Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности Я-концепции делинкветных подростков

  • 64 страниц
  • 2016 год
  • 228 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Одним из важнейших элементов в структуре личности человека является Я-концепция индивида. Я-концепция - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Данное исследование базируется на теории Я-концепции Р. Бернса, который представляет данный феномен как совокупность всех представлений индивида о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения. С точки зрения Р. Бернса, Я-концепция определяется, как совокупность установок, направленных на самого себя и сопряженных с их оценкой. Р. Бернс выделяет три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Я – концепция индивидов тесно связана с их поведением и образом жизни.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Условия взросления современного поколения быстро меняются, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Именно в детско-юношеском возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется, это ведет к тому, что подростковый возраст представляет собой группу повышенного социального риска. В этот период в человеке закладывается система ценностных ориентаций. Они являются нравственным и культурным стержнем личности, им принадлежит особая роль в деятельности и в формировании личности, они влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека.
Проблемой изучения понятия Я-концепции занимались множество зарубежных авторов, таких как так: Р. Бернс, У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, К. Роджерс. Среди отечественных исследователей: Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.
Целью данной работы является выявление особенностей Я-концепции делинквентных подростков.
Объектом исследования выступает Я-концепция личности.
Предметом - особенности Я-концепции делинквентных подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что когнитивный компонент Я-концепции и структурная организация самоотношения обнаруживают характерные особенности у делинквентных подростков по сравнению со сверстниками.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования Я-концепции и ее структуры;
2. Провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования делинквентных подростков;
3. Выявить особенности когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов Я-концепции респондентов.
4. Сделать сравнительный анализ Я-концепции делинквентных подростков и обычных подростков.
5. Разработать психологические рекомендации для делинквентных подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы;
2. Статистическая обработка результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни, была использована программа SPSS 20);
3. Тестирование.
С целью проведения исследования применялся комплекс методик: тестирование «Кто я?» М. Куна, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
Опытно-экспериментальная база. В исследовании приняли участие две группы подростков в возрасте 13-14 лет: контрольная группа – учащиеся 7 А общеобразовательной школы 123, 16 человек (нормативные подростки); экспериментальная группа – подростки, стоящие на учете в ОПДН за совершение различных административных правонарушений, 16 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с девиантными подростками для разработки программ профилактики и коррекции девиантного поведения.
Работа состоит из введения, 2 глав: теоретической и эмпирической, а также заключения, списка литературы и приложений.


Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы изучения Я-концепции делинквентных подростков в психологической науке 6
1.1. Понятие Я-концепции в отечественной и зарубежной психологической науке 6
1.2. Понятие делинквентного поведения и факторы его формирования 21
1.3 Психологические особенности делинквентных подростков 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции делинквентных подростков 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Описание результатов исследования 37
2.3 Анализ результатов исследования 47
2.4. Психологические рекомендации по профилактике делинквентного поведения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64






