На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Проблема по геологии. Срочно закажу курсовую работу по геологии. Есть буквально 3 дня. Тема работы «Современные методы подхода по консервации археологического текстиля
».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
По современным представлениям ткани рекомендуется не обрабатывать в поле, а только упаковывать их в пакеты. Если они мокрые, в полиэтиленовые пакеты надо добавить фунгицида. Слишком хрупкие фрагменты надо пропитать этиленгликолем, а сухие ‒ растворимым нейлоном. Вносить пропитывающие материалы в древние ткани надо в минимальных количествах. Ткань, пораженную плесенью, надо дезинфицировать при помощи катамина, катапина, превентола.Основной составляющий компонент растительных волокон‒целлюлоза, животных ‒ белок. Дополнительные компоненты‒красители. Перед реставрацией определяется вид волокна и степень его деструкции. Методами хроматографии, спектрофотометрии, микрохимических реакций и рентгенофазового анализа определяется природа текстиля.Сохранившиеся ткани археологических памятников могут
Показать все быть представлены структурами ‒ полотняного и саржевого переплетения, которые можно в свою очередь подразделить на варианты (рисунок).Атласное переплетение является наиболее сложным из главных переплетений. Атласные ткани имеют гладкую и блестящую поверхность.В начале 1920‒х гг., когда была обнаружена гробница Тутанхамона, картер применял парафин. Советские ученые рекомендовали при раскопках оставлять ткани в таком состоянии, в котором они найдены, предохраняя их от действия воды, света, воздуха. Позднее предложили аппрет‒для консервации тканей в раскопе (смесь воды со спиртом). В отечественной реставрации под консервацией текстиля понимают ряд операций:1. Восстановление утраченных физико-химических свойств волокон.2. Нанесение на пряжу защитного слоя, изолирующего волокно от окружающей среды.3. Возможная очистка тканей от загрязнений.4. Возможное восстановление цельности при наклеивании на тюль, без добавления новых частей.5. Сохранение фактуры ткани.Существует несколько методов очистки и укрепления ткани: сухая механическая, водяным паром, в растворе органических растворителей. Пятна на ткани, оставленные продуктами коррозии металлов, размягчаются ватными тампонами с 5% водным раствором сульфаминовой кислоты. Закрепление ткани основано на процессе адсорбции водного раствора желатина, который высыхая, закрепляет ткань.Применяется универсальный клейстер, компоненты которого должны выполнять три функции: проникнуть в структуру волокна для его закрепления, образовать защитный слой, приклеить ткань к новой основе.Для этой цели используют клеящие вещества (желатин, пшеничная мука), смягчающие вещества (глицерин), смачивающие вещества (вода, спирт), антисептики (бензойная кислота, тимол).Для укрепления ткани используют также растворы фторолонов (сополимеры фторолефинов). При пропитке 3% растворами фторолонов прочность тканей увеличивается в 2 раза, при этом ткани не теряют своей естественной фактуры. После укрепления фторолонами ткани можно подвергать любым способам очистки. Ратворы фторолона можно применять для полевой консервации. Как консервационный материал для тканей используют также «шелковую бумагу», полисахаридные клеи.Оптимальные границы температурно-влажностного режима для тканей: температура +15…+18ºС, относительная влажность 55-65%.3.2. Примеры отреставрированного археологического шелкаРисунок. Старейший шелк на территории Северного Причерноморья: 1 в. до .н.э. Ногачикский курган. Вверху – тончайший шелковый газ, внизу – шелковое полотно. Китай.Рисунок. Шелковая тканая парча золотоордынского времени из раскопок на территории Полтавщины (г. Комсомольск на Днепре, раскопки А.Супруненко). Внизу – исследование ткани под микроскопом МБС – 10.Рисунок. Шелковая парча из раскопок некрополя Чернигова. Домонгольская Русь (предположительно, самое начало 13 в.). Раскопки Е.Черненко. Уникальность в золотой нити. Она – из серебра, а не золота. Вверху - такой ткань была, когда ее вытянули из земли, внизу - такая она сейчас.