На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Курсовая работа посвящена созданию государства Португалия. Прослеживается история его создания со времен варварских королевств.
Данная курсовая работа посвящена раннесредневековому периоду истории Португалии и становлению ее государственности. Хронологические рамки работы охватывают время c V по XII век, от завоевания римской провинции Лузитания варварскими народами до появления португальского государства.
Актуальность данной темы состоит в использовании исторического опыта на примере отдельной страны при изучении становления независимого государства.
Цель работы состоит в выяснении предпосылок и причин становления Португалии как государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рим до варваров с конца IV века 5
2. Португалия V – начала VIII века 11
3. Португалия начала VIII - середины XI века и возникновение графства Португальского 15
3.1. Арабские завоевания 15
3.2. Возникновение португальской государственности 17
3. 3. Социально-экономическое и культурное развитие 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Использованы античные источники, монографии и статьи, касающиеся данной темы.
Превосходя испано-готов в культурном развитии, арабы оказали на них очень сильное влияние. Местные жители усваивали восточную литературу, философию и науку. Однако для полной интеграции в арабскую цивилизацию оставалось одно практически непреодолимое препятствие – вопрос веры.
Часть испанского и португальского населения нашла себе убежище в малодоступных горах Астурии, где сохраняла свои обычаи и культуру. Именно оттуда начинается борьба с маврами, особенно успешная после того, как халифат испанских Омейядов распался в XI веке на отдельные части, которые постоянно враждовали друг с другом. Пользуясь этим, король Леона и Кастилии Фердинанд Великий, занял Коимбру, Порту и другие города региона. Эта часть страны, по имени своего наиболее значительного города - Порту, получила с этого времени
Показать все название Португалии.
Мусульманам так никогда и не удалось завоевать Астурию. Это горный район с сильно пересеченной местностью, без крупных городов, и с бедным населением, и после нашествия мусульман именно здесь скрывались многие бежавшие от них знатные вестготы.
Один из них - Пелайо, встал во главе изгнанников и именно отсюда пошло движение за освобождение полуострова от мавров (Реконкиста). Достоверных сведений о Пелайо чрезвычайно мало.
Имя Пелайо явно не готского происхождения. Тем не менее, авторы хроник, написанных в конце IX и в начале X века, возводят его происхождение к древним вестготским королям. Вероятно, их целью было установить, таким образом, связь между горными воинами Астурии и восстановлением христианства в Испании.
Живший в ту эпоху арабский хронист пишет, что речь шла о некоем галисийце. Однако другой историк, опираясь на окончание в имени, считает Пелайо выходцем из Астурии. Все, что можно считать достоверным - это то, что сопротивление со стороны вестготской знати свелось к возникновению местного очага независимости в Астурии, который сложился вокруг Пелайо, и состоял в основном из местных жителей.
Еще до 750 г. воины-берберы, находившиеся в северных районах полуострова (в частности, в Галисии), подняли бунт против арабов. С целью подавить мятеж, тамошние немногочисленные арабы призвали на помощь арабские войска из Сирии. Последовала длительная и ожесточенная гражданская война между маврами, в результате которой земли к северу от Доуру оказались полностью или почти свободными от мавров, так как жившие там берберы ушли на юг воевать с арабами.5
В этой ситуации испано-готское население этих районов получило возможность мобилизоваться и встать на сторону астурийцев в их противостоянии с маврами. Галисия стала одним из тех регионов, где борьба между маврами и христианами была весьма ожесточенной и крайне разрушительной. Данное обстоятельство повлияло на формирование некоторых социально-психологических характеристик местного населения этой области, которая дала начало средневековой Португалии.
Еще до конца VIII веке, больше из-за ухода мавров, занятых междоусобными войнами, чем вследствие активной христианской Реконкисты, Пиренейский полуостров оказался разделен на две зоны, граница между которыми проходила примерно по следующей линии: от Коимбры по руслу реки Мондегу, затем через города Талавера, Толедо, Тудела и Памплона. Население этой приграничной территории долгое время фактически не имело никаких постоянных общественных институтов, кроме церковной организации.
