Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Юридический статус РПЦ 5
1.1. Создание Монастырского приказа 5
1.2. Учреждение Синода 10
2. Экономические отношения церкви и государства 18
2.1. Церковные вотчины 18
2.2. Изменения в правовом статусе крестьян 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
1.1. Создание Монастырского приказа
В истории Монастырского приказа, как правило, выделяют три периода: 1649-1677, 1701-1720 и 1721-1725 годы. Приказ представлял из себя государственное (в синодальный период - церковно-государственное) административно-хозяйственное, финансовое и судебное учреждение, которое управляло церковными вотчинами, духовенством и зависимыми от церкви категориями населения России.
Приказ был учрежден еще при царе Алексее Михайловиче Соборным Уложением от 1649 года в целях управления церковными вотчинами, для сбора податей и устройства судопроизводства.
Он был создан прежде всего как общее судебно-гражданское государственное учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчиненных им по служебным и имущественным отношениям.
В 1649-1677 гг. одной из основных функций Монастырского приказа стала судебная. Соборным Уложением отменялся совместный суд, в случае споров духовенства с лицами другим ведомств и судопроизводство осуществлялось через воеводский суд.
...
1.2. Учреждение Синода
Положение русского духовенства стало еще более неблагоприятным, когда с 1711 года вместо старой Боярской думы был учрежден Правительствующий Сенат. По указу об учреждении Сената все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться указам Сената точно так же как царским.7
Сенат немедленно начал вмешиваться в управление церковью. Начиная с 1711 года местоблюститель патриаршего престола уже не мог без согласия Сената ставить на кафедру архиерея. Более того, Сенат самостоятельно возводит церкви на завоеванных землях и сам приказывает архиереям (например, псковскому владыке) посылать туда священнослужителей. Сенат распределяет игуменов и игумений по монастырям, и в Сенат же направляют свои прошения о позволении поселиться в монастыри солдаты-инвалиды.
С 1715 года все центральные учреждения России начинают переводиться в Санкт-Петербург и разделяться на формирующиеся в коллегии ведомства.
...
2.1. Церковные вотчины
Одним из первых шагов императора Петра I было решение о взятии в 1697 году под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей, запрещении монастырям всякой строительной деятельности, а затем прекращении в 1698 году выплаты денег и хлеба из казны тем церквам, которые имели угодья и приходские дворы.
Еще при Иване Грозном в русской общественной и государственной жизни возник вопрос об отношениях богатств монастырей к нравственности монашеской жизни.
Даже церковное законодательство на соборе 1667 года признало пагубное влияние богатств на монастырскую жизнь, и постановило уничтожить один из источников непорядка в монастырях путем запрещения монахам лично владеть недвижимым имуществом.
Церковный собор 1669 года определил отбирать в пользу государства торговые промыслы и лавки, принадлежавшие священникам и монахам, опять же в целях ограничения пагубного влияния богатства на иноческую жизнь.
...
2.2. Изменения в правовом статусе крестьян
Несмотря на церковную реформу, количество монастырских крестьян постоянно росло вплоть до секуляризации, проведенной Екатериной Великой. По первой ревизии (1719 год) монастырских крестьян было 791 тысяч душ мужского пола, по второй ревизии (1744 год) - 898,5 тысяч, по третьей ревизии (1762 год) - 1,027 миллиона.15
Окончательное оформление крепостного права ухудшило положение монастырских крестьян. Так, например, крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Монастырские крестьяне несли также много мелких натуральных повинностей.
Тем не менее, положение монастырских крестьян было легче относительно помещичьих, особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. воссоздание Монастырского приказа сразу после смерти патриарха Адриана стало первым шагом к решительному огосударствлению РПЦ. К монастырскому приходу отошли многие функции, ранее принадлежавшие церковной организации.
2. учреждение Святейшего Синода стало еще одним шагом на пути преобразования церковного управления, и еще в большей степени подчинило церковь государству.
3. в экономическом смысле церковная реформа стала началом процесса секуляризации монастырских вотчин, который завершился уже во второй половине века при Екатерине II.
4. положение монастырского крестьянства непосредственно в период петровских реформ изменилось незначительно.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в анализе юридического статуса и экономического положения РПЦ в период петровских реформ. Разные взгляды на проведенную Петром I церковную реформу доказывают всю ее сложность и неоднозначность.
