Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Деятельность М.М. Сперанского и его экономические программы

  • 34 страниц
  • 2015 год
  • 314 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
М.М. Сперанский был выдающейся, неординарной личностью, выделяющейся среди своих современников прогрессивным мышлением. Жизнь Сперанского насыщена неожиданными поворотами и событиями. Он вернулся к активной государственной деятельности после многих лет, казалось бы, необратимой царской опалы. Его труды оказывались востребованными всегда, когда Россия вступала на путь реформ. И в наши дни наследие М.М. Столыпина не выглядит устаревшим, а представляется более чем актуальным.Взгляды и предложения М. Сперанского вновь стали актуальными в последнее десятилетие XX в.,когда Россия столкнулась с необходимостьюпреобразований государственных органов управления.
Судьба Сперанского уникальна уже тем, что в истории России не было другого политика, чьи идеи оказали бы такое же сильное влияние на развитие страны.
Исторический опыт трех столетий, исложности настоящего времениподтверждают, что есть определенная совокупность проблем на пути российских реформ. Трудность состоит в том, чтобы выбратьнаиболее приемлемый вариант взаимодействия и взаимосвязи индивида, общества и государства. Деятельность Сперанского является значимой для понимания исторического опыта реформ в России и в Европе. Его работы следуетпринимать во внимание, в поискесути индивидуальной свободы.
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти (WilliamPetty), Адам Смит (AdamSmith), Иоганн Юсти (Justi, JohannesHeinrichGottlob), Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов. В России значительный вклад в развитие системы государственных финансов внес в XIX в. видный государственный деятель М. М. Сперанский. В своей работе «План финансов» (1810) сформулировал свои идеиотносительно построения государственной бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы современной России во многом похожи на «План финансов» Сперанского. Сперанский знал, что будущее его проектов (как и его самого) находятся в руках царя, и поэтому он излагал свои мысли умеренно, не отталкиваяцаря излишним радикализмом. Тем не менее, даже в таком виде реформы Сперанского обеспечили бы прорыв России от феодального самовластия к началам буржуазного права. Феодальная знать восприняла егокрайне отрицательно. В его проектах видели почти что революционную опасность. Предложения по государственномупреобразованию, основанные на конституционной монархии, финансовые реформы и вся деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое отторжениебольшинством дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни о М.М. Сперанском пошатнули его положение при дворе. В это время в общественном сознании широко распространились идеи политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный вид реформ был не приемлемым для дворян, усмотревших в них, прежде всего потерю льгот и привилегий. С теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н.М.Карамзин — в то время популярнейший литератор, уже работавший и над «Историей государства Российского». В марте 1811г. он вручил Александру I свою «Записку о древней и новой России». Карамзин гневно обрушился на главную у Сперанского идею представительного правления, усмотрев в ней посягательство на незыблемость самодержавия.
Основной мыслью Сперанского, которая отражена во всех политических трактатах и проектах государственных преобразований заключалась в верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский утверждал, что в России существуют два положения: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». По его мнению, конституция могла бы ограничить самые жесткие проявления тирании, которые наблюдались в России того времени; начали бы формироваться основные элементы правового государства, конституционно-правовые ограничения, а гарантом гражданских прав и законов стала бы конституция; однако переход к конституционному строю, для предотвращения общественных волнений, должен был произойти только по инициативе императора.
В отношении общественного устройства М.М. Сперанский выступал за сохранение видоизмененной сословной структурыиз трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. В соответствии с его проектом гражданскими праваминаделялись все население страны, однакополитическим правами, т.е. избирательным правом предоставлялись исключительно дворянам и людям среднего сословия, которые имеют недвижимую собственность в определенных размерах. М.М. Сперанский выступал за отмену крепостного права. Однако процедура освобождения крестьян по его проекту была достаточно длительной. К тому же Сперанский выступал за права на помещичью собственность на землю и не высказывался относительнопредоставлении земли освободившихся крестьянам.
Финансовые идеи М. Сперанского, выдвинутые им для обоснования денежной реформы, были поворотным пунктом в истории управления русскими финансами и в экономическом мышлении. Американский профессор М .Раэфф, автор книги о М. Сперанском, считает, что его финансовые идеи опережали взгляды большинства западноевропейских экономистов тогдашней эпохи и шли в том же направлении что и предложения английских теоретиков и практиков первой четверти XIX в.
Исследователи деятельности Сперанского считают, что его финансовые идеи опережали взгляды большинства западноевропейских экономистов тогдашней эпохи и шли в том же направлении, что и предложения английских теоретиков и практиков первой четверти XIX.
Целью данной работы является исследование экономических взглядов М.М. Сперанского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить основные этапы в биографии М.М. Сперанского;
 Выявить предпосылки и необходимость преобразований в России;
 Иследовать суть государственных преобразований;
 Изучить основы экономических взглядов в работах Сперанского;
 Охарактеризовать денежную реформу Сперанского;
 Изучить основы составления бюджета по Сперанскому;
 Исследовать предложения по оптимищации налоговойсистемы;
 Изучить основы финансового управления по Спиранскому.
Объектом исследования являются экономические взгляды Сперанского М.М.
Предметом исследования является деятельность М.М Сперанского.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав. Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи, раскрывается актуальность работы.
Первая глава состоит из краткой биографии М.М. Сперанского, характеристики экономической ситуации в которой приходилось работать Сперанскому и содержание его предложений по реформированию государственного устройства.
Во второй главе подробно рассмотрены основные экономические взгляды Сперанского.В частности, охарактеризованы его взгляды на бюджетное устройство, налоговую систему, финансовое управление, рассмотрены основы его денежной реформы.
В заключение подводятся итоги исследования, сделаны основные выводы по работе.
В работе использовались общенаучные методы, которые включают исторический, логический и метод классификации.
В качестве источников процессе выполнения работы были исследования, документы и материалы, принадлежащие самому реформатору составленные им акты, указы, положения и другие официальные документы, подготовительные материалы и черновые наброски, письма к царю, родным и друзьям. Так же использовались статьи в тематических изданиях, журналах по теме работы. 

