Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние темперамента на характерологические проявления личности в общении

  • 76 страниц
  • 2015 год
  • 199 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Современное общество нуждается в особом типе личности - личности, которая способна и готова реализовывать его требования необходимым и оптимальным образом, обеспечивая тем самым социальный прогресс. Вместе с тем прогресс общества в целом невозможен без прогресса и развития отдельной личности.
Характер (от греч. character - признак, черта, примета, особенность) занимает центральное место в структуре личности. Говоря о характере, подразумевают свойства личности, которые накладывают яркий отпечаток на ее поведение, которые формируют отношение человека к событиям и явлениям окружающего мира, к другим людям. Слово «отношение» является ключевым в описании характера человека. Особенности характера человека проявляются в выборе сферы деятельности, в принципах работы, в предпочтении общения с той или иной категорией людей, в стиле общения с окружающими.
По своим поведенческим и жизненным проявлениям темперамент и характер человека очень схожи, поскольку и тот, и другой являются индивидуальными характеристиками человека, но имеются и существенные различия:
Тип темперамента человека – это врожденные индивидуальные психофизические качества человека. Темперамент в большей степени понятие биологическое и его практически невозможно изменить. Темперамент является врожденной основой характера, его ядром, его неизменной частью. А формирование характера человека происходит под влиянием окружающей среды, окружающих людей, он является результатом воспитательного процесса. Темперамент зависит от особенностей нервной системы человека, а на формирование характера влияние оказывают другие факторы, связанные в большей степени с окружающим миром, с окружающими людьми.
Темперамент, как психофизиологическая характеристика, является предметом изучения разных наук, но наиболее детально рассматривается темперамент в психологии. Социально-психологическое понимание подразумевает под ним относительно стабильную совокупность характеристик личности, которые напрямую взаимосвязаны не с ее содержательным аспектом, а с динамическим. Этим, собственно, и объясняется предметная принадлежность темперамента к психологии. Тем не менее, темперамент в психологии, в социологии, и даже в таких науках, как политология, история и некоторые другие, в отдельных случаях рассматривается как основа функционального развития характера личности. Если рассматривать его исключительно как динамическую характеристику, то есть с физиологической точки зрения, то этот феномен представляет собой особый тип высшей нервной деятельности индивида.
Все люди обладают определенными особенностями поведения. Одни из них подвижны, эмоциональны и энергичны, вторые невозмутимы, медлительны и спокойны, третьи скрытны, печальны и замкнуты. Темперамент относится к категории биологических структур личности и является свойством человека, характеризующим глубину и силу его чувств, общей подвижности и быстроты движений. Именно эти основные черты и придают особую окраску всей деятельности людей.
Индивидуальные особенности темперамента определяют динамику поведения и психической деятельности человека.
Они характеризуют скорость и интенсивность реагирования, степень эмоциональной уравновешенности и возбудимости, а также способность приспосабливаться к окружающей среде. Составляющие Темперамент обладает двумя компонентами. Один из них – активность, а второй – эмоциональность. Первый элемент является характеристикой степени энергичности, быстроты и стремительности или, напротив, инертности и медлительности. Что касается эмоциональности, то это немаловажная характеристика темперамента, связанная с впечатлительностью человека и его импульсивностью.
Темперамент характеризуется особенностями психики и физиологии человека, которые сами по себе не могут быть оценены как положительные и отрицательные, как плохие и хорошие. А характер и поведение человека оценивается по его действиям и поступкам или же их отсутствию. В отличии от черт характера, свойств темперамента сравнительно мало и проявляются они одинаково у всех людей, хотя развиты у всех в разной степени. А черт характера намного больше по сравнению со свойствами темперамента. Одинаковый тип темперамента имеет множество людей, а вот нaйти двух одинаковых по характеру людей практически невозможно. Ведь даже характеры близнецов имеют различия, причем порой весьма существенные. Формирование характера человека начинается практически с пеленок и продолжается на протяжении всей жизни.
