Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Методика адаптивной физической културы у слепых

  • 31 страниц
  • 2016 год
  • 126 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Снижение остроты зрения и слепота по праву считается одной из важнейших проблем нашего общества. Наблюдаемое в последние годы увеличение числа незрячих людей и низкие показатели качества их жизни позволяют рассматривать эту проблему не только как медицинскую, но и как социально-значимую.
Общую распространенность слепоты в мире оценить очень трудно. По приблизительным подсчетам Международного агентства профилактики слепоты эта цифра в настоящее время достигает 37 миллионов человек, а лиц с ослабленным зрением насчитывается более 161 миллиона. Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения 2014 г., в мире насчитывается 285 млн слепых и слабовидящих (Прошина Е.В., 2009; Назарян М.Г., Арбуханова П.М., 2015). В России число лиц с нарушениями зрения достигает 1 миллиона, том числе – более 275 тысяч слепых и слабовидящих (Лоторева Е.В., 2010; Пятакова Н.П., 2010).
Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Изменяя структуру личности, дефект зрения наносит ущерб всем психическим процессам слепых людей и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта, влияют на процесс межличностного взаимодействия слепых с другими людьми. В этой связи возникает проблема социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих, поскольку могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов (Криводонова Ю.Е., 2013).
Важнейшим условием успешной адаптации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Одним из путей решения данной проблемы является применение в комплексе реабилитационных мероприятий лиц с нарушениями зрения средств адаптивной физической культуры. Их использование способствует развитию не только физических качеств слепых и слабовидящих (таких как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость и равновесие), но параллельно происходит улучшение психофизического состояния слепых, улучшение их социализации. Поэтому адаптивная физическая культура для лиц с нарушением зрения – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, оздоровления личности и адаптации в социуме (Нарзуллаев С.Б. и др., 2012)..
Следует отметить, что адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; нетрадиционных средств и методов восстановления работоспособности; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как новых видов спортивной деятельности, так и многих существующих (Нарзулаев С. Б. и др., 2006, 2008, 2011).
Однако, в современной литературе возможности адаптивной физической культуры в работе с лицами, страдающими слепотой, особенно с детьми, освещены недостаточно подробно. Этим и обусловливается актуальность проведенного исследования.
Цель исследования – изучить возможности и эффективность применения предлагаемой методики адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты использования методик адаптивной физической культуры у слепых.
2. Разработать программу использования средств и методов адаптивно физической культуры в реабилитации слепых детей младшего школьного возраста.
3. Оценить эффективность предлагаемой методики адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.
Объект исследования: слепые дети среднего школьного возраста.
Предмет исследования: эффективность методик адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.



Введение 3
1.1 Этиология и классификация нарушений зрения 6
1.2. Характеристика лиц, страдающих слепотой 9
1.3. Возможности реабилитации слепых с помощью средств и методов адаптивной физической культуры 12
Глава 2. Методы и организация исследования 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 19
Глава 3. Результаты собственных исследований 22
3.1. Характеристика групп исследования до начала эксперимента 22
3.2. Анализ динамики двигательных навыков и социализации детей в группах исследования 24
Выводы 28
Список литературы 29
Приложения 31


1. В настоящее время проблема реабилитации слепых является весьма актуальной, что обусловлено постоянным возрастанием числа лиц с нарушениями зрения во всем мире, а также необходимостью сделать их полноценными членами общества.
2. Средства и методы адаптивной физической культуры являются весьма эффективными в реабилитации лиц с нарушениями зрения – они позволяют скорректировать не только дефекты физического развития, двигательные нарушения, повысить уровень здоровья в целом, но и повысить уровень их социализации.
3. Разработанная программа применения средств и методов АФК у слепых детей младшего школьного возраста включает проведение подвижных игр во время уроков физвоспитания (2 раза в неделю), а также в бассейне (1 раз в неделю), направленных на улучшение координации, ловкости, пространственной ориентации, навыков взаимодействия с партнерами.
4. Эффективность разработанной программы проявилась в достоверном улучшении у детей экспериментальной группы статической координации, пространственных представлений и социализации, тогда как в контрольной группе значимая динамика данных показателей отсутствовала.
5. Полученные данные позволяют рекомендовать применение средств и методов АФК и, в частности, игровой метод (в спортивном зале, на открытой площадке, в бассейне) в комплексе реабилитации слепых детей младшего школьного возраста.