Рисунок. Уникальнейший (единственный в настоящее время) комплекс костюма золотоордынского времени, найденный на территории Днепропетровской области. Раскопки А. Евглевского. Фрагмент нижней рубахи. Уникальность в ткани, сделанной из шелковой основы и кожаного утка (хорошо виден под микроскопом).3. 3. Реставрация и консервация кожиПри раскопках встречаются изделия из кожи. Задача реставрации изделий из кожи состоит в том, чтобы придать ей эластичность и восстановить внешний вид.Для восстановления эластичности кожи ее надо пропитать жиром. Для этого используют касторовое или копытное масло высшей очистки. После высыхания кожа сохраняет приданную ей форму. Можно применять размягчающие растворы для кожи с глицерином. М.В. Фармаковский рекомендует вымачивать кожу в 5-процентном растворе поваренной соли, куда введено 50% глицерина по отношению к раствору.Для консервации истлевшей кожи подходит 2-процентный раствор поливинилбутираля.4. Опыт исследования, реставрации и реконструкции предметов археологического текстиля из некрополя Вознесенского монастыря Московского КремляСамой первой на территории Вознесенского монастыря была захоронена в 1407 году вдова Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Монастырь до 1731 г служил усыпальницей русских цариц и великих княгинь. В 1929г. Вознесенский монастырь, находившийся рядом со Спасской башней Московского Кремля, был разрушен. Саркофаги с останками перенесли в подклет Архангельского собора. В них были выявлены уникальные произведения средневекового шитья. В 1999 г. дирекцией Государственных музеев Московского Кремля было принято решение привести в порядок подвальное помещение Архангельского собора и саркофаги. Для этого была создана реставрационно-исследовательская группа «Исторический Некрополь». Активные работы начались в феврале 2001 г. За первый год были исследованы и обработаны материалы шести захоронений и отреставрирован ряд предметов. Далее за 8 лет были вскрыты 57 саркофагов, обработаны 30 погребальных комплексов, результаты работы были представлены в отчетах [5]. Исследования проводились по трем направлениям:1. Антропологическое исследование костных останков.2. Микробиологическое исследование текстильного материала.3. Комплексное экспериментальное исследование погребального инвентаря.На основании полученных данных вырабатывалась стратегия и методика очистки и консервации каждого текстильного предмета из саркофага. При исследовании ставились следующие задачи: проанализировать материалы в различных видах текстиля; изучить технологические приемы изготовления разных видов изделий, оценить процессы разрушения в различных видах материалов; определить типы загрязнений и отложений на поверхности и в объеме материалов; предварительно сравнить изменения текстиля в саркофагах на открытом воздухе и в почвенных условиях.Большинство методов, применяемых в настоящее время в реставрации тканей, не отвечают специфике археологического текстиля. В связи с этим приходилось адаптировать существующие методы к конкретным задачам. Зачастую разрабатывались и новые методы.При выработке методик реставрации текстильных предметов из саркофагов Вознесенского монастыря руководствовались следующими принципами:‒методы, применяемые в реставрации археологического текстиля, должны быть максимально обратимыми, т.е. при необходимости должны иметь возможность отделить дублировочные материалы от оригинала; ‒при всех проводимых реставрационных мероприятиях (в основном это касается очистки) необходимо сохранять физические свойства текстиля (структуры, пластичности и т.д.), если они присутствуют, или их восстанавливать, если они утрачены;‒применение химических веществ, таких как перхлорэтилен, недопустимо.‒после реставрации предметы археологического текстиля должны быть доступны для исследований с лица и с изнанки.Процесс реставрации археологического текстиля включает в себя:‒описание состояния предметов после проведения первичной обработки.‒выработка методики заключительного этапа очистки с учетом данных, полученных в результате комплексного исследования.‒выработка методики дублирования.‒выработка методики реконструкции.При изъятии текстиля из саркофагов Вознесенского монастыря отказались от существующей методики, которая разработана А.К. Елкиной (Полевая консервация археологических находок (текстиль, металл, стекло). М., 1987. С.12–15). Эта методика основана на использовании органического растворителя перхлорэтилена и глицерина, которым обрабатывается (текстиль, шерсть или шелк) в захоронении. Установлено, что эти вещества наносят вред текстилю на стадии первичной обработки и при реставрации. Текстиль, обработанный таким способом, не поддается пластификации, он остается очень хрупким (особенно это касается шерсти и шелка), а в дальнейшем просто рассыпается, если его не пропитать клеем А-45К. После же пропитки текстиль теряет свои свойства навсегда. Кроме того, применение органических растворителей не может не повлиять на данные химико-технологических исследований. Реставраторам удалось без потерь изъять и отреставрировать весь текстиль из саркофагов без использования каких-либо органических растворителей.Осталось загадкой, почему при одинаковых условиях, в одних саркофагах текстиль сохранился достаточно хорошо, а в других нет. Возможно, что на сохранность влияло много факторов. Одним из них могло быть выделение некоторыми белокаменными саркофагами веществ, повышающих содержание кислоты и, как следствие, ускоряющих процесс разрушения текстиля. Для археологического текстиля всегда характерна повышенная кислотность, которая вызывает окисление тканей и как результат - обесцвечивание. Высокая влажность и температуры, которые в течение длительного времени воздействовали на погребения Вознесенского монастыря, разрушали текстильные волокна и ускоряли процессы биодеструкции текстиля.При вскрытии саркофагов возникала вероятность быстрого и серьезного ухудшения состояния текстиля, вызванная проникновением кислорода и света, изменением влажности. Текстиль, который был в саркофагах очень хрупким, мог полностью разрушиться как внезапным обезвоживанием, так и резким увлажнением.Таким образом, при вскрытии саркофагов, в которых сохранялся текстиль, необходимо было провести следующие операции:‒ с наименьшими повреждениями изъять весь материал из саркофага,‒зафиксировать все особенности местоположения каждого фрагмента текстиля.‒провести изъятие быстро, чтобы археологический материал как можно меньше контактировал с воздухом (кислородом) и чтобы избежать значительного изменения влажности изымаемого текстиля,‒тщательно запаковать изъятый материал и перенести его в лабораторию‒проводить фотофиксацию каждого этапа работы. Фотографии, сделанные в процессе работы, имеют большое значение. Особенно, если при вскрытии нет возможности предотвратить распад тканей ‒снимать все действия на видеокамеру.При изъятии археологического материала из первых саркофагов были допущены некоторые ошибки Они объяснялись отсутствием опыта. Была изменена методика изъятия археологического материала и производился его разбор на месте только в том случае, если при вскрытии в саркофаге было небольшое количество фрагментов текстиля (например, в захоронениях Софьи Палеолог, Ирины Годуновой, Екатерины Шуйской и др.). Если же археологического материала в саркофаге было много (в захоронениях Марфы Михайловны Романовой, Наталии Кирилловны Нарышкиной, Анны Михайловны и Татьяны Михайловны Романовых и др.), проводилось изъятие всего комплекса целиком. Его запаковывали, перевозили в лабораторию и производили разбор материала в нормальных условиях.Материал изымался из саркофагов примерно так:В первую очередь уменьшался вес изымаемого комплекса. Для этого освобождали его от земли, которая удалялась с помощью мягкой кисти, от деревянных фрагментов гроба (если захоронение было произведено в гробу) и от фрагментов скелета, если они были видны через прорывы и большие утраты текстиля. Последнее делалось только с разрешения антрополога, который производил четкую фиксацию местоположения этих фрагментов. После этого под изымаемый комплекс, со стороны головы и ног погребенного, аккуратно подсовывались две полосы достаточно гибкого материала, размером 1,5м.