Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и их пути решения

  • 83 страниц
  • 2016 год
  • 133 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
"Будущее нашей страны сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно полностью в наших взрослых руках.Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[1, с.14].
Это изречение Б.М. Неменского свидетельствует о том, что школа закладывает предпочтения, что будет нравится и не нравится, чем восхищаться и гордиться, чему будет радоваться, а что игнорировать современное общество через 25 - 35 лет. Это главным образом взаимосвязано с миропониманием будущего современного общества. Закладывание же абсолютно любого мировозренческого понимания не может называться завершенным, если не укреплены эстетические взгляды. Без эстетического понимания мировоззрение не может быть по-настоящему цельным, способным беспристрастно и во всей широте охватить настоящую действительность.
В последнее время возросла актуальность проблем теории и практики эстетического воспитания как неотъемлимому методу построения собственного отношения к окружающей действительности, технике нравственного и умственного воспитания, т.е. как методу построения всесторонне совершенной, духовно обогащенной личности.
А заниматься личностным развитием и эстетической культурой, - утверждают большая часть исследователей, педагогов, психологов, - особенно ощущаемо в наиболее сензитивном для этого процесса младшем школьном периоде. Ощущение природной красоты, окружающего общества, объектов и предметов формирует в школьнике особенные эмоционально окрашенные волнения, будоражит и вырывает наружу неподдельный интерес к повседневной жизни, заостряет и акцентирует внимание на любознательном познании окружающего мира, совершенствует мыслительные процессы, память, волю и иные психические составляющие.
Предоставить возможность научиться рассмотреть прекрасное вокруг в своем окружении, в окружающей реальности призвана система эстетического развития. Для того чтобы система оказывала соответствующее влияние на психические составляющие младшего школьника более плодотворно и достигала указанной цели, Б.М. Неменский проанализировал такую ее характерную черту: "Система эстетического развития должна быть, во-первых, сгруппированной, которая будет включать все дисциплины, все внеклассные тематическиепраздники и мероприятия, всю общественную активность ученика, где каждая дисциплина, каждый тип проводимого урока должен обладать собственной яснойзадачей в деле построения рациональной эстетической культуры и личности младшего школьника" [1, с.17].
Но у абсолютно любой системы выделяется база, «корпус», на который она может опереться. К подобному корпусу в системе эстетического развития можно отнести искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танцы. Музыка, живопись и танцы, в отличие от иного рода дисциплин, устраняют перегрузку: от уроков, домашних заданий, стрессов и переутомления, делают лучше физическое и душевное самочувствие школьников и даже в разы увеличивают общую школьную успеваемость.
Специфичность каждой разновидности искусства в том, что оно особым образом оказывает влияние на личность учащегося собственными специализированными художественными методами и материалами: словом, звуком, движением, красками, разнообразными природными предметами.
Музыка как интегративная дисциплина органически включает в себя анализ собственно музыкальных произведений, исторические факты музыки, теорию музыки, а еще самые простые навыки исполнительства в сфере песнопения и игры на тех или иных музыкальных инструментах.
Изобразительное искусство как ярко обогащенная дисциплина включает в себя изучение собственно художественных произведений, компоненты искусствознания, теории изобразительной деятельности, познание и приобретение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Танцевальное искусство благоприпятствует физическому развитию школьников, совершенствованию их танцевальных способностей, оказывает подкрепление и дает основу для построения эстетического воспитания.
Любая разновидность искусства и искусство вцелом обращает свое внимание к любой личности. А это предопределяет, что любой субъект может понять красоту всех типов искусства. Педагогическое значение этого подразумевается в том, что нельзя ограничить воспитание и развитие школьника лишь одним типов искусства. Только комплекс их, может предоставить полноценное эстетическое воспитание. Это, безусловно, вовсе не означает, что личность должнаобязательно испытывать идентичную любовь ко всем типам искусства.
Знакомство с сущностью искусства не делает субъекта мгновенно духовно обогащенным или эстетически совершенным, но опыт эстетического переживания запомнится надолгое время, и личности всегда хочется снова почувствовать знакомые эмоции, которые были испытаны от знакомства с прекрасным.
Из всего вышесказанного, можно высказать предположение о том, что, включая младшего школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственную, образованную, разностороннюю развитую современную личность.
Цель исследования: изучение эффективного применения средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия для обеспечения эффективности эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста посредством искусства.
В исследовании наше внимание было обращено к опыту педагогов, как иностранных (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.), так и отечественных (М.М. Бахтин, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; В.А. Левин, Н.Ф. Волков, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.Б. Храпченко и др.), которые изучали значение средств искусства в формировании эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективным, если:
- обоснуется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;
- взаимодействиепедагога с учащимисяпо эстетическому воспитанию будет систематическим и целенаправленным;
- применяется комплексный подход в использовании всех материалов искусства в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Изучить теоретические особенности сущности эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
2. Дать характеристику основным путям и средствам эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
3. Произвести психолого-педагогическое исследование уровня интереса учащихся младшего школьного возраста к искусству.
4. Экспериментально подтвердить воздействие методов искусства на уровень эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования. Психолого-педагогический анализ и анализ специальной научной литературы, обобщение и систематизация полученного материала, анкетирование, беседа, психолого-педагогический эксперимент, статистическая обработка данных исследования.
База исследования.МОУ СОШ 5 ученики 4-х классов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ выпускной квалификационной работы объясняется тем, что используемый нами подход предоставляет возможность многоуровневого, широкого понимания средовой обстановки активности детей и изучения домашней среды вместе со всеми учебно-воспитательными организациями, как равнозначной обособленной системы в эстетическом развитии учащихся младшего школьного возраста, которые находятся в постоянном развитии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ выпускной квалификационной работы обозначается в четко направленном формировании и применении ресурсных возможностей предметно-пространственой обстановки в эстетическом воспитании учащихся младшего школьного вораста и выделению сущностных требований к значению, типам и способам эстетико-воспитательного взаимодействия с учениками.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 2015 по 2016 гг. - в три главных этапа.
I этап (2015 год) - ориентировочно-поисковый. Рассматривалась и изучалась основная литература по проблематике исследования, общественный и передовой опыт школ, была уточнена направленность методических материалов для проведения, собственно, эксперимента
и программ взаимодействия с педагогами, психологами и родителями.
II этап (2015 - начало 2016 гг.) -проектировочный. Были пояснены главные положения выдвинутой проблематики исследования, были спроектированы теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса в изучаемой направленности, формирующего нравственно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста.
III этап (2016 год) - экспериментальный. Было проведено: педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Сам эксперимент проходил также в 3 этапа:
-констатирующий эксперимент;
-формирующий эксперимент;
-контрольный эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1.Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания 8
1.2.Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 19
1.3.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 28
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА 35
2.1. Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками 35
2.2. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста 45
2.3. Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников 60
2.4. Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста 68
Выводы по главе 2. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были охарактеризованы теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. Искусство является основным средством эстетического воспитания.Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их физическое и психическое развитие, способствуя росту их общей культуры. Нами были рассмотрены высказывания великих педагогов, таких как, Д.Б. Кабалевский, И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и другие, а так же их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.
Кроме того, нами рассмотрены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но посредствам эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет неотъемлемую роль в жизни ребёнка.
Говоря о средствах эстетического воспитания можно констатировать, что эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность.
По полученным результатам проведенного констатирующего эксперимента, мы были согласны с тем, что необходима систематическое, целенаправленное и методическое взаимодействие с учащимися младшего школьного возраста по эстетическому развитию. Нами было охарактеризовано и найдена параллель воздействия музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие учащихся четвертого класса. Для наибольшего проявления интереса учащихся и эффективности взаимодействия по исследуемому направлению нами применялись разнообразные формы и средства построения деятельности учеников. Больший акцент делался на применении художественных типов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
Мы были убеждены, что все используемые типы искусства, а так же их взаимосвязь и взаимодополнение оказывают непосильную помощь в выражении чувства и переживания учащегося, облегчают взаимопонимание между учениками. Музыка, изобразительное искусство обладают огромнымвоспитательным потенциалом и значением, оказывают позитивное воздействие на эстетическое развитие школьников, на увеличение их общей культурной осведомленности. Именно, такие типы искусства и воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в повседневной его жизни.