Изучение соотношения физиологических и психических закономерностей индивидуальных различий между людьми сделало проблему темперамента одной из самых древних и вместе с тем актуальных проблем, решение которой постоянно менялось. Тема темперамента привлекала внимание представителей различных направлений в психологии на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ (2001), Гален (1999), Э. Кречмер (1995), У. Шелдон
1999), И. П. Павлов (1980), Б. М. Теплов (1985), В. Д. Небылицын (1990) и многие другие. В современной зарубежной психологической литературе этот вопрос представлен широко, его изучают такие ученые, как И. Томас, С. Чесс и Р. Пломин (1999), Я. Стреляу (1999), Г. Айзенк (1991), М. Заккерман (1990). В отечественной литературе теме темперамента посвящены исследования В. М. Русалова (2005), А. И. Крупнова (2002), А. В. Барташева (2002), В. В. Белоуса (1982). Всеми перечисленными авторами признается, что темперамент может выступать как фактор успешности в разных видах деятельности.
Повышенного внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о роли темперамента в развитии отношений между людьми. С одной стороны, особенности проявления темперамента в отношениях, в общении людей достаточно представлены в литературе (В. С. Мерлин (1996), Н. Н. Обозов (1990), А. И. Крупнов (1992), Л. В. Жемчугова (2003), Н. J. Eysenck (1991)). С другой стороны, в современных условиях развития общества возникает потребность в уточнении роли темперамента как важнейшей предпосылки становления межличностных отношений у людей разного возраста, пола (В. М. Русалов (1989, 2005); С. Б. Малых (2005)). Проблема роли темперамента у лиц разного пола в формировании межличностных отношений актуализировалась в единичных исследованиях (Н. Н. Обозов 1979, 1990), В. И. Секун (1976)). Малочисленность работ в данной области, по-видимому, связана с автономностью в изучении типологических и социальных факторов в отечественной психологии в рамках структурной модели изучения личности.
Однако, обобщая имеющийся опыт в области исследования данной проблематики, следует отметить, что в настоящее время недостаточно разработан вопрос о влияние общения на характер личности.
Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы делает необходимым анализ влияния характерологических проявлений личности в общении, что и определило цель и задачи исследования.
Цель исследования – исследовать влияния темперамента на проявление характера личности в общении.
Объект исследования:темперамент и характер как проявление свойства личности.
Предмет исследования –влияние темперамента на характер общения личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме влияния темперамента на характер личности.
2. Выделить теории характера личности.
3. Провести эмпирическое изучение влияния темперамента на характер общения личности.
4. Проанализировать эмпирические результаты влияния темперамента на характер общения личности и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
1) темперамент личности оказывает влияние на акцентуированность характера личности: сенсорно-импульсивный тип лежит в основе демонстративной акцентуации; интуитивно-чувственный тип лежит в основе возбудимой и педантичной акцентуаций.
2) Темперамент личности влияет на поведение личности в общении.
В исследовании приняли участие 30 человек. Возраст испытуемых: от 22 до 35 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс психодиагностических методик сбора и обработки данных:
1) Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик (ИТО).
2) Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард).
3) Дифференциально-диагностический опросник Д.Кейрси.
4) Опросник Г.Айзенка.
5) Диагностика межличностных отношений по Тимоти Лири.
Достоверность полученных результатов обеспечена адекватностью применяемых методов и методик, анализом и проверкой данных с помощью статистических процедур.
Выборка: 30 человек в возрасте от 22 до 35 лет
База исследования: парикмахерские «Имидж» и «Магнолия» города Москва.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использовать психологи и при чтении курсов психологии в студенческих аудиториях.


Введение 6
1.Теоретические проблемы взаимосвязи свойств темперамента и особенностей межличностных отношений личности 11
1.1. Феномен темперамента в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2. Современное состояние исследования темперамента и его проявления в поведении и общении 24
1.3. Влияние темперамента на формирование акцентуаций характера 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темперамента на характер личности 46
2.1. Цели, задачи и методики исследования 46
2.2. Эмпирические результаты влияния темперамента на характер личности 50
Заключение 71
Глоссарий 74
Библиографический список 76



Темперамент (лат.Temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружаюшей среде.
От темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определённые контакты с другими предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
На основании изученной литературы, можно сделать заключение о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, а темперамент был предметом исследования многих ученых. Имелось огромное количество попыток в формировании различных подходов к классификации темпераментов, начиная от Гиппократа и Галена, заканчивая И. П. Павловым, В. С. Мерлином, Б. Я. Стреляу, Г. Айзенком. В настоящее время, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
На сегодняшний день проблема темперамента, на мой взгляд, потеряла интерес, в связи со сложностью изучения. Монография Я. Стреляу, выпущенная в конце прошлого столетия, обобщающая теоретические и эмпирические исследования темперамента в разных странах и областях науки за последние 40 лет, является одной из немногих работ, заключающая в себе такое количество исследовательских данных.
До сих пор ученые не определились: считать темперамент врожденным качеством, или роль среды, при формировании темперамента ведущая? Все это указывает на то, что темперамент является сложным процессом, изучение которого в течение столь длительного времени не дало четких ответов.
Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь устойчивые и постоянные индивидуальные особенности, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка времени. Для меня темперамент тем и интересен, что преобразование хотя бы некоторых его характеристик и особенностей требует крайних изменений условий жизни, чрезвычайных ситуаций. Следовательно, изучение характеристик темперамента полезно тем, что зная тип темперамента можно найти подход к человеку, суметь выгодно построить с ним отношения.
В настоящее время изучена связь темперамента с различными индивидуальными характеристиками личности, стилем деятельности; связь темперамента с характером, способностями, эмоциональностью, отношениями между людьми. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной сфере деятельности.
Эмпирическое исследование влияния темперамента на характер личности показало следующие результаты:
6) испытуемые в большинстве характеризуются как гармоничные личности;
7) наблюдаются проявления акцентуаций характера по типам: демонстративный, педантичный, возбудимый;
8) среди испытуемых более распространён тип темперамента – сенсорно-планирующий. Этот тип характеризуется чувством ответственности.
9) С помощью коэффициента Пирсона была выявлена взаимосвязь между типами темперамента и акцентуациями характера, поэтому мы можем утверждать, что темперамент личности оказывает влияние на акцентуированность характера.
10) Влияние темперамента на поведение личности в общении следующее: личность с сенсорно-импульсивным типом темперамента характеризуется доминантным, эгоистичным, агрессивным поведением в межличностном общении; личность с интуитивно-чувственным типом темперамента характеризуется дружелюбием и альтруизмом в межличностном общении.
Таким образом, мы пришли к выводу, что темперамент и характер человека – это разные понятия. И не темперамент, а именно черты характера определяют индивидуальность и неповторимость человека в нашем обществе.
В работе достигнута цель, решены задачи и доказана гипотеза исследования.


1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. - 336 с.
2. Бочаров Б. Какой у вас темперамент? // Будь здоров!. - 2008. - № 6. - С. 16-23.
3. Буянова Г. В. Темперамент как фактор выбора профессии // Образование и наука. - 2010. - № 7. - С. 81-87.
4. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика / П. Б. Г аннушкин. - Нижний Новгород : Изд-во НГМД, 1998. - 86 с.
5. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна: Феникс , 2005. - 512 с.
6. Гусев, В. В. Эмпатическая модель в формировании стратегии перевода / В. В. Гусев // Вестник МГЛУ. Вып. 480: перевод как когнитивная деятельность. - М.: МГЛУ, 2003. - С. 26-41.
7. Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. - М.: Смысл, 2011. - 380 с.
8. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. - Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. - 120с.
9. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. - Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. - 120с.
10. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.
11. Жемчугова, Н. А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н. А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2009. - № 2. - С. 36-41.
12. Заблоцкий Г. О. Основные направления работы педагога-психолога по гармонизации личностного развития подростка с акцентуацией характера / Г. О. Заблоцкий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2011. - №2. - С. 154-160.
13. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.
