все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения притягивают к себе исполнителей и слушателей, способствуют его активному применению в сферах музыкального искусства.
Для успешного овладения игры на духовом инструменте, и в частности, игры на саксофоне, педагоги-духовики считают, что в первую очередь, необходимо усвоить основные правила постановки исполнительского аппарата, под которым подразумевается совокупность правил рационального положения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта (дыхания, губ, пальцев, рук и т. п.).
Постановка профессионального дыхания имеет существенное влияние на процесс обучения и развития техники игры на саксофоне, так как дыхание - основная часть процесса звукоизвлечения, и является источником не только силы, но и красоты, «полетности» звука.
Данный вопрос широко обсуждается как в методической литературе, так и в различных статьях, посвященных технике исполнения игры на саксофоне. Проблемы исполнительского дыхания и общие положения, связанные с физиологией и постановкой дыхания исполнителя, широко освещены в методических исследовательских работах таких авторов, как С. Розанов (1935), Б. Диков (1962), Н. Платонов (1966.), А.Федотов (1975.), В.Д. Иванов (1993), Д.А. Балагур (2012) и многих других.
Профессиональное дыхание саксофониста – это «дыхание специфическое: помимо физиологической функции (непрерывного газообмена) оно выполняет функцию своевременной подачи воздуха в инструмент». Исполнительское владение дыханием позволяет в нужный момент игры, быстро сделать глубокий вдох, а выдохнуть сдержанно, плавно, но с достаточной интенсивностью. Кроме того, умение пользоваться дыханием в процессе исполнения очень важно и для здоровья самого исполнителя.
Все вышесказанное и обусловило выбор темы нашего исследования «Постановка дыхания при игре на духовых инструментах (саксофон)».
Цель исследования: изучить постановку дыхания при игре на духовых инструментах, в частности, на саксофоне.
Объект исследования - техника постановки дыхания при игре на саксофоне.
Предмет исследования - исполнительское дыхание саксофониста.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть технику звукоизвлечения на духовых инструментах, раскрыть понятие исполнительского аппарата;
- рассмотреть сущность техники дыхания исполнителя на духовых инструментах: раскрыть анатомо-физиологические основы дыхания и их типы, а также постановку исполнительского дыхания саксофониста;
- выявить роль дыхания в исполнительском процессе;
- в практической части исследования выявить основные способы развития техники дыхания и представить комплекс упражнений, направленных на развитие исполнительского дыхания.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение методической литературы по проблеме исследования.
Методологическую основу работы составили методические и научные исследования известных отечественных педагогов-духовиков С. Розанова, Б. Дикова, В.Д. Иванова, Н.В. Волкова, А.И. Усова.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, пяти подпараграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание
Введение 3
1.1. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых инструментах 3
1.2. Анатомия звука и постановка вокала исполнителя 3
1.3. Понятие и сущность техники дыхания исполнителя на духовых инструментах 3
1.3.1 Анатомо-физиологические основы дыхания. Типы дыхания, применяемые на практике исполнительства на духовых инструментах 3
1.3.2. Постановка исполнительского дыхания саксофониста 3
2.1 Способы развития техники дыхания 3
2.2.1.Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике В.Д. Иванова 3
2.2.2. Тренировка верхнего, среднего и нижнего дыхания (упражнения А.И.Усова) 3
2.2.3. Методика упражнений Н.В. Волкова 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 1. 3
Приложение 2. 3
Заключение
Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
Анализ методической литературы по вопросам изучения техники дыхания при игре на духовых инструментах помог нам выявить, что для успешного овладения игры на духовом инструменте, и в частности, игры на саксофоне, необходимо усвоить основные правила постановки исполнительского аппарата, что подразумевает под собой рациональное взаиморасположение и взаимодействие всех его компонентов, таких как дыхание, губы, язык, пальцы и руки.
Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе. Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло, как смычок по струнам, заставит наш «голосовой инструмент» звучать.
Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке, и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы. Без звука развить исполнительское дыхание невозможно, и - наоборот.
Постановка исполнительского дыхания имеет существенное влияние на процесс обучения и развития техники игры на саксофоне. Умелое владение дыханием – одно из самых важнейших компонентов исполнительской техники духовика, так как дыхание - основная часть процесса звукоизвлечения. Исполнительское дыхание - сложный процесс, который заключается в координации двух дыхательных фаз (вдоха и выдоха). Умелое владение дыханием заключается в правильном использовании гибкости дыхательной мускулатуры в совокупности с рациональным типом дыхания.
В практике исполнительства на саксофоне наиболее рациональным считается смешанный тип дыхания (грудно-брюшной), который обеспечивает максимальное заполнение легких при вдохе и большую продолжительность выдоха, что позволяет исполнителю различным образом изменить деятельность дыхательных мышц грудной клетки.
Полноценно овладеть навыками исполнительского дыхания помогает систематическая тренировка дыхательного аппарата исполнителя игры на духовых инструментах. Поэтому для развития постановки исполнительского дыхания нами были отобраны специальные дыхательные упражнения, которые способствуют не только укреплению дыхательного аппарата, возможности приобретения навыка сознательного контроля за частотой и глубиной вдоха и выдоха, но и благотворно влияющие на нервную систему исполнителя (снятие волнения и расслабление игрового аппарата и т.п.).
Предложенные упражнения могут быть полезны как для начинающего саксофониста, так и более опытных исполнителей игры на саксофоне.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута.
Список литературы
1. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
2. Балагур Д.А. Дыхание как основа формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на трубе// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 6). – С. 1498-1501.
3. Балагур Д.А. Использования электронных образовательных ресурсов для контроля и поддержания исполнительского аппарата музыканта при обучении игре на духовом инструменте // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы X международной научно-практической 20-21 марта 2012 г. Т. II. – М., 2012. – С. 172–176.
4. Волков Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах: Монография.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 399с. — (Технологии культуры).
5. Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах) // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - С. 50-75.
6. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 101 с. * 1966.
7. Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста. – В сб.: Вопросы музыкальной педагогики, вып. 4. м., 1983, с. 9
8. Иванов В. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.
9. Иванов В. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.
10. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. Издательство «Музыка»,1993г. – 25 с.
11. Иванов. В.Д. Школа академической игры на саксафоне. Издательство БрассКоллегиум. Москва 2003 г. – С. 19-22
12. Леонов В.А. Основы теории исполнительства и методики обучения игры на духовых инструментах: учебное пособие. - Ростов н/Д. Издательство РГК им. С.В.Рахманинова, 2010. – 345 с.
13. Привес М.Г. Анатомия человека / М. Г. Привес – М.: Медицина, 2013. - 672 с.
14. Толмачев, Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика : учеб. пособие / Ю.А. Толмачев, В.Ю. Дубок. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 208 с.
15. Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории. - М.: Музыка, 1994
16. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.
17. Шапошникова М. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Вып. 80. М., Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1985.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения притягивают к себе исполнителей и слушателей, способствуют его активному применению в сферах музыкального искусства.
Для успешного овладения игры на духовом инструменте, и в частности, игры на саксофоне, педагоги-духовики считают, что в первую очередь, необходимо усвоить основные правила постановки исполнительского аппарата, под которым подразумевается совокупность правил рационального положения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта (дыхания, губ, пальцев, рук и т. п.).
Постановка профессионального дыхания имеет существенное влияние на процесс обучения и развития техники игры на саксофоне, так как дыхание - основная часть процесса звукоизвлечения, и является источником не только силы, но и красоты, «полетности» звука.
Данный вопрос широко обсуждается как в методической литературе, так и в различных статьях, посвященных технике исполнения игры на саксофоне. Проблемы исполнительского дыхания и общие положения, связанные с физиологией и постановкой дыхания исполнителя, широко освещены в методических исследовательских работах таких авторов, как С. Розанов (1935), Б. Диков (1962), Н. Платонов (1966.), А.Федотов (1975.), В.Д. Иванов (1993), Д.А. Балагур (2012) и многих других.
Профессиональное дыхание саксофониста – это «дыхание специфическое: помимо физиологической функции (непрерывного газообмена) оно выполняет функцию своевременной подачи воздуха в инструмент». Исполнительское владение дыханием позволяет в нужный момент игры, быстро сделать глубокий вдох, а выдохнуть сдержанно, плавно, но с достаточной интенсивностью. Кроме того, умение пользоваться дыханием в процессе исполнения очень важно и для здоровья самого исполнителя.
Все вышесказанное и обусловило выбор темы нашего исследования «Постановка дыхания при игре на духовых инструментах (саксофон)».
Цель исследования: изучить постановку дыхания при игре на духовых инструментах, в частности, на саксофоне.
Объект исследования - техника постановки дыхания при игре на саксофоне.
Предмет исследования - исполнительское дыхание саксофониста.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть технику звукоизвлечения на духовых инструментах, раскрыть понятие исполнительского аппарата;
- рассмотреть сущность техники дыхания исполнителя на духовых инструментах: раскрыть анатомо-физиологические основы дыхания и их типы, а также постановку исполнительского дыхания саксофониста;
- выявить роль дыхания в исполнительском процессе;
- в практической части исследования выявить основные способы развития техники дыхания и представить комплекс упражнений, направленных на развитие исполнительского дыхания.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение методической литературы по проблеме исследования.
Методологическую основу работы составили методические и научные исследования известных отечественных педагогов-духовиков С. Розанова, Б. Дикова, В.Д. Иванова, Н.В. Волкова, А.И. Усова.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, пяти подпараграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание
Введение 3
1.1. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых инструментах 3
1.2. Анатомия звука и постановка вокала исполнителя 3
1.3. Понятие и сущность техники дыхания исполнителя на духовых инструментах 3
1.3.1 Анатомо-физиологические основы дыхания. Типы дыхания, применяемые на практике исполнительства на духовых инструментах 3
1.3.2. Постановка исполнительского дыхания саксофониста 3
2.1 Способы развития техники дыхания 3
2.2.1.Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике В.Д. Иванова 3
2.2.2. Тренировка верхнего, среднего и нижнего дыхания (упражнения А.И.Усова) 3
2.2.3. Методика упражнений Н.В. Волкова 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 1. 3
Приложение 2. 3
Заключение
Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
Анализ методической литературы по вопросам изучения техники дыхания при игре на духовых инструментах помог нам выявить, что для успешного овладения игры на духовом инструменте, и в частности, игры на саксофоне, необходимо усвоить основные правила постановки исполнительского аппарата, что подразумевает под собой рациональное взаиморасположение и взаимодействие всех его компонентов, таких как дыхание, губы, язык, пальцы и руки.
Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе. Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло, как смычок по струнам, заставит наш «голосовой инструмент» звучать.
Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке, и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы. Без звука развить исполнительское дыхание невозможно, и - наоборот.
Постановка исполнительского дыхания имеет существенное влияние на процесс обучения и развития техники игры на саксофоне. Умелое владение дыханием – одно из самых важнейших компонентов исполнительской техники духовика, так как дыхание - основная часть процесса звукоизвлечения. Исполнительское дыхание - сложный процесс, который заключается в координации двух дыхательных фаз (вдоха и выдоха). Умелое владение дыханием заключается в правильном использовании гибкости дыхательной мускулатуры в совокупности с рациональным типом дыхания.
В практике исполнительства на саксофоне наиболее рациональным считается смешанный тип дыхания (грудно-брюшной), который обеспечивает максимальное заполнение легких при вдохе и большую продолжительность выдоха, что позволяет исполнителю различным образом изменить деятельность дыхательных мышц грудной клетки.
Полноценно овладеть навыками исполнительского дыхания помогает систематическая тренировка дыхательного аппарата исполнителя игры на духовых инструментах. Поэтому для развития постановки исполнительского дыхания нами были отобраны специальные дыхательные упражнения, которые способствуют не только укреплению дыхательного аппарата, возможности приобретения навыка сознательного контроля за частотой и глубиной вдоха и выдоха, но и благотворно влияющие на нервную систему исполнителя (снятие волнения и расслабление игрового аппарата и т.п.).
Предложенные упражнения могут быть полезны как для начинающего саксофониста, так и более опытных исполнителей игры на саксофоне.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута.
Список литературы
1. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
2. Балагур Д.А. Дыхание как основа формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на трубе// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 6). – С. 1498-1501.
3. Балагур Д.А. Использования электронных образовательных ресурсов для контроля и поддержания исполнительского аппарата музыканта при обучении игре на духовом инструменте // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы X международной научно-практической 20-21 марта 2012 г. Т. II. – М., 2012. – С. 172–176.
4. Волков Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах: Монография.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 399с. — (Технологии культуры).
5. Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах) // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - С. 50-75.
6. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 101 с. * 1966.
7. Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста. – В сб.: Вопросы музыкальной педагогики, вып. 4. м., 1983, с. 9
8. Иванов В. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.
9. Иванов В. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.
10. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. Издательство «Музыка»,1993г. – 25 с.
11. Иванов. В.Д. Школа академической игры на саксафоне. Издательство БрассКоллегиум. Москва 2003 г. – С. 19-22
12. Леонов В.А. Основы теории исполнительства и методики обучения игры на духовых инструментах: учебное пособие. - Ростов н/Д. Издательство РГК им. С.В.Рахманинова, 2010. – 345 с.
13. Привес М.Г. Анатомия человека / М. Г. Привес – М.: Медицина, 2013. - 672 с.
14. Толмачев, Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика : учеб. пособие / Ю.А. Толмачев, В.Ю. Дубок. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 208 с.
15. Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории. - М.: Музыка, 1994
16. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.
17. Шапошникова М. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Вып. 80. М., Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1985.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144917 Курсовых работ — поможем найти подходящую