Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности эмоциональных переживаний у юношей и девушек - выпускников средней школы во время предэкзаменационного стресса

  • 71 страниц
  • 2017 год
  • 173 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в нашей стране произошли существенные изменения в общественно-политических и социально-экономических условиях. Реформы и изменения затронули практически все стороны жизни, в том числе и систему образования. Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления Правительства РФ:
1) «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г.;
2) «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 г.
Уже в 2009 г. ЕГЭ становится единственной формой выпускных экзаменов на основе результатов сдачи ЕГЭ происходит зачисление в большинство высших учебных заведений страны. С 1 января 2009 г. вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников
Основным позитивным обоснованием введения ЕГЭ стало предоставление одинаковых возможностей поступления в наиболее престижные ВУЗы абитуриентов из малых городов и сел.
Анализ статей ряда российских психологов, (М.Ю. Чибисовой (2009), Е.А. Серегина, И.А. Кувшинова (2009) и др.), посвященных проблеме внедрения ЕГЭ в систему среднего образования, показывает, что внедрение ЕГЭ повлекло за собой негативные последствия, выражающиеся в возникновении психологических проблем у школьников. Исследователи отмечают, что в ситуации экзамена учащиеся переживают информационный и коммуникативный стресс, сопровождающейся выраженными психофизиологическими, когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями (Т.Л. Крюкова [21], 2011; З.Б. Кучина, 2010 [22]).
Вокруг ЕГЭ стал нагнетаться эмоциональный ажиотаж: начиная со средней школы, дети находятся в состоянии постоянного запугивания будущими экзаменами, как со стороны учителей, так и со стороны родителей, что формирует у них синдром ожидания неуспеха. Кроме того, во время экзаменационного процесса ученик находится наедине с бланком, что повышает тревожность, влияет на эффективность сдачи экзамена, по мнению психологов, сама процедура сдачи ЕГЭ не имеет необходимого психологического обеспечения. Возросшая степень ответственности ЕГЭ в современной системе образования приводит к снижению стрессоустойчивости и появлению негативных психоэмоциональных состояний у старшеклассников, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах деятельности и вызывает нарушения в состоянии здоровья, фиксируются случаи суицидальных попыток.
Проблема негативных эмоциональных переживаний учащихся средних школ и колледжей в период обучения и, особенно, в период сдачи выпускных экзаменов является одной из ключевых как для зарубежной, так и для отечественной психологии.
В зарубежной психологии изучением данной проблемы занимались: Г. Селье (введение понятия «стресс»), Р. Лазарус [24,25] (исследования стресса с точки зрения физиологии, психологии и поведения, выделение физиологического и психологического (эмоционального стресса)). Исследования влияния личностных особенностей на уровень тревожности во время сдачи экзаменов проводились Дж. Саразон, Д. Аткинсон. Исследования, посвященные анализу экзамена как источника стресса проводились Д. Брайт [9], Дж. Гринберг[14].
В отечественной психологии изучением эмоционального стресса занимались: В.А. Бодров [8] (анализ терминов «эмоциональный стресс» и «психологический стресс»), М.Ю. Губачев, Б.В. Овчинников, Г.И. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык [17], М.Н. Русалова (исследование понятия «эмоциональный стресс» и его содержания), Ю.Л. Александровский (исследование патологических последствий эмоционального стресса). Исследованиями учебного стресса и экзаменационного стресса занимались: Ф.М. Юсупов [48] (исследование эмоциональных состояний у старшеклассников в период подготовки к ЭГЕ), Асриян О.Б., Корнилова Д.С. [5], О.М. Боканова, Е.В. Быкова, А.С. Фаустов (анализ влияния экзамена на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников).
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования, которая подтверждается отсутствием системы психологической подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, а так же систематических и комплексных исследований эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Таким образом, исследование особенностей эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ является важным как для практических психологов в системе образования, поскольку изучение данной проблемы позволит простроить эффективную профилактическую работу с обучающимися с целью предупреждения негативных последствий стрессовых предэкзаменационных состояний. Так и для педагогов, родителей и самих старшеклассников, поскольку результаты исследований позволят более глубоко понимать причины и особенности эмоциональных состояний, которые испытывают старшеклассники и их половые различия у юношей и девушек.
Как показывает представленный выше анализ исследования проблемы эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ, наряду с уже внесенным в разработку этой проблемы вкладом зарубежных и отечественных психологов, данная проблема является недостаточно изученной.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы обусловила объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: эмоциональные переживания у старшеклассников.
Предмет исследования: особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Цель исследования: в ходе теоретического и эмпирического исследований изучить особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Задачи исследования: в ходе теоретического исследования для концептуализации психологического воздействия посредством психологического просвещения старшеклассников по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период сдачи ЕГЭ:
- уточнить понятие «эмоциональные переживания» и раскрыть их сущность;
- проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы эмоциональных переживаний у учащихся старших классов;
- выделить основные критерии эмоциональных переживаний с целью последующего подбора психодиагностических методик для их эмпирического исследования;
- описать теоретическую модель психологического просвещения старшеклассников по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период сдачи ЕГЭ.
В ходе эмпирического исследования выявить особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Гипотеза исследования: Существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ, характеризующиеся тем, что у девушек более выражены переживания самооценочной тревожности, переживания уровня тревожности в ситуации проверки знаний, ниже уровень, как общей самооценки, так и самооценки стрессоустойчивости.
Методы исследования: Для достижения цели и реализации задач исследования были применены такие методы, как: теоретическое исследование изучаемой проблемы, эмпирическое исследование, метод психодиагностического тестирования, методы математической статистики и обработки данных.
В ходе социально-психологического исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»;
2. «Шкалы социально ситуационной тревоги» (Кондаш);
3. Изучение общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой );
4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
В рамках эмпирического исследования применялся такой метод математической статистики и обработки данных, как критерий различия U-Манна-Уитни, критерий углового преобразования Фишера.
База исследования: В исследовании приняли участие 50 старшеклассников, обучающихся в 11 классе одной из Московских общеобразовательных школ (юношей – 25 чел.; девушек – 25 чел.). В целях реализации принципа конфиденциальности номер общеобразовательной школы, в которой проводилось исследование не указывается.