...
1. Амосова И. В. Монастырский приказ в XVII и первой четверти XVIII вв. // Проблемы социально-политического и культурного развития России. М.: Наука, 2006. – 269 с.
2. Бачинин В.А. Петр I как религиозный тип. // История Петербурга. - 2005. - № 1. - 3- 6 с.
3. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: АСТ, 2001. – 128 с.
4. Боханов А. Самодержавие. Идея царской власти. - М.: Русское слово, 2002. – 351 с.
5. Бондарев В. Революционер на троне // Родина. - 2007. - № 11. - С. 25.
6. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М.: Наука, 1977. – 328 с.
7. Дьяконов М.А. Очерки из истории сельского населения в Московском государстве. XVI-XVII вв. - М.: Либроком, 2015. – 354 с.
8. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 238 с.
9. Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в ХVI -XVII веках. - М.: Издательство Олега Абышко, 2007. – 608 с.
10.. История России. // Под ред. член-корр. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – 576 с.
11. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. – М.: РГГУ, 2001. - 575 с.
12. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000 г. – 548 с.
13. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х томах – М.: Сретенский монастырь, 2009. – 1472 с.
14. Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. Очерки истории секуляризационной реформы. - М.: Изд-во Всесоюз. заоч. политехн. ин-та, 1990. – 202 с.
15. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. - М.: Православное дело, Отчий дом, 2000. - 462 с.
16. Николаев В.Н. Пётр I. Загадка царя. // Русский дом - 2002. - № 6.
17. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. — Минск: Беларусь, 1990. — 541 с.
18. Память Азова: Петр I и патриархи // Наука и религия. - 2006. - № 12. - 30-31 с.
19. Русское православие: вехи истории. // Науч. ред. Р89 А. И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
20. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 799 с.
21. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI - XVII вв. - М.; Индрик, 2002. – 352 с.
22. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. - М.: Сретенский монастырь, 1997. – 925 с.
23. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917) - М.: Русская панорама», 2003 - 480 с.,
24. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. - М.: Сретенский монастырь, 2012. – 816 с.
.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Юридический статус РПЦ 5
1.1. Создание Монастырского приказа 5
1.2. Учреждение Синода 10
2. Экономические отношения церкви и государства 18
2.1. Церковные вотчины 18
2.2. Изменения в правовом статусе крестьян 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
1.1. Создание Монастырского приказа
В истории Монастырского приказа, как правило, выделяют три периода: 1649-1677, 1701-1720 и 1721-1725 годы. Приказ представлял из себя государственное (в синодальный период - церковно-государственное) административно-хозяйственное, финансовое и судебное учреждение, которое управляло церковными вотчинами, духовенством и зависимыми от церкви категориями населения России.
Приказ был учрежден еще при царе Алексее Михайловиче Соборным Уложением от 1649 года в целях управления церковными вотчинами, для сбора податей и устройства судопроизводства.
Он был создан прежде всего как общее судебно-гражданское государственное учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчиненных им по служебным и имущественным отношениям.
В 1649-1677 гг. одной из основных функций Монастырского приказа стала судебная. Соборным Уложением отменялся совместный суд, в случае споров духовенства с лицами другим ведомств и судопроизводство осуществлялось через воеводский суд.
...
1.2. Учреждение Синода
Положение русского духовенства стало еще более неблагоприятным, когда с 1711 года вместо старой Боярской думы был учрежден Правительствующий Сенат. По указу об учреждении Сената все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться указам Сената точно так же как царским.7
Сенат немедленно начал вмешиваться в управление церковью. Начиная с 1711 года местоблюститель патриаршего престола уже не мог без согласия Сената ставить на кафедру архиерея. Более того, Сенат самостоятельно возводит церкви на завоеванных землях и сам приказывает архиереям (например, псковскому владыке) посылать туда священнослужителей. Сенат распределяет игуменов и игумений по монастырям, и в Сенат же направляют свои прошения о позволении поселиться в монастыри солдаты-инвалиды.
С 1715 года все центральные учреждения России начинают переводиться в Санкт-Петербург и разделяться на формирующиеся в коллегии ведомства.
...
