Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте

  • 42 страниц
  • 2014 год
  • 252 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

zera163

Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни.
Интеллект – это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Р.Стернберг впервые предпринял попытку определения что такое интеллект на уровне описания поведения. В качестве метода он избрал факторный анализ суждений экспертов.
В конечном счете выделились три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное),
2) способность решать проблемы,
3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
По пути за Р.Стернбергом идет М.А.Холодная, которая выделяет минимум базовых свойств интеллекта:
1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т.д.);
2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова - способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно- временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта;
3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов;
4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности".
Помимо указанных авторов исследованием природы и сущности интеллекта занимались Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Ж. Пиаже, М.К. Акимова, В.Н. Пушкин и др.
Однако существуют пробелы в исследовании вербального интеллекта, а также отсутствует исследование, выявляющее взаимосвязь вербального интеллекта и уровня агрессивности в младшем школьном возрасте. Данные пробелы в психологической науке и обуславливают актуальность рассмотрения данной темы.
Цель исследования – изучение влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – вербальный интеллект и агрессивность, как психологические характеристики личности.
Предмет исследования – влияние вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования – уровень вербального интеллекта влияет на уровень агрессивности в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение особенностей развития интеллекта и проявлений агрессивности в младшем школьном возрасте.
3. Экспериментальное исследование влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
 теоретическое изучение литературных источников;
 диагностическое исследование (тест Векслера и опросник Басса-Дарки);
 матстатистический анализ полученных данных.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………….. 6
1.1 Интеллектуальная сфера личности. Вербальный интеллект…. 6
1.2 Агрессивность как социально-психологический феномен……. 13
1.3 Развитие интеллекта и особенности агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………….
19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………… 27
2. ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АГРЕССИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….
28
2.1 Анализ результатов диагностики вербального интеллекта….. 28
2.2 Анализ результатов диагностики уровня агрессивности……… 32
2.3 Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам…………………………………………………………………..
34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 40

...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова, И.Н. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - СПб.: - Питер, 1991. – 264с.
2. Агрессия у детей и подростков//Под редакцией Н.М.Платонова. - СПб.: Питер, 2006. – 452с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование. //А.Анастази – М.: Педагогика, 2001. – 242c.
4. Блейхер, В.М Психологическая диагностика интеллекта и личности./В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук - Киев: Вища школа, 2004. - 142 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.//Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1998. – 402с.
6. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Просвещение, 1993. – 342с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – 389с.
8. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c.
9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления/ Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. – 118 с.
10. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб.пособие./ Н.С.Глуханюк. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.//В.Н.Дружинин. - РАН. – М.: МГУ, 2003. – 106 с.
12. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142.
13. Ефимкина, Р.П. Детская психология. // Р.П.Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 460с.
14. Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения.// А.В.Запорожец. - М.:Академия, 1991. – 284с.
15. Исследования мышления в советской психологии. П/р Е.В. Шороховой. – М: Просвещение, 1966. – 243с.
16. Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. – СПб: Питер, 2001. – 223с.
17. Методики изучения интеллекта / И.Н.Агафонова и др. – СПб.: Питер, 1991. - 221 с.
18. Методы изучения структуры интеллекта. / Сост. М.К. Тутушкина, Г.М. Товбин. - СПб.: Питер, 1994. – 368с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология.//Л.Ф.Обухова. - М.:Наука, 1999. – 612с.
20. Паренс, Г. Агрессия наших детей.//Г.Паренс. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 501с.
21. Пиаже, Ж. Психология интеллекта./Ж.Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
22. Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Энциклопедия, 2005. – 846 с.
23. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности.//А.А.Реан// Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18
24. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.//Л.М.Семенюк// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 1991. – 338с.
25. Сенько, Т.В. основные направления изучения и возможности корреции агрессивного поведения детей//Т.В.Сенько//Адукацыя і выхаванне, №2, 2000. – С.3-10
26. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.//Д.И.Фельдштейн. - М.: Наука, 1995.- 384с.
27. Филимоненко Ю.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. – 112 с
28. Фомиченко, А.С. Причны появления агрессии в детском возрасте// А.С.Фомиченко//Культурно-историческая психология. - 2010, №2. - С.17 – 44.
29. Фурманов, А.И. Детская агрессивность// А.И.Фурманов. - Мн.: Харвест, 2003. – 504с.
30. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования./М.А.Холодная - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни.
Интеллект – это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Р.Стернберг впервые предпринял попытку определения что такое интеллект на уровне описания поведения. В качестве метода он избрал факторный анализ суждений экспертов.
В конечном счете выделились три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное),
2) способность решать проблемы,
3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
По пути за Р.Стернбергом идет М.А.Холодная, которая выделяет минимум базовых свойств интеллекта:
1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т.д.);
2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова - способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно- временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта;
3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов;
4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности".
Помимо указанных авторов исследованием природы и сущности интеллекта занимались Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Ж. Пиаже, М.К. Акимова, В.Н. Пушкин и др.
Однако существуют пробелы в исследовании вербального интеллекта, а также отсутствует исследование, выявляющее взаимосвязь вербального интеллекта и уровня агрессивности в младшем школьном возрасте. Данные пробелы в психологической науке и обуславливают актуальность рассмотрения данной темы.
Цель исследования – изучение влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – вербальный интеллект и агрессивность, как психологические характеристики личности.
Предмет исследования – влияние вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования – уровень вербального интеллекта влияет на уровень агрессивности в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение особенностей развития интеллекта и проявлений агрессивности в младшем школьном возрасте.
3. Экспериментальное исследование влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
 теоретическое изучение литературных источников;
 диагностическое исследование (тест Векслера и опросник Басса-Дарки);
 матстатистический анализ полученных данных.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………….. 6
1.1 Интеллектуальная сфера личности. Вербальный интеллект…. 6
1.2 Агрессивность как социально-психологический феномен……. 13
1.3 Развитие интеллекта и особенности агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………….
19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………… 27
2. ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АГРЕССИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….
28
2.1 Анализ результатов диагностики вербального интеллекта….. 28
2.2 Анализ результатов диагностики уровня агрессивности……… 32
2.3 Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам…………………………………………………………………..
34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 40

...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова, И.Н. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - СПб.: - Питер, 1991. – 264с.
2. Агрессия у детей и подростков//Под редакцией Н.М.Платонова. - СПб.: Питер, 2006. – 452с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование. //А.Анастази – М.: Педагогика, 2001. – 242c.
4. Блейхер, В.М Психологическая диагностика интеллекта и личности./В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук - Киев: Вища школа, 2004. - 142 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.//Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1998. – 402с.
6. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Просвещение, 1993. – 342с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – 389с.
8. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c.
9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления/ Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. – 118 с.
10. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб.пособие./ Н.С.Глуханюк. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.//В.Н.Дружинин. - РАН. – М.: МГУ, 2003. – 106 с.
12. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142.
13. Ефимкина, Р.П. Детская психология. // Р.П.Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 460с.
14. Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения.// А.В.Запорожец. - М.:Академия, 1991. – 284с.
15. Исследования мышления в советской психологии. П/р Е.В. Шороховой. – М: Просвещение, 1966. – 243с.
16. Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. – СПб: Питер, 2001. – 223с.
17. Методики изучения интеллекта / И.Н.Агафонова и др. – СПб.: Питер, 1991. - 221 с.
18. Методы изучения структуры интеллекта. / Сост. М.К. Тутушкина, Г.М. Товбин. - СПб.: Питер, 1994. – 368с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология.//Л.Ф.Обухова. - М.:Наука, 1999. – 612с.
20. Паренс, Г. Агрессия наших детей.//Г.Паренс. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 501с.
21. Пиаже, Ж. Психология интеллекта./Ж.Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
22. Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Энциклопедия, 2005. – 846 с.
23. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности.//А.А.Реан// Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18
24. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.//Л.М.Семенюк// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 1991. – 338с.
25. Сенько, Т.В. основные направления изучения и возможности корреции агрессивного поведения детей//Т.В.Сенько//Адукацыя і выхаванне, №2, 2000. – С.3-10
26. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.//Д.И.Фельдштейн. - М.: Наука, 1995.- 384с.
27. Филимоненко Ю.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. – 112 с
28. Фомиченко, А.С. Причны появления агрессии в детском возрасте// А.С.Фомиченко//Культурно-историческая психология. - 2010, №2. - С.17 – 44.
29. Фурманов, А.И. Детская агрессивность// А.И.Фурманов. - Мн.: Харвест, 2003. – 504с.
30. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования./М.А.Холодная - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

Купить эту работу

Влияния вербального интеллекта на агрессивность в младшем школьном возрасте

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

30 апреля 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
zera163
4.3
Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе zera163 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе zera163 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе zera163 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе zera163 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