Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст

  • 73 страниц
  • 2015 год
  • 249 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные социальные процессы в мировом сооб-ществе характеризуются старением населения. Это отражает не только уве-личение удельного веса пожилых лиц на земле, но и рост их социальной значимости в обществе, возможности влиять на общественные процессы. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро- и микроуровне.
Старение общества серьезно осложняет проблемы социальной под-держки, прежде всего пенсионного страхования, пожилых людей. Возможности обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, разумного использования их жизненного потенциала, представляют сложную научную и практическую задачу в современных условиях.Несмотря на нарастающую нехватку трудовых ресурсов рациональное использование, как жизненного, так и трудового потенциала пожилых людей ограничено в силу многих объективных и субъективных факторов, что в значительной степени отражается на их социальном самочувствии. Обострение противоречий в социальной сфере с неизбежностью актуализирует необходимость научных исследований социально – психологической адаптации пожилых людей, их особенности совладания с трудностями и стрессами.
Разработанность. Проблемами социально–психологической адаптации людей пожилого возраста занимались такие ученые как А.А. Налчаджян, И.Д. Калайков, А. Г. Маклаков, Н.Ф. Шахматов,О. И. Зотова, И. К. Кряжева, А.А.Козлов, Г.С. Абрамова, Н.Б. Шмелева, Е.Е. Сапогова и др. Совладающее поведение в пожилом возрасте затрагивалось в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмана, B.A. Бодрова, P.M. Грановской, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.М. Никольской,Л.И. Анцыферовой, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, В.А. Иванникова, Д.А. Леонтьева, К.А. Абульхановой, О.В. Красновой, А.Г. Лидерс, С. А. Хазовой, Е. А. Дорьевой, Т. Л. Крюковой и др.
Тем не менее, до сих пор не получены точные данные об особенностях социально-психологической адаптации и копинг-поведении личности при переходе в поздний возраст. Что затрудняет организацию социально - психологической помощи людям пожилого возраста.
Цельисследования– выявить взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
Объект исследованиясоциально-психологическая адаптация лиц по-жилого возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
Гипотеза исследования:в качестве основных критериев адаптированности личности в пожилом возрасте является конструктивное разрешение проблем, предполагающее активную позицию личности по отношению к среде и удовлетворенность основными жизненно значимыми сферами (семья, работа).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социально-психологической адаптации, выявить особенности адаптивного потенциала (ресурсов) пожилого человека.
2.Проанализировать понятие «копинга» в психологии, выявить специфика доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации и доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст.
4. Эмпирическим путем выявить взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями лично-сти при переходе в поздний возраст и сделать выводы.
5. Эмпирическим путем выявить особенностисоциально-психологической адаптации и копинг-стратегийу лиц пожилого возраста в зависимости от их пола, наличия семьи, наличия и характера работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (тестирование, опрос, наблюдение), статистические методы.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (методика СПА).
2. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
3. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина.
4. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптаци-яН.А. Сироты, В.М. Ялтонского).
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте 54 – 60 лет, из них 20 женщин и 20 мужчин.
Практическая значимость исследования.Результаты проведенного исследования могут быть полезными для психологов, работающих с пожи-лыми людьми для коррекции совладающего поведения и повышения уровня адаптированности, а также для социальных психологов и социальных работников для оказания социально-психологической помощи лицам пожилого возраста


Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ С ДОМИНИРУЮЩИМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ 6
1.1. Социально-психологическая адаптация 6
1.2. Особенности адаптивного потенциала (ресурсов) пожилого человека 19
1.3. Специфика доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст 28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Объект исследования 35
2.2. Методы и методики исследования 36
2.3. Условия и процедура исследования 40
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТРАТЕГИЙ ЭКСКЛЮЗИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 41
3.1. Результаты тестирования социально-психологической адаптации 41
3.2. Результаты тестирования доминирующих копинг-стратегий 48
3.3. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было организовано с целью изучения взаимосвязи социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто,что социально-психологическая адаптация представляет собой динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с другой, условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и функционирует. Процесс адаптации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться и достичь устойчивости, но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса адаптации является физически и психически здоровая, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом личность.
