Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Изучение устаревшей лексики в школе

  • 34 страниц
  • 2012 год
  • 2827 просмотров
  • 10 покупок
Автор работы

labaivanovna

150 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые свя¬заны между собой различными отношениями, складыва¬ющимися на основе общих семантических признаков. Это дает - основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лек¬сических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом как единицей лексической системы, со значени¬ем слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходи¬мые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может про¬ходить стихийно. Одной из важнейших задач развития ре¬чи в школе является упорядочение словарной работы, вы¬деление основных ее направлений и их обоснование, управ¬ление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс усвоения устаревшей лексики учащимися на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона школьников.

Задачи исследования:
- выяснить, какие лексические пласты изучаются в школе;
- ознакомиться с методами и подходами к изучению устаревшей лексики;
- проанализировать школьные программы и учебники в соответствии со степенью изучаемости устаревшей лексики.
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Введение
Глава 1. Что есть «лексика»?
1.1. Слово в лексической системе
1.2. Лексика русского языка сточки зрения активного и пассивного запаса
Глава 2. Изучение лексики в школе
2.1. Анализ школьных программ по изучению лексики
2.2. Анализ школьных учебников
2.3. Методы и приемы изучения лексики
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит теоретические сведения о слове как основной единице лексической системы русского языка, о лексике русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Практическая часть включает анализ школьных программ и учебников, а также анализ методов и приемов изучения устаревшей лексики в школе. В качестве приложения к работе выступает конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Устаревшие слова".

Список литературы
1. Арапов М.В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
2. Ардентов Б.П. Общее языкознание: Курс лекций. Кишинев, 1970. 361 с
3. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. — М., 1991
4. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. — М., 1989
5. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка (историзмы): Дис. канд. филол. наук. Л., 1998. 201 с
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с
7. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Учпедгиз, 1995
8. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1993
9. Нестеров М.Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика: Учеб. пособие. Смоленск; Брянск, 1988. 88 с
10. Ожегов С.И. К вопросу об изменениях словарного состава русского языка в советскую эпоху // Вопр. языкознания. 1983. 2. С.71-81
11. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. /А. В. Прудникова. - М. : Просвещение, 1979. – 144 с
12. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 354 с
13. Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Дрофа, 1998. – 384 с
14. Сороколетов Ф.П. Пассивный словарь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1999
15. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с
16. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.Ожегова, Н. Шведовой. М., 1992
17. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. Древне- русский период. М.: МГУ, 1986. 243 с
18. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1982. 328 с
19. Шмелёв, А. Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души». / А. Д. Шмелев // Ряш. – 1996. - № 4
20. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность / Под ред. Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич. Л.: Наука, 1994
21. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М. В. Панов.— М.: Педагогика, 1984 — с.: 18-20

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые свя¬заны между собой различными отношениями, складыва¬ющимися на основе общих семантических признаков. Это дает - основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лек¬сических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом как единицей лексической системы, со значени¬ем слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходи¬мые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может про¬ходить стихийно. Одной из важнейших задач развития ре¬чи в школе является упорядочение словарной работы, вы¬деление основных ее направлений и их обоснование, управ¬ление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс усвоения устаревшей лексики учащимися на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона школьников.

Задачи исследования:
- выяснить, какие лексические пласты изучаются в школе;
- ознакомиться с методами и подходами к изучению устаревшей лексики;
- проанализировать школьные программы и учебники в соответствии со степенью изучаемости устаревшей лексики.
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Введение
Глава 1. Что есть «лексика»?
1.1. Слово в лексической системе
1.2. Лексика русского языка сточки зрения активного и пассивного запаса
Глава 2. Изучение лексики в школе
2.1. Анализ школьных программ по изучению лексики
2.2. Анализ школьных учебников
2.3. Методы и приемы изучения лексики
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит теоретические сведения о слове как основной единице лексической системы русского языка, о лексике русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Практическая часть включает анализ школьных программ и учебников, а также анализ методов и приемов изучения устаревшей лексики в школе. В качестве приложения к работе выступает конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Устаревшие слова".

Список литературы
1. Арапов М.В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
2. Ардентов Б.П. Общее языкознание: Курс лекций. Кишинев, 1970. 361 с
3. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. — М., 1991
4. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. — М., 1989
5. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка (историзмы): Дис. канд. филол. наук. Л., 1998. 201 с
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с
7. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Учпедгиз, 1995
8. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1993
9. Нестеров М.Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика: Учеб. пособие. Смоленск; Брянск, 1988. 88 с
10. Ожегов С.И. К вопросу об изменениях словарного состава русского языка в советскую эпоху // Вопр. языкознания. 1983. 2. С.71-81
11. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. /А. В. Прудникова. - М. : Просвещение, 1979. – 144 с
12. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 354 с
13. Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Дрофа, 1998. – 384 с
14. Сороколетов Ф.П. Пассивный словарь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1999
15. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с
16. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.Ожегова, Н. Шведовой. М., 1992
17. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. Древне- русский период. М.: МГУ, 1986. 243 с
18. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1982. 328 с
19. Шмелёв, А. Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души». / А. Д. Шмелев // Ряш. – 1996. - № 4
20. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность / Под ред. Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич. Л.: Наука, 1994
21. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М. В. Панов.— М.: Педагогика, 1984 — с.: 18-20

Купить эту работу

Изучение устаревшей лексики в школе

150 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 мая 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
labaivanovna
4.7
Купить эту работу vs Заказать новую
10 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
150 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе labaivanovna 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе labaivanovna 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе labaivanovna 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе labaivanovna 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