Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Текстильное убранство интерьера эпохи историзма (на примере личных покоев императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце)

  • 60 страниц
  • 2011 год
  • 854 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

KseniyaSg

3500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Интерьер, связанный непосредственно с человеком, наиболее полно из архитектонических видов искусств отражает процесс развития художественной среды конкретной исторической эпохи. Текстильная же отделка, являясь составной частью предметного мира и одной из древнейших особенностей убранства русских парадных и частных интерьеров, играет немаловажную роль в его создании.
В связи с этим актуальным является обращение к теме изучения текстильного убранства интерьера эпохи историзма, ибо интерес к традициям применения тканей в русском интерьере - закономерный процесс, связанный со стремлением человека познать истоки своего национального искусства и воплотить их в современных архитектурных и художественных формах. Актуальным становится поиск оптимальных приемов организации художественно, функционально и идейно осмысленной среды внутреннего пространства на основе синтеза искусств.
Следует отметить также возросший в последние два десятилетия интерес к пе¬риоду историзма на выставках и экспозициях наших музеев. Одной из пер¬вых была выставка 1996 года, устраиваемая Государственным Эрмитажем, «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е-1890-е годы». Материалы этой экспозиции позволили создать цельное впечатление о развитии прикладного искусства представленного периода в России и во многом легли в основу данной курсовой работы. Кроме того, в них дано научное обоснование хронологических рамок эпохи, которые мы взяли за основу работы.

Объектом исследования следует считать текстильное убранство эпохи историзма 1820- 90-х гг.
В качестве предмета исследования были проанализированы приемы текстильного убранства в интерьерах императрицы Марии Александровны, находящиеся в юго-западном ризалите Зимнего дворца. Автор полагает, что именно в царской резиденции можно найти интереснейшие образцы убранства интерьеров данной эпохи, как примеры метода "умного выбора", эти интерьеры представляются образцами эпохи. Кроме того, над их созданием трудились крупнейшие архитекторы XIX века: А.П. Брюллов и А.И. Штакеншнейдер.

Цель исследования.
Рассмотреть основные принципы применения декоративных тканей в русском интерьере середины XIX века на примере личных покоев императрицы Марии Александровны, находящиеся в юго-западном ризалите Зимнего дворца в Санкт- Петербурге.
Постановка цели предполагает следующие Задачи:

1) Дать общую характеристику изменений в архитектуре и интерьере Санкт- Петербурга эпохи историзма. Определить границы и основные этапы исследуемого периода.

2) Стилистические изменения, происходившие в интерьере в целом и в текстильном убранстве в частности, были непосредственно связаны с развитием мануфактурной художественной промышленности, поэтому краткая характеристика отраслей, имеющих отношение к текстилю, представляется в данной работе обязательной.

3) Определить наиболее устойчивые художественно-композиционные приемы формирования тканевого ансамбля и его элементов, организация его цветовой, графической, фактурной среды. Рассмотреть основные орнаментальные мотивы, заимствованные из других эпох, их аналогии в предметах ДПИ на примере личных покоев императрицы Марии Александровны;
Что касается историографии, то она принципиально важна, ведь выбор непосредственно предмета исследования связан именно с наличием каталогов, общих исследований искусства эпохи историзма на базе государственного Эрмитажа, основанных соответственно, на примере хранящихся там экспонатов, это позволяет опереться на авторитетные источники, без чего был бы невозможен процесс подготовки учебной работы.
Следует заметить, что жилые половины во дворце подвергались неоднократным пере¬делкам на протяжении XIX века, особенно грандиозные работы, производились здесь при восстановлении Зимнего дворца после пожа¬ра 1837 года. Кроме того, интерьеры бельэтажа Зимнего дворца после революции 1917 года были временно превращены в «Исторические комнаты» с со¬хранением всей обстановки, но в 1926 году их ликвидировали и стали использовать для устройства экспозиций музея. Таким образом, была утрачена значительная часть отделки и убранства. В этом отношении комнатам юго-западного ризалита повезло больше, чем другим бывшим жилым дворцовым интерьерам. Некоторое время их использовали для проживания знатных иностранцев. Хотя и в этих помещени¬ях частично исчезли тканевые обивки стен, мебель и другие предметы внутреннего убранства, но сохранился основной характер оформления, представляющий большую художественную ценность и позволяющий говорить о работах известных мастеров архитектуры середины XIX столетия.

