Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Диагностика и развитие творческого мышления младших школьников в изобразительной деятельности

  • 45 страниц
  • 2013 год
  • 1214 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Наиболее актуальн ой проблем ой современного обучения является развитие творческих способностей школьников. Анализ методической литературы свидетельствует о том, что именно искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала учащихся. Занятия художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребёнка, на его искреннем интересе к предмету непосредственного восприятия. Это ценнейшее качество необходимо развивать и совершенствовать в процессе художественного творчества. Кроме того, богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса « левополушарному » образованию, может сохранить целостность психического развития ребёнка. Проблема творчества: содержания, способов развития и диагностики – является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке. Это объясняется, в частности, социальной востребованностью креативного человека, зависимостью общественного развития от умения людей творчески мыслить и действовать. Творчество рассматривается, как источник развития, обновления, потенциал будущей адаптации взрослеющего человека. Нам наиболее интересна сама способность к творчеству – креативность . Подходы к пониманию проблемы креативности неоднозначны и порой противоречивы. Под креативностью в широком смысле понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения. При этом бесспорной остается значимость феномена творчества для развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Изменчивость современного мира побуждает нас быть креативными . Проблема сущности и развития воображения в современной литературе рассмотрена в достаточном объеме. Исследованиями в этой области занимались такие крупные научные деятели как Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Рибо , Э.В. Ильенков , В.Т. Кудрявцев и др. Ими были выделены виды, формы, особенности развития воображения в разные возрастные периоды. Наибольшее внимание развитию воображения следует уделять в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период считается наиболее сензитивным , и заложенные в это время основы будут определять развитие и деятельность воображения в дальнейшем. Учитывая вышесказанное, перед психологами и педагогами встает задача, учитывая возрастные особенности развития, строить программу обучения и развития творческого воображения ребенка в соответствии с ними. Но, несмотря на все многообразие существующих методик для развития воображения, в условиях современных образовательных учреждений внимания этому процессу уделяется недостаточно, в силу того, что основной акцент в настоящее время делается на развитии мышления. Цель данной работы изучить возможности уроков ИЗО для развития творческого мышления младших школьников. Задачи: Изучить понятия творческое мышление, креативность , воображение в психологии. Выявить особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте. Исследовать возможности уроков ИЗО для развития творческого мышления младших школьников. Объект творческое мышление. Предметом развитие творческого мышления в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: изобразительная деятельность детей может способствовать развитию творческого мышления при специальной ее организации.

Введение
1. Особенности использования изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте для развития творческого мышления
1.1 Понятие креативность и творческое мышление в психологии.
1.2 Особенности мышления младших школьников
1.3 Анализ возможностей изобразительной деятельности для развития творческого мышления в младшем школьном возрасте
2. Исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста
2.1. Тест Торренса
2.2.Тест Вильямса
2.3. Тест креативности Гилфорда
2.4. Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
3.Развитие творческого мышления на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
Приложение

Подводя итоги надо отметить, что изобразительная деятельность является доминантной детей младшего школьного возраста, котрое приносит достаточно сильный развивающий и воспитательный эффект. Именно изобразительная деятельность является важным звеном в системе воспитания, одним из видов и средств развития творческих способностей. Ряд исследователей, таких как П.П. Блонский , Л.С. Выготский , В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Л.П. Печко , В.А. Сухомлинский, Н.Н. Фомина и т.д. изучали данную проблему с точки зрения различных психологических и педагогических аспекты. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся. Уроки ИЗО для детей начальных классов важно проводить с использованием новых средств и приёмов, которые активизируют творческую деятельность на всех этапах обучения в общеобразовательной школе. Психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового продукта деятельности. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Когда младший школьник рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он всегда открывает что-то новое для себя. Большой потенциал для активизации детского творчества содержится в изобразительной деятельности младшего школьника. В последнее время в теории и практике в образовании начальной школы наметилось довольно много подходов к проблеме развития изобразительного творчества учащихся. Это обусловлено, прежде всего, сложностью данного явления, скрытостью механизмов процесса творчества. К настоящему времени накоплен достаточно обширный и нередко противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции активизации творческой деятельности младших школьников посредством изобразительной деятельности. Значительный вклад в исследование развития творческой личности школьников внесли Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Г.В. Лабунская , П.П. Пидкасистый , И.Я. Ларнер , Н.П. Сакулина , Е.А. Флёрина . Они научно обосновали отдельные методические аспекты руководства изобразительной деятельностью младшего школьника. В заключение следует отметить, что поставленные цель и задачи работы были достигнуты.

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1999.- 672с.
2.Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2002. - 841 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4.Большой толковый психологический словарь Т 1 (А – О); Пер. с англ. /Ребер А. – ООО «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.
5.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7.Детский практический психолог: Прогр. и метод. материалы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г.Филиппова;; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
8.Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
9.Дорфман Л.Я., Ковалева Т.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии 1999 №2. с 101-105.
10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Из-во, «Лантерна» Вита М. 1995. с 180-200.
11.Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей. // Вопросы психологии 2000 №1. С.40-56.
12.Каневская М.Е., Л.М. Фирсова. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // вопросы психологии 1990 №3. С. 70-81.
13.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2002. 992 с.
14.Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) //Психологический журнал. – 2001. № 5. – С. 57 – 67.
15.Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии 1990 №3. С.60-68.
16.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1992. - С. 15-16, 21-23.
17.Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
18.Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: «Знание», 1987.
19.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
20.Пономарев Я.Д. Психология творчества.// тенденция развития психологической науки. - М. Наука, 1988. С.21-25.
21.Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005. 416 с.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
23.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
24.Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.
25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
26.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
27.Тургель В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.19-24
28. Тургель В.А., Гасникова Т.О. Особенности гипотетичности как общей творческой способности младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.24-30
29. Тургель В.А., Автух В.В. Возможности использования исследовательской деятельности в обучении младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.30-36
30. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Наиболее актуальн ой проблем ой современного обучения является развитие творческих способностей школьников. Анализ методической литературы свидетельствует о том, что именно искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала учащихся. Занятия художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребёнка, на его искреннем интересе к предмету непосредственного восприятия. Это ценнейшее качество необходимо развивать и совершенствовать в процессе художественного творчества. Кроме того, богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса « левополушарному » образованию, может сохранить целостность психического развития ребёнка. Проблема творчества: содержания, способов развития и диагностики – является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке. Это объясняется, в частности, социальной востребованностью креативного человека, зависимостью общественного развития от умения людей творчески мыслить и действовать. Творчество рассматривается, как источник развития, обновления, потенциал будущей адаптации взрослеющего человека. Нам наиболее интересна сама способность к творчеству – креативность . Подходы к пониманию проблемы креативности неоднозначны и порой противоречивы. Под креативностью в широком смысле понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения. При этом бесспорной остается значимость феномена творчества для развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Изменчивость современного мира побуждает нас быть креативными . Проблема сущности и развития воображения в современной литературе рассмотрена в достаточном объеме. Исследованиями в этой области занимались такие крупные научные деятели как Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Рибо , Э.В. Ильенков , В.Т. Кудрявцев и др. Ими были выделены виды, формы, особенности развития воображения в разные возрастные периоды. Наибольшее внимание развитию воображения следует уделять в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период считается наиболее сензитивным , и заложенные в это время основы будут определять развитие и деятельность воображения в дальнейшем. Учитывая вышесказанное, перед психологами и педагогами встает задача, учитывая возрастные особенности развития, строить программу обучения и развития творческого воображения ребенка в соответствии с ними. Но, несмотря на все многообразие существующих методик для развития воображения, в условиях современных образовательных учреждений внимания этому процессу уделяется недостаточно, в силу того, что основной акцент в настоящее время делается на развитии мышления. Цель данной работы изучить возможности уроков ИЗО для развития творческого мышления младших школьников. Задачи: Изучить понятия творческое мышление, креативность , воображение в психологии. Выявить особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте. Исследовать возможности уроков ИЗО для развития творческого мышления младших школьников. Объект творческое мышление. Предметом развитие творческого мышления в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: изобразительная деятельность детей может способствовать развитию творческого мышления при специальной ее организации.

