Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст знаменует особый период в жизни ребенка – время, когда он выходит в «большой мир», когда рядом нет родителей, и приходится самому принимать решения в сложных ситуациях межличностного общения с учителями и одноклассниками. Именно в младшем школьном возрасте личностные черты, заложенные родителями, либо закрепляются, либо, наоборот ослабляются, когда ребенок чувствует негативное к ним отношение со стороны других людей. А в некоторых случаях может возникать внутренний конфликт: когда родители требуют и поощряют развитие одних черт личности, а учитель в школе – других. От того, насколько гармоничной будет складывающаяся вокруг младшего школьника ситуация в школе и дома, зависит степень гармоничного развития его личностных черт. А это, в свою очередь, оказывает влияние на степень успешности ребенка в ведущей для него учебной деятельности, в построении межличностных отношений с учителем, родителями и одноклассниками. Поэтому проблема изучения черт личности учащихся начальных классов представляется актуальной.
Проблемой изучения личностных чертучащихся начальных классов занимались такие известные отечественные и зарубежные исследователи, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Г. Крайг, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.
Объект исследования – личность учащихся начальных классов.
Предмет исследования – черты личности учащихся начальных классов.
Цельработы: исследоватьчерты личности учеников начальных классов как психологическую категорию.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме черт личности учащихся начальных классов;
2) Провести эмпирическое исследование черт личности учащихся начальных классов.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы; метод тестирования; метод математической обработки данных.
Методики: проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука;методика ИТДО (Индивидуально-типологический опросник) Л.Н. Собчик, детский вариант;детский личностный опросник Р. Кеттелла.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учеников 1 класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 6-7 лет.
Введение 2
Глава 1. Проблема изучения черт личности учащихся начальных классов в психологии 5
1.1. Психологическая характеристика учащихся начальной школы 5
1.2. Особенности мотивационно-потребностных и волевых черт личности учащихся начальной школы 12
1.3. Эмоциональные черты личности учащихся начальной школы 14
1.4. Коммуникативные черты личности учащихся начальной школы 17
1.5. Развитие самосознания. Рефлексия. Самооценка 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование черт личности учащихся начальных классов 25
2.1. Организация эмпирического исследования черт личности учащихся начальных классов 25
2.2. Описание результатов эмпирического исследования черт личности учащихся начальных классов 27
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34
При поступлении в школу изменяется весь образ жизни ребенка, его взаимоотношения со взрослыми. У него появляются обязанности уже не только как члена семьи, но и как члена общества. Принципиально меняется характер задач, которые ему приходится решать.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
В младшем школьном возрасте происходит рост стрем¬ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос¬тижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мо¬тива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нрав¬ственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что¬бы становление личности ребенка шло наиболее продук-тивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которы¬ми он знакомится в жизни. Социальное простран¬ство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни¬кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер¬шенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз¬ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст¬никами. Дети находят новые групповые формы активнос¬ти, занятий. Они стараются поначалу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосход¬ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно¬шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз¬ными детьми.
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех ви¬дов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека¬тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выраже¬ние в просоциальном поведении.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча¬ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж¬ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ве¬дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо¬теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитив¬ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль¬ности каждого ребенка.
Данная работа была посвящена рассмотрению черт личности учащихся начальных классов. В работе были поставлены две задачи: теоретический анализ литературных источников по поставленной проблеме и эмпирическое исследование черт личности младших школьников с помощью психодиагностических методик.
В результате проведенного эмпирического исследования цель работы была достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 702 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. –с 379 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 352 с.
5. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов-н-Дону: Феникс, 20012. – 591 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
8. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 940 с.
10. Мухина В.С.Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 137 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 146 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
14. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 640 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
16. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л. Кричевского – М.: Педагогика, 1987.
17. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. –288 с.
18. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
19. Психология развития / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2008. – 528 с.
20. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2013. – 608 с.
22. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
23. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.
24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна.– М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст знаменует особый период в жизни ребенка – время, когда он выходит в «большой мир», когда рядом нет родителей, и приходится самому принимать решения в сложных ситуациях межличностного общения с учителями и одноклассниками. Именно в младшем школьном возрасте личностные черты, заложенные родителями, либо закрепляются, либо, наоборот ослабляются, когда ребенок чувствует негативное к ним отношение со стороны других людей. А в некоторых случаях может возникать внутренний конфликт: когда родители требуют и поощряют развитие одних черт личности, а учитель в школе – других. От того, насколько гармоничной будет складывающаяся вокруг младшего школьника ситуация в школе и дома, зависит степень гармоничного развития его личностных черт. А это, в свою очередь, оказывает влияние на степень успешности ребенка в ведущей для него учебной деятельности, в построении межличностных отношений с учителем, родителями и одноклассниками. Поэтому проблема изучения черт личности учащихся начальных классов представляется актуальной.
Проблемой изучения личностных чертучащихся начальных классов занимались такие известные отечественные и зарубежные исследователи, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Г. Крайг, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.
Объект исследования – личность учащихся начальных классов.
Предмет исследования – черты личности учащихся начальных классов.
Цельработы: исследоватьчерты личности учеников начальных классов как психологическую категорию.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме черт личности учащихся начальных классов;
2) Провести эмпирическое исследование черт личности учащихся начальных классов.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы; метод тестирования; метод математической обработки данных.
Методики: проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука;методика ИТДО (Индивидуально-типологический опросник) Л.Н. Собчик, детский вариант;детский личностный опросник Р. Кеттелла.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учеников 1 класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 6-7 лет.
Введение 2
Глава 1. Проблема изучения черт личности учащихся начальных классов в психологии 5
1.1. Психологическая характеристика учащихся начальной школы 5
1.2. Особенности мотивационно-потребностных и волевых черт личности учащихся начальной школы 12
1.3. Эмоциональные черты личности учащихся начальной школы 14
1.4. Коммуникативные черты личности учащихся начальной школы 17
1.5. Развитие самосознания. Рефлексия. Самооценка 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование черт личности учащихся начальных классов 25
2.1. Организация эмпирического исследования черт личности учащихся начальных классов 25
2.2. Описание результатов эмпирического исследования черт личности учащихся начальных классов 27
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34
При поступлении в школу изменяется весь образ жизни ребенка, его взаимоотношения со взрослыми. У него появляются обязанности уже не только как члена семьи, но и как члена общества. Принципиально меняется характер задач, которые ему приходится решать.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
В младшем школьном возрасте происходит рост стрем¬ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос¬тижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мо¬тива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нрав¬ственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что¬бы становление личности ребенка шло наиболее продук-тивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которы¬ми он знакомится в жизни. Социальное простран¬ство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни¬кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер¬шенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз¬ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст¬никами. Дети находят новые групповые формы активнос¬ти, занятий. Они стараются поначалу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосход¬ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно¬шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз¬ными детьми.
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех ви¬дов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека¬тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выраже¬ние в просоциальном поведении.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча¬ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж¬ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ве¬дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо¬теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитив¬ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль¬ности каждого ребенка.
Данная работа была посвящена рассмотрению черт личности учащихся начальных классов. В работе были поставлены две задачи: теоретический анализ литературных источников по поставленной проблеме и эмпирическое исследование черт личности младших школьников с помощью психодиагностических методик.
В результате проведенного эмпирического исследования цель работы была достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 702 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. –с 379 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 352 с.
5. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов-н-Дону: Феникс, 20012. – 591 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
8. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 940 с.
10. Мухина В.С.Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 137 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 146 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
14. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 640 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
16. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л. Кричевского – М.: Педагогика, 1987.
17. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. –288 с.
18. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
19. Психология развития / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2008. – 528 с.
20. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2013. – 608 с.
22. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
23. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.
24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна.– М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144347 Курсовых работ — поможем найти подходящую