Источниковедческая база:
Для нас при отсутствии фактологического материала, как то текстиль, использовавшийся при отделке данных интерьеров, фактически единственным иконографическим источником могут послужить акварели выдающихся художников XIX столетия, таких как Э. Гау, К.А. Ухтомский, Л. Пермацци, братьев Чернецовых, В.С. Садовникова . С ними мы имели возможность подробнейшим образом ознакомиться в издании А.Н. Воронихиной: "Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века" (1983г.). Кроме того, .........

Введение………………………………………………………………...……2

Глава I. Стилистические особенности эпохи историзма. Формирование стиля: промышленность и мировоззрение.

1.1. Общая характеристика изменений в архитектуре и интерьере Санкт- Петербурга эпохи историзма……….………………...……...…...8

1.2. Русская текстильная промышленность XIX века………………………………………………………………………….....14

1.3. Текстиль в интерьере эпохи историзма……………………………........................................................19

Глава II .Текстильное убранство 1830-х - 1890-х гг. на примере половины императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце....................................................................................................24


Заключение………………………………………………………………...…..44

Библиография……………………..…………………………………………...46

Иллюстрации…………………………………………………………………...49





Очень подробная, выверенная работа. Велась в течении года на III курсе художественного ВУЗа с блестящим научным руководителем. Кафедра истории искусства. Защита прошла на отлично.

Тема: изучения текстильного убранства интерьера эпохи историзма. Интерес к традициям применения тканей в русском интерьере - закономерный процесс, связанный со стремлением человека познать истоки своего национального искусства и воплотить их в современных архитектурных и художественных формах.

Иллюстрации слишком тяжелые оказались, поэтому выложу 2-ым файлом (подпись: Текстильное убранство интерьера эпохи историзма (на примере личных покоев императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце- иллюстрации)!

1. Анисимова Е.А., Бабин, А.А. .Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы. - СПб.: Cлавия, 1996.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII- XIX веков. - М.: Сварог и К, 2000.

3. Бирюкова Н.Ю. , Малинина Т.А. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890-х годов. // Материалы международной конференции. - СПб.: Славия, 1996.

4. Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде XIX века. Часть I. Европейский костюм в России. 1820-1840-е гг. / Учебное пособие для студентов- СПб.: 2004.

5. Володарский В. М., Н. В. Розанова. Интерьер в русском искусстве. – М.: Искусство, 2002.

6. Демиденко Ю.Б. Интерьер в России: Традиции. Мода. Стиль.- СПб.: Аврора, 2000.

7. Добровольский В. И. "Эрмитаж. История зданий и коллекций".- СПб.: Альфа-Колор, 2004.

8. Кудрявцева С.В. "Эрмитаж. История. Архитектура. Коллекции".- СПб.: Альфа-Колор, 2006.

9. Мак-Коркодейл Чарльз. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней . - М.: Сварог и К, 2006.

10. Музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX в.». Museum exposition of 19th century Russian Interiors. Путеводитель / Сост. А. А. Васильева. - Л.: Внешторгиздат, 1981.

11. Отечественная история (до1917г.): Учеб. Пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринского. - М.: Гардарики, 2002.

12. Павловск. Полный каталог коллекций. Т. I. Дворец. Вып.1. История и судьбы / Отв. ред. Э. А. Корсун; М. Г. Дынникова. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2008.

13. Павловский дворец-музей художественного убранства. Проспект Под общ. ред. М. Б. Марголина, А. М. Кучумова. - Л.: Художник РСФСР, 1962.

14. Петрова Т. А. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце .- СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2007 .

15. Пронина И.А. Ансамбль дворцового и усадебного интерьера России XVIII- первой половины XIX века. / Автореферат. - М.: 1995.

16. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX века.- Л.: Лениздат, 1981.

17. Русский художественный паркет XVIII - начала ХХ века. Энциклопедия. / Науч. ред. и сост. П. Ю. Климов. - М.: Паркет Холл, 2003.

18. Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. - Л.: Госстройиздат,1958.

19. Стругова О.Б. Русский жилой интерьер конца XIX - нач. XX в. / Автореферат.- М.: Российский институт искусствоведения, 1992.

20. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк-путеводитель. / Под ред. И.Н. Ухановой. - Л.: Искусство, 1986.

21. Черных О.И. Дачное строительство Петербургской губернии XVIII начала XX вв. / Автореф. дис. канд. архитектуры. - СПб.: 1993.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
1. http://mmmeb.narod.ru/m-ekl/pages/317-me.htm-мебель эклектики.
2. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Kuznetsova/- Кузнецова Т. Ф. Историзм и тезаурусный анализ культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. -2008.
3. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Goriunkov/ - Горюнков С. В. Историзм: кризис понятия и пути его преодоления // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 4- Культурология. - 2010.
4. http://bse.sci-lib.com/article056877.html - Значение слова "Историзм" в Большой Советской Энциклопедии

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Интерьер, связанный непосредственно с человеком, наиболее полно из архитектонических видов искусств отражает процесс развития художественной среды конкретной исторической эпохи. Текстильная же отделка, являясь составной частью предметного мира и одной из древнейших особенностей убранства русских парадных и частных интерьеров, играет немаловажную роль в его создании.
В связи с этим актуальным является обращение к теме изучения текстильного убранства интерьера эпохи историзма, ибо интерес к традициям применения тканей в русском интерьере - закономерный процесс, связанный со стремлением человека познать истоки своего национального искусства и воплотить их в современных архитектурных и художественных формах. Актуальным становится поиск оптимальных приемов организации художественно, функционально и идейно осмысленной среды внутреннего пространства на основе синтеза искусств.
Следует отметить также возросший в последние два десятилетия интерес к пе¬риоду историзма на выставках и экспозициях наших музеев. Одной из пер¬вых была выставка 1996 года, устраиваемая Государственным Эрмитажем, «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е-1890-е годы». Материалы этой экспозиции позволили создать цельное впечатление о развитии прикладного искусства представленного периода в России и во многом легли в основу данной курсовой работы. Кроме того, в них дано научное обоснование хронологических рамок эпохи, которые мы взяли за основу работы.

Объектом исследования следует считать текстильное убранство эпохи историзма 1820- 90-х гг.
В качестве предмета исследования были проанализированы приемы текстильного убранства в интерьерах императрицы Марии Александровны, находящиеся в юго-западном ризалите Зимнего дворца. Автор полагает, что именно в царской резиденции можно найти интереснейшие образцы убранства интерьеров данной эпохи, как примеры метода "умного выбора", эти интерьеры представляются образцами эпохи. Кроме того, над их созданием трудились крупнейшие архитекторы XIX века: А.П. Брюллов и А.И. Штакеншнейдер.

Цель исследования.
Рассмотреть основные принципы применения декоративных тканей в русском интерьере середины XIX века на примере личных покоев императрицы Марии Александровны, находящиеся в юго-западном ризалите Зимнего дворца в Санкт- Петербурге.
Постановка цели предполагает следующие Задачи:

1) Дать общую характеристику изменений в архитектуре и интерьере Санкт- Петербурга эпохи историзма. Определить границы и основные этапы исследуемого периода.

2) Стилистические изменения, происходившие в интерьере в целом и в текстильном убранстве в частности, были непосредственно связаны с развитием мануфактурной художественной промышленности, поэтому краткая характеристика отраслей, имеющих отношение к текстилю, представляется в данной работе обязательной.

3) Определить наиболее устойчивые художественно-композиционные приемы формирования тканевого ансамбля и его элементов, организация его цветовой, графической, фактурной среды. Рассмотреть основные орнаментальные мотивы, заимствованные из других эпох, их аналогии в предметах ДПИ на примере личных покоев императрицы Марии Александровны;
Что касается историографии, то она принципиально важна, ведь выбор непосредственно предмета исследования связан именно с наличием каталогов, общих исследований искусства эпохи историзма на базе государственного Эрмитажа, основанных соответственно, на примере хранящихся там экспонатов, это позволяет опереться на авторитетные источники, без чего был бы невозможен процесс подготовки учебной работы.
Следует заметить, что жилые половины во дворце подвергались неоднократным пере¬делкам на протяжении XIX века, особенно грандиозные работы, производились здесь при восстановлении Зимнего дворца после пожа¬ра 1837 года. Кроме того, интерьеры бельэтажа Зимнего дворца после революции 1917 года были временно превращены в «Исторические комнаты» с со¬хранением всей обстановки, но в 1926 году их ликвидировали и стали использовать для устройства экспозиций музея. Таким образом, была утрачена значительная часть отделки и убранства. В этом отношении комнатам юго-западного ризалита повезло больше, чем другим бывшим жилым дворцовым интерьерам. Некоторое время их использовали для проживания знатных иностранцев. Хотя и в этих помещени¬ях частично исчезли тканевые обивки стен, мебель и другие предметы внутреннего убранства, но сохранился основной характер оформления, представляющий большую художественную ценность и позволяющий говорить о работах известных мастеров архитектуры середины XIX столетия.

Источниковедческая база:
Для нас при отсутствии фактологического материала, как то текстиль, использовавшийся при отделке данных интерьеров, фактически единственным иконографическим источником могут послужить акварели выдающихся художников XIX столетия, таких как Э. Гау, К.А. Ухтомский, Л. Пермацци, братьев Чернецовых, В.С. Садовникова . С ними мы имели возможность подробнейшим образом ознакомиться в издании А.Н. Воронихиной: "Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века" (1983г.). Кроме того, .........

Введение………………………………………………………………...……2

Глава I. Стилистические особенности эпохи историзма. Формирование стиля: промышленность и мировоззрение.

1.1. Общая характеристика изменений в архитектуре и интерьере Санкт- Петербурга эпохи историзма……….………………...……...…...8

1.2. Русская текстильная промышленность XIX века………………………………………………………………………….....14

1.3. Текстиль в интерьере эпохи историзма……………………………........................................................19

Глава II .Текстильное убранство 1830-х - 1890-х гг. на примере половины императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце....................................................................................................24


Заключение………………………………………………………………...…..44

Библиография……………………..…………………………………………...46

Иллюстрации…………………………………………………………………...49





Очень подробная, выверенная работа. Велась в течении года на III курсе художественного ВУЗа с блестящим научным руководителем. Кафедра истории искусства. Защита прошла на отлично.

Тема: изучения текстильного убранства интерьера эпохи историзма. Интерес к традициям применения тканей в русском интерьере - закономерный процесс, связанный со стремлением человека познать истоки своего национального искусства и воплотить их в современных архитектурных и художественных формах.

Иллюстрации слишком тяжелые оказались, поэтому выложу 2-ым файлом (подпись: Текстильное убранство интерьера эпохи историзма (на примере личных покоев императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце- иллюстрации)!

1. Анисимова Е.А., Бабин, А.А. .Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы. - СПб.: Cлавия, 1996.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII- XIX веков. - М.: Сварог и К, 2000.

3. Бирюкова Н.Ю. , Малинина Т.А. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890-х годов. // Материалы международной конференции. - СПб.: Славия, 1996.

4. Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде XIX века. Часть I. Европейский костюм в России. 1820-1840-е гг. / Учебное пособие для студентов- СПб.: 2004.

5. Володарский В. М., Н. В. Розанова. Интерьер в русском искусстве. – М.: Искусство, 2002.

6. Демиденко Ю.Б. Интерьер в России: Традиции. Мода. Стиль.- СПб.: Аврора, 2000.

7. Добровольский В. И. "Эрмитаж. История зданий и коллекций".- СПб.: Альфа-Колор, 2004.

