Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка

  • 72 страниц
  • 2015 год
  • 333 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность проблемы. Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Все женщины, прошедшие через этот период, отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений. Кто-то выделяет позитивную сторону этого периода жизни, кто-то – негативные ощущения, боли, болезни. Но всегда это период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины [5, с. 8].
Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из фундаментальных проблем современного общества. С этим связано существование большого количества клинических и другого рода работ, в которых освещаются различные аспекты беременности. То есть это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономические, и нравственные, и общественные составляющие. До последнего времени изучалась в основном биологическая сторона этого явления. Лишь в последние годы возник интерес к психологическим проблемам беременности. Если первоначально исследовательский интерес ограничивался только психологическим обезболиванием при родах, то теперь начинают привлекать внимание и другие стороны [5, с. 10].
Однако, несмотря на особую важность исследования психологических особенностей протекания беременности, в данной области существует дефицит психологических работ. Кроме того, наблюдается существенный недостаток апробированных и внедренных современных программ психодиагностики беременных, социальной и психологической консультационной помощи семье и матери. Это и обусловливает необходимость теоретических и эмпирических психологических исследований личностных проблем материнства [9, с. 5].
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. Выделяется внутриутробная гипоксия, нарушение плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.). А.И. Захаровым систематизированы психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности, среди которых не последнюю роль играет склонность к высокой тревожности и страхам.
Безусловно, тревожность присутствует у всех беременных женщин. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.
В период беременности, обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоциональное состояние влияет на здоровье ребенка, но при длительных тревожных состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Страх и тревожность имеют динамику от страха потери контроля над социальным положением, одиночества к страху боли, тревоги за жизнь. Соответственно, актуальным является внедрение психологического консультирования беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Объект исследования – состояние тревожности у женщин в период ожидания ребенка
Предмет исследования – психологическое консультирование женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Цель исследования – особенности психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературных источников понятия психологического консультирования.
2.Дать психологическую характеристику тревожности.
3.Разработать программу психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу по снижению тревожности у женщин в период ожидания ребенка.
5. Обобщить результаты консультирования, написать рекомендации.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка будет успешным если:
А) исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины.
Б) совместно выработано сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации.
В) найдены оптимальные пути снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 женщин от 20 до 42 лет на разных этапах беременности.
Методологическая основа исследования: теоретические подходы к пониманию тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен, Ф.Е. Василюк, Н.Д. Левитов и др.), исследования по изучению тревожности у беременных женщин (И. Брутман, Г.Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд и др.), работы по психологической подготовки женщин к беременности, родам и материнству (Ж.В. Завьялова, О.А. Касьянова и др.).
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (контент-анализ, биографический метод);
- психодиагностические методы (метод беседы, метод наблюдения; методики (Тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS);
- математико-статистические методы (стандартный набор математических формул обработки результатов исследования; Т-критерий Вилкоксона).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложения.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 7
1.1. Характеристика тревожности в психологии 7
1.2. Психологическое консультирование: определение, цели, виды 18
1.3. Особенности психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 31
Глава 2. Психологическое консультирование женщин по проблемме тревожности в период ожидания ребенка 43
2.1.Организация консультирования и анализ выборки 43
2.2. Психологическое консультирование женщин 45
2.3. Разработка и апробирование тенинговой программы по снижению тревожности у женщин в период ожидания ребенка 52
2.4. Анализ результатов консультирования 58
2.5. Рекомендации психологу по работе с беременными женщинами по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 80