Благодаря систематическому развитию и образованию, у учащихся происходит активное образование и развитие эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.
Следовательно, из всего вышесказанного формирующего этапа эксперимента можно сказать о том, что средства искусства при рациональной организации и подаче их учащемуся действительно благоприпятствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Рассматривая экспериментальные данные, которые были получены и изучены в результате проведения педагогического эксперимента, можно сказать следующее: кроме количественного преобразования, у части учащихся экспериментального класса были отчетливо видны и некоторые качественные характеристики преобразования эстетического опыта в наилучшую сторону. Во-первых, большая доля учащихся объясняла свои ответы, беря ориентир на сущность художественных произведений, образно-эмоциональные нормативы,которы были описаны в них. Их характеристики произведений стали более полноценными, открытыми, развернутыми, окрашенными интонационно.
В контрольном классе каких-либо качественных или количественных преобразований определено не было (в сравнении с итогами первого этапа проведенного эксперимента). Это предоставляет возможность нам судить о том, что увеличение уровня эстетического опыта у четвероклассников экспериментального класса произошло в итоге целенаправленной работы по эстетическому развитию с помощью привлечения средств разнообразных типов искусства через занятия, внеклассные мероприятия, уроки комплексного характера, посещение художественных выставок,музеев и т.п.
Следовательно, можно сказать, что применяемая нами воспитательно-обущающая система младших школьников посредством разнообразных типов искусства и в их теснейшем взаимодействии, дала позитивный результат.
Следовательно, наша гипотеза, указанная в начале дипломной работы, нашла свое подтверждение, обоснован актуальный уровень эстетического воспитания учащихся 4х классов;
взаимодействиепедагога с учащимисяпо эстетическому воспитанию было систематическим и целенаправленным;
был применен комплексный подход в использовании всех материалов искусства в воспитательно-образовательном процессе: посещение выставки, сбор внеклассного мероприятия, посещение театра, прослушивание музыки и просматривание картин.
Следовательно процесс эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при взаимодействии этих трех составляющих. Так же были решены задачи, поставленные в дипломной работе.
На самом деле, методы, материалы, способы искусства, применяемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным толчком и потенциалом для успешного эстетического развития учащихся младшего школьного возраста. Опытные учителя, понимая это, могут с помощью искусства развить настоящие эстетические характиристики успешно развивающейся личности: вкус, способность к оценке, понять и создавать прекрасное. Но, в процессе эксперимента мы увидели то, что педагоги мало применяют методы искусства в целях эстетического формирования качеств школьников, уделяя нескольно больше внимания и сил совершенствованию практических навыков. Это невозможно, так как без направленности на настоящие духовные и художественные ценности, эстетическое развитие и совершенствование личности будет неполноценным. По нашему мнению, осуществляя полное эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста, педагог предоставляет возможность в будущем укрепление такой личности, которая будет включать в себя духовное обогащение, настоящие эстетически особенности, нравственную очищенность и высокий интеллектуальный резерв.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств Е. Марченко Искусство в школе. – 2013. - № 5. - С. 69 – 70
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2010. – 336 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
4. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования Е. Ванслова Искусство. - 2011. - №2. - С. 28 - 29.
6. Воспитание и образование в современной школе материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2015. - 349 с.
7. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся Х. Гаджиева Искусство в школе. - № 1. – 2012. – С. 78 – 80.
8. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2010. – 240 с.
9. Ильина, Е. Воспитание искусством Е. Ильина Искусство в школе. - 2011. - № 1. - С.13 - 15.
10. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника И.П. Ильинская Начальная школа. – 2010. - № 1.- С. 20 - 25.
11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2013. – 416 с.
12. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
13. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
14. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
15. Агапова И.Д., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной школыАквариум Бук, 2012 г., 240 с
16. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2011. - 136 с.
17. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников разработки уроков авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.
18. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
19. Музыкальное образование в школе Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2011. – 232 с.
20. Музыкально-эстетическое воспитание школьников сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.
21. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств Е. Неклопочина Искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 65 – 69.
22. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности А. Нурутдинова Искусство в школе. - № 1. – 2012. – С. 64 – 66.
23. Основы эстетического воспитания пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
24. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2011. – 368 с.
25. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. В. Петрушин Искусство в школе. – 2012. - № 4. – 125 -128 с.
26. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2014-90с.
27. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2010. – 203 с.
28. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка Б.Д. Ретгородский Музыка в школе. – 2014. - № 4. – С. 61 – 64.
29. Ригина Г.С. Уроки искусства в начальных классах: Из опыта работы /Под ред. Л.Б.Занкова. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
30. Рождественский Б.П. и др. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. - 237с.
31. Рыжин И.Н. Назначение искусства и его возможности. – М.: Сов. композитор, 2014. - 97с.
32. Система эстетического воспитания школьников Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 2010. - 264с.
33. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. - 576с.
34. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников Начальная школа. – 2013. - №9. – С. 48-51.
35. Смольянинов И.Ф. Система эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2010. - 218с.
36. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства Е. Трацевская Искусство. - 2010. - № 1. - С. 71 - 74.
37. Фокина С.Л. Беседы об искусстве Начальная школа.- 2010.- №10. - С. 77-78.
38. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012. - 519с.
39. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравств. – эстет. воспитанию школьников. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012. - 157с.
40. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка» Составитель О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 2014, - 270с.
41. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию, Педагогика, 2012, №1,2.
42. Чепуров И.П. Музыка в школе. Из опыта работы учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 112с.
43. Шилинская Т.А. Музыкальная викторина Педсовет. – 2010, - №12, - 9 с.
44. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 2014. – 142с.
45. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Сов. композитор, 2013. - 268с.
46. Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка Начальная школа: плюс – минус. – 2010. – 36.8-11с.
47. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. общество России, 2010. – 128.
48. Энциклопедический словарь юного музыканта.Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика, 2012. – 352с.
49. Эстетическое воспитание школьников вопросы теории и методики под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 2013.- 104 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
"Будущее нашей страны сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно полностью в наших взрослых руках.Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[1, с.14].
Это изречение Б.М. Неменского свидетельствует о том, что школа закладывает предпочтения, что будет нравится и не нравится, чем восхищаться и гордиться, чему будет радоваться, а что игнорировать современное общество через 25 - 35 лет. Это главным образом взаимосвязано с миропониманием будущего современного общества. Закладывание же абсолютно любого мировозренческого понимания не может называться завершенным, если не укреплены эстетические взгляды. Без эстетического понимания мировоззрение не может быть по-настоящему цельным, способным беспристрастно и во всей широте охватить настоящую действительность.
В последнее время возросла актуальность проблем теории и практики эстетического воспитания как неотъемлимому методу построения собственного отношения к окружающей действительности, технике нравственного и умственного воспитания, т.е. как методу построения всесторонне совершенной, духовно обогащенной личности.
А заниматься личностным развитием и эстетической культурой, - утверждают большая часть исследователей, педагогов, психологов, - особенно ощущаемо в наиболее сензитивном для этого процесса младшем школьном периоде. Ощущение природной красоты, окружающего общества, объектов и предметов формирует в школьнике особенные эмоционально окрашенные волнения, будоражит и вырывает наружу неподдельный интерес к повседневной жизни, заостряет и акцентирует внимание на любознательном познании окружающего мира, совершенствует мыслительные процессы, память, волю и иные психические составляющие.
Предоставить возможность научиться рассмотреть прекрасное вокруг в своем окружении, в окружающей реальности призвана система эстетического развития. Для того чтобы система оказывала соответствующее влияние на психические составляющие младшего школьника более плодотворно и достигала указанной цели, Б.М. Неменский проанализировал такую ее характерную черту: "Система эстетического развития должна быть, во-первых, сгруппированной, которая будет включать все дисциплины, все внеклассные тематическиепраздники и мероприятия, всю общественную активность ученика, где каждая дисциплина, каждый тип проводимого урока должен обладать собственной яснойзадачей в деле построения рациональной эстетической культуры и личности младшего школьника" [1, с.17].
