На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Проблема по искусству. Срочно закажу курсовую работу по искусству. Есть буквально 3 дня. Тема работы «Народный танец как отражение национальных и культурных ценностей
».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Итак, в результате данной работы было определено понятие «танец» как вид хореографического искусства, были изучены возможности народного танца как источника формирования народного художественного творчества народов мира, а также проанализированы основные понятия, относящиеся к национальным и культурным ценностям, связанным с хореографическим искусством. Кроме того, было проведено опытно-эксперементальное исследование способов и методов отражения национальных и культурных ценностей через народный танец. На основе данного исследования были сделаны выводы о знакомстве детей в ДШИ с культурой народов мира через народный танец и продиагностировать уровень восприятия детьми национальных и культурных ценностей народов мира посредством изучения народного танца.
Таким образом, было сфор
Показать всемулировано, что танец – это вид искусства, в котором художественный образ возникает из смены положений человеческого тела, который является отражением национальных и культурных ценностей. Те, в свою очередь, формируются народом и могут изменяться или исчезать с повышением или понижением культурных интересов к сфере хореографического искусство как целого феномена, так и народного танца как частного.
При преподавании народного танца в детской школе искусств значительное внимание должно уделяться формированию у детей представления о народном танце как о совокупности черт и особенностей, отражающих культурные и народные ценности народов мира. Неизменно остро стоит необходимость равноправного подхода к представлению народных танцев всех народов вне зависимости от существующего социального положения народа, так как исключение данной тактики может привести к нивелированию значения личности ребёнка как представителя определённого народа, территориально оторванного или удалённого от основного населения.
Важно учитывать и тот факт, что способность рефлексии как таковой варьируется у различных студентов, что может как усложнять, так и упрощать процесс обучения, в том числе и восприятия национальных и культурных ценностей народов мира через изучение народного танца. Простота или сложность данного процесса также характеризуется принадлежностью ребёнка и его погружённостью в культуру того или иного народа, способностью впитывать особенности культурных ценностей других народов.
Танец издавна занимал особое место в системе культурных ценностей, он всегда являлся отражением как общих, характерных для различных видов танца черт, так и дифференцирующих характеристик различных народных танцев. Соответственно, народный танец неоднократно рассматривался как отражение национальных и культурных ценностей рядом наук, например, в культурологии данному феномену уделяется значительное внимание. Создав значительную теоретическую базу касательно проблематики народного танца, национальной культуры и культурных ценностей, учёные-исследователи никогда не смогут создать достаточную практическую базу, которая будет полностью истинной относительно настоящего времени. Происходит это по трём причинам. Во-первых, практические исследования носят территориально ограниченный хара
Показать всектер, так как представляется невозможным охватить данную проблему как общий феномен всего мира. Во-вторых, с течением времени уже существующие исследования устаревают, что особенно остро видно в наше время, век технологических эволюций и Интернета, когда влияние, оказываемое на нации, достаточно велико, но вовсе не статично. В-третьих, проведённые исследования будут ограничены определённой возрастной группой – категорией опрошенных, которая варьируется от одного исследования к другому.
Соответственно, исходя из всего вышесказанного, актуальность данной работы заключается не в суммирование и реферировании уже существующих теоретических материалов, а в непосредственном проведении опытно-эксперементального исследования способов и методов отражения национальных и культурных ценностей через народный танец для детей в детской школе искусств.
Объектом исследования является народный танец как таковой, в то время как в качестве предмета данной работы целесообразно рассматривать народный танец как отражение национальных и культурных ценностей.
Исходя из обусловленной актуальности исследования проблемы, следует обозначить цель работы как изучение народного танца как отражение национальных и культурных ценностей. Следовательно, целесообразно выдвинуть следующие задачи:
- определить понятие «танец» как вид хореографического искусства;
- изучить возможности народного танца как источника формирования народного художественного творчества народов мира;
- проанализировать основные понятия, относящиеся к национальным и культурным ценностям, связанным с хореографическим искусством;
- провести опытно-эксперементальное исследование способов и методов отражения национальных и культурных ценностей через народный танец;
- на основе исследования сделать выводы о знакомстве детей в ДШИ с культурой народов мира через народный танец и продиагностировать уровень восприятия детьми национальных и культурных ценностей народов мира посредством изучения народного танца.