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……………………….. 8
1.1. Понятие, сущность и основные критерии эмоциональных 8
переживаний у старшеклассников в период ЕГЭ……………………… 8
1.2. ЕГЭ как фактор эмоциональных переживаний у старшеклассников……………………………………………………………… 15
Выводы по главе 1………………………………………………………… 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональных… 31
переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ………………. 31
2.1. Организация и методы эмпирического исследования особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……. 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……. 37
2.3. Теоретическая модель психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……………………………………………………………… 52
Выводы по 2 главе:……………………………………………………….. 60
Заключение 63
Список литературы……………………………………………………….. 67
Приложения……………………………………………………………….. 71





Заключение

В данной работе на основании теоретического анализа психологической литературы нами были сделаны следующие выводы:
1. Переживание – это психическое состояние, возникающее в ответ на личностно значимую ситуацию, которая отвечает важным потребностям человека и проявляется в виде эмоциональных реакций, волевых актах. Переживание оказывает влияние на процесс деятельности человека, активизируя или затормаживая его, в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека, особенностей процесса переживаний (длительность интенсивность, эмоциональная окрашенность). Эмоциональное переживание- это психическое состояние в котором преобладающими процессами являются эмоции, возникающие в ответ на личностно значимую ситуацию (внешнюю или внутреннюю).
2. Эмоциональные переживания имеют следующие особенности
• - знак эмоционального переживания;
• - модальность эмоционального переживания;
• - длительность эмоционального переживания;
• - интенсивность эмоционального переживания
• - глубина эмоционального переживания
3. Эмоциональные переживания старшеклассников в период ЕГЭ носят неоднозначный характер: выделяется группа учащихся, характеризующаяся низким уровнем тревожности, готовая преодолевать экзаменационные трудности.
4. У другой группы, которая составляет большую часть, возникают эмоциональные переживания страха, тревожности фрустрации, депрессии, агрессивности.
5. Разница в эмоциональных переживаниях в период ЕГЭ зависят от индивидуально-типологических и личностных особенностей, важными среди которых являются темп деятельности, уровень пластичности- ригидности, уровень самооценки и особенности мотивации.
6. В целом, отношение к ЕГЭ у старшеклассников амбивалентное, с одной стороны осознание важности и значимость этого периода, понимают влияние ЕГЭ на их дальнейшую жизнь, с другой стороны, оценки ЕГЭ носят преимущественно негативный характер.
7. Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам. Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является «его деятельностью»; б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