х 0,5м каждая (это могли быть тонкие листы алюминия или полосы тонкой фанеры) . Делать это надо было очень осторожно, чтобы не повредить нижний слой текстиля.После того, как две полосы смыкались на дне саркофага, брали три аналогичных полосы и пропускали их по стенкам саркофага под полосой, на которой уже находился изымаемый комплекс. Оставалось только аккуратно поднять всю конструкцию и перенести ее на стол.Весь изъятый материал, завернутый в плотные листы бумаги, помещался в специально подготовленную для этого коробку. Она запаковывалась в полиэтиленовый пакет и транспортировалась в лабораторию.Первичную обработку археологического текстиля и кожи желательно проводить сразу же после поступления материалов в лабораторию, т.к. больше вероятность сохранить его свойства. Кожа не столь требовательна к срокам. Она может выдержать какое-то время без особого вреда для нее, если держать ее в холодильнике.Первичная обработка включает в себя:Проведение дезинфекции (в этом случае это было невозможно) и отбор проб для микробиологического исследования.Тщательную очистку всей поверхности обрабатываемого комплекса.Разбор материала, позволяющий выделить из общей массы текстильных фрагментов отдельные изделия или фрагменты изделий, идентификация которых на данном этапе проводилась с использованием только визуального метода.Первичную очистку. Каждый фрагмент очищался мягкой кистью и получал название с точным указанием места его обнаруженияПодробное описание всех текстильных фрагментов комплекса.Отбор проб для проведения комплексного исследования.После разбора материала встал вопрос выбора методики очистки тканей с учетом факторов, характерных для археологического текстиля:Очень хрупкий текстиль может быть разрушен внезапным обезвоживанием (текстильные волокна просто распадутся) или резким увлажнением (произойдет набухание волокон и их разрыв).Археологический текстиль покрыт продуктами органического распада. Они во-первых, склеивают его и часто не дают возможности определить вид изделия. Во-вторых, при изменении влажности часть продуктов органического распада может раствориться и создать устойчивое к очистке соединение или же привести к трансформации волокон и разрушению их.Если же во фрагментах археологического текстиля присутствуют золотные нити (в вышивке или тесьме), то от того, насколько быстро будет произведена очистка, будет зависеть возможность их сохранить. Даже если на первый взгляд сохранность золотных нитей кажется хорошей, практика показывает, что патина, грязь и высолы на поверхности золотных нитей способны мгновенно уничтожить тонкий слой металла на них даже при незначительном изменении влажности, освещенности. Нельзя также забывать о возможности быстрого окисления под воздействием кислорода.Многие текстильные изделия из захоронений Вознесенского монастыря содержали золотные нити. Это 20 погребальных повязок, 10 волосников, платье Марии Иоанновны, платье Марии Старицкой, тесьма отделки рубашки из безымянного захоронения №45, тесьма отделки рубашки Федора Бельского (сын Ивана Бельского и М.Шуйской). Очистка золотых нитей, часто встречающихся в археологических текстильных предметах, представляет сложную проблему. В каждом случае необходимо вырабатывать индивидуальную методику очистки. При этом всегда важно как можно быстрее освободить золотные нити от остатков тлена мягкой кистью или тонкой иглой. В последнем случае необходимо проводить работы под микроскопом, чтобы не повредить тонкие полоски металла (ширина металлических полосок пряденых золотых нитей составляет 0,35 – 0,55мм, а толщина – 0,04–0,06мм.).Очень интересен опыт работы по первичной очистке двух волосников, принадлежавших женам Ивана Грозного – Марии Темрюковне и Марфе Собакиной (1669 и 1671 гг.). В 1984 г. волосник Марии Темрюковны был изъят из захоронения. По существовавшей тогда методике он был пропитан глицерином и завернут в плотную бумагу. Таким образом, были созданы благоприятные условия для развития микроорганизмов. Они под воздействием глицерина и тепла стали разрушать остатки тлена и все, что было под ним. Когда через четыре недели пакет открыли, то вокруг распространилось зловоние. При этом нити волосника утратили все золотое покрытие. Оно осталось на поверхности бумаги, пропитанной глицерином. Удалось сохранить только золотое покрытие нитей затылочной части. Второй волосник, из захоронения Марфы Собакиной, был очищен и промыт сразу же после изъятия из саркофага (1984 г.). В результате золотные нити его плетеной части и очелья прекрасно сохранились.Методику очистки и консервации золотных нитей надо корректировать с учетом индивидуальных особенностей каждого объекта реставрации. В зависимости от состава золотной нити, надо выбрать наиболее подходящий состав для ее укрепления:1. Если нить однородная по составу – полностью серебряная или золотая (так называемая «волоченка»), ей необходима только осторожная очистка (пример – вышивка очелья волосника Агафьи Семеновны Грушецкой).2. Пряденые же золотные нити, в которых текстильная нить основы обвита тончайшими (0,03–0,05мм.) металлическими полосками, требуют более внимательного подхода. В случаях большого содержания серебра в золотных нитях очень эффективным оказалось применение 3% фторлона. Например, волосник Марии Ильиничны был выполнен из таких нитей и реставраторы долго искали способ, который позволил бы остановить процесс разрушения серебряных нитей. Мягкой кистью нити осторожно покрываются раствором фторлона и процесс возникновения патины существенно замедляется. В целях дополнительной защиты от внешних контактов золотное плетение волосника Марии Ильиничны было перекрыто прозрачным шелковым газом. Очень хороший эффект после окончательной очистки дает обработка золотных нитей, содержащих большой процент золота 1% раствором фторлона.Очистка археологического текстиля – самый сложный и непредсказуемый процесс в реставрации.Очистка может быть только механической, без применения воды, и смешанной, когда текстиль погружается в раствор и очищается с помощью мягкой кисти. В некоторых случаях, когда позволяет сохранность текстильного фрагмента, возможно применение вакуумного стола.К очистке каждого фрагмента текстиля надо подходить индивидуально. Какой способ первичной очистки выбрать – решает обычно коллегиальный совет реставраторов, участвующих в работе.При этом учитывается множество факторов:1. Степень деструкции волокон ткани, которая определяется визуально, так как к этому моменту данных исследований о разрушении отдельных волокон и нитей, проведенных на микрообразцах обычно еще нет.2. Особенности объекта при выборе метода устранения деформации. Например, если состояние текстильного предмета позволяет произвести водную очистку, то при промывке, под тяжестью намокших волокон, ткань может расправиться. Если это невозможно, то применяют метод отдаленного увлажнения. Хрупкие фрагменты оставляют в камере с высокой относительной влажностью на несколько часов. Как только ткань начнет расслабляться, можно начать процесс устранения деформации.3. Способ пластификации для устранения излишней хрупкости текстиля. Реставраторы применяли в качестве пластифицирующего вещества полиэтиленгликоль (ПЭГ‒400), а не глицерин. Они добавляли ПЭГ–400 в промывающий раствор. В случае, когда водная очистка была невозможна, фрагменты текстиля раскладывались на фильтровальной бумаге и на их поверхность с помощью мягкой кисти наносили 3‒5%, а иногда и 10% раствор ПЭГ–400 в воде.Установлено, что перед водной очисткой археологического текстиля рекомендуется установить его рН, если его значение ниже рН=4, то, может быть, безопасней не мыть его вообще.В случае необходимости промывания фрагментов текстиля методом погружения в 1% или 3% раствор полиэтиленгликоля в воде, промываемый фрагмент помещается на тонкий шелковый газ, натянутый на рамку. Рамка погружается в раствор, текстиль очищается, после чего рамка с фрагментом текстиля вынимается вместе с ней, таким образом, вся тяжесть намокших волокон приходится на шелковый газ. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать курсовую работу