Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность данной проблемы связано с утверждением ведущей роли коллектива в формировании личности. Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. В школьном коллективе ребенок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. В коллективе он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии.
В психолого-педагогической литературе вопросами организации развития детского коллектива занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.П. Аникеева, А.Н. Лутошкин, И.Е. Шварц и др.
Одной из задач развития детского коллектива является создание благоприятного психологического климата в классе, управление им на протяжении всей его жизнедеятельности.
Благоприятный психологический климат класса - это такой климат, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Теоретико-методологической основной изучения благоприятного климата коллектива являются работы А.А. Русалиновой, А.Н. Лутошкина (общий эмоционально-психологический настрой, настроение группы людей),
В.М. Шепель, В.А. Покровского, Б.Д. Парыгина (стиль взаимоотношений людей, система межличностных отношений, социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы), В.В. Косолапова, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган (социальная и психологическая совместимость членов группы, сплоченность).
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно учитель в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы наиболее подвластны методы управления данным явлением, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. Все выше сказанное определило тему данной работы: «Формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников».
Учитывая важность создания благоприятного климата в коллективе школьников и отсутствие конкретных разработок в этом направлении для младших школьников, мы выходим на проблему исследования: какими методами следует формировать благоприятный психологический климат класса? Одним из таких активных методов является социально-психологический тренинг.
Методологической основой социально-психологического тренинга как метода являются работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.В. Вачкова, Л.А. Петровской, А.С. Прутченкова и др., считающие, что тренинг способствует оживлению эмоциональности путем игровых упражнений. Вопрос применения социально-психологического тренинга в младшем школьном возрасте до настоящего времени остается неоднозначным. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что социально-психологический тренинг способствует формированию основных составляющих ученического коллектива, включению всех учащихся жизнедеятельность класса. Учитывая, что коллективная жизнь предполагает общение, взаимодействие, способствует накоплению знаний, овладению общечеловеческим опытом, то наиболее быстрой и эффективной формой исправления возникающих деформаций всех выше перечисленных аспектов детских коллективов является социально-психологический тренинг.
Объект исследования: психологический климат коллектива младших школьников.
Предмет исследования: формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников возможно при использовании социально-психологического тренинга как активного метода работы с коллективом младших школьников при соблюдении условий:
- если будет разработана и внедрена программа социально-психологического тренинга, направленная на формирование благоприятного психологического климата учащихся коллектива учащихся, представленная комплексом тренинговых занятий;
- если будет организовано активное благоприятное взаимодействие внутри группы учащихся в ходе проведения социально-психологического тренинга.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние социально-психологического тренинга на формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников и проверить это влияние опытно-экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие, сущность, механизмы создания благоприятного психологического климата.
2. Провести исследование психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
3. Разработать и апробировать социально-психологический тренинг, способствующий формированию благоприятного психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
4. Провести повторное исследование, направленное на установление влияния социально-психологического тренинга, способствующего формированию благоприятного психологического климата коллектива учащихся 4 класса.
5. Обобщить полученные результаты исследования.
Выборку исследуемых составили учащиеся 4 класса Маргенауской средней общеобразовательной школы, Омской области, Исилькульского района.
Методы исследования: теоретические (подбор и анализ литературы), эмпирические (тестирование), методы математической статистики (расчет процентного распределения, среднего значения, стандартного отклонения, G-критерий знаков, Хи-квадрат Фридмана).
Методики исследования:
- методика изучения социально-психологического климата коллектива, О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто;
- методика «Атмосфера в классе», Л.Г. Жедунова;
- «Цветопись», А.Н. Лутошкин.
Практическая значимость исследования: подобран диагностический комплекс исследования, позволяющий своевременно выявлять нарушения психологического климата в коллективе младших школьников; разработанный и апробированный социально-психологический тренинг дает возможность его внедрения в практику работы начальной школы для создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографии (42 наименования) и 7 приложений. В тексте работы представлены 29 таблиц, 16 рисунков.