Для достижения данных задач были использованы теоретические материалы отечественных и зарубежных авторов; методом является изучением существующей теоретической базы касательно проблематики «народного танца» и его составляющих, а также выборка наиболее важной и актуальной информации, её реферирование и структурирование. Практическая ценность заключается в полученных в результате исследования результатах.
Результаты данной работы могут быть впоследствии полезны для студентов гуманитарных направлений, а также использованы в культурологии, педагогике и искусствоведении.
Цель и задачи данной работы определили её структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объём курсовой составляет 25 страниц.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты отражения национальных и культурных ценностей в хореографическом искусстве 5
1.1 Танец как вид хореографического искусства 5
1.2 Народный танец как источник формирования народного художественного творчества народов мира 6
1.3 Анализ основных понятий, относящихся к национальным и культурным ценностям, связанных с хореографическим искусством 10
Глава 2. Опытно-эксперементальное исследование способов и методов отражения национальных и культурных ценностей через народный танец 17
2.1 Знакомство детей в ДШИ с культурой народов мира через народный танец 17
2.2 Анализ результатов исследования. Диагностика уровня восприятия детьми национальных и культурных ценностей народов мира посредством изучения народного танца 20
Заключение 24
Список испол
Показать всеьзованной литературы 26
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.
2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1986.
3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.
4. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12.
5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.
6. Мислер Н. Вначале было тело. – М.: Искусство — XXI век, 2011.
7. Пименов В.В. Основы этнологии. – М.: Издательство МГУ, 2007.
8. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
9. Тавадов Г.Т. Этнология. – М.: Проект, 2002.
10. Ткаченко Т. Наро
Показать вседный танец. - М.: Искусство, 1967.
11. Уральская В.И. Природа танца. - М.: «Советская Россия», 1981.
12. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: «Советская Россия», 1982. Скрыть
От общей теории перейдёт к более конкретному примеру. Так, пляски были чрезвычайно распространены у народов древнего мира: танцующие стремились к выражению мысли, действия, поступка в каждом движении, жесте и мимике. Для человека первобытного общества танец был способом мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях.
Итак, основываясь на основных характеристиках народного танца, мы уже можем говорить о том, что он является отражением культурных и народных ценностей. Во-первых, танец содержателен, он реалистичен и призван отражать единство формы и содержания. Во-вторых, в танце все делается осмысленно и связываетс
Показать всея с жизнью. И, наконец, народный танец выразителен: человек танцует с душой, окрашивая каждый жест, каждое движение настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен собственным и народным «я»; он образно и эмоционально раскрывает особенности собственной натуры и идею, которую хочет донести.
1.3 Анализ основных понятий, относящихся к национальным и культурным ценностям, связанных с хореографическим искусством
В этнологии культура рассматривается как «сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведения, репродукции, организованной деятельности. Культура – это всё, что создано человечеством».7 Соответственно, под культурными ценностями принято понимать по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».
Следует заметить, что ценностью является не объект как таковой, а усмотренная человеком его способность удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций. Объект есть лишь носитель ценности в глазах человека. Выделяют материальные и духовные ценности. К первым относят материальные блага (жилище, одежду, продукты питания и так далее), ко вторым – «духовные блага» (известные триады «истина, добро, красота» и «вера, надежда, любовь», художественные, научные, философские, религиозные идеи). Следует, однако, иметь в виду, что все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой род смыслов; «материальными» и «духовными» называют здесь в действительности не сами ценности, а объекты («блага»), которые служат их носителями. Таким образом, хореографическое искусство считают благом, относящимся к духовной ценности народной культуры. Однако что есть народная культура и отличается ли она от культуры этнической? Ответ на данный вопрос важен для понимания тех сфер, в которых действует и реализуется духовная ценность народа.