2.1. Церковные вотчины
Одним из первых шагов императора Петра I было решение о взятии в 1697 году под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей, запрещении монастырям всякой строительной деятельности, а затем прекращении в 1698 году выплаты денег и хлеба из казны тем церквам, которые имели угодья и приходские дворы.
Еще при Иване Грозном в русской общественной и государственной жизни возник вопрос об отношениях богатств монастырей к нравственности монашеской жизни.
Даже церковное законодательство на соборе 1667 года признало пагубное влияние богатств на монастырскую жизнь, и постановило уничтожить один из источников непорядка в монастырях путем запрещения монахам лично владеть недвижимым имуществом.
Церковный собор 1669 года определил отбирать в пользу государства торговые промыслы и лавки, принадлежавшие священникам и монахам, опять же в целях ограничения пагубного влияния богатства на иноческую жизнь.
...
2.2. Изменения в правовом статусе крестьян
Несмотря на церковную реформу, количество монастырских крестьян постоянно росло вплоть до секуляризации, проведенной Екатериной Великой. По первой ревизии (1719 год) монастырских крестьян было 791 тысяч душ мужского пола, по второй ревизии (1744 год) - 898,5 тысяч, по третьей ревизии (1762 год) - 1,027 миллиона.15
Окончательное оформление крепостного права ухудшило положение монастырских крестьян. Так, например, крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Монастырские крестьяне несли также много мелких натуральных повинностей.
Тем не менее, положение монастырских крестьян было легче относительно помещичьих, особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. воссоздание Монастырского приказа сразу после смерти патриарха Адриана стало первым шагом к решительному огосударствлению РПЦ. К монастырскому приходу отошли многие функции, ранее принадлежавшие церковной организации.
2. учреждение Святейшего Синода стало еще одним шагом на пути преобразования церковного управления, и еще в большей степени подчинило церковь государству.
3. в экономическом смысле церковная реформа стала началом процесса секуляризации монастырских вотчин, который завершился уже во второй половине века при Екатерине II.
4. положение монастырского крестьянства непосредственно в период петровских реформ изменилось незначительно.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в анализе юридического статуса и экономического положения РПЦ в период петровских реформ. Разные взгляды на проведенную Петром I церковную реформу доказывают всю ее сложность и неоднозначность.
...
1. Амосова И. В. Монастырский приказ в XVII и первой четверти XVIII вв. // Проблемы социально-политического и культурного развития России. М.: Наука, 2006. – 269 с.
2. Бачинин В.А. Петр I как религиозный тип. // История Петербурга. - 2005. - № 1. - 3- 6 с.
3. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: АСТ, 2001. – 128 с.
4. Боханов А. Самодержавие. Идея царской власти. - М.: Русское слово, 2002. – 351 с.
5. Бондарев В. Революционер на троне // Родина. - 2007. - № 11. - С. 25.
6. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М.: Наука, 1977. – 328 с.
7. Дьяконов М.А. Очерки из истории сельского населения в Московском государстве. XVI-XVII вв. - М.: Либроком, 2015. – 354 с.
8. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 238 с.
9. Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в ХVI -XVII веках. - М.: Издательство Олега Абышко, 2007. – 608 с.
10.. История России. // Под ред. член-корр. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – 576 с.
11. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. – М.: РГГУ, 2001. - 575 с.
12. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000 г. – 548 с.
13. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х томах – М.: Сретенский монастырь, 2009. – 1472 с.
14. Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. Очерки истории секуляризационной реформы. - М.: Изд-во Всесоюз. заоч. политехн. ин-та, 1990. – 202 с.
15. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. - М.: Православное дело, Отчий дом, 2000. - 462 с.
16. Николаев В.Н. Пётр I. Загадка царя. // Русский дом - 2002. - № 6.
17. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. — Минск: Беларусь, 1990. — 541 с.
18. Память Азова: Петр I и патриархи // Наука и религия. - 2006. - № 12. - 30-31 с.
19. Русское православие: вехи истории. // Науч. ред. Р89 А. И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
20. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 799 с.
21. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI - XVII вв. - М.; Индрик, 2002. – 352 с.
22. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. - М.: Сретенский монастырь, 1997. – 925 с.
23. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917) - М.: Русская панорама», 2003 - 480 с.,
24. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. - М.: Сретенский монастырь, 2012. – 816 с.
.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую