СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению восприятия социального образа успешности и успеха 8
1.1 «Успешность» и «успех» в системе ценностных ориентаций 8
1.2 Современные индикаторы социальной успешности 18
1.3 Социологические подходы к изучению успешности в контексте качества жизни в России и за рубежом 29
Глава 2. Концепт успешности в представлении московского студенчества 41
2.1 Структура концепта успешности и успеха в представлениях студентов-гуманитариев 41
2.2 Особенности представления об успешных людях со-временности у московского студенчества и изучение представления об основных психологических чертах успешного человека 51
2.3 Представления о причинах успеха у студентов-гуманитариев на основании фактора причины успеха и соотнесенных с ним репрезентаций психологических черт образа успешного человека 59
Заключение 65
Литература 67
Приложения 72
Приложение 1. Анкета. Образ успешного человека 72
Приложение 2. Методы исследования и описание выборки 74
1.1 «Успешность» и «успех» в системе ценностных ориентаций
Понятие успеха заимствовано наукой из обыденной жизни. Под успехом понимают, например, удачу в достижении чего-нибудь, общественное признание, успех в профессиональной сфере. Исследуя тему успеха можно сделать вывод, что наиболее точным определением, отражающим современные социологические знания об успехе является такое определение успеха: жизненный успех есть комплекс представлений, сформированных в социуме на основе признаваемых ценностей и стандартов и признания наличествующих и потенциальных достижений, которые оцениваются высокими, престижными в обществе. Такой комплекс представлений служит критерием, какие результаты деятельности социально вознаграждаются. Следовательно, понятие успеха и его социальная репрезентация связаны с ценностными ориентациями.
Согласно сформулированному определению успех по содержанию есть универсальный феномен.
...
1.3 Социологические подходы к изучению успешности в контексте качества жизни в России и за рубежом
Культурологи нередко говорят о дальневосточной (конфуцианской), протестантской, индийской, исламской и иных «цивилизационных моделях» успеха. К примеру в Китае на протяжении почти всей истории в сознании социума властвовала модель успеха, основной составляющей которой находилось успешное продвижение чиновника по службе, то есть путь с низкой до самой высокой государственной должности.
Молодёжная среда, по мнению исследователей, наследует юношескую тенденцию к самоутверждению себя, как личности. В этом, по словам В.А. Крутецкого, проявляется характерная трансформация чувства взрослости у старших школьников, то есть потребность не попросту внешне походить на взрослого, но стать человеком уже признанным, успешным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых30.
Как отмечает автор Асеев В.Г.
...
2.1 Структура концепта успешности и успеха в представлениях студентов-гуманитариев
Анкетирование проводится согласно анкете, см. Приложение 1. В общей выборке структура концепта успешности, согласно анкете, складывается из представлений об успехе и наличия желания успешности у всей выборки.
Рисунок 1. Структура концепта успеха по фактору места работы в зависимости от наличия представления об успехе («да») или отсутствии представления об успехе («нет») (таблица сопряженности SPSS см. Приложение)
Рисунок 1 показывает, что структура концепта успеха по фактору места работы отличается в зависимости от наличия или отсутствия представления об успехе у респондента. Всего не имеют представления об успешности 95 человек, или 43 процента, и имеют представления об успешности 106 человек, или 57 процентов.
...
Заключение
Несмотря на то, что «успешность» и «успех» не однородны у разных групп молодежи, исследование представлений об успешности у студентов-гуманитариев показало, что ключевым элементом в части представления самопрезентации успешного человека и его психологических черт характера, является уверенность в себе и спокойствие.
Согласно данным о прототипах успешной личности Н.В. Лейфрид, выделяющей два прототипа успешной личности, можно так же обрисовать два противоположных по характеристикам концепта успешности:
1) первый описывается внешними, социально признанными критериями успеха, что отражает распространенные ценности современного общества. Это положение в обществе политика, рантье, что подтверждает теорию Веблена, то есть не совсем представителя среднего класса. При этом такой человек имеет презентабельную внешность, он материально обеспечен, и, если соотнести полученные данные, свободен в своих волеизъявлениях.
...