Стоит отметить ту черту национальной культуры, что если народ утрачивает свою культурную специфику, то он перестаёт существовать как отдельный самостоятельный этнос. Более того, следует отличать этническую культуру от национальной культуры, так как источником этнической связи является общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой, в то время как нация – более сложное, позднее образование. Следовательно, этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации, а вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры; она частично воспринимает духовную культуру нации, образуя собственную субкультуру.8 Соответственно, танец как культурная ценность может относиться как к национальной, так и этнической культуре; однако наиболее традиционным пониманием является включение народного танца в народную культуру.
На основе данных понятий рассмотрим следующие примеры. Своеобразна древняя религия жителей острова Бали, сохранивших некогда принесенные переселенцами из Южной Азии буддийские и индуистские верования, сложившиеся вместе с древними первобытными верованиями в единую синкретическую религию. На Бали существуют тысячи храмов. Ежегодно балийцы отмечают многочисленные праздники. Особенно пышны праздники жертвоприношений, во время которых под аккомпанемент оркестра-гамелана (народный оркестр, в основном из ударных инструментов) исполняется жертвенный танец «пендет». В танцах балийцы достигли большого искусства, и уже много лет труппы балийских артистов гастролируют. Соответственное, «пендет» выступает не только как благо, часть народной культуры, но отражает существовавшую действительность. Жертвоприношение, являясь основной причиной и одновременно целью танца, помогает современные учёным оценить строй, установившийся на Бали того времени. Помимо общего определения роли религии в жизни местных жителей, то есть культурной ценности, можно говорить и о совокупности народных ценностей, одной из которых является жертвоприношение как акт воздаяния, то есть жертвы, высшим силам.
Культура африканских рабов, в значительной мере усеченная в сравнении с культурой их земляков в Африке, сначала представляла собой лишь сегмент, в большой мере (хотя и не полностью) изолированный от культуры остального населения. Свободное «цветное» население по мере своего формирования не только осваивало ту или иную европейскую колониальную культуру, но и оказы-вало на нее свое влияние; в особенности это влияние заметно в музыкальном, танцевальном и устном народном творчестве. Отношение к элементам культуры африканского происхождения складывалось неодинаково в разных странах и в разных слоях общества одной и той же страны. На Кубе в нижних слоях общества элементы музыки и танца и даже некоторые специфические формы социальной организации (тайные религиозные общества абакуа) стали рано проникать в креольскую среду — в 30-е гг. XIX в. они прослеживаются уже вполне явно. Верхними слоями общества такого рода заимствования на словах порицались и осуждались, но, например, в 1856 году на балу в городе Сантьяго-де-Куба избранная публика отплясывала танец под названием «Моя мать – конга»9, что также является ярким доказательством того, что народный танец может считаться отражением национальных и культурных ценностей. Иными словами, танец может играть не только объединяющую роль в жизни народа, но и производить обратный эффект. Являясь феноменом культуры, данная культурная ценность неизменно оценивалась в соответствии с современными ей политическими и социальными условиями.
В славянских танцах - от Балкан до России, несмотря на различия в языках, культуре, стилях жизни, очень много общих черт: кружения под руки, променады, воротца… Фигуры старинных русских хороводов и не менее старинной французской фарандолы во многом схожи. Элементы испанских, цыганских и андалузских танцев во многом напоминают шаги ирландской джиги. Вольта - предшественница вальса - танец французский, но шаги с поворотом дамы в паре появились в нескольких странах одновременно и сразу приобрели популярность. Исконный народный танец многих стран - хоровод. Старинные хороводные пляски продолжают жить во многих уголках земного шара, и каждый народ вносит в исполнение хороводных танцев изменения - национальную культуру и темперамент.