Введение 3
Глава 1 Формирование благоприятного психологического климата коллектива в младшем школьном возрасте 7
1.1. Понятие, сущность психологического климата коллектива 7
1.2. Развитие коллектива в младшем школьном возрасте 19
1.3. Социально-психологический тренинг как метод создания благоприятного психологического климата коллектива младших школьников 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы формирования благоприятного психологического климата коллектива младших школьников38
2.1. Организация исследования 38
2.2.Разработка тренинговой программы и ее апробация 56
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………….63
Выводы по второй главе………………………………………………………….76
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложения 8
В работе рассмотрены основные подходы к понятиям «климат», «социально-психологический климат», «благоприятный психологический климат». Рассмотрены сущность, механизмы создания благоприятного психологического климата.
Определено, что детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере в детском коллектива сформирован благоприятный психологический климат.
Развитию благоприятного психологического климата способствует социально-психологический тренинг.
На этапе констатирующего эксперимента проведен исследование психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
Выявлено, что в классе есть дети, которые относятся к учебной деятельности безразлично или отрицательно; которые хотели бы перейти в другой класс (школу); рассматривают одноклассников как малоприятных; отрицательно относящихся к совместным мероприятиям с одноклассниками; испытывают проблемы, давая характеристику деловых качеств одноклассников. Учащиеся дают среднюю оценку своему классу, оценивают атмосферу в классе как нездоровую, неблагополучную. Наиболее значим поведенческий компонент социально-психологического климата класса. Психологический климат коллектива класса характеризуется как условно-благоприятный. Преобладающее настроение коллектива неудовлетворительное.
На этапе формирующего эксперимента разработан и апробирован социально-психологический тренинг, способствующий формированию благоприятного психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
Определены цель, задачи, предполагаемый результат тренинга. Средний балл тренинга по оценке учащихся составил 4,4.
На этапе контрольного эксперимента проведено повторное исследование, направленное на установление влияния социально-психологического тренинга, способствующего формированию благоприятного психологического климата коллектива учащихся 4 класса.
Изменились результаты в сторону положительной выраженности желания учиться в своей школе и классе; положительной оценки одноклассников; желания жить рядом с одноклассниками; выраженности положительных характеристик одноклассников; принятия эмоционального компонента взаимодействия с одноклассниками; учебная деятельность в школе и классе рассматривается неплохо организованной; повысились результаты когнитивного и поведенческого компонентов (р0,05).
Атмосфера класса оценивается как благополучная, относящаяся к высокому уровню (р0,01).
Преобладают светлые тона настроения коллектива, что свидетельствует об улучшении атмосферы коллектива (р0,05).
Обобщение полученных результатов исследования показало, что использование социально-психологического тренинга может способствовать формированию благоприятного психологического климата коллектива класса.
Качественный анализ результатов тренинга позволяет сделать вывод, что ученики стали более гибкими, психологичными в общении, менее конфликтными, т.е. атмосфера в классе стала более благоприятной.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое частичное подтверждение, что свидетельствует о необходимости продолжения проводимой работы.
1. Аликина Г.В. Изучение психологического климата классов у младших и старших подростков [Электронный ресурс].
2. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2000. – 104 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М. : ИНФРА, 2008. – 192 с.
4. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология. Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 321 с.
5. Аплин, О. А., Сальникова, Н. Б. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М . : Генезис, 2005. – 248 с.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. – М. : МГУ, 1990. – 512 с.
7. Бодалев, А. А. Психология личности. Психология о личности [Электронный ресурс]. – М. : Московский университет, 2000. – 349 c.
8. Большаков, В. Ю. Психологический тренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения / В. Ю. Большаков. – М., 1996. – 384 с.
9. Быков, А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. – М. : УРАО, 2001. – 271 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2000. – 136 с.
11. Вельган, В. Д. Социально-психологический климат бригады / В. Д. Вельган. – Рига : АВОТС, 1988. – 93 с.
12. Волкова, Т. Н. Популярные мотивы нашей работы / Т. Н. Волкова // Перsонал–микс. – 2004. – № 2. – С.16–24.
13. Вольфганг, К. Руководство командой / К. Вольфганг. – М. : Омега–Л, 2005. – 180 с.
14. Громкова, М. Т. Организационное поведение / М. Т. Громкова. – М. : Юнити, 2003. – 213 с.
15. Громова, О. Н. Конфликтология. Курс лекций / О. Н. Громова. – М . : Тандем, 2000. – 63 с.
16. Дубрин, Э. К. Успешный руководитель / Э. К. Дубрин. – М. : АСТ–Астрель, 2004. – 117 с.
17. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта : МПСИ, 2000. – 648 с.
18. Захарова, Г. И. Теория и методика психологического тренинга / Г. И. Захарова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 44 с.
19. Кабаченко, Т. С. Психология управления: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
20. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение / Ю. Д. Красовский. – М. : Юнити, 2000. – 490 с.
21. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Если Вы руководитель / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Дело, 2006. – 317 с.
21. Козлов, И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя / И. Ф. Козлов. – М. : Просвещение, 1987. – 159 с.
22. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
23. Лебедев, В. З. Коллектив как социальный объект управления / В. З. Лебедев // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 4. – С.31–33.
24. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. – М. : Педагогика, 1988. – 127 с.
25. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2005. – 684 с.
26. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Электронная библиотека].
27. Макшанов, С. И. Психология тренинга / С. И. Макшанов. – СПб. : «Образование», 1999. – 238 с.
28. Моргунов Е.А. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: ЗАО Бизнес-Школа Интел Синтез, 2005. - 550 с.
29. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. - 1990. - №11. - С.81-88.
30. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2003. - 592 с.
31. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
32. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс].
33. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Издательство МООДиМ «Научная цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. - 156 с.
34. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 495 с.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
36. Сидоренков А.В. Анализ исследования малой группы в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - С.58-67.
37. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2007. - 340 с.
38. Столярова Л.Д. Технология делового общения и управления. – Р-на-Д.: Феникс, 2005. - 152 с.
39. Фомин Г.П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6. - С.26-32.
40. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
41. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. - М.: Гросс-Медиа, 2005. - 149 с.
42. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 544 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность данной проблемы связано с утверждением ведущей роли коллектива в формировании личности. Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. В школьном коллективе ребенок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. В коллективе он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии.
В психолого-педагогической литературе вопросами организации развития детского коллектива занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.П. Аникеева, А.Н. Лутошкин, И.Е. Шварц и др.
Одной из задач развития детского коллектива является создание благоприятного психологического климата в классе, управление им на протяжении всей его жизнедеятельности.
Благоприятный психологический климат класса - это такой климат, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Теоретико-методологической основной изучения благоприятного климата коллектива являются работы А.А. Русалиновой, А.Н. Лутошкина (общий эмоционально-психологический настрой, настроение группы людей),
В.М. Шепель, В.А. Покровского, Б.Д. Парыгина (стиль взаимоотношений людей, система межличностных отношений, социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы), В.В. Косолапова, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган (социальная и психологическая совместимость членов группы, сплоченность).
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно учитель в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы наиболее подвластны методы управления данным явлением, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. Все выше сказанное определило тему данной работы: «Формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников».
Учитывая важность создания благоприятного климата в коллективе школьников и отсутствие конкретных разработок в этом направлении для младших школьников, мы выходим на проблему исследования: какими методами следует формировать благоприятный психологический климат класса? Одним из таких активных методов является социально-психологический тренинг.
Методологической основой социально-психологического тренинга как метода являются работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.В. Вачкова, Л.А. Петровской, А.С. Прутченкова и др., считающие, что тренинг способствует оживлению эмоциональности путем игровых упражнений. Вопрос применения социально-психологического тренинга в младшем школьном возрасте до настоящего времени остается неоднозначным. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что социально-психологический тренинг способствует формированию основных составляющих ученического коллектива, включению всех учащихся жизнедеятельность класса. Учитывая, что коллективная жизнь предполагает общение, взаимодействие, способствует накоплению знаний, овладению общечеловеческим опытом, то наиболее быстрой и эффективной формой исправления возникающих деформаций всех выше перечисленных аспектов детских коллективов является социально-психологический тренинг.
Объект исследования: психологический климат коллектива младших школьников.