Когда в Испанию были призваны Альморавиды, Альфонс VI, сын Фердинанда Великого, был разбит при Сагалии в 1086 году, но потом, пользуясь междоусобиями между мусульманами, завоевал (1093) Сантарем, Лиссабон и Синтру. Мужу своей дочери, Генриху, графу Бургундскому, Альфонс отдал Португалию, состоявшую из областей Коимбры и Порту (1095 г.). Генрих, первый государь в истории, который принял титул графа Португальского, участвовал в крестовых походах, воевал с маврами, принимал деятельное участие в гражданских войнах, раздиравших Кастилию, Леон и Арагон.
3.2. Возникновение португальской государственности
Графство Португалия - такое название носили два феодальных владения, существовавших в разное время в период с 868 по 1139 год на территории современной Португалии.
Первое графство Португалия (Condado de Portucale) - это раннефеодальное графство, основанное Вимарой Перешем после изгнания арабов с части Пиренейского полуострова в 868 году. После смерти Нуну Мендеша (1071) первое Португальское графство было присоединено к королевству Галисия, от которого прежде находилось в вассальной зависимости.
Второе графство Португалия (Condado Portucalense) - феодальное владение, созданное в 1093 году Альфонсо VI Кастильским как ленное владение для своего зятя, героя Реконкисты Генриха Бургундского.
Территория второго Португальского графства была уже значительно больше, чем территория первого: в него входили графство Коимбрское, часть территории провинции Траз-уж-Монтиш и Алту-Дору и даже юг Галисии.6
Упоминания о Португальском графстве встречаются с конца IX века. Его границы были весьма размыты, однако территория графства, вероятнее всего, включала в себя земли Минью и районы к югу от Доуру.
Название графства, скорее всего, происходит от крупного населенного пункта Портус-Кале, расположенного вблизи устья Доуру, в середине IX века захваченного графом Перишем и ставшего его резиденцией. Среди наследников графа была и знаменитая графиня Мумадона, которая основала монастырь в Гимарайеше и построила замок Сан-Мамеди.
Сын, внук и праправнук Мумадоны в последующие годы также правили Португалией. Они не были полностью независимыми, но их политическое влияние все время росло. Один из первых представителей этой династии графов, сын Мумадоны граф Гонсалу Мендиш, даже короновал своего ставленника на престол короля Леона.
Именно представители этого весьма влиятельного семейства Мендиш поддержали Афонсу Энрикиша в его притязаниях на независимость. Современные португальские историки справедливо обращают внимание на значение этого периода наследственного и довольно самостоятельного правления для генезиса всей португальской независимости.
Районы, расположенные южнее, тоже образовали графство с центром в Коимбре. Длительное время там правила семья знатных португальцев, пока власть вновь не захватили мавры. Только в 1063 году власть над Коимброй окончательно закрепилась за христианами.
В конце XI в. политические возможности соседних с Португалией Леона и Кастилии сильно возросли. Была весьма усовершенствована их административная система, стало ощутимым и влияние клюнийского ордена. Уже давно прошла эпоха немногочисленных вестготов-соратников Пелайо. Теперь король Леона и Кастилии Альфонс VI сосредоточил в своих руках значительную власть и в христианской Европе пользовался большим авторитетом. Именно он оказал наиболее ощутимую помощь в строительстве самого величественного из воздвигнутых христианами в Европе монастырей - Клюни.
В конце XI века христианским королевствам Пиренейского полуострова опять стала угрожать мусульманская опасность. На помощь халифату, распавшемуся на отдельные части, из Африки пришли берберские племена альморавидов. Вновь на земли Португалии и Галисии, Леона и Кастилии ворвалась арабская кавалерия. Альфонсо VI пришлось позвать на помощь христианских воинов из-за Пиреней.
