Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня представляет собой серьезную проблему, посколькуотмечается увеличение числа больных психическими заболеваниями среди данного контингента (Клочихина А.В., Гудинова Ж.В., 2007; Кучма В.Р., Чубаровский В.В., 2007).Так, по данным выборочных исследований, в РФ среди детей 0–14 лет число больных психическими расстройствами, составляет около 703, 2 тыс. человек (16,5%),а среди подростков 15–17 лет – 273, 5 тыс. человек (6,5%) от общего числа больных. При этом впервые выявлено 140,9 тыс. психических заболеваний у детей и 31,5 тыс. психических заболеваний у подростков. Несмотря на то, что удельный вес психических расстройств в структуре общей заболеваемости невелик и не превышает 3%, в их динамике сохраняются негативные тенденции (Менделевич Б.Д., 2010).
При этом одной из важнейших не только медицинских, но и социальных и психолого-педагогических проблем в последние годы становится аутизм, поскольку количество детей с этим диагнозом стремительно растет (Башина В.М., Красноперова М.Г., 2004; Пробылова B.C., 2005).В этой связи возникает настоятельная потребность в подробном изучении различных форм аутизма с целью последующей разработки и научного обоснования способов коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, а также с членами их семьи. Как показывает опыт отечественных и зарубежных специалистов, ранняя диагностика, длительная комплексная медико-психолого-педагогическая коррекцияспособствует успешному развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации детей с аутизмом, дает им возможность обучаться в обычной школе и даже обнаруживать одаренность в отдельных отраслях знаний и искусств (Щербинина Ю.Л., 2006). Вместе с тем в отечественной детской психиатрии специального клинического руководства по разным видам аутизма и аутистически-подобным расстройствам у детей до сих пор нет. Не налажена специализированная помощь этим детским контингентам, кроме дорогостоящей госпитальной. Недостаточнаяразработанность данной проблемы ведет к поздней диагностике, не вполне адекватным реабилитационным рекомендациям. Между тем, отсутствие лечебно-коррекционной работы в физиологически благоприятные сроки развития с больными, страдающими ранним детским аутизмом,вызывает наступление глубокой инвалидности почти в 70% случаев (Жуков Д.Е., 2005). Это обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на изучение различных форм аутизма у детей и, в частности, синдрома Каннера как одной из наиболее распространенных форм.
Цель исследования – изучить особенности синдрома Каннера в зависимости от степени выраженности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности развития детей с синдромом Каннера: социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, нововведения развития, онтогенез развития и нозологические признаки синдрома Каннера.
Объект исследования– синдром Каннера (ранний детский аутизм).
Предмет исследования – степени выраженности синдрома Каннера.
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению старшего дошкольного и младшего школьного возраста 5
1.1 Особенности развития и подходы к изучению детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития и подходы к изучению детей младшего школьного возраста 9
Глава 2 Особенности развития детей с синдромом Каннера 12
Заключение 24
Список литературы 26
В настоящее время психическое здоровье детей и подростков в нашей стране вызывает тревогу специалистов, поскольку отмечается увеличение распространенности различных видов психических заболеваний и отклонений в психическом развитии. Весьма серьезную проблему представляет собой синдром Каннера (или ранний детский аутизм) – в связи с тем, что большая часть пациентов, страдающих данным заболеванием становятся впоследствии инвалидами, а также ввиду того, что распространенность аутизма в последние десятилетия характеризуется стойкой тенденцией к росту. В этой связи весьма актуальным представляется изучение особенностей развития детей с аутизмом, с целью последующей разработки принципов и методов психолого-педагогической коррекционной работы с данным контингентом пациентов.
Изучение теоретических аспектовразвития детей в разные возрастные периоды позволило установить, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается познавательная активность, развивается восприятие и мышление. Одним из ведущих видов деятельности этого периода является игра, имеющаясюжетно-ролевой характер. При обследовании детей старшего дошкольного возрастаизучается их ориентировочно-познавательная деятельность, характер игры, способы решения задач. Также оценивается их готовность к школьному обучению. В младшем школьном возрасте ребеноквступает в новую социальную среду, в связи с чем к нему предъявляются новые социальные требования. Помимо игровой, одним из ведущих становится новый вид деятельности – учебная. В младшем школьном возрастеразвиваютсянавыки волевой регуляции, формируется произвольность деятельности. Также у детей в этот период развиваются внимание, восприятие, устанавливается более высокий уровень мышления, формируется воображение. Обследование детей этого возраста обычно проводится по поводу их неуспеваемости в школе ил проблем поведения. При этом бывает сложно установить причину возникшей проблемы, а также различить причины друг от друга ввиду их схожести.
