Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Различных психических процессов, познавательной деятельности, и личности в целом.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
Исследования отечественных психологов показали, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Память является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Для лучшего освоения процессами запоминания, припоминания, воспроизведения, используют специальные приемы, мнемотехники.
Исследованием памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, Н.А. Корниенко, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Цель исследования: изучить особенности памяти с помощью применения мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Исследовать уровень развития памяти у младших школьников;
3. Представить варианты мнемотехник для развития памяти младших школьников.
Предмет исследования: мнемотехники развития памяти
Объект исследования: развитие памяти
Гипотеза исследования: развитие памяти возможно при условии:
Обучения школьников специальным приемам запоминания;
Целенаправленной и систематической работе по запоминанию.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении вопросов развития памяти и приемов мнемотехники.
Практическая значимость работы состоит в подборе приемов мнемотехники для младших школьников.
Введение 3
Глава1. Память и ее развитие 5
1.1. Память как психический феномен 5
1.2. Мнемотехники. Понятие. Приемы 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти 16
2.1. Цель, задачи, методы, методики и организация исследования памяти 16
2.2. результаты исследования 17
2.3. Подбор и проведение приемов мнемотехники 22
Заключение 26
Литература 28
Приложение 30
Большую роль в интеллектуальном развитии школьников имеет память, этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы человеческой деятельности, выступает предпосылкой эффективного усвоения учебного материала.
Необходимым условием овладения системой знаний, навыков, умений является запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время в нужной последовательности.
Для выявления уровня развития памяти была сформирована группа младших школьников - учащихся второго класса. Исследование проводилось индивидуально. У младших школьников было исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, уровня развития зрительной памяти, соотношение непроизвольной и произвольной памяти, опосредованной памяти.
В результате исследования младшие школьники были распределены по следующим группам:
Высокий уровень – 4 школьника,
Выше среднего уровень – 8 школьников,
Средний уровень – 10 школьников,
Ниже среднего уровень - 3 школьника.
В целом у школьников лучше развита кратковременная память, зрительная память. Вместе с тем, опосредованная память находится не на должном уровне развития, что затрудняет процесс запоминания, т.к. ученики старались запомнить материал дословно, механически, прилагая значительные усилия. Несмотря на то, что ученики учатся во втором классе, у них все равно преобладает непроизвольное запоминание.
Для развития памяти ученикам были предложены приемы мнемотехники, которые применяли в учебной и внеучебной деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С.Возрастная психология.- М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Авшарян Г. Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника.— Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. - 224 с.
3. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие.- Самара: Универс-групп, 2005 – 120 с.
4. Блонский, П.П. Память и мышление. – Спб.: «Питер», 2001.
5. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
6. Веккер, Л.М., Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: «Смысл», 1998.
7. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. 3-е издание, перераб. и доп. - М.: «АСТ», 2008.
8. ГарибянС.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г, 64 с.
9. Грановская, Р.М. Восприятие и модели памяти. - Л.: «Наука», 1984.
10. Дементий, Л.И., Лейфрид, Н.В. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003.
11. Запорожец,А.В. Развитие памяти у детей. - М.: «Знание», 2002.
12. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание.- М.: «Директ-Медиа», 2010.
13. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
14. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: «Форум», 2010 г.
15. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы. - М.: «Наука», 2001.
16. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»
17. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
18. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. - М.: «Наука», 1985.
19. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М.: «Наука», 1979.
20. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга). – М.: «Педагогика», 1974.
21. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. - М.: «Наука», 1976.
22. Макселон, Ю. Психология. – М.: «Просвещение», 1998.
23. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
24. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации.- М.: Альпина Паблишер, 2013.- 160с.
25. Матюгин, И., Чакаберия, Е. Зрительная память. - М.: «Эйдос», 2006.
26. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
27. Роговин, М. С. Философские проблемы теории памяти. - М.: «Форум», 2006.
28. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти.- М.: «Просвещение», 1966.
29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.Ильясова, В.Ляудис. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.
30. Эльконин ,А.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960.
31. Adam G., 1967. Interoception and Behaviour, AkademiaiKiodo, Budapest., pp. 1—152.
32. Eуsenсk M. Human memory: Theory, research and individual differences. – N.Y., 1977.
33. Ehrlich S. Semantic memory: A free-elements system. // C. R. Puff (ed.) Memory organization and structure. – N.Y., 1979.
34. Deutsch D. The organization of short-term memory for a single acoustic attribute // D. Deutsch, J. A. Deutsch (ed.) Short-termmemory. – N.Y., 1975.
35. Craik F. I. M., Lockhart R. Levels of processing: A framework for memory research // J. Verb. Learn. Verb. Behav. – 1972. – Vol.11.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Различных психических процессов, познавательной деятельности, и личности в целом.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
Исследования отечественных психологов показали, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Память является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Для лучшего освоения процессами запоминания, припоминания, воспроизведения, используют специальные приемы, мнемотехники.
Исследованием памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, Н.А. Корниенко, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Цель исследования: изучить особенности памяти с помощью применения мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Исследовать уровень развития памяти у младших школьников;
3. Представить варианты мнемотехник для развития памяти младших школьников.
Предмет исследования: мнемотехники развития памяти
Объект исследования: развитие памяти
Гипотеза исследования: развитие памяти возможно при условии:
Обучения школьников специальным приемам запоминания;
Целенаправленной и систематической работе по запоминанию.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении вопросов развития памяти и приемов мнемотехники.
Практическая значимость работы состоит в подборе приемов мнемотехники для младших школьников.
Введение 3
Глава1. Память и ее развитие 5
1.1. Память как психический феномен 5
1.2. Мнемотехники. Понятие. Приемы 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти 16
2.1. Цель, задачи, методы, методики и организация исследования памяти 16
2.2. результаты исследования 17
2.3. Подбор и проведение приемов мнемотехники 22
Заключение 26
Литература 28
Приложение 30
Большую роль в интеллектуальном развитии школьников имеет память, этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы человеческой деятельности, выступает предпосылкой эффективного усвоения учебного материала.
Необходимым условием овладения системой знаний, навыков, умений является запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время в нужной последовательности.
Для выявления уровня развития памяти была сформирована группа младших школьников - учащихся второго класса. Исследование проводилось индивидуально. У младших школьников было исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, уровня развития зрительной памяти, соотношение непроизвольной и произвольной памяти, опосредованной памяти.
В результате исследования младшие школьники были распределены по следующим группам:
Высокий уровень – 4 школьника,
Выше среднего уровень – 8 школьников,
Средний уровень – 10 школьников,
Ниже среднего уровень - 3 школьника.
В целом у школьников лучше развита кратковременная память, зрительная память. Вместе с тем, опосредованная память находится не на должном уровне развития, что затрудняет процесс запоминания, т.к. ученики старались запомнить материал дословно, механически, прилагая значительные усилия. Несмотря на то, что ученики учатся во втором классе, у них все равно преобладает непроизвольное запоминание.
Для развития памяти ученикам были предложены приемы мнемотехники, которые применяли в учебной и внеучебной деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С.Возрастная психология.- М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Авшарян Г. Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника.— Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. - 224 с.
3. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие.- Самара: Универс-групп, 2005 – 120 с.
4. Блонский, П.П. Память и мышление. – Спб.: «Питер», 2001.
5. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
6. Веккер, Л.М., Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: «Смысл», 1998.
7. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. 3-е издание, перераб. и доп. - М.: «АСТ», 2008.
8. ГарибянС.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г, 64 с.
9. Грановская, Р.М. Восприятие и модели памяти. - Л.: «Наука», 1984.
10. Дементий, Л.И., Лейфрид, Н.В. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003.
11. Запорожец,А.В. Развитие памяти у детей. - М.: «Знание», 2002.
12. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание.- М.: «Директ-Медиа», 2010.
13. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
14. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: «Форум», 2010 г.
15. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы. - М.: «Наука», 2001.
16. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»
17. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
18. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. - М.: «Наука», 1985.
19. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М.: «Наука», 1979.
20. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга). – М.: «Педагогика», 1974.
21. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. - М.: «Наука», 1976.
22. Макселон, Ю. Психология. – М.: «Просвещение», 1998.
23. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
24. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации.- М.: Альпина Паблишер, 2013.- 160с.
25. Матюгин, И., Чакаберия, Е. Зрительная память. - М.: «Эйдос», 2006.
26. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
27. Роговин, М. С. Философские проблемы теории памяти. - М.: «Форум», 2006.
28. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти.- М.: «Просвещение», 1966.
29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.Ильясова, В.Ляудис. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.
30. Эльконин ,А.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960.
31. Adam G., 1967. Interoception and Behaviour, AkademiaiKiodo, Budapest., pp. 1—152.
32. Eуsenсk M. Human memory: Theory, research and individual differences. – N.Y., 1977.
33. Ehrlich S. Semantic memory: A free-elements system. // C. R. Puff (ed.) Memory organization and structure. – N.Y., 1979.
34. Deutsch D. The organization of short-term memory for a single acoustic attribute // D. Deutsch, J. A. Deutsch (ed.) Short-termmemory. – N.Y., 1975.
35. Craik F. I. M., Lockhart R. Levels of processing: A framework for memory research // J. Verb. Learn. Verb. Behav. – 1972. – Vol.11.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую