Благодарю за работу по теории государства и права, выполнена качественно, приятно было поработать)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Происхождение государства - длительный (иногда на протяжении тысячелетий) исторический процесс, который крайне сложно реконструировать из-за отсутствия документальных свидетельств о нем. Современные государства имеют разный возраст: одни возникли в далекой древности (первоначальное происхождение государства); другие, а это две трети существующих государств мира (всего их более 200), - в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно подобных образований, которые произошли преимущественно в прошлом веке (производное происхождения государств).
Великие ученые, мыслители и писатели на протяжении истории человечества исследовали такое общественное явление, как государство. Они были представителями разных народов, каждый из которых имел свои обычаи, свой менталитет, свое представление о достойной жизни. Во взглядах мыслителей древности было много утопического, однако данное обстоятельство не уменьшает ценности их великого интеллектуального и духовного наследия. Идеи и концепции большинства мыслителей всех времен связаны с политической практикой. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и по сей день.
В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Однако на протяжении истории создан ряд теорий, которые с разных позиций освещают и объясняют появление государства в обществе. Основными из них являются: патриархальная, теологическая, естественно-правовая (договорная), психологическая, олигархическая, органическая, неолитической революции и теория насилия.
Приверженность к определенной теории в значительной мере обусловливает определение юридической природы государства, что, в свою очередь, определяет практические шаги в реальном процессе государства. Именно на принципах теории происхождения государства непосредственно формируются политические цели. Поэтому их ошибочность, или, наоборот, эффективность фактически являются предсказуемыми. Отсюда следует вывод о том, что создание перспективной модели формирования и функционирования механизма государства возможно лишь при условии основательного анализа существующих теорий генезиса государства. При этом речь идет не просто об усвоении определенной совокупности знаний, а именно о их критическом анализе и оценке.
Таким образом, практическая и теоретическая значимость и актуальность темы данной работы представляется очевидной. Исходя из актуальности темы работы, была определена цель курсовой работы - исследовать пути и основные формы возникновения государства. Классические теории происхождения государства. Публичная власть в системе государственного устройства. Суверенитет и принуждение в реализации внешних и внутренних функций государства. Факторы и объективные процессы в формировании государственного устройства современного общества. Указанные цели достигаются путем решения следующих задач:
1. Исследовать предпосылки и основные теории происхождения государства.
2. Проанализировать общие закономерности возникновения государства.
3. Изучить виды и функции современных государств.
4. Провести анализ специфики законодательной, правотворческой деятельности государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении сущности и содержании государства, а также закономерностей возникновения государства и права. Предметом работы являются: нормы законодательства, исследования профильных авторов, опыт правоприменителей, касающиеся определения сущности и содержании государства, а также закономерностей возникновения государства и права.
Методологическая база курсовой работы представлена методом диалектического материализма, иными общими методами научного познания: индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, а также частными методами: историческим, сравнительно-правовым социологическим, структурно-функциональным, статистическим и другими.
Теоретической основой исследования послужили наработки таких ученых как: Аврутин Ю.Е., Арановский К. Ф., Воронин П.П., Мальцева К.К., Павлисова Т.Е., Гегель, Графский В.Г., Грацианский П. С., Греков К.Е., Кашанина Т. В., Богуславский М.М., Лебедев С.Н., Садиков О.Н., и др.
Введение 3
1. Предпосылки и основные теории происхождения государства 6
2. Общие закономерности возникновения государства 17
3. Виды и функции современных государств 23
4. Специфика законодательной, правотворческой деятельности государства 35
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 45
В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Поскольку в целом предпосылки возникновения государства можно разделить на: экономические предпосылки, политические предпосылки, идеологические предпосылки, психологические предпосылки. Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов.
Однако на протяжении истории создан ряд теорий, которые с разных позиций освещают и объясняют появление государства в обществе. Основными из них являются: патриархальная, теологическая, естественно-правовая (договорная), психологическая, олигархическая, органическая, неолитической революции и теория насилия.
Приверженность к определенной теории в значительной мере обусловливает определение юридической природы государства, что, в свою очередь, определяет практические шаги в реальном процессе государства. Именно на принципах теории происхождения государства непосредственно формируются политические цели. Поэтому их ошибочность, или, наоборот, эффективность фактически являются предсказуемыми. Отсюда следует вывод о том, что создание перспективной модели формирования и функционирования механизма государства возможно лишь при условии основательного анализа существующих теорий генезиса государства. При этом речь идет не просто об усвоении определенной совокупности знаний, а именно о их критическом анализе и оценке.
Анализ основных факторов способствовавших появлению государства а также положений основных теорий образования и сущности государства, позволяют сформулировать следующее определение государства. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
Распространенное в СССР утверждение о том, что содержание понятий государства и права является производным от экономики, было проявлением вульгарного экономизма. Поэтому следует отклонить упрощенное представление о том, что нормы права только юридически выражают экономические процессы общественной жизни, протоколируют экономическую деятельность, а государство обеспечивает реализацию нормативных предписаний. На самом деле на формирование государства и права и их содержание влияют наследственность, международные, организационно-управленческие, демографические, религиозные факторы, общий уровень культуры общества. Не случайно в науке отграничивают государство и право от других социальных институтов, поскольку они имеют свою собственную, «параллельную» историю. С момента своего возникновения государство и право приобретают относительную самостоятельность по отношению к обществу, экономики, воли правящих сил, обычаев, морали, корпоративных и иных социальных норм.
Относительная самостоятельность предполагает наличие не менее двух компонентов, которые находятся в причинном или функциональном взаимодействии. Относительная самостоятельность государства, права и экономики указывает на их главенствующую роль в регулировании общественной жизни, первенство относительно других явлений действительности. При этом, абсолютной самостоятельности, обособленности от внешних или внутренних факторов в сложных социальных системах быть не может. Например, исходя только из экономической структуры общества, невозможно воссоздать систему правового регулирования в целом, ее отдельные структурные элементы, характер ее обратного влияния на экономические отношения. Поэтому государство, право и экономика находятся в постоянном соотношении друг с другом.
Так, экономика определенным образом определяет, детерминирует потребность в появлении, существовании и изменении правовых форм. В свою очередь правовая форма является способом существования, выражения, развития и преобразования экономического содержания. Взаимодействие между этими двумя сложными системами происходит таким образом, что изменения в одной из них влекут за собой нарушение стабильности в другой.
Каждая из систем представляет собой целостное образование с самостоятельной логикой своего развития. Право не просто оформляет экономическое содержание, а является его важнейшим элементом, своего рода опорной конструкцией. Порядок экономических отношений, которые повторяются и поддерживаются государством, - одно из важнейших проявлений права.
В обществе не существует абсолютного противоборства и абсолютной гармонии между правом и экономикой, но имеют место частичные противоречия и приспособления экономической и правовой сторон друг к другу. Право активно воздействует на регулируемые отношения: ускоряет, тормозит и даже блокирует) развитие экономики или же обеспечивает ее обычное воспроизведение. Такое воздействие осуществляется через законодательство - систему нормативно-правовых актов, которые существуют в государстве.
Например, деятельность субъектов малого предпринимательства в РФ сдерживалась достаточно сложной системой налогообложения, учета и отчетности. К субъектам малого предпринимательства относятся физические и юридические лица с небольшим количеством наемных работников и объемом реализации продукции (товаров, услуг). После введения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства только за первые два года их количество выросло в семь раз и достигло более миллиона человек, а уплата единого налога увеличилась в 6,1 раза по сравнению с предыдущими годами. То есть экономические отношения получили дополнительный импульс в результате устранения причин их искусственного сдерживания. Введение же дополнительных форм финансовой отчетности, новых средств учета расчетных операций, наоборот, для таких субъектов малого бизнеса повлечет за собой прекращение указанной тенденции.
Возможности предвидения развития социально-экономических явлений с целью их правового оформления имеют довольно узкие пределы. Экономические явления находятся под воздействием не только стихийных социально-экономических процессов, но и рациональных факторов, как, например, влияние государственной власти через законодательство и тому подобное. Когда определенные тенденции, которые стали заметны в экономике, находят свое адекватное отражение в правовой форме, процесс функционирования экономики происходит нормально, что свидетельствует об эффективности действующих в этой сфере правовых норм. Со временем экономические отношения и правовая форма, которая их обеспечивает, устаревают, что, в свою очередь, требует реформирования всей экономики или ее отдельных сторон и нового законодательного обеспечения этих экономических отношений. При этом выделяют абсолютные тенденции, долгосрочные и краткосрочные, такие, которые появляются и исчезают при определенных условиях, и универсальные, необходимые, неизбежные, вытекающие из экономической жизни и которые не могут быть устранены никаким вмешательством в социальную сферу. Чтобы познать экономические тенденции, выявить и учесть их в соответствующей правовой форме, необходимо как можно точнее определить условия, при которых они исчезают. Дело в том, что этих условий можно просто не заметить. Например, существует экономическая тенденция к накоплению средств производства. Но вряд ли можно надеяться на то, что она сохранится там, где быстро уменьшается количество населения. Уменьшение средств производства, в свою очередь, может зависеть от неэкономических факторов. Это означает, что если в основу законодательных решений будут положены недостаточно изученные экономические тенденции, то не будет никаких оснований ссылаться на право как основную причину недостатков, которые есть в экономике.
Законодательство выступает фактором, который направляет развитие экономики не куда-нибудь, а соответственно потенциальных ее возможностей в данный период. Причем взаимодействие между этими двумя системами осуществляется не просто, так сказать, линейно: нормативное предписание - ожидаемый экономический результат. Правовое предписание предполагает в заданных пределах множество возможных способов организации экономического содержания. Правовая форма придает экономическим отношениям новых качеств, в чем и заключается ее регулятивная роль.
Достаточно весомым фактором, обусловливающим границы принятия экономических и правовых решений, является в настоящее время «экологический императив», что ставит под вопрос само существование человека. Рассматривая процесс взаимодействия права и экономики, следует учитывать не только фактическое состояние экономики, но и экономическую политику, которую проводят органы власти, а также и влияние научных школ, теорий на содержание решений, которые эти органы принимают. Так, идеи «свободы рынка», бесконтрольной рыночной экономики со временем сменились на более взвешенные подходы «социально ориентированной экономики», связанной с активным вмешательством государства в ее регулирование. Неприкосновенность частной собственности, как выяснилось, должна согласовываться с общественными интересами. Весьма полезной оказалась идея планирования экономики и правовых решений, которые ее регламентируют.
Право призвано обеспечить оптимизацию государственного вмешательства в экономику. Это задача не имеет количественной оценки. Оно направлено на увеличение эффективности производства, занятости населения, выравнивание деструктивных явлений рынка (безработица, колебания цен, снижение жизненного уровня), на усиление охраны интересов потребителя и, наконец, социальной стабильности в обществе.
Влиятельным условием функционирования рыночных отношений является также последовательное претворение в жизнь принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Наличие в обществе различных социальных групп с противоположными интересами делает актуальной задачу установления правовых гарантий различных способов решения социальных конфликтов. Рыночная экономика имеет не только плюсы. Она социально противоречива и в связи с этим влечет за собой негативные явления. Известно, что свобода более криминогенна, чем тоталитаризм. При тоталитаризме есть возможность контролировать любые поступки человека в экономической сфере, таким образом сдерживая экономическую преступность на допустимом уровне. В развитых демократических государствах уровень экономической преступности более высокий (с постепенной динамикой прироста), чем в государствах с недемократическими политическими режимами. В связи с этим для эффективной борьбы с экономической преступностью необходимо формирование надлежащей правовой базы, необходимого количества квалифицированных кадров, финансового и материально-технического обеспечения, которые бы существовали в пределах соответствующего правового режима.
Изложенное подводит нас к выводу, что в современном мире созданы и апробированы на практике две базовые концепции экономической роли государства: неолиберальная и кейнсианская. Если первая отводит государству достаточно пассивную роль, которая получила название «минимального государства», то вторая – возлагает на нее обязанность регулирования социально-экономического развития страны, что вписывается в модель «активного государства». Несмотря на взаимное соперничество указанных концепций, в среде ученых и политиков сформировалось согласованное видение основных экономических функций государства. Таких определено три: обеспечение эффективности функционирования экономической системы, достижение социальной справедливости в распределении доходов и имущества, поддержание стабильности развития социально-экономических процессов.
Доминантность функций государства определяется на отдельном промежутке времени автоматически в зависимости от условий его деятельности. Важным является корректировка экономической функции государства, которая меняется в процессе его взаимодействия с мировыми организациями или развитыми государствами, в соответствии с сутью этого взаимодействия в виде требований или предложений относительно его участия в мировых процессах. Стабилизация социального, политического, международного положения, прежде всего, зависит от достаточно эффективного внедрения выбранных методов экономического развития. Обеспечение рационального направления выполнения государством своей экономической функции является определяющим с точки зрения получения необходимого финансового ресурса для выбранного населением и властью пути развития государства в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Используемая литература
2. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2007. - С. 69.
3. Айбатов М.М. Современные и классические концепции гражданского общества: историко-правовой анализ // Вестник Дагестанского государственного университета. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014, № 1. С. 11-14.
4. Акатнова М.И. Значение экономической функции социального обеспечения в условиях глобализации // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. - С. 274-278.
5. Антонова Т.В. Социальная защита как особый социальный институт современного государства // Актуальные проблемы права: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета по итогам Фестиваля науки 13 октября 2012 года. - М.: АПКиППРО, 2012. - С. 116-123.
6. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3.
7. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2012, № 2 (13). - С. 28-36.
8. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 490-491.
9. Гамзатов Г.Р. Формы возникновения государства // Сборник научных статей студентов юридического факультета СКФ РПА Минюста России. - Махачкала: РПА Минюста России, 2014, Вып. 31. - С. 104-107.
10. Горовой Р.А. Социальная функция государства как гарантия реализации социальных прав граждан // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов: Сарат. филиал ИГИП РАН, 2013, № 1. - С. 19-22.
11. Имангазиева Э.И. Государство как участник социального партнерства в разрешении социальных конфликтов // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 110-120.
12. История политических и правовых учений: учебник для вузов. // Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., НОРМА, 2009. - С. 547.
13. История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гардарики, 2003. - С.75.
14. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: - М, 2004. - С.72-78.
15. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. — М.: Норма-М, 2011. — 496 с.
16. Керимов Д. А. Законодательная техника: [науч.-метод. и учеб. пособ.]. — М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — 127 с.
17. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник / С.А. Комаров. – 7-е изд. СПб. : Питер, 2004. – С. 69.
18. Конституционное право России. Екатеринбург, 2001 г. С. 159-161.
19. Конституционное право. Энциклопедический словарь / [под ред. С. А. Авакьяна (отв. ред.)]. — М.: НОРМА, 2001. — 688 с.
20. Кузьмин Е.А. Учение православной и католических церквей об отношении к государству и права // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы защиты прав и свобод личности (теория, история, практика): материалы межвузовской научно-практической конференции. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013, Вып. 11. - С. 66-69.
21. Луковская Д.И. Ж.-Ж. Руссо о дуализме общества и государства и его преодолении в государстве народного суверенитета// Государство: многомерность восприятия. К 80-летию профессора Л.С. Мамута / Отв. ред.: Лаптева Л.Е. - М.: Nota Bene, 2009. С. 157-167.
22. Макарян А.А. К вопросу о либерализации права частной собственности в демократическом социальном государстве: конституционно-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2012, № 10 (94). - С. 132-138.
23. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. №3. С.94-99.
24. Медведев B.C. Восточный и западный исторические пути возникновения государства и права // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 201-205.
25. Медведев B.C. Факторы, обусловливающие процесс возникновения государства и права // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 193-197.
26. Мелякина К.Б. Исторический аспект экономической функции государства // История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 15. - С. 42-44.
27. Мелякина К.Б., Юнусов А.А. Методологические аспекты реализации экономической функции Российского государства // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 февраля 2013 г.. - Рязань: Концепция, 2013. - С. 116-122.
28. Мирамонов Ф.М. Органы управления в первобытном обществе как необходимое условие возникновения института государства // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012, Вып. 13. - С. 94-97.
29. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / [под ред. Д. А. Керимова и А. В. Мицкевича]. — М.: Изд-во «ПРОГРЕСС», 1974. — 256 с.
30. Никколо Макиавелли. Государь. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - С. 115.
31. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 284 с.
32. Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 34 с.
33. Политология: Хрестоматия / Сост.: М.А. Василик, М. С. Вершинин / М. А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. – 843 с.
34. Порозов С.А. Философия политики и права. Учебное пособие. – Минск: БНТУ, 2006. – 52 с.
35. Проблемы теории права и государства : учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М .: Юристъ, 2002. – 656 с.
36. Разубаев Н.В. Правовые предпосылки возникновения и эволюции государства: очерк юридической антропологии // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2013, № 4. - С. 64-84.
37. Романенко В.Б. Системный анализ институтов «народовластие», «демократия», «народный суверенитет», «разделение властей»: их взаимосвязь и соотношение // Философия права. № 2 - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010. - С. 97-101.
38. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.С.39.
39. Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): [учебник]. — Х.: Эспада, 2007. — 640 с
40. Содиков Ш.Д. Основные элементы института дипломатической защиты в Древнем мире //Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник научных трудов преподавателей и адъюнктов. Выпуск 10./отв. редактор В.С. Плетников. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. -С. 48-55.
41. Сорокина А.В. Международное право.- Москва, - 2005. С. 12.; Волков А.Е. Кодификация института дипломатической защиты// Инновационное развитие юридической науки как фактора укрепления российской государственности: материалы конференции, г. Новосибирск, 25-26 ноября 2011 г. / Науч. ред.: Кравец И.А., Омелехина Н.В. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2012. - С. 112-116., и др.
42. Сырых В.М. Законотворчество как вид социального прогнозирования // Проблемы юридической техники. — Нижний Новгород: НГУ, 2000. — С. 48–54.
43. Тапсухаджиев С.С. Суверенитет как политико-юридическая категория // Органы внутренних дел на пути к правовому государству. Сборник трудов адъюнктов и соискателей. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та МВД России, 1993, Вып. 1. - С. 15-18.
44. Трельч А. Историзм и его проблемы. / Пер. с нем. М., 2000. - С.2-26.
45. Феоктистов А.В., Феоктистов В.А. Соотношение социальных прав человека и социальных обязанностей государства // Народовластие и права человека . Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19-22 октября 2012 г.. - М.: РАП, 2012. - С. 463-470.
46. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. – С.84.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Происхождение государства - длительный (иногда на протяжении тысячелетий) исторический процесс, который крайне сложно реконструировать из-за отсутствия документальных свидетельств о нем. Современные государства имеют разный возраст: одни возникли в далекой древности (первоначальное происхождение государства); другие, а это две трети существующих государств мира (всего их более 200), - в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно подобных образований, которые произошли преимущественно в прошлом веке (производное происхождения государств).
Великие ученые, мыслители и писатели на протяжении истории человечества исследовали такое общественное явление, как государство. Они были представителями разных народов, каждый из которых имел свои обычаи, свой менталитет, свое представление о достойной жизни. Во взглядах мыслителей древности было много утопического, однако данное обстоятельство не уменьшает ценности их великого интеллектуального и духовного наследия. Идеи и концепции большинства мыслителей всех времен связаны с политической практикой. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и по сей день.
В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Однако на протяжении истории создан ряд теорий, которые с разных позиций освещают и объясняют появление государства в обществе. Основными из них являются: патриархальная, теологическая, естественно-правовая (договорная), психологическая, олигархическая, органическая, неолитической революции и теория насилия.
Приверженность к определенной теории в значительной мере обусловливает определение юридической природы государства, что, в свою очередь, определяет практические шаги в реальном процессе государства. Именно на принципах теории происхождения государства непосредственно формируются политические цели. Поэтому их ошибочность, или, наоборот, эффективность фактически являются предсказуемыми. Отсюда следует вывод о том, что создание перспективной модели формирования и функционирования механизма государства возможно лишь при условии основательного анализа существующих теорий генезиса государства. При этом речь идет не просто об усвоении определенной совокупности знаний, а именно о их критическом анализе и оценке.
Таким образом, практическая и теоретическая значимость и актуальность темы данной работы представляется очевидной. Исходя из актуальности темы работы, была определена цель курсовой работы - исследовать пути и основные формы возникновения государства. Классические теории происхождения государства. Публичная власть в системе государственного устройства. Суверенитет и принуждение в реализации внешних и внутренних функций государства. Факторы и объективные процессы в формировании государственного устройства современного общества. Указанные цели достигаются путем решения следующих задач:
1. Исследовать предпосылки и основные теории происхождения государства.
2. Проанализировать общие закономерности возникновения государства.
3. Изучить виды и функции современных государств.
4. Провести анализ специфики законодательной, правотворческой деятельности государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении сущности и содержании государства, а также закономерностей возникновения государства и права. Предметом работы являются: нормы законодательства, исследования профильных авторов, опыт правоприменителей, касающиеся определения сущности и содержании государства, а также закономерностей возникновения государства и права.
Методологическая база курсовой работы представлена методом диалектического материализма, иными общими методами научного познания: индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, а также частными методами: историческим, сравнительно-правовым социологическим, структурно-функциональным, статистическим и другими.
Теоретической основой исследования послужили наработки таких ученых как: Аврутин Ю.Е., Арановский К. Ф., Воронин П.П., Мальцева К.К., Павлисова Т.Е., Гегель, Графский В.Г., Грацианский П. С., Греков К.Е., Кашанина Т. В., Богуславский М.М., Лебедев С.Н., Садиков О.Н., и др.
Введение 3
1. Предпосылки и основные теории происхождения государства 6
2. Общие закономерности возникновения государства 17
3. Виды и функции современных государств 23
4. Специфика законодательной, правотворческой деятельности государства 35
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 45
В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Поскольку в целом предпосылки возникновения государства можно разделить на: экономические предпосылки, политические предпосылки, идеологические предпосылки, психологические предпосылки. Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов.
Однако на протяжении истории создан ряд теорий, которые с разных позиций освещают и объясняют появление государства в обществе. Основными из них являются: патриархальная, теологическая, естественно-правовая (договорная), психологическая, олигархическая, органическая, неолитической революции и теория насилия.
Приверженность к определенной теории в значительной мере обусловливает определение юридической природы государства, что, в свою очередь, определяет практические шаги в реальном процессе государства. Именно на принципах теории происхождения государства непосредственно формируются политические цели. Поэтому их ошибочность, или, наоборот, эффективность фактически являются предсказуемыми. Отсюда следует вывод о том, что создание перспективной модели формирования и функционирования механизма государства возможно лишь при условии основательного анализа существующих теорий генезиса государства. При этом речь идет не просто об усвоении определенной совокупности знаний, а именно о их критическом анализе и оценке.
Анализ основных факторов способствовавших появлению государства а также положений основных теорий образования и сущности государства, позволяют сформулировать следующее определение государства. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
Распространенное в СССР утверждение о том, что содержание понятий государства и права является производным от экономики, было проявлением вульгарного экономизма. Поэтому следует отклонить упрощенное представление о том, что нормы права только юридически выражают экономические процессы общественной жизни, протоколируют экономическую деятельность, а государство обеспечивает реализацию нормативных предписаний. На самом деле на формирование государства и права и их содержание влияют наследственность, международные, организационно-управленческие, демографические, религиозные факторы, общий уровень культуры общества. Не случайно в науке отграничивают государство и право от других социальных институтов, поскольку они имеют свою собственную, «параллельную» историю. С момента своего возникновения государство и право приобретают относительную самостоятельность по отношению к обществу, экономики, воли правящих сил, обычаев, морали, корпоративных и иных социальных норм.
Относительная самостоятельность предполагает наличие не менее двух компонентов, которые находятся в причинном или функциональном взаимодействии. Относительная самостоятельность государства, права и экономики указывает на их главенствующую роль в регулировании общественной жизни, первенство относительно других явлений действительности. При этом, абсолютной самостоятельности, обособленности от внешних или внутренних факторов в сложных социальных системах быть не может. Например, исходя только из экономической структуры общества, невозможно воссоздать систему правового регулирования в целом, ее отдельные структурные элементы, характер ее обратного влияния на экономические отношения. Поэтому государство, право и экономика находятся в постоянном соотношении друг с другом.
Так, экономика определенным образом определяет, детерминирует потребность в появлении, существовании и изменении правовых форм. В свою очередь правовая форма является способом существования, выражения, развития и преобразования экономического содержания. Взаимодействие между этими двумя сложными системами происходит таким образом, что изменения в одной из них влекут за собой нарушение стабильности в другой.
Каждая из систем представляет собой целостное образование с самостоятельной логикой своего развития. Право не просто оформляет экономическое содержание, а является его важнейшим элементом, своего рода опорной конструкцией. Порядок экономических отношений, которые повторяются и поддерживаются государством, - одно из важнейших проявлений права.
В обществе не существует абсолютного противоборства и абсолютной гармонии между правом и экономикой, но имеют место частичные противоречия и приспособления экономической и правовой сторон друг к другу. Право активно воздействует на регулируемые отношения: ускоряет, тормозит и даже блокирует) развитие экономики или же обеспечивает ее обычное воспроизведение. Такое воздействие осуществляется через законодательство - систему нормативно-правовых актов, которые существуют в государстве.
Например, деятельность субъектов малого предпринимательства в РФ сдерживалась достаточно сложной системой налогообложения, учета и отчетности. К субъектам малого предпринимательства относятся физические и юридические лица с небольшим количеством наемных работников и объемом реализации продукции (товаров, услуг). После введения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства только за первые два года их количество выросло в семь раз и достигло более миллиона человек, а уплата единого налога увеличилась в 6,1 раза по сравнению с предыдущими годами. То есть экономические отношения получили дополнительный импульс в результате устранения причин их искусственного сдерживания. Введение же дополнительных форм финансовой отчетности, новых средств учета расчетных операций, наоборот, для таких субъектов малого бизнеса повлечет за собой прекращение указанной тенденции.
Возможности предвидения развития социально-экономических явлений с целью их правового оформления имеют довольно узкие пределы. Экономические явления находятся под воздействием не только стихийных социально-экономических процессов, но и рациональных факторов, как, например, влияние государственной власти через законодательство и тому подобное. Когда определенные тенденции, которые стали заметны в экономике, находят свое адекватное отражение в правовой форме, процесс функционирования экономики происходит нормально, что свидетельствует об эффективности действующих в этой сфере правовых норм. Со временем экономические отношения и правовая форма, которая их обеспечивает, устаревают, что, в свою очередь, требует реформирования всей экономики или ее отдельных сторон и нового законодательного обеспечения этих экономических отношений. При этом выделяют абсолютные тенденции, долгосрочные и краткосрочные, такие, которые появляются и исчезают при определенных условиях, и универсальные, необходимые, неизбежные, вытекающие из экономической жизни и которые не могут быть устранены никаким вмешательством в социальную сферу. Чтобы познать экономические тенденции, выявить и учесть их в соответствующей правовой форме, необходимо как можно точнее определить условия, при которых они исчезают. Дело в том, что этих условий можно просто не заметить. Например, существует экономическая тенденция к накоплению средств производства. Но вряд ли можно надеяться на то, что она сохранится там, где быстро уменьшается количество населения. Уменьшение средств производства, в свою очередь, может зависеть от неэкономических факторов. Это означает, что если в основу законодательных решений будут положены недостаточно изученные экономические тенденции, то не будет никаких оснований ссылаться на право как основную причину недостатков, которые есть в экономике.
Законодательство выступает фактором, который направляет развитие экономики не куда-нибудь, а соответственно потенциальных ее возможностей в данный период. Причем взаимодействие между этими двумя системами осуществляется не просто, так сказать, линейно: нормативное предписание - ожидаемый экономический результат. Правовое предписание предполагает в заданных пределах множество возможных способов организации экономического содержания. Правовая форма придает экономическим отношениям новых качеств, в чем и заключается ее регулятивная роль.
Достаточно весомым фактором, обусловливающим границы принятия экономических и правовых решений, является в настоящее время «экологический императив», что ставит под вопрос само существование человека. Рассматривая процесс взаимодействия права и экономики, следует учитывать не только фактическое состояние экономики, но и экономическую политику, которую проводят органы власти, а также и влияние научных школ, теорий на содержание решений, которые эти органы принимают. Так, идеи «свободы рынка», бесконтрольной рыночной экономики со временем сменились на более взвешенные подходы «социально ориентированной экономики», связанной с активным вмешательством государства в ее регулирование. Неприкосновенность частной собственности, как выяснилось, должна согласовываться с общественными интересами. Весьма полезной оказалась идея планирования экономики и правовых решений, которые ее регламентируют.
Право призвано обеспечить оптимизацию государственного вмешательства в экономику. Это задача не имеет количественной оценки. Оно направлено на увеличение эффективности производства, занятости населения, выравнивание деструктивных явлений рынка (безработица, колебания цен, снижение жизненного уровня), на усиление охраны интересов потребителя и, наконец, социальной стабильности в обществе.
Влиятельным условием функционирования рыночных отношений является также последовательное претворение в жизнь принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Наличие в обществе различных социальных групп с противоположными интересами делает актуальной задачу установления правовых гарантий различных способов решения социальных конфликтов. Рыночная экономика имеет не только плюсы. Она социально противоречива и в связи с этим влечет за собой негативные явления. Известно, что свобода более криминогенна, чем тоталитаризм. При тоталитаризме есть возможность контролировать любые поступки человека в экономической сфере, таким образом сдерживая экономическую преступность на допустимом уровне. В развитых демократических государствах уровень экономической преступности более высокий (с постепенной динамикой прироста), чем в государствах с недемократическими политическими режимами. В связи с этим для эффективной борьбы с экономической преступностью необходимо формирование надлежащей правовой базы, необходимого количества квалифицированных кадров, финансового и материально-технического обеспечения, которые бы существовали в пределах соответствующего правового режима.
Изложенное подводит нас к выводу, что в современном мире созданы и апробированы на практике две базовые концепции экономической роли государства: неолиберальная и кейнсианская. Если первая отводит государству достаточно пассивную роль, которая получила название «минимального государства», то вторая – возлагает на нее обязанность регулирования социально-экономического развития страны, что вписывается в модель «активного государства». Несмотря на взаимное соперничество указанных концепций, в среде ученых и политиков сформировалось согласованное видение основных экономических функций государства. Таких определено три: обеспечение эффективности функционирования экономической системы, достижение социальной справедливости в распределении доходов и имущества, поддержание стабильности развития социально-экономических процессов.
Доминантность функций государства определяется на отдельном промежутке времени автоматически в зависимости от условий его деятельности. Важным является корректировка экономической функции государства, которая меняется в процессе его взаимодействия с мировыми организациями или развитыми государствами, в соответствии с сутью этого взаимодействия в виде требований или предложений относительно его участия в мировых процессах. Стабилизация социального, политического, международного положения, прежде всего, зависит от достаточно эффективного внедрения выбранных методов экономического развития. Обеспечение рационального направления выполнения государством своей экономической функции является определяющим с точки зрения получения необходимого финансового ресурса для выбранного населением и властью пути развития государства в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Используемая литература
2. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2007. - С. 69.
3. Айбатов М.М. Современные и классические концепции гражданского общества: историко-правовой анализ // Вестник Дагестанского государственного университета. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014, № 1. С. 11-14.
4. Акатнова М.И. Значение экономической функции социального обеспечения в условиях глобализации // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. - С. 274-278.
5. Антонова Т.В. Социальная защита как особый социальный институт современного государства // Актуальные проблемы права: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета по итогам Фестиваля науки 13 октября 2012 года. - М.: АПКиППРО, 2012. - С. 116-123.
6. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3.
7. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2012, № 2 (13). - С. 28-36.
8. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 490-491.
9. Гамзатов Г.Р. Формы возникновения государства // Сборник научных статей студентов юридического факультета СКФ РПА Минюста России. - Махачкала: РПА Минюста России, 2014, Вып. 31. - С. 104-107.
10. Горовой Р.А. Социальная функция государства как гарантия реализации социальных прав граждан // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов: Сарат. филиал ИГИП РАН, 2013, № 1. - С. 19-22.
11. Имангазиева Э.И. Государство как участник социального партнерства в разрешении социальных конфликтов // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 110-120.
12. История политических и правовых учений: учебник для вузов. // Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., НОРМА, 2009. - С. 547.
13. История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гардарики, 2003. - С.75.
14. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: - М, 2004. - С.72-78.
15. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. — М.: Норма-М, 2011. — 496 с.
16. Керимов Д. А. Законодательная техника: [науч.-метод. и учеб. пособ.]. — М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — 127 с.
17. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник / С.А. Комаров. – 7-е изд. СПб. : Питер, 2004. – С. 69.
18. Конституционное право России. Екатеринбург, 2001 г. С. 159-161.
19. Конституционное право. Энциклопедический словарь / [под ред. С. А. Авакьяна (отв. ред.)]. — М.: НОРМА, 2001. — 688 с.
20. Кузьмин Е.А. Учение православной и католических церквей об отношении к государству и права // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы защиты прав и свобод личности (теория, история, практика): материалы межвузовской научно-практической конференции. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013, Вып. 11. - С. 66-69.
21. Луковская Д.И. Ж.-Ж. Руссо о дуализме общества и государства и его преодолении в государстве народного суверенитета// Государство: многомерность восприятия. К 80-летию профессора Л.С. Мамута / Отв. ред.: Лаптева Л.Е. - М.: Nota Bene, 2009. С. 157-167.
22. Макарян А.А. К вопросу о либерализации права частной собственности в демократическом социальном государстве: конституционно-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2012, № 10 (94). - С. 132-138.
23. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. №3. С.94-99.
24. Медведев B.C. Восточный и западный исторические пути возникновения государства и права // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 201-205.
25. Медведев B.C. Факторы, обусловливающие процесс возникновения государства и права // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 193-197.
26. Мелякина К.Б. Исторический аспект экономической функции государства // История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 15. - С. 42-44.
27. Мелякина К.Б., Юнусов А.А. Методологические аспекты реализации экономической функции Российского государства // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 февраля 2013 г.. - Рязань: Концепция, 2013. - С. 116-122.
28. Мирамонов Ф.М. Органы управления в первобытном обществе как необходимое условие возникновения института государства // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012, Вып. 13. - С. 94-97.
29. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / [под ред. Д. А. Керимова и А. В. Мицкевича]. — М.: Изд-во «ПРОГРЕСС», 1974. — 256 с.
30. Никколо Макиавелли. Государь. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - С. 115.
31. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 284 с.
32. Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 34 с.
33. Политология: Хрестоматия / Сост.: М.А. Василик, М. С. Вершинин / М. А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. – 843 с.
34. Порозов С.А. Философия политики и права. Учебное пособие. – Минск: БНТУ, 2006. – 52 с.
35. Проблемы теории права и государства : учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М .: Юристъ, 2002. – 656 с.
36. Разубаев Н.В. Правовые предпосылки возникновения и эволюции государства: очерк юридической антропологии // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2013, № 4. - С. 64-84.
37. Романенко В.Б. Системный анализ институтов «народовластие», «демократия», «народный суверенитет», «разделение властей»: их взаимосвязь и соотношение // Философия права. № 2 - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010. - С. 97-101.
38. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.С.39.
39. Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): [учебник]. — Х.: Эспада, 2007. — 640 с
40. Содиков Ш.Д. Основные элементы института дипломатической защиты в Древнем мире //Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник научных трудов преподавателей и адъюнктов. Выпуск 10./отв. редактор В.С. Плетников. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. -С. 48-55.
41. Сорокина А.В. Международное право.- Москва, - 2005. С. 12.; Волков А.Е. Кодификация института дипломатической защиты// Инновационное развитие юридической науки как фактора укрепления российской государственности: материалы конференции, г. Новосибирск, 25-26 ноября 2011 г. / Науч. ред.: Кравец И.А., Омелехина Н.В. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2012. - С. 112-116., и др.
42. Сырых В.М. Законотворчество как вид социального прогнозирования // Проблемы юридической техники. — Нижний Новгород: НГУ, 2000. — С. 48–54.
43. Тапсухаджиев С.С. Суверенитет как политико-юридическая категория // Органы внутренних дел на пути к правовому государству. Сборник трудов адъюнктов и соискателей. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та МВД России, 1993, Вып. 1. - С. 15-18.
44. Трельч А. Историзм и его проблемы. / Пер. с нем. М., 2000. - С.2-26.
45. Феоктистов А.В., Феоктистов В.А. Соотношение социальных прав человека и социальных обязанностей государства // Народовластие и права человека . Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19-22 октября 2012 г.. - М.: РАП, 2012. - С. 463-470.
46. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. – С.84.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144039 Курсовых работ — поможем найти подходящую