Оглавление
Введение 3
1 Личность М.М. Сперанского и его основные взгляды 6
1.1.Основные этапы в биографии М.М. Сперанского 6
1.2 Предпосылки и необходимость преобразований в России 14
1.3 Суть государственных преобразований 16
2 Экономические воззрения Сперанского 21
2.1 Суть экономических взглядов в работах Сперанского 21
2.2 Денежная реформа Сперанского 21
2.3 Основы составления бюджета по Сперанскому 25
2.4 Налоговые преобразования Сперанского 26
2.5 Финансовое управление 27
Заключение 31
Список литературы 34

Заключение
Сперанский был лучшим, талантливым представителем старого, духовно-академического образования. По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время.
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 г. в д. Черкутино Владимирской губернии (владении графа Н.И. Салтыкова), в семье иерея сельской церкви, не имевшего даже родового прозвища. Свою фамилию М. Сперанский (от лат. Sperare — надеяться) приобрел во время обучения во Владимирской семинарии, которую закончил в 1790 г. Как лучший ученик он был отправлен на учебу в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, которая в то время выполняла функции духовной академии. По окончании обучения в 1792 г. был оставлен в семинарии в качестве преподавателя математики, а затем физики, красноречия и философии.
В 1796 г. по рекомендации ректора семинарии молодой преподаватель был приглашен князем А.Б. Куракиным на должность домашнего секретаря для ведения переписки. 2 января 1797 г. М. Сперанский был принят в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника. Это назначение стало переломным в его карьере в качестве чиновника: всего за четыре с половиной года (до июля 1801 г.) он проделал путь от домашнего секретаря знатного вельможи до видного сановника Российской Империи с чином действительного статского советника, который приравнивался к воинскому званию генерала. Безусловно, важное значениев таком карьерном росте принадлежало сложившимся обстоятельствам (в наибольшей степени убийство императора Павла I и восшествие на престол Александра I), однако, нужно отдать должное государственному уму и дарованию самого М. Сперанского, его влияние на вопросы государственного управления всегда превосходили статуса его должности. Время работы М. Сперанского в Министерстве внутренних дел считаютсяглавнейшим периодом его жизни, время усердной работы и «прелюдии его славы». С конца 1807 г. начинается сближение М. Сперанского с императором Александром I, который сделал его членом разных комитетов и комиссий, а 1 января 1810 г. — государственным секретарем вновь созданного Государственного совета. Вплоть до конца 1811 г. М. Сперанский являлся наиболее влиятельным среди российских сановников лицом, воздействие которого на ход государственных дел было почти всеобъемлющим.
Финансовое положение страны было критическим. Свою экономическую программу M. M. Сперанский изложил в записке «О силе правительства». Главной же задачей стало пополнение доходов, которые, по плану Сперанского, должны превышать расходы. На меры Сперанского стоит обратить внимание, так как об этих действиях знает лишь узкий круг историков. Сперанский увеличил налоги, подушную подать, гербовый сбор, ввел единовременный сбор налогов с помещиков – по 50 копеек с ревизской души. Вводился налог на соль. Сокращались расходы ведомств, устанавливался жесткий контроль за ними, сокращались штаты. Сперанский предложил для погашения государственного долга распродажу государственного имущества в частную собственность. Предпринимателям разрешалось организовывать небольшие акционерные общества. Доходы шли не в каждое ведомство отдельно, а в казначейство; расходы предусматривались только с разрешения Министерства финансов. На 1810 г. Сперанский составил новый Таможенный тариф, который был жестко протекционистским, запрещал импорт в Россию предметов фабричного производства, изделий и значительного количества других предметов. Если в 1809 г. бюджет был сведен с дефицитом в 106 миллионов рублей, то в 1811 г. доходы превысили расходы на 6 миллионов рублей.
В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Финансовые идеи М. Сперанского, выдвинутые им для обоснования денежной реформы, были поворотным пунктом в истории управления русскими финансами и в экономическом мышлении.
По мнению Сперанского, все источники доходов и все расходы должны находиться под единым управлением. Эффективное управление возможно, если доходы и расходы устанавливаются в ежегодной смете (бюджете) в специально установленном порядке.
Все расходы он предлагал подразделять:
 по ведомствам;
 по степени нужды в них:
 к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т. е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
 расходы были "по предметному значению", т. е. чрезвычайные и обыкновенные;
 последним видом расходов назывались — "по степени постоянства", т. е. стабильные и меняющиеся издержки.
После внедрения части финансового плана М. Сперанского по уменьшению государственных расходов, привела к сокращению дефицита государственного бюджета России и росту доходов. Сперанский первым внедрил основы отчетности и проверки финансового состояния страны. При нем впервые государственный бюджет обсуждался Министерством финансов и Государственным советом, что, безусловно, способствовало ограничению расточительства и произвола в финансовых делах.
Рост доходов произошел в том числе за счет увеличения налогов. Относительно налоговой политики М. Сперанский считал, что «все вообще налоги бывают правильны:
1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;
2) когда распределяются уравнительно;
3) когда не прикасаются к капиталам, для произведения нужным, но отделяются от чистых прибытков;
4) когда образ взимания их для правительства дешев, а для честных людей не притеснителен.
Сперанский предложил ряд преобразований и в государственном устройстве. По проекту его реформ был учрежден Совет, в его состав входили высшие чиновники не по наследственному праву, а в силу профессиональных управленческих качеств.
Вслед за Государственным Советом были преобразованы все учрежденные Александром I в 1802 г. министерства. В манифесте Александра I по этому поводу министерствам поручалось «иметь непрерывное сношение со всеми местами». Преобразование Сената, по предложению М. М. Сперанского, должно было строиться на строгом разделении административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве этого органа. Особенностью нового судебного Сената должна была стать двойственность его состава: одни члены назначались царем, другие выбирались дворянством.
Более решительные меры по предложениям М. М. Сперанского были проведены Александром I в установлении рационального порядка организации государственной службы чиновников в новых правительственных учреждениях. Другой указ дал толчок к профессионализации государственного аппарата. Был установлен совершенно новый порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс).
Сперанский был воплощением системы: он удивлял умением не просто все привести в порядок, всему дать стройные формы, все развить, последовательно. С первых шагов осуществления плана намеченных преобразований М. Сперанский столкнулся с яростным сопротивлением и открытой враждебностью со стороны аристократии и высшего чиновничества. Между тем сам М. Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить с проектами реформ широкие круги тогдашней общественности, показать истинные цели и смысл своей деятельности,полагаясь исключительно на верховную политическую власть.


Список литературы
1. Акимов В. В. М. М. Сперанский как политический и государственный деятель: учебное пособие / В. В. Акимов.- Москва: Налоговый вестник, 2002.- 39 с.
2. Александр I//ww.meuseum.ru
3. Беглярова И. Михаил Сперанский – теоретик и практик государственного управления / И. Беглярова, Т. Еремина // Российская Федерация сегодня.- 2009.- № 12.- С. 44-45
4. Белозеров Б. П. Идеи М. М. Сперанского о государственном строительстве и их реализация в России в XIX-XXI веках / Б. П. Белозеров // Государственно-правовые отношения в России XXI века: материалы Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, 16 ноября 2005 г. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006.- С. 76-78.
5. Беспалова А. О. Парадигмы современного развития страны сквозь призму истории: М. М. Сперанский и Н. М. Карамзин / А. О. Беспалов // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: сборник научных трудов [Всероссийской научно-практической конференции].- Саратов: Поволжская академия государственной службы , 2007.- ЦБС г. Саратова
6. Государственные реформы М. М. Сперанского в исторической ретроспективе: материалы конференции 30 сентября – 1 октября 2004 г. / ред. Г. А. Антипов.- Новосибирск: СибАГ, 2005.- 219 с.
7. Денежная реформа Михаила Михайловича Сперанского// Денежное обращение России М., 2010
8. Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина//gumer.info
9. Клименко И. С. Просветитель-гуманист. Еще раз о Сперанском…: монография / И. С. Клименко, Н. М. Румянцева.- Москва: Московский государственный университет леса, 2010.- 200 с
10. Кодан С. В. Проекты преобразований политико-правовой системы России М. М. Сперанского / С. В. Кодан.- Екатеринбург: УрАГС, 2003.- 156 с.
11. Кодан С. В. Становление системы законодательства Российской империи (XIX- начало XX века): [о подготовке и издании под руководством Сперанского Полного собрания и Свода законов Российской империи в 1800-1830-е годы] / С. В. Кодан // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2011.- № 1.- С. 60-71.
12. Крашенинников П. В. Граф Михаил Михайлович Сперанский //Юрист, 2013.- N 19
13. Минаева Н. В. М. М. Сперанский в воспоминаниях современников, конец XVII - первая половина XIX веков / Н. В. Минаева.- Москва: Собрание, 2009.- 341 с.
14. Муравьева Л. А. Государственный бюджет России в первой половине XIX века: [финансовая политика М. М. Сперанского] / Л. А. Муравьева // Финансы и кредит.- 2010.- № 38.- С. 76-84
15. Нольде А. Э. М. М. Сперанский: биография / М. М. Нольде.- Москва: Московская школа политических исследований, 2004.- 296 с.
16. Осипенко С. В. Политико-правовое учение М. М. Сперанского: [монография] / С. В. Осипенко.- Тверь: ВА ВКО, 2007.- 285 с.
17. Пекшева Л. А. Деятельность М. М. Сперанского в сфере местного самоуправления: 1803-1831 гг.: автореферат дис… кандидата исторических наук: 07.00.02 / Л. А. Пекшева; Воронежский государственный педагогический университет.- Воронеж, 2007.- 23 с.
18. Политико-правовые взгляды Сперанского // История политических и правовых учений: краткий учебный курс / Российская академия наук, Институт государства и права; Академический правовой университет; под ред. В. С. Нерсесянца.- Москва: Норма, 2005.- С. 225-230
19. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского// http://biofile.ru/his/25657.html
20. Томсинов В. А. Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Биографический очерк // Сперанский М. М. Юридические произведения. — М.: Зерцало, 2007. С. 8-272
21. Томсинов В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского. М.: Издательство «Норма», 2003. — 272 с.
22. Фортунатов В. Российская история в лицах Российская история в лицах Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории.-СПб.:Питер, 2009
23. Шептун А.Л. У истоков российской финансово-банковской науки// http://do.gendocs.ru/docs/index-115064.html
24. Ядгаров Я.С. История экономический учений. – Учебник.-М.: «ИНФРА-М», 2012
25. http://biography-peoples.ru/index.php/s/item/687-speranskij-mikhail-mikhajlovich

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
М.М. Сперанский был выдающейся, неординарной личностью, выделяющейся среди своих современников прогрессивным мышлением. Жизнь Сперанского насыщена неожиданными поворотами и событиями. Он вернулся к активной государственной деятельности после многих лет, казалось бы, необратимой царской опалы. Его труды оказывались востребованными всегда, когда Россия вступала на путь реформ. И в наши дни наследие М.М. Столыпина не выглядит устаревшим, а представляется более чем актуальным.Взгляды и предложения М. Сперанского вновь стали актуальными в последнее десятилетие XX в.,когда Россия столкнулась с необходимостьюпреобразований государственных органов управления.
Судьба Сперанского уникальна уже тем, что в истории России не было другого политика, чьи идеи оказали бы такое же сильное влияние на развитие страны.
Исторический опыт трех столетий, исложности настоящего времениподтверждают, что есть определенная совокупность проблем на пути российских реформ. Трудность состоит в том, чтобы выбратьнаиболее приемлемый вариант взаимодействия и взаимосвязи индивида, общества и государства. Деятельность Сперанского является значимой для понимания исторического опыта реформ в России и в Европе. Его работы следуетпринимать во внимание, в поискесути индивидуальной свободы.
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти (WilliamPetty), Адам Смит (AdamSmith), Иоганн Юсти (Justi, JohannesHeinrichGottlob), Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов. В России значительный вклад в развитие системы государственных финансов внес в XIX в. видный государственный деятель М. М. Сперанский. В своей работе «План финансов» (1810) сформулировал свои идеиотносительно построения государственной бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы современной России во многом похожи на «План финансов» Сперанского. Сперанский знал, что будущее его проектов (как и его самого) находятся в руках царя, и поэтому он излагал свои мысли умеренно, не отталкиваяцаря излишним радикализмом. Тем не менее, даже в таком виде реформы Сперанского обеспечили бы прорыв России от феодального самовластия к началам буржуазного права. Феодальная знать восприняла егокрайне отрицательно. В его проектах видели почти что революционную опасность. Предложения по государственномупреобразованию, основанные на конституционной монархии, финансовые реформы и вся деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое отторжениебольшинством дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни о М.М. Сперанском пошатнули его положение при дворе. В это время в общественном сознании широко распространились идеи политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный вид реформ был не приемлемым для дворян, усмотревших в них, прежде всего потерю льгот и привилегий. С теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н.М.Карамзин — в то время популярнейший литератор, уже работавший и над «Историей государства Российского». В марте 1811г. он вручил Александру I свою «Записку о древней и новой России». Карамзин гневно обрушился на главную у Сперанского идею представительного правления, усмотрев в ней посягательство на незыблемость самодержавия.
Основной мыслью Сперанского, которая отражена во всех политических трактатах и проектах государственных преобразований заключалась в верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский утверждал, что в России существуют два положения: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». По его мнению, конституция могла бы ограничить самые жесткие проявления тирании, которые наблюдались в России того времени; начали бы формироваться основные элементы правового государства, конституционно-правовые ограничения, а гарантом гражданских прав и законов стала бы конституция; однако переход к конституционному строю, для предотвращения общественных волнений, должен был произойти только по инициативе императора.
В отношении общественного устройства М.М. Сперанский выступал за сохранение видоизмененной сословной структурыиз трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. В соответствии с его проектом гражданскими праваминаделялись все население страны, однакополитическим правами, т.е. избирательным правом предоставлялись исключительно дворянам и людям среднего сословия, которые имеют недвижимую собственность в определенных размерах. М.М. Сперанский выступал за отмену крепостного права. Однако процедура освобождения крестьян по его проекту была достаточно длительной. К тому же Сперанский выступал за права на помещичью собственность на землю и не высказывался относительнопредоставлении земли освободившихся крестьянам.
Финансовые идеи М. Сперанского, выдвинутые им для обоснования денежной реформы, были поворотным пунктом в истории управления русскими финансами и в экономическом мышлении. Американский профессор М .Раэфф, автор книги о М. Сперанском, считает, что его финансовые идеи опережали взгляды большинства западноевропейских экономистов тогдашней эпохи и шли в том же направлении что и предложения английских теоретиков и практиков первой четверти XIX в.
Исследователи деятельности Сперанского считают, что его финансовые идеи опережали взгляды большинства западноевропейских экономистов тогдашней эпохи и шли в том же направлении, что и предложения английских теоретиков и практиков первой четверти XIX.
Целью данной работы является исследование экономических взглядов М.М. Сперанского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить основные этапы в биографии М.М. Сперанского;
 Выявить предпосылки и необходимость преобразований в России;
 Иследовать суть государственных преобразований;
 Изучить основы экономических взглядов в работах Сперанского;
 Охарактеризовать денежную реформу Сперанского;
 Изучить основы составления бюджета по Сперанскому;
 Исследовать предложения по оптимищации налоговойсистемы;
 Изучить основы финансового управления по Спиранскому.
Объектом исследования являются экономические взгляды Сперанского М.М.
Предметом исследования является деятельность М.М Сперанского.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав. Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи, раскрывается актуальность работы.
Первая глава состоит из краткой биографии М.М. Сперанского, характеристики экономической ситуации в которой приходилось работать Сперанскому и содержание его предложений по реформированию государственного устройства.
Во второй главе подробно рассмотрены основные экономические взгляды Сперанского.В частности, охарактеризованы его взгляды на бюджетное устройство, налоговую систему, финансовое управление, рассмотрены основы его денежной реформы.
В заключение подводятся итоги исследования, сделаны основные выводы по работе.
В работе использовались общенаучные методы, которые включают исторический, логический и метод классификации.
В качестве источников процессе выполнения работы были исследования, документы и материалы, принадлежащие самому реформатору составленные им акты, указы, положения и другие официальные документы, подготовительные материалы и черновые наброски, письма к царю, родным и друзьям. Так же использовались статьи в тематических изданиях, журналах по теме работы. 

Оглавление
Введение 3
1 Личность М.М. Сперанского и его основные взгляды 6
1.1.Основные этапы в биографии М.М. Сперанского 6
1.2 Предпосылки и необходимость преобразований в России 14
1.3 Суть государственных преобразований 16
2 Экономические воззрения Сперанского 21
2.1 Суть экономических взглядов в работах Сперанского 21
2.2 Денежная реформа Сперанского 21
2.3 Основы составления бюджета по Сперанскому 25
2.4 Налоговые преобразования Сперанского 26
2.5 Финансовое управление 27
Заключение 31
Список литературы 34

Заключение
Сперанский был лучшим, талантливым представителем старого, духовно-академического образования. По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время.
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 г. в д. Черкутино Владимирской губернии (владении графа Н.И. Салтыкова), в семье иерея сельской церкви, не имевшего даже родового прозвища. Свою фамилию М. Сперанский (от лат. Sperare — надеяться) приобрел во время обучения во Владимирской семинарии, которую закончил в 1790 г. Как лучший ученик он был отправлен на учебу в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, которая в то время выполняла функции духовной академии. По окончании обучения в 1792 г. был оставлен в семинарии в качестве преподавателя математики, а затем физики, красноречия и философии.
В 1796 г. по рекомендации ректора семинарии молодой преподаватель был приглашен князем А.Б. Куракиным на должность домашнего секретаря для ведения переписки. 2 января 1797 г. М. Сперанский был принят в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника. Это назначение стало переломным в его карьере в качестве чиновника: всего за четыре с половиной года (до июля 1801 г.) он проделал путь от домашнего секретаря знатного вельможи до видного сановника Российской Империи с чином действительного статского советника, который приравнивался к воинскому званию генерала. Безусловно, важное значениев таком карьерном росте принадлежало сложившимся обстоятельствам (в наибольшей степени убийство императора Павла I и восшествие на престол Александра I), однако, нужно отдать должное государственному уму и дарованию самого М. Сперанского, его влияние на вопросы государственного управления всегда превосходили статуса его должности. Время работы М. Сперанского в Министерстве внутренних дел считаютсяглавнейшим периодом его жизни, время усердной работы и «прелюдии его славы». С конца 1807 г. начинается сближение М. Сперанского с императором Александром I, который сделал его членом разных комитетов и комиссий, а 1 января 1810 г. — государственным секретарем вновь созданного Государственного совета. Вплоть до конца 1811 г. М. Сперанский являлся наиболее влиятельным среди российских сановников лицом, воздействие которого на ход государственных дел было почти всеобъемлющим.
Финансовое положение страны было критическим. Свою экономическую программу M. M. Сперанский изложил в записке «О силе правительства». Главной же задачей стало пополнение доходов, которые, по плану Сперанского, должны превышать расходы. На меры Сперанского стоит обратить внимание, так как об этих действиях знает лишь узкий круг историков. Сперанский увеличил налоги, подушную подать, гербовый сбор, ввел единовременный сбор налогов с помещиков – по 50 копеек с ревизской души. Вводился налог на соль. Сокращались расходы ведомств, устанавливался жесткий контроль за ними, сокращались штаты. Сперанский предложил для погашения государственного долга распродажу государственного имущества в частную собственность. Предпринимателям разрешалось организовывать небольшие акционерные общества. Доходы шли не в каждое ведомство отдельно, а в казначейство; расходы предусматривались только с разрешения Министерства финансов. На 1810 г. Сперанский составил новый Таможенный тариф, который был жестко протекционистским, запрещал импорт в Россию предметов фабричного производства, изделий и значительного количества других предметов. Если в 1809 г. бюджет был сведен с дефицитом в 106 миллионов рублей, то в 1811 г. доходы превысили расходы на 6 миллионов рублей.
В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Финансовые идеи М. Сперанского, выдвинутые им для обоснования денежной реформы, были поворотным пунктом в истории управления русскими финансами и в экономическом мышлении.
По мнению Сперанского, все источники доходов и все расходы должны находиться под единым управлением. Эффективное управление возможно, если доходы и расходы устанавливаются в ежегодной смете (бюджете) в специально установленном порядке.
Все расходы он предлагал подразделять:
 по ведомствам;
 по степени нужды в них:
 к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т. е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
 расходы были "по предметному значению", т. е. чрезвычайные и обыкновенные;
 последним видом расходов назывались — "по степени постоянства", т. е. стабильные и меняющиеся издержки.
После внедрения части финансового плана М. Сперанского по уменьшению государственных расходов, привела к сокращению дефицита государственного бюджета России и росту доходов. Сперанский первым внедрил основы отчетности и проверки финансового состояния страны. При нем впервые государственный бюджет обсуждался Министерством финансов и Государственным советом, что, безусловно, способствовало ограничению расточительства и произвола в финансовых делах.
Рост доходов произошел в том числе за счет увеличения налогов. Относительно налоговой политики М. Сперанский считал, что «все вообще налоги бывают правильны:
1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;
2) когда распределяются уравнительно;
3) когда не прикасаются к капиталам, для произведения нужным, но отделяются от чистых прибытков;
4) когда образ взимания их для правительства дешев, а для честных людей не притеснителен.
Сперанский предложил ряд преобразований и в государственном устройстве. По проекту его реформ был учрежден Совет, в его состав входили высшие чиновники не по наследственному праву, а в силу профессиональных управленческих качеств.
Вслед за Государственным Советом были преобразованы все учрежденные Александром I в 1802 г. министерства. В манифесте Александра I по этому поводу министерствам поручалось «иметь непрерывное сношение со всеми местами». Преобразование Сената, по предложению М. М. Сперанского, должно было строиться на строгом разделении административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве этого органа. Особенностью нового судебного Сената должна была стать двойственность его состава: одни члены назначались царем, другие выбирались дворянством.
Более решительные меры по предложениям М. М. Сперанского были проведены Александром I в установлении рационального порядка организации государственной службы чиновников в новых правительственных учреждениях. Другой указ дал толчок к профессионализации государственного аппарата. Был установлен совершенно новый порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс).
Сперанский был воплощением системы: он удивлял умением не просто все привести в порядок, всему дать стройные формы, все развить, последовательно. С первых шагов осуществления плана намеченных преобразований М. Сперанский столкнулся с яростным сопротивлением и открытой враждебностью со стороны аристократии и высшего чиновничества. Между тем сам М. Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить с проектами реформ широкие круги тогдашней общественности, показать истинные цели и смысл своей деятельности,полагаясь исключительно на верховную политическую власть.


Список литературы
1. Акимов В. В. М. М. Сперанский как политический и государственный деятель: учебное пособие / В. В. Акимов.- Москва: Налоговый вестник, 2002.- 39 с.
2. Александр I//ww.meuseum.ru
3. Беглярова И. Михаил Сперанский – теоретик и практик государственного управления / И. Беглярова, Т. Еремина // Российская Федерация сегодня.- 2009.- № 12.- С. 44-45
4. Белозеров Б. П. Идеи М. М. Сперанского о государственном строительстве и их реализация в России в XIX-XXI веках / Б. П. Белозеров // Государственно-правовые отношения в России XXI века: материалы Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, 16 ноября 2005 г. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006.- С. 76-78.
5. Беспалова А. О. Парадигмы современного развития страны сквозь призму истории: М. М. Сперанский и Н. М. Карамзин / А. О. Беспалов // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: сборник научных трудов [Всероссийской научно-практической конференции].- Саратов: Поволжская академия государственной службы , 2007.- ЦБС г. Саратова
6. Государственные реформы М. М. Сперанского в исторической ретроспективе: материалы конференции 30 сентября – 1 октября 2004 г. / ред. Г. А. Антипов.- Новосибирск: СибАГ, 2005.- 219 с.
7. Денежная реформа Михаила Михайловича Сперанского// Денежное обращение России М., 2010
8. Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина//gumer.info
9. Клименко И. С. Просветитель-гуманист. Еще раз о Сперанском…: монография / И. С. Клименко, Н. М. Румянцева.- Москва: Московский государственный университет леса, 2010.- 200 с
10. Кодан С. В. Проекты преобразований политико-правовой системы России М. М. Сперанского / С. В. Кодан.- Екатеринбург: УрАГС, 2003.- 156 с.
11. Кодан С. В. Становление системы законодательства Российской империи (XIX- начало XX века): [о подготовке и издании под руководством Сперанского Полного собрания и Свода законов Российской империи в 1800-1830-е годы] / С. В. Кодан // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2011.- № 1.- С. 60-71.
12. Крашенинников П. В. Граф Михаил Михайлович Сперанский //Юрист, 2013.- N 19
13. Минаева Н. В. М. М. Сперанский в воспоминаниях современников, конец XVII - первая половина XIX веков / Н. В. Минаева.- Москва: Собрание, 2009.- 341 с.
14. Муравьева Л. А. Государственный бюджет России в первой половине XIX века: [финансовая политика М. М. Сперанского] / Л. А. Муравьева // Финансы и кредит.- 2010.- № 38.- С. 76-84
15. Нольде А. Э. М. М. Сперанский: биография / М. М. Нольде.- Москва: Московская школа политических исследований, 2004.- 296 с.
16. Осипенко С. В. Политико-правовое учение М. М. Сперанского: [монография] / С. В. Осипенко.- Тверь: ВА ВКО, 2007.- 285 с.
17. Пекшева Л. А. Деятельность М. М. Сперанского в сфере местного самоуправления: 1803-1831 гг.: автореферат дис… кандидата исторических наук: 07.00.02 / Л. А. Пекшева; Воронежский государственный педагогический университет.- Воронеж, 2007.- 23 с.
18. Политико-правовые взгляды Сперанского // История политических и правовых учений: краткий учебный курс / Российская академия наук, Институт государства и права; Академический правовой университет; под ред. В. С. Нерсесянца.- Москва: Норма, 2005.- С. 225-230
19. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского// http://biofile.ru/his/25657.html
20. Томсинов В. А. Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Биографический очерк // Сперанский М. М. Юридические произведения. — М.: Зерцало, 2007. С. 8-272
21. Томсинов В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского. М.: Издательство «Норма», 2003. — 272 с.
22. Фортунатов В. Российская история в лицах Российская история в лицах Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории.-СПб.:Питер, 2009
23. Шептун А.Л. У истоков российской финансово-банковской науки// http://do.gendocs.ru/docs/index-115064.html
24. Ядгаров Я.С. История экономический учений. – Учебник.-М.: «ИНФРА-М», 2012
25. http://biography-peoples.ru/index.php/s/item/687-speranskij-mikhail-mikhajlovich

Купить эту работу

Деятельность М.М. Сперанского и его экономические программы

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Перспектива развития электронных денег и их законодательного регулирования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
467 ₽
Курсовая работа

Эволюция форм и видов денег (курсовая 2021)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Сущность и функции денег в условиях рыночной экономики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Курсовая работа

Расчеты платежными поручениями.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Курсовая работа

Структура банковской системы.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽

Отзывы студентов

Отзыв fulder об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-03
Курсовая работа

Сделано четко, и в сроки.

Общая оценка 5
Отзыв Мария об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-03
Курсовая работа

Спасибо, помогли с чужой доработкой курсовой работы

Общая оценка 5
Отзыв Skif об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-08
Курсовая работа

спасибо большое автору, уже который раз выручает)) всем советую!))

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-02-10
Курсовая работа

Отлично!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Операции банков по осуществлению переводов денежных средств клиентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Евро как альтернативная мировая валюта

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Политика управления денежными потоками предприятия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

«Совершенствование кредитной политики банка (на примере ПАО «БАНК УРАЛСИБ»)»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Заработная плата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Анализ рынка недвижимости города Екатеринбург

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Современная денежная система России состояние, проблемы и перспективы развития

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
850 ₽
Готовая работа

Международный рынок драгоценных металлов. Современное состояние и перспективы развития.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Оптимізація портфеля цінних паперів

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Центральный банк и его роль в развитии экономики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Анализ платежной системы Yandex

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1790 ₽