Благодарю за работу по теории государства и права, выполнена качественно, приятно было поработать)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Вся история России представляет собой чередование этапов либеральных реформ и следующей за ними реакции. Споры о необходимости либеральных реформ, а также о том, не лучше ли России всегда быть авторитарной страной, не угасают.
Чтобы разобраться в этих вопросах, следует обратиться к истории общественной мысли России, важнейшей из составляющих которой является либерализм. Актуальность данной темы представляет интерес не только с позиций истории, но и в свете сегодняшних событий в стране и в мире. Опыт российского либерализма XIX века довольно трудно переоценить, поскольку многие проблемы, с которыми столкнулась Россия в то время, существуют и сегодня. Это потребность в реформе судопроизводства, отношений между правоохранительными органами и гражданином, комплекс проблем, которые связаны с обеспечением всего блока прав человека. Особо стоит подчеркнуть проблематику экономических прав и свобод индивида, оптимального соотношения экономических интересов государства и личности.
Вторая половина XIX века в России была ознаменована достаточно актив¬ным и успешным формированием содержания политико-правовой доктрины российского либерализма. Для этого сложились как объективные, так и субъективные условия. Появились люди, которые могли взять на себя решение этой достаточно непростой задачи. При этом главной проблемой являлось то, что было необходимо на базе европейских учений о либерализме создать свою собственную, оригинальную теорию, учитывающую реалии российской действительности .
Решение этой проблемы оказалось делом достаточно сложным, поскольку в Европе уже существовали разнообразные и детально разработанные либеральные теории. Создать либеральную доктрину для России, страны экономически, социально и интеллектуально отсталой от европейских государств во второй половине XIX века было непросто .
Цель работы – ретроспективный анализ процесса формирования и развития либерализма в России в XIX веке. Достижение указанной цели представляется посредством решения ряда задач:
1) анализ зарождения русского либерализма в начале XIX столетия;
2) исследование развития либерализма в первой половине XIX века;
3) изучение метафизических основ либерализма;
4) анализ либеральных тенденций во второй половине XIX века.
Объектом исследования является феномен либерализма в XIX веке.
Предмет исследования представлен общественными отношениями, связанными с реализацией идей либерализма в общественно-государственной жизни России в XIX веке.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению явления либерализма в исторической ретроспективе.
Методологическая основа работы базируется на комплексно-историческом исследовании с использованием методов общенаучного, частнонаучного и специального познания: диалектический материализм, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, формально-юридический и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на пункты, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Зарождение либерализма в России 5
1.1. Либерализм в эпоху Александра I 5
1.2. Развитие либерализма в царствование Николая I 10
Глава 2. Либерализм в России во второй половине XIX века 15
2.1. Реформы Александра II 15
2.2. Контрреформы Александра III 17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………28
Исторические и культурные традиции самодержавной России находились в явном противоречии с основными, базовыми принципами и идеями европейского классического либерализма. В частности, отношение подавляющего числа населения страны к самодержавной монархии, государству и законности было иным, чем у европейцев.
На эту особенность российского менталитета обращал внимание Б.Н. Чичерин: «Русскому человеку невозможно становиться на точку зрения западных либералов, которые дают свободе абсолютное значение и выставляют ее непременным условием всякого гражданского развития. Признать это, значило бы, отречься от всего своего прошедшего, отвергнуть очевидный и всеобъемлющий факт нашей истории, который доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения».
Поэтому решить задачу создания российской либеральной доктрины было по силам только людям европейски образованным, подготовленным не только к восприятию, развитию, но и адаптации идей либерализма к российской действительности. Такие люди имелись, прежде всего, в университетской среде. Среди них по праву основную роль в формировании российской либерально-правовой доктрины играли научные исследования и публицистические выступления таких университетских профессоров как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.
Константин Дмитриевич Кавелин является одним из основателей, идеологов русской разновидности либерализма. Тем не менее, это доста-точно простое суждение, почти аксиома, нуждается не только в обстоя-тельном разъяснении, но и, возможно, доказательстве. Причем сразу по не¬скольким направлениям: во-первых, что именно он действительно был ли¬бералом, во-вторых, именно он стоял у истоков российской разновидности либерализма, в-третьих, его философские, либеральные, философско-правовые идеи до сих пор не нашли достаточно глубокого, объективного осмысления.
К.Д. Кавелин был одним из первых русских правоведов кто в своих работах, в основном, публицистических, попытался не только осмыслить основные идеи европейского либерализма, но и разработать возможную стратегию их применения, приспособления к российской действительно¬сти.
Как и большинство российских либералов, Кавелин понимал, что идеи европейского либерализма в полном объеме неосуществимы в Рос-сийской империи, в том числе и потому, что в русском обществе не были укоренены чувства законности и справедливости. «Мы, русские, - писал он, - добрейшие люди в мире; сердце наше исполнено милосердия, состра-дания, великодушия и незлобия; мы охотно прощаем обиды и помогаем ближним; из сердечной доброты мы легко отказываемся от своих прав и даже от своих выгод. Но чувство законности и справедливости, к сожале-нию, развито в нас чрезвычайно слабо, так слабо, что иной раз думается, не лишены ли мы вовсе органа, производящего эти добродетели?». Из этого следовало его убеждение в том, что необходимо приложить все усилия для распространения в обществе идей законности и справедливости, созданию условий для понимания необходимости создания правильного юридиче¬ского и гражданского быта, достойного человека. В этом суть либерально¬го мировоззрения К.Д. Кавелина.
Понимая неприемлемость западных европейских либеральных идей для российского общества, он, тем не менее, был убежден, что это вовсе не означало их полную неосуществимость в России. Для этого необходимо было учитывать специфику ее исторической и политической эволюции.
Особенности исторического и социально-экономического развития нашей страны породили мировоззренческое противоречие, суть которого состоит в следующем: можно ли считать русских либералов, в том числе К.Д. Кавелина, либералами, или они были просто «западниками», государ¬ственниками, сторонниками «реформ сверху». На наш взгляд, такая пута¬ница в оценках существует, прежде всего потому, что авторы подобных оценок не только не учитывают конкретно-историческую обстановку в России в XIX веке, но и механически сравнивают российский и европей¬ский либерализм. Такой упрощенный подход к анализу сложных полити¬ко-правовых явлений, учений недопустим, поскольку затрудняет как их понимание, так и конструктивный, объективный анализ. Неоспоримая, общепризнанная заслуга К.Д. Кавелина состоит не столько в развитии теории европейского либерализма, сколько в разработке стратегии и тактики в перенесении либеральных идей на русскую почву. И в этом смысле можно говорить о том, что ранние русские либералы, такие как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чиче¬рин, являются создателями политико-правовой доктрины русского либера¬лизма.
Взгляды К.Д. Кавелина на государство, его роль в общественной жизни, собственность, индивидуальные права личности, сущность и значе-ние права принципиально не отличались от идей европейских либералов. Проблема состояла в том, как встроить либеральные ценности в жесткую систему российского абсолютизма, закрепить их в ней и подготовить тем самым ее эволюционную трансформацию в гражданское демократическое общество. В ряде работ, таких как «Паспорта в России» (1861), «Дворянст¬во и освобождение крестьян» (1862), «Наш умственный строй» (1875), «Политические призраки и административный произвол» (1877) и др. Кавелин изложил основные положения своей политико-правовой доктрины. Как человек обладающий энциклопедическими по¬знаниями в области русской истории, права, философии, он понимал, что в середине XIX века радикальный переход России на либеральный путь раз-вития невозможен . Отсюда внимание К.Д. Кавелина скорее к поиску, чем к собственной разработке путей эволюционного перехода на путь либераль¬ного развития .
Хотя Н.А. Бердяев со свойственной ему категоричностью утверждал, что «в России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдох-новляла и имела влияние», можно считать К.Д. Кавелина основоположником русской разновидности либерализма со всеми его достоинствами и недостатками. В том числе и потому, что именно он разработал тактику реали¬зации либеральных идей в России, в основе которой постепенность, реформизм, эволюция. Ибо не случайно он сформулировал своеобразный девиз российского либерализма: «... Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу» .
Следует отметить, что, разрабатывая стратегию либерали¬зации России, ранние русские либералы стремились не только теоретиче¬ски осмыслить основные либеральные ценности, но и одновременно раз-работать способы их применения в рос¬сийской действительности.