14. Кашина Н. В. Учет вида темперамента в школьной жизни – Н. Тагил-1993
15. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности: психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982. С. 74-77.
16. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1970. - 391 с.
17. Корниенко, Д. С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д. С. Корниенко, А.В.. Краснов // Психологические науки № 11, 2012. C. 35-44.
18. Куликов, Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. Куликов. - Питер: СПб.: 2009. - 288с.
19. Леви В. Л. Я и мы / В. Л. Леви. - М. : Молодая гвардия, 1969. - 288 с.
20. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - З-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1969. - 424 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 361 с.
22. Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное А. В. Либин. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.
23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Изд. 2-е доп. и перераб. - Л. : Медицина, 1983. - 130 с.
24. Ломтатидзе, О. В. Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек: автореф. ... к. пс. н. - Екатеринбург, 2008, - 24 с.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
26. Малкина-Пых, И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2004. - 138 с.
27. Миско Д. Подростки с акцентуацией характера - проблема или нет? / Д. Миско, Н. И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С. 133-134.
28. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - СПб.: 2000. - 129 с.
29. Небылицын, В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.
30. Никашина, Н. А. Темпераментальные особенности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением / Н. А. Никашин // Вектор науки ТГУ. - № 1(4), 2011. - С. 45-61.
31. Никифоров И. Психотипология личности // Родительское собрание. - 2008. - № 1. - С. 3-25.
32. Общая психология / под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. - М. : Эксмо- Пресс, 2006. - 560с.
33. Очерк теории темперамента / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1973. - 291 с.
34. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
35. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1990, 320с
36. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. – 1995, №1- с 19
37. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161с.
38. Солдатова, О. Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста: автореф. ... док.мед. н. - Томск, 2008. - 36с.
39. Cлободская, Е. Р. Личность и темперамент в процессе развития / Е. Р.Слободская // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальностью Сибирский психологический форум. Материалы форума 16-18 сентября 2004. - Томск, 2004. - С. 828-834.
40. Cоциология./ Уч. пос. //Сайт кафедры истории и политологии - 2003 г - http://vor-stu.narod.ru/posobia.html
41. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.
42. Строков, Р. Р. Психологическое исследование влияния свойств темперамента на стиль руководства офицеров курсантских подразделений военных образовательных учреждений высшего профессионального образования / Р. Р. Строков. // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2. - 2011. С 59-66.
43. Темперамент, типы темперамента [Электронный ресурс] // Эффектон : [сайт]. - [Б.м], 1996-2011. L: http://www.effecton.ru/274.html
44. Темперамент. Свойства и типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия [Электронный ресурс] // 4 Medic. ru : [сайт]. - [Б.м.], 2006-2008. - URL: http://www.4medic.ru/page-id-523.html
45. Теория темперамента и характера человека [Электронный ресурс] // Психологический портал. - [Б.м.], 2011. - URL:http://www.anypsy.ru/terms/temperament
46. Типы темпераментов и их психологическая характеристика [Электронный ресурс] // Психология жизни : [сайт]. - [Б.м.], 2001-2011. - URL: http://www.psylive.ru/articles/118_tipi-temperamentov-i-ih-psihologicheskaya-arakteristika.aspx

47. Тихонов, А. П. Личность и межличностные отношения: Психологическое исследование соционического подхода / А. П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. 2000, - № 6. - С. 28-30.
48. Толочек, В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее / В. А. Толочек // Вестник МГУ: Серия 14. Психология, 2010, № 2, с. 43--51.
49. Трубников, В. И. Психогенетика: Результаты исследования в психогенетике / В. И. Трубников. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. - 73 с.
50. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
51. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 1991. - 608с.
52. Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011. - № 3. С. 3-20с.
53. Шкуратова, И. П. Психология личности: Методическое пособие/ И. П. Шкуратова. - Ростов н/ Д, 2006. - 52 с.
