Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Речевая ситуация как средство формирование пунктуационных умений младших школьников период обучения грамоте

  • 41 страниц
  • 2014 год
  • 1299 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Важной задачей при обучении русскому языку в школе является развитие у учащихся письменной речи. Одним из главных условий развития письменной речиявляется формирование пунктуационных умений. Особенно это актуально для учащихся начальных классов.
Пунктуация – один из основополагающих элементов грамматики, она направлена на развитие общей языковой культуры ученика, его умения точно выражать свои мысли в письменной форме для их правильного понимания.
Многие ученые-лингвисты, в частности, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева, В.А.Белошапкова, Н.Н.Барулина и другие, осветили в своих работах теорию пунктуации. Литература содержит информацию о трех взаимосвязанных принципах пунктуации: синтаксический, смысловой, интонационный. Три данных принципа отражают одно и то же явление с разных сторон, образуют сложную систему использования знаков препинания, опирающуюся на смысл, структуру, интонацию. Соответственно, письменная речь требует знания пунктуации.
В научных работах Л.Т. Григорян, М.Р. Львова, В.А. Квирикашвили, Л.С. Трегубовой, Т.И Зиновьевой и других рассмотрена проблематикаметодики обучения учащихся начальных классов правилам пунктуации в русском языке. Кроме того, авторами сформулированы основные принципы обучения пунктуации, отобраны основные пунктуационные понятия, для формирования прочных пунктуационных знаний и умений была определена роль принципов русской пунктуации, выявлены пути для формирования и закрепления пунктуационной грамотности младших школьников.
Вопросы использования речевой ситуации в процессе обучения представлены в трудах таких ученых, как Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Д. Б.Беляева, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, В. В.Давыдова, П.Я.Гальперина, И. А.Зимней, Т.А. Ладыженской, М. Р. Львова, Л. Г. Саяховой, К.З. Закирьянова и др.
Ученые отмечают, что создание учителем речевой ситуации для учащихся, способствует более эффективному восприятию учебного материала о правилах пунктуации. Кроме того, полученный материал запоминается учениками надолго.
Организация работы по изучению пунктуационных правил, приобретению навыка пунктуационной грамотности учащимися заключается в изучении использования четырех знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков, запятой. Для запятой рассматриваются только несколько простых случаев. Ученики изучают правило оформления прямой речи, где используют тире, кавычки, многоточия, скобки.
Стоит отметить, что у большинства учеников, находящихся на обучении первый год, пунктуационное понятия еще не сформированы до конца. Большинство знаков препинания для них еще неизвестны, соответственно онине обладают навыками их правильного использования в письменной речи.
Проблема исследования: при каких методических условиях работа по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте будет осуществляться более эффективно?
Цель исследования: разработать серию фрагментов уроков, заданий с использованием речевой ситуации, направленных на формирование пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: процесс формирования пунктуационных знаний и умений младших школьников.
Предмет исследования: методические условия, способствующие формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации.
2. Выявить возможности современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте по русскому языку для организации работы над знаками препинания.
3. Разработать серию фрагментов уроков и заданий, направленных на формирование пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ психологической, лингвистической и методической литературы;
• наблюдение за процессом обучения младших школьников;
• сопоставительный анализ программ и учебников по русскому языку;
• педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный срез);
• качественно-количественный анализ результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 6
1.1. Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальной школе 6
1.2. Взгляды учёных-методистов на проблему формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 13
1.3. Речевая ситуация как средство обучения 13
Глава 2. Проблема формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте в практике современной начальной школы 14
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов для организации работы над знаками препинания в период обучения грамоте 14
2.2. Методические рекомендации по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте на основе речевой ситуации 18
Заключение 20
Список литературы 22

Заключение
Данное исследование посвящено решению сложной и актуальной проблеме, связанной с формированием пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Цель исследования: разработать серию фрагментов уроков, направленных на формирование пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определены теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации.
2. Выявлены возможности современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте для организации работы над знаками препинания.
3. Исследован уровень сформированности пунктуационных знаний и умений первоклассников.
4. Разработана серия фрагментов уроков и заданий, направленных на формирование пунктуационных умений учащихся в период обучения грамоте.
В ходе анализа лингвистической литературы были выделены основные аспекты теории пунктуации и теории синтаксиса, которые являются основополагающими при работе над формированием пунктуационной грамотности младших школьников при обучении пунктуации.
Анализ методической литературы свидетельствует о том, что в исследованиях ученых-методистов наметились нетрадиционных подходы к процессу обучения пунктуации в начальной школе, определена роль знания основ пунктуационной теории для формирования прочных пунктуационных знаний и умений учащихся, определены методы и приемы их формирования в период обучения грамоте.
Анализ учебно-методического комплекта по обучению грамоте показал, что программой не предусматривается знакомство учащихся с термином «знаки препинания», а также перечнем знаков препинания. В азбуке и в прописях в большом количестве представлены различные знаки препинания и разнообразные синтаксические конструкции, наличие которых позволяет учителю осуществлять работу над знаками препинания в период обучения грамоте.
Кроме того, на страницах азбуки содержится богатый языковой и иллюстративный материал, который целесообразно использовать при осуществлении работы и над смыслом, и над интонацией при обучении пунктуации. В языковом материале азбуки и прописей обнаружены разнообразные синтаксические конструкций, которые позволяют уже в период обучения грамоте знакомить учащихся с назначением и функциями знаков препинания.
При разработке серии фрагментов уроков, и заданий и использованием речевых ситуаций особое внимание уделялось формированию следующих умений:
• Получение навыка составления предложений по определенной схеме, используя заданные знаки препинания. Тема может быть произвольной или заданной.
• Развитие логического мышления и навыков устной речи у учеников.
• повышение заинтересованности учащихся.
• обучение внимательности в отношении знаков препинания, формирование выразительной речи детей.
• выявление умения учащихся слушать, определять корни предложения и ставитьсоответствующий знак препинания.
Составление выводов ведется на основании наблюдений за процессами деятельности учеников младшей школы, сканирования их эмоциональных реакций на предоставленный к выполнению материал. В результате этих наблюдений составляется мнение о предоставленных фрагментах уроков, в результате которых углубилось восприятие учащимися изучаемого материала по пунктуации, понимание роли знаков препинания в письменной речи. Это, безусловно, способствовало более эффективному формированию их пунктуационных умений.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы
1. Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма - Начальная школа №5, 2000г.
2. Н. С. Валгина – Актуальные проблемы современной русской пунктуации – Москва «Высшая школа» - 2004.
3. Вестник Московского Городского Педагогического Университета – Научный журнал – Серия «Педагогика и Психология» №4 (18) – Москва, 2011.
4. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
5. Гусак Ю. Н. – Функциональная специфика пунктуации в дихотомическом пространстве языка и речи: базовые подходы и принципы – 1996.
6. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению // Начальная школа. -2005.
7. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению / / Начальная школа. - 2005. - №2.
8. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
9. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
10. Е. И. Литневская – «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
11. Лингвистический энциклопедический словарь \ главный редактор Ярцева Е.Н., М., 1990 г.
12. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.
13. Львов М.Г. Словарь-справочник по методики русского языка, М., 1997г.
14. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.
15. Л. В. Щерба – «Языковая система и речевая деятельность» -2004.
16. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения», М., 1979г.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Важной задачей при обучении русскому языку в школе является развитие у учащихся письменной речи. Одним из главных условий развития письменной речиявляется формирование пунктуационных умений. Особенно это актуально для учащихся начальных классов.
Пунктуация – один из основополагающих элементов грамматики, она направлена на развитие общей языковой культуры ученика, его умения точно выражать свои мысли в письменной форме для их правильного понимания.
Многие ученые-лингвисты, в частности, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева, В.А.Белошапкова, Н.Н.Барулина и другие, осветили в своих работах теорию пунктуации. Литература содержит информацию о трех взаимосвязанных принципах пунктуации: синтаксический, смысловой, интонационный. Три данных принципа отражают одно и то же явление с разных сторон, образуют сложную систему использования знаков препинания, опирающуюся на смысл, структуру, интонацию. Соответственно, письменная речь требует знания пунктуации.
В научных работах Л.Т. Григорян, М.Р. Львова, В.А. Квирикашвили, Л.С. Трегубовой, Т.И Зиновьевой и других рассмотрена проблематикаметодики обучения учащихся начальных классов правилам пунктуации в русском языке. Кроме того, авторами сформулированы основные принципы обучения пунктуации, отобраны основные пунктуационные понятия, для формирования прочных пунктуационных знаний и умений была определена роль принципов русской пунктуации, выявлены пути для формирования и закрепления пунктуационной грамотности младших школьников.
Вопросы использования речевой ситуации в процессе обучения представлены в трудах таких ученых, как Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Д. Б.Беляева, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, В. В.Давыдова, П.Я.Гальперина, И. А.Зимней, Т.А. Ладыженской, М. Р. Львова, Л. Г. Саяховой, К.З. Закирьянова и др.
Ученые отмечают, что создание учителем речевой ситуации для учащихся, способствует более эффективному восприятию учебного материала о правилах пунктуации. Кроме того, полученный материал запоминается учениками надолго.
Организация работы по изучению пунктуационных правил, приобретению навыка пунктуационной грамотности учащимися заключается в изучении использования четырех знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков, запятой. Для запятой рассматриваются только несколько простых случаев. Ученики изучают правило оформления прямой речи, где используют тире, кавычки, многоточия, скобки.
Стоит отметить, что у большинства учеников, находящихся на обучении первый год, пунктуационное понятия еще не сформированы до конца. Большинство знаков препинания для них еще неизвестны, соответственно онине обладают навыками их правильного использования в письменной речи.
Проблема исследования: при каких методических условиях работа по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте будет осуществляться более эффективно?
Цель исследования: разработать серию фрагментов уроков, заданий с использованием речевой ситуации, направленных на формирование пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: процесс формирования пунктуационных знаний и умений младших школьников.
Предмет исследования: методические условия, способствующие формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации.
2. Выявить возможности современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте по русскому языку для организации работы над знаками препинания.
3. Разработать серию фрагментов уроков и заданий, направленных на формирование пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ психологической, лингвистической и методической литературы;
• наблюдение за процессом обучения младших школьников;
• сопоставительный анализ программ и учебников по русскому языку;
• педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный срез);
• качественно-количественный анализ результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 6
1.1. Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальной школе 6
1.2. Взгляды учёных-методистов на проблему формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 13
1.3. Речевая ситуация как средство обучения 13
Глава 2. Проблема формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте в практике современной начальной школы 14
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов для организации работы над знаками препинания в период обучения грамоте 14
2.2. Методические рекомендации по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте на основе речевой ситуации 18
Заключение 20
Список литературы 22