Интересно, что в развитии танца важную роль играл климат, а потому в мороз танцовщики притоптывали и стремились двигаться быстро, поэтому русские, ирландцы, другие славянские народы имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. (В испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков). На морозе, конечно, можно двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш русский танец существенно различается на севере и юге. На севере больше «важничают», на юге двигаются легче и задорнее. Различные предметы и аксессуары также формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного предмета в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и др.) и когда этот веер в руке отсутствует.
Своеобразны и живописны хороводные танцевальные песни славян Центральной и Юго-Восточной Европы - так называемые коло («круг»), распространенные как на селе, так и в городе. Музыкальное и ритмическое многообразие народных танцев проявляется в их региональных особенностях. Большая часть этих танцев связана с семейными (свадьба, рождение ребенка) или земледельческими и скотоводческими обрядами.
Огромную роль играют традиции, в том числе связанные с религией. В исламских странах женщины носят платки, паранджу, поэтому в танце мы видим закрывание шалью и платками лица, головы. Кроме внутренних факторов, влияющих на формирование народного танца, есть и внешние - воздействие других национальных культур. Простое соседство или торговые отношения выливаются в некоторое взаимовлияние культур. Если одна страна находится под длительным гнетом другой, то некоторого смешения культур не избежать. Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков.
Особую группу составляли танцы-игры, имитирующие труд людей и сопровождаемые пением. Так, в Болгарии самым распространенным сольным и парным танцем была рученица, с бесконечным разнообразием па и свободным движением рук. Часто рученица превращалась в массовый танец-игру. Польские танцы — мазурка, краковяк, полонез - развивались и совершенствовались на основе подлинно народных музыкальных мотивов. В XVIII в. полонез распространился по всей Европе. Песни и танцы западных и южных славян нередко исполняли в сопровождении народных инструментов. Так, в Лужице это были большие гусли, волынки и др. В Сербии юнацкие песни пели под аккомпанемент гуслей, но там же были повсеместно распространены духовые инструменты: труба, свирель и ударные — бубны, барабаны. В Хорватии играли на свирели, жалейке и других инструментах. В Боснии и Герцеговине под влиянием турок в обиход вошли тамбура и зурна.
Наиболее распространенные молдавские музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой инструмент типа флейты Пана), чимпой(волынка), скрипка. Национальный танец молдаван — хора, или жок— напоминает хоровод: его танцуют под звуки пастушьей флейты (флуэра) мужчины и женщины, образовав круг и взявшись за руки. Подобное объединение людей в танцу особенно характерно для многих народов России.
С другой стороны, не стоит забывать об Испании с её пылким сердцем. Национальный танец и пение самой южной провинции Испании - Андалусии, песенно-танцевальный спектакль, ставший символом Испании и изучаемый во всем мире. Знаменитое фламенко - скорее не танец, а общий стиль целой группы танцев. Сюда входят и трагико-драматические, и страстные, и шуточные танцы. Фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, но требует большой выразительности и страстности, т. е. «пространства души». В Андалусии считается, что нет таких чувств, которые не способны передать «канте фламенко» и «байлаор» (танцор). Особое значение придается движениям рук. Руки - язык этого искусства. У женщин они гибкие, извивающиеся; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой. В этом танце руки способны выразить самые разные движения души - радость, печаль, нежность и надежду. Россыпи дроби в четком ритме, гордая постановка, красивые изгибы корпуса придают неповторимый колорит танцу. Каждое движение - вздох или вскрик; лишних, незначимых движений во фламенко просто нет. Любопытно, что укоренилось мнение о кастаньетах как о непременном атрибуте фламенко, но чаще всего ритм отбивается каблуками, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Кастаньеты также довольно часто используются в обработанных вариантах танца. С другой музыкальной стороны, гитара - неотъемлемая часть искусства фламенко. Свободные, импровизированные мелодии фламенко в исполнении одаренных от природы музыкантов часто не поддаются точной нотной записи.