Заключение
Консультирование было организовано с целью изучения особенностей психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность подразделяется на личностную, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (реактивную тревогу). Тревожность имеет много проявлений, связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Взгляды на виды, формы, причины и функции тревожности разнятся у психологов. Поэтому вопрос о тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и наиболее спорных.
Психологическое консультирование – профессиональная помощь клиенту в решении его проблемной ситуации. В цели психологического консультирования входит коррекция поведения, развитие навыков преодоления трудностей, принятия жизненно важных решений, умений завязывать и поддерживать межличностные отношений, способствовать повышению потенциала личности.
В период беременности уровень тревожности женщин повышается, наиболее часто встречающиеся тревожные переживания связаны: с неожиданной беременностью; с внутренними сомнениями быть хорошей матерью; с возможными осложнениями во время беременности; с боязнью родов; с рождением неполноценного ребенка и т.п. Такие страхи могут носить объективный характер, но могут быть и иррациональным. Тревожность и страхи беременной женщины не всегда могут развеять врачи общей практики, поэтому целесообразным является организация психологической помощи беременным женщинам. При консультировании тревожности у беременных эффективно используются поведенческие, методы и методы, ориентированные на эмоционально-энергетические ресурсы женщины: метод арт-терапии, телесноориентированные техники с элементами танцевальной терапии, творческие визуализации, релаксация.
В ходе консультирования выяснилось, что у беременных женщин в среднем умеренный уровень реактивной тревожности с тенденцией к высокому и умеренный уровень личностной тревожности, у большинства женщин проявления тревоги отмечаются на высоком уровне, диагностируется субклинически выраженная тревога.
В результате диагностики и сопоставлении данных трех методик были выявлены беременные женщины, с которыми проводились психологические консультации. В ходе консультаций с беременными женщинами с высоким уровнем тревожности были исследованы особенности проявлений тревожности, совместно с клиентками вырабатывалось сознательное отношение к беременности, были найдены и отработаны оптимальные для каждой женщины способы снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
При повторной диагностике тревожности выяснилось, что после проведения психологических консультаций у беременных женщин существенно снизился уровень реактивной и личностной тревожности, отмечается значительная тенденция к снижению уровня проявлений тревоги, существенно снизился уровень тревоги и депрессии. Проведенное исследование показало эффективность проведения психологического консультирования для снижения уровня тревожности у беременных женщин в период вынашивания ребенка.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка является успешным если:
А) исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины.
Б) совместно выработано сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации.
В) найдены оптимальные пути снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
Данное исследование позволило ответить на поставленные вопросы. Полученные в исследовании результаты показали хорошую применимость и высокую информативность использованных методов психологического обследования. Данные результатов исследования могут иметь теоретическую и практическую ценность для клинических психологов и врачей, занимающихся проблемами психического состояния женщин в период ожидания ребенка.

