Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

особенности восприятия у младших подростков

  • 52 страниц
  • 2014 год
  • 175 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность выбранной темы. Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
В частности, изменяется восприятие подростка – оно становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток, в отличие от ребенка, способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
По сути, человеческое восприятие представляет собой сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
В зависимости от числа анализаторов, участвующих в отображении мира, восприятия классифицируются, как простые, либо сложные.
К простым восприятиям относятся те, которые возникают посредством действия, как правило, одного анализатора.
Сложные восприятия, в свою очередь, возникают на основе деятельности нескольких анализаторов. К подобным восприятиям относятся, например, оценка обстановки в квартире, на рабочем месте, в магазине и т.д.
Безусловно, сложные восприятия гораздо полнее отражают действительность, чем простые, и, несомненно, чем просто ощущения.
К сложным видам восприятия относят:
-восприятие пространства (формы, величины, удаленности, объема и т.д.)
-расстояния между предметами, особенностями параметров предмета, местности и т.д.),
-времени (хронологии событий, их длительности, порядка и одновременности явлений),
-движения (направления, скорости, ритмичности).
Физиологическим механизмом восприятия служит комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов. Вследствие этой деятельности возникают условно-рефлекторные связи между свойствами и компонентами предметов и явлений , а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.
Восприятие тесно взаимосвязано не только с ощущением, но и с процессами мышления: синтезом, анализом, сравнением. Оно является связующим звеном между элементарным психическим познавательным процессом — ощущением и высшим познавательным процессом - мышлением.
Любой период жизни человека является сензитивным для развития каких-либо психических процессов и свойств. Так, для развития восприятия сензитивным периодом служит старший дошкольный возраст, а для подросткового периода приоритетным является развитие теоретического мышления. Вероятно, по этой причине существует значительно меньше работ, посвященных изучению восприятия в подростковом возрасте, чем аналогичных исследований в отношении дошкольников и младших школьников. Однако это совсем не означает, что процесс восприятия перестает быть важным для дальнейшего развития ребенка. Просто он приобретает новые черты, начинает включаться в процесс мышления, «интеллектуализируется», по словам Н.Н. Палагиной .
Восприятие подростка, в отличие от восприятия младшего школьника, становится избирательным, целенаправленным, подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Специфика подросткового восприятия также и в том, что оно более последовательно и содержательно, в нем присутствует определенная планомерность.
Таким образом, недостаточное развитие форм и видов восприятия в младшем подростковом возрасте может послужить причиной задержки интеллектуализации чувственного познания в этом возрасте. Вот почему столь важно знать, как именно развивается процесс восприятия у подростка, это позволяет стимулировать развитие ребенка и своевременно корректировать отставание в этом развитии.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э. Б. Титченер, М. Вертгеймер, Ф. Коффка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли отечественные психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития восприятия у детей младшего позросткового возраста.
Объектом исследования выступает восприятие как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития восприятия в младшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен восприятия с позиций различных психологических школ а так же специфику восприятия в подростковом возрасте.
2. Экспериментально исследовать особенности развития восприятия у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: в младшем подростковом возрасте процесс восприятия приобретает свою качественную специфику, интеллектуализируется, а также становится более целенаправленным, произвольным.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 26 учеников 6 класса А МОУ СОШ № 125, из них 13 мальчиков и 13 девочек.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, психодиагностический метод, метод математической обработки данных.
Методики исследования:
-методика изучения наблюдательности;
-методика исследования познавательного контроля при восприятии;
-методика изучения восприятия времени.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблема изучения восприятия в психологии и его особенности в подростковом возрасте 7
1.1 Анализ изучения тематики восприятия в отечественной психологии 7
1.2 Взгляды зарубежных авторов на проблему восприятия 9
1.3 Виды восприятия и новообразования 14
1.4 Психологическая характеристика процесса восприятия в подростковом возрасте 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия в младшем подростковом возрасте 24
2.1. Постановка задачи и выбор методов и методик исследования 24
2.2. Организация практического исследования восприятия у подростков 27
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования восприятия младших подростков 29
Выводы по главе 2 35
Заключение 38
Литература 41
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49
Приложение 4 51