Предмет исследования: формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников возможно при использовании социально-психологического тренинга как активного метода работы с коллективом младших школьников при соблюдении условий:
- если будет разработана и внедрена программа социально-психологического тренинга, направленная на формирование благоприятного психологического климата учащихся коллектива учащихся, представленная комплексом тренинговых занятий;
- если будет организовано активное благоприятное взаимодействие внутри группы учащихся в ходе проведения социально-психологического тренинга.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние социально-психологического тренинга на формирование благоприятного психологического климата коллектива младших школьников и проверить это влияние опытно-экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие, сущность, механизмы создания благоприятного психологического климата.
2. Провести исследование психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
3. Разработать и апробировать социально-психологический тренинг, способствующий формированию благоприятного психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
4. Провести повторное исследование, направленное на установление влияния социально-психологического тренинга, способствующего формированию благоприятного психологического климата коллектива учащихся 4 класса.
5. Обобщить полученные результаты исследования.
Выборку исследуемых составили учащиеся 4 класса Маргенауской средней общеобразовательной школы, Омской области, Исилькульского района.
Методы исследования: теоретические (подбор и анализ литературы), эмпирические (тестирование), методы математической статистики (расчет процентного распределения, среднего значения, стандартного отклонения, G-критерий знаков, Хи-квадрат Фридмана).
Методики исследования:
- методика изучения социально-психологического климата коллектива, О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто;
- методика «Атмосфера в классе», Л.Г. Жедунова;
- «Цветопись», А.Н. Лутошкин.
Практическая значимость исследования: подобран диагностический комплекс исследования, позволяющий своевременно выявлять нарушения психологического климата в коллективе младших школьников; разработанный и апробированный социально-психологический тренинг дает возможность его внедрения в практику работы начальной школы для создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографии (42 наименования) и 7 приложений. В тексте работы представлены 29 таблиц, 16 рисунков.
Введение 3
Глава 1 Формирование благоприятного психологического климата коллектива в младшем школьном возрасте 7
1.1. Понятие, сущность психологического климата коллектива 7
1.2. Развитие коллектива в младшем школьном возрасте 19
1.3. Социально-психологический тренинг как метод создания благоприятного психологического климата коллектива младших школьников 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы формирования благоприятного психологического климата коллектива младших школьников38
2.1. Организация исследования 38
2.2.Разработка тренинговой программы и ее апробация 56
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………….63
Выводы по второй главе………………………………………………………….76
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложения 8
В работе рассмотрены основные подходы к понятиям «климат», «социально-психологический климат», «благоприятный психологический климат». Рассмотрены сущность, механизмы создания благоприятного психологического климата.
Определено, что детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере в детском коллектива сформирован благоприятный психологический климат.
Развитию благоприятного психологического климата способствует социально-психологический тренинг.
На этапе констатирующего эксперимента проведен исследование психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
Выявлено, что в классе есть дети, которые относятся к учебной деятельности безразлично или отрицательно; которые хотели бы перейти в другой класс (школу); рассматривают одноклассников как малоприятных; отрицательно относящихся к совместным мероприятиям с одноклассниками; испытывают проблемы, давая характеристику деловых качеств одноклассников. Учащиеся дают среднюю оценку своему классу, оценивают атмосферу в классе как нездоровую, неблагополучную. Наиболее значим поведенческий компонент социально-психологического климата класса. Психологический климат коллектива класса характеризуется как условно-благоприятный. Преобладающее настроение коллектива неудовлетворительное.
На этапе формирующего эксперимента разработан и апробирован социально-психологический тренинг, способствующий формированию благоприятного психологического климата коллектива обучающихся 4 класса.
Определены цель, задачи, предполагаемый результат тренинга. Средний балл тренинга по оценке учащихся составил 4,4.
На этапе контрольного эксперимента проведено повторное исследование, направленное на установление влияния социально-психологического тренинга, способствующего формированию благоприятного психологического климата коллектива учащихся 4 класса.