8. Кудрявцева С.В. "Эрмитаж. История. Архитектура. Коллекции".- СПб.: Альфа-Колор, 2006.

9. Мак-Коркодейл Чарльз. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней . - М.: Сварог и К, 2006.

10. Музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX в.». Museum exposition of 19th century Russian Interiors. Путеводитель / Сост. А. А. Васильева. - Л.: Внешторгиздат, 1981.

11. Отечественная история (до1917г.): Учеб. Пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринского. - М.: Гардарики, 2002.

12. Павловск. Полный каталог коллекций. Т. I. Дворец. Вып.1. История и судьбы / Отв. ред. Э. А. Корсун; М. Г. Дынникова. - СПб.: ГМЗ «Павловск», 2008.

13. Павловский дворец-музей художественного убранства. Проспект Под общ. ред. М. Б. Марголина, А. М. Кучумова. - Л.: Художник РСФСР, 1962.

14. Петрова Т. А. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце .- СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2007 .

15. Пронина И.А. Ансамбль дворцового и усадебного интерьера России XVIII- первой половины XIX века. / Автореферат. - М.: 1995.

16. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX века.- Л.: Лениздат, 1981.

17. Русский художественный паркет XVIII - начала ХХ века. Энциклопедия. / Науч. ред. и сост. П. Ю. Климов. - М.: Паркет Холл, 2003.

18. Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. - Л.: Госстройиздат,1958.

19. Стругова О.Б. Русский жилой интерьер конца XIX - нач. XX в. / Автореферат.- М.: Российский институт искусствоведения, 1992.

20. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк-путеводитель. / Под ред. И.Н. Ухановой. - Л.: Искусство, 1986.

21. Черных О.И. Дачное строительство Петербургской губернии XVIII начала XX вв. / Автореф. дис. канд. архитектуры. - СПб.: 1993.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
1. http://mmmeb.narod.ru/m-ekl/pages/317-me.htm-мебель эклектики.
2. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Kuznetsova/- Кузнецова Т. Ф. Историзм и тезаурусный анализ культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. -2008.
3. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Goriunkov/ - Горюнков С. В. Историзм: кризис понятия и пути его преодоления // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 4- Культурология. - 2010.
4. http://bse.sci-lib.com/article056877.html - Значение слова "Историзм" в Большой Советской Энциклопедии

Купить эту работу

Текстильное убранство интерьера эпохи историзма (на примере личных покоев императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце)

3500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 января 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
KseniyaSg
4.8
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3500 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Алёна731 об авторе KseniyaSg 2016-03-25
Курсовая работа

отлично

Общая оценка 5
Отзыв Ксения0601 об авторе KseniyaSg 2018-05-27
Курсовая работа

Благодарю автора за работу! Получены высокие баллы и положительный отзыв преподавателя.

Общая оценка 5
Отзыв Каспер об авторе KseniyaSg 2016-04-25
Курсовая работа

спасибо за помощь!

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Михайлов об авторе KseniyaSg 2017-08-26
Курсовая работа

Огромное спасибо! Все отлично.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Исполнитель художественно-оформительских работ: роспись лонгборда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Методика обучения традиционному декоративному китайскому пейзажу в художественной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Миф о поединке Аполлона и Марсия в живописи итальянского Возрождения.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Minimalist style.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Музеефикация садово-паркового ансамбля (на примере Версаля)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

"Мир искусства" и его создатели как явление культуры 20 xx века. Проблема ретроспективизма в живописи мирискусников. Творчество А.Н.Бенуа и К.А.Сомова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Влияние византийской культуры на древнерусское изобразительное искусство, на примере собора Св.Софии в Киеве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Режиссерская методология Марка Захарова в контексте взаимодействия искусств театра и кино"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Танцевальная культура различных регионов России и особенности ее развития на современном этапе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Пейзаж в живописи: жанровые разновидности и особенности композиционного решения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Влияние кинематографа на развитие моды в 1930-1950гг

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Роль кордебалета в балете Баядерка. Работа репетитора над танцем

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