Социально-психологическая адаптация пожилых людей определяется сложной, многократно опосредованной зависимостью целого ряда факторов. Самочувствие пожилого человека находится в существенной зависимости не только от его статуса в обществе, в системе социально - психологических взаимодействий в группе, но и от семейно-бытового положения и физического здоровья пожилого человека, его индивидуально-личностных характеристик. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность, что может снижать адаптационный потенциал пожилых людей. Но каждый пожилой человек адаптируется по-своему, исходя из особенностей личности, индивидуальной линии жизни, стратегий совладания, а также социально - экономических факторов жизнедеятельности. В пожилом возрасте отмечается использование как конструктивных, так и неконструктивных стратегий совладания, при этом использование стратегий совладания с возрастом снижается. Особенности пожилого и старческого возраста таковы, что снижение стратегий совладания может привести к посттравматическому стрессу, вызванному давней (может быть и детской) травмой.
Результаты эмпирического исследования показали, в среднем пожилые люди адаптированы, принимают себя, в достаточной мере принимают других, эмоциональный комфорт испытуемых явно не выражен, испытуемые не имеют выраженного локуса контроля, склонны к доминированию. По уровню адаптивности испытуемые в среднем относятся к группе удовлетворительной адаптации, успех адаптации зависит от внешних условий среды, они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Также в группе испытуемых средний, нормальный уровень тревожности. Испытуемым в среднем характерно сбалансированное применение всех трех поведенческих стратегий в за-висимости от ситуации. Чаще всего пожилые люди обращаются за помощью и поддержкой к окружающим, несколько реже они стараются уйти от решения проблем. Реже всего испытуемые стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов разрешения проблемы.
При анализе данных выяснилось, что конструктивные активные ко-пинг-стратегии способствуют социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Стратегия избегания проблем снижает уровень адаптивности личности. Социально-психологическая адаптацияи доминирующие копинг-стратегии связаны с некоторыми социально-психологическими характеристиками испытуемых. Отмечается большая уравновешенность эмоционального состояния у мужчин и у состоящих в браке. Состоящие в браке испытывают больше затруднений в построении контактов с окружающими, чем одинокие испытуемые. Конструктивная стратегия разрешения проблем больше выражена у живущих в одиночестве, у здоровых, работающих и занятых умственным трудом. Тревожности способствует наличие хронических заболеваний, инвалидности, потеря работы, занятость преимущественно физическим трудом. Адаптивности способствует занятие преимущественно умственным трудом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: в качестве ос-новных критериев адаптированности личности в пожилом возрасте является конструктивное разрешение проблем, предполагающее активную позицию личности но отношению к среде и удовлетворенность основными жизненно значимыми сферами (семья, работа).
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологии личности, геронтопсихологии, быть основой дальнейших исследований и служить основой для разработки рекомендаций и коррекционных программ для повышения уровня социально-психологической адаптации при переходе в поздний возраст.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-еизд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
2. Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 54 – 63.
3. Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс… д-ра психол. наук. – М., 2000. – 170с.
4. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. – № 6. Т. 17. – С. 60–71.
5. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №3. – С. 88 – 93.
6. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. – 1994. – №6. – С. 117 - 120.
7. Белорусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 752 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело-века. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
9. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Каширина. – М.: ВУ, 2001. – 130 с.
10. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопреде-ленности. – СПб., 2013. – 80с.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701с.
12. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. – М.: Прогресс, 1984. – 229с.
13. Карсаевская Т.Б. Философские аспекты геронтологии / Т.Б. Карсаевская, А.Т. Шаталов. – М.: Наука, 1978. – 215с.
14. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. С. 73. – 76.
15. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 80-96.
16. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. – М., 2003. – 228с.
17. Кондратьев М. Ю. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / М.Ю. Кондратьев, Э.Г. Вартанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91-98.
18. Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 211-214.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992с.
20. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: ACADEMIA, 2002. – 288с.
21. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три ко-пинг-шкалы. – Кострома: Авантитул, 2010. – 64с.
22. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные пери- оды жизни : диссертация… доктора психологических наук. – М., 2005. – 473 с.
23. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 260с.
24. Лазарус Р. Фолькман С. Копинг и адаптация. – Нью-Йорк: 1984. – 141с.
25. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200с.
26. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400с.
27. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. – М.: Прометей, 2011. – 160с.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – №1, Т. 22. – С. 16 – 24.
29. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8 – С. 108 – 112.
30. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. – 69с.
31. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30.
32. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 266с.
33. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – C. 100-106.
34. ПетровскийВ.А.Личностьвпсихологии:парадигмасубъектности. – Ростов-н/Д.: Феникс,1996. – 509с.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
36. Практикумповозрастнойпсихологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672с.
38. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. – Сер 6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 74–79.
39. Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. – М.: АСТ, 2007. – 384 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
41. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе // Социологические исследования. – 1980. – №3. – С. 47–48.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
43. Современные исследования: реферативный сборник. ИНИОН РАН. – М., 1994. – С. 42-44.
44. Социальное самочувствие и положение пожилых людей в регионе / под общ. ред. Н. М. Байкова, Л. В Кашириной. – Хабаровск: ДВАГС, 2012. – 186 с.
45. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф. дис. . канд.психол.наук. – М., 1976. – 25 с.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
47. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
48. Хазова С. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования / С. А. Хазова, Е. А. Дорьева. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 230 с.
49. Харламенкова Н.Е. Посттравматический стресс и совладающее поведение в пожилом возрасте / Н. Е. Харламенкова, Ю. В. Быховец, А. А. Евдокимова // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27). – С. 92–105.
50. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.
51. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. – № 4 – 2007. – С. 143 – 156.
52. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2009. – 344 с.
53. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О.В. Хухлаева. – М., 2002. – 208 с.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 608 с.
55. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.
56. Черных П.Я.Историко-этимологический словарь современного рус-ского языка. В 2 т. – 5-е изд., стереотип. Т.1 – М.: Русский язык – Медиа, 2002. – 624 с.
57. Шагидаева А. Б. Старость как кризисный возрастной период // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 13-17.
58. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М.: Мысль, 1980. – 208с.
59. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1 – 11.
60. Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы: технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №2. – С. 12-14.
61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 668 с.
62. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Про-гресс, 1996. – 344 с.
63. Якоб-сонП.М.Психологическиепроблемымотивацииповедениячеловека. – М.: Просвещение, 1969. – 317с.
64. Change in coping and defense mechanisms across adulthood : Longitudinal findings in a European American sample / M. Diehl, H. Chui, E. L. Hay, M. A. Lumley, D. Grühn, G. Labouvie-Vief // Developmental Psychology. – Vol. 50(2). – Feb. 2014. – Р. 634–648.
65. Rosow, I. Socialisation to Old Age. – Berkeley, 1974. – 188р.
66. Ryff, C.D. In the eye of the beholder: Views of psychological well-being among middle-aged and older adults. - Psychology and Aging, 1989. – 4 (2). - P. 195-210.



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные социальные процессы в мировом сооб-ществе характеризуются старением населения. Это отражает не только уве-личение удельного веса пожилых лиц на земле, но и рост их социальной значимости в обществе, возможности влиять на общественные процессы. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро- и микроуровне.
Старение общества серьезно осложняет проблемы социальной под-держки, прежде всего пенсионного страхования, пожилых людей. Возможности обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, разумного использования их жизненного потенциала, представляют сложную научную и практическую задачу в современных условиях.Несмотря на нарастающую нехватку трудовых ресурсов рациональное использование, как жизненного, так и трудового потенциала пожилых людей ограничено в силу многих объективных и субъективных факторов, что в значительной степени отражается на их социальном самочувствии. Обострение противоречий в социальной сфере с неизбежностью актуализирует необходимость научных исследований социально – психологической адаптации пожилых людей, их особенности совладания с трудностями и стрессами.
Разработанность. Проблемами социально–психологической адаптации людей пожилого возраста занимались такие ученые как А.А. Налчаджян, И.Д. Калайков, А. Г. Маклаков, Н.Ф. Шахматов,О. И. Зотова, И. К. Кряжева, А.А.Козлов, Г.С. Абрамова, Н.Б. Шмелева, Е.Е. Сапогова и др. Совладающее поведение в пожилом возрасте затрагивалось в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмана, B.A. Бодрова, P.M. Грановской, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.М. Никольской,Л.И. Анцыферовой, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, В.А. Иванникова, Д.А. Леонтьева, К.А. Абульхановой, О.В. Красновой, А.Г. Лидерс, С. А. Хазовой, Е. А. Дорьевой, Т. Л. Крюковой и др.
Тем не менее, до сих пор не получены точные данные об особенностях социально-психологической адаптации и копинг-поведении личности при переходе в поздний возраст. Что затрудняет организацию социально - психологической помощи людям пожилого возраста.
Цельисследования– выявить взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
Объект исследованиясоциально-психологическая адаптация лиц по-жилого возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
Гипотеза исследования:в качестве основных критериев адаптированности личности в пожилом возрасте является конструктивное разрешение проблем, предполагающее активную позицию личности по отношению к среде и удовлетворенность основными жизненно значимыми сферами (семья, работа).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социально-психологической адаптации, выявить особенности адаптивного потенциала (ресурсов) пожилого человека.