К Леонскому двору прибыли франкские рыцари, среди них и Раймунд Бургундский. Возможно, что именно связь с клюнийским орденом и его руководителем - святым Хуго, может объяснить прибытие на Пиренейский полуостров двух представителей высшей знати из дома графов Бургундии - Раймунда и его племянника Генриха, за которых Альфонсо VI выдал своих дочерей.
Раймунд за верную службу получил в жены дочь Альфонсо - Урраку, а в ленное владение – Галисию. А Генрих заслужил руку другой (внебрачной) дочери Альфонсо Терезы, которой было в то время всего пять лет, и графство Португальское. Он стал называться графом Энрике, и стал родоначальником Бургундской династии правителей Португалии.7
Весьма вероятно, что замена правления местных семейных кланов на правление членов королевской семьи преследовала цель обуздать тенденции к автономии, не раз проявлявшиеся в этих отдаленных районах. Но если такая цель действительно ставилась, то она явно не была достигнута. Наоборот, воссоединение северных районов с южными стало решающим шагом для достижения независимости Португалии.
Можно поставить вопрос: с какого времени Португалию можно считать независимым государством? Однозначно ответить чрезвычайно сложно, потому как независимость Португалии не была провозглашена так, как это происходило в определенный день или даже час в другие, более поздние времена.
Это был долгий процесс, состоявший из нескольких этапов. Важнейшие исторические даты этого процесса следующие: восстание Афонсу Энрикиша и захват власти в Португальском графстве (1128), Туйский мир (1137), Саморская конференция и переход под сюзеренитет папы (1143), упразднение (после смерти Альфонса VII) титула императора (1157) и, наконец, папская булла (1179) о признании Святым престолом новой Португальской монархии.
Сын Генриха, Афонс Энрикише (1128–1185), долго боролся с императором всей Испании, как называл себя теперь король Леона и Кастилии Альфонс VII, равно как и с маврами. Битва при Оурике, в которой он разбил войска мавров (1139), сделалась, по мнению многих историков, исторической вехой образования португальской монархии.
С 1132 г. на границе с Галисией не прекращались стычки из-за спорных земель и замков. В 1135 г. король Леона и Кастилии Альфонсо VII был провозглашен императором Испании. Через два года он заключил с Афонсу мирный договор в Туе. В этом договоре, в обмен на неприкосновенность северных границ, Афонсу признавал вассальное подчинение императору. Так был найден временный компромисс.
Мирным договором с Кастилией (1143) за Афонсом Энрикешем был утвержден титул короля. Для большей безопасности и упрочения своего государства Афонс решил поставить его под покровительство и верховенство папского престола, обязавшись уплачивать ежегодно римскому папе дань в количестве четырех унций золотом. С тех самых пор португальским государям постоянно приходилось вести борьбу с папами, претендовавшими на захват в свои руки власти над страной.
В 1147 г. Афонс Энрикеш захватил Лиссабон, и перенес туда свою столицу из Коимбры, а уже к 1166 году его владения достигли границ современной Португалии. При покорении мусульманских областей те из мавров, которые признали власть христиан, продолжали спокойно жить рядом с ними, а их жизнь, свобода и имущество находились под охраной хартий, выдаваемых королями Португалии.
Правление Афонсу Энрикеша продолжалось до 1185 года, то есть почти 60 лет. Маленькое графство Португальское за это время продвинуло свои границы на юге до реки Тежу, городов Эворы и Бежи.
Когда в 1139 году Афонсу одержал решительную победу над соединенными силами арабов при Орике, он начал именовать себя королем. С этой же победой легенда связывает возникновение герба Португалии. Пять синих щитов в серебряном поле символизируют пять поверженных при Орико мусульманских «королей» (то есть речь идет о военачальниках), а пять серебряных гвоздей на каждом из синих щитов напоминают о распятии Иисуса Христа.
