Постановка проблемы. В период трансформации экономики России существенно возрастает роль инвестиционной деятельности. Решающая роль в организации инвестиционной деятельности принадлежит государству, которое должно обоснованно формировать государственную инвестиционную политику с учетом всех особенностей национальной экономики. Именно государственная инвестиционная политика позволяет максимально использовать имеющийся национальный ресурсный потенциал для обеспечения долгосрочных и краткосрочных целей и задач социально-экономического развития, а также эффективно привлечь в эти процессы иностранные инвестиции.
Анализ последних исследований и публикаций. проблемам теоретического обоснования и разработки практических предложений по развитию механизмов государственного регулирования инвестиционных процессов в современных условиях хозяйствования посвятили труда такие известные ученые-практики, как Н. Кондратьев, В. Новожилов, Л. Абалкин, А. Аганбегян, А. Бачурин, В. Кушлина, С. Глазьев, А. Ноткин, Ю. Яковец и др. Анализ экономической литературы по данной проблеме показал, что до настоящего времени среди ученых-экономистов и практиков хозяйствования нет единства мнений по поводу трактовка сущности и основных принципов государственной инвестиционной политики.
Целью данной статьи является исследование сущности, целей и задач государственной инвестиционной деятельности в современной экономической среде России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности инвестиционной деятельности на уровне страны,
- рассмотреть особенности развития инвестиционной деятельности в России,
- изучить особенности улучшения инвестиционного климата в России.
Объект курсовой работы – инвестиционная деятельность государства.
Предмет курсовой работы – особенности развития инвестиционной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СТРАНЫ 5
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЕЕ УЛУЧШЕНИЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Инвестиционную политику целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий по повышению уровня привлечения имеющегося инвестиционного потенциала в процесс воспроизводства, создание оптимальных условий для вложения инвестиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны на основе использования перспектив осуществления совместной инвестиционной деятельности государства и частных субъектов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, исследуя сущность государственной инвестиционной деятельности, необходимо помнить, что она является составной частью экономической политики государства, направленной на урегулированию инвестиционных процессов в стране. В этом смысле показательно такое определение данного понятия: государственная инвестиционная деятельность - составная экономической политики, которая проводится государством в виде построения структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения инвестиционных ресурсов.
Необходимость проведения государством эффективной инвестиционной политики обусловлено усложнением социально-институциональной структуры общества и ее исключительной ролью в обеспечении нормального протекания социально-экономических процессов, которая связывается с тем, что:
- государственная инвестиционная политика выступает фактором целенаправленного проведение модернизации производства, обеспечивая рост ВВП и объемов производства, фактором социальной стабилизации, обеспечивая занятость населения, фактором поддержки равновесного состояния национальной экономики;
- гибкая система инвестиционных целей, задач и механизмов их реализации, установленных с учетом как потребностей сегодняшнего, так и перспектив социально-экономического развития в будущем, позволяет государству, с одной стороны, реализовать свои функции в сфере содействия экономическому росту, а с другой - осуществить продуктивную координацию работы государственных и негосударственных структур по обеспечению эффективности производства и формирования требуемого качества социальной среды.
За последние десять лет показатель доли инвестиций в использованном ВВП России подвергся значительным колебаниям: в 2007 году он превысил 25% ВВП, в 2009 году. В развитых странах норма накопления составляет 20-21% ВВП, как и в России; в развивающихся (без учета Китая) — около 24% ВВП. В 2012 году быстрый восстановительный рост российских инвестиций, да и экономики в целом, закончился — начался инвестиционный спад. По итогам 2014 года норма накопления в России упала до 20% ВВП, а в 2016 году МВФ ожидает ее дальнейшее падение ниже 18%. Именно инвестиционный спад стал одной из ключевых причин замедления российской экономики, он же ухудшает перспективы ее возвращения к быстрому росту.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов;
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244- ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
4. Алёшин Л.Н. Анализ динамики инвестиций в основной капитал российских предприятий // Вопросы новой экономики. – 2015. — №1. – С. 24-30.
5. Власов С.В., Темкина И.М. Современная инвестиционная политика России и её регионов: сравнительный анализ и прогноз // Вестник УРФУ. Серия: экономика и управление. – 2013. — №6. – С.21-33.
6. Миролюбова А.А., Ермолаев М.Б. Подходы к анализу и прогнозированию инвестиционных вложений в реальный сектор экономики региона на основе эконометрического моделирования // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. – 2011. — №1. – С.17-23.
7. Олейник Е.Б., Захарова А.П. Анализ и прогнозирование объёма инвестиций в основной капитал // Экономика региона. – 2012. — №1. – С.137-149.
8. Фаррахетдинова А.Р., Хусниев К.К. Анализ инвестиционной деятельности и проблемы прогнозирования объёма инвестиций в регионе // Вестник ВЭГУ. – 2010. — №2. – С. 56-62.
9. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=33963&referrerType=0&referrerId=1292883. Дата доступа 27.08.2015 г.
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sophist.hse.ru/exes/tables/INVFC_M_I.htm. — Дата доступа 27.08.2015 г.
11. Пахомов, Александр. Экспорт прямых инвестиций из России: очерки теории и практики / Александр Пахомов. – М.: Института Гайдара, 2012. – 368 с.
12. Данный Росстат.