2.Проанализировать понятие «копинга» в психологии, выявить специфика доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации и доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст.
4. Эмпирическим путем выявить взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями лично-сти при переходе в поздний возраст и сделать выводы.
5. Эмпирическим путем выявить особенностисоциально-психологической адаптации и копинг-стратегийу лиц пожилого возраста в зависимости от их пола, наличия семьи, наличия и характера работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (тестирование, опрос, наблюдение), статистические методы.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (методика СПА).
2. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
3. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина.
4. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптаци-яН.А. Сироты, В.М. Ялтонского).
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте 54 – 60 лет, из них 20 женщин и 20 мужчин.
Практическая значимость исследования.Результаты проведенного исследования могут быть полезными для психологов, работающих с пожи-лыми людьми для коррекции совладающего поведения и повышения уровня адаптированности, а также для социальных психологов и социальных работников для оказания социально-психологической помощи лицам пожилого возраста


Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ С ДОМИНИРУЮЩИМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ 6
1.1. Социально-психологическая адаптация 6
1.2. Особенности адаптивного потенциала (ресурсов) пожилого человека 19
1.3. Специфика доминирующих копинг-стратегий личности при переходе в поздний возраст 28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Объект исследования 35
2.2. Методы и методики исследования 36
2.3. Условия и процедура исследования 40
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТРАТЕГИЙ ЭКСКЛЮЗИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 41
3.1. Результаты тестирования социально-психологической адаптации 41
3.2. Результаты тестирования доминирующих копинг-стратегий 48
3.3. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было организовано с целью изучения взаимосвязи социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто,что социально-психологическая адаптация представляет собой динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с другой, условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и функционирует. Процесс адаптации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться и достичь устойчивости, но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса адаптации является физически и психически здоровая, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом личность.
Социально-психологическая адаптация пожилых людей определяется сложной, многократно опосредованной зависимостью целого ряда факторов. Самочувствие пожилого человека находится в существенной зависимости не только от его статуса в обществе, в системе социально - психологических взаимодействий в группе, но и от семейно-бытового положения и физического здоровья пожилого человека, его индивидуально-личностных характеристик. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность, что может снижать адаптационный потенциал пожилых людей. Но каждый пожилой человек адаптируется по-своему, исходя из особенностей личности, индивидуальной линии жизни, стратегий совладания, а также социально - экономических факторов жизнедеятельности. В пожилом возрасте отмечается использование как конструктивных, так и неконструктивных стратегий совладания, при этом использование стратегий совладания с возрастом снижается. Особенности пожилого и старческого возраста таковы, что снижение стратегий совладания может привести к посттравматическому стрессу, вызванному давней (может быть и детской) травмой.
Результаты эмпирического исследования показали, в среднем пожилые люди адаптированы, принимают себя, в достаточной мере принимают других, эмоциональный комфорт испытуемых явно не выражен, испытуемые не имеют выраженного локуса контроля, склонны к доминированию. По уровню адаптивности испытуемые в среднем относятся к группе удовлетворительной адаптации, успех адаптации зависит от внешних условий среды, они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Также в группе испытуемых средний, нормальный уровень тревожности. Испытуемым в среднем характерно сбалансированное применение всех трех поведенческих стратегий в за-висимости от ситуации. Чаще всего пожилые люди обращаются за помощью и поддержкой к окружающим, несколько реже они стараются уйти от решения проблем. Реже всего испытуемые стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов разрешения проблемы.
При анализе данных выяснилось, что конструктивные активные ко-пинг-стратегии способствуют социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Стратегия избегания проблем снижает уровень адаптивности личности. Социально-психологическая адаптацияи доминирующие копинг-стратегии связаны с некоторыми социально-психологическими характеристиками испытуемых. Отмечается большая уравновешенность эмоционального состояния у мужчин и у состоящих в браке. Состоящие в браке испытывают больше затруднений в построении контактов с окружающими, чем одинокие испытуемые. Конструктивная стратегия разрешения проблем больше выражена у живущих в одиночестве, у здоровых, работающих и занятых умственным трудом. Тревожности способствует наличие хронических заболеваний, инвалидности, потеря работы, занятость преимущественно физическим трудом. Адаптивности способствует занятие преимущественно умственным трудом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: в качестве ос-новных критериев адаптированности личности в пожилом возрасте является конструктивное разрешение проблем, предполагающее активную позицию личности но отношению к среде и удовлетворенность основными жизненно значимыми сферами (семья, работа).