Такой герб впервые встречается у Афонсу Энрикеша, но эта трактовка герба появилась скорее всего уже позже, когда геральдические формы пытались осмыслить и найти в них тайное значение. Первоначально герб не имел каймы, но позднее вокруг серебристого поля возник алый бордюр с кастильскими башнями. В таком виде герб Португалии и дошел до наших дней.8
3. 3. Социально-экономическое и культурное развитие
Вторгшиеся на Пиренейский полуостров в V веке варварские племена были не так уж многочисленны. Однако варвары чрезвычайно быстро завладели римскими провинциями и обосновались там, практически не вызвав при этом никакого сопротивления со стороны местного населения. Этот факт позволяет представить всю тяжесть социальной ситуации в Западной Римской империи накануне ее распада.
Города бывшей империи переживали глубокий упадок, который поразил как городские слои общества, так и кардинально ухудшил положение крестьян. Период завоеваний затруднял массовое привлечение рабской силы, а ведь старая римская экономика базировалась именно на использовании рабского труда. В результате на положении полурабов оказались бывшие свободные граждане римских провинций.
Вместе с нашествиями рухнули практически все государственные институты. По сути, выстояла лишь церковная организация. Большую часть испано-римского населения уже в те времена составляли последователи христианства, а территория полуострова покрылась сетью церковных приходов.
Свевы приняли новую религию уже в V веке, а затем вскоре были крещены и вестготы. Длительное время духовенство оставалось единственной организованной системой, с которой местное население поддерживало отношения.
Идея справедливости, которую проповедовала церковная организация, трактовалась уже не как повиновение государству, как во времена римлян, а с освобождением человека через нравственное совершенствование. Эта трансформация будет иметь глубокие последствия при формировании психологии в эпоху Средневековья.
Господство вестготов в Португалии длилось около трех веков, однако сегодня редко где можно встретить следы их пребывания. Объясняется это их относительной немногочисленностью, а также тем, что их культурный уровень был ниже уровня культуры местного романизированного населения.
Германские племена не принесли с собой ни новых форм социальной организации, ни новой техники труда. По сути, они просто ограничились тем, что внедрились в уже созданные римлянами социальные и экономические структуры, и использовали их в своих интересах.
Между тем общий упадок, который начался еще на последней стадии существования Римской империи, углублялся. Торговля (особенно экспортная) критически сократилась, а культурная жизнь поддерживалась лишь католическим духовенством, которое, к тому же, начало играть все более заметную политическую роль.
Вестготы были не католиками, а арианами, которые придерживались толкования христианства, которое проповедовал в IV в. Арий. Это обстоятельство в течение длительного времени осложняло объединение вестготов и испано-римлян. Поначалу и те, и другие подчинялись своим кодексам законов. Даже браки между представителями обоих народов были официально запрещены. Только в 589 году король вестготов Реккаред, поддержанный католической церковью и знатью, принял католическую веру.
В 654 году был принят общий Вестготский кодекс, обязательный для соблюдения всеми жителями Пиренейского полуострова, независимо от племенной принадлежности. Однако неизвестно, в какой степени новым законодательством реально руководствовались в повседневной жизни жители полуострова.
Именно в вестготский период были заложены основы португальского общества эпохи Средневековья, которое стало состоять из трех основных слоев: духовенства, знати и народа. В тот период получила широкое распространение традиция социального размежевания, основанного на богатстве и крови, так как хозяевами земель были потомки коренных жителей полуострова.
Знать появляется, когда к экономической функции получения продуктов деятельности чужого труда добавляется различие в происхождении. В римскую эпоху хозяин виллы проживал в городе, а представителем его на вилле был управляющий, который жил значительно лучше, чем те, кто работал под его руководством. При этом у него было много общего с ними, поскольку он был с ними из одного племени, говорил на том же языке, придерживался тех же традиций и обычаев.
С началом нашествий ситуация изменилась. Земли были поделены вместе с проживавшими на них людьми, и лучшие наделы оказались в руках победителей. Но германский владелец земли не был земледельцем или денежным человеком, это был воин. Он был человеком, стоящим на социальной лестнице выше других не потому, что он был богаче или образованнее других и поэтому мог управлять ими, а из-за того, что принадлежал к совершенно другому племени и хорошо владел оружием.