Список литературы
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208с.
2. Аншина М.Б. Если вам нужен ребёнок: 10-е издание. – М.: Дипак, 2010. – 33с.
3. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. – М., 2005.- С. 228–230.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.
5. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей / Под В.В. Маршака. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 416с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
8. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореферат кан. пс. н. – Казань, 2002. – 194с.
9. Васильева Е.В. Структура идентичности первородящих женщин с различным типом материнского отношения: дисс... кан. пс. наук. – М., 2011. – 195 с.
10. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 1. – С. 15–32.
11. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. рук. ч. 1. – 4-е изд. – М.: Генезис. – 160с.
12. Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2002. – С. 163–164.
13. Волков А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом: автореф. дис. канд. мед. наук. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 240с.
14. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
15. Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук. – М., 2000. – 191с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752с.
19. Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно- практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост. : Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 127 с.
20. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 672с.
21. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
22. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. – 2007. – Т.22.- № 1. – С.70-82.
23. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. – СПб.,1998. – 190с.
24. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 17-25.
25. Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1992. – 24с.
26. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464с.
27. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 1999. – 416с.
28. Макаров В. В. Путь консолидации психотерапии в Российской Федерации // Психотерапия. – 2008. – № 9. – С. 9–16.
29. Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. – 207 с.
30. Мамышева Н.Л. Непсихотические расстройства у беременных: автореф. дис. канд. мед. наук. – Томск, 1995. – 14с.
31. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. рук, 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432с.
32. Палящая А.Е. Социально-психологические факторы определяющие тип переживания беременности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009 – т. 11, 4 (4). – С. 949 – 952.
33. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983. – 233с.
34. Практикум по возрастной психологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
35. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
36. Прохорова О.В., Прохоров В.Н. Стрессогенные факторы при беременности как психосоматическая проблем // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 53-55.
37. Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
38. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии и педиатрии. – Иваново, 2001. – 178с.
39. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб., 2000. – 1024с.
40. Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2006. – 416с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
42. Саватье С. Гештальт – это младенец. – М.: Изд. Московского гештальт-института, 1982. – 156с.
43. Сахаров Е.А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности и их коррекция: автореф. дис. канд. мед. наук. — Л., 1990. – 20с.
44. Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – № 4. – С. 17–22.
45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
46. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
47. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – С. 88-103.
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 2009. – 220с.
51. Шмуклер А.Б. Психозы беременности: обзор литературы // Проблемы «продукции. – 1995. – № 2. – С. 19–22.
52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность проблемы. Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Все женщины, прошедшие через этот период, отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений. Кто-то выделяет позитивную сторону этого периода жизни, кто-то – негативные ощущения, боли, болезни. Но всегда это период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины [5, с. 8].
Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из фундаментальных проблем современного общества. С этим связано существование большого количества клинических и другого рода работ, в которых освещаются различные аспекты беременности. То есть это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономические, и нравственные, и общественные составляющие. До последнего времени изучалась в основном биологическая сторона этого явления. Лишь в последние годы возник интерес к психологическим проблемам беременности. Если первоначально исследовательский интерес ограничивался только психологическим обезболиванием при родах, то теперь начинают привлекать внимание и другие стороны [5, с. 10].
Однако, несмотря на особую важность исследования психологических особенностей протекания беременности, в данной области существует дефицит психологических работ. Кроме того, наблюдается существенный недостаток апробированных и внедренных современных программ психодиагностики беременных, социальной и психологической консультационной помощи семье и матери. Это и обусловливает необходимость теоретических и эмпирических психологических исследований личностных проблем материнства [9, с. 5].
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. Выделяется внутриутробная гипоксия, нарушение плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.). А.И. Захаровым систематизированы психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности, среди которых не последнюю роль играет склонность к высокой тревожности и страхам.
Безусловно, тревожность присутствует у всех беременных женщин. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.
В период беременности, обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоциональное состояние влияет на здоровье ребенка, но при длительных тревожных состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Страх и тревожность имеют динамику от страха потери контроля над социальным положением, одиночества к страху боли, тревоги за жизнь. Соответственно, актуальным является внедрение психологического консультирования беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Объект исследования – состояние тревожности у женщин в период ожидания ребенка
Предмет исследования – психологическое консультирование женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Цель исследования – особенности психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературных источников понятия психологического консультирования.
2.Дать психологическую характеристику тревожности.
3.Разработать программу психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу по снижению тревожности у женщин в период ожидания ребенка.
5. Обобщить результаты консультирования, написать рекомендации.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка будет успешным если:
А) исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины.
Б) совместно выработано сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации.
В) найдены оптимальные пути снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 женщин от 20 до 42 лет на разных этапах беременности.
Методологическая основа исследования: теоретические подходы к пониманию тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен, Ф.Е. Василюк, Н.Д. Левитов и др.), исследования по изучению тревожности у беременных женщин (И. Брутман, Г.Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд и др.), работы по психологической подготовки женщин к беременности, родам и материнству (Ж.В. Завьялова, О.А. Касьянова и др.).
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (контент-анализ, биографический метод);
- психодиагностические методы (метод беседы, метод наблюдения; методики (Тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS);
- математико-статистические методы (стандартный набор математических формул обработки результатов исследования; Т-критерий Вилкоксона).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложения.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 7
1.1. Характеристика тревожности в психологии 7
1.2. Психологическое консультирование: определение, цели, виды 18
1.3. Особенности психологического консультирования женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 31
Глава 2. Психологическое консультирование женщин по проблемме тревожности в период ожидания ребенка 43
2.1.Организация консультирования и анализ выборки 43
2.2. Психологическое консультирование женщин 45
2.3. Разработка и апробирование тенинговой программы по снижению тревожности у женщин в период ожидания ребенка 52
2.4. Анализ результатов консультирования 58
2.5. Рекомендации психологу по работе с беременными женщинами по проблеме тревожности в период ожидания ребенка 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 80