Таким образом, программа российской либерализации, предложен-ная российскими либералами в конце 50-х гг. XIX века, была достаточно взвешенной, реалистичной, и, самое главное, эволюционной. Однако она не нашла понимания и не получила одобрения ни в правительстве, ни сре-ди российской интеллектуальной элиты, дворянства. Сбылось предостере-жение, высказанное К.Д. Кавелиным и Б.Н. Чичериным в «Письме к издателю», что у русского народа отсут¬ствует способность к социальному реформированию собственной жизни без руководства со стороны либералов или правительства.
Доктрина либерализации России тем не мене позднее уточнялась, конкретизировалась, но ее основные элементы сохранились до начала XX века, когда была предпринята попытка претворить ее в жизнь. Однако неудача в реализации либерально-правовой доктрины не столько свидетельствовала о неверности, нежизнеспособности ее, сколько о неумелости, неспособности исполнителей.
1. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. – 1989. – № 2. – С. 17-31.
2. Актон Д.Э. Очерки становления свободы: Пер. с англ. – Лондон, 1992. – 207 с.
3. Алафаев A.A. Русский либерализм на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Из истории журнала «Вестник Европы». – М.: Ин-т истории СССР, 1999. – 229 с.
4. Арсланов P.A. Ранний русский либерализм в освещении французских историков // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. История, философия. – 1993. – № 1. – С. 38-50.
5. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта в 3-х т. – М.: Филос. общество. СССР, 1991. – 230 с.
6. Баглай М.В. Дорога к свободе. – М.: Межд. отношения, 1994. – 319 с.
7. Базарбаев Б.Ж. В поисках истинного либерализма. Философия освобождения человека от самого себя. – М.: Луч, 1994. – 173 с.
8. Балуев В.П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. – М.: Наука, 1995. – 262 с
9. Бойко Т.В. Опыт развития западной культуры и Россия в представлении российских либералов конца XIX начала XX века // Россия и внешний мир. Под ред. Ю.С. Борисова. – М.: Ин-тут российской истории, 1997.- С. 244-257.
10. Бокова В.М. Либеральные конституционные идеи в России нач. ХIХ в. (1801-1812): Автореф. дисс. канд. ист. наук. – М., 1990. – 17 с.
11. Бродский А.И. Логика либерализма. «Блеск» и «нищета» русских либералов // Вече. Альманах русской философии и культуры 1995. – Вып. 4. – С. 49-58.
12. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х1Х-начала XX века // Вопросы философии. – 1991. – № 8. – С. 25-40.
13. Варюхин В.В., Вишневский В.Г. Русская интеллигенция, русская идея и судьбы либерализма в России // Проблемы философии, истории, культуры. – Саратов, 1996. – С. 19-24.
14. Вебер Б.Г. Образование русской либеральной традиции Великой французской революции (Герье В.И.) // Французский ежегодник. – М., 1961. –С. 489-526.
15. Вите О.С. Социализм и либерализм: возможен ли синтез? // Свободная мысль. – 1992. – № 14. – С. 39-48.
16. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. – М.: Россия молодая, 1994. – 188 с.
17. Водовозов В.В. Либерализм // Словарь Брокгауз и Эфрон. Т. 34. – СПб., 1896. – 320 с.
18. История России с древности до наших дней под ред. М.Н. Зуева. – М., 1997. – 420 с.
19. Китаев В.А. Славянофильство и либерализму // Вопросы истории. – 1987. – № 1. – С. 35-52.
20. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизациям равенства к свободе. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 273 с.
21. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М.: Юридическая литература, 1989. – 205 с.
22. Куницын А.П. Энциклопедия права // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т.1. – М., 1951. – С. 591-654.
23. Кунцевич K.M. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. – Минск, 1993. – 151 с.
24. Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 393 с.
25. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина ХIХ – начало XX в. – Л.: Наука, 1974. – 442 с.
26. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Соч. Т.1. – М.: Канон, 1995. –512 с.
27. Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Орковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. – 1996. – № 2. – С. 3-14.
28. Леонтович В.В. История либерализма в России. – М., 1995. – 108 с.
29. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России. – М., 1991. – 160 с.
30. Никоненко B.C. Традиции реализма в русской философии XIX в. // Философия реализма. Из истории русской мысли. Под ред. А.Ф. Замалеева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 23-36.
31. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. – Л.: Лениздат. – 294 с.
32. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. – 1993. – № 15. – С. 67-80.
33. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Под ред. М.А. Абрамова. – М.: Наука, 1995. – 462 с.
34. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. – М., 1996. – 230 с.
35. Опыт русского либерализма. Антология / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Канон, 1997. – 480 с.
36. Осипов И.Д. Либеральная парадигма русской философии // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 1997. – Вып.1. – С. 21-25.
37. Осипов И.Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 1993. – Вып. 3. – С. 27-30.
38. Панченко А.П. Теория конституционно-правового государства в либеральной мысли России ХIХ – начала XX века и современность // Вестник МГУ, Серия 12. – 1997. – С. 36-49.
39. Пивоваров Ю.С. Крестоносец русской свободы // Литературное обозрение. – 1990. – № 12. – С. 79-86.
40. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. – М.: Наука, 1977. – 288 с.
41. Политология. Энциклопедический словарь./ Общая редакция и сост. Ю.И. Аверьянова. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.
42. Попов A.A. А.И. Кошелев: у истоков либерализма в России // Социально-политический журнал. – 1994. – № 2. – С. 25-35.
43. Попов Ю.М. Христиане, марксисты и либералы// Свободная мысль. – 1994. – № 7-8. – С. 95-104.
44. Рагозин Н.П. Понятие власти в русском либерализме второй половины ХIХ – начала XX века (критический анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук. – СПб., 1987. – 16 с.
45. Революционеры и либералы России. Отв. ред. Б.С. Итенберг. – М.: Наука, 1990. – 334 с.
46. Рормозер Г. Кризис либерализма: Пер. с нем. – М.: Ин-т философии, 1996. – 192 с.
47. Российский либерализм (конец XIX в. – 1917 г.) в англоамериканской историографии. Научно-аналитический обзор / Под ред. В.М. Шевырина. – М.: ИНИОН, 1988. – 51 с.
48. Самюэль Г. Либерализм. Опыт изложения принципов и проблем современного либерализма в Англии: Пер. с англ. – М.: Изд-во И. Романова, 1905. – 480 с.
49. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина ХIХ – начало XX века). – М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 286 с.
50. Согрин В.В. Либерализм в России. – М., 1997. – 220 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Вся история России представляет собой чередование этапов либеральных реформ и следующей за ними реакции. Споры о необходимости либеральных реформ, а также о том, не лучше ли России всегда быть авторитарной страной, не угасают.
Чтобы разобраться в этих вопросах, следует обратиться к истории общественной мысли России, важнейшей из составляющих которой является либерализм. Актуальность данной темы представляет интерес не только с позиций истории, но и в свете сегодняшних событий в стране и в мире. Опыт российского либерализма XIX века довольно трудно переоценить, поскольку многие проблемы, с которыми столкнулась Россия в то время, существуют и сегодня. Это потребность в реформе судопроизводства, отношений между правоохранительными органами и гражданином, комплекс проблем, которые связаны с обеспечением всего блока прав человека. Особо стоит подчеркнуть проблематику экономических прав и свобод индивида, оптимального соотношения экономических интересов государства и личности.
Вторая половина XIX века в России была ознаменована достаточно актив¬ным и успешным формированием содержания политико-правовой доктрины российского либерализма. Для этого сложились как объективные, так и субъективные условия. Появились люди, которые могли взять на себя решение этой достаточно непростой задачи. При этом главной проблемой являлось то, что было необходимо на базе европейских учений о либерализме создать свою собственную, оригинальную теорию, учитывающую реалии российской действительности .
Решение этой проблемы оказалось делом достаточно сложным, поскольку в Европе уже существовали разнообразные и детально разработанные либеральные теории. Создать либеральную доктрину для России, страны экономически, социально и интеллектуально отсталой от европейских государств во второй половине XIX века было непросто .
Цель работы – ретроспективный анализ процесса формирования и развития либерализма в России в XIX веке. Достижение указанной цели представляется посредством решения ряда задач:
1) анализ зарождения русского либерализма в начале XIX столетия;
2) исследование развития либерализма в первой половине XIX века;
3) изучение метафизических основ либерализма;
4) анализ либеральных тенденций во второй половине XIX века.
Объектом исследования является феномен либерализма в XIX веке.
Предмет исследования представлен общественными отношениями, связанными с реализацией идей либерализма в общественно-государственной жизни России в XIX веке.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению явления либерализма в исторической ретроспективе.