В практической части нашего исследования представлены результаты эмпирического исследования различий в особенностях эмоциональных переживаний старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ (юношей и девушек).
В ходе выполнения эмпирической части работы были сделаны следующие выводы:
1. Школьные ситуации (связаны со школой, общением с учителем, ответами на уроках, проверкой знаний, в том числе контрольными, экзаменами) рассматриваются как юношами, так и девушками, как ситуации высокотревожные, вызывающие сильный страх и беспокойство..
2. Ситуации, в которых актуализируются представления о себе вызывает очень сильную тревогу, страх, беспокойство у девушек в большей степени, чем у юношей.
3. Ситуации межличностного взаимодействия так же вызывают тревожность, как у юношей, так и у девушек..
4. Самооценочная тревожность переживается девушками по сравнению с юношами в большей степени, чем межличностная тревожность.
5. Ситуация экзамена и процесс подготовки к нему является стрессовой, и в ней испытывают тревожность и юноши и девушки. Но, при этом, девушки переживают эту ситуацию с большим уровнем тревожности, чем юноши.
6. Для девушек в большей степени, чем для юношей характерны переживания страха, тревоги, неуверенности в себе не только в ситуациях публичной демонстрации знаний (ответа у доски), но и ситуациях письменного экзамена (ситуациях, в которой происходит ЕГЭ). Тревожность проявляется как на физиологическом уровне: слабость и дрожь в ногах и руках, так и на психологическом уровне: растерянность невозможность собраться с мыслями. Экзаменационная ситуация становится для них серьезной психотравмой. Данные особенности обуславливают такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
7. Для девушек характерен более низкий уровень общей самооценки по сравнению с юношами. Самооценка тесно связана с саморегуляцией, переживанием эмоционального стресса, его восприятие и поведенческими реакциями. Низкая самооценка может вызывать поведение по типу «вынужденной беспомощности», когда человек опускает руки и не вырабатывает эффективные способы его преодоления. Оценивая себя низко, девушки-старшеклассницы заранее предполагают, что их результаты на экзамене буду оценены низко, низкая самооценка не дает им возможности сориентироваться в процессе экзамена, активизировать свои ресурсы (психофизиологические, интеллектуальные).
8. В целом для девушек-старшеклассниц характерна стрессоустойчивость ниже среднего уровня, что не позволяет девушкам достаточно эффективно снижать действие экзаменационного стресса, что в свою очередь приводит к выраженным негативным эмоциональным переживаниям в процессе подготовки к ЕГЭ.
На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи - решены, полностью подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ. Это выражается в том, что у девушек более выражены переживания самооценочной тревожности, переживания уровня тревожности в ситуации проверки знаний, ниже уровень, как общей самооценки, так и самооценки стрессоустойчивости.


