Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника

  • 75 страниц
  • 2016 год
  • 212 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В последние десятилетия в нашей стране, по мнению множества специалистов, наблюдается снижение духовно-нравственной культуры, особенно среди подрастающего поколения, что выражается в росте асоциального поведения детей и подростков, росте детской агрессивности. Все это обусловлено в первую очередь социально-экономическими условиями в нашей стране, которые оказывают негативное воздействие на семейное воспитание. Родители вынуждены много времени уделять работе, тогда как дети часто предоставлены сами себе, школы тоже не справляются со своей воспитательной функцией, так как на первый план в последние годы выходят показатели сдачи ЕГЭ и направленность на получение все большего количества знаний. В связи с этим и родители предъявляют все больше требований к детям, ожидают от них высоких результатов, при этом строя свои взаимоотношения с детьми на объектно-ориентированном общении.
Стиль родительского воспитания оказывает важное влияние на формирование личности. Многочисленные исследования подтвердили, что неправильные взаимоотношения с родителями в детском возрасте могут привести к формированию психологических проблем на протяжении всей жизни. В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых типизируются взаимоотношения родителей и детей, рассматривается их влияние на развитие личности ребенка, на формирование его характера и особенности поведения. В отечественной психологии стиль воспитания и детско-родительские отношения изучались А.Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской, ими были предложены основные типы семейного воспитания, даны их подробные характеристики. Также А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер предложили классификацию стилей семейного воспитания в соответствии с акцентуациями характера и психопатиями. Они показали, какой тип родительского отношения способствует возникновению нарушения развития у ребенка.
Различными исследованиями показана взаимосвязь между выбором стиля семейного воспитания и уровнем тревожности, агрессивности и других качеств личности детей. Также показано влияние семейного воспитания на формирование образа мира детей в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.В. Каган. Наиболее важным периодом для его формирования является дошкольный возраст, когда эмоциональное восприятие окружающей действительности, опосредованное через деятельность и личностный опыт ребенка, становится основой для формирования представлений о мире, его образе. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Значение семейной воспитательной среды – определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни.
Несмотря на достаточно широкую степень исследованности детско-родительских отношений, взаимосвязь социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения рассмотрена недостаточно широко и требует дальнейшего изучения. Наиболее важной проблемой в данном вопросе является отсутствие рекомендаций по оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника.
Цель исследования – изучить влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
Объект исследования – стиль родительского общения.
Предмет исследования – влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие ребенка.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как агрессивность, тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации.
Частная гипотеза: социально-личностное развитие младшего школьника и стиль родительского общения с ним будет иметь различия в зависимости от структуры семьи. В полных семьях будет чаще наблюдаться субъектно-ориентированный стиль общения родителей с ребенком и социально-личностное развитие будет более оптимальным, нежели в неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме детско-родительского взаимодействия как фактора социально-личностного развития младших школьников.
2. Изучить особенности стилей общения у родителей младших школьников.
3. Изучить характеристики социально-личностного развития младших школьников, а именно тип поведения, вид самоконтроля, коммуникативное взаимодействие, агрессивность.
4. Рассмотреть влияние стилей родительского общения на и социально-личностное развитие младших школьников.
5. Провести исследование влияния стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теории о развития и формирования личности в процессе онтогенеза отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин);
- исследования становления образа «Я» ребенка (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова);
- понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн);
- исследования о влиянии стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ научной и методической литературы, обобщение, сравнение и систематизация.
2. Эмпирический метод: психодиагностическое тестирование с использованием методик «Волшебный мир», «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений», «Методика Рене Жиля», «Тест на развитие самоконтроля».
3. Методы математической обработки – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования: «Волшебный мир», «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений», «Методика Рене Жиля», «Тест на развитие самоконтроля».
Этапы исследования:
1. Исследование социально-личностных особенностей младших школьников.
2. Исследование особенностей стилей родительского общения.
3. Исследование взаимосвязи стиля родительского общения с социально-личностным развитием младшего школьника.
Теоретическая новизна заключается в том, что в данной работе определили параметры взаимосвязи стиля родительского общения и социально-личностного развития младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации можно использовать в работе психолога.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.