54. Шкуратова, И. П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И П. Шкуратова, Л. И. Габдулина // Прикладная психология. - №6. 2002. - С. 29-45.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Современное общество нуждается в особом типе личности - личности, которая способна и готова реализовывать его требования необходимым и оптимальным образом, обеспечивая тем самым социальный прогресс. Вместе с тем прогресс общества в целом невозможен без прогресса и развития отдельной личности.
Характер (от греч. character - признак, черта, примета, особенность) занимает центральное место в структуре личности. Говоря о характере, подразумевают свойства личности, которые накладывают яркий отпечаток на ее поведение, которые формируют отношение человека к событиям и явлениям окружающего мира, к другим людям. Слово «отношение» является ключевым в описании характера человека. Особенности характера человека проявляются в выборе сферы деятельности, в принципах работы, в предпочтении общения с той или иной категорией людей, в стиле общения с окружающими.
По своим поведенческим и жизненным проявлениям темперамент и характер человека очень схожи, поскольку и тот, и другой являются индивидуальными характеристиками человека, но имеются и существенные различия:
Тип темперамента человека – это врожденные индивидуальные психофизические качества человека. Темперамент в большей степени понятие биологическое и его практически невозможно изменить. Темперамент является врожденной основой характера, его ядром, его неизменной частью. А формирование характера человека происходит под влиянием окружающей среды, окружающих людей, он является результатом воспитательного процесса. Темперамент зависит от особенностей нервной системы человека, а на формирование характера влияние оказывают другие факторы, связанные в большей степени с окружающим миром, с окружающими людьми.
Темперамент, как психофизиологическая характеристика, является предметом изучения разных наук, но наиболее детально рассматривается темперамент в психологии. Социально-психологическое понимание подразумевает под ним относительно стабильную совокупность характеристик личности, которые напрямую взаимосвязаны не с ее содержательным аспектом, а с динамическим. Этим, собственно, и объясняется предметная принадлежность темперамента к психологии. Тем не менее, темперамент в психологии, в социологии, и даже в таких науках, как политология, история и некоторые другие, в отдельных случаях рассматривается как основа функционального развития характера личности. Если рассматривать его исключительно как динамическую характеристику, то есть с физиологической точки зрения, то этот феномен представляет собой особый тип высшей нервной деятельности индивида.
Все люди обладают определенными особенностями поведения. Одни из них подвижны, эмоциональны и энергичны, вторые невозмутимы, медлительны и спокойны, третьи скрытны, печальны и замкнуты. Темперамент относится к категории биологических структур личности и является свойством человека, характеризующим глубину и силу его чувств, общей подвижности и быстроты движений. Именно эти основные черты и придают особую окраску всей деятельности людей.
Индивидуальные особенности темперамента определяют динамику поведения и психической деятельности человека.
Они характеризуют скорость и интенсивность реагирования, степень эмоциональной уравновешенности и возбудимости, а также способность приспосабливаться к окружающей среде. Составляющие Темперамент обладает двумя компонентами. Один из них – активность, а второй – эмоциональность. Первый элемент является характеристикой степени энергичности, быстроты и стремительности или, напротив, инертности и медлительности. Что касается эмоциональности, то это немаловажная характеристика темперамента, связанная с впечатлительностью человека и его импульсивностью.
Темперамент характеризуется особенностями психики и физиологии человека, которые сами по себе не могут быть оценены как положительные и отрицательные, как плохие и хорошие. А характер и поведение человека оценивается по его действиям и поступкам или же их отсутствию. В отличии от черт характера, свойств темперамента сравнительно мало и проявляются они одинаково у всех людей, хотя развиты у всех в разной степени. А черт характера намного больше по сравнению со свойствами темперамента. Одинаковый тип темперамента имеет множество людей, а вот нaйти двух одинаковых по характеру людей практически невозможно. Ведь даже характеры близнецов имеют различия, причем порой весьма существенные. Формирование характера человека начинается практически с пеленок и продолжается на протяжении всей жизни.