Заключение
Консультирование было организовано с целью изучения особенностей психологической помощи женщинам по проблеме тревожности в период ожидания ребенка. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность подразделяется на личностную, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (реактивную тревогу). Тревожность имеет много проявлений, связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Взгляды на виды, формы, причины и функции тревожности разнятся у психологов. Поэтому вопрос о тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и наиболее спорных.
Психологическое консультирование – профессиональная помощь клиенту в решении его проблемной ситуации. В цели психологического консультирования входит коррекция поведения, развитие навыков преодоления трудностей, принятия жизненно важных решений, умений завязывать и поддерживать межличностные отношений, способствовать повышению потенциала личности.
В период беременности уровень тревожности женщин повышается, наиболее часто встречающиеся тревожные переживания связаны: с неожиданной беременностью; с внутренними сомнениями быть хорошей матерью; с возможными осложнениями во время беременности; с боязнью родов; с рождением неполноценного ребенка и т.п. Такие страхи могут носить объективный характер, но могут быть и иррациональным. Тревожность и страхи беременной женщины не всегда могут развеять врачи общей практики, поэтому целесообразным является организация психологической помощи беременным женщинам. При консультировании тревожности у беременных эффективно используются поведенческие, методы и методы, ориентированные на эмоционально-энергетические ресурсы женщины: метод арт-терапии, телесноориентированные техники с элементами танцевальной терапии, творческие визуализации, релаксация.
В ходе консультирования выяснилось, что у беременных женщин в среднем умеренный уровень реактивной тревожности с тенденцией к высокому и умеренный уровень личностной тревожности, у большинства женщин проявления тревоги отмечаются на высоком уровне, диагностируется субклинически выраженная тревога.
В результате диагностики и сопоставлении данных трех методик были выявлены беременные женщины, с которыми проводились психологические консультации. В ходе консультаций с беременными женщинами с высоким уровнем тревожности были исследованы особенности проявлений тревожности, совместно с клиентками вырабатывалось сознательное отношение к беременности, были найдены и отработаны оптимальные для каждой женщины способы снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
При повторной диагностике тревожности выяснилось, что после проведения психологических консультаций у беременных женщин существенно снизился уровень реактивной и личностной тревожности, отмечается значительная тенденция к снижению уровня проявлений тревоги, существенно снизился уровень тревоги и депрессии. Проведенное исследование показало эффективность проведения психологического консультирования для снижения уровня тревожности у беременных женщин в период вынашивания ребенка.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка является успешным если:
А) исследованы особенности проявлений тревожности, установлены причины повышенной тревожности и учтены индивидуальные особенности беременной женщины.
Б) совместно выработано сознательное отношение к беременности через информирование, получение объективной информации.
В) найдены оптимальные пути снятия тревожности, поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности.
Данное исследование позволило ответить на поставленные вопросы. Полученные в исследовании результаты показали хорошую применимость и высокую информативность использованных методов психологического обследования. Данные результатов исследования могут иметь теоретическую и практическую ценность для клинических психологов и врачей, занимающихся проблемами психического состояния женщин в период ожидания ребенка.

Список литературы
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208с.
2. Аншина М.Б. Если вам нужен ребёнок: 10-е издание. – М.: Дипак, 2010. – 33с.
3. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. – М., 2005.- С. 228–230.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.
5. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей / Под В.В. Маршака. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 416с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2011. – 232с.
8. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореферат кан. пс. н. – Казань, 2002. – 194с.
9. Васильева Е.В. Структура идентичности первородящих женщин с различным типом материнского отношения: дисс... кан. пс. наук. – М., 2011. – 195 с.
10. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 1. – С. 15–32.
11. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. рук. ч. 1. – 4-е изд. – М.: Генезис. – 160с.
12. Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2002. – С. 163–164.
13. Волков А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом: автореф. дис. канд. мед. наук. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 240с.
14. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
15. Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: дис. канд. психол. наук. – М., 2000. – 191с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752с.
19. Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно- практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост. : Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 127 с.
20. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 672с.
21. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
22. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. – 2007. – Т.22.- № 1. – С.70-82.
23. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. – СПб.,1998. – 190с.
24. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 17-25.
25. Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1992. – 24с.
26. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464с.
27. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 1999. – 416с.
28. Макаров В. В. Путь консолидации психотерапии в Российской Федерации // Психотерапия. – 2008. – № 9. – С. 9–16.
29. Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. – 207 с.
30. Мамышева Н.Л. Непсихотические расстройства у беременных: автореф. дис. канд. мед. наук. – Томск, 1995. – 14с.
31. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. рук, 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432с.
32. Палящая А.Е. Социально-психологические факторы определяющие тип переживания беременности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009 – т. 11, 4 (4). – С. 949 – 952.
33. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983. – 233с.
34. Практикум по возрастной психологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
35. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
36. Прохорова О.В., Прохоров В.Н. Стрессогенные факторы при беременности как психосоматическая проблем // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 53-55.
37. Психологические тесты / сост. С.А. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
38. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии и педиатрии. – Иваново, 2001. – 178с.
39. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб., 2000. – 1024с.
40. Психофизиология: Учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2006. – 416с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
42. Саватье С. Гештальт – это младенец. – М.: Изд. Московского гештальт-института, 1982. – 156с.
43. Сахаров Е.А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности и их коррекция: автореф. дис. канд. мед. наук. — Л., 1990. – 20с.
44. Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – № 4. – С. 17–22.
45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
46. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
47. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – С. 88-103.
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 2009. – 220с.
51. Шмуклер А.Б. Психозы беременности: обзор литературы // Проблемы «продукции. – 1995. – № 2. – С. 19–22.
52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

Купить эту работу

психологическое консультирование беременных женщин по проблеме тревожности в период ожидания ребенка

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