1. Гуровец Г.В., Кириллова Л.И. Клиника слухоречевых расстройств у детей. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 211 с.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.Л. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000. – 174 с.
3. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. – 2013. – №1(2). – С. 28-31
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998. – 137 с.
5. Лоторева Е.В. Особенности социокультурной адаптации незрячих людей в российском обществе: автореф. дисс…канд.соц.наук. – М., 2010. – 19 с.
6. Назарян М.Г., Арбуханова П.М. Современные аспекты инвалидности вследствие патологии органа зрения // Казанский медицинский журнал. – 2015. – №2. – С. 224-226
7. Нарзулаев С.Б., Ковтун Н.В. Использование информационных технологий в коррекционной школе XIII вида // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2008. – Вып. 3 (77). – С. 55–57.
8. Нарзулаев С.Б., Сафронова И.Н., Петухов Н.А. аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – №5 (120). – С. 154-160
9. Нарзулаев С.Б., Шуклова Л.А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 2 (104). – С. 45–57.
10. Нероев В.В. Работа Российского национального комитета по ликвидации устранимой слепоты в рамках программы ВОЗ «Зрение 2020» / Доклад на VII Российском общенациональном офтальмологическом форуме. – М., 2014. // Официальный сайт НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. – Режим доступа: http://helmholtzeyeinstitute.ru/photo/02-Neroev-Doklad-na-ROOF-2014-VOZ.pdf. – Заглавие с экрана
11. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. – 128 с.
12. Прошина Е.В. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений при различной длительности слепоты, обусловленной патологией глазного яблока: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Иваново, 2009. – 20 с.
13. Пятакова Н.П. Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс…канд.соц.наук. – Ростов-на-Дону, 2010. – 21 с.
14. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000. – 186 с.
15. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / С.Б. Нарзулаев, Г.Н. Попов, И.Н. Сафронова и др. – Томск: Полиграф. фирма «STAR», 2006. – 147 с.
16. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. – М.: Советский Спорт, 2003. – 235 с.
17. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
18. WHO. Global data on visual impairments 2010 // Официальный сайт ВОЗ. – Режим доступа: http://www.who.int/blindness/GLOBALDATAFINALforweb.pdf. – Заглавие с экрана
19. WHO. Causes of blindness and visual impairment // Официальный сайт ВОЗ. – Режим доступа: http://www.who.int/blindness/causes/en/. – Заглавие с экрана


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Снижение остроты зрения и слепота по праву считается одной из важнейших проблем нашего общества. Наблюдаемое в последние годы увеличение числа незрячих людей и низкие показатели качества их жизни позволяют рассматривать эту проблему не только как медицинскую, но и как социально-значимую.
Общую распространенность слепоты в мире оценить очень трудно. По приблизительным подсчетам Международного агентства профилактики слепоты эта цифра в настоящее время достигает 37 миллионов человек, а лиц с ослабленным зрением насчитывается более 161 миллиона. Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения 2014 г., в мире насчитывается 285 млн слепых и слабовидящих (Прошина Е.В., 2009; Назарян М.Г., Арбуханова П.М., 2015). В России число лиц с нарушениями зрения достигает 1 миллиона, том числе – более 275 тысяч слепых и слабовидящих (Лоторева Е.В., 2010; Пятакова Н.П., 2010).
Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Изменяя структуру личности, дефект зрения наносит ущерб всем психическим процессам слепых людей и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта, влияют на процесс межличностного взаимодействия слепых с другими людьми. В этой связи возникает проблема социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих, поскольку могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов (Криводонова Ю.Е., 2013).
Важнейшим условием успешной адаптации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Одним из путей решения данной проблемы является применение в комплексе реабилитационных мероприятий лиц с нарушениями зрения средств адаптивной физической культуры. Их использование способствует развитию не только физических качеств слепых и слабовидящих (таких как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость и равновесие), но параллельно происходит улучшение психофизического состояния слепых, улучшение их социализации. Поэтому адаптивная физическая культура для лиц с нарушением зрения – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, оздоровления личности и адаптации в социуме (Нарзуллаев С.Б. и др., 2012)..
Следует отметить, что адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; нетрадиционных средств и методов восстановления работоспособности; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как новых видов спортивной деятельности, так и многих существующих (Нарзулаев С. Б. и др., 2006, 2008, 2011).
Однако, в современной литературе возможности адаптивной физической культуры в работе с лицами, страдающими слепотой, особенно с детьми, освещены недостаточно подробно. Этим и обусловливается актуальность проведенного исследования.
Цель исследования – изучить возможности и эффективность применения предлагаемой методики адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты использования методик адаптивной физической культуры у слепых.
2. Разработать программу использования средств и методов адаптивно физической культуры в реабилитации слепых детей младшего школьного возраста.
3. Оценить эффективность предлагаемой методики адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.
Объект исследования: слепые дети среднего школьного возраста.
Предмет исследования: эффективность методик адаптивной физической культуры у слепых детей среднего школьного возраста.



