пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников. июль 2017 год,"институт развития образования". Защитилась на 5 баллов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительн
Показать всеого восприятия и произвольного внимания.
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [23, с.127].
Другие исследователи, например С. Прищепа, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Скрыть
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения пальчиковых игр
как средства развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3 Понятие «игра». Игровая деятельность старших дошкольников
и ее особенности 17
1.4 Особенности использования пальчиковых игр в старшем
дошкольном возрасте 28
Выводы по Главе I 32
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1 Принцип подбора игр
Показать все 33
2.2 Группы пальчиковых игр 37
2.3 Организационный аспект построения эксперимента 40
2.4 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования 48
Выводы по Главе II 54
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 65 Скрыть
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с.,
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236с.
3. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова. – М., 2005 – 236с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 1992. - 272с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
6. Давыдов В.В. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1983 - 463 с
7. Дошкольная педагогика. – 2
Показать все008. - №7. – (С. 33-37.)
8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
9. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с.,
10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: 2000. - 896с.
11. Ковалёв А.Г., Мясищев В. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В. Мясищев - Л. 1995. - 320 с.
12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД «МиМ», 1998 - 192с.
13. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
15. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
16. Любина Г. Как учить стихи играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)
17. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / учебное пособие. - М., Академия, 2000. - 376 с
18. Немов Р.С. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
19. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.
20. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 1988. - 256с.
21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.: ил.
23. Сеченов И.М. Физиология нервной системы Избранные труды. В 4 вып. Вып. 2 / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский / Под общ. ред. К.М. Быкова. - М. : Медгиз,1952.
24. Соколова Е.Н. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
25. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: 2004.-20с.
26. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
27. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет: пособие для педагогов и родителей. – М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2012. – 48 с.
28. Уфимцева Л. П., Курегешева Т. Н. Психодиагностические методики для работы с младшими школьниками, имеющими глубокие нарушения зрения // Дефектология, 2002. - № 6. - С. 6.
29. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития. Методы исследования. - Киев: Освита, 1992. - 220 с
30. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
31. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. - 734с.Скрыть
В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач [7, c.47]. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный теат
Показать всер на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения [7, c.68].На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.Для старших дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр - игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций. М.М. Кольцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами [12, c.114]:в начале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание;введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил.Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия. При обучении обратному действию, ребенок становится в ситуацию, когда для объяснения существующих в игре правил необходимо ввести в нее сюжет и роли.Осваивая постепенно игры с правилами и соответствующие им действия, дети старшего дошкольного возраста постепенно к завершающему этапу развития игры - этапу сюжетосложения. Сюжетосложение представляет собой обозначение и развертывание последовательности событий преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиванием. На данном этапе ребенок действует со смыслами, помогающими ему преодолеть ограниченность функционально-ролевых отношений и лежащих в их основе социальных норм, и приблизиться к собственно человеческим отношениям [17, c.59].Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего. Он может конструировать игру, находясь в реальной и в условной позиции. При этом дети с развитым уровнем субъекта игровой деятельности строят свою деятельность из условной позиции, каждый раз моделируя ее в зависимости от своих целей и намерений.1.4 Особенности использования пальчиковых игрв старшем дошкольном возрастеОчень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила», но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту игру, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырех строчный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза – Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие [3, c.92].Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить [12, c.73].Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, М. И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь [5, c.132].В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения пальцев или неким игровым образом. Кроме того, именно включенность движений пальцев в целостную воображаемую ситуацию отличают пальчиковые игры от пальчиковых упражнений и самомассажа, а так же целый ряд дидактических игр к которым можно отнести плетение, лепка, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуров, мозаика, конструкторы, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка, мелкой моторики рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого [5, c.241].По определению Т.В. Лаврентьевой, пальчиковая игра - это инсценировка в воображаемой ситуации, каких - либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира [8, с.49].История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игры очень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:- игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста;- игры с правилами для детей постарше.Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое) [9, с.71]. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами Г.Г. Агаян, Т.В. Александрова, Р. Граббет, М.С. Рузина и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма[12, с.82]. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно - двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.Можно сделать вывод, что пальчиковая игра - это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться [13, c.6].С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем возрасте начинают «рассказывать руками» целые истории.Выводы по Главе IИтак, подведем краткие итоги рассмотренного материала. В данной главе нами были рассмотрены теоретические основы изучения пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Изучая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что Ребёнок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и взрослых, воспитывающих ребёнка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Поэтому в работе необходимо использовать эффективные средства своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно.В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Мы можем отметить, что игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Детская игра - ведущий вид деятельности детей, в ней лучше всего происходит психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего.ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Принцип подбора игрКак уже говорилось выше, пальчиковые игры развиваю мелкую моторику, мускулатуру рук, координацию движений, память, внимание, речь, мышление.Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика.Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук занятия должны быть составлены таким образом, чтобы сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев, использовались изолированные движения каждого из них [27, с. 5].Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.Показывая игру в первые раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли как следует рассмотреть движения и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполнять упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с педагогом. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию.Как показывает практика, работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5-7 игр, добавляя одну новую игру в неделю. Это даст возможность хорошо усвоить старые игры, но в то же время не устать от них. Считается, что самым лучшим временем для пальчиковых игр является, во-первых, время утренней гимнастики. Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы размять и разогреть руки. Также пальчиковые игры незаменимы на фискультминутках: они позволяют расслабить мышцы рук.При выборе пальчиковых игр необходимо отдавать предпочтение играм, с которыми обучение будет проходить интересно и легко. Например, такие игры научат детей счету, помогут понять понятие «состав чисел», дадут возможность на практической основе понять принципы сложения и вычитания, запомнить геометрические фигуры, порядковые числа [27, c.6].Также важны игры, направленные на изучение грамоты. Например, проговаривая стихотворный текст, ребенок выделяет голосом звуки, соответствующие изучаемой букве, - то есть фонемы, чтобы потом показать на пальцах, как выглядит рука. Запоминание проходит более эффективно, так как задействовано больше органов чувств, больше ассоциаций.При знакомстве с литературными произведениями также можно использовать пальчиковые игры: например, покажите, как лиса постучала в теремок / как дед тянул репку / как Красная Шапочка шла по лесу и т.д.На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры на расслабление, в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; игры на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое). Таким образом, приведём перечень некоторых игр:- Сорока-ворона кашу варила…- В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…- Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…- Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…- Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…- Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…- Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..- «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..» - Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…- У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…- «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»- Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…- «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»- На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..- Мы делили апельсин. Много нас, а он один…- Две сороконожки бежали по дорожке…- Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.- Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.- Перетяжечки. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу