Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Сосуществование "мягкой" и "жёсткой" силы в формировании внешней политики КНР на современном этапе

  • 46 страниц
  • 2014 год
  • 395 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

КНР в стремлении усилить свое влияние не только на региональном, но и на мировом уровне активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своем развитии несколько тысячелетий. Самая популярная заимствованная китайским руководством концепция «мягкой силы» подразумевает использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Она противопоставляется практике воздействия с помощью «жесткой силы»: оружия, денег и т. п. Культурная дипломатия выступает инструментом реализации «мягкой силы» КНР во внешнегуманитарном контексте.
В КНР культурная дипломатия существует давно. Так, 16 июля 1936 г. в уезде Баоань на севере провинции Шэньси Мао Цзэдун провел встречу с американским врачом Джорджем Хэйтемом и американским журналистом Эдгаром Сноу. Во время той встречи Мао Цзэдун рассказал о внутригосударственной обстановке и изложил политику своей страны, что позволило Западу лучше узнать Китай. В результате страна приобрела расположение международных СМИ, вокруг нее сформировалась выгодная стратегическая обстановка. Президент США Ф. Рузвельт даже скорректировал свою политику по отношению к Китаю с учетом советов Эдгара Сноу.
У некоторых зарубежных специалистов в области международной деятельности достаточно широкий взгляд на определение «культурной дипломатии». Как отмечает Жоржи Сампайю (высокий представитель Генерального секретаря ООН по альянсу цивилизаций), «в «культурной дипломатии» выражается главная роль культуры как широкого понятия, задействованного в сфере межгосударственных отношений и отношений между людьми в целом … в наши дни «культурная дипломатия» расширяет свои пределы, вбирая в себя такие приоритетные вопросы, как, например, защита прав человека, толерантность, взаимопонимание, роль религиозных движений в мировых делах, роль средств массовой информации в гражданском обществе, борьба с экстремизмом, проблемы мира и безопасности. Поскольку она имеет дело с использованием «мягкой силы», «культурная дипломатия» явно представляет собой ключевое звено новой модели правления».
Китайские исследователи также отмечают расширение содержания дипломатии: от решения задач в области политики, безопасности и военного дела до международных контактов в области экономики, культуры и общества. В качестве цели современной культурной дипломатии (вэньхуа вайцзяо) определяется защита культуры государства и достижение национальных внешнекультурных стратегических целей, что, в свою очередь, достигается при помощи дипломатических мероприятий посредством инструментов культуры и под обязательным руководством внешней культурной политики.
Причем культурную дипломатию отличают от культурных обменов в целом, подчеркивая ведущую роль правительства и его политические цели. Дипломатия призвана соблюдать национальные интересы, в первую очередь национальный суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность. С этой точки зрения основными целями китайской культурной дипломатии являются:

1) обеспечение национальной безопасности;
2) под руководством правительства КНР сделать культурные связи и обмены составной частью внешней национальной политики: посредством дипломатических каналов способствовать культурным обменам, формировать благоприятные условия для положительного имиджа своей страны.

С начала XXI века китайское правительство выступает за концепцию научного развития, подразумевающую согласованное развитие экономики, политики и культуры, где культурная стратегия развития рассматривается как важная часть национальной стратегии, и культурная дипломатия играет важную и незаменимую роль наравне с политической и экономической дипломатией.
Китай выступает с новыми дипломатическими инициативами выступает и с новыми дипломатическими инициативами – они играют важную роль в стремлении Пекина стать региональным лидером. Однако, проведение в жизнь этих стратегий сталкивается с антикитайской и антикоммунистической риторикой.
За рубежом по отношению к Китаю и его международной политике сохраняются недоверие и подозрительность. В глазах подавляющего большинства иностранцев КНР представляет собой сомнительную смесь устаревших идей, фантастических надеж, неискоренимых предрассудков и необоснованных страхов. Безусловно, все это мешает Китаю накапливать потенциал внешнего доверия. По мнению Джошуа Рамо, автора книги «Бренд Китай», именно с национальным имиджем Китая изначально связаны:

1. важнейшие стратегические вопросы:
• экономический рост,
• проблемы Тайваня, Тибета и др.;
2. решение тактических задач:
• повышение качества жизни,
• поддержка экологической безопасности,
• сотрудничество с другими государствами в сфере технологий и образования.

Кроме того, несмотря на взаимопроникновение культур в эпоху глобализации, культурная составляющая по-прежнему определяет границы взаимопонимания народов.
Качество внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, осуществляемой при помощи инструментов культурной дипломатии, в условиях глобализирующегося мира влияет на положение, занимаемое государством в системе мировой политики. Оно также играет все большую роль во внутреннем социальном и экономическом развитии, что определяет актуальность курсовой работы.
Объектом курсовой работы является внешняя политика КНР.
Предмет курсовой работы – формы внешней политики Китайской Народной Республики.
Цель курсовой работы заключается в анализе сосуществования "мягкой" и "жёсткой" силы в формировании внешней политики КНР на современном этапе.
Цель курсовой работы обуславливает решение следующих задач:

1. Характеристика особенностей культурной дипломатии Китая;
2. Определение способов реализации культурных стратегий Китая в сфере современного международного взаимодействия;
3. Анализ «жесткой силы» Китая на современном этапе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Введение 3
Глава 1. Особенности культурной дипломатии Китая 8
1.1 Традиция как фактор формирования и развития культурных стратегий Китая 8
1.2 Основные направления культурной дипломатии Китая 11
Глава 2. Способы реализации культурных стратегий Китая в сфере современного международного взаимодействия 17
2.1 Распространение влияния «мягкой силы» Китая в пространстве международного взаимодействия 17
2.2 Реализация культурных стратегий Китая (на примере ЭКСПО-2010 в Шанхае) 22
Глава 3. «Жесткая сила» Китая на современном этапе 27
Заключение 38
Список литературы 44


В современном мире потребность изучения и выработки культурных стратегий государства, которые являются составляющими стратегической культуры страны, обусловлена необходимостью сохранения культурного наследия, обеспечения преемственности в развитии национальной культуры. Таким образом, традиционная культура и ценности являются ключевым фактором выработки и развития культурных стратегий, содержание, формы и способы реализации которых обусловлены стратегической культурой, как совокупности национальных ценностей, традиций, стереотипов мышления, которые формируют определенный стиль реализации национальной стратегии, а также модели поведения страны в сфере международного взаимодействия.
В настоящее время Китай утверждается как новая мощная держава как в региональном, так и в глобальном аспекте. Направление реформ и процессы модернизации в современном Китае обусловлены национально-культурным фактором, умением китайского народа превратить слабость в силу, сохранить идентичность собственной культуры. Исследование системы культурных стратегий, реализуемых КНР в пространстве современного международного взаимодействия, показало, что важнейшей особенностью современных китайских коммуникативных стратегий как в сфере внутрикультурного, так и в области межкультурного взаимодействия, непосредственно определяющей их существенные и особенные черты, является «стратагемность» - константа традиционной китайской культуры.
Разработка стратагем и стратегий, заложивших основы стратегической культуры Китая и соединивших в себе этический, духовный, метафизический элементы, а также элемент прагматизма, происходила под влиянием ключевых категорий различных философских школ и течений Китая (учение Конфуция, Мо-цзы, легизм, даосизм), и прежде всего - под воздействием идеологии конфуцианского гуманизма (терпимости, сотрудничества и традиционного миролюбия). Концепции стратегической культуры, разработанные в XX в. поколением «трех лидеров» — Мао Цзэдуном, Дэн Сяопином, Цзян Цзэминем, а также Председателем КНР Ху Цзиньтао -обобщенное ценное наследие, сохраняющее преемственность.
Для стратегической культуры современного Китая характерны элементы традиционной китайской философии, традиционной национальной стратегической культуры, военной стратегической культуры Китая и внешнеполитической стратегической культуры. В настоящее время стратегическая культура КНР как стратегическая идеология, направленная на обеспечение безопасности страны и разработку стратегий развития в области экономики, политики, военном деле, в сфере науки и техники, а также дипломатии, является важной составляющей культуры государства и нации.
Основные аксиологические доминанты стратегической культуры и культурных стратегий Китая:

1. путь (дао),
2. сила или стратегическая мощь (ши),
3. мягкость (жоу) и победа (шэн),
4. единство (тун) на основе гармонии (хэ).


Указанные доминанты, в полной мере отражающие особенности китайского менталитета, определяли и сегодня определяют основные поведенческие установки, сценарии, определенный стиль реализации национальной стратегии, а также модели поведения страны в пространстве международного взаимодействия без применения силы.
В современном Китае философские идеи понятия «гармония», которые разрабатывались в различных философских учениях, нашли свое отражение и развитие в стратегиях построения «гармоничного общества» и «гармоничной культуры», вбирающих в себя целый ряд систем и механизмов гармонии (между людьми, в обществе, гармония человека и природы), складывавшихся тысячелетиями. Сегодня правительство Китая связывает «гармоничные» ценности китайской культуры и цели государства во внешней политике.
Конфуцианский акцент на гармонии может лечь в основу глобальной этики в XXI веке. В современном Китае на основе базовых принципов и представлений о гармонии и гармоничной культуре реализуются:

1. внутренняя стратегия, направленная на развитие государства,
2. внешняя стратегия, целью которой является распространение и укрепление влияния «мягкой силы» страны.

Структура «мягкой силы» в современном Китае определяется:

1. идеями гармонии, единства и многообразием моделей развития;
2. представлениями о системе ценностей;
3. привлекательностью государственной модели и культуры на международной арене,
4. наличием стратегических дружественных отношений с другими странами на основе научно-образовательных (открытие центров языка и культуры Китая - институтов Конфуция) и культурных связей (создание китайских культурных и выставочных центров, продвижение за рубежом национальных «культурных товарных марок»),
5. масштабами участия в формировании международных механизмов и степенью воздействия на общество.

В основу новой идеологии взаимодействия КНР с внешним миром, реализуемой в принципах стратегий «мягкой силы» и «выхода китайской культуры за пределы», легло традиционное конфуцианское понятие «единение без унификации», что для современного Китая означает желание укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом («единение») без перехода на позиции союзника и признание его ценностей («унификации»), добиваться гармонии без конфликтов.
КНР в стремлении усилить свое влияние не только на региональном, но и на мировом уровне активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своем развитии несколько тысячелетий. Самая популярная заимствованная китайским руководством концепция «мягкой силы» подразумевает использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Она противопоставляется практике воздействия с помощью «жесткой силы»: оружия, денег и т. п.
Культурная дипломатия выступает инструментом реализации «мягкой силы» КНР во внешнегуманитарном контексте. Основными целями Китайской культурной дипломатии являются:

1) обеспечение национальной безопасности;
2) под руководством правительства КНР сделать культурные связи и обмены составной частью внешней национальной политики: посредством дипломатических каналов способствовать культурным обменам, формировать благоприятные условия для положительного имиджа своей страны.

Как отмечает Н.А. Абрамова, потенциал культурного влияния КНР на окружающий мир заключается в наращивании такой культурной силы, которая способна сформировать элиту «китаецентристской направленности» в некитайских этнических сообществах.
Китайские ученые ведут активный поиск моделей наиболее адекватного соответствия растущей экономической мощи и «мягкой» силы страны национальным интересам и потребностям международного сообщества. Одновременно с этим Китай реализует стратегию гармоничного мира, отражающую усилия в поиске моделей сотрудничества в период глобализации. Концепция «мягкой» силы способствует формированию благоприятных условий для достижения многоуровневого консенсуса между разнообразными акторами международных отношений.
Культурная политика «мягкой силы», осуществляемая китайским правительством в процессе межкультурных обменов, становится все более очевидным инструментом демонстрации государственной мощи Китая, а выработка культурных стратегий, которые смягчили бы негативные последствия глобализации, и охрана традиционной национальной культуры стали важнейшими задачами в стратегическом ряду культурного развития КНР в XXI веке.
Итак, для осуществления своих далеко идущих планов руководство Китая широко использует политику "мягкой силы". Однако, в отличие от Дж. Ная, некоторые китайские ученые считают, что "жесткая сила и мягкая сила неразрывно связаны между собой, и одно без другого не существует", тем самым продвигая идею о том, что нынешняя китайская модель развития является "источником национальной мягкой силы", что способствует при воздействии на мировое сообщество, с одной стороны, распространению древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, а с другой – помогает понять сущность социализма с китайской спецификой.

1. Абрамова Н.А. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3.
2. Белая книга КНР по вопросам национальной обороны, 2006. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.china.org.cn/english/features/book/194485.htm
3. Боголюбова Н.М. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Америка и мир: история и современность. – СПб., 2006.
4. Ван Ци. Многосторонняя дипломатия станет нормой // Китай. – 2010. – № 6.
5. Внешняя культурная политика — год 2000 // Дипломатический вестник. —2000. — № 4.
6. Военно-политические проблемы и Вооруженные силы Китая. — М.: Институт Дальнего Востока, 2012.
7. Голубев А.В. «Звездный час» советской культурной дипломатии: 1929—1939 гг. // Россия и современный мир. — 1999. — № 2.
8. Гринчева Н. Культурная дипломатия // Вопросы музеологии. – 2013. - №1(7).
9. Дипломатия и культура. Материалы научной конференции. 4 июня 2003 г. / ДА МИД России. М., 2003.
10. Кашлев Ю.С. Многоликая дипломатия: исповедь посла / Ю. С. Кашлев. — М., 2004.
11. Ли Бо. Кто вправе представлять Китай? // Китай. – 2010. – № 12.
12. Миньчжу ши гэ хао дунси. Демократия – вещь хорошая: Записи бесед с Юй Кэпином. – Пекин, 2006.
13. Мисакян С. И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тез. докл. XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы», Москва, 21 — 23 окт. 2009 г. М., 2009. Ч. 1.
14. Научная конференция в Пекине по вопросам мягкой силы и культурной дипломатии, 11 мая 2012 г. – [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://news.tsinghua.edu.cn/publish/news/4207/2012/20120514144046438978948/20120514144046438978948_html.
15. Независимое военное обозрение. — 2004. — № 14. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://defenselink.mil/news/Jul2005/d200550719china.pdf
16. Сампайю Жоржи. Высокий представитель Генерального секретаря ООН по альянсу цивилизаций. «Мягкая сила» – веление современности. Москва, 8 сент. 2010 г. // Международная жизнь. – 2010. – № 9.
17. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Академический проект, 2001.
18. Тимофеев О.А. «Vягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы в КНР // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. - №4.
19. Фокин В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в международной деятельности современных государств / В. И. Фокин // Вестник СПбУ. 2003. Сер. 6, вып. 2 (№ 14).
20. Ху Хуэйлинь. Теория безопасности национальной культуры Китая // Шанхай жэньминь чубайшэ. – Шанхай, 2005.
21. Цветков А.Ю. Публичная дипломатия Российской Федерации и Китайской Народной Республики: общее и различное // Россия и Европейский Союз: в поисках парадигмы устойчивых отношений. – 2009. – № 22.
22. Цветков А.Ю. Публичная дипломатия как ресурс внешней политики: проблема эффективности // Вестник СПбГУ. – 2010. – серия 6, выпуск 3.
23. Юй Сяотун. Стратегический баланс сил в АТР на рубеже XX-XXI вв.: авто-реф. дис. … полит. наук. М., 2007.
24. Янь Сюэтун, Янь Лян. Анализ международных отношений. – Пекин, 2008.
25. Янь Сюэтун. Необходимость политического применения культурных ресурсов – дискуссия по некоторым вопросам на тему «политическая власть как основа мягкой силы» // Хуаньцю шибао. – 2007. – 2 авг.
26. China’s National Defense 2008. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_7060059.htm

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

КНР в стремлении усилить свое влияние не только на региональном, но и на мировом уровне активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своем развитии несколько тысячелетий. Самая популярная заимствованная китайским руководством концепция «мягкой силы» подразумевает использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Она противопоставляется практике воздействия с помощью «жесткой силы»: оружия, денег и т. п. Культурная дипломатия выступает инструментом реализации «мягкой силы» КНР во внешнегуманитарном контексте.
В КНР культурная дипломатия существует давно. Так, 16 июля 1936 г. в уезде Баоань на севере провинции Шэньси Мао Цзэдун провел встречу с американским врачом Джорджем Хэйтемом и американским журналистом Эдгаром Сноу. Во время той встречи Мао Цзэдун рассказал о внутригосударственной обстановке и изложил политику своей страны, что позволило Западу лучше узнать Китай. В результате страна приобрела расположение международных СМИ, вокруг нее сформировалась выгодная стратегическая обстановка. Президент США Ф. Рузвельт даже скорректировал свою политику по отношению к Китаю с учетом советов Эдгара Сноу.
У некоторых зарубежных специалистов в области международной деятельности достаточно широкий взгляд на определение «культурной дипломатии». Как отмечает Жоржи Сампайю (высокий представитель Генерального секретаря ООН по альянсу цивилизаций), «в «культурной дипломатии» выражается главная роль культуры как широкого понятия, задействованного в сфере межгосударственных отношений и отношений между людьми в целом … в наши дни «культурная дипломатия» расширяет свои пределы, вбирая в себя такие приоритетные вопросы, как, например, защита прав человека, толерантность, взаимопонимание, роль религиозных движений в мировых делах, роль средств массовой информации в гражданском обществе, борьба с экстремизмом, проблемы мира и безопасности. Поскольку она имеет дело с использованием «мягкой силы», «культурная дипломатия» явно представляет собой ключевое звено новой модели правления».
Китайские исследователи также отмечают расширение содержания дипломатии: от решения задач в области политики, безопасности и военного дела до международных контактов в области экономики, культуры и общества. В качестве цели современной культурной дипломатии (вэньхуа вайцзяо) определяется защита культуры государства и достижение национальных внешнекультурных стратегических целей, что, в свою очередь, достигается при помощи дипломатических мероприятий посредством инструментов культуры и под обязательным руководством внешней культурной политики.
Причем культурную дипломатию отличают от культурных обменов в целом, подчеркивая ведущую роль правительства и его политические цели. Дипломатия призвана соблюдать национальные интересы, в первую очередь национальный суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность. С этой точки зрения основными целями китайской культурной дипломатии являются:

1) обеспечение национальной безопасности;
2) под руководством правительства КНР сделать культурные связи и обмены составной частью внешней национальной политики: посредством дипломатических каналов способствовать культурным обменам, формировать благоприятные условия для положительного имиджа своей страны.

С начала XXI века китайское правительство выступает за концепцию научного развития, подразумевающую согласованное развитие экономики, политики и культуры, где культурная стратегия развития рассматривается как важная часть национальной стратегии, и культурная дипломатия играет важную и незаменимую роль наравне с политической и экономической дипломатией.
Китай выступает с новыми дипломатическими инициативами выступает и с новыми дипломатическими инициативами – они играют важную роль в стремлении Пекина стать региональным лидером. Однако, проведение в жизнь этих стратегий сталкивается с антикитайской и антикоммунистической риторикой.
За рубежом по отношению к Китаю и его международной политике сохраняются недоверие и подозрительность. В глазах подавляющего большинства иностранцев КНР представляет собой сомнительную смесь устаревших идей, фантастических надеж, неискоренимых предрассудков и необоснованных страхов. Безусловно, все это мешает Китаю накапливать потенциал внешнего доверия. По мнению Джошуа Рамо, автора книги «Бренд Китай», именно с национальным имиджем Китая изначально связаны:

1. важнейшие стратегические вопросы:
• экономический рост,
• проблемы Тайваня, Тибета и др.;
2. решение тактических задач:
• повышение качества жизни,
• поддержка экологической безопасности,
• сотрудничество с другими государствами в сфере технологий и образования.

Кроме того, несмотря на взаимопроникновение культур в эпоху глобализации, культурная составляющая по-прежнему определяет границы взаимопонимания народов.
Качество внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, осуществляемой при помощи инструментов культурной дипломатии, в условиях глобализирующегося мира влияет на положение, занимаемое государством в системе мировой политики. Оно также играет все большую роль во внутреннем социальном и экономическом развитии, что определяет актуальность курсовой работы.
Объектом курсовой работы является внешняя политика КНР.
Предмет курсовой работы – формы внешней политики Китайской Народной Республики.
Цель курсовой работы заключается в анализе сосуществования "мягкой" и "жёсткой" силы в формировании внешней политики КНР на современном этапе.
Цель курсовой работы обуславливает решение следующих задач:

1. Характеристика особенностей культурной дипломатии Китая;
2. Определение способов реализации культурных стратегий Китая в сфере современного международного взаимодействия;
3. Анализ «жесткой силы» Китая на современном этапе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Введение 3
Глава 1. Особенности культурной дипломатии Китая 8
1.1 Традиция как фактор формирования и развития культурных стратегий Китая 8
1.2 Основные направления культурной дипломатии Китая 11
Глава 2. Способы реализации культурных стратегий Китая в сфере современного международного взаимодействия 17
2.1 Распространение влияния «мягкой силы» Китая в пространстве международного взаимодействия 17
2.2 Реализация культурных стратегий Китая (на примере ЭКСПО-2010 в Шанхае) 22
Глава 3. «Жесткая сила» Китая на современном этапе 27
Заключение 38
Список литературы 44


В современном мире потребность изучения и выработки культурных стратегий государства, которые являются составляющими стратегической культуры страны, обусловлена необходимостью сохранения культурного наследия, обеспечения преемственности в развитии национальной культуры. Таким образом, традиционная культура и ценности являются ключевым фактором выработки и развития культурных стратегий, содержание, формы и способы реализации которых обусловлены стратегической культурой, как совокупности национальных ценностей, традиций, стереотипов мышления, которые формируют определенный стиль реализации национальной стратегии, а также модели поведения страны в сфере международного взаимодействия.
В настоящее время Китай утверждается как новая мощная держава как в региональном, так и в глобальном аспекте. Направление реформ и процессы модернизации в современном Китае обусловлены национально-культурным фактором, умением китайского народа превратить слабость в силу, сохранить идентичность собственной культуры. Исследование системы культурных стратегий, реализуемых КНР в пространстве современного международного взаимодействия, показало, что важнейшей особенностью современных китайских коммуникативных стратегий как в сфере внутрикультурного, так и в области межкультурного взаимодействия, непосредственно определяющей их существенные и особенные черты, является «стратагемность» - константа традиционной китайской культуры.
Разработка стратагем и стратегий, заложивших основы стратегической культуры Китая и соединивших в себе этический, духовный, метафизический элементы, а также элемент прагматизма, происходила под влиянием ключевых категорий различных философских школ и течений Китая (учение Конфуция, Мо-цзы, легизм, даосизм), и прежде всего - под воздействием идеологии конфуцианского гуманизма (терпимости, сотрудничества и традиционного миролюбия). Концепции стратегической культуры, разработанные в XX в. поколением «трех лидеров» — Мао Цзэдуном, Дэн Сяопином, Цзян Цзэминем, а также Председателем КНР Ху Цзиньтао -обобщенное ценное наследие, сохраняющее преемственность.
Для стратегической культуры современного Китая характерны элементы традиционной китайской философии, традиционной национальной стратегической культуры, военной стратегической культуры Китая и внешнеполитической стратегической культуры. В настоящее время стратегическая культура КНР как стратегическая идеология, направленная на обеспечение безопасности страны и разработку стратегий развития в области экономики, политики, военном деле, в сфере науки и техники, а также дипломатии, является важной составляющей культуры государства и нации.
Основные аксиологические доминанты стратегической культуры и культурных стратегий Китая:

1. путь (дао),
2. сила или стратегическая мощь (ши),
3. мягкость (жоу) и победа (шэн),
4. единство (тун) на основе гармонии (хэ).


Указанные доминанты, в полной мере отражающие особенности китайского менталитета, определяли и сегодня определяют основные поведенческие установки, сценарии, определенный стиль реализации национальной стратегии, а также модели поведения страны в пространстве международного взаимодействия без применения силы.
В современном Китае философские идеи понятия «гармония», которые разрабатывались в различных философских учениях, нашли свое отражение и развитие в стратегиях построения «гармоничного общества» и «гармоничной культуры», вбирающих в себя целый ряд систем и механизмов гармонии (между людьми, в обществе, гармония человека и природы), складывавшихся тысячелетиями. Сегодня правительство Китая связывает «гармоничные» ценности китайской культуры и цели государства во внешней политике.
Конфуцианский акцент на гармонии может лечь в основу глобальной этики в XXI веке. В современном Китае на основе базовых принципов и представлений о гармонии и гармоничной культуре реализуются:

1. внутренняя стратегия, направленная на развитие государства,
2. внешняя стратегия, целью которой является распространение и укрепление влияния «мягкой силы» страны.

Структура «мягкой силы» в современном Китае определяется:

1. идеями гармонии, единства и многообразием моделей развития;
2. представлениями о системе ценностей;
3. привлекательностью государственной модели и культуры на международной арене,
4. наличием стратегических дружественных отношений с другими странами на основе научно-образовательных (открытие центров языка и культуры Китая - институтов Конфуция) и культурных связей (создание китайских культурных и выставочных центров, продвижение за рубежом национальных «культурных товарных марок»),
5. масштабами участия в формировании международных механизмов и степенью воздействия на общество.

В основу новой идеологии взаимодействия КНР с внешним миром, реализуемой в принципах стратегий «мягкой силы» и «выхода китайской культуры за пределы», легло традиционное конфуцианское понятие «единение без унификации», что для современного Китая означает желание укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом («единение») без перехода на позиции союзника и признание его ценностей («унификации»), добиваться гармонии без конфликтов.
КНР в стремлении усилить свое влияние не только на региональном, но и на мировом уровне активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своем развитии несколько тысячелетий. Самая популярная заимствованная китайским руководством концепция «мягкой силы» подразумевает использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Она противопоставляется практике воздействия с помощью «жесткой силы»: оружия, денег и т. п.
Культурная дипломатия выступает инструментом реализации «мягкой силы» КНР во внешнегуманитарном контексте. Основными целями Китайской культурной дипломатии являются:

1) обеспечение национальной безопасности;
2) под руководством правительства КНР сделать культурные связи и обмены составной частью внешней национальной политики: посредством дипломатических каналов способствовать культурным обменам, формировать благоприятные условия для положительного имиджа своей страны.

Как отмечает Н.А. Абрамова, потенциал культурного влияния КНР на окружающий мир заключается в наращивании такой культурной силы, которая способна сформировать элиту «китаецентристской направленности» в некитайских этнических сообществах.
Китайские ученые ведут активный поиск моделей наиболее адекватного соответствия растущей экономической мощи и «мягкой» силы страны национальным интересам и потребностям международного сообщества. Одновременно с этим Китай реализует стратегию гармоничного мира, отражающую усилия в поиске моделей сотрудничества в период глобализации. Концепция «мягкой» силы способствует формированию благоприятных условий для достижения многоуровневого консенсуса между разнообразными акторами международных отношений.
Культурная политика «мягкой силы», осуществляемая китайским правительством в процессе межкультурных обменов, становится все более очевидным инструментом демонстрации государственной мощи Китая, а выработка культурных стратегий, которые смягчили бы негативные последствия глобализации, и охрана традиционной национальной культуры стали важнейшими задачами в стратегическом ряду культурного развития КНР в XXI веке.
Итак, для осуществления своих далеко идущих планов руководство Китая широко использует политику "мягкой силы". Однако, в отличие от Дж. Ная, некоторые китайские ученые считают, что "жесткая сила и мягкая сила неразрывно связаны между собой, и одно без другого не существует", тем самым продвигая идею о том, что нынешняя китайская модель развития является "источником национальной мягкой силы", что способствует при воздействии на мировое сообщество, с одной стороны, распространению древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, а с другой – помогает понять сущность социализма с китайской спецификой.