Одним из отклонений развития детей является ранний детский аутизм (синдром Каннера). Для таких детей характерен ряд особенностей психо-речевого развития. Речевые расстройства варьируют от полного мутизма до опережающего развития.Также у детей с синдромом Каннераотмечаются признаки искажения или отсутствия специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных для детей.Наиболее важным признаком аутизма является неспособность ребенка устанавливать социальные контакты, вступать во взаимодействие с окружающим миром.Отмечаются также специфические особенности невербального общения, самовосприятия мышления. В школьном возрасте проявления заболевания, как правило, сглаживаются, и дети в большинстве случаев становятся способными к обучению. В то же время, они испытывают ряд трудностей, связанных как с организацией учебной деятельности, взаимодействием с учителями и одноклассниками, так и с усвоением учебного материала, моторными и речевыми проблемами.
В целом изучение особенностей развития детей с синдромом Каннера позволит разработать коррекционные программы, нацеленные на их возможно полную социализацию и интеграцию.
1. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология. Онтогенез психических процессов и личности человека. – М., 1999. - 70 с.
2. Агафонова Е.Б. Психология развития и возрастная психология – Владивосток, 2008. – 188 с.
3. Башина В.М., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза:вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. - №1. - С.35-38.
4. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. – М., 1981. – 311 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. - 1008 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2003. – 376 с.
7. Жуков Д.Е. Сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов в течении детского аутизма: автореф. дисс…канд.мед.наук. – СПб., 2005. – 21 с.
8. Клочихина А.В., Гудинова Ж.В. Некоторые географические особенности формирования потерь здоровья вследствие психических расстройств у детей // Материалы Всерос. научно-практ. конференции: Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков на современном этапе. – М., 2007. – С.120-122.
9. Кучма В.Р., Чубаровский В.В. Проблема психогигигены и психопрофилактики у детей и подростков // Мат. Всерос. научно-практ. конференции: Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков на современном этапе. – М., 2007. – С.11-19
10. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. – 1999. – №2. – С.6-21.
11. Менделевич Б.Д. Особенности психического здоровья подростков в Российской Федерации // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2010. – № 3. – С. 5-7
12. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М., 2007. – 205 с.
13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., 2005. - 336 с
14. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М., 2006. – 211 с.
15. Пробылова B.C. Об особенностях развитияаутичного ребенка. // Педагогическое обозрение. – 2005. – №2. – С. 41-42.
16. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. —— М., 2003. - 320 с.
17. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С.69-74.
18. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. — 304 с.
19. Щербинина Ю.Л. Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8-10 лет:Организация и методика: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2006. – 22 с.
20. Bates С. Children can GROW OUT of autism: Controversial research suggests not all youngsters have the same fate. – Режимдоступа: http://www.dailymail.co.uk/health/article-2262822/Children-GROW-OUT-autism-claim-scientists.html#ixzz2lItYJV7F. – Загл. сэкрана
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня представляет собой серьезную проблему, посколькуотмечается увеличение числа больных психическими заболеваниями среди данного контингента (Клочихина А.В., Гудинова Ж.В., 2007; Кучма В.Р., Чубаровский В.В., 2007).Так, по данным выборочных исследований, в РФ среди детей 0–14 лет число больных психическими расстройствами, составляет около 703, 2 тыс. человек (16,5%),а среди подростков 15–17 лет – 273, 5 тыс. человек (6,5%) от общего числа больных. При этом впервые выявлено 140,9 тыс. психических заболеваний у детей и 31,5 тыс. психических заболеваний у подростков. Несмотря на то, что удельный вес психических расстройств в структуре общей заболеваемости невелик и не превышает 3%, в их динамике сохраняются негативные тенденции (Менделевич Б.Д., 2010).
При этом одной из важнейших не только медицинских, но и социальных и психолого-педагогических проблем в последние годы становится аутизм, поскольку количество детей с этим диагнозом стремительно растет (Башина В.М., Красноперова М.Г., 2004; Пробылова B.C., 2005).В этой связи возникает настоятельная потребность в подробном изучении различных форм аутизма с целью последующей разработки и научного обоснования способов коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, а также с членами их семьи. Как показывает опыт отечественных и зарубежных специалистов, ранняя диагностика, длительная комплексная медико-психолого-педагогическая коррекцияспособствует успешному развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации детей с аутизмом, дает им возможность обучаться в обычной школе и даже обнаруживать одаренность в отдельных отраслях знаний и искусств (Щербинина Ю.Л., 2006). Вместе с тем в отечественной детской психиатрии специального клинического руководства по разным видам аутизма и аутистически-подобным расстройствам у детей до сих пор нет. Не налажена специализированная помощь этим детским контингентам, кроме дорогостоящей госпитальной. Недостаточнаяразработанность данной проблемы ведет к поздней диагностике, не вполне адекватным реабилитационным рекомендациям. Между тем, отсутствие лечебно-коррекционной работы в физиологически благоприятные сроки развития с больными, страдающими ранним детским аутизмом,вызывает наступление глубокой инвалидности почти в 70% случаев (Жуков Д.Е., 2005). Это обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на изучение различных форм аутизма у детей и, в частности, синдрома Каннера как одной из наиболее распространенных форм.
Цель исследования – изучить особенности синдрома Каннера в зависимости от степени выраженности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности развития детей с синдромом Каннера: социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, нововведения развития, онтогенез развития и нозологические признаки синдрома Каннера.
