структурные характеристики группы: Дис. канд. соц. наук. – М., 2010. – 153 с.
68. Леухина Л.Е. Формирование и реализация гендера в повседневности человеческого бытия: Дис. канд. филос. наук. – М., 2013. – 156 с.
69. Лихальская Б. Старость как фаза развития человека / Б. Лихальская // Старость. Популярный справочник. – М., 1996.
70. Ломова Т.Е. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодёжи: Дис. канд. культурологии. – М., 2005.
71. Мадди С. Теория личности: Сравнительный анализ / С. Мадди. – СПб: Речь, 2002.
72. Македон Т.А. Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин / Т.А. Македон // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2014. №4. – С. 104 – 112.
73. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006.
74. Маркс К. Капитал. Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / К. Маркс. – М.: Красанд, 2014. – 400 с.
75. Массон Г.В. Понимание реального мира современным пожилым человеком (ценностно-смысловая концепция) / Г.В. Массон // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2007. №3. – С. 41 – 50.
76. Машарова Т.В. Социальное самоопределение учащейся молодёжи: Возможности и проблемы / Т.В. Машарова, Е.Л. Сырцова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 70 с.
77. Михеев П.А. Интегративные процессы в сельском социуме изменяющейся России: Дис. д-ра соц. наук. – Саратов, 2007. – 370 с.
78. Молчанова Л.Н. Социально-психологическая детерминация особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей: Дис. канд. психол. наук. – Курсу, 2005. – 185 с.
79. Молчанова Н.В. Особенности проявления поведенческой активности в межличностном конфликте / Н.В. Молчанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4 №1. – С. 51 – 55.
80. Монастырская Н.И. Особенности поведения личности в возникновении и разрешении межличностных конфликтов / Н.И. Монастырская // Научные дискуссии о ценностях современного общества: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. Е.М. Мосоловой. – Липецк, 2014. – С. 82 – 89.
81. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачёва. – М., 1981.
82. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков [Электронный документ] / О.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_3/
83. Николаева О.В. Пенсионеры современной России: Дис. канд. соц. наук. – Саратов, 2011. – 186 с.
84. Новиков С.Н. Психология конфликта [Электронный ресурс] / С.Н. Новиков. – Режим доступа: http://svblog.ru/psihologiya-konflikta/
85. Новосельцев В.И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. – М.: Майор, 2011. – 336 с.
86. Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология / О.А. Нор-Аревян. – М.: Данков и К; Наука-Спектр, 2011. – 312 с.
87. Носов С.С. Теоретико-экспериментальные аспекты изучения гендерных особенностей защитных механизмов / С.С. Носов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2010. №125. – С. 58 – 69.
88. Оболонский Ю.В. Акмеологические условия и факторы управления организационными конфликтами: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 160 с.
89. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы её реализации: Дис. д-ра психол. наук. – Краснодар, 2006. – 431 с.
90. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2010. – 880 с.
91. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: МГУ, 1975. – С. 126 – 143.
92. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. – СПб: Речь, 2009. – 544 с.
93. Потапенкова А.А. Социально-философский анализ гендерных отношений в современной обществе: Дис. канд. филос. наук. – М., 2006. – 146 с.
94. Приходько Е.В. К вопросу о личностном самоопределении пожилых людей / Е.В. Приходько // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. №4. – С. 20 – 31.
95. Прохорова М.В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ: Дис. канд. соц. наук. – Нижний Новгород, 2007. – 150 с.
96. Психическое здоровье и пожилые люди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs381/ru/
97. Пфеффер Дж. Власть, влияние и политика в организациях / Дж. Пфеффер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 464 с.
98. Пьянкова Л.А. Влияние психотипа на поведение человека в конфликтной ситуации / Л.А. Пьянкова, Т.Ю. Пазельская /// Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. №1-3. – С. 122 – 124.
99. Самоопределение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/
100. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности / В.Ф. Сафин. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1986. – 142 с.
101. Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. – М.: Либроком, 2013. – 304 с.
102. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 1965.
103. Слейтер Э. Открыть ящик Скиннера / Э. Слейтер. – М.: АСТ; Хранитель, 2007.
104. Смолькин А.А. Парадоксы отношения к пожилым людям в современной России / А.А. Смолькин // Социологический журнал. – 2008. №3. – С. 106 – 112.
105. Соломатина Е.И. Социология конфликта / Е.И Соломатина. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. – 200 с.
106. Старикова М.М. Социальная субъектность пожилых людей в основных сферах их жизнедеятельности: Дис. канд. соц. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 245 с.
107. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Обще подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. – М.: ЛКИ, 2008. – 176 с.
108. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. – М.: Вильямс, 2009. – 928 с.
109. Фрейд З. Психоаналитические этюды [Текст] / З. Фрейд. – М.: Фолио, 2013. – 256 с.
110. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В. Фролькис. – Л.: Наука, 1988. – 239 с.
111. Челпак О.А. Изменение социальной структуры сельского населения в процессе реформирования российского общества: На материалах Республики Бурятия: Дис. канд. соц. наук. – Улан-Удэ 2004. – 190 с.
112. Чернякова О.С. Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста / О.С. Чернякова // Психология зрелости и старения – 2005. №3.
113. Шафранская Ч.Я. Сельская семья в трансформирующемся обществе: На материалах Республики Татарстан: Дис. канд. соц. наук. – Казань, 2005. – 271 с.
114. Шахматов Н.Ф. Психическое старение / Н.Ф. Шахматов. – М., 1996.
115. Шевчук Д.А. Управляем конфликтами. Всё о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2010. – 440 с.
116. Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014.
117. Шериф М. Исследование межгруппового конфликта / М. Шериф // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 800 с.
118. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2000.
119. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
120. Явных В.И. Роль социального обслуживания в адаптации пожилых людей в новых социально-экономических условиях: Дис. канд. соц. наук. – М., 2002.
121. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская. – М.: ВЛАДОС, 2003.
122. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста / Р.С. Яцемирская. – М., 2001.

Купить эту работу

Модели конфликтного поведения пожилых людей (от 60ти) (гендерный аспект)

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