Заключение
Данное исследование посвящено решению сложной и актуальной проблеме, связанной с формированием пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.
Цель исследования: разработать серию фрагментов уроков, направленных на формирование пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определены теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации.
2. Выявлены возможности современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте для организации работы над знаками препинания.
3. Исследован уровень сформированности пунктуационных знаний и умений первоклассников.
4. Разработана серия фрагментов уроков и заданий, направленных на формирование пунктуационных умений учащихся в период обучения грамоте.
В ходе анализа лингвистической литературы были выделены основные аспекты теории пунктуации и теории синтаксиса, которые являются основополагающими при работе над формированием пунктуационной грамотности младших школьников при обучении пунктуации.
Анализ методической литературы свидетельствует о том, что в исследованиях ученых-методистов наметились нетрадиционных подходы к процессу обучения пунктуации в начальной школе, определена роль знания основ пунктуационной теории для формирования прочных пунктуационных знаний и умений учащихся, определены методы и приемы их формирования в период обучения грамоте.
Анализ учебно-методического комплекта по обучению грамоте показал, что программой не предусматривается знакомство учащихся с термином «знаки препинания», а также перечнем знаков препинания. В азбуке и в прописях в большом количестве представлены различные знаки препинания и разнообразные синтаксические конструкции, наличие которых позволяет учителю осуществлять работу над знаками препинания в период обучения грамоте.
Кроме того, на страницах азбуки содержится богатый языковой и иллюстративный материал, который целесообразно использовать при осуществлении работы и над смыслом, и над интонацией при обучении пунктуации. В языковом материале азбуки и прописей обнаружены разнообразные синтаксические конструкций, которые позволяют уже в период обучения грамоте знакомить учащихся с назначением и функциями знаков препинания.
При разработке серии фрагментов уроков, и заданий и использованием речевых ситуаций особое внимание уделялось формированию следующих умений:
• Получение навыка составления предложений по определенной схеме, используя заданные знаки препинания. Тема может быть произвольной или заданной.
• Развитие логического мышления и навыков устной речи у учеников.
• повышение заинтересованности учащихся.
• обучение внимательности в отношении знаков препинания, формирование выразительной речи детей.
• выявление умения учащихся слушать, определять корни предложения и ставитьсоответствующий знак препинания.
Составление выводов ведется на основании наблюдений за процессами деятельности учеников младшей школы, сканирования их эмоциональных реакций на предоставленный к выполнению материал. В результате этих наблюдений составляется мнение о предоставленных фрагментах уроков, в результате которых углубилось восприятие учащимися изучаемого материала по пунктуации, понимание роли знаков препинания в письменной речи. Это, безусловно, способствовало более эффективному формированию их пунктуационных умений.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы
1. Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма - Начальная школа №5, 2000г.
2. Н. С. Валгина – Актуальные проблемы современной русской пунктуации – Москва «Высшая школа» - 2004.
3. Вестник Московского Городского Педагогического Университета – Научный журнал – Серия «Педагогика и Психология» №4 (18) – Москва, 2011.
4. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
5. Гусак Ю. Н. – Функциональная специфика пунктуации в дихотомическом пространстве языка и речи: базовые подходы и принципы – 1996.
6. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению // Начальная школа. -2005.
7. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению / / Начальная школа. - 2005. - №2.
8. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
9. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
10. Е. И. Литневская – «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
11. Лингвистический энциклопедический словарь \ главный редактор Ярцева Е.Н., М., 1990 г.
12. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.
13. Львов М.Г. Словарь-справочник по методики русского языка, М., 1997г.
14. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.
15. Л. В. Щерба – «Языковая система и речевая деятельность» -2004.
16. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения», М., 1979г.

Купить эту работу

Речевая ситуация как средство формирование пунктуационных умений младших школьников период обучения грамоте

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-09-28
Курсовая работа

Доволен работой! Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв user10429 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-12-26
Курсовая работа

Спасибо за работу! Этот автор всегда на связи, что очень важно для заказчика! Работа хорошая.

Общая оценка 5
Отзыв Тимофей об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-06-19
Курсовая работа

отличный автор, но к сожалению обстоятельства не дали возможности доработать вместе

Общая оценка 5
Отзыв rickster об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-10-01
Курсовая работа

Наталья задержалась с написанием работы, но зато получилась отличная курсовая! спасибо

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Таблица по жанрам фольклора с подробными характеристиками каждого жанра: сказка о животных, потешки, загадки, волшебные сказки, колыбельные и т.д.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Христианские мотивы в русской литературе середины XIX – начало XX века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Русская поэзия конца 19-ого века на примере творчества В.С.Соловьёва.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сборник авторских стихов "Мама-Страна"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Пришвин "Чёрный араб"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" (на примере романа "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
130 ₽
Готовая работа

сценарий школьного праздника

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Открытый урок на тему:

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Брошюра писателя по литературе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Сочинение "Что меня удивляет в природе"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Лимерики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