Проанализировав выше изложенное, можно сказать, что Я-концепция – это относительно устойчивая, однако не всегда осознаваемая и переживаемая неподражаемая система представлений человека касательно самого себя, она может выступать как санкционирующий механизм по отношению к себе и внешнему миру, так как связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлых событиях, будущем и настоящем.
По мнению И. С. Кона, что Я-концепция в подростковом возрасте становится более устойчивой, однако при этом претерпевает некие изменения в связи с: психологическими и физиологическими изменения, связанными с половым созреванием; развитием интеллектуальных и когнитивных возможностей; требованиями, исходящими от социальной среды. Также важное значение в данном случае имеют основные приобретения данного возрастного периода. Сюда относится развитие у подростка абстрактно-логического мышления одновременно с появлением потребности в теоретическом осмыслении, заботы о точном изложении материала, с активным желанием сделать его убедительным, в частности происходит анализ и взаимоотношений с друзьями, а также сравнение собственных качеств с качествами значимых взрослых и сверстников. Развивается такая черта, как обращение внутрь себя, а также интерес к собственному внутреннему миру.
Важнейшим фактором становления Я-концепции является общение со сверстниками. Как правило, общение требует взаимопонимания, откровенности и внутренней близости, так как основано на отношении к другому как к себе, поэтому в нем раскрывается собственное реальное Я, которое поддерживается самоуважением и самопринятием.
В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, появляется потребность разобраться в нем, склонность к самоанализу. В результате к концу подросткового возраста происходит становление Я-концепции как интегративной, целостной системы представлений о себе, связанной с оценкой, отношением к себе, с локусом контроля. Можно отметить, что в процессе накопления подростком жизненного опыта, его Я-концепция становиться более конкретной и реалистичной, он проверяет ее положения, чтобы избежать ненужных разочарований и обеспечить оптималь-ность действий.
В нашем исследовании мы использовали две методики, которые направлены на изучение разнообразных структурных компонентов Я-концепции, связанных с личностными особенностями делинквентных подростков и их сверстников. Для того, чтобы изучить когнитивный компонент Я-концепции мы использовали методику «Кто я?» М. Куна. А также в ходе исследования мы использовали методику исследования самоотношения С.Р.Пантелеева.
Полученные результаты по методике «Кто я?» М. Куна свидетельствуют о том, что, описывая себя все подростки обращаются к категории, связанной с личностными характеристиками. Сюда можно отнести достоинства и недостатки, особенности темперамента, нравственные качества. При этом подростки с нарушениями поведения особое внимание уделяют моральным (честный, справедливый и др.) и волевым качествам (выносливый, сильный и др.), тогда как подростки не имеющие нарушения - качествам, связанным со взаимоотношениями с окружающими (общительная, компанейская и др.). а также связанные с эмоциями (веселая, вспыльчивая и др.).
Результаты, полученные после применения методики показывают, что для подростков с нарушениями поведения большее значение имеет категория «увлечения и интересы». Они не стесняются рассказывать про свои увлечения (музыка, живопись и т.д.).
Также можно заметить, что категории «пол», «возраст». «национальность», «гражданство» и качества, с ними связанные не имеют особого значения для подростков обеих групп.
Что касается методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, то особенности подростков с нарушениями поведения качественно отличаются от особенностей обычных подростков, а именно:
Относительно шкалы «Закрытость», группа подростков с нарушениями отличается выраженным защитным поведением, желанием соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми, они отличаются нежеланием раскрывать себя и признавать наличие той или иной проблемы.
Полученные результаты по шкале «Самоуверенность» показывают присутствие у делинквентных подростков некоторого неуважения к себе, которое может быть связано с отсутствием уверенности в своих возможностях. Такие подростки не доверяют своим решениям и не считают возможным преодоление трудностей в достижении поставленных целей.
Полученные результаты по шкале «Саморуководсво» свидетельствуют о преобладании среди делинквентных подростков установки на влияние внешних обстоятельств и событий, а также недостаточное развитие механизмов саморегуляции и ослабленный волевой контроль.
Полученные результаты по шкале «Отраженной самоотношение» говорят о наличии у подростков с нарушениями поведения мнения о неспособности вызывать уважение у окружающих, они не ожидают от других поддержки или одобрения.
Полученные результаты по шкале «Самоценность» говорят о глубоких сомнениях делинквентных подростков в особенностях своей личности, а также о недооценке собственного духовного «Я», о том, что они не доверяют своей уникальности и индивидуальности.
Полученные результаты по шкале «Самопринятие» показывают общий отрицательный фон восприятия собственной личности, а также на склонность принимать себя излишне критично.
Показатели шкалы «Самопривязанность» говорят о том, что у подростков с нарушениями есть готовность к изменениям «Я-концепции», которое проявляется в желании совершенствовать и развивать свое «Я».
Полученные результаты по шкале «Внутренняя конфликтность» показывают на то, что у подростков с нарушениями преобладает негативный фон касательно своей личности, а также на множество сомнений, внутренних конфликтов, выраженности тенденции к самокопанию и рефлексии. Такие подростки отличаются повышенными требованиями к себе, что часто приводит к конфликту между реальным «Я» и идеальным «Я», а также между фактическими достижениями и уровнем притязаний.
Результаты по шкале «Самобвиненение» говорят о том, что у делинквентных подростков есть особенность видеть в собственной личности только недостатки, так как развита установка на самообвинение, что сопровождается развитием внутреннего напряжения и ощущением невозможности удовлетворения главных потребностей.
Статистическая обработка выявила статистически значимые различия на высоком уровне по всем шкалам методики исследование самоотношения С. Р. Пантелеева между показателями обычных подростков и подростков с нарушениями поведения.
Полученные результаты свидетельствуют о доказанности гипотезы, выдвинутой в самом начале исследования: когнитивный компонент Я-концепции и структурная организация самоотношения обнаруживают характерные особенности у делинквентных подростков по сравнению со сверстниками.
Результаты исследования способствовали разработке ряда рекомендаций.

1. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С.92-100.
2. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2010 (8), № 1 с. 25-41
3. Давлетбаевой З.К. "Асоциальное поведение учащихся: теоретический и практический подходы".
4. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. — 322 с.
5. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», М.: Россия, 2010
6. Карельская Е., Кампова Ж. Темперамент в профессиональной деятельности / Е. Карельская, Ж. Кампова // Первое сентября.- Школьный психолог. — 2010. — № 15. — С. 20-23
7. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С.69-78
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. 2014
9. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях / Н. А. Криволапова // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 170–176
10. Медведев А. М. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности. – Волгоград.: 2009. – 316 с.; В. Л. Васильев Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 608 с
11. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения, Речь, 2015
12. Мухина В.С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для вузов – М.: Academia, 2010
13. Организация и сопровождение сетевого взаимодействия на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения : метод. рекомендации / авт.-сост. В. А. Рудаков. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 70 с
14. Осовская С.КВН "Кем быть?" / С. Оссовская // Первое сентября. — 2009. — № 2. — С. 40-41
15. Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя
16. Психология общения: энциклопедический словарь. /под ред. А.А. Бодалева. М., 2011
17. Резапкина, Г. В. Правильный выбор профессии : система кл. часов для учащихся 5–9 кл. / Г. В. Резапкина // Спутник классного руководителя. – 2011. – № 4. – С. 108
18. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2010.
19. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2010. - №3. - С.46-55
20. Семенов Г. С.Выявление в семье склонностей детей к различный видам деятельности / г. С. Семенов// Воспитание школьников. — 2010. — № 9. — С. 61-66
21. Степанов В.Г. психология трудного школьника. М., 2010
22. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 2009. - №7. - С.38-41.
23. Тоистева, О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. С. Тоистева // Народное образование. – 2010. – № 1. – C. 257–259
24. Файзиева, Е. Б. Программа активизации профессионального и личностного самоопределения подростков 14–16 лет / Е. Б. Файзиева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2011. – № 1. – С.100–103
25. Шамрицкая И.А. ЛОЖЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Сборник научных работ «Эврика – 2011»
26. Шмелев А.Г. Делинквентное поведение // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М., Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С.383-401
27. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подросков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 2010. – С. 259–349.
28. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 46-56.
29. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2010. - С. 102-109.
30. Долгова, А.И. Преступность и ее социально-психологические аспекты // Юридическая психология; сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2011. – С. 139–148.
31. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинг. – СПб.: Речь. – 2010. – 336 с.
32. Ениколопов, С.Н. Проблема легитимизации агрессии в юридической психологии / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова. Часть I. – М.: МГПУ, 2015. – С. 20–22.
33. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Издательство Московского университета, 2010. - 157 с.
34. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – Режим доступа. – http://psylib.myword.ru
35. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 2010. № 7. С. 25-29.
36. Кулаков, С.А. На приеме у психолога – подросток: пособие для практических психологов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2011. – 350 с.
37. Миньковский, Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. – М., 2010.
38. Некрасова, Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – С. 81–85
39. Перешеина, Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / Н.В. Перешеина, Е.В. Куприянчук // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2010. – С. 113–124.
40. Содержание работы школьного психолога с трудновоспитуемыми подростками: метод. Рекомендации / сост. Е.В. Чуменко. – Мин-во образования Республики Беларусь. Акад. последипломного образования. Лаб. прикл. пед. психологии. – Мн., 2010. – 24 с
41. Фомина, Л.В. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков (на материале судебно-психологических экспертиз) // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2010. – С. 150–155.
42. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
43. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.– Мн.: НИО, 2010.– 198 с
44. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. - 2011. - №8. - С.10-13.
45. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. Исслед. / Рос. Гос. Юнош. Б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. - М., 2013. - 24 с.
46. Шадура, А.Ф. Отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентаций подвергающихся наркотизации подростков и юношей // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – С. 88–92
47. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография / А. С. Шаров. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2010. - 358 с.
48. Шотина О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Открытая школа. - 2011. - №4. - С.43-45.
49. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 204 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Одним из важнейших элементов в структуре личности человека является Я-концепция индивида. Я-концепция - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Данное исследование базируется на теории Я-концепции Р. Бернса, который представляет данный феномен как совокупность всех представлений индивида о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения. С точки зрения Р. Бернса, Я-концепция определяется, как совокупность установок, направленных на самого себя и сопряженных с их оценкой. Р. Бернс выделяет три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Я – концепция индивидов тесно связана с их поведением и образом жизни.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Условия взросления современного поколения быстро меняются, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Именно в детско-юношеском возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется, это ведет к тому, что подростковый возраст представляет собой группу повышенного социального риска. В этот период в человеке закладывается система ценностных ориентаций. Они являются нравственным и культурным стержнем личности, им принадлежит особая роль в деятельности и в формировании личности, они влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека.
Проблемой изучения понятия Я-концепции занимались множество зарубежных авторов, таких как так: Р. Бернс, У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, К. Роджерс. Среди отечественных исследователей: Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.
Целью данной работы является выявление особенностей Я-концепции делинквентных подростков.
Объектом исследования выступает Я-концепция личности.
Предметом - особенности Я-концепции делинквентных подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что когнитивный компонент Я-концепции и структурная организация самоотношения обнаруживают характерные особенности у делинквентных подростков по сравнению со сверстниками.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования Я-концепции и ее структуры;
2. Провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования делинквентных подростков;
3. Выявить особенности когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов Я-концепции респондентов.
4. Сделать сравнительный анализ Я-концепции делинквентных подростков и обычных подростков.
5. Разработать психологические рекомендации для делинквентных подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы;
2. Статистическая обработка результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни, была использована программа SPSS 20);
3. Тестирование.
С целью проведения исследования применялся комплекс методик: тестирование «Кто я?» М. Куна, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
Опытно-экспериментальная база. В исследовании приняли участие две группы подростков в возрасте 13-14 лет: контрольная группа – учащиеся 7 А общеобразовательной школы 123, 16 человек (нормативные подростки); экспериментальная группа – подростки, стоящие на учете в ОПДН за совершение различных административных правонарушений, 16 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с девиантными подростками для разработки программ профилактики и коррекции девиантного поведения.
Работа состоит из введения, 2 глав: теоретической и эмпирической, а также заключения, списка литературы и приложений.


Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы изучения Я-концепции делинквентных подростков в психологической науке 6
1.1. Понятие Я-концепции в отечественной и зарубежной психологической науке 6
1.2. Понятие делинквентного поведения и факторы его формирования 21
1.3 Психологические особенности делинквентных подростков 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции делинквентных подростков 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Описание результатов исследования 37
2.3 Анализ результатов исследования 47
2.4. Психологические рекомендации по профилактике делинквентного поведения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64






Проанализировав выше изложенное, можно сказать, что Я-концепция – это относительно устойчивая, однако не всегда осознаваемая и переживаемая неподражаемая система представлений человека касательно самого себя, она может выступать как санкционирующий механизм по отношению к себе и внешнему миру, так как связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлых событиях, будущем и настоящем.
По мнению И. С. Кона, что Я-концепция в подростковом возрасте становится более устойчивой, однако при этом претерпевает некие изменения в связи с: психологическими и физиологическими изменения, связанными с половым созреванием; развитием интеллектуальных и когнитивных возможностей; требованиями, исходящими от социальной среды. Также важное значение в данном случае имеют основные приобретения данного возрастного периода. Сюда относится развитие у подростка абстрактно-логического мышления одновременно с появлением потребности в теоретическом осмыслении, заботы о точном изложении материала, с активным желанием сделать его убедительным, в частности происходит анализ и взаимоотношений с друзьями, а также сравнение собственных качеств с качествами значимых взрослых и сверстников. Развивается такая черта, как обращение внутрь себя, а также интерес к собственному внутреннему миру.
Важнейшим фактором становления Я-концепции является общение со сверстниками. Как правило, общение требует взаимопонимания, откровенности и внутренней близости, так как основано на отношении к другому как к себе, поэтому в нем раскрывается собственное реальное Я, которое поддерживается самоуважением и самопринятием.
В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, появляется потребность разобраться в нем, склонность к самоанализу. В результате к концу подросткового возраста происходит становление Я-концепции как интегративной, целостной системы представлений о себе, связанной с оценкой, отношением к себе, с локусом контроля. Можно отметить, что в процессе накопления подростком жизненного опыта, его Я-концепция становиться более конкретной и реалистичной, он проверяет ее положения, чтобы избежать ненужных разочарований и обеспечить оптималь-ность действий.
В нашем исследовании мы использовали две методики, которые направлены на изучение разнообразных структурных компонентов Я-концепции, связанных с личностными особенностями делинквентных подростков и их сверстников. Для того, чтобы изучить когнитивный компонент Я-концепции мы использовали методику «Кто я?» М. Куна. А также в ходе исследования мы использовали методику исследования самоотношения С.Р.Пантелеева.
Полученные результаты по методике «Кто я?» М. Куна свидетельствуют о том, что, описывая себя все подростки обращаются к категории, связанной с личностными характеристиками. Сюда можно отнести достоинства и недостатки, особенности темперамента, нравственные качества. При этом подростки с нарушениями поведения особое внимание уделяют моральным (честный, справедливый и др.) и волевым качествам (выносливый, сильный и др.), тогда как подростки не имеющие нарушения - качествам, связанным со взаимоотношениями с окружающими (общительная, компанейская и др.). а также связанные с эмоциями (веселая, вспыльчивая и др.).
Результаты, полученные после применения методики показывают, что для подростков с нарушениями поведения большее значение имеет категория «увлечения и интересы». Они не стесняются рассказывать про свои увлечения (музыка, живопись и т.д.).
Также можно заметить, что категории «пол», «возраст». «национальность», «гражданство» и качества, с ними связанные не имеют особого значения для подростков обеих групп.
Что касается методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, то особенности подростков с нарушениями поведения качественно отличаются от особенностей обычных подростков, а именно:
Относительно шкалы «Закрытость», группа подростков с нарушениями отличается выраженным защитным поведением, желанием соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми, они отличаются нежеланием раскрывать себя и признавать наличие той или иной проблемы.
Полученные результаты по шкале «Самоуверенность» показывают присутствие у делинквентных подростков некоторого неуважения к себе, которое может быть связано с отсутствием уверенности в своих возможностях. Такие подростки не доверяют своим решениям и не считают возможным преодоление трудностей в достижении поставленных целей.
Полученные результаты по шкале «Саморуководсво» свидетельствуют о преобладании среди делинквентных подростков установки на влияние внешних обстоятельств и событий, а также недостаточное развитие механизмов саморегуляции и ослабленный волевой контроль.
Полученные результаты по шкале «Отраженной самоотношение» говорят о наличии у подростков с нарушениями поведения мнения о неспособности вызывать уважение у окружающих, они не ожидают от других поддержки или одобрения.
Полученные результаты по шкале «Самоценность» говорят о глубоких сомнениях делинквентных подростков в особенностях своей личности, а также о недооценке собственного духовного «Я», о том, что они не доверяют своей уникальности и индивидуальности.
Полученные результаты по шкале «Самопринятие» показывают общий отрицательный фон восприятия собственной личности, а также на склонность принимать себя излишне критично.
Показатели шкалы «Самопривязанность» говорят о том, что у подростков с нарушениями есть готовность к изменениям «Я-концепции», которое проявляется в желании совершенствовать и развивать свое «Я».
Полученные результаты по шкале «Внутренняя конфликтность» показывают на то, что у подростков с нарушениями преобладает негативный фон касательно своей личности, а также на множество сомнений, внутренних конфликтов, выраженности тенденции к самокопанию и рефлексии. Такие подростки отличаются повышенными требованиями к себе, что часто приводит к конфликту между реальным «Я» и идеальным «Я», а также между фактическими достижениями и уровнем притязаний.
Результаты по шкале «Самобвиненение» говорят о том, что у делинквентных подростков есть особенность видеть в собственной личности только недостатки, так как развита установка на самообвинение, что сопровождается развитием внутреннего напряжения и ощущением невозможности удовлетворения главных потребностей.
Статистическая обработка выявила статистически значимые различия на высоком уровне по всем шкалам методики исследование самоотношения С. Р. Пантелеева между показателями обычных подростков и подростков с нарушениями поведения.
Полученные результаты свидетельствуют о доказанности гипотезы, выдвинутой в самом начале исследования: когнитивный компонент Я-концепции и структурная организация самоотношения обнаруживают характерные особенности у делинквентных подростков по сравнению со сверстниками.
Результаты исследования способствовали разработке ряда рекомендаций.

1. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С.92-100.
2. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2010 (8), № 1 с. 25-41
3. Давлетбаевой З.К. "Асоциальное поведение учащихся: теоретический и практический подходы".
4. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. — 322 с.
5. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», М.: Россия, 2010
6. Карельская Е., Кампова Ж. Темперамент в профессиональной деятельности / Е. Карельская, Ж. Кампова // Первое сентября.- Школьный психолог. — 2010. — № 15. — С. 20-23
7. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С.69-78
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. 2014
9. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях / Н. А. Криволапова // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 170–176
10. Медведев А. М. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности. – Волгоград.: 2009. – 316 с.; В. Л. Васильев Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 608 с
11. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения, Речь, 2015
12. Мухина В.С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для вузов – М.: Academia, 2010
13. Организация и сопровождение сетевого взаимодействия на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения : метод. рекомендации / авт.-сост. В. А. Рудаков. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 70 с
14. Осовская С.КВН "Кем быть?" / С. Оссовская // Первое сентября. — 2009. — № 2. — С. 40-41
15. Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя
16. Психология общения: энциклопедический словарь. /под ред. А.А. Бодалева. М., 2011
17. Резапкина, Г. В. Правильный выбор профессии : система кл. часов для учащихся 5–9 кл. / Г. В. Резапкина // Спутник классного руководителя. – 2011. – № 4. – С. 108
18. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2010.
19. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2010. - №3. - С.46-55
20. Семенов Г. С.Выявление в семье склонностей детей к различный видам деятельности / г. С. Семенов// Воспитание школьников. — 2010. — № 9. — С. 61-66
21. Степанов В.Г. психология трудного школьника. М., 2010
22. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 2009. - №7. - С.38-41.
23. Тоистева, О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. С. Тоистева // Народное образование. – 2010. – № 1. – C. 257–259
24. Файзиева, Е. Б. Программа активизации профессионального и личностного самоопределения подростков 14–16 лет / Е. Б. Файзиева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2011. – № 1. – С.100–103
25. Шамрицкая И.А. ЛОЖЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Сборник научных работ «Эврика – 2011»
26. Шмелев А.Г. Делинквентное поведение // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М., Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С.383-401
27. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подросков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 2010. – С. 259–349.
28. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 46-56.
29. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2010. - С. 102-109.
30. Долгова, А.И. Преступность и ее социально-психологические аспекты // Юридическая психология; сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2011. – С. 139–148.
31. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинг. – СПб.: Речь. – 2010. – 336 с.
32. Ениколопов, С.Н. Проблема легитимизации агрессии в юридической психологии / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова. Часть I. – М.: МГПУ, 2015. – С. 20–22.
33. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Издательство Московского университета, 2010. - 157 с.
34. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – Режим доступа. – http://psylib.myword.ru
35. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 2010. № 7. С. 25-29.
36. Кулаков, С.А. На приеме у психолога – подросток: пособие для практических психологов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2011. – 350 с.
37. Миньковский, Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. – М., 2010.
38. Некрасова, Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – С. 81–85
39. Перешеина, Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / Н.В. Перешеина, Е.В. Куприянчук // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2010. – С. 113–124.
40. Содержание работы школьного психолога с трудновоспитуемыми подростками: метод. Рекомендации / сост. Е.В. Чуменко. – Мин-во образования Республики Беларусь. Акад. последипломного образования. Лаб. прикл. пед. психологии. – Мн., 2010. – 24 с
41. Фомина, Л.В. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков (на материале судебно-психологических экспертиз) // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2010. – С. 150–155.
42. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
43. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.– Мн.: НИО, 2010.– 198 с
44. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. - 2011. - №8. - С.10-13.
45. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. Исслед. / Рос. Гос. Юнош. Б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. - М., 2013. - 24 с.
46. Шадура, А.Ф. Отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентаций подвергающихся наркотизации подростков и юношей // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – С. 88–92
47. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография / А. С. Шаров. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2010. - 358 с.
48. Шотина О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Открытая школа. - 2011. - №4. - С.43-45.
49. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 204 с.

Купить эту работу

Особенности Я-концепции делинкветных подростков

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

16 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические проблемы современной организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
140 ₽
Готовая работа

Э. Фромм: «Человек для себя»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Собственная модель мотивации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психология в маркетинге

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Я - личность

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
80 ₽
Готовая работа

Человек и его потребности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Эссе Эрик Берн. Игры, в которые играют люди.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Проблема развития «Я-концепции» современного педагога

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Раскрыть одну тему из списка.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Связь казуальной ориентации с уровнем логического мышления

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Основные проблемы развития одарённых детей.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

«Человек, который может любить – может всё»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