Введение 3
1.1 Этиология и классификация нарушений зрения 6
1.2. Характеристика лиц, страдающих слепотой 9
1.3. Возможности реабилитации слепых с помощью средств и методов адаптивной физической культуры 12
Глава 2. Методы и организация исследования 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 19
Глава 3. Результаты собственных исследований 22
3.1. Характеристика групп исследования до начала эксперимента 22
3.2. Анализ динамики двигательных навыков и социализации детей в группах исследования 24
Выводы 28
Список литературы 29
Приложения 31


1. В настоящее время проблема реабилитации слепых является весьма актуальной, что обусловлено постоянным возрастанием числа лиц с нарушениями зрения во всем мире, а также необходимостью сделать их полноценными членами общества.
2. Средства и методы адаптивной физической культуры являются весьма эффективными в реабилитации лиц с нарушениями зрения – они позволяют скорректировать не только дефекты физического развития, двигательные нарушения, повысить уровень здоровья в целом, но и повысить уровень их социализации.
3. Разработанная программа применения средств и методов АФК у слепых детей младшего школьного возраста включает проведение подвижных игр во время уроков физвоспитания (2 раза в неделю), а также в бассейне (1 раз в неделю), направленных на улучшение координации, ловкости, пространственной ориентации, навыков взаимодействия с партнерами.
4. Эффективность разработанной программы проявилась в достоверном улучшении у детей экспериментальной группы статической координации, пространственных представлений и социализации, тогда как в контрольной группе значимая динамика данных показателей отсутствовала.
5. Полученные данные позволяют рекомендовать применение средств и методов АФК и, в частности, игровой метод (в спортивном зале, на открытой площадке, в бассейне) в комплексе реабилитации слепых детей младшего школьного возраста.


1. Гуровец Г.В., Кириллова Л.И. Клиника слухоречевых расстройств у детей. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 211 с.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.Л. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000. – 174 с.
3. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. – 2013. – №1(2). – С. 28-31
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998. – 137 с.
5. Лоторева Е.В. Особенности социокультурной адаптации незрячих людей в российском обществе: автореф. дисс…канд.соц.наук. – М., 2010. – 19 с.
6. Назарян М.Г., Арбуханова П.М. Современные аспекты инвалидности вследствие патологии органа зрения // Казанский медицинский журнал. – 2015. – №2. – С. 224-226
7. Нарзулаев С.Б., Ковтун Н.В. Использование информационных технологий в коррекционной школе XIII вида // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2008. – Вып. 3 (77). – С. 55–57.
8. Нарзулаев С.Б., Сафронова И.Н., Петухов Н.А. аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – №5 (120). – С. 154-160
9. Нарзулаев С.Б., Шуклова Л.А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 2 (104). – С. 45–57.
10. Нероев В.В. Работа Российского национального комитета по ликвидации устранимой слепоты в рамках программы ВОЗ «Зрение 2020» / Доклад на VII Российском общенациональном офтальмологическом форуме. – М., 2014. // Официальный сайт НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. – Режим доступа: http://helmholtzeyeinstitute.ru/photo/02-Neroev-Doklad-na-ROOF-2014-VOZ.pdf. – Заглавие с экрана
11. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. – 128 с.
12. Прошина Е.В. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений при различной длительности слепоты, обусловленной патологией глазного яблока: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Иваново, 2009. – 20 с.
13. Пятакова Н.П. Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс…канд.соц.наук. – Ростов-на-Дону, 2010. – 21 с.
14. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000. – 186 с.
15. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / С.Б. Нарзулаев, Г.Н. Попов, И.Н. Сафронова и др. – Томск: Полиграф. фирма «STAR», 2006. – 147 с.
16. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. – М.: Советский Спорт, 2003. – 235 с.
17. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
18. WHO. Global data on visual impairments 2010 // Официальный сайт ВОЗ. – Режим доступа: http://www.who.int/blindness/GLOBALDATAFINALforweb.pdf. – Заглавие с экрана
19. WHO. Causes of blindness and visual impairment // Официальный сайт ВОЗ. – Режим доступа: http://www.who.int/blindness/causes/en/. – Заглавие с экрана


Купить эту работу

Методика адаптивной физической културы у слепых

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Женя13 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-29
Курсовая работа

Спасибо за помощь!

Общая оценка 5
Отзыв marinaL об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-04-07
Курсовая работа

очень хорошо!

Общая оценка 5
Отзыв Руслан Имаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-02-02
Курсовая работа

Выполнила работу в срок,все отлично,спасибо)

Общая оценка 5
Отзыв poketuk1 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-22
Курсовая работа

Отлично и быстро выполнил курсовую работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Особенности обучения технике бега на короткие дистанции учащихся 14-15 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Содержание и методика учебно-тренировочного процесса юных баскетболисток 12-13 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Теоретические основы воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽
Готовая работа

выявление и сравнение уровней физической подготовленности и физического развития детей младшего школьного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1300 ₽
Готовая работа

Развитие некоторых антропометрических данных учащихся 5-6 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Особенности технической и физической подготовки ватерполистов в зависимости от амплуа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода круговой тренировки на занятиях культуризмом в спортивном клубе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование физических качеств старших дошкольников, через подвижные игры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Характерные особенности формирования здорового образа жизни у обучающихся 1-4 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Дипломная работа по физкультуре - Тема - методические особенности физической подготовки акробаток на этапе спортивного совершенствования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2300 ₽
Готовая работа

Анализ характерных особенностей традиционных методик обучения волейболу

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