Литература
1. Акбиева, З.С. Психология карьеры в социальном контексте профессионального служения: монография / З.С. Акбиева. – М.: МГОУ, 2005. – 143 с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 2004. - т.5. - № 5. - С. 63-70
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Наука Иркутск., 2009. - 195 с.
5. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания современной молодежи// Представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения. // Кросс - культурные и тендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи. В 3 частях — Екатеринбург, 2004
6. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех (словарь прикладной этики) // Этика образования. Ведомости. Вып. 26. Тюмень, 2005. С. 248
7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех. М., Пресс-ант С. 253–255.
8. Бакштановский В.И.
...
1. Акбиева, З.С. Психология карьеры в социальном контексте профессионального служения: монография / З.С. Акбиева. – М.: МГОУ, 2005. – 143 с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 2004. - т.5. - № 5. - С. 63-70
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Наука Иркутск., 2009. - 195 с.
5. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания современной молодежи// Представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения. // Кросс - культурные и тендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи. В 3 частях — Екатеринбург, 2004
6. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех (словарь прикладной этики) // Этика образования. Ведомости. Вып. 26. Тюмень, 2005. С. 248
7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех. М., Пресс-ант С. 253–255.
8. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех. М., Пресс-ант С. 253–255.
9. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
10. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж, 2005. - 640 с.
11. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Библион - Русская книга, 2003; Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // «Мир России», №2 (2005), с. 3-40.
12. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 2008.
13. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
14. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1984
15. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000.
16. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.104
17. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.104
18. Галюк А.Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. // Мировоззрение как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2002. - с. 255-258
19. Герасимовский Д.В. Эпоха политического спектакля // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 130–139.
20. Грабузов А.А. Духовный мир молодежи России. Прана. СПб., 2008.
21. Данч И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания // Психология личности вобществе: Активность и развитие личности. - Олма ЛМ М., 2009. - С. 67-78.
22. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа., - 2007
23. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ. – СПб.: Астерион, 2005. – 148 с
24. Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. От 80-х к 90-м: трансформация моделей успеха // Народонаселение. 1998. № 1.
25. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // «Мир России», №2 (2005), с. 3-40.
26. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // «Мир России», №2 (2005), с. 3-40.
27. Ильин В. Поведение потребителей. СПб: «Питер», 2000
28. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 2008. № 12
29. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. - 2004. - № 4. - С. 5-14.
30. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. - 2004. - № 4. - С. 5-14.
31. Кон И.С. Социализация. - БСЭ, 3-е издание., т.24. - С. 221.
32. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - Паритет М., 2006. - 192 с.
33. Ланосов П.Р.. Ценностные ориентации современной молодежи. Гаяна-Пресс СПб., 2008. С. 35
34. Лапицкий М.И. Не по «щучьему велению», а по здравому разумению (Тема труда в американском фольклоре) // Американский характер. М., 1995.
35. Лейфрид Н.В. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения. – ПСЦ Дарина Томск – 2009 г.
36. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - Пресс-Арт М., 2000. - 685 с.
37. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 2004. - т. 14. - № 4. - С. 94-102.
38. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003.
39. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - M., 2002. - С. 182-186.
40. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8
41. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001
42. Немов Р.С. Психология. в 2-х т., Т. 1. - М., 2004. - 576 с.
43. Оллпорт Г. Личность в психологии. - МД ЛТД СПб., 2008. - 345 с.
44. Прокофьев А.В. «Плюрализация успеха»: проблемы и парадоксы // Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН. 2006.
45. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 2000. - 494 с.
46. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 2005. - С. 147-148.
47. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //Вестник молодежи Приволжского региона - Каз., Мирра – 2009
48. Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. С. 173
49. Согомонов А.Ю. Текст корпорации: «страх успеха» или «дух сотрудничества» // Этика успеха. 1994. Вып. 3.
50. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6.
51. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб., 2001. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно — экономических условиях. Москва — Воронеж. 2008
52. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998
53. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., 2000. - 368 с.
54. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., 1990. - 368 с.
55. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1−2.
56. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - Олма-Пресс М., 2005. - 288 с.
57. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,2001.
58. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. Психол. - 2005. - № 4. - С. 50-56.