Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития дошкольников на ранних этапах. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности . В отечественной психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (как установили А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста, решаемая в игре – их личностное развитие.
Вопросы развития игры у детей раскрыты: в части общепсихологических закономерностей – в трудах указанных выше авторов; содержания игры у дошкольников и его развития – в работах Ф. И. Фрадкина (1966), Р. И. Жуковской (1975), Д. В. Менджерицкой (1982), М. И. Лисиной (1986); психологических особенностей игры современных дошкольников – О. В. Гударевой .
Несмотря на значимость связи игры как ведущей деятельности дошкольника с его личностным развитием и саморазвитием, обусловленность этого процесса активным взаимодействием со взрослыми, взаимным пониманием и общением с ними, особенности становления компонентов личностной самости младшего дошкольника в психологии почти не изучены. В этом отношении можно отметить работу Е. О. Смирновой о межличностных отношениях в игре как предпосылке личностного развития младшего дошкольника; исследование социального развития дошкольника И. Ю. Запорожец . Сделанные данными авторами выводы требуют проверки на практике, т. к. современная модель организации игры младшего дошкольника предполагает создание условий, в которых взаимодействие, как правило, начинается и контролируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение . Понимание указанных особенностей игры как среды личностного развития младшего дошкольника особенно актуально в связи с тем, что в последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности и повышению «цены» педагогической ошибки с точки зрения развития личности ребенка.
Целью данной работы является исследование особенностей развития игры у детей 3 – 4 лет.
Объектом исследования выступает развитие игры у 3 – 4 –летнего ребенка.
Предмет исследования: игра как специфическая среда личностного и социального становления ребенка 3 – 4 лет.
Особенность выбора возрастного отрезка 3 – 4 лет в изучении психологических особенностей у детей этого возраста обусловлена тем, что это такое изучение этого рубежного периода в становлении личности младшего дошкольника позволяет выявить содержание развития игры в период кризиса 3 лет, основные компоненты содержания этого кризиса в связи с развитием игровой деятельности.
Гипотеза исследования:
1) сформированность позиций «Я сам» и «подражание взрослому в игровой деятельности» у 3 – 4 летних детей связана с особенностями развития у них ролевой игры;
2) овладение сюжетно-ролевой игрой у ребенка 3 – 4 лет связано с развитием самости в форме самореализации и саморазвития.
Сформулированные цель, объект, предмет исследования заставляют решить в ходе следующие задачи:
1) Выявить психологические особенности игры как ведущей деятельности ребенка 3 – 4 лет.
2) Выделить компоненты личностного саморазвития и самореализации в содержании социального развития в период кризиса 3 лет у ребенка.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей становления компонентов личностного саморазвития и самореализации в игровой деятельности детей 3 – 4 летнего возраста.
Методологической основой работы стало положение Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника; характеристика структуры процесса социального развития у дошкольников: его компонентов в аспекте межличностных отношений (А. А. Деркач, И. В. Сайко ), динамики в аспекте формирования проявлений самости как формы и уровня саморазвития (И. Ю. Запорожец ).
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез; эмпирические – наблюдение, сравнительный анализ.
Работа включает введение, теоретическую и практическую части, заключение, библиографический список, приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы развития игры у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Психологические особенности игры как ведущей деятельности ребенка 3 – 4 лет 6
1.2. Формирование саморазвития и самореализации как компонентов развития личности в игровой деятельности в период кризиса 3 лет 12
2. Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей 3 – 4 лет 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 18
2.2. Методики исследования 19
2.3. Результаты исследования 20
2.4. Обсуждение результатов исследования 25
2.5. Выводы 27
Заключение 29
Библиография 32
Приложения 34
В данном исследовании мы ставили цель изучить особенности развития детей 3 – 4 лет.
Анализ массива исследований, посвященных особенностям развития игры у детей данного возраста, показал, что они носят разноплановый характер. Так, разные авторы выделяют: стадии развития ролевой игры (Д. Б. Эльконин); уровни развития ролевой игры, от начального до полной сформированности; особенности влияния на ее генез у детей факторов социально-психологического порядка и личностные предпосылки ее становления.
Исходя из того, что период 3 – 4 лет к ребенка является периодом протекания кризиса 3 лет, проявляющегося в становлении самосознания и позиции «Я сам», в данном исследовании мы предприняли попытку раскрыть роль данных новообразований в процессе развития ролевой игры у детей данного возраста.
В литературе описано, что предпосылками развития сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников являются формирование позиций «Я сам» и позиции подражания взрослому в ролевой игре, принятие его ролевой позиции за образец поведения. Вместе с тем, связь данных личностных предпосылок с развитием ролевой игры у детей в литературе не раскрыта. В связи с этим, опираясь на выводы о роли в этом процессе личностных конструктов «саморазвитие» и «самореализация» (авторы А. А. Деркач, И. В. Сайко, И. Ю. Запорожец), мы проследили влияние этих конструктов на становление указанных личностных позиций у ребенка, выступающих в качестве необходимых условий развития ролевой игры.
