Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов

  • 70 страниц
  • 2015 год
  • 152 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Пограничные органы РФ занимают важное место в системе обеспечения безопасности государства, выполняя функцию защиты суверенитета страны, обеспечения ее внешней безопасности и территориальной целостности. Эффективность деятельности по охране государственной границы, реализуемой пограничными органами, во многом зависит от уровня подготовки и особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов.
В настоящее время очень динамично идет развитие пограничных органов. Для того, чтобы данный процесс продолжался и его ритм не снижался, необходимо укреплять кадровый потенциал. Государству в настоящее время очень нужны образованные, динамичные, высококвалифицированные люди. Активная кадровая политика, проводимая в подразделениях пограничных органов, направлена на привлечение сотрудников, обладающих специальными знаниями и навыками, развитым интеллектом, высокими морально-психологическими качествами, лидерским потенциалом.
В современной психологической науке оказываются особенно востребованными знания в сфере неформального лидерства, как особого социально-психологического явления. Как представляется, знание психологических особенностей лидеров коллектива сотрудников подразделений пограничных органов может при решении служебных задач способствовать более эффективному управлению сотрудниками подразделения, а также способно улучшить взаимопонимание между командиром подразделения и его подчиненными. Это обусловлено тем, что неформальные лидеры подразделения играют существенную роль в формировании коллективного мнения по значимым для сотрудников подразделения вопросам и в развитии межличностных отношений, а также влияют на мотивацию сотрудников подразделения к служебной деятельности. Вследствие этого для руководителей подразделений особую значимость приобретают рекомендации по развитию позитивного конструктивного лидерства на основе учета индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделения и использованию активности неформальных лидеров подразделения для успешного решения служебных задач.
Степень изученности темы.
Тема лидерства на протяжении многих веков привлекала внимание представителей разных наук. Проблемами лидерства интересовались Конфуций, Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Г.Лебон, М.Вебер, Г.Лассуэлл, В.Парето, З.Фрейд и многие другие. В настоящее время проблемы лидерства изучаются как зарубежными, так и отечественными политологами, социологами, юристами, педагогами, психологами. В современной зарубежной литературе проблемы лидерства изучают такие ученые, как Ж.Блондель, Б.Басс, К.Левин, Р.Стогдилл, А.Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Л.И.Кравченко, Р.Л.Кричевского, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и других.
Ряд исследований посвящены непосредственно лидерству в служебных коллективах пограничных органов. Так, М.А. Медведева исследовала влияние лидерства на социально-психологический климат в коллективе пограничных органов; Е.Г. Андриянченко исследовал влияние неформального лидерства на эффективность совместной деятельности сотрудников пограничных органов.
В целом анализ литературы по данной теме показал, что влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов в психологической науке рассматривалось недостаточно. Это обусловило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Цель исследования: изучение влияния индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существует связь индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделений пограничных органов с уровнем развития их лидерских качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Проанализировать на основе данных эмпирического исследования влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
3. Сформулировать основные обобщения и выводы по результатам теоретического и эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Методы исследования:
- аналитический обзор теоретических источников, обобщение;
- эмпирические методы – эксперимент, тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что данная работа расширяет представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов и их лидерских качеств, а также предложенные рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов могут быть использованы в практической деятельности психологов и начальников данных подразделений.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ 7
1.1. Индивидуально-психологические особенности личности 7
1.2. Лидерство и основные лидерские качества сотрудников подразделений пограничных органов 16
1.3. Влияние личностных особенностей на развитие лидерских качеств 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ 34
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что в нем рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей личности на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Анализ литературных источников показал, что к основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.
Лидерство понимается в основном как способность к доминированию и подчинению себе других, как главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. К основным чертам лидера относятся упорство, напористость, сила (настойчивость, амбиции достижения, инициатива, энергия); лидерская мотивация (социализированная или персонализированная); целостность и честность; уверенность в себе (в том числе - эмоциональная устойчивость); познавательные способности. Важна и социальная одаренность (социальный интеллект), представляющая собой многокомпонентную способность, в которую входят когнитивный, социально-психологический (включающий в себя коммуникативный), эмоциональный, мотивационный и энергетический компоненты. Социальная одаренность во многом определяет успешность в общении, проявляющуюся в адекватном реагировании лидера на социальные ситуации.
Неформальный лидер подразделения пограничного контроля – это сотрудник, который вследствие личностных особенностей (доминирование, решительность, способность взять на себя инициативу) оказывает наиболее сильное воздействие на межличностные отношения в коллективе, стимулируя или тормозя активность своих сослуживцев в процессе решения служебных задач.
Нами проведено эмпирическое исследование, целью которого является изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Исследование показало, что индивидуально-психологические особенности личности испытуемых в основном отвечают требованиям служебной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов: испытуемые в целом обладают такими индивидуально-личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, самостоятельность, сознательность, самоконтроль, смелость, упорство и пр. Мало выражены такие индивидуально-личностные качества, как эмоциональная неустойчивость, робость. В среднем у сотрудников подразделений пограничных органов выражено стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность, что является важным лидерским качеством. Показатель характерологической тенденции «дружелюбие» менее выражен. Этот показатель интерпретируется как добросердечие, способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность. Эти качества у испытуемых проявляются в разной степени. Выявлено, что среди испытуемых преобладают экстраверты, которые предпочитают деиствие, движение, имеют некоторую тенденцию к агрессивности, склонны к рискованным поступкам. Большинству сотрудников подразделений пограничных органов свойственна эмоциональная стабильность, являющаяся одним из важных лидерских качеств.
В то же время, результаты исследования по методике «Многофакторный опросник лидерства» показали, что важные лидерские качества у испытуемых в среднем развиты недостаточно.
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования проведен корреляционный анализ. Вычислялись коэффициенты корреляции Пирсона для оценки взаимосвязи показателей, характеризующих выраженность лидерских качеств испытуемых и их индивидуально-психологических особенностей, а также характерологических особенностей (доминирование и дружелюбие) и свойств темперамента (экстравертированность и нейротизм).
Корреляционный анализ показал, что существует связь индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделений пограничных органов с уровнем развития их лидерских качеств. Это в целом подтвердило гипотезу исследования.
На основе результатов исследования разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов. Для развития лидерских качеств предложена программа социально-психологического тренинга, позволяющего сформировать видение собственной лидерской позиции; развить лидерские навыки; повысить эмоциональную устойчивость, приобрести практические навыки эффективной коммуникации.
Предложенные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов и их лидерских качеств, а также предложенные рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов могут быть использованы в практической деятельности психологов и начальников данных подразделений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999.
2. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе. // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1.- С. 46-49.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии . – 1991. - №3. – С. 90-98.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375с.
6. Андриянченко Е.Г. Влияние неформального лидерства на эффективность совместной деятельности сотрудников служебного коллектива. Автореф. дисс. канд. психол. наук : 19.00.05. - М., 2013. – 27 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
8. Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 23 с.
9. Битюцкая Е.В., Худобина Е.И. Интеллект как фактор социальной одарённости // Одарённость: рабочая концепция / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Щадриков. - Самара: Изд-во РПО, 2000. - С. 121-124.
10. Воспитательная работа в пограничных органах: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Е. Талынёва. – Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ, 2010. – 267 с.
11. Глухов П.С. К проблемам стандартизации методики «Многофакторный опросник лидерства» Б. Баса / Материалы Сборника тезисов Всероссийской научной конференции: Современная психодиагностика в изменяющейся России, Челябинск 2008. – С.58-62.
12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 301.
13. Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
14. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2001. 720 с.
15. Емельянов Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1993. - 134 с.
16. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. – 2007. - №2. – С.53-57.
17. Калитко А.Е. Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности руководителей подразделений пограничных органов // Вестник ГУУ. – 2014. -№9. – С. 260-263.
18. Капустина А. Н. Многофакторный личностный опросник Кеттела. – М.: Издательство Речь, 2002. – 112 с.
19. Катунин А. П. Критерии и показатели оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов // Юридическая психология. – 2014. - № 1. – С. 31-34.
20. Клинский К.А. Психология деятельности. – М.: Эксмо, 2003. – 392 с.
21. Кови С. Семь навыков лидера. - М.: Альпина Паблишер, 1996. 96с.
22. Кретов Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. – 2004. - №3. – С.73-78.
23. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… 2-е изд. - М., 1996. – 244 с.
24. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - М.: Статут, 2007. - 541с.
25. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. - 2000. - №4. - С.89-99.
26. Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2005. – 372 с.
27. Медведева М.А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих-женщин: Автореф. дисс. канд. психол. наук.: 19.00.05. - М., 2010. - 28с.
28. Моисеева О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Ч. 2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 253 с.
29. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2004. - 258 с.
30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избранные психологические труды. М.,1996. – С.84 - 92.
31. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом.— М.: «Интел-Синтез», 2001. — 464 с.
32. Морозов А.В. Управленческая психология: учебник. - 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2006.- 288 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
34. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 458 с.
35. Панкратова А. А. Практические, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопросы психологии. - 2010. - № 2 - С.111-119.
36. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
37. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореферат дис. ... канд. психол.. - Ярославль, 2007. - 25 с.
38. Петровский А.В. Психологическая характеристика лидерства // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – Теоретическая психология. – 2001. С.267-281.
39. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1999. - 644 с.
40. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. - СПб.: Речь, 2005. - 224 с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2006. – 648 с.
42. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003. - 175 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
44. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 6-18.
45. Свенцицкий АЛ. Социальная психология. - СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
46. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004. - 264 с.
47. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.- 208 с.
48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
49. Фромм Э. Кризис психоанализа / Пер. П. С. Гуревич. — М.: Аст, 2010. — 256 с.
50. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. –246 с.
51. Шакуров Р.Х. Психология руководства коллективом: учебное пособие.- М.: Магистр, 2005.- 183 с.
52. Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Пограничные органы РФ занимают важное место в системе обеспечения безопасности государства, выполняя функцию защиты суверенитета страны, обеспечения ее внешней безопасности и территориальной целостности. Эффективность деятельности по охране государственной границы, реализуемой пограничными органами, во многом зависит от уровня подготовки и особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов.
В настоящее время очень динамично идет развитие пограничных органов. Для того, чтобы данный процесс продолжался и его ритм не снижался, необходимо укреплять кадровый потенциал. Государству в настоящее время очень нужны образованные, динамичные, высококвалифицированные люди. Активная кадровая политика, проводимая в подразделениях пограничных органов, направлена на привлечение сотрудников, обладающих специальными знаниями и навыками, развитым интеллектом, высокими морально-психологическими качествами, лидерским потенциалом.
В современной психологической науке оказываются особенно востребованными знания в сфере неформального лидерства, как особого социально-психологического явления. Как представляется, знание психологических особенностей лидеров коллектива сотрудников подразделений пограничных органов может при решении служебных задач способствовать более эффективному управлению сотрудниками подразделения, а также способно улучшить взаимопонимание между командиром подразделения и его подчиненными. Это обусловлено тем, что неформальные лидеры подразделения играют существенную роль в формировании коллективного мнения по значимым для сотрудников подразделения вопросам и в развитии межличностных отношений, а также влияют на мотивацию сотрудников подразделения к служебной деятельности. Вследствие этого для руководителей подразделений особую значимость приобретают рекомендации по развитию позитивного конструктивного лидерства на основе учета индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделения и использованию активности неформальных лидеров подразделения для успешного решения служебных задач.
Степень изученности темы.
Тема лидерства на протяжении многих веков привлекала внимание представителей разных наук. Проблемами лидерства интересовались Конфуций, Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Г.Лебон, М.Вебер, Г.Лассуэлл, В.Парето, З.Фрейд и многие другие. В настоящее время проблемы лидерства изучаются как зарубежными, так и отечественными политологами, социологами, юристами, педагогами, психологами. В современной зарубежной литературе проблемы лидерства изучают такие ученые, как Ж.Блондель, Б.Басс, К.Левин, Р.Стогдилл, А.Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Л.И.Кравченко, Р.Л.Кричевского, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и других.
Ряд исследований посвящены непосредственно лидерству в служебных коллективах пограничных органов. Так, М.А. Медведева исследовала влияние лидерства на социально-психологический климат в коллективе пограничных органов; Е.Г. Андриянченко исследовал влияние неформального лидерства на эффективность совместной деятельности сотрудников пограничных органов.
В целом анализ литературы по данной теме показал, что влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов в психологической науке рассматривалось недостаточно. Это обусловило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Цель исследования: изучение влияния индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существует связь индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделений пограничных органов с уровнем развития их лидерских качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Проанализировать на основе данных эмпирического исследования влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
3. Сформулировать основные обобщения и выводы по результатам теоретического и эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Методы исследования:
- аналитический обзор теоретических источников, обобщение;
- эмпирические методы – эксперимент, тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что данная работа расширяет представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов и их лидерских качеств, а также предложенные рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов могут быть использованы в практической деятельности психологов и начальников данных подразделений.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ 7
1.1. Индивидуально-психологические особенности личности 7
1.2. Лидерство и основные лидерские качества сотрудников подразделений пограничных органов 16
1.3. Влияние личностных особенностей на развитие лидерских качеств 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ 34
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что в нем рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей личности на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Анализ литературных источников показал, что к основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.
Лидерство понимается в основном как способность к доминированию и подчинению себе других, как главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. К основным чертам лидера относятся упорство, напористость, сила (настойчивость, амбиции достижения, инициатива, энергия); лидерская мотивация (социализированная или персонализированная); целостность и честность; уверенность в себе (в том числе - эмоциональная устойчивость); познавательные способности. Важна и социальная одаренность (социальный интеллект), представляющая собой многокомпонентную способность, в которую входят когнитивный, социально-психологический (включающий в себя коммуникативный), эмоциональный, мотивационный и энергетический компоненты. Социальная одаренность во многом определяет успешность в общении, проявляющуюся в адекватном реагировании лидера на социальные ситуации.
Неформальный лидер подразделения пограничного контроля – это сотрудник, который вследствие личностных особенностей (доминирование, решительность, способность взять на себя инициативу) оказывает наиболее сильное воздействие на межличностные отношения в коллективе, стимулируя или тормозя активность своих сослуживцев в процессе решения служебных задач.
Нами проведено эмпирическое исследование, целью которого является изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов.
Исследование показало, что индивидуально-психологические особенности личности испытуемых в основном отвечают требованиям служебной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов: испытуемые в целом обладают такими индивидуально-личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, самостоятельность, сознательность, самоконтроль, смелость, упорство и пр. Мало выражены такие индивидуально-личностные качества, как эмоциональная неустойчивость, робость. В среднем у сотрудников подразделений пограничных органов выражено стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность, что является важным лидерским качеством. Показатель характерологической тенденции «дружелюбие» менее выражен. Этот показатель интерпретируется как добросердечие, способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность. Эти качества у испытуемых проявляются в разной степени. Выявлено, что среди испытуемых преобладают экстраверты, которые предпочитают деиствие, движение, имеют некоторую тенденцию к агрессивности, склонны к рискованным поступкам. Большинству сотрудников подразделений пограничных органов свойственна эмоциональная стабильность, являющаяся одним из важных лидерских качеств.
В то же время, результаты исследования по методике «Многофакторный опросник лидерства» показали, что важные лидерские качества у испытуемых в среднем развиты недостаточно.
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования проведен корреляционный анализ. Вычислялись коэффициенты корреляции Пирсона для оценки взаимосвязи показателей, характеризующих выраженность лидерских качеств испытуемых и их индивидуально-психологических особенностей, а также характерологических особенностей (доминирование и дружелюбие) и свойств темперамента (экстравертированность и нейротизм).
Корреляционный анализ показал, что существует связь индивидуально-психологических особенностей сотрудников подразделений пограничных органов с уровнем развития их лидерских качеств. Это в целом подтвердило гипотезу исследования.
На основе результатов исследования разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов. Для развития лидерских качеств предложена программа социально-психологического тренинга, позволяющего сформировать видение собственной лидерской позиции; развить лидерские навыки; повысить эмоциональную устойчивость, приобрести практические навыки эффективной коммуникации.
Предложенные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников подразделений пограничных органов и их лидерских качеств, а также предложенные рекомендации по развитию лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов могут быть использованы в практической деятельности психологов и начальников данных подразделений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999.
2. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе. // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1.- С. 46-49.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии . – 1991. - №3. – С. 90-98.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375с.
6. Андриянченко Е.Г. Влияние неформального лидерства на эффективность совместной деятельности сотрудников служебного коллектива. Автореф. дисс. канд. психол. наук : 19.00.05. - М., 2013. – 27 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
8. Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 23 с.
9. Битюцкая Е.В., Худобина Е.И. Интеллект как фактор социальной одарённости // Одарённость: рабочая концепция / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Щадриков. - Самара: Изд-во РПО, 2000. - С. 121-124.
10. Воспитательная работа в пограничных органах: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Е. Талынёва. – Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ, 2010. – 267 с.
11. Глухов П.С. К проблемам стандартизации методики «Многофакторный опросник лидерства» Б. Баса / Материалы Сборника тезисов Всероссийской научной конференции: Современная психодиагностика в изменяющейся России, Челябинск 2008. – С.58-62.
12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 301.
13. Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
14. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2001. 720 с.
15. Емельянов Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1993. - 134 с.
16. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. – 2007. - №2. – С.53-57.
17. Калитко А.Е. Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности руководителей подразделений пограничных органов // Вестник ГУУ. – 2014. -№9. – С. 260-263.
18. Капустина А. Н. Многофакторный личностный опросник Кеттела. – М.: Издательство Речь, 2002. – 112 с.
19. Катунин А. П. Критерии и показатели оценки эффективности совместной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов // Юридическая психология. – 2014. - № 1. – С. 31-34.
20. Клинский К.А. Психология деятельности. – М.: Эксмо, 2003. – 392 с.
21. Кови С. Семь навыков лидера. - М.: Альпина Паблишер, 1996. 96с.
22. Кретов Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. – 2004. - №3. – С.73-78.
23. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… 2-е изд. - М., 1996. – 244 с.
24. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - М.: Статут, 2007. - 541с.
25. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. - 2000. - №4. - С.89-99.
26. Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2005. – 372 с.
27. Медведева М.А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих-женщин: Автореф. дисс. канд. психол. наук.: 19.00.05. - М., 2010. - 28с.
28. Моисеева О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Ч. 2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 253 с.
29. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2004. - 258 с.
30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избранные психологические труды. М.,1996. – С.84 - 92.
31. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом.— М.: «Интел-Синтез», 2001. — 464 с.
32. Морозов А.В. Управленческая психология: учебник. - 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2006.- 288 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
34. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 458 с.
35. Панкратова А. А. Практические, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопросы психологии. - 2010. - № 2 - С.111-119.
36. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
37. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореферат дис. ... канд. психол.. - Ярославль, 2007. - 25 с.
38. Петровский А.В. Психологическая характеристика лидерства // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – Теоретическая психология. – 2001. С.267-281.
39. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1999. - 644 с.
40. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. - СПб.: Речь, 2005. - 224 с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2006. – 648 с.
42. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003. - 175 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
44. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 6-18.
45. Свенцицкий АЛ. Социальная психология. - СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
46. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004. - 264 с.
47. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.- 208 с.
48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
49. Фромм Э. Кризис психоанализа / Пер. П. С. Гуревич. — М.: Аст, 2010. — 256 с.
50. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. –246 с.
51. Шакуров Р.Х. Психология руководства коллективом: учебное пособие.- М.: Магистр, 2005.- 183 с.
52. Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.

Купить эту работу

Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие лидерских качеств сотрудников подразделений пограничных органов

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