Германские пришельцы сформировали сначала особое юридическое пространство, подчиняющееся другим законам, которые не распространялись на испано-римлян. Среди других отличий было то, что только они выполняли воинские обязанности, из чего следовало, что только они могли носить оружие.
В отличие от римлян, вестготы в массе своей были людьми необразованными. Не обнаружено никаких упоминаний о вестготских школах, писателях, ученых или центрах вестготской культуры на Пиренейском полуострове. По сути дела, происходила варваризация – разновидность процесса ассимиляции, при которой общества с более высоким уровнем развития начинают подражать менее развитым в самых различных сферах жизни.9
В ту пору знания и образованность нашли себе прибежище в церкви. Культуру той эпохи воплощают две исторические фигуры. Первая из них - святой Исидор Севильский, автор «Этимологии» - своего рода энциклопедии, в которой он постарался собрать и спасти от забвения остатки классической античной культуры. Вторая фигура - святой Мартин из Думи (Браги), еще один мыслитель, который собрал большую библиотеку античных книг, причем не только римских, но и греческих.
Однако приведенные примеры не могут привести к заключению о том, что церковь стремилась сохранить античную культуру вместе с ее духом. Причина состояла в том, что языком, которым пользовалась церковь, являлась латынь, и культурный инстинкт подсказывал ей необходимость спасения античных книг. Однако сам христианский дух выступал противником язычества, а значит и античной культуры.
На христианском кладбище в Мертоле найден камень, некогда служивший основанием креста, на котором сохранилась надпись: «Преклонись. Вот знак, с которым была побеждена сила бывшего тирана. Если осенишь им благочестиво свои чело и грудь, не будет в тебе страха ни перед потусторонними призраками, ни перед пустыми привидениями».
Это типичный пропагандистский плакат христианства. Римская власть названа побежденным тираном, а под потусторонними призраками и привидениями понимаются пережитки язычества, в частности суеверие о злых духах, которые мстят простым смертным, если эти последние им не поклоняются.
В равной степени это касалось и названия дней недели. Пожалуй, единственным романским языком, из которого были полностью изъяты названия, основанные на языческой мифологии, стал португальский. Даже все португальские названия дней недели имеют христианское литургическое происхождение. Об интенсивности проведения такой культурной акции можно судить также по ономастике, где римские имена исчезают почти бесследно, а их заменяют имена христианские или германские.10
Церковные приходы заменили виллы в качестве низовых гражданских структур, и нравственное руководство общинами перешло от хозяев вилл (dominus) к приходским священникам. Приходский священник уже не избирался прихожанами, как это было в римские времена. Теперь это было духовное лицо, имеющее собственное культурное и нравственное значение.
Приходы были объединены в епархии, и приходские священники подчинялись епископам, которым были обязаны отдавать треть доходов своих церквей. Поступавшие доходы были весьма солидными, поскольку верующие стремились в те смутные времена обеспечить себе место на небесах с помощью прижизненных или посмертных пожертвований, а высшие церковные иерархи достаточно разумно управляли этим своим постоянно растущим состоянием, запретив продажу имущества, находящегося в их владении.
Помимо власти над умами и большой экономической мощи духовенство получало себе и реальные рычаги власти. Епископские собрания, в частности соборы, проводившиеся на общенациональном или провинциальном уровне, разрабатывали обязательные для исполнения законы, которые касались не только внутрицерковных вопросов, но и общего управления государством.11
Тогдашние соборы всегда ставили свою власть даже выше власти короля. Последний рассматривался епископством всего лишь как десница, которая на земле должна выполнять высшую волю, которую транслирует церковь. Поэтому король мог быть низвергнут, если его посчитают недостойным занимать столь высокое место, причем вопрос этот решал именно церковный собор. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать курсовую работу