Методологическая основа работы базируется на комплексно-историческом исследовании с использованием методов общенаучного, частнонаучного и специального познания: диалектический материализм, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, формально-юридический и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на пункты, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Зарождение либерализма в России 5
1.1. Либерализм в эпоху Александра I 5
1.2. Развитие либерализма в царствование Николая I 10
Глава 2. Либерализм в России во второй половине XIX века 15
2.1. Реформы Александра II 15
2.2. Контрреформы Александра III 17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………28
Исторические и культурные традиции самодержавной России находились в явном противоречии с основными, базовыми принципами и идеями европейского классического либерализма. В частности, отношение подавляющего числа населения страны к самодержавной монархии, государству и законности было иным, чем у европейцев.
На эту особенность российского менталитета обращал внимание Б.Н. Чичерин: «Русскому человеку невозможно становиться на точку зрения западных либералов, которые дают свободе абсолютное значение и выставляют ее непременным условием всякого гражданского развития. Признать это, значило бы, отречься от всего своего прошедшего, отвергнуть очевидный и всеобъемлющий факт нашей истории, который доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения».
Поэтому решить задачу создания российской либеральной доктрины было по силам только людям европейски образованным, подготовленным не только к восприятию, развитию, но и адаптации идей либерализма к российской действительности. Такие люди имелись, прежде всего, в университетской среде. Среди них по праву основную роль в формировании российской либерально-правовой доктрины играли научные исследования и публицистические выступления таких университетских профессоров как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.
Константин Дмитриевич Кавелин является одним из основателей, идеологов русской разновидности либерализма. Тем не менее, это доста-точно простое суждение, почти аксиома, нуждается не только в обстоя-тельном разъяснении, но и, возможно, доказательстве. Причем сразу по не¬скольким направлениям: во-первых, что именно он действительно был ли¬бералом, во-вторых, именно он стоял у истоков российской разновидности либерализма, в-третьих, его философские, либеральные, философско-правовые идеи до сих пор не нашли достаточно глубокого, объективного осмысления.
К.Д. Кавелин был одним из первых русских правоведов кто в своих работах, в основном, публицистических, попытался не только осмыслить основные идеи европейского либерализма, но и разработать возможную стратегию их применения, приспособления к российской действительно¬сти.
Как и большинство российских либералов, Кавелин понимал, что идеи европейского либерализма в полном объеме неосуществимы в Рос-сийской империи, в том числе и потому, что в русском обществе не были укоренены чувства законности и справедливости. «Мы, русские, - писал он, - добрейшие люди в мире; сердце наше исполнено милосердия, состра-дания, великодушия и незлобия; мы охотно прощаем обиды и помогаем ближним; из сердечной доброты мы легко отказываемся от своих прав и даже от своих выгод. Но чувство законности и справедливости, к сожале-нию, развито в нас чрезвычайно слабо, так слабо, что иной раз думается, не лишены ли мы вовсе органа, производящего эти добродетели?». Из этого следовало его убеждение в том, что необходимо приложить все усилия для распространения в обществе идей законности и справедливости, созданию условий для понимания необходимости создания правильного юридиче¬ского и гражданского быта, достойного человека. В этом суть либерально¬го мировоззрения К.Д. Кавелина.
Понимая неприемлемость западных европейских либеральных идей для российского общества, он, тем не менее, был убежден, что это вовсе не означало их полную неосуществимость в России. Для этого необходимо было учитывать специфику ее исторической и политической эволюции.
Особенности исторического и социально-экономического развития нашей страны породили мировоззренческое противоречие, суть которого состоит в следующем: можно ли считать русских либералов, в том числе К.Д. Кавелина, либералами, или они были просто «западниками», государ¬ственниками, сторонниками «реформ сверху». На наш взгляд, такая пута¬ница в оценках существует, прежде всего потому, что авторы подобных оценок не только не учитывают конкретно-историческую обстановку в России в XIX веке, но и механически сравнивают российский и европей¬ский либерализм. Такой упрощенный подход к анализу сложных полити¬ко-правовых явлений, учений недопустим, поскольку затрудняет как их понимание, так и конструктивный, объективный анализ. Неоспоримая, общепризнанная заслуга К.Д. Кавелина состоит не столько в развитии теории европейского либерализма, сколько в разработке стратегии и тактики в перенесении либеральных идей на русскую почву. И в этом смысле можно говорить о том, что ранние русские либералы, такие как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чиче¬рин, являются создателями политико-правовой доктрины русского либера¬лизма.
Взгляды К.Д. Кавелина на государство, его роль в общественной жизни, собственность, индивидуальные права личности, сущность и значе-ние права принципиально не отличались от идей европейских либералов. Проблема состояла в том, как встроить либеральные ценности в жесткую систему российского абсолютизма, закрепить их в ней и подготовить тем самым ее эволюционную трансформацию в гражданское демократическое общество. В ряде работ, таких как «Паспорта в России» (1861), «Дворянст¬во и освобождение крестьян» (1862), «Наш умственный строй» (1875), «Политические призраки и административный произвол» (1877) и др. Кавелин изложил основные положения своей политико-правовой доктрины. Как человек обладающий энциклопедическими по¬знаниями в области русской истории, права, философии, он понимал, что в середине XIX века радикальный переход России на либеральный путь раз-вития невозможен . Отсюда внимание К.Д. Кавелина скорее к поиску, чем к собственной разработке путей эволюционного перехода на путь либераль¬ного развития .
Хотя Н.А. Бердяев со свойственной ему категоричностью утверждал, что «в России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдох-новляла и имела влияние», можно считать К.Д. Кавелина основоположником русской разновидности либерализма со всеми его достоинствами и недостатками. В том числе и потому, что именно он разработал тактику реали¬зации либеральных идей в России, в основе которой постепенность, реформизм, эволюция. Ибо не случайно он сформулировал своеобразный девиз российского либерализма: «... Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу» .
Следует отметить, что, разрабатывая стратегию либерали¬зации России, ранние русские либералы стремились не только теоретиче¬ски осмыслить основные либеральные ценности, но и одновременно раз-работать способы их применения в рос¬сийской действительности.
Таким образом, программа российской либерализации, предложен-ная российскими либералами в конце 50-х гг. XIX века, была достаточно взвешенной, реалистичной, и, самое главное, эволюционной. Однако она не нашла понимания и не получила одобрения ни в правительстве, ни сре-ди российской интеллектуальной элиты, дворянства. Сбылось предостере-жение, высказанное К.Д. Кавелиным и Б.Н. Чичериным в «Письме к издателю», что у русского народа отсут¬ствует способность к социальному реформированию собственной жизни без руководства со стороны либералов или правительства.
Доктрина либерализации России тем не мене позднее уточнялась, конкретизировалась, но ее основные элементы сохранились до начала XX века, когда была предпринята попытка претворить ее в жизнь. Однако неудача в реализации либерально-правовой доктрины не столько свидетельствовала о неверности, нежизнеспособности ее, сколько о неумелости, неспособности исполнителей.
1. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. – 1989. – № 2. – С. 17-31.
2. Актон Д.Э. Очерки становления свободы: Пер. с англ. – Лондон, 1992. – 207 с.
3. Алафаев A.A. Русский либерализм на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Из истории журнала «Вестник Европы». – М.: Ин-т истории СССР, 1999. – 229 с.
4. Арсланов P.A. Ранний русский либерализм в освещении французских историков // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. История, философия. – 1993. – № 1. – С. 38-50.
5. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта в 3-х т. – М.: Филос. общество. СССР, 1991. – 230 с.
6. Баглай М.В. Дорога к свободе. – М.: Межд. отношения, 1994. – 319 с.
7. Базарбаев Б.Ж. В поисках истинного либерализма. Философия освобождения человека от самого себя. – М.: Луч, 1994. – 173 с.
8. Балуев В.П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. – М.: Наука, 1995. – 262 с
9. Бойко Т.В. Опыт развития западной культуры и Россия в представлении российских либералов конца XIX начала XX века // Россия и внешний мир. Под ред. Ю.С. Борисова. – М.: Ин-тут российской истории, 1997.- С. 244-257.
10. Бокова В.М. Либеральные конституционные идеи в России нач. ХIХ в. (1801-1812): Автореф. дисс. канд. ист. наук. – М., 1990. – 17 с.
11. Бродский А.И. Логика либерализма. «Блеск» и «нищета» русских либералов // Вече. Альманах русской философии и культуры 1995. – Вып. 4. – С. 49-58.
12. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х1Х-начала XX века // Вопросы философии. – 1991. – № 8. – С. 25-40.
13. Варюхин В.В., Вишневский В.Г. Русская интеллигенция, русская идея и судьбы либерализма в России // Проблемы философии, истории, культуры. – Саратов, 1996. – С. 19-24.
14. Вебер Б.Г. Образование русской либеральной традиции Великой французской революции (Герье В.И.) // Французский ежегодник. – М., 1961. –С. 489-526.
15. Вите О.С. Социализм и либерализм: возможен ли синтез? // Свободная мысль. – 1992. – № 14. – С. 39-48.
16. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. – М.: Россия молодая, 1994. – 188 с.
17. Водовозов В.В. Либерализм // Словарь Брокгауз и Эфрон. Т. 34. – СПб., 1896. – 320 с.
18. История России с древности до наших дней под ред. М.Н. Зуева. – М., 1997. – 420 с.
19. Китаев В.А. Славянофильство и либерализму // Вопросы истории. – 1987. – № 1. – С. 35-52.
20. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизациям равенства к свободе. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 273 с.
21. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М.: Юридическая литература, 1989. – 205 с.
22. Куницын А.П. Энциклопедия права // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т.1. – М., 1951. – С. 591-654.
23. Кунцевич K.M. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. – Минск, 1993. – 151 с.
24. Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 393 с.
25. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина ХIХ – начало XX в. – Л.: Наука, 1974. – 442 с.
26. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Соч. Т.1. – М.: Канон, 1995. –512 с.
27. Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Орковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. – 1996. – № 2. – С. 3-14.
28. Леонтович В.В. История либерализма в России. – М., 1995. – 108 с.
29. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России. – М., 1991. – 160 с.
30. Никоненко B.C. Традиции реализма в русской философии XIX в. // Философия реализма. Из истории русской мысли. Под ред. А.Ф. Замалеева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 23-36.
31. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. – Л.: Лениздат. – 294 с.
32. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. – 1993. – № 15. – С. 67-80.
33. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Под ред. М.А. Абрамова. – М.: Наука, 1995. – 462 с.
34. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. – М., 1996. – 230 с.
35. Опыт русского либерализма. Антология / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Канон, 1997. – 480 с.
36. Осипов И.Д. Либеральная парадигма русской философии // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 1997. – Вып.1. – С. 21-25.
37. Осипов И.Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 1993. – Вып. 3. – С. 27-30.
38. Панченко А.П. Теория конституционно-правового государства в либеральной мысли России ХIХ – начала XX века и современность // Вестник МГУ, Серия 12. – 1997. – С. 36-49.
39. Пивоваров Ю.С. Крестоносец русской свободы // Литературное обозрение. – 1990. – № 12. – С. 79-86.
40. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. – М.: Наука, 1977. – 288 с.
41. Политология. Энциклопедический словарь./ Общая редакция и сост. Ю.И. Аверьянова. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.
42. Попов A.A. А.И. Кошелев: у истоков либерализма в России // Социально-политический журнал. – 1994. – № 2. – С. 25-35.
43. Попов Ю.М. Христиане, марксисты и либералы// Свободная мысль. – 1994. – № 7-8. – С. 95-104.
44. Рагозин Н.П. Понятие власти в русском либерализме второй половины ХIХ – начала XX века (критический анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук. – СПб., 1987. – 16 с.
45. Революционеры и либералы России. Отв. ред. Б.С. Итенберг. – М.: Наука, 1990. – 334 с.
46. Рормозер Г. Кризис либерализма: Пер. с нем. – М.: Ин-т философии, 1996. – 192 с.
47. Российский либерализм (конец XIX в. – 1917 г.) в англоамериканской историографии. Научно-аналитический обзор / Под ред. В.М. Шевырина. – М.: ИНИОН, 1988. – 51 с.
48. Самюэль Г. Либерализм. Опыт изложения принципов и проблем современного либерализма в Англии: Пер. с англ. – М.: Изд-во И. Романова, 1905. – 480 с.
49. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина ХIХ – начало XX века). – М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 286 с.
50. Согрин В.В. Либерализм в России. – М., 1997. – 220 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144917 Курсовых работ — поможем найти подходящую