Изменились результаты в сторону положительной выраженности желания учиться в своей школе и классе; положительной оценки одноклассников; желания жить рядом с одноклассниками; выраженности положительных характеристик одноклассников; принятия эмоционального компонента взаимодействия с одноклассниками; учебная деятельность в школе и классе рассматривается неплохо организованной; повысились результаты когнитивного и поведенческого компонентов (р0,05).
Атмосфера класса оценивается как благополучная, относящаяся к высокому уровню (р0,01).
Преобладают светлые тона настроения коллектива, что свидетельствует об улучшении атмосферы коллектива (р0,05).
Обобщение полученных результатов исследования показало, что использование социально-психологического тренинга может способствовать формированию благоприятного психологического климата коллектива класса.
Качественный анализ результатов тренинга позволяет сделать вывод, что ученики стали более гибкими, психологичными в общении, менее конфликтными, т.е. атмосфера в классе стала более благоприятной.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое частичное подтверждение, что свидетельствует о необходимости продолжения проводимой работы.
1. Аликина Г.В. Изучение психологического климата классов у младших и старших подростков [Электронный ресурс].
2. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2000. – 104 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М. : ИНФРА, 2008. – 192 с.
4. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология. Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 321 с.
5. Аплин, О. А., Сальникова, Н. Б. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М . : Генезис, 2005. – 248 с.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. – М. : МГУ, 1990. – 512 с.
7. Бодалев, А. А. Психология личности. Психология о личности [Электронный ресурс]. – М. : Московский университет, 2000. – 349 c.
8. Большаков, В. Ю. Психологический тренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения / В. Ю. Большаков. – М., 1996. – 384 с.
9. Быков, А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. – М. : УРАО, 2001. – 271 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2000. – 136 с.
11. Вельган, В. Д. Социально-психологический климат бригады / В. Д. Вельган. – Рига : АВОТС, 1988. – 93 с.
12. Волкова, Т. Н. Популярные мотивы нашей работы / Т. Н. Волкова // Перsонал–микс. – 2004. – № 2. – С.16–24.
13. Вольфганг, К. Руководство командой / К. Вольфганг. – М. : Омега–Л, 2005. – 180 с.
14. Громкова, М. Т. Организационное поведение / М. Т. Громкова. – М. : Юнити, 2003. – 213 с.
15. Громова, О. Н. Конфликтология. Курс лекций / О. Н. Громова. – М . : Тандем, 2000. – 63 с.
16. Дубрин, Э. К. Успешный руководитель / Э. К. Дубрин. – М. : АСТ–Астрель, 2004. – 117 с.
17. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта : МПСИ, 2000. – 648 с.
18. Захарова, Г. И. Теория и методика психологического тренинга / Г. И. Захарова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 44 с.
19. Кабаченко, Т. С. Психология управления: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
20. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение / Ю. Д. Красовский. – М. : Юнити, 2000. – 490 с.
21. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Если Вы руководитель / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Дело, 2006. – 317 с.
21. Козлов, И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя / И. Ф. Козлов. – М. : Просвещение, 1987. – 159 с.
22. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
23. Лебедев, В. З. Коллектив как социальный объект управления / В. З. Лебедев // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 4. – С.31–33.
24. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. – М. : Педагогика, 1988. – 127 с.
25. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2005. – 684 с.
26. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Электронная библиотека].
27. Макшанов, С. И. Психология тренинга / С. И. Макшанов. – СПб. : «Образование», 1999. – 238 с.
28. Моргунов Е.А. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: ЗАО Бизнес-Школа Интел Синтез, 2005. - 550 с.
29. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. - 1990. - №11. - С.81-88.
30. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2003. - 592 с.
31. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
32. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс].
33. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Издательство МООДиМ «Научная цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. - 156 с.
34. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 495 с.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
36. Сидоренков А.В. Анализ исследования малой группы в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - С.58-67.
37. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2007. - 340 с.
38. Столярова Л.Д. Технология делового общения и управления. – Р-на-Д.: Феникс, 2005. - 152 с.
39. Фомин Г.П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6. - С.26-32.
40. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
41. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. - М.: Гросс-Медиа, 2005. - 149 с.
42. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 544 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54491 Дипломная работа — поможем найти подходящую