Но у абсолютно любой системы выделяется база, «корпус», на который она может опереться. К подобному корпусу в системе эстетического развития можно отнести искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танцы. Музыка, живопись и танцы, в отличие от иного рода дисциплин, устраняют перегрузку: от уроков, домашних заданий, стрессов и переутомления, делают лучше физическое и душевное самочувствие школьников и даже в разы увеличивают общую школьную успеваемость.
Специфичность каждой разновидности искусства в том, что оно особым образом оказывает влияние на личность учащегося собственными специализированными художественными методами и материалами: словом, звуком, движением, красками, разнообразными природными предметами.
Музыка как интегративная дисциплина органически включает в себя анализ собственно музыкальных произведений, исторические факты музыки, теорию музыки, а еще самые простые навыки исполнительства в сфере песнопения и игры на тех или иных музыкальных инструментах.
Изобразительное искусство как ярко обогащенная дисциплина включает в себя изучение собственно художественных произведений, компоненты искусствознания, теории изобразительной деятельности, познание и приобретение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Танцевальное искусство благоприпятствует физическому развитию школьников, совершенствованию их танцевальных способностей, оказывает подкрепление и дает основу для построения эстетического воспитания.
Любая разновидность искусства и искусство вцелом обращает свое внимание к любой личности. А это предопределяет, что любой субъект может понять красоту всех типов искусства. Педагогическое значение этого подразумевается в том, что нельзя ограничить воспитание и развитие школьника лишь одним типов искусства. Только комплекс их, может предоставить полноценное эстетическое воспитание. Это, безусловно, вовсе не означает, что личность должнаобязательно испытывать идентичную любовь ко всем типам искусства.
Знакомство с сущностью искусства не делает субъекта мгновенно духовно обогащенным или эстетически совершенным, но опыт эстетического переживания запомнится надолгое время, и личности всегда хочется снова почувствовать знакомые эмоции, которые были испытаны от знакомства с прекрасным.
Из всего вышесказанного, можно высказать предположение о том, что, включая младшего школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственную, образованную, разностороннюю развитую современную личность.
Цель исследования: изучение эффективного применения средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия для обеспечения эффективности эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста посредством искусства.
В исследовании наше внимание было обращено к опыту педагогов, как иностранных (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.), так и отечественных (М.М. Бахтин, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; В.А. Левин, Н.Ф. Волков, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.Б. Храпченко и др.), которые изучали значение средств искусства в формировании эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективным, если:
- обоснуется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;
- взаимодействиепедагога с учащимисяпо эстетическому воспитанию будет систематическим и целенаправленным;
- применяется комплексный подход в использовании всех материалов искусства в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Изучить теоретические особенности сущности эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
2. Дать характеристику основным путям и средствам эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
3. Произвести психолого-педагогическое исследование уровня интереса учащихся младшего школьного возраста к искусству.
4. Экспериментально подтвердить воздействие методов искусства на уровень эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования. Психолого-педагогический анализ и анализ специальной научной литературы, обобщение и систематизация полученного материала, анкетирование, беседа, психолого-педагогический эксперимент, статистическая обработка данных исследования.
База исследования.МОУ СОШ 5 ученики 4-х классов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ выпускной квалификационной работы объясняется тем, что используемый нами подход предоставляет возможность многоуровневого, широкого понимания средовой обстановки активности детей и изучения домашней среды вместе со всеми учебно-воспитательными организациями, как равнозначной обособленной системы в эстетическом развитии учащихся младшего школьного возраста, которые находятся в постоянном развитии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ выпускной квалификационной работы обозначается в четко направленном формировании и применении ресурсных возможностей предметно-пространственой обстановки в эстетическом воспитании учащихся младшего школьного вораста и выделению сущностных требований к значению, типам и способам эстетико-воспитательного взаимодействия с учениками.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 2015 по 2016 гг. - в три главных этапа.
I этап (2015 год) - ориентировочно-поисковый. Рассматривалась и изучалась основная литература по проблематике исследования, общественный и передовой опыт школ, была уточнена направленность методических материалов для проведения, собственно, эксперимента
и программ взаимодействия с педагогами, психологами и родителями.
II этап (2015 - начало 2016 гг.) -проектировочный. Были пояснены главные положения выдвинутой проблематики исследования, были спроектированы теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса в изучаемой направленности, формирующего нравственно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста.
III этап (2016 год) - экспериментальный. Было проведено: педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Сам эксперимент проходил также в 3 этапа:
-констатирующий эксперимент;
-формирующий эксперимент;
-контрольный эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1.Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания 8
1.2.Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 19
1.3.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 28
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА 35
2.1. Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками 35
2.2. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста 45
2.3. Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников 60
2.4. Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста 68
Выводы по главе 2. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были охарактеризованы теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. Искусство является основным средством эстетического воспитания.Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их физическое и психическое развитие, способствуя росту их общей культуры. Нами были рассмотрены высказывания великих педагогов, таких как, Д.Б. Кабалевский, И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и другие, а так же их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.
Кроме того, нами рассмотрены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но посредствам эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет неотъемлемую роль в жизни ребёнка.
Говоря о средствах эстетического воспитания можно констатировать, что эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность.
По полученным результатам проведенного констатирующего эксперимента, мы были согласны с тем, что необходима систематическое, целенаправленное и методическое взаимодействие с учащимися младшего школьного возраста по эстетическому развитию. Нами было охарактеризовано и найдена параллель воздействия музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие учащихся четвертого класса. Для наибольшего проявления интереса учащихся и эффективности взаимодействия по исследуемому направлению нами применялись разнообразные формы и средства построения деятельности учеников. Больший акцент делался на применении художественных типов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
Мы были убеждены, что все используемые типы искусства, а так же их взаимосвязь и взаимодополнение оказывают непосильную помощь в выражении чувства и переживания учащегося, облегчают взаимопонимание между учениками. Музыка, изобразительное искусство обладают огромнымвоспитательным потенциалом и значением, оказывают позитивное воздействие на эстетическое развитие школьников, на увеличение их общей культурной осведомленности. Именно, такие типы искусства и воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в повседневной его жизни.
Благодаря систематическому развитию и образованию, у учащихся происходит активное образование и развитие эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.
Следовательно, из всего вышесказанного формирующего этапа эксперимента можно сказать о том, что средства искусства при рациональной организации и подаче их учащемуся действительно благоприпятствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Рассматривая экспериментальные данные, которые были получены и изучены в результате проведения педагогического эксперимента, можно сказать следующее: кроме количественного преобразования, у части учащихся экспериментального класса были отчетливо видны и некоторые качественные характеристики преобразования эстетического опыта в наилучшую сторону. Во-первых, большая доля учащихся объясняла свои ответы, беря ориентир на сущность художественных произведений, образно-эмоциональные нормативы,которы были описаны в них. Их характеристики произведений стали более полноценными, открытыми, развернутыми, окрашенными интонационно.
В контрольном классе каких-либо качественных или количественных преобразований определено не было (в сравнении с итогами первого этапа проведенного эксперимента). Это предоставляет возможность нам судить о том, что увеличение уровня эстетического опыта у четвероклассников экспериментального класса произошло в итоге целенаправленной работы по эстетическому развитию с помощью привлечения средств разнообразных типов искусства через занятия, внеклассные мероприятия, уроки комплексного характера, посещение художественных выставок,музеев и т.п.
Следовательно, можно сказать, что применяемая нами воспитательно-обущающая система младших школьников посредством разнообразных типов искусства и в их теснейшем взаимодействии, дала позитивный результат.
Следовательно, наша гипотеза, указанная в начале дипломной работы, нашла свое подтверждение, обоснован актуальный уровень эстетического воспитания учащихся 4х классов;
взаимодействиепедагога с учащимисяпо эстетическому воспитанию было систематическим и целенаправленным;
был применен комплексный подход в использовании всех материалов искусства в воспитательно-образовательном процессе: посещение выставки, сбор внеклассного мероприятия, посещение театра, прослушивание музыки и просматривание картин.
Следовательно процесс эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при взаимодействии этих трех составляющих. Так же были решены задачи, поставленные в дипломной работе.
На самом деле, методы, материалы, способы искусства, применяемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным толчком и потенциалом для успешного эстетического развития учащихся младшего школьного возраста. Опытные учителя, понимая это, могут с помощью искусства развить настоящие эстетические характиристики успешно развивающейся личности: вкус, способность к оценке, понять и создавать прекрасное. Но, в процессе эксперимента мы увидели то, что педагоги мало применяют методы искусства в целях эстетического формирования качеств школьников, уделяя нескольно больше внимания и сил совершенствованию практических навыков. Это невозможно, так как без направленности на настоящие духовные и художественные ценности, эстетическое развитие и совершенствование личности будет неполноценным. По нашему мнению, осуществляя полное эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста, педагог предоставляет возможность в будущем укрепление такой личности, которая будет включать в себя духовное обогащение, настоящие эстетически особенности, нравственную очищенность и высокий интеллектуальный резерв.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств Е. Марченко Искусство в школе. – 2013. - № 5. - С. 69 – 70
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2010. – 336 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
4. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования Е. Ванслова Искусство. - 2011. - №2. - С. 28 - 29.
6. Воспитание и образование в современной школе материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2015. - 349 с.
7. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся Х. Гаджиева Искусство в школе. - № 1. – 2012. – С. 78 – 80.
8. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2010. – 240 с.
9. Ильина, Е. Воспитание искусством Е. Ильина Искусство в школе. - 2011. - № 1. - С.13 - 15.
10. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника И.П. Ильинская Начальная школа. – 2010. - № 1.- С. 20 - 25.
11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2013. – 416 с.
12. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
13. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
14. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
15. Агапова И.Д., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной школыАквариум Бук, 2012 г., 240 с
16. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2011. - 136 с.
17. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников разработки уроков авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.
18. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
19. Музыкальное образование в школе Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2011. – 232 с.
20. Музыкально-эстетическое воспитание школьников сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.
21. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств Е. Неклопочина Искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 65 – 69.
22. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности А. Нурутдинова Искусство в школе. - № 1. – 2012. – С. 64 – 66.
23. Основы эстетического воспитания пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
24. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2011. – 368 с.
25. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. В. Петрушин Искусство в школе. – 2012. - № 4. – 125 -128 с.
26. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2014-90с.
27. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2010. – 203 с.
28. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка Б.Д. Ретгородский Музыка в школе. – 2014. - № 4. – С. 61 – 64.
29. Ригина Г.С. Уроки искусства в начальных классах: Из опыта работы /Под ред. Л.Б.Занкова. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
30. Рождественский Б.П. и др. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. - 237с.
31. Рыжин И.Н. Назначение искусства и его возможности. – М.: Сов. композитор, 2014. - 97с.
32. Система эстетического воспитания школьников Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 2010. - 264с.
33. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. - 576с.
34. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников Начальная школа. – 2013. - №9. – С. 48-51.
35. Смольянинов И.Ф. Система эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2010. - 218с.
36. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства Е. Трацевская Искусство. - 2010. - № 1. - С. 71 - 74.
37. Фокина С.Л. Беседы об искусстве Начальная школа.- 2010.- №10. - С. 77-78.
38. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012. - 519с.
39. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравств. – эстет. воспитанию школьников. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012. - 157с.
40. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка» Составитель О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 2014, - 270с.
41. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию, Педагогика, 2012, №1,2.
42. Чепуров И.П. Музыка в школе. Из опыта работы учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 112с.
43. Шилинская Т.А. Музыкальная викторина Педсовет. – 2010, - №12, - 9 с.
44. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 2014. – 142с.
45. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Сов. композитор, 2013. - 268с.
46. Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка Начальная школа: плюс – минус. – 2010. – 36.8-11с.
47. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. общество России, 2010. – 128.
48. Энциклопедический словарь юного музыканта.Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика, 2012. – 352с.
49. Эстетическое воспитание школьников вопросы теории и методики под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 2013.- 104 с.

Купить эту работу

Проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и их пути решения

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