Объект исследования– синдром Каннера (ранний детский аутизм).
Предмет исследования – степени выраженности синдрома Каннера.
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению старшего дошкольного и младшего школьного возраста 5
1.1 Особенности развития и подходы к изучению детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития и подходы к изучению детей младшего школьного возраста 9
Глава 2 Особенности развития детей с синдромом Каннера 12
Заключение 24
Список литературы 26
В настоящее время психическое здоровье детей и подростков в нашей стране вызывает тревогу специалистов, поскольку отмечается увеличение распространенности различных видов психических заболеваний и отклонений в психическом развитии. Весьма серьезную проблему представляет собой синдром Каннера (или ранний детский аутизм) – в связи с тем, что большая часть пациентов, страдающих данным заболеванием становятся впоследствии инвалидами, а также ввиду того, что распространенность аутизма в последние десятилетия характеризуется стойкой тенденцией к росту. В этой связи весьма актуальным представляется изучение особенностей развития детей с аутизмом, с целью последующей разработки принципов и методов психолого-педагогической коррекционной работы с данным контингентом пациентов.
Изучение теоретических аспектовразвития детей в разные возрастные периоды позволило установить, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается познавательная активность, развивается восприятие и мышление. Одним из ведущих видов деятельности этого периода является игра, имеющаясюжетно-ролевой характер. При обследовании детей старшего дошкольного возрастаизучается их ориентировочно-познавательная деятельность, характер игры, способы решения задач. Также оценивается их готовность к школьному обучению. В младшем школьном возрасте ребеноквступает в новую социальную среду, в связи с чем к нему предъявляются новые социальные требования. Помимо игровой, одним из ведущих становится новый вид деятельности – учебная. В младшем школьном возрастеразвиваютсянавыки волевой регуляции, формируется произвольность деятельности. Также у детей в этот период развиваются внимание, восприятие, устанавливается более высокий уровень мышления, формируется воображение. Обследование детей этого возраста обычно проводится по поводу их неуспеваемости в школе ил проблем поведения. При этом бывает сложно установить причину возникшей проблемы, а также различить причины друг от друга ввиду их схожести.
Одним из отклонений развития детей является ранний детский аутизм (синдром Каннера). Для таких детей характерен ряд особенностей психо-речевого развития. Речевые расстройства варьируют от полного мутизма до опережающего развития.Также у детей с синдромом Каннераотмечаются признаки искажения или отсутствия специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных для детей.Наиболее важным признаком аутизма является неспособность ребенка устанавливать социальные контакты, вступать во взаимодействие с окружающим миром.Отмечаются также специфические особенности невербального общения, самовосприятия мышления. В школьном возрасте проявления заболевания, как правило, сглаживаются, и дети в большинстве случаев становятся способными к обучению. В то же время, они испытывают ряд трудностей, связанных как с организацией учебной деятельности, взаимодействием с учителями и одноклассниками, так и с усвоением учебного материала, моторными и речевыми проблемами.
В целом изучение особенностей развития детей с синдромом Каннера позволит разработать коррекционные программы, нацеленные на их возможно полную социализацию и интеграцию.
1. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология. Онтогенез психических процессов и личности человека. – М., 1999. - 70 с.
2. Агафонова Е.Б. Психология развития и возрастная психология – Владивосток, 2008. – 188 с.
3. Башина В.М., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза:вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. - №1. - С.35-38.
4. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. – М., 1981. – 311 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. - 1008 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2003. – 376 с.
7. Жуков Д.Е. Сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов в течении детского аутизма: автореф. дисс…канд.мед.наук. – СПб., 2005. – 21 с.
8. Клочихина А.В., Гудинова Ж.В. Некоторые географические особенности формирования потерь здоровья вследствие психических расстройств у детей // Материалы Всерос. научно-практ. конференции: Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков на современном этапе. – М., 2007. – С.120-122.
9. Кучма В.Р., Чубаровский В.В. Проблема психогигигены и психопрофилактики у детей и подростков // Мат. Всерос. научно-практ. конференции: Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков на современном этапе. – М., 2007. – С.11-19
10. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. – 1999. – №2. – С.6-21.
11. Менделевич Б.Д. Особенности психического здоровья подростков в Российской Федерации // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2010. – № 3. – С. 5-7
12. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М., 2007. – 205 с.
13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., 2005. - 336 с
14. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М., 2006. – 211 с.
15. Пробылова B.C. Об особенностях развитияаутичного ребенка. // Педагогическое обозрение. – 2005. – №2. – С. 41-42.
16. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. —— М., 2003. - 320 с.
17. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С.69-74.
18. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. — 304 с.
19. Щербинина Ю.Л. Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8-10 лет:Организация и методика: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2006. – 22 с.
20. Bates С. Children can GROW OUT of autism: Controversial research suggests not all youngsters have the same fate. – Режимдоступа: http://www.dailymail.co.uk/health/article-2262822/Children-GROW-OUT-autism-claim-scientists.html#ixzz2lItYJV7F. – Загл. сэкрана
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144334 Курсовой работы — поможем найти подходящую