Введение 3
Глава 1. Проблема детско-родительского взаимодействия в младшем школьном возрасте 8
1.1.Стили родительского общения 8
1.2. Влияние родительского общения на развитие личности младшего школьника 20
1.3. Влияние родительского общения на социальное развитие младшего школьника 24
Глава 2. Эмпирическое изучение влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника 36
2.1. Программа констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского общения как фактор социально-личностного развития младшего школьника 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 75


Таким образом, в данной работе были решены поставленные цель и задачи. Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Под стилем воспитания понимается совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. В данном случае под родительским стилем воспитания понимаются обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком. Стиль воспитания – это определенный образ действий по отношению к ребенку.
Многими психологами выделяются три основных стиля семейного воспитания: авторитарный; демократический; либеральный. При авторитарном стиле воспитания в адрес ребенка отпускаются жесткие требования, без объяснений и причин, а также высокий уровень контроля, чрезмерность санкций. Демократический стиль характеризуется такой моделью общения, при которой взаимодействие выстраивается из личностно-ориентированных отношений, сложенных на основе диалога и сотрудничества. Либеральный стиль общения ребенка с взрослым построен на теплых отношениях, но недостатком этого типа воспитания является низкий уровень контроля, требования также отсутствуют.
На основе этих трех стилей был выстроен ряд моделей воспитания детей различными авторами. А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий. В.И. Гарбузов выделяет три типа воспитания, отмечая при этом решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка: эмоциональное отвержение, жесткий контроль или полное попустительство; тревожно-мнительное воспитание; эгоцентрическое воспитание. В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество.
От стиля родительского общения зависит формирование личности ребенка. Для гармоничного личностного развития необходимо не только избегать негативных стилей воспитания, но и создавать гармонию между родителями во взглядах на воспитание, так как их разногласия чаще всего приводят к развитию таких личностных свойств как тревожность, агрессивность, негативизм.
Предоставление родителями автономии, эмоциональная близость и сотрудничество родителей с детьми оказывают положительное воздействие на развитие субъкетности у детей, которая обеспечивает творческую и смыслообразующую активность личности в системе деятельностей и отношений ребенка, обеспечивающее единство саморегуляции, мотивации и самосознания.
Для того чтобы изучить влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника, было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования – провести эмпирическое изучение влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
В исследовании использовались следующие методики: интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко), опросник родительского отношения «Незаконченные предложения», Методика Рене Жиля на межличнгстные отношения и тест на развитие самоконтроля.
В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей. Для удобства интерпретации результатов детей поделили на две группы – дети из полных семей и дети из неполных семей. Исследование проводилось в привычной для детей обстановке в первой половине дня.
В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показал, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, их мотивация в основном смешанная, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Отношения с родителями и учителем большей частью положительные. Вместе с тем, для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с внешней мотивацией, их контакты более узкие и в некоторых случаях наблюдаются негативные отношения с родителями и учителем. Были также выявлены следующие личностные особенности младших школьников: для них характерно позитивное отношение к своему имени и возрасту, что говорит о развитом самосознании и самоидентификации, при этом у детей из неполных семей наблюдаются инфантилизм и некоторые проблемы в формировании самосознания и самоидентификации. У детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень агрессивности, при этом дети из неполных семей также характеризуются высоким уровнем тревожности и проблемами в межличностных отношениях. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.
Результаты исследования родительского отношения показало, что в полных семьях наблюдается в большей степени субъектно-ориентированное общение – у 56% родителей, и 44% используют объектно-ориентированное общение. В неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79% и только у 21% родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение.
Исследование по методике «Рене Жиля» показало, что наибольшие различия наблюдаются в реакции на фрустацию – в неполных семьях она выше, в отношении к учителю и к братьям и сестрам – в неполных семьях оно более позитивное, и в отношении родителям – в неполных семьях они несколько хуже. Также можно отметить, что у детей из неполных семей более высокий уровень стремления к доминированию и несколько ниже конфликтность и стремление к общению, но эти различия не столь значительны.
Исследование развития самоконтроля показало, что у детей из полных семей в большей степени развития внутренняя атрибуция – 44%, у 31% наблюдается внешняя атрибуция и только у 25% объективный анализ ситуации. У детей из неполных семей также больше развита внутренняя атрибуция – у 41% и по 29% внешняя атрибуция и объективный анализ ситуации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что личностное и социальное развитие младших школьников из неполных семей существенно отличается от их сверстников из неполных семей. Это связано с проблемами в родительском отношении, которое в неполных семьях объектно-ориентировано, что не способствует личностному развитию ребенка. В связи с этим необходимо проводить специальные работы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений.