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологии личности, геронтопсихологии, быть основой дальнейших исследований и служить основой для разработки рекомендаций и коррекционных программ для повышения уровня социально-психологической адаптации при переходе в поздний возраст.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-еизд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
2. Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 54 – 63.
3. Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс… д-ра психол. наук. – М., 2000. – 170с.
4. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. – № 6. Т. 17. – С. 60–71.
5. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №3. – С. 88 – 93.
6. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. – 1994. – №6. – С. 117 - 120.
7. Белорусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 752 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело-века. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
9. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Каширина. – М.: ВУ, 2001. – 130 с.
10. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопреде-ленности. – СПб., 2013. – 80с.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701с.
12. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. – М.: Прогресс, 1984. – 229с.
13. Карсаевская Т.Б. Философские аспекты геронтологии / Т.Б. Карсаевская, А.Т. Шаталов. – М.: Наука, 1978. – 215с.
14. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. С. 73. – 76.
15. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 80-96.
16. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. – М., 2003. – 228с.
17. Кондратьев М. Ю. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / М.Ю. Кондратьев, Э.Г. Вартанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91-98.
18. Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 211-214.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992с.
20. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: ACADEMIA, 2002. – 288с.
21. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три ко-пинг-шкалы. – Кострома: Авантитул, 2010. – 64с.
22. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные пери- оды жизни : диссертация… доктора психологических наук. – М., 2005. – 473 с.
23. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 260с.
24. Лазарус Р. Фолькман С. Копинг и адаптация. – Нью-Йорк: 1984. – 141с.
25. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200с.
26. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400с.
27. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. – М.: Прометей, 2011. – 160с.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – №1, Т. 22. – С. 16 – 24.
29. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8 – С. 108 – 112.
30. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. – 69с.
31. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30.
32. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 266с.
33. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – C. 100-106.
34. ПетровскийВ.А.Личностьвпсихологии:парадигмасубъектности. – Ростов-н/Д.: Феникс,1996. – 509с.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
36. Практикумповозрастнойпсихологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672с.
38. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. – Сер 6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 74–79.
39. Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. – М.: АСТ, 2007. – 384 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
41. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе // Социологические исследования. – 1980. – №3. – С. 47–48.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
43. Современные исследования: реферативный сборник. ИНИОН РАН. – М., 1994. – С. 42-44.
44. Социальное самочувствие и положение пожилых людей в регионе / под общ. ред. Н. М. Байкова, Л. В Кашириной. – Хабаровск: ДВАГС, 2012. – 186 с.
45. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф. дис. . канд.психол.наук. – М., 1976. – 25 с.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
47. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
48. Хазова С. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования / С. А. Хазова, Е. А. Дорьева. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 230 с.
49. Харламенкова Н.Е. Посттравматический стресс и совладающее поведение в пожилом возрасте / Н. Е. Харламенкова, Ю. В. Быховец, А. А. Евдокимова // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27). – С. 92–105.
50. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.
51. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. – № 4 – 2007. – С. 143 – 156.
52. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2009. – 344 с.
53. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О.В. Хухлаева. – М., 2002. – 208 с.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 608 с.
55. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.
56. Черных П.Я.Историко-этимологический словарь современного рус-ского языка. В 2 т. – 5-е изд., стереотип. Т.1 – М.: Русский язык – Медиа, 2002. – 624 с.
57. Шагидаева А. Б. Старость как кризисный возрастной период // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 13-17.
58. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М.: Мысль, 1980. – 208с.
59. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1 – 11.
60. Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы: технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №2. – С. 12-14.
61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 668 с.
62. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Про-гресс, 1996. – 344 с.
63. Якоб-сонП.М.Психологическиепроблемымотивацииповедениячеловека. – М.: Просвещение, 1969. – 317с.
64. Change in coping and defense mechanisms across adulthood : Longitudinal findings in a European American sample / M. Diehl, H. Chui, E. L. Hay, M. A. Lumley, D. Grühn, G. Labouvie-Vief // Developmental Psychology. – Vol. 50(2). – Feb. 2014. – Р. 634–648.
65. Rosow, I. Socialisation to Old Age. – Berkeley, 1974. – 188р.
66. Ryff, C.D. In the eye of the beholder: Views of psychological well-being among middle-aged and older adults. - Psychology and Aging, 1989. – 4 (2). - P. 195-210.



Купить эту работу

Взаимосвязь социально-психологической адаптации с доминирующими копинг-стратегиями личности при переходе в поздний возраст

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

10 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