1. Абрамова Н.А. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3.
2. Белая книга КНР по вопросам национальной обороны, 2006. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.china.org.cn/english/features/book/194485.htm
3. Боголюбова Н.М. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Америка и мир: история и современность. – СПб., 2006.
4. Ван Ци. Многосторонняя дипломатия станет нормой // Китай. – 2010. – № 6.
5. Внешняя культурная политика — год 2000 // Дипломатический вестник. —2000. — № 4.
6. Военно-политические проблемы и Вооруженные силы Китая. — М.: Институт Дальнего Востока, 2012.
7. Голубев А.В. «Звездный час» советской культурной дипломатии: 1929—1939 гг. // Россия и современный мир. — 1999. — № 2.
8. Гринчева Н. Культурная дипломатия // Вопросы музеологии. – 2013. - №1(7).
9. Дипломатия и культура. Материалы научной конференции. 4 июня 2003 г. / ДА МИД России. М., 2003.
10. Кашлев Ю.С. Многоликая дипломатия: исповедь посла / Ю. С. Кашлев. — М., 2004.
11. Ли Бо. Кто вправе представлять Китай? // Китай. – 2010. – № 12.
12. Миньчжу ши гэ хао дунси. Демократия – вещь хорошая: Записи бесед с Юй Кэпином. – Пекин, 2006.
13. Мисакян С. И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тез. докл. XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы», Москва, 21 — 23 окт. 2009 г. М., 2009. Ч. 1.
14. Научная конференция в Пекине по вопросам мягкой силы и культурной дипломатии, 11 мая 2012 г. – [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://news.tsinghua.edu.cn/publish/news/4207/2012/20120514144046438978948/20120514144046438978948_html.
15. Независимое военное обозрение. — 2004. — № 14. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://defenselink.mil/news/Jul2005/d200550719china.pdf
16. Сампайю Жоржи. Высокий представитель Генерального секретаря ООН по альянсу цивилизаций. «Мягкая сила» – веление современности. Москва, 8 сент. 2010 г. // Международная жизнь. – 2010. – № 9.
17. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Академический проект, 2001.
18. Тимофеев О.А. «Vягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы в КНР // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. - №4.
19. Фокин В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в международной деятельности современных государств / В. И. Фокин // Вестник СПбУ. 2003. Сер. 6, вып. 2 (№ 14).
20. Ху Хуэйлинь. Теория безопасности национальной культуры Китая // Шанхай жэньминь чубайшэ. – Шанхай, 2005.
21. Цветков А.Ю. Публичная дипломатия Российской Федерации и Китайской Народной Республики: общее и различное // Россия и Европейский Союз: в поисках парадигмы устойчивых отношений. – 2009. – № 22.
22. Цветков А.Ю. Публичная дипломатия как ресурс внешней политики: проблема эффективности // Вестник СПбГУ. – 2010. – серия 6, выпуск 3.
23. Юй Сяотун. Стратегический баланс сил в АТР на рубеже XX-XXI вв.: авто-реф. дис. … полит. наук. М., 2007.
24. Янь Сюэтун, Янь Лян. Анализ международных отношений. – Пекин, 2008.
25. Янь Сюэтун. Необходимость политического применения культурных ресурсов – дискуссия по некоторым вопросам на тему «политическая власть как основа мягкой силы» // Хуаньцю шибао. – 2007. – 2 авг.
26. China’s National Defense 2008. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_7060059.htm

Купить эту работу

Сосуществование "мягкой" и "жёсткой" силы в формировании внешней политики КНР на современном этапе

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Наталья Крафт об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-05-25
Курсовая работа

Автор - большая молодец, очень нудный препод попался, она с ним справилась

Общая оценка 5
Отзыв Студент11 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-03-04
Курсовая работа

Все нормально. Автор на связи, оценка порадовала

Общая оценка 5
Отзыв kurtkobein об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-25
Курсовая работа

Остался доволен. По содержанию особых претензий на защите не было.

Общая оценка 5
Отзыв ALLL об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-05-07
Курсовая работа

Очень ответственный автор, качественная работа, большое спасибо!! Всем рекомендую!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Эволюция пропаганды как технологии информационной войны в противостоянии Соединенных Штатов Америки-Союза Советских Социалистических Республики США–Ро

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1650 ₽
Готовая работа

Особенности внешнеполитического курса Грузии в отношении России,после прихода к власти Михаила Саакашвили.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА В. ЖИРИНОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Молодежная политика

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

сотрудничество приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан (АП 85)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Формирование гражданского патриотизма как фактора укрепления Российской государственности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1650 ₽
Готовая работа

Локальна демократія як матриця розгортання інституціональної реалізації правових модусів через механізм функціонування місцевого самоврядування

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Позиция международного сообщества на внутриполитическую ситуацию в Украине 2004-2009 гг.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Механизмы и технологии политико-административного управления.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Дипломная работа на тему: Особенности социально-экономических и политических процессов на постсоветском пространстве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Совершенствование государственной политики развития

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Трансформация электронного правительства в цифровое: российский и зарубежный опыт

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