Список литературы

1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. -152 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.– Р.: Ростов на-Дону, 1997. – 576 с.
3. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский медицинский журнал – 1996.– С. 689-694.
4. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов. – Т.: Тамбов, 2009. – 219 с.
5. Асриян О.Б., Корнилова Д. С. Отношение старшеклассников к итоговым государственным экзаменам // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –1566 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология- Спб.: Питер, 2007.- 431 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Издание 3-е, исправленное и дополненное (монография) М.: «Генезис», 2002.- 304 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
9. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонс. –
10. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
11. Василюк Ф. Е. Психология переживания . – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.–Т.3. – М.: Педагогика, 1984. – 546 с.
13. Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: Педагогика, 1990. – 410 с.
14. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
15. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Ильин Е.П. − СПб.: Питер, 2002. – 678с.
17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса . – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
18. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
19. Кочубей В.И. Эмоциональная устойчивость школьников . – М.: Знание, 1988. – 80 с.
20. Краева К.В. Субъектный механизм преодоления экзаменационного стресса. – Хабаровск, 2012. – 23 с.
21. Крюкова, Т.Л. Проблемы развития субъектной регуляции стресса и совладающего поведения: социальные и психологические перспективы // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.
22. Кучина, З.Б. Психолого-акмеологические особенности совладающего
поведения студентов вуза на экзаменах разного типа: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.13 / Кучина Зульфия Бурхоновна. – Кострома, 2010.
23. – 315 с.
24. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – М.: Женева, 1970–. С. 178-209 .
25. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: - Женева, 1989–. С.121-126 .
26. Левитов Н.Д. Психология характера . — М.: Педагогика, 1969. – 420.
27. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал.- 2004.- С. 75-85.
28. Леонова А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности Б.// Психология психических состояний: Сборник статей. Выпуск IV./ Под ред. А.О. Прохорова. − Казань: Изд-во ЦИТ.-2002. – С. 326-343.
29. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология.- 2000. - № 3.- С. 4-21.
30. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993. -281 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1997. – 304 с.
32. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом.-Елабуга: Алмедиа, 2006.- 160 с.
33. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. — М., 1996.- № 1.- С. 814.
34. Практическая психология образования/ под ред. И.. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2003.- 480 с.
35. Психология здоровья: Учебное пособие для вузов / под ред. Г. С. Никифорова – СПб.: Питер, 2003.- 607 с.
36. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2002.- 720 с.
37. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика . Н.Новгород, 2005.- 117 с.
38. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни– М.: Азбука классика, 2009.- 224 с.
39. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.- 344 с.
40. Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности в психологии.- Спб.: Питер, 2006-607 с.
41. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ.- М.: Генезис, 2009.-184 с.
42. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. –2013. –No 1.sr; -75 с. URL: pem.esrae.ru/1-7.
43. Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: Психология, 2005.- 304 с.
44. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. –С. 111-115 .
45. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж. 2000 .-55 с.
46. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс – природа и лечение. – М.: Сфера, 2005.- 370 с.
47. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – СПб.: Питер, 2000.- 320 с.
48. Юсупов Ф.М. Влияние процедуры подготовки к ЭГЕ на эмоциональное состояние учащихся // Образование и саморазвитие. -2013.- С.182-187.



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в нашей стране произошли существенные изменения в общественно-политических и социально-экономических условиях. Реформы и изменения затронули практически все стороны жизни, в том числе и систему образования. Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления Правительства РФ:
1) «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г.;
2) «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 г.
Уже в 2009 г. ЕГЭ становится единственной формой выпускных экзаменов на основе результатов сдачи ЕГЭ происходит зачисление в большинство высших учебных заведений страны. С 1 января 2009 г. вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников
Основным позитивным обоснованием введения ЕГЭ стало предоставление одинаковых возможностей поступления в наиболее престижные ВУЗы абитуриентов из малых городов и сел.
Анализ статей ряда российских психологов, (М.Ю. Чибисовой (2009), Е.А. Серегина, И.А. Кувшинова (2009) и др.), посвященных проблеме внедрения ЕГЭ в систему среднего образования, показывает, что внедрение ЕГЭ повлекло за собой негативные последствия, выражающиеся в возникновении психологических проблем у школьников. Исследователи отмечают, что в ситуации экзамена учащиеся переживают информационный и коммуникативный стресс, сопровождающейся выраженными психофизиологическими, когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями (Т.Л. Крюкова [21], 2011; З.Б. Кучина, 2010 [22]).
Вокруг ЕГЭ стал нагнетаться эмоциональный ажиотаж: начиная со средней школы, дети находятся в состоянии постоянного запугивания будущими экзаменами, как со стороны учителей, так и со стороны родителей, что формирует у них синдром ожидания неуспеха. Кроме того, во время экзаменационного процесса ученик находится наедине с бланком, что повышает тревожность, влияет на эффективность сдачи экзамена, по мнению психологов, сама процедура сдачи ЕГЭ не имеет необходимого психологического обеспечения. Возросшая степень ответственности ЕГЭ в современной системе образования приводит к снижению стрессоустойчивости и появлению негативных психоэмоциональных состояний у старшеклассников, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах деятельности и вызывает нарушения в состоянии здоровья, фиксируются случаи суицидальных попыток.
Проблема негативных эмоциональных переживаний учащихся средних школ и колледжей в период обучения и, особенно, в период сдачи выпускных экзаменов является одной из ключевых как для зарубежной, так и для отечественной психологии.
В зарубежной психологии изучением данной проблемы занимались: Г. Селье (введение понятия «стресс»), Р. Лазарус [24,25] (исследования стресса с точки зрения физиологии, психологии и поведения, выделение физиологического и психологического (эмоционального стресса)). Исследования влияния личностных особенностей на уровень тревожности во время сдачи экзаменов проводились Дж. Саразон, Д. Аткинсон. Исследования, посвященные анализу экзамена как источника стресса проводились Д. Брайт [9], Дж. Гринберг[14].
В отечественной психологии изучением эмоционального стресса занимались: В.А. Бодров [8] (анализ терминов «эмоциональный стресс» и «психологический стресс»), М.Ю. Губачев, Б.В. Овчинников, Г.И. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык [17], М.Н. Русалова (исследование понятия «эмоциональный стресс» и его содержания), Ю.Л. Александровский (исследование патологических последствий эмоционального стресса). Исследованиями учебного стресса и экзаменационного стресса занимались: Ф.М. Юсупов [48] (исследование эмоциональных состояний у старшеклассников в период подготовки к ЭГЕ), Асриян О.Б., Корнилова Д.С. [5], О.М. Боканова, Е.В. Быкова, А.С. Фаустов (анализ влияния экзамена на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников).
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования, которая подтверждается отсутствием системы психологической подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, а так же систематических и комплексных исследований эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Таким образом, исследование особенностей эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ является важным как для практических психологов в системе образования, поскольку изучение данной проблемы позволит простроить эффективную профилактическую работу с обучающимися с целью предупреждения негативных последствий стрессовых предэкзаменационных состояний. Так и для педагогов, родителей и самих старшеклассников, поскольку результаты исследований позволят более глубоко понимать причины и особенности эмоциональных состояний, которые испытывают старшеклассники и их половые различия у юношей и девушек.
Как показывает представленный выше анализ исследования проблемы эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ, наряду с уже внесенным в разработку этой проблемы вкладом зарубежных и отечественных психологов, данная проблема является недостаточно изученной.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы обусловила объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: эмоциональные переживания у старшеклассников.
Предмет исследования: особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Цель исследования: в ходе теоретического и эмпирического исследований изучить особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Задачи исследования: в ходе теоретического исследования для концептуализации психологического воздействия посредством психологического просвещения старшеклассников по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период сдачи ЕГЭ:
- уточнить понятие «эмоциональные переживания» и раскрыть их сущность;
- проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы эмоциональных переживаний у учащихся старших классов;
- выделить основные критерии эмоциональных переживаний с целью последующего подбора психодиагностических методик для их эмпирического исследования;
- описать теоретическую модель психологического просвещения старшеклассников по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период сдачи ЕГЭ.
В ходе эмпирического исследования выявить особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ.
Гипотеза исследования: Существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ, характеризующиеся тем, что у девушек более выражены переживания самооценочной тревожности, переживания уровня тревожности в ситуации проверки знаний, ниже уровень, как общей самооценки, так и самооценки стрессоустойчивости.
Методы исследования: Для достижения цели и реализации задач исследования были применены такие методы, как: теоретическое исследование изучаемой проблемы, эмпирическое исследование, метод психодиагностического тестирования, методы математической статистики и обработки данных.
В ходе социально-психологического исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»;
2. «Шкалы социально ситуационной тревоги» (Кондаш);
3. Изучение общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой );
4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
В рамках эмпирического исследования применялся такой метод математической статистики и обработки данных, как критерий различия U-Манна-Уитни, критерий углового преобразования Фишера.
База исследования: В исследовании приняли участие 50 старшеклассников, обучающихся в 11 классе одной из Московских общеобразовательных школ (юношей – 25 чел.; девушек – 25 чел.). В целях реализации принципа конфиденциальности номер общеобразовательной школы, в которой проводилось исследование не указывается.



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……………………….. 8
1.1. Понятие, сущность и основные критерии эмоциональных 8
переживаний у старшеклассников в период ЕГЭ……………………… 8
1.2. ЕГЭ как фактор эмоциональных переживаний у старшеклассников……………………………………………………………… 15
Выводы по главе 1………………………………………………………… 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональных… 31
переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ………………. 31
2.1. Организация и методы эмпирического исследования особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……. 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……. 37
2.3. Теоретическая модель психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ……………………………………………………………… 52
Выводы по 2 главе:……………………………………………………….. 60
Заключение 63
Список литературы……………………………………………………….. 67
Приложения……………………………………………………………….. 71





Заключение

В данной работе на основании теоретического анализа психологической литературы нами были сделаны следующие выводы:
1. Переживание – это психическое состояние, возникающее в ответ на личностно значимую ситуацию, которая отвечает важным потребностям человека и проявляется в виде эмоциональных реакций, волевых актах. Переживание оказывает влияние на процесс деятельности человека, активизируя или затормаживая его, в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека, особенностей процесса переживаний (длительность интенсивность, эмоциональная окрашенность). Эмоциональное переживание- это психическое состояние в котором преобладающими процессами являются эмоции, возникающие в ответ на личностно значимую ситуацию (внешнюю или внутреннюю).
2. Эмоциональные переживания имеют следующие особенности
• - знак эмоционального переживания;
• - модальность эмоционального переживания;
• - длительность эмоционального переживания;
• - интенсивность эмоционального переживания
• - глубина эмоционального переживания
3. Эмоциональные переживания старшеклассников в период ЕГЭ носят неоднозначный характер: выделяется группа учащихся, характеризующаяся низким уровнем тревожности, готовая преодолевать экзаменационные трудности.
4. У другой группы, которая составляет большую часть, возникают эмоциональные переживания страха, тревожности фрустрации, депрессии, агрессивности.
5. Разница в эмоциональных переживаниях в период ЕГЭ зависят от индивидуально-типологических и личностных особенностей, важными среди которых являются темп деятельности, уровень пластичности- ригидности, уровень самооценки и особенности мотивации.
6. В целом, отношение к ЕГЭ у старшеклассников амбивалентное, с одной стороны осознание важности и значимость этого периода, понимают влияние ЕГЭ на их дальнейшую жизнь, с другой стороны, оценки ЕГЭ носят преимущественно негативный характер.
7. Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам. Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является «его деятельностью»; б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

В практической части нашего исследования представлены результаты эмпирического исследования различий в особенностях эмоциональных переживаний старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ (юношей и девушек).
В ходе выполнения эмпирической части работы были сделаны следующие выводы:
1. Школьные ситуации (связаны со школой, общением с учителем, ответами на уроках, проверкой знаний, в том числе контрольными, экзаменами) рассматриваются как юношами, так и девушками, как ситуации высокотревожные, вызывающие сильный страх и беспокойство..
2. Ситуации, в которых актуализируются представления о себе вызывает очень сильную тревогу, страх, беспокойство у девушек в большей степени, чем у юношей.
3. Ситуации межличностного взаимодействия так же вызывают тревожность, как у юношей, так и у девушек..
4. Самооценочная тревожность переживается девушками по сравнению с юношами в большей степени, чем межличностная тревожность.
5. Ситуация экзамена и процесс подготовки к нему является стрессовой, и в ней испытывают тревожность и юноши и девушки. Но, при этом, девушки переживают эту ситуацию с большим уровнем тревожности, чем юноши.
6. Для девушек в большей степени, чем для юношей характерны переживания страха, тревоги, неуверенности в себе не только в ситуациях публичной демонстрации знаний (ответа у доски), но и ситуациях письменного экзамена (ситуациях, в которой происходит ЕГЭ). Тревожность проявляется как на физиологическом уровне: слабость и дрожь в ногах и руках, так и на психологическом уровне: растерянность невозможность собраться с мыслями. Экзаменационная ситуация становится для них серьезной психотравмой. Данные особенности обуславливают такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
7. Для девушек характерен более низкий уровень общей самооценки по сравнению с юношами. Самооценка тесно связана с саморегуляцией, переживанием эмоционального стресса, его восприятие и поведенческими реакциями. Низкая самооценка может вызывать поведение по типу «вынужденной беспомощности», когда человек опускает руки и не вырабатывает эффективные способы его преодоления. Оценивая себя низко, девушки-старшеклассницы заранее предполагают, что их результаты на экзамене буду оценены низко, низкая самооценка не дает им возможности сориентироваться в процессе экзамена, активизировать свои ресурсы (психофизиологические, интеллектуальные).
8. В целом для девушек-старшеклассниц характерна стрессоустойчивость ниже среднего уровня, что не позволяет девушкам достаточно эффективно снижать действие экзаменационного стресса, что в свою очередь приводит к выраженным негативным эмоциональным переживаниям в процессе подготовки к ЕГЭ.
На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи - решены, полностью подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ. Это выражается в том, что у девушек более выражены переживания самооценочной тревожности, переживания уровня тревожности в ситуации проверки знаний, ниже уровень, как общей самооценки, так и самооценки стрессоустойчивости.


Список литературы

1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. -152 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.– Р.: Ростов на-Дону, 1997. – 576 с.
3. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский медицинский журнал – 1996.– С. 689-694.
4. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов. – Т.: Тамбов, 2009. – 219 с.
5. Асриян О.Б., Корнилова Д. С. Отношение старшеклассников к итоговым государственным экзаменам // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –1566 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология- Спб.: Питер, 2007.- 431 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Издание 3-е, исправленное и дополненное (монография) М.: «Генезис», 2002.- 304 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
9. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонс. –
10. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
11. Василюк Ф. Е. Психология переживания . – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.–Т.3. – М.: Педагогика, 1984. – 546 с.
13. Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: Педагогика, 1990. – 410 с.
14. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
15. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Ильин Е.П. − СПб.: Питер, 2002. – 678с.
17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса . – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
18. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
19. Кочубей В.И. Эмоциональная устойчивость школьников . – М.: Знание, 1988. – 80 с.
20. Краева К.В. Субъектный механизм преодоления экзаменационного стресса. – Хабаровск, 2012. – 23 с.
21. Крюкова, Т.Л. Проблемы развития субъектной регуляции стресса и совладающего поведения: социальные и психологические перспективы // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.
22. Кучина, З.Б. Психолого-акмеологические особенности совладающего
поведения студентов вуза на экзаменах разного типа: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.13 / Кучина Зульфия Бурхоновна. – Кострома, 2010.
23. – 315 с.
24. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – М.: Женева, 1970–. С. 178-209 .
25. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: - Женева, 1989–. С.121-126 .
26. Левитов Н.Д. Психология характера . — М.: Педагогика, 1969. – 420.
27. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал.- 2004.- С. 75-85.
28. Леонова А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности Б.// Психология психических состояний: Сборник статей. Выпуск IV./ Под ред. А.О. Прохорова. − Казань: Изд-во ЦИТ.-2002. – С. 326-343.
29. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология.- 2000. - № 3.- С. 4-21.
30. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993. -281 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1997. – 304 с.
32. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом.-Елабуга: Алмедиа, 2006.- 160 с.
33. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. — М., 1996.- № 1.- С. 814.
34. Практическая психология образования/ под ред. И.. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2003.- 480 с.
35. Психология здоровья: Учебное пособие для вузов / под ред. Г. С. Никифорова – СПб.: Питер, 2003.- 607 с.
36. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2002.- 720 с.
37. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика . Н.Новгород, 2005.- 117 с.
38. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни– М.: Азбука классика, 2009.- 224 с.
39. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.- 344 с.
40. Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности в психологии.- Спб.: Питер, 2006-607 с.
41. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ.- М.: Генезис, 2009.-184 с.
42. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. –2013. –No 1.sr; -75 с. URL: pem.esrae.ru/1-7.
43. Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: Психология, 2005.- 304 с.
44. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. –С. 111-115 .
45. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж. 2000 .-55 с.
46. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс – природа и лечение. – М.: Сфера, 2005.- 370 с.
47. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – СПб.: Питер, 2000.- 320 с.
48. Юсупов Ф.М. Влияние процедуры подготовки к ЭГЕ на эмоциональное состояние учащихся // Образование и саморазвитие. -2013.- С.182-187.



Купить эту работу

Особенности эмоциональных переживаний у юношей и девушек - выпускников средней школы во время предэкзаменационного стресса

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