По результатам эмпирического исследования мы установили, что наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают:
- В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить тем, что в структуре данных конструктов, реализующих самость в игре, в максимальной степени заложено самоотношение, реальное еще детское открытие своего Я.
- В 4 года к ним присоединяется самоутверждение, что позволяет более полно реализовать позицию подражания взрослому в ролевой игре, взять за образец его роль и более полно развернуть ее впоследствии на этой основе.
- У детей 3 – 4 лет со сформированной личностной позицией «Я сам» - самообнаружение и самопроявление.
- У детей 3 – 4 лет со сформированной личностной позицией «подражание взрослому» - конструкты самоощущение, самовосприятие, самораскрытие и самоутверждение.
К факторам влияния данных конструктов на развитие ролевой игры в 3 – 4 года относится также благоприятная или неблагоприятная для становления ключевых личностных позиций ребенка «Я сам» и «подражание» социальная среда развития. Установлено, что влияние социальной среды в большей степени реализуется на формирование позиции «Я сам» у трехлетних детей, т. е. в период проживания ими кризиса трех лет. Это можно объяснить тем, что 3 года для ребенка – переломный для развития самосознания момент.
Все сказанное позволяет подытожить: по-видимому, отсутствие в личности конструктов, связанных с самоотношением, коррелирует с развитием самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» и «подражание взрослому», что приводит к задержке формирования ролевой игры.
Исходя из сделанных выводов, предложены некоторые психологические рекомендации, способствующие преодолению кризиса 3 лет на основе гармонизации развития ролевой игры. В связи со значением самоотношения для благополучного преодоления кризиса 3 лет, взрослые должны понимать новые личностные качества малыша и стараться преодолевать возникающие трудности, своевременно замечая новые умения и возможности ребенка, и опираясь на них в удовлетворении его потребности в самостоятельности.
1. Алехина И. В. Психология развития: практический курс. Брянск, 2007.
2. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Игровая деятельность младших дошкольников – путь к формированию коммуникативных умений // Специальное образование. 2012. №1.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.
4. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2011.
5. Выготский Л. С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 2005.
6. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников. Дисс… канд. психол. наук. М., 2005.
7. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация основание акмеологического развития. М., 2010.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 2009.
9. Запорожец И. Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза // Мир психологии. 2012. №1.
10. Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М., 2006.
11. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 2008.
12. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 2006.
13. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. М., 2005.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
16. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2007.
17. Немов Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
18. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 - 5 лет. М., 2008.
19. Психология и педагогика детской игры. М., 2001.
20. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005.
21. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 2005.
22. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2005.
23. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб. , 2009.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2008.
25. Эльконин Д. Б. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 2012.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития дошкольников на ранних этапах. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности . В отечественной психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (как установили А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста, решаемая в игре – их личностное развитие.
Вопросы развития игры у детей раскрыты: в части общепсихологических закономерностей – в трудах указанных выше авторов; содержания игры у дошкольников и его развития – в работах Ф. И. Фрадкина (1966), Р. И. Жуковской (1975), Д. В. Менджерицкой (1982), М. И. Лисиной (1986); психологических особенностей игры современных дошкольников – О. В. Гударевой .
Несмотря на значимость связи игры как ведущей деятельности дошкольника с его личностным развитием и саморазвитием, обусловленность этого процесса активным взаимодействием со взрослыми, взаимным пониманием и общением с ними, особенности становления компонентов личностной самости младшего дошкольника в психологии почти не изучены. В этом отношении можно отметить работу Е. О. Смирновой о межличностных отношениях в игре как предпосылке личностного развития младшего дошкольника; исследование социального развития дошкольника И. Ю. Запорожец . Сделанные данными авторами выводы требуют проверки на практике, т. к. современная модель организации игры младшего дошкольника предполагает создание условий, в которых взаимодействие, как правило, начинается и контролируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение . Понимание указанных особенностей игры как среды личностного развития младшего дошкольника особенно актуально в связи с тем, что в последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности и повышению «цены» педагогической ошибки с точки зрения развития личности ребенка.
Целью данной работы является исследование особенностей развития игры у детей 3 – 4 лет.
Объектом исследования выступает развитие игры у 3 – 4 –летнего ребенка.
Предмет исследования: игра как специфическая среда личностного и социального становления ребенка 3 – 4 лет.
Особенность выбора возрастного отрезка 3 – 4 лет в изучении психологических особенностей у детей этого возраста обусловлена тем, что это такое изучение этого рубежного периода в становлении личности младшего дошкольника позволяет выявить содержание развития игры в период кризиса 3 лет, основные компоненты содержания этого кризиса в связи с развитием игровой деятельности.
Гипотеза исследования:
1) сформированность позиций «Я сам» и «подражание взрослому в игровой деятельности» у 3 – 4 летних детей связана с особенностями развития у них ролевой игры;
2) овладение сюжетно-ролевой игрой у ребенка 3 – 4 лет связано с развитием самости в форме самореализации и саморазвития.
Сформулированные цель, объект, предмет исследования заставляют решить в ходе следующие задачи:
1) Выявить психологические особенности игры как ведущей деятельности ребенка 3 – 4 лет.
2) Выделить компоненты личностного саморазвития и самореализации в содержании социального развития в период кризиса 3 лет у ребенка.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей становления компонентов личностного саморазвития и самореализации в игровой деятельности детей 3 – 4 летнего возраста.
Методологической основой работы стало положение Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника; характеристика структуры процесса социального развития у дошкольников: его компонентов в аспекте межличностных отношений (А. А. Деркач, И. В. Сайко ), динамики в аспекте формирования проявлений самости как формы и уровня саморазвития (И. Ю. Запорожец ).
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез; эмпирические – наблюдение, сравнительный анализ.
Работа включает введение, теоретическую и практическую части, заключение, библиографический список, приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы развития игры у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Психологические особенности игры как ведущей деятельности ребенка 3 – 4 лет 6
1.2. Формирование саморазвития и самореализации как компонентов развития личности в игровой деятельности в период кризиса 3 лет 12
2. Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей 3 – 4 лет 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 18
2.2. Методики исследования 19
2.3. Результаты исследования 20
2.4. Обсуждение результатов исследования 25
2.5. Выводы 27
Заключение 29
Библиография 32
Приложения 34
В данном исследовании мы ставили цель изучить особенности развития детей 3 – 4 лет.
Анализ массива исследований, посвященных особенностям развития игры у детей данного возраста, показал, что они носят разноплановый характер. Так, разные авторы выделяют: стадии развития ролевой игры (Д. Б. Эльконин); уровни развития ролевой игры, от начального до полной сформированности; особенности влияния на ее генез у детей факторов социально-психологического порядка и личностные предпосылки ее становления.
Исходя из того, что период 3 – 4 лет к ребенка является периодом протекания кризиса 3 лет, проявляющегося в становлении самосознания и позиции «Я сам», в данном исследовании мы предприняли попытку раскрыть роль данных новообразований в процессе развития ролевой игры у детей данного возраста.
В литературе описано, что предпосылками развития сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников являются формирование позиций «Я сам» и позиции подражания взрослому в ролевой игре, принятие его ролевой позиции за образец поведения. Вместе с тем, связь данных личностных предпосылок с развитием ролевой игры у детей в литературе не раскрыта. В связи с этим, опираясь на выводы о роли в этом процессе личностных конструктов «саморазвитие» и «самореализация» (авторы А. А. Деркач, И. В. Сайко, И. Ю. Запорожец), мы проследили влияние этих конструктов на становление указанных личностных позиций у ребенка, выступающих в качестве необходимых условий развития ролевой игры.
По результатам эмпирического исследования мы установили, что наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают:
- В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить тем, что в структуре данных конструктов, реализующих самость в игре, в максимальной степени заложено самоотношение, реальное еще детское открытие своего Я.
- В 4 года к ним присоединяется самоутверждение, что позволяет более полно реализовать позицию подражания взрослому в ролевой игре, взять за образец его роль и более полно развернуть ее впоследствии на этой основе.
- У детей 3 – 4 лет со сформированной личностной позицией «Я сам» - самообнаружение и самопроявление.
- У детей 3 – 4 лет со сформированной личностной позицией «подражание взрослому» - конструкты самоощущение, самовосприятие, самораскрытие и самоутверждение.
К факторам влияния данных конструктов на развитие ролевой игры в 3 – 4 года относится также благоприятная или неблагоприятная для становления ключевых личностных позиций ребенка «Я сам» и «подражание» социальная среда развития. Установлено, что влияние социальной среды в большей степени реализуется на формирование позиции «Я сам» у трехлетних детей, т. е. в период проживания ими кризиса трех лет. Это можно объяснить тем, что 3 года для ребенка – переломный для развития самосознания момент.
Все сказанное позволяет подытожить: по-видимому, отсутствие в личности конструктов, связанных с самоотношением, коррелирует с развитием самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» и «подражание взрослому», что приводит к задержке формирования ролевой игры.
Исходя из сделанных выводов, предложены некоторые психологические рекомендации, способствующие преодолению кризиса 3 лет на основе гармонизации развития ролевой игры. В связи со значением самоотношения для благополучного преодоления кризиса 3 лет, взрослые должны понимать новые личностные качества малыша и стараться преодолевать возникающие трудности, своевременно замечая новые умения и возможности ребенка, и опираясь на них в удовлетворении его потребности в самостоятельности.
1. Алехина И. В. Психология развития: практический курс. Брянск, 2007.
2. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Игровая деятельность младших дошкольников – путь к формированию коммуникативных умений // Специальное образование. 2012. №1.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.
4. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2011.
5. Выготский Л. С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 2005.
6. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников. Дисс… канд. психол. наук. М., 2005.
7. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация основание акмеологического развития. М., 2010.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 2009.
9. Запорожец И. Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза // Мир психологии. 2012. №1.
10. Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М., 2006.
11. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 2008.
12. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 2006.
13. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. М., 2005.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
16. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2007.
17. Немов Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
18. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 - 5 лет. М., 2008.
19. Психология и педагогика детской игры. М., 2001.
20. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005.
21. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 2005.
22. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2005.
23. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб. , 2009.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2008.
25. Эльконин Д. Б. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 2012.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую