Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Условия успешного воспитания младшего школьника в семье

  • 125 страниц
  • 2015 год
  • 174 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность данного исследования несомненна, поскольку семья является одним из наиболее значимых институтов общественного развития, отвечающих за стабильность его членов и способность восполнения и развития последующих поколений. Следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы общественного развития и взаимодействия, включая семью. В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностно и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодёжи к семейной жизни.
Интерес исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Ряд факторов, влияющих на становление детской психики, нельзя рассматривать однозначно. Позитивные или негативные, в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребёнка. К таким факторам относится семья. Отношение к ребёнку со стороны взрослых может сформировать у него позитивный взгляд на мир и на самого себя, но те же факторы с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
Степень изученности проблемы. Из работ отечественной психологической школы, занимавшейся межличностными отношениями, следует упомянуть В.В. Абраменкову, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андрееву, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, В.А. Петровского, А.А. Реана, А.С. Чернышева, С.Л. Рубинштейна и многих других авторов. Основными психологическими параметрами оптимальных межличностных отношений считаются: деловая совместимость, организованность формальной и неформальной деятельности (С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.); целостность группы (Н.Н. Обозов, Р.С. Немов и др.); ценностно-ориентационное единство, совместимость (В.А. Петровский и др.); нравственная и аффективная совместимость членов малой группы (Р.Х. Шакуров и др.); различные аспекты межличностного общения (А.Л. Журавлёв, Б.Ф. Ломов и др.).
Проблемы детско-родительских отношений исследовались психологическими школами как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлре, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджер, В. Сатир и др.). Особо значение имеют труды, посвящённые периодизации психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений (Э.К. Васильев, Ю. Хямяляйнен). Из всего многообразия исследований детско-родительских отношений особо следует выделить их классификации на основе типичных признаков (Д. Баумринд, А.Я. Варга, А.О. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Исследованию межличностных отношений в системе «родитель – ребёнок» посвящены труды М.А. Абалкиной, В.С. Агеева, Ю.Е. Алёшиной, А.А. Бодалева, А.В. Гумницкой, В.Н. Дружинина, И.А. Иванчиковой, М.Н. Кириленко, С.В. Ковалёва, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, М.В. Полевой, И.Н. Рахманиной, Л.А. Регуш, Л.К. Рубченко, Ю.О. Севостьянова, Г.Г. Семёновой-Поляк, В.Л. Ситникова, М.В. Соколовой, А.С. Спиваковский, В.В. Столина, А.В. Толстых, Е.В. Трифоновой, О.А. Шаграевой, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности стилей воспитания и индивидуально-личностных особенностей родителей как факторов воспитания младших школьников в семье.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – условия успешного воспитания младшего школьника в семье.
Гипотеза исследования заключается в том, что условия успешного воспитания младшего школьника в семье обусловлены особенностями детско-родительских отношений и индивидуально-психологическими особенностями родителей.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать семью как важнейший социальный институт;
2) проанализировать возрастные особенности воспитания детей младшего школьного возраста;
3) рассмотреть стили родительского воспитания и особенности взаимоотношений в семьях с детьми младшего школьного возраста;
4) разработать методический аппарат исследования;
5) представить результаты изучения особенностей воспитания младших школьников в семье;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования как предпосылки формирования условий успешного воспитания младшего школьника в семье;
7) разработать рекомендации по совершенствованию воспитания младшего школьника.
Методы: анализ и синтез обще- и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с родителями, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Разрабатывая методический аппарат эмпирического исследования, мы исходили из того, что на особенности воспитания младших школьников в семье важнейшее влияние имеют два фактора: 1) отношение отца и матери к своим родительским обязанностям; 2) индивидуально-личностные характеристики родителей. Таким образом, исследование базировалось на использовании следующих методик: 1) Опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной; 2) Методика «Позитивные родительские чувства» Е.А. Падуриной; 3) Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; 4) Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики, М.В. Кроза.
Выборку составили 50 родителей из 50 различных семей, имеющих детей младшего школьного возраста.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения условий успешного воспитания младшего школьника в семье;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы воспитания младших школьников в семье;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения особенностей воспитания младших школьников в семье; проведён анализ стилей воспитания и индивидуально-личностных особенностей родителей как факторов воспитания младших школьников в семье; даны рекомендации по совершенствованию воспитания младшего школьника.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 100 позиций, и приложений. Общий объём работы – 125 страниц.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 7
1.1. Семья как важнейший социальный институт 7
1.2. Возрастные особенности воспитания детей младшего школьного
возраста 27
1.3. Стили родительского воспитания и особенности взаимоотношений
в семьях с детьми младшего школьного возраста 48
Выводы по первой главе 66
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 68
2.1. Организация и методический аппарат эмпирического исследования 68
2.2. Результаты изучения особенностей воспитания младших
школьников в семье 71
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования как предпосылка
формирования условий успешного воспитания младшего школьника
в семье 81
2.4. Рекомендации по совершенствованию воспитания младшего
школьника 102
Выводы по второй главе 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118


Проведённое нами исследование было посвящено изучению условий успешного воспитания младшего школьника в семье. Ниже представлены основные выводы.
1. Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов и педагогов, подчёркивается решающая роль отношений с близкими взрослыми для развития ребёнка. Исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочисленны и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер. В то же время, человек, адаптируясь к изменившимся социальным условиям, сталкиваясь с новыми трудными ситуациями, которые требуют от него особых усилий, проявляет и обнаруживает незаметные для него в обычных условиях качества. Это во многом определяет эффективность социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни, в данном случае к новому школьному периоду в жизни ребенка.
2. Атмосфера любви и тепла в семье в сложный для ребенка период перехода от дошкольного образования к воспитанию и обучению в начальных классах необходима для полноценного личностного развития ребенка, его психологического и физического благополучия, задачей родителей является создание в семье условий для более полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности с учетом ее своеобразия.
3. Младший школьный возраст с началом социализации личности благоприятен для развития гармоничного душевного мира ребенка, его способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту и любви. А для этого сами родители должны уважать чувства и переживания своего ребенка. С началом периода социального роста ребенок должен встать на путь роста личностного. Проблема целенаправленного развития родительской любви в научном плане до сих пор остается открытой. Но, при этом большое число исследователей отмечают огромную значимость родительской любви для развития полноценной личности ребенка, а также и самого родителя. Более того, проблема заключается еще и в неразвитости родительских чувств, неумении родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку.
4. Семья является одной из основных составляющих в жизни каждого человека. Она всегда была и остаётся важнейшим фактором эффективной социальной адаптации и успешности личности. Поэтому защита прав детей и родителей должна объединять устремления и усилия всех прогрессивных сил человечества, независимо от идеологических, политических, культурных, религиозных и иных установок. Однако достижение этой цели требует огромных усилий как со стороны отдельных личностей, так и со стороны всего общества. Усилия государства должны быть направлены, прежде всего, на всемерное укрепление семейных ценностей, на комплексную поддержку семьи и заботу о её развитии. Сегодняшней семье необходима всесторонняя, универсальная помощь во всех областях её жизни: жилищная, денежная, хозяйственная, воспитательная, просветительная, культурная и организационная.
5. Корреляционный анализ продемонстрировал очевидную связь между особенностями воспитания и индивидуально-психологическими особенностями родителей. Чем более гармонично развитыми личностями являются родители, тем больше они заинтересованы в своём ребёнке, больше времени и усилий затрачивают на выполнение родительских обязанностей, больше любят его. У них в полной мере развиты такие качества характера, как самоуважение и самопривязанность, они стремятся к общению с другими людьми, к приобретению новых знаний, интересуется творчеством. Напротив, чем больше проблем личностного характера есть у родителей, чем больше нарушений в сфере общения, познания, самореализации, тем хуже они выполняют родительские обязанности, тем меньше заинтересованы в ребёнке.
6. С целью определения значимых взаимосвязей между стилем семейного воспитания и индивидуально-личностными особенностями родителей мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 31 родителя (62% от общего количества). В этих семьях родители характеризуются позитивным отношением к выполнению родительских обязанностей, положительно оценивают себя как родителя. Они любят своих детей и заботятся об удовлетворении их эмоциональных и физических потребностей. Это уверенные в себе личности, обладающие гибким поведением, стремящиеся к установлению контактов с окружающими. Они положительно относятся к людям, имеют высокие познавательные потребности, ориентированы на творческую самореализацию. Можно утверждать, что в таких семьях сформированы гармоничные детско-родительские отношения: стиль семейного воспитания благотворно влияет на развитие личности ребёнка.
7. Второй кластер объединяет 12 родителей (24% от общего количества). Данные семьи испытывают определённые трудности: родители не имеют выработанной позиции, не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь и судьбу ребёнка. Воспитательный процесс они воспринимают, скорее, как повинность, а не насущную необходимость. Они обеспечивают ребёнка в материальном плане, но не всегда могут удовлетворить его эмоциональные потребности. Такие родители характеризуются средней степенью самопривязанности и уверенности в своих силах, не всегда способны к реализации. У них есть определённые проблемы в общении, средние познавательные потребности.
8. Третий кластер объединяет собой 7 родителей (14% от общего количества). Данная категория семей относится к наиболее проблемным. Родители не чувствуют привязанности к ребёнку, не осознают и не выполняют родительские обязанности, не воспринимают семейные ценности. Ребёнок для них – помеха, никаких положительных чувств к родительству они не испытывает. Такая семейная ситуация очень плохо сказывается на ребёнке. Родители показывают высокую степень внутренней конфликтности, самообвинения. Они не уверены в себе и своих силах, не стремятся к самоактуализации, с подозрением относятся к окружающим. У них низкие познавательные потребности, присутствуют проблемы в общении.
9. Проведённое нами исследование позволило выявить, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и индивидуально-психологическими особенностями родителей. Мы сформулировали основные принципы, имеющие влияние на воспитание младших школьников. К ним относятся: 1) характер эмоциональных отношений; 2) мотивы воспитания и родительства; 3) степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения; 4) удовлетворение потребностей ребёнка; 5) стиль общения и взаимодействия с ребёнком; 6) социальный контроль; 7) степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 812 с.
2. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребёнка / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2006. - №2. – С. 82 – 92.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
4. Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 128 – 139.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
6. Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб: Питер, 2007. – 256 с.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 2012. – 450 с.
8. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 194 с.
9. Батуев А.С. Загадки и тайны психики / А.С. Батуев. – М.: Дрофа, 2003. – 128 с.
10. Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность: Философский анализ: Дис. канд. филос. наук. – М., 2010.
11. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995.
12. Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко // Вопросы психологии. – 2006. - №3. – С. 122 – 130.
13. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 159 с.
14. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер. – М., 1994.
15. Виникот Д.В. Семья и развитие личности / Д.В. Винникот. – Екатеринбург: Литур, 2004. – 400 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и тт. / Л.С. Выготский. – М., 2012.
17. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман. – М., 1995.
18. Глассер У. Школы без неудачников / У. Глассер. – Пер.с англ. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
19. Григорьев С.И. Социология. Основы модернизации социального знания / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006.
20. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2006. – 193 с.
21. Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений / Т.А. Гурко // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Канон-Пресс, 2001.
22. Дружинин В.А. Психология семьи / В.А. Дружинин. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
23. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
24. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм. – М., 1998.
25. Елиашвали М.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 170 с.
26. Емельянцева Т.А. Групповая психотерапия подростков с расстройствами поведения из семей с алкогольными проблемами / Т.А. Емельянцева // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Золотое будущее, 2000. – С. 75 – 76.
27. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2007. – 175 с.
28. Калинина Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребёнка 5 – 6 лет: Дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2004. – 194 с.
29. Калинина О.Г. Влияние образа отца на полоролевую индентификацию подростков / О.Г. Калинина // Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 15 – 26.
30. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Педагогика. – 2005. - №9. – С. 3 – 17.
31. Корчак Я. Как любить ребёнка / Я. Корчак. – М.: Педагогическое наследие, 1991. – 70 с.
32. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 197 с.
33. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2007.
34. Кузьмишина Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 147 с.
35. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 320 с.
36. Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей / С.Н. Лазарев. – СПб, 2010. – 256 с.
37. Линтон Р. Личность, культура и общество / Р. Линтон // Личность. Культура. Общество. – 2001. – Т. 3. – Вып. 1.
38. Лишин О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребёнок – взрослый» на формирование личностной направленности человека: Дис. д-ра психол. наук. – М.. 2004. – 376 с.
39. Луков А. Культурная социализация / А. Луков // Знание. Понимание. Умение: Информационный гуманитарный портал. – 2008. - №3. Социология.
40. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.
41. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 2005. – 408 с.
42. Михно О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов: Дис. канд. психол. наук. – М., 2007. – 289 с.
43. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006.
44. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 656 с.
45. Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / З. Некрасова, Н. Некрасова. – М.: София, 2006. – 416 с.
46. Нельсен Д. 1001 совет родителям по воспитанию от А до Я / Д. Нельсен, Л. Лотт, Х.С. Гленн. – Пер. с англ. М.В. Шитаревой. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 384 с.
47. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапцевич. – Минск: Современная школа, 2010.
48. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2000.
49. Павленко Е.А. Условия оказания педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе начальной школы: Дис. канд. пед. наук. – Тобольск, 2002. – 160 с.
50. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997.
51. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребёнка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 225 с.
52. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969.
53. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – М., 2003. – 236 с.
54. Пушкарёва Н.Л. Материнство в новейших социологических, философских и социологических концепциях / Н.Л. Пушкарёва // Этнографическое обозрение. – 1999. - №5. – С. 48 – 59.
55. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
56. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2010. – 576 с.
57. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника / М.А. Резниченко // Начальная школа. – 1998. - №1. – С. 25 – 30.
58. Репина Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 408 с.
59. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. – 456 с.
60. Салихова Л.Б. Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. – М., 2003. – 156 с.
61. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дис. канд. психол. наук. – Кострома, 2002. – 185 с.
62. Семёнова-Полях Г.Г. Обобщённые параметры развития детско-родительских отношений в осложнённых условиях жизнедеятельности семьи: Дис. канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 197 с.
63. Ситарм К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарм, Г. Когделл // Человек. – 1992. - №4.
64. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
65. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – М., 2002. – 155 с.
66. Сорокин П. Система социологии / П. Сорокин. – М.: Наука, 1993. – 1136 с.
67. Социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2008.
68. Социология / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.
69. Социология. Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. – М., 2003.
70. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1996. – 160 с.
71. Сычёва Е.Р. Современная здоровая семья / Е.Р. Сычёва, А.Д. Сычёв, В.А. Башта, Н.П. Минченко // Семья XXI века: ценности, ориентиры: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. В.Я. Мачнева, Л.В. Куриленко. – Самара: Универс групп, 2008. – 304 с.
72. Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребёнка при различных типах детско-родительских отношений: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 209 с.
73. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. – М., 2011.
74. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2010.
75. Трельч Э. Социальные учения христианских церквей / Э. Трельч. – Пг., 1912.
76. Трифонова Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями: Дис. канд. психол. наук. – М., 2001. – 156 с.
77. Тронина Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2010.
78. Тэн И. Философия истории и искусства / И. Тэн. – М., 1984.
79. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребёнку в трудной ситуации / А. Фромм. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. – 319 с.
80. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М., 2012.
81. Хамитов Н. Философский словарь / Н. Хамитов, С. Крылова. – К.: КНТ; Центр учебной литературы, 2006.
82. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М.: Статистика, 1978.
83. Холт Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт. – СПб: Дельта, 1996. – 480 с.
84. Хохлачёва И.В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками: Дис. канд. психол. наук. – М., 2010. – 155 с.
85. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос Пресс, 2004. – 287 с.
86. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.
87. Чегина И.С. Взаимосвязь Образа Я и психологических защит детей старшего дошкольного возраста в системе отношений «мать – ребёнок»: Дис. канд. психол. наук. – Саратов, 2010. – 264 с.
88. Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 188 с.
89. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 150 с.
90. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возрасташ: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 206 с.
91. Шилов И.Ю. Фамилистика / И.Ю. Шилов. – СПб: Петрополис, 2000. – 416 с.
92. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 768 с.
93. Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: Дис. канд. психол. наук. – Оренбург, 2007. – 194 с.
94. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
95. Bremmer J.G. Perceptual and intellectual development in infancy / J.G. Bremmer // Sci. Progr. – 1989. – Vol. 73. – N4. – P. 443 – 456.
96. Eron L.D. Social class, parental punishment for aggression and child aggression / L.D. Eron, L.O. Walder, R. Toigo, M.M. Lefkowitz // Child Development. – 1963. – Vol. 34. – P. 849 – 867.
97. Turner J.H. Human institutions: A theory of societal evolution / J.H. Turner. – Rowan and Littlefield, 2004.
98. Wadsworth M.E.J. Influence of care and development in infancy of health and educational progress in later life / M.E.J. Wadsworth // Early Influence Shap. Individ. Proc. NATO Adv. Res., Workshop, Athens, N.Y.: L., 1989. – P. 241 – 245.
99. White J.M. Family theories / J.M. White, D.M. Klein. – Sage, 2008.
100. Yoshida A. Neonates vocal and facial expressions and their changes during experimental play backs of intrauterine sounds / A. Yoshida, Y. Chida // J. Ethol. – 1989. – Vol. 7. – N2. – P. 153 – 166.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность данного исследования несомненна, поскольку семья является одним из наиболее значимых институтов общественного развития, отвечающих за стабильность его членов и способность восполнения и развития последующих поколений. Следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы общественного развития и взаимодействия, включая семью. В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностно и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодёжи к семейной жизни.
Интерес исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Ряд факторов, влияющих на становление детской психики, нельзя рассматривать однозначно. Позитивные или негативные, в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребёнка. К таким факторам относится семья. Отношение к ребёнку со стороны взрослых может сформировать у него позитивный взгляд на мир и на самого себя, но те же факторы с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
Степень изученности проблемы. Из работ отечественной психологической школы, занимавшейся межличностными отношениями, следует упомянуть В.В. Абраменкову, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андрееву, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, В.А. Петровского, А.А. Реана, А.С. Чернышева, С.Л. Рубинштейна и многих других авторов. Основными психологическими параметрами оптимальных межличностных отношений считаются: деловая совместимость, организованность формальной и неформальной деятельности (С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.); целостность группы (Н.Н. Обозов, Р.С. Немов и др.); ценностно-ориентационное единство, совместимость (В.А. Петровский и др.); нравственная и аффективная совместимость членов малой группы (Р.Х. Шакуров и др.); различные аспекты межличностного общения (А.Л. Журавлёв, Б.Ф. Ломов и др.).
Проблемы детско-родительских отношений исследовались психологическими школами как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлре, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджер, В. Сатир и др.). Особо значение имеют труды, посвящённые периодизации психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений (Э.К. Васильев, Ю. Хямяляйнен). Из всего многообразия исследований детско-родительских отношений особо следует выделить их классификации на основе типичных признаков (Д. Баумринд, А.Я. Варга, А.О. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Исследованию межличностных отношений в системе «родитель – ребёнок» посвящены труды М.А. Абалкиной, В.С. Агеева, Ю.Е. Алёшиной, А.А. Бодалева, А.В. Гумницкой, В.Н. Дружинина, И.А. Иванчиковой, М.Н. Кириленко, С.В. Ковалёва, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, М.В. Полевой, И.Н. Рахманиной, Л.А. Регуш, Л.К. Рубченко, Ю.О. Севостьянова, Г.Г. Семёновой-Поляк, В.Л. Ситникова, М.В. Соколовой, А.С. Спиваковский, В.В. Столина, А.В. Толстых, Е.В. Трифоновой, О.А. Шаграевой, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности стилей воспитания и индивидуально-личностных особенностей родителей как факторов воспитания младших школьников в семье.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – условия успешного воспитания младшего школьника в семье.
Гипотеза исследования заключается в том, что условия успешного воспитания младшего школьника в семье обусловлены особенностями детско-родительских отношений и индивидуально-психологическими особенностями родителей.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать семью как важнейший социальный институт;
2) проанализировать возрастные особенности воспитания детей младшего школьного возраста;
3) рассмотреть стили родительского воспитания и особенности взаимоотношений в семьях с детьми младшего школьного возраста;
4) разработать методический аппарат исследования;
5) представить результаты изучения особенностей воспитания младших школьников в семье;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования как предпосылки формирования условий успешного воспитания младшего школьника в семье;
7) разработать рекомендации по совершенствованию воспитания младшего школьника.
Методы: анализ и синтез обще- и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с родителями, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Разрабатывая методический аппарат эмпирического исследования, мы исходили из того, что на особенности воспитания младших школьников в семье важнейшее влияние имеют два фактора: 1) отношение отца и матери к своим родительским обязанностям; 2) индивидуально-личностные характеристики родителей. Таким образом, исследование базировалось на использовании следующих методик: 1) Опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной; 2) Методика «Позитивные родительские чувства» Е.А. Падуриной; 3) Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; 4) Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики, М.В. Кроза.
Выборку составили 50 родителей из 50 различных семей, имеющих детей младшего школьного возраста.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения условий успешного воспитания младшего школьника в семье;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы воспитания младших школьников в семье;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения особенностей воспитания младших школьников в семье; проведён анализ стилей воспитания и индивидуально-личностных особенностей родителей как факторов воспитания младших школьников в семье; даны рекомендации по совершенствованию воспитания младшего школьника.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 100 позиций, и приложений. Общий объём работы – 125 страниц.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 7
1.1. Семья как важнейший социальный институт 7
1.2. Возрастные особенности воспитания детей младшего школьного
возраста 27
1.3. Стили родительского воспитания и особенности взаимоотношений
в семьях с детьми младшего школьного возраста 48
Выводы по первой главе 66
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 68
2.1. Организация и методический аппарат эмпирического исследования 68
2.2. Результаты изучения особенностей воспитания младших
школьников в семье 71
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования как предпосылка
формирования условий успешного воспитания младшего школьника
в семье 81
2.4. Рекомендации по совершенствованию воспитания младшего
школьника 102
Выводы по второй главе 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118


Проведённое нами исследование было посвящено изучению условий успешного воспитания младшего школьника в семье. Ниже представлены основные выводы.
1. Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов и педагогов, подчёркивается решающая роль отношений с близкими взрослыми для развития ребёнка. Исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочисленны и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер. В то же время, человек, адаптируясь к изменившимся социальным условиям, сталкиваясь с новыми трудными ситуациями, которые требуют от него особых усилий, проявляет и обнаруживает незаметные для него в обычных условиях качества. Это во многом определяет эффективность социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни, в данном случае к новому школьному периоду в жизни ребенка.
2. Атмосфера любви и тепла в семье в сложный для ребенка период перехода от дошкольного образования к воспитанию и обучению в начальных классах необходима для полноценного личностного развития ребенка, его психологического и физического благополучия, задачей родителей является создание в семье условий для более полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности с учетом ее своеобразия.
3. Младший школьный возраст с началом социализации личности благоприятен для развития гармоничного душевного мира ребенка, его способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту и любви. А для этого сами родители должны уважать чувства и переживания своего ребенка. С началом периода социального роста ребенок должен встать на путь роста личностного. Проблема целенаправленного развития родительской любви в научном плане до сих пор остается открытой. Но, при этом большое число исследователей отмечают огромную значимость родительской любви для развития полноценной личности ребенка, а также и самого родителя. Более того, проблема заключается еще и в неразвитости родительских чувств, неумении родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку.
4. Семья является одной из основных составляющих в жизни каждого человека. Она всегда была и остаётся важнейшим фактором эффективной социальной адаптации и успешности личности. Поэтому защита прав детей и родителей должна объединять устремления и усилия всех прогрессивных сил человечества, независимо от идеологических, политических, культурных, религиозных и иных установок. Однако достижение этой цели требует огромных усилий как со стороны отдельных личностей, так и со стороны всего общества. Усилия государства должны быть направлены, прежде всего, на всемерное укрепление семейных ценностей, на комплексную поддержку семьи и заботу о её развитии. Сегодняшней семье необходима всесторонняя, универсальная помощь во всех областях её жизни: жилищная, денежная, хозяйственная, воспитательная, просветительная, культурная и организационная.
5. Корреляционный анализ продемонстрировал очевидную связь между особенностями воспитания и индивидуально-психологическими особенностями родителей. Чем более гармонично развитыми личностями являются родители, тем больше они заинтересованы в своём ребёнке, больше времени и усилий затрачивают на выполнение родительских обязанностей, больше любят его. У них в полной мере развиты такие качества характера, как самоуважение и самопривязанность, они стремятся к общению с другими людьми, к приобретению новых знаний, интересуется творчеством. Напротив, чем больше проблем личностного характера есть у родителей, чем больше нарушений в сфере общения, познания, самореализации, тем хуже они выполняют родительские обязанности, тем меньше заинтересованы в ребёнке.
6. С целью определения значимых взаимосвязей между стилем семейного воспитания и индивидуально-личностными особенностями родителей мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 31 родителя (62% от общего количества). В этих семьях родители характеризуются позитивным отношением к выполнению родительских обязанностей, положительно оценивают себя как родителя. Они любят своих детей и заботятся об удовлетворении их эмоциональных и физических потребностей. Это уверенные в себе личности, обладающие гибким поведением, стремящиеся к установлению контактов с окружающими. Они положительно относятся к людям, имеют высокие познавательные потребности, ориентированы на творческую самореализацию. Можно утверждать, что в таких семьях сформированы гармоничные детско-родительские отношения: стиль семейного воспитания благотворно влияет на развитие личности ребёнка.
7. Второй кластер объединяет 12 родителей (24% от общего количества). Данные семьи испытывают определённые трудности: родители не имеют выработанной позиции, не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь и судьбу ребёнка. Воспитательный процесс они воспринимают, скорее, как повинность, а не насущную необходимость. Они обеспечивают ребёнка в материальном плане, но не всегда могут удовлетворить его эмоциональные потребности. Такие родители характеризуются средней степенью самопривязанности и уверенности в своих силах, не всегда способны к реализации. У них есть определённые проблемы в общении, средние познавательные потребности.
8. Третий кластер объединяет собой 7 родителей (14% от общего количества). Данная категория семей относится к наиболее проблемным. Родители не чувствуют привязанности к ребёнку, не осознают и не выполняют родительские обязанности, не воспринимают семейные ценности. Ребёнок для них – помеха, никаких положительных чувств к родительству они не испытывает. Такая семейная ситуация очень плохо сказывается на ребёнке. Родители показывают высокую степень внутренней конфликтности, самообвинения. Они не уверены в себе и своих силах, не стремятся к самоактуализации, с подозрением относятся к окружающим. У них низкие познавательные потребности, присутствуют проблемы в общении.
9. Проведённое нами исследование позволило выявить, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и индивидуально-психологическими особенностями родителей. Мы сформулировали основные принципы, имеющие влияние на воспитание младших школьников. К ним относятся: 1) характер эмоциональных отношений; 2) мотивы воспитания и родительства; 3) степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения; 4) удовлетворение потребностей ребёнка; 5) стиль общения и взаимодействия с ребёнком; 6) социальный контроль; 7) степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 812 с.
2. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребёнка / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2006. - №2. – С. 82 – 92.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
4. Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 128 – 139.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
6. Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб: Питер, 2007. – 256 с.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 2012. – 450 с.
8. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 194 с.
9. Батуев А.С. Загадки и тайны психики / А.С. Батуев. – М.: Дрофа, 2003. – 128 с.
10. Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность: Философский анализ: Дис. канд. филос. наук. – М., 2010.
11. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995.
12. Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко // Вопросы психологии. – 2006. - №3. – С. 122 – 130.
13. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 159 с.
14. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер. – М., 1994.
15. Виникот Д.В. Семья и развитие личности / Д.В. Винникот. – Екатеринбург: Литур, 2004. – 400 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и тт. / Л.С. Выготский. – М., 2012.
17. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман. – М., 1995.
18. Глассер У. Школы без неудачников / У. Глассер. – Пер.с англ. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
19. Григорьев С.И. Социология. Основы модернизации социального знания / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006.
20. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2006. – 193 с.
21. Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений / Т.А. Гурко // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Канон-Пресс, 2001.
22. Дружинин В.А. Психология семьи / В.А. Дружинин. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
23. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
24. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм. – М., 1998.
25. Елиашвали М.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 170 с.
26. Емельянцева Т.А. Групповая психотерапия подростков с расстройствами поведения из семей с алкогольными проблемами / Т.А. Емельянцева // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Золотое будущее, 2000. – С. 75 – 76.
27. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 2007. – 175 с.
28. Калинина Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребёнка 5 – 6 лет: Дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2004. – 194 с.
29. Калинина О.Г. Влияние образа отца на полоролевую индентификацию подростков / О.Г. Калинина // Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 15 – 26.
30. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Педагогика. – 2005. - №9. – С. 3 – 17.
31. Корчак Я. Как любить ребёнка / Я. Корчак. – М.: Педагогическое наследие, 1991. – 70 с.
32. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 197 с.
33. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2007.
34. Кузьмишина Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 147 с.
35. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 320 с.
36. Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей / С.Н. Лазарев. – СПб, 2010. – 256 с.
37. Линтон Р. Личность, культура и общество / Р. Линтон // Личность. Культура. Общество. – 2001. – Т. 3. – Вып. 1.
38. Лишин О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребёнок – взрослый» на формирование личностной направленности человека: Дис. д-ра психол. наук. – М.. 2004. – 376 с.
39. Луков А. Культурная социализация / А. Луков // Знание. Понимание. Умение: Информационный гуманитарный портал. – 2008. - №3. Социология.
40. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.
41. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 2005. – 408 с.
42. Михно О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов: Дис. канд. психол. наук. – М., 2007. – 289 с.
43. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006.
44. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 656 с.
45. Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / З. Некрасова, Н. Некрасова. – М.: София, 2006. – 416 с.
46. Нельсен Д. 1001 совет родителям по воспитанию от А до Я / Д. Нельсен, Л. Лотт, Х.С. Гленн. – Пер. с англ. М.В. Шитаревой. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 384 с.
47. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапцевич. – Минск: Современная школа, 2010.
48. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2000.
49. Павленко Е.А. Условия оказания педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе начальной школы: Дис. канд. пед. наук. – Тобольск, 2002. – 160 с.
50. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997.
51. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребёнка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 225 с.
52. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969.
53. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – М., 2003. – 236 с.
54. Пушкарёва Н.Л. Материнство в новейших социологических, философских и социологических концепциях / Н.Л. Пушкарёва // Этнографическое обозрение. – 1999. - №5. – С. 48 – 59.
55. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
56. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2010. – 576 с.
57. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника / М.А. Резниченко // Начальная школа. – 1998. - №1. – С. 25 – 30.
58. Репина Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 408 с.
59. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. – 456 с.
60. Салихова Л.Б. Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. – М., 2003. – 156 с.
61. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дис. канд. психол. наук. – Кострома, 2002. – 185 с.
62. Семёнова-Полях Г.Г. Обобщённые параметры развития детско-родительских отношений в осложнённых условиях жизнедеятельности семьи: Дис. канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 197 с.
63. Ситарм К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарм, Г. Когделл // Человек. – 1992. - №4.
64. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
65. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка: Дис. канд. психол. наук. – М., 2002. – 155 с.
66. Сорокин П. Система социологии / П. Сорокин. – М.: Наука, 1993. – 1136 с.
67. Социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2008.
68. Социология / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.
69. Социология. Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. – М., 2003.
70. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1996. – 160 с.
71. Сычёва Е.Р. Современная здоровая семья / Е.Р. Сычёва, А.Д. Сычёв, В.А. Башта, Н.П. Минченко // Семья XXI века: ценности, ориентиры: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. В.Я. Мачнева, Л.В. Куриленко. – Самара: Универс групп, 2008. – 304 с.
72. Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребёнка при различных типах детско-родительских отношений: Дис. канд. психол. наук. – М., 2008. – 209 с.
73. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. – М., 2011.
74. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2010.
75. Трельч Э. Социальные учения христианских церквей / Э. Трельч. – Пг., 1912.
76. Трифонова Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями: Дис. канд. психол. наук. – М., 2001. – 156 с.
77. Тронина Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2010.
78. Тэн И. Философия истории и искусства / И. Тэн. – М., 1984.
79. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребёнку в трудной ситуации / А. Фромм. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. – 319 с.
80. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М., 2012.
81. Хамитов Н. Философский словарь / Н. Хамитов, С. Крылова. – К.: КНТ; Центр учебной литературы, 2006.
82. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М.: Статистика, 1978.
83. Холт Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт. – СПб: Дельта, 1996. – 480 с.
84. Хохлачёва И.В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками: Дис. канд. психол. наук. – М., 2010. – 155 с.
85. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос Пресс, 2004. – 287 с.
86. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.
87. Чегина И.С. Взаимосвязь Образа Я и психологических защит детей старшего дошкольного возраста в системе отношений «мать – ребёнок»: Дис. канд. психол. наук. – Саратов, 2010. – 264 с.
88. Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 188 с.
89. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. – М., 2012. – 150 с.
90. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возрасташ: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 206 с.
91. Шилов И.Ю. Фамилистика / И.Ю. Шилов. – СПб: Петрополис, 2000. – 416 с.
92. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 768 с.
93. Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: Дис. канд. психол. наук. – Оренбург, 2007. – 194 с.
94. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
95. Bremmer J.G. Perceptual and intellectual development in infancy / J.G. Bremmer // Sci. Progr. – 1989. – Vol. 73. – N4. – P. 443 – 456.
96. Eron L.D. Social class, parental punishment for aggression and child aggression / L.D. Eron, L.O. Walder, R. Toigo, M.M. Lefkowitz // Child Development. – 1963. – Vol. 34. – P. 849 – 867.
97. Turner J.H. Human institutions: A theory of societal evolution / J.H. Turner. – Rowan and Littlefield, 2004.
98. Wadsworth M.E.J. Influence of care and development in infancy of health and educational progress in later life / M.E.J. Wadsworth // Early Influence Shap. Individ. Proc. NATO Adv. Res., Workshop, Athens, N.Y.: L., 1989. – P. 241 – 245.
99. White J.M. Family theories / J.M. White, D.M. Klein. – Sage, 2008.
100. Yoshida A. Neonates vocal and facial expressions and their changes during experimental play backs of intrauterine sounds / A. Yoshida, Y. Chida // J. Ethol. – 1989. – Vol. 7. – N2. – P. 153 – 166.

Купить эту работу

Условия успешного воспитания младшего школьника в семье

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