Введение
1. Особенности использования изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте для развития творческого мышления
1.1 Понятие креативность и творческое мышление в психологии.
1.2 Особенности мышления младших школьников
1.3 Анализ возможностей изобразительной деятельности для развития творческого мышления в младшем школьном возрасте
2. Исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста
2.1. Тест Торренса
2.2.Тест Вильямса
2.3. Тест креативности Гилфорда
2.4. Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
3.Развитие творческого мышления на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
Приложение

Подводя итоги надо отметить, что изобразительная деятельность является доминантной детей младшего школьного возраста, котрое приносит достаточно сильный развивающий и воспитательный эффект. Именно изобразительная деятельность является важным звеном в системе воспитания, одним из видов и средств развития творческих способностей. Ряд исследователей, таких как П.П. Блонский , Л.С. Выготский , В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Л.П. Печко , В.А. Сухомлинский, Н.Н. Фомина и т.д. изучали данную проблему с точки зрения различных психологических и педагогических аспекты. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся. Уроки ИЗО для детей начальных классов важно проводить с использованием новых средств и приёмов, которые активизируют творческую деятельность на всех этапах обучения в общеобразовательной школе. Психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового продукта деятельности. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Когда младший школьник рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он всегда открывает что-то новое для себя. Большой потенциал для активизации детского творчества содержится в изобразительной деятельности младшего школьника. В последнее время в теории и практике в образовании начальной школы наметилось довольно много подходов к проблеме развития изобразительного творчества учащихся. Это обусловлено, прежде всего, сложностью данного явления, скрытостью механизмов процесса творчества. К настоящему времени накоплен достаточно обширный и нередко противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции активизации творческой деятельности младших школьников посредством изобразительной деятельности. Значительный вклад в исследование развития творческой личности школьников внесли Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Г.В. Лабунская , П.П. Пидкасистый , И.Я. Ларнер , Н.П. Сакулина , Е.А. Флёрина . Они научно обосновали отдельные методические аспекты руководства изобразительной деятельностью младшего школьника. В заключение следует отметить, что поставленные цель и задачи работы были достигнуты.

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1999.- 672с.
2.Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2002. - 841 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4.Большой толковый психологический словарь Т 1 (А – О); Пер. с англ. /Ребер А. – ООО «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.
5.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7.Детский практический психолог: Прогр. и метод. материалы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г.Филиппова;; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
8.Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
9.Дорфман Л.Я., Ковалева Т.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии 1999 №2. с 101-105.
10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Из-во, «Лантерна» Вита М. 1995. с 180-200.
11.Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей. // Вопросы психологии 2000 №1. С.40-56.
12.Каневская М.Е., Л.М. Фирсова. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // вопросы психологии 1990 №3. С. 70-81.
13.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2002. 992 с.
14.Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) //Психологический журнал. – 2001. № 5. – С. 57 – 67.
15.Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии 1990 №3. С.60-68.
16.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1992. - С. 15-16, 21-23.
17.Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
18.Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: «Знание», 1987.
19.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
20.Пономарев Я.Д. Психология творчества.// тенденция развития психологической науки. - М. Наука, 1988. С.21-25.
21.Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005. 416 с.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
23.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
24.Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.
25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
26.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
27.Тургель В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.19-24
28. Тургель В.А., Гасникова Т.О. Особенности гипотетичности как общей творческой способности младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.24-30
29. Тургель В.А., Автух В.В. Возможности использования исследовательской деятельности в обучении младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.30-36
30. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32

Купить эту работу

Диагностика и развитие творческого мышления младших школьников в изобразительной деятельности

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