Изучение соотношения физиологических и психических закономерностей индивидуальных различий между людьми сделало проблему темперамента одной из самых древних и вместе с тем актуальных проблем, решение которой постоянно менялось. Тема темперамента привлекала внимание представителей различных направлений в психологии на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ (2001), Гален (1999), Э. Кречмер (1995), У. Шелдон
1999), И. П. Павлов (1980), Б. М. Теплов (1985), В. Д. Небылицын (1990) и многие другие. В современной зарубежной психологической литературе этот вопрос представлен широко, его изучают такие ученые, как И. Томас, С. Чесс и Р. Пломин (1999), Я. Стреляу (1999), Г. Айзенк (1991), М. Заккерман (1990). В отечественной литературе теме темперамента посвящены исследования В. М. Русалова (2005), А. И. Крупнова (2002), А. В. Барташева (2002), В. В. Белоуса (1982). Всеми перечисленными авторами признается, что темперамент может выступать как фактор успешности в разных видах деятельности.
Повышенного внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о роли темперамента в развитии отношений между людьми. С одной стороны, особенности проявления темперамента в отношениях, в общении людей достаточно представлены в литературе (В. С. Мерлин (1996), Н. Н. Обозов (1990), А. И. Крупнов (1992), Л. В. Жемчугова (2003), Н. J. Eysenck (1991)). С другой стороны, в современных условиях развития общества возникает потребность в уточнении роли темперамента как важнейшей предпосылки становления межличностных отношений у людей разного возраста, пола (В. М. Русалов (1989, 2005); С. Б. Малых (2005)). Проблема роли темперамента у лиц разного пола в формировании межличностных отношений актуализировалась в единичных исследованиях (Н. Н. Обозов 1979, 1990), В. И. Секун (1976)). Малочисленность работ в данной области, по-видимому, связана с автономностью в изучении типологических и социальных факторов в отечественной психологии в рамках структурной модели изучения личности.
Однако, обобщая имеющийся опыт в области исследования данной проблематики, следует отметить, что в настоящее время недостаточно разработан вопрос о влияние общения на характер личности.
Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы делает необходимым анализ влияния характерологических проявлений личности в общении, что и определило цель и задачи исследования.
Цель исследования – исследовать влияния темперамента на проявление характера личности в общении.
Объект исследования:темперамент и характер как проявление свойства личности.
Предмет исследования –влияние темперамента на характер общения личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме влияния темперамента на характер личности.
2. Выделить теории характера личности.
3. Провести эмпирическое изучение влияния темперамента на характер общения личности.
4. Проанализировать эмпирические результаты влияния темперамента на характер общения личности и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
1) темперамент личности оказывает влияние на акцентуированность характера личности: сенсорно-импульсивный тип лежит в основе демонстративной акцентуации; интуитивно-чувственный тип лежит в основе возбудимой и педантичной акцентуаций.
2) Темперамент личности влияет на поведение личности в общении.
В исследовании приняли участие 30 человек. Возраст испытуемых: от 22 до 35 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс психодиагностических методик сбора и обработки данных:
1) Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик (ИТО).
2) Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард).
3) Дифференциально-диагностический опросник Д.Кейрси.
4) Опросник Г.Айзенка.
5) Диагностика межличностных отношений по Тимоти Лири.
Достоверность полученных результатов обеспечена адекватностью применяемых методов и методик, анализом и проверкой данных с помощью статистических процедур.
Выборка: 30 человек в возрасте от 22 до 35 лет
База исследования: парикмахерские «Имидж» и «Магнолия» города Москва.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использовать психологи и при чтении курсов психологии в студенческих аудиториях.


Введение 6
1.Теоретические проблемы взаимосвязи свойств темперамента и особенностей межличностных отношений личности 11
1.1. Феномен темперамента в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2. Современное состояние исследования темперамента и его проявления в поведении и общении 24
1.3. Влияние темперамента на формирование акцентуаций характера 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темперамента на характер личности 46
2.1. Цели, задачи и методики исследования 46
2.2. Эмпирические результаты влияния темперамента на характер личности 50
Заключение 71
Глоссарий 74
Библиографический список 76



Темперамент (лат.Temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружаюшей среде.
От темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определённые контакты с другими предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
На основании изученной литературы, можно сделать заключение о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, а темперамент был предметом исследования многих ученых. Имелось огромное количество попыток в формировании различных подходов к классификации темпераментов, начиная от Гиппократа и Галена, заканчивая И. П. Павловым, В. С. Мерлином, Б. Я. Стреляу, Г. Айзенком. В настоящее время, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
На сегодняшний день проблема темперамента, на мой взгляд, потеряла интерес, в связи со сложностью изучения. Монография Я. Стреляу, выпущенная в конце прошлого столетия, обобщающая теоретические и эмпирические исследования темперамента в разных странах и областях науки за последние 40 лет, является одной из немногих работ, заключающая в себе такое количество исследовательских данных.
До сих пор ученые не определились: считать темперамент врожденным качеством, или роль среды, при формировании темперамента ведущая? Все это указывает на то, что темперамент является сложным процессом, изучение которого в течение столь длительного времени не дало четких ответов.
Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь устойчивые и постоянные индивидуальные особенности, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка времени. Для меня темперамент тем и интересен, что преобразование хотя бы некоторых его характеристик и особенностей требует крайних изменений условий жизни, чрезвычайных ситуаций. Следовательно, изучение характеристик темперамента полезно тем, что зная тип темперамента можно найти подход к человеку, суметь выгодно построить с ним отношения.
В настоящее время изучена связь темперамента с различными индивидуальными характеристиками личности, стилем деятельности; связь темперамента с характером, способностями, эмоциональностью, отношениями между людьми. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной сфере деятельности.
Эмпирическое исследование влияния темперамента на характер личности показало следующие результаты:
6) испытуемые в большинстве характеризуются как гармоничные личности;
7) наблюдаются проявления акцентуаций характера по типам: демонстративный, педантичный, возбудимый;
8) среди испытуемых более распространён тип темперамента – сенсорно-планирующий. Этот тип характеризуется чувством ответственности.
9) С помощью коэффициента Пирсона была выявлена взаимосвязь между типами темперамента и акцентуациями характера, поэтому мы можем утверждать, что темперамент личности оказывает влияние на акцентуированность характера.
10) Влияние темперамента на поведение личности в общении следующее: личность с сенсорно-импульсивным типом темперамента характеризуется доминантным, эгоистичным, агрессивным поведением в межличностном общении; личность с интуитивно-чувственным типом темперамента характеризуется дружелюбием и альтруизмом в межличностном общении.
Таким образом, мы пришли к выводу, что темперамент и характер человека – это разные понятия. И не темперамент, а именно черты характера определяют индивидуальность и неповторимость человека в нашем обществе.
В работе достигнута цель, решены задачи и доказана гипотеза исследования.


1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. - 336 с.
2. Бочаров Б. Какой у вас темперамент? // Будь здоров!. - 2008. - № 6. - С. 16-23.
3. Буянова Г. В. Темперамент как фактор выбора профессии // Образование и наука. - 2010. - № 7. - С. 81-87.
4. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика / П. Б. Г аннушкин. - Нижний Новгород : Изд-во НГМД, 1998. - 86 с.
5. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна: Феникс , 2005. - 512 с.
6. Гусев, В. В. Эмпатическая модель в формировании стратегии перевода / В. В. Гусев // Вестник МГЛУ. Вып. 480: перевод как когнитивная деятельность. - М.: МГЛУ, 2003. - С. 26-41.
7. Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. - М.: Смысл, 2011. - 380 с.
8. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. - Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. - 120с.
9. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. - Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. - 120с.
10. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.
11. Жемчугова, Н. А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н. А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2009. - № 2. - С. 36-41.
12. Заблоцкий Г. О. Основные направления работы педагога-психолога по гармонизации личностного развития подростка с акцентуацией характера / Г. О. Заблоцкий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2011. - №2. - С. 154-160.
13. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.
14. Кашина Н. В. Учет вида темперамента в школьной жизни – Н. Тагил-1993
15. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности: психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982. С. 74-77.
16. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1970. - 391 с.
17. Корниенко, Д. С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д. С. Корниенко, А.В.. Краснов // Психологические науки № 11, 2012. C. 35-44.
18. Куликов, Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. Куликов. - Питер: СПб.: 2009. - 288с.
19. Леви В. Л. Я и мы / В. Л. Леви. - М. : Молодая гвардия, 1969. - 288 с.
20. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - З-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1969. - 424 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 361 с.
22. Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное А. В. Либин. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.
23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Изд. 2-е доп. и перераб. - Л. : Медицина, 1983. - 130 с.
24. Ломтатидзе, О. В. Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек: автореф. ... к. пс. н. - Екатеринбург, 2008, - 24 с.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
26. Малкина-Пых, И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2004. - 138 с.
27. Миско Д. Подростки с акцентуацией характера - проблема или нет? / Д. Миско, Н. И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С. 133-134.
28. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - СПб.: 2000. - 129 с.
29. Небылицын, В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.
30. Никашина, Н. А. Темпераментальные особенности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением / Н. А. Никашин // Вектор науки ТГУ. - № 1(4), 2011. - С. 45-61.
31. Никифоров И. Психотипология личности // Родительское собрание. - 2008. - № 1. - С. 3-25.
32. Общая психология / под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. - М. : Эксмо- Пресс, 2006. - 560с.
33. Очерк теории темперамента / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1973. - 291 с.
34. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
35. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1990, 320с
36. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. – 1995, №1- с 19
37. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161с.
38. Солдатова, О. Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста: автореф. ... док.мед. н. - Томск, 2008. - 36с.
39. Cлободская, Е. Р. Личность и темперамент в процессе развития / Е. Р.Слободская // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальностью Сибирский психологический форум. Материалы форума 16-18 сентября 2004. - Томск, 2004. - С. 828-834.
40. Cоциология./ Уч. пос. //Сайт кафедры истории и политологии - 2003 г - http://vor-stu.narod.ru/posobia.html
41. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.
42. Строков, Р. Р. Психологическое исследование влияния свойств темперамента на стиль руководства офицеров курсантских подразделений военных образовательных учреждений высшего профессионального образования / Р. Р. Строков. // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2. - 2011. С 59-66.
43. Темперамент, типы темперамента [Электронный ресурс] // Эффектон : [сайт]. - [Б.м], 1996-2011. L: http://www.effecton.ru/274.html
44. Темперамент. Свойства и типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия [Электронный ресурс] // 4 Medic. ru : [сайт]. - [Б.м.], 2006-2008. - URL: http://www.4medic.ru/page-id-523.html
45. Теория темперамента и характера человека [Электронный ресурс] // Психологический портал. - [Б.м.], 2011. - URL:http://www.anypsy.ru/terms/temperament
46. Типы темпераментов и их психологическая характеристика [Электронный ресурс] // Психология жизни : [сайт]. - [Б.м.], 2001-2011. - URL: http://www.psylive.ru/articles/118_tipi-temperamentov-i-ih-psihologicheskaya-arakteristika.aspx

47. Тихонов, А. П. Личность и межличностные отношения: Психологическое исследование соционического подхода / А. П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. 2000, - № 6. - С. 28-30.
48. Толочек, В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее / В. А. Толочек // Вестник МГУ: Серия 14. Психология, 2010, № 2, с. 43--51.
49. Трубников, В. И. Психогенетика: Результаты исследования в психогенетике / В. И. Трубников. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. - 73 с.
50. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
51. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 1991. - 608с.
52. Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011. - № 3. С. 3-20с.
53. Шкуратова, И. П. Психология личности: Методическое пособие/ И. П. Шкуратова. - Ростов н/ Д, 2006. - 52 с.
54. Шкуратова, И. П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И П. Шкуратова, Л. И. Габдулина // Прикладная психология. - №6. 2002. - С. 29-45.

Купить эту работу

Влияние темперамента на характерологические проявления личности в общении

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

6 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