1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2000. – 159c.
3. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176с.
4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
5. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
8. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
11. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2012. – 256с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
16. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
18. Психология детства. / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
19. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
20. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
21. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
22. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: «Флинта», 1998. – 96с.
24. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
25. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
28. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
29. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
30. Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В. Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731
31. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
32. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
33. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
34. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шавырина: дисс. канд. псих. наук. – М., 2012.
35. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
36. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В последние десятилетия в нашей стране, по мнению множества специалистов, наблюдается снижение духовно-нравственной культуры, особенно среди подрастающего поколения, что выражается в росте асоциального поведения детей и подростков, росте детской агрессивности. Все это обусловлено в первую очередь социально-экономическими условиями в нашей стране, которые оказывают негативное воздействие на семейное воспитание. Родители вынуждены много времени уделять работе, тогда как дети часто предоставлены сами себе, школы тоже не справляются со своей воспитательной функцией, так как на первый план в последние годы выходят показатели сдачи ЕГЭ и направленность на получение все большего количества знаний. В связи с этим и родители предъявляют все больше требований к детям, ожидают от них высоких результатов, при этом строя свои взаимоотношения с детьми на объектно-ориентированном общении.
Стиль родительского воспитания оказывает важное влияние на формирование личности. Многочисленные исследования подтвердили, что неправильные взаимоотношения с родителями в детском возрасте могут привести к формированию психологических проблем на протяжении всей жизни. В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых типизируются взаимоотношения родителей и детей, рассматривается их влияние на развитие личности ребенка, на формирование его характера и особенности поведения. В отечественной психологии стиль воспитания и детско-родительские отношения изучались А.Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской, ими были предложены основные типы семейного воспитания, даны их подробные характеристики. Также А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер предложили классификацию стилей семейного воспитания в соответствии с акцентуациями характера и психопатиями. Они показали, какой тип родительского отношения способствует возникновению нарушения развития у ребенка.
Различными исследованиями показана взаимосвязь между выбором стиля семейного воспитания и уровнем тревожности, агрессивности и других качеств личности детей. Также показано влияние семейного воспитания на формирование образа мира детей в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.В. Каган. Наиболее важным периодом для его формирования является дошкольный возраст, когда эмоциональное восприятие окружающей действительности, опосредованное через деятельность и личностный опыт ребенка, становится основой для формирования представлений о мире, его образе. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Значение семейной воспитательной среды – определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни.
Несмотря на достаточно широкую степень исследованности детско-родительских отношений, взаимосвязь социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения рассмотрена недостаточно широко и требует дальнейшего изучения. Наиболее важной проблемой в данном вопросе является отсутствие рекомендаций по оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника.
Цель исследования – изучить влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
Объект исследования – стиль родительского общения.
Предмет исследования – влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие ребенка.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что стиль родительского общения взаимосвязан с социально-личностным развитием младшего школьника. Данная связь выражается в том, что при определенных стилях родительского воспитания у ребенка развиваются такие социально-личностные особенности как агрессивность, тревожность, отклонения в поведении, трудности в социализации.
Частная гипотеза: социально-личностное развитие младшего школьника и стиль родительского общения с ним будет иметь различия в зависимости от структуры семьи. В полных семьях будет чаще наблюдаться субъектно-ориентированный стиль общения родителей с ребенком и социально-личностное развитие будет более оптимальным, нежели в неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме детско-родительского взаимодействия как фактора социально-личностного развития младших школьников.
2. Изучить особенности стилей общения у родителей младших школьников.
3. Изучить характеристики социально-личностного развития младших школьников, а именно тип поведения, вид самоконтроля, коммуникативное взаимодействие, агрессивность.
4. Рассмотреть влияние стилей родительского общения на и социально-личностное развитие младших школьников.
5. Провести исследование влияния стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теории о развития и формирования личности в процессе онтогенеза отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин);
- исследования становления образа «Я» ребенка (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова);
- понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн);
- исследования о влиянии стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ научной и методической литературы, обобщение, сравнение и систематизация.
2. Эмпирический метод: психодиагностическое тестирование с использованием методик «Волшебный мир», «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений», «Методика Рене Жиля», «Тест на развитие самоконтроля».
3. Методы математической обработки – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования: «Волшебный мир», «Изучение субъектно-ориентированного общения родителей методом незавершенных предложений», «Методика Рене Жиля», «Тест на развитие самоконтроля».
Этапы исследования:
1. Исследование социально-личностных особенностей младших школьников.
2. Исследование особенностей стилей родительского общения.
3. Исследование взаимосвязи стиля родительского общения с социально-личностным развитием младшего школьника.
Теоретическая новизна заключается в том, что в данной работе определили параметры взаимосвязи стиля родительского общения и социально-личностного развития младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации можно использовать в работе психолога.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.


Введение 3
Глава 1. Проблема детско-родительского взаимодействия в младшем школьном возрасте 8
1.1.Стили родительского общения 8
1.2. Влияние родительского общения на развитие личности младшего школьника 20
1.3. Влияние родительского общения на социальное развитие младшего школьника 24
Глава 2. Эмпирическое изучение влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника 36
2.1. Программа констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского общения как фактор социально-личностного развития младшего школьника 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 75


Таким образом, в данной работе были решены поставленные цель и задачи. Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Под стилем воспитания понимается совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. В данном случае под родительским стилем воспитания понимаются обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком. Стиль воспитания – это определенный образ действий по отношению к ребенку.
Многими психологами выделяются три основных стиля семейного воспитания: авторитарный; демократический; либеральный. При авторитарном стиле воспитания в адрес ребенка отпускаются жесткие требования, без объяснений и причин, а также высокий уровень контроля, чрезмерность санкций. Демократический стиль характеризуется такой моделью общения, при которой взаимодействие выстраивается из личностно-ориентированных отношений, сложенных на основе диалога и сотрудничества. Либеральный стиль общения ребенка с взрослым построен на теплых отношениях, но недостатком этого типа воспитания является низкий уровень контроля, требования также отсутствуют.
На основе этих трех стилей был выстроен ряд моделей воспитания детей различными авторами. А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий. В.И. Гарбузов выделяет три типа воспитания, отмечая при этом решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка: эмоциональное отвержение, жесткий контроль или полное попустительство; тревожно-мнительное воспитание; эгоцентрическое воспитание. В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество.
От стиля родительского общения зависит формирование личности ребенка. Для гармоничного личностного развития необходимо не только избегать негативных стилей воспитания, но и создавать гармонию между родителями во взглядах на воспитание, так как их разногласия чаще всего приводят к развитию таких личностных свойств как тревожность, агрессивность, негативизм.
Предоставление родителями автономии, эмоциональная близость и сотрудничество родителей с детьми оказывают положительное воздействие на развитие субъкетности у детей, которая обеспечивает творческую и смыслообразующую активность личности в системе деятельностей и отношений ребенка, обеспечивающее единство саморегуляции, мотивации и самосознания.
Для того чтобы изучить влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника, было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования – провести эмпирическое изучение влияние родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника.
В исследовании использовались следующие методики: интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко), опросник родительского отношения «Незаконченные предложения», Методика Рене Жиля на межличнгстные отношения и тест на развитие самоконтроля.
В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей. Для удобства интерпретации результатов детей поделили на две группы – дети из полных семей и дети из неполных семей. Исследование проводилось в привычной для детей обстановке в первой половине дня.
В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показал, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, их мотивация в основном смешанная, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Отношения с родителями и учителем большей частью положительные. Вместе с тем, для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с внешней мотивацией, их контакты более узкие и в некоторых случаях наблюдаются негативные отношения с родителями и учителем. Были также выявлены следующие личностные особенности младших школьников: для них характерно позитивное отношение к своему имени и возрасту, что говорит о развитом самосознании и самоидентификации, при этом у детей из неполных семей наблюдаются инфантилизм и некоторые проблемы в формировании самосознания и самоидентификации. У детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень агрессивности, при этом дети из неполных семей также характеризуются высоким уровнем тревожности и проблемами в межличностных отношениях. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.
Результаты исследования родительского отношения показало, что в полных семьях наблюдается в большей степени субъектно-ориентированное общение – у 56% родителей, и 44% используют объектно-ориентированное общение. В неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79% и только у 21% родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение.
Исследование по методике «Рене Жиля» показало, что наибольшие различия наблюдаются в реакции на фрустацию – в неполных семьях она выше, в отношении к учителю и к братьям и сестрам – в неполных семьях оно более позитивное, и в отношении родителям – в неполных семьях они несколько хуже. Также можно отметить, что у детей из неполных семей более высокий уровень стремления к доминированию и несколько ниже конфликтность и стремление к общению, но эти различия не столь значительны.
Исследование развития самоконтроля показало, что у детей из полных семей в большей степени развития внутренняя атрибуция – 44%, у 31% наблюдается внешняя атрибуция и только у 25% объективный анализ ситуации. У детей из неполных семей также больше развита внутренняя атрибуция – у 41% и по 29% внешняя атрибуция и объективный анализ ситуации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что личностное и социальное развитие младших школьников из неполных семей существенно отличается от их сверстников из неполных семей. Это связано с проблемами в родительском отношении, которое в неполных семьях объектно-ориентировано, что не способствует личностному развитию ребенка. В связи с этим необходимо проводить специальные работы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений.


1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2000. – 159c.
3. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176с.
4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
5. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
8. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
11. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2012. – 256с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
16. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
18. Психология детства. / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
19. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
20. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
21. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
22. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: «Флинта», 1998. – 96с.
24. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
25. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
28. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
29. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
30. Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В. Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731
31. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
32. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
33. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
34. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шавырина: дисс. канд. псих. наук. – М., 2012.
35. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
36. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352с.

Купить эту работу

Влияние стиля родительского общения на социально-личностное развитие младшего школьника

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

29 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