Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие самооценки и Я-концепции в детском возрасте.

  • 63 страниц
  • 2016 год
  • 197 просмотров
  • 2 покупки
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В психологии термин «Я-концепция» наибольшее распространение получил в зарубежной науке в рамках теории личности. В отечественной науке употребляются другие близкие по смыслу понятия: самосознание, «образ Я», «образ себя». Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, результат познания и оценки самого себя. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. В общих чертах отметим, что самооценка понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Интерес к исследованию Я-концепции и самооценки человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Важность обращения к этим феноменам в старшем дошкольном возрасте обусловлена интенсивным становлением личности ребёнка. Вовремя обнаруженные проблемы самосознания и самооценки позволяют провести соответствующую психолого-педагогическую работу, способствующую коррекции личностных особенностей. Таким образом, заявленная тема обладает несомненной важностью и актуальностью как в рамках психологии, так и в рамках педагогики.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – самооценка и Я-концепция.
Предмет исследования – самооценка и Я-концепция детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: самооценка и Я-концепция начинают формироваться ещё в дошкольном детстве, соответственно, в большинстве случаев мы можем говорить о достаточном или высоком уровне развития исследуемых личностных образований на этапе старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенными целью, объектом и предметом в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие и основные характеристики самооценки;
3) раскрыть сущность и структуру Я-концепции;
4) разработать методологический аппарат исследования;
5) представить результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
6) проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, психологическая диагностика, наблюдения, беседы с детьми старшего дошкольного возраста, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики: 1) Тест «Рисунок человека»; 2) Тест «Рисунок семьи»; 3) Методика Р. Жиля; 4) Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.
Выборку составили 100 детей старшего дошкольного возраста.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 70 позиций. Общий объём работы – 63 страницы.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и основные характеристики самооценки 16
1.3. Сущность и структура Я-концепции 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 36
2.2. Результаты исследования самооценки и Я-концепции детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и Я-концепции
детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено развитию самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте. Ниже представлены основные выводы.
1. Дошкольный возраст, являясь особенным периодом в формировании личности, характеризуется быстрым формированием всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В этот период своевременное и правильно осуществленное воспитание способствует полноценному развитию всех качеств личности. В среднем и старшем дошкольном возрастном этапе формируются: усвоение нравственных норм и правил; эмоционально-мотивационная саморегуляция поведения; стремление к самоутверждению; формирование основных личностных качеств; самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе многих других полезных качеств личности; объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления. Полноценный развивающий эффект воспитания и обучения во многом зависит от степени его соответствия психолого-физиологическим особенностям дошкольников.
2. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, поведения, результатов деятельности, своего места среди людей и общества. Она определенным образом влияет на развитие поведения, деятельность и социализацию личности. Тем самым практическое изучение особенностей развития и структуры самооценки имеет большую ценность для организации педагогического процесса в целом и воспитательного в первую очередь. Однако на каждом этапе возрастного развития самооценка, как и другие психические функции, обладает своей спецификой. Данная специфика будет определять сущность и направленность воспитательного воздействия на каждом возрастном этапе, в том числе – и на этапе старшего дошкольного возраста.
3. Феномен Я-концепции является одним из наиболее значимых в современной психологической науке. Это связано с тем, что гуманистические преобразования и личностно-ориентированные тенденции современного общества предполагают углублённое исследование человеческой природы. Интерес к исследованию Я-концепции человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Этот феномен результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
4. С целью определения уровня сформированости самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет 47% дошкольников. Они характеризуются средним уровнем сформированности самосознания, коммуникабельности, интеллекта. Эти дети в меру любознательны и активны, достаточно успешно выстраивают отношения с ровесниками и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. В целом, их семейная обстановки может считаться благоприятной, отношения с родителями и близкими родственниками положительные. Проведённые исследования позволяют охарактеризовать их уровень интеллектуального и социального развития, а также готовности к школе, как средний. Анализ результатов, полученных нами при помощи психолого-педагогических диагностик, позволяет охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как средний.
5. Второй кластер включает в себя 20% дошкольников. У них наблюдается низкий уровень представления о себе, самосознания, есть явно выраженные проблемы общения. Семейную ситуацию данных дошкольников также нельзя назвать благополучной – есть проблемы во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками. Они не любознательны, не стремятся к овладению новыми знаниями и умениями, социально незрелые. У них низкий уровень развития, соответственно, и низкая готовность к школе. Исходя из проведённых психолого-педагогических исследований, мы определяем их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как низкий.
6. Третий кластер охватывает 33% дошкольников. Эти дети отличаются хорошо развитым самосознанием, коммуникабельностью. У них высокий уровень интеллекта, явно выраженное стремление к познавательной и творческой активности, лидерству. У них благоприятная семейная обстановка, внимательные и заботливые родители. Данные дошкольники обладают высоким уровнем развития и социальной зрелости, полностью готовы к обучению в школе. Проведённое нами исследование позволило охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как высокий.
7. Диагностика дошкольников выявила у них различные уровни сформированности самооценки и самосознания. В частности, соответствие возрастной норме продемонстрировали 80% детей (представители первого и третьего кластеров), в то время как определёнными сложностями индивидуального развития характеризуются 20% дошкольников (представители второго кластера). В связи с этим можно отметить необходимость внедрения в образовательно-воспитательную практику дошкольных образовательных учреждений специальных развивающих и корректирующих программ, способствующих становлению и развитию самооценки и Я-концепции старших дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин А.Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. №6. – С. 4 – 11.
2. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 152 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахмедханова Р.А. Психологические особенности развития самосознания детей дошкольного возраста / Р.А. Ахмедханова // Наука, образование, общество: Проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 20 – 22.
5. Бакаева О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке: Материалы XI Международного зимнего симпозиума. – М., 2016. – С. 112 – 115.
6. Белова И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И.М. Белова, Ю.А. Парфёнов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. – 2014. №3-3. – С. 620 – 628.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
9. Бочкарёва Е.Н. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки средних и старших дошкольников / Е.Н. Бочкарёва, Л.В. Меньшикова // Наука. Технологии. Инновации: Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных. – Новосибирск, 2013. – С. 220 – 224.
10. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: В 2-х тт. / Г.Н. Волков. – М.: Магистр-Пресс, 2002.
11. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
14. Горбачёва В.А. Формирование поведения детей в детском саду / В.А. Горбачёва. – М.: АПН РСФСР, 1957.
15. Гофман Д.Я. Особенности самооценки дошкольников / Д.Я. Гофман // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2012. №10. – С. 82 – 84.
16. Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребёнка старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.
17. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. – 2015. №37-1. – С. 151 – 155.
18. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка / А.В. Запорожец //Избранные психологические труды: В 2-х тт. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986.
21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
22. Кадина Н.В. Развитие самооценки дошкольников / Н.В. Кадина, О.В. Кириченко, С.Н. Чеканова // Вестник научных конференций. – 2015. №2-6. – С. 47 – 48.
23. Калишенко В.Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников / В.Д. Калишенко // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии. – 2015. №12-1. – С. 40 – 46.
24. Карикина М.М. Взаимосвязь самооценки детей дошкольного возраста и детско-родительских отношений / М.М. Карикина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. №14. – С. 58 – 63.
25. Князева О.А. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – М., 2001. – 178 с.
26. Колесникова Н.А. Особенности формирования самосознания в детском возрасте / Н.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. №10. – С. 56 – 61.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
28. Коробкова М.А. Особенности самооценки в дошкольном возрасте / М.А. Коробкова // В мире научных открытий: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. – М., 2014. – С. 74 – 76.
29. Кулаковская В.И. Эмоционально-смысловая сфера в структуре самосознания у пятилетних детей: К проблеме исследования / В.И. Кулаковская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. №2-7. – С. 88 – 90.
30. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
31. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: Дис. д-ра пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2002. – 450 с.
32. Левин-Щирина Ф.С. Некоторые методы и приёмы воспитания поведения дошкольника / Ф.С. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание. – 2008. №4. – С. 15 – 23.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Книга по Требованию, 2011.
34. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
35. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
36. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: Когито-Центр, 2006.
37. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Сборник / А.Р. Лурия. – СПб: Смысл, 2003. – 434 с.
38. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.-Воронеж: МОДЭК; МПСИ, 2009. – 544 с.
39. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
40. Молостова Н.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. – М., 2004. – 205 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина – М.: Академия, 2012. – 656 с.
42. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) / В.Н. Наконечных // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. №1. – С. 358 – 369.
43. Намазбаева Ж.И. История, состояние и тенденции развития современной психологии / Ж.И. Намазбаева. – Алматы: Изд-во КазНПУ им. Абая, 2014. – 152 с.
44. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: Логос, 1995.
45. Павлова С.С. Самооценка дошкольника и условия её формирования / С.С. Павлова, М.К. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Якутск, 2014. – С. 449 – 453.
46. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 110 с.
47. Петерина С.В. Теория и практика воспитания личностной культуры в период дошкольного детства / С.В. Петерина. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. – 164 с.
48. Петрова Н.А. Особенности самооценки ребёнка дошкольного возраста / Н.А. Петрова, Н.В. Сурикова // Наука и образование: Материалы V Международной научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 65 – 68.
49. Пирмагомедова Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. №3. – С. 469.
50. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
51. Продан А.А. Влияние самосознания на психологический рост личности / А.А. Продан // Вопросы современной науки и практики. – 2013. №2. – С. 123 – 128.
52. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
53. Розова Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 1999.
54. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
55. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
56. Русевич В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5 – 7 лет: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2009. – 258 с.
57. Сенько О.В. Педагогические условия воспитания ментальности ребёнка дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 177 с.
58. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
59. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 1986. №2. – С. 110 – 117.
60. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
61. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
62. Субботский Е.В. Генезис личности. Теория и эксперимент / Е.В. Субботский. – СПб: Смысл, 2010. – 408 с.
63. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель / А.Б. Фомина. – М., 1996.
64. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская, А.Ф. Буслова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. №7. – С. 36 – 40.
65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
66. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
67. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. – Петроград, 1915.
68. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
69. Юнгман И.В. Влияние тревожности на формирование самооценки ребёнка / И.В. Юнгман, Л.А. Жукова // Наука и современность. – 2016. №43. – С. 150 – 154.
70. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В психологии термин «Я-концепция» наибольшее распространение получил в зарубежной науке в рамках теории личности. В отечественной науке употребляются другие близкие по смыслу понятия: самосознание, «образ Я», «образ себя». Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, результат познания и оценки самого себя. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. В общих чертах отметим, что самооценка понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Интерес к исследованию Я-концепции и самооценки человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Важность обращения к этим феноменам в старшем дошкольном возрасте обусловлена интенсивным становлением личности ребёнка. Вовремя обнаруженные проблемы самосознания и самооценки позволяют провести соответствующую психолого-педагогическую работу, способствующую коррекции личностных особенностей. Таким образом, заявленная тема обладает несомненной важностью и актуальностью как в рамках психологии, так и в рамках педагогики.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – самооценка и Я-концепция.
Предмет исследования – самооценка и Я-концепция детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: самооценка и Я-концепция начинают формироваться ещё в дошкольном детстве, соответственно, в большинстве случаев мы можем говорить о достаточном или высоком уровне развития исследуемых личностных образований на этапе старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенными целью, объектом и предметом в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие и основные характеристики самооценки;
3) раскрыть сущность и структуру Я-концепции;
4) разработать методологический аппарат исследования;
5) представить результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
6) проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, психологическая диагностика, наблюдения, беседы с детьми старшего дошкольного возраста, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики: 1) Тест «Рисунок человека»; 2) Тест «Рисунок семьи»; 3) Методика Р. Жиля; 4) Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.
Выборку составили 100 детей старшего дошкольного возраста.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 70 позиций. Общий объём работы – 63 страницы.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и основные характеристики самооценки 16
1.3. Сущность и структура Я-концепции 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 36
2.2. Результаты исследования самооценки и Я-концепции детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и Я-концепции
детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено развитию самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте. Ниже представлены основные выводы.
1. Дошкольный возраст, являясь особенным периодом в формировании личности, характеризуется быстрым формированием всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В этот период своевременное и правильно осуществленное воспитание способствует полноценному развитию всех качеств личности. В среднем и старшем дошкольном возрастном этапе формируются: усвоение нравственных норм и правил; эмоционально-мотивационная саморегуляция поведения; стремление к самоутверждению; формирование основных личностных качеств; самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе многих других полезных качеств личности; объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления. Полноценный развивающий эффект воспитания и обучения во многом зависит от степени его соответствия психолого-физиологическим особенностям дошкольников.
2. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, поведения, результатов деятельности, своего места среди людей и общества. Она определенным образом влияет на развитие поведения, деятельность и социализацию личности. Тем самым практическое изучение особенностей развития и структуры самооценки имеет большую ценность для организации педагогического процесса в целом и воспитательного в первую очередь. Однако на каждом этапе возрастного развития самооценка, как и другие психические функции, обладает своей спецификой. Данная специфика будет определять сущность и направленность воспитательного воздействия на каждом возрастном этапе, в том числе – и на этапе старшего дошкольного возраста.
3. Феномен Я-концепции является одним из наиболее значимых в современной психологической науке. Это связано с тем, что гуманистические преобразования и личностно-ориентированные тенденции современного общества предполагают углублённое исследование человеческой природы. Интерес к исследованию Я-концепции человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Этот феномен результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
4. С целью определения уровня сформированости самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет 47% дошкольников. Они характеризуются средним уровнем сформированности самосознания, коммуникабельности, интеллекта. Эти дети в меру любознательны и активны, достаточно успешно выстраивают отношения с ровесниками и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. В целом, их семейная обстановки может считаться благоприятной, отношения с родителями и близкими родственниками положительные. Проведённые исследования позволяют охарактеризовать их уровень интеллектуального и социального развития, а также готовности к школе, как средний. Анализ результатов, полученных нами при помощи психолого-педагогических диагностик, позволяет охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как средний.
5. Второй кластер включает в себя 20% дошкольников. У них наблюдается низкий уровень представления о себе, самосознания, есть явно выраженные проблемы общения. Семейную ситуацию данных дошкольников также нельзя назвать благополучной – есть проблемы во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками. Они не любознательны, не стремятся к овладению новыми знаниями и умениями, социально незрелые. У них низкий уровень развития, соответственно, и низкая готовность к школе. Исходя из проведённых психолого-педагогических исследований, мы определяем их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как низкий.
6. Третий кластер охватывает 33% дошкольников. Эти дети отличаются хорошо развитым самосознанием, коммуникабельностью. У них высокий уровень интеллекта, явно выраженное стремление к познавательной и творческой активности, лидерству. У них благоприятная семейная обстановка, внимательные и заботливые родители. Данные дошкольники обладают высоким уровнем развития и социальной зрелости, полностью готовы к обучению в школе. Проведённое нами исследование позволило охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как высокий.
7. Диагностика дошкольников выявила у них различные уровни сформированности самооценки и самосознания. В частности, соответствие возрастной норме продемонстрировали 80% детей (представители первого и третьего кластеров), в то время как определёнными сложностями индивидуального развития характеризуются 20% дошкольников (представители второго кластера). В связи с этим можно отметить необходимость внедрения в образовательно-воспитательную практику дошкольных образовательных учреждений специальных развивающих и корректирующих программ, способствующих становлению и развитию самооценки и Я-концепции старших дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин А.Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. №6. – С. 4 – 11.
2. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 152 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахмедханова Р.А. Психологические особенности развития самосознания детей дошкольного возраста / Р.А. Ахмедханова // Наука, образование, общество: Проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 20 – 22.
5. Бакаева О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке: Материалы XI Международного зимнего симпозиума. – М., 2016. – С. 112 – 115.
6. Белова И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И.М. Белова, Ю.А. Парфёнов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. – 2014. №3-3. – С. 620 – 628.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
9. Бочкарёва Е.Н. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки средних и старших дошкольников / Е.Н. Бочкарёва, Л.В. Меньшикова // Наука. Технологии. Инновации: Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных. – Новосибирск, 2013. – С. 220 – 224.
10. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: В 2-х тт. / Г.Н. Волков. – М.: Магистр-Пресс, 2002.
11. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
14. Горбачёва В.А. Формирование поведения детей в детском саду / В.А. Горбачёва. – М.: АПН РСФСР, 1957.
15. Гофман Д.Я. Особенности самооценки дошкольников / Д.Я. Гофман // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2012. №10. – С. 82 – 84.
16. Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребёнка старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.
17. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. – 2015. №37-1. – С. 151 – 155.
18. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка / А.В. Запорожец //Избранные психологические труды: В 2-х тт. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986.
21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
22. Кадина Н.В. Развитие самооценки дошкольников / Н.В. Кадина, О.В. Кириченко, С.Н. Чеканова // Вестник научных конференций. – 2015. №2-6. – С. 47 – 48.
23. Калишенко В.Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников / В.Д. Калишенко // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии. – 2015. №12-1. – С. 40 – 46.
24. Карикина М.М. Взаимосвязь самооценки детей дошкольного возраста и детско-родительских отношений / М.М. Карикина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. №14. – С. 58 – 63.
25. Князева О.А. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – М., 2001. – 178 с.
26. Колесникова Н.А. Особенности формирования самосознания в детском возрасте / Н.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. №10. – С. 56 – 61.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
28. Коробкова М.А. Особенности самооценки в дошкольном возрасте / М.А. Коробкова // В мире научных открытий: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. – М., 2014. – С. 74 – 76.
29. Кулаковская В.И. Эмоционально-смысловая сфера в структуре самосознания у пятилетних детей: К проблеме исследования / В.И. Кулаковская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. №2-7. – С. 88 – 90.
30. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
31. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: Дис. д-ра пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2002. – 450 с.
32. Левин-Щирина Ф.С. Некоторые методы и приёмы воспитания поведения дошкольника / Ф.С. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание. – 2008. №4. – С. 15 – 23.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Книга по Требованию, 2011.
34. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
35. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
36. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: Когито-Центр, 2006.
37. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Сборник / А.Р. Лурия. – СПб: Смысл, 2003. – 434 с.
38. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.-Воронеж: МОДЭК; МПСИ, 2009. – 544 с.
39. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
40. Молостова Н.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. – М., 2004. – 205 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина – М.: Академия, 2012. – 656 с.
42. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) / В.Н. Наконечных // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. №1. – С. 358 – 369.
43. Намазбаева Ж.И. История, состояние и тенденции развития современной психологии / Ж.И. Намазбаева. – Алматы: Изд-во КазНПУ им. Абая, 2014. – 152 с.
44. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: Логос, 1995.
45. Павлова С.С. Самооценка дошкольника и условия её формирования / С.С. Павлова, М.К. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Якутск, 2014. – С. 449 – 453.
46. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 110 с.
47. Петерина С.В. Теория и практика воспитания личностной культуры в период дошкольного детства / С.В. Петерина. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. – 164 с.
48. Петрова Н.А. Особенности самооценки ребёнка дошкольного возраста / Н.А. Петрова, Н.В. Сурикова // Наука и образование: Материалы V Международной научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 65 – 68.
49. Пирмагомедова Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. №3. – С. 469.
50. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
51. Продан А.А. Влияние самосознания на психологический рост личности / А.А. Продан // Вопросы современной науки и практики. – 2013. №2. – С. 123 – 128.
52. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
53. Розова Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 1999.
54. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
55. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
56. Русевич В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5 – 7 лет: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2009. – 258 с.
57. Сенько О.В. Педагогические условия воспитания ментальности ребёнка дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 177 с.
58. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
59. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 1986. №2. – С. 110 – 117.
60. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
61. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
62. Субботский Е.В. Генезис личности. Теория и эксперимент / Е.В. Субботский. – СПб: Смысл, 2010. – 408 с.
63. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель / А.Б. Фомина. – М., 1996.
64. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская, А.Ф. Буслова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. №7. – С. 36 – 40.
65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
66. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
67. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. – Петроград, 1915.
68. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
69. Юнгман И.В. Влияние тревожности на формирование самооценки ребёнка / И.В. Юнгман, Л.А. Жукова // Наука и современность. – 2016. №43. – С. 150 – 154.
70. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с.

Купить эту работу

Развитие самооценки и Я-концепции в детском возрасте.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

30 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