Соседство с молдаванами придавало быту местных украинцев особый колорит. По праздникам девушки любят носить на голове венки (карабули) из стекляруса, лент, искусственных цветов и т.д. Во время свадьбы во дворе дома невесты танцуют волоский (т.е. волошский, молдавский) танец. Значит, мы можем говорить и о том, что народный танец обладает чертами, характерными для культурных ценностей. Так, например, как мы видим из описанной выше культурной ситуации, народный танец может формировать в виде изменённого заимствования и, соответственно, отражать межнациональные процессы с точки зрения их ценности для народа.
Глава 2. Опытно-эксперементальное исследование способов и методов отражения национальных и культурных ценностей через народный танец
2.1 Знакомство детей в ДШИ с культурой народов мира через народный танец
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов ДШИ, а потому знакомство детей с культурой народов мира через народный танец особенно важно. В музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей может проходить чрезвычайно плодотворно, что обуславливается сочетанием музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения. Подобный эффект связан с природой музыки, сопровождающей народный танец: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ.
Специфика танца заключается в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Б.В.Асафьев, рассуждая о музыкальном творчестве детей, полагал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Обучение языку движений с целью формирования у детей творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала10, так как именно музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений. Кроме того, соответствующий музыкальный материал как дополняющая часть народного танца помогает лучше усвоить танцевальную динамику, свойственную тому или иному народу.
В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому народному творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы. Успешное решение поставленных задач на уроках, изучающих народные танцы в детских школах искусств, возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. При данном исследовании использовались следующие методы, о которых стоит говорить более подробно.
Принцип систематичности был также использован во время урока-исследования, так после каждого перерыва тема занятия, несколько видоизменяясь, оставалась прежней, требуя возвращения внимания детей к поставленной задаче11. Таким образом, реализован был и принцип сознательности и активности, так как во время занятия у детей не было возможности отвлечься на посторонние раздражители или не участвовать в дискуссиях. Для демонстрации некоторых народных танцев был использован принцип наглядности, когда педагог демонстрировал некоторые движения самостоятельно или при помощи видео-презентации показывал ролики, знакомящие детей с характерными особенностями хореографии того или иного народа.
Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом, реализуя метод показа. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте, а ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. Однако методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово, так как им можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и вселить веру в себя.
Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Хореографическое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Одна из ведущих задач хореографии – сделать танцевальное искусство постоянной потребностью, предметом его увлечения, воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного и мы, как преподаватели хореографии стараемся решить эту задачу. Иными словами, задачей урока-исследования было приучить детей к рефлексии и саморефлексии на предмете народного танца и его способности стать отражением культурных ценностей национального сознания.
Кроме того, для преподавателя оказалось важным осознание того, что музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. В подростковом возрасте у детей, как это было в выбранной для исследования группе, происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Следовательно, необходимо повышать уровень музыкального репертуар, и на данном этапе появляется уже глубина образов, более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения12. Особенно наглядными оказались те вариации музыкального сопровождения народного танца, в котором присутствовал элемент ускорения темпа, например, греческий танец сиртаки. Дети, анализируя мелодику, смогли сделать вывод об особом месте времени как концепте в греческой культуре, а также развить философское рассуждение в направлении выявления определённых культурных народных ценностей жителей солнечной Греции.
2.2 Анализ результатов исследования. Диагностика уровня восприятия детьми национальных и культурных ценностей народов мира посредством изучения народного танца
Итак, проведённое исследование позволило выдвинуть следующие выводы, полученные в результате следования описанным выше принципам и методам преподавания народного танца. Так как девять из десяти детей проживали и проживают на территории России, то можно говорить о высоком уровне осведомлённости касательно основ русского народного танца, усвоении его элементов с большей быстротой. Кроме того, рефлексия, направленная на выявление национальных и культурных ценностей народов мира посредством изучения народного танца, наиболее удачна, если анализируемый народный танец относится к родной для ребёнка культуре. Тем же можно объяснить то, что ученица, переехавшая из Украины, с большей лёгкостью усваивала танцевальные движения украинского народного танца, нежели русского, что также можно связывать с необходимостью взаимодействия с остальной частью танцевальной группы детской школы искусств. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать курсовую работу