Заключение

В первой главе данной работы, содержащей четыре параграфа, нами были решены следующие задачи.
1. Был всесторонне рассмотрен феномен восприятия, и подходы к его изучению в трудах исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Теоретический анализ имеющейся по данному вопросу литературы, обнаружил множество подходов к данному вопросу.
Суммируя рассмотренные мнения и выводы, можно говорить, что восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие является результатом комплексной деятельности системы анализаторов.
Суть феномена заключается в выделении основных и наиболее существенных признаков из комплекса всевозможных воздействующих факторов, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и обозначенность) – это основные свойства перцептивного образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
С другой стороны, восприятие - это познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию:
-во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
-во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
-в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
2. Также в соответствии с выбранной темой работы нами были изучены особенности младшего подросткового возраста. Согласно литературным источникам, младший подростковый возраст является сензитивным периодом для развития произвольного восприятия. Восприятие из отдельного акта становится процессом, интеллектуализируется, превращается в действенный механизм познания мира и создания прочной основы для самостоятельных исследований, творчества и созидания. У младших подростков расширяются и углубляются представления, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам, а способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными.
При этом у детей младшего подросткового возраста пока недостаточно развито восприятие времени и временной перспективы.
3. Нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого было выявлено, что у многих младших подростков недостаточно высоким является уровень наблюдательности, т.е. произвольного восприятия. Однако она является важным условием не только успешной учебной деятельности, но и творчества, и конструктивного построения отношений с окружающими. При этом следует помнить, что наблюдательность может быть натренирована достаточно простыми, но при этом эффективными способами.
Кроме того нами было установлено, что большая часть испытуемых характеризуется гибком познавательным контролем при зрительном восприятии, что соответствует норме данного возраста и подтверждает положение об интеллектуализации восприятия.
Наконец, экспериментально выявлено, что при субъективной оценке временных интервалов большая часть подростков их переоценивают. В связи с этим необходима коррекционная работа в этом направлении, поскольку, как считают исследователи, это может превратиться в личностную особенности и препятствовать формированию адекватной временной перспективы в будущем.
Тем самым выдвинутая нами гипотеза подтвердилась лишь отчасти. Действительно, в младшем подростковом возрасте процесс восприятия приобретает свою качественную специфику, интеллектуализируется. В то же время, его целенаправленность и произвольность оценивается нами, как недостаточная, и требует систематической коррекционной работы.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута посредством реализации поставленных задач.





Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. -М.: Академическая книга, 2006. -364 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков// В.А. Аверин.- М.: ВЛАДОС, 2008. – 325с.
3. Акрушенко А.В. Психология развития/ А.В. Акрушенко, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306 с.
4. Аткинсон У.Дж. Наука быть успешным. - М.: Логос, 2012 – 426 с.
5. Баданина Л. Психология познавательных процессов. -М.: Академия, 2012. -282 с.
6. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – С-Пб. : Питер, 2009. – 400 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М., 2003. -378 с.
8. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М. 1982. -266 с.
9. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия. - М.: Наука, 1973. – 188 с
10. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М. 1981.-348 с
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. .Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988. – 289 с
12. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону, 2012. -342 с.
13. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) -М.: Гардарики, 2009. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии.- 349 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. –М.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.
15. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // Начальная школа. - 1994. - N 1. - С. 16-18; N 8. - С. 4-8.
16. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
17. Емельянов Г.А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. М. 1998. №1. С. 31-37.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М.: Наука, 1986. – 268 с.
19. Зубова Л.В., Рыжухин А.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: МНОГОГРАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 10 – С. 64-66.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2-е изд. 2011. - 783 с.
21. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.- Ростов-на-Дону, 2008. -278 с.
22. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 283 с.
23. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М.А. Холодная. -Киев: УМК ВО, 1990.- С.17-18.
24. Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис... канд. психол. наук. – Л., 1976.
25. Кон И.С. , Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996, - С. 239-247.
26. Корягина, Ю.В. Характеристика временных свойств человека (физиологические аспекты) / А.И. Малко, Н.А. Бугаева, И.И. Колбасюк // Успехи современного естествознания. - М.: Академия Естествознания. - №11, 2003. - 59-60.
27. Косьяненко М. Кризис подросткового возраста/ Поверь в себя №3, 2008.- С. 2 - 8
28. Котикова О.П. Психологические аспекты развития эстетического восприятия в старшем подростковом возрасте // Психологический журнал. 2006. №2. С. 19.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
30. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. -М. 1991. – 362 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2.-М.: Педагогика, 1983.-С.94-231.
32. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -М.: Знание, 2001. – 275 с.
33. Логинова О.А. Психология: учеб.пособие с практическими заданиями / О.А. Логинова, О.Н. Логинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. - 132 с.
34. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. -М., 1975. -244 с.
35. Любимов В.В. Психология восприятия. -М. 2007. – 321 с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.:Питер, 2002. – 469 с.
37. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
38. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием / Н.И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. - М.: Медицина, 1989. - С. 261-277.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. -М.: Академия, 1999. -335 с.
40. Небылицын, В. Д. Основные свойства нервной системычеловека / В. Д. Небылицын // Избранные психологические труды /под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Педагогика, 1990. – 222 с.
41. Немов. Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психолог»ии. Владос, 2010. - 687 с.
42. Немов. Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2008. - 640 с.
43. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 486 с.
44. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М. 2005.
45. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. [Эл.Ресурс] – Режим доступа: www.twirpx.com (дата обращения: 10.11.2014).
46. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С.26–31.
47. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. С.577-588.
48. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. - С.154.
49. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. -СПб.: Речь, 2004. – 349 с.
50. Психология восприятия: материалы советско-норвежского симпозиума/ Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 195 с.
51. Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия/Сост. М.К. Павлова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – 369 с.
52. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. -СПб.:Питер, 2002. – 289 с
53. Регуш Л. А. Р32 Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.
54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Гамма, 2001. – 529 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2006.- 664 с.
56. Рыжухин А.В. Специфика восприятия времени подростками с асоциальным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -М. 2011. – 122 с.
57. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002.
58. Степанов, С. С. Психологические тесты / С. С. Степанов. – М.: ЭКСМО, 2002.
59. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 246 с.
60. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.
61. Фридман Л.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
62. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов - Одесса: АстроПринт, 2000. - 218 с.
63. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. -М.: Вента – пресс, 2007. – 318 с.
64. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. -СПб. Питер, 2003. – 198 с.
65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Ведо, 1995. – 315 с.
66. Эльконин, Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков (заключение) / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. – Москва, 2008 // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – С. 342-348.
67. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: изб психол. тр. /Под ред. Е.М. Борисовой. М. – Воронеж. 1998.
68. Я - лидер. Сайт о лидерстве [Эл.ресурс] - Режим доступа http://www.ilider.ru/

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность выбранной темы. Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
В частности, изменяется восприятие подростка – оно становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток, в отличие от ребенка, способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
По сути, человеческое восприятие представляет собой сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
В зависимости от числа анализаторов, участвующих в отображении мира, восприятия классифицируются, как простые, либо сложные.
К простым восприятиям относятся те, которые возникают посредством действия, как правило, одного анализатора.
Сложные восприятия, в свою очередь, возникают на основе деятельности нескольких анализаторов. К подобным восприятиям относятся, например, оценка обстановки в квартире, на рабочем месте, в магазине и т.д.
Безусловно, сложные восприятия гораздо полнее отражают действительность, чем простые, и, несомненно, чем просто ощущения.
К сложным видам восприятия относят:
-восприятие пространства (формы, величины, удаленности, объема и т.д.)
-расстояния между предметами, особенностями параметров предмета, местности и т.д.),
-времени (хронологии событий, их длительности, порядка и одновременности явлений),
-движения (направления, скорости, ритмичности).
Физиологическим механизмом восприятия служит комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов. Вследствие этой деятельности возникают условно-рефлекторные связи между свойствами и компонентами предметов и явлений , а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.
Восприятие тесно взаимосвязано не только с ощущением, но и с процессами мышления: синтезом, анализом, сравнением. Оно является связующим звеном между элементарным психическим познавательным процессом — ощущением и высшим познавательным процессом - мышлением.
Любой период жизни человека является сензитивным для развития каких-либо психических процессов и свойств. Так, для развития восприятия сензитивным периодом служит старший дошкольный возраст, а для подросткового периода приоритетным является развитие теоретического мышления. Вероятно, по этой причине существует значительно меньше работ, посвященных изучению восприятия в подростковом возрасте, чем аналогичных исследований в отношении дошкольников и младших школьников. Однако это совсем не означает, что процесс восприятия перестает быть важным для дальнейшего развития ребенка. Просто он приобретает новые черты, начинает включаться в процесс мышления, «интеллектуализируется», по словам Н.Н. Палагиной .
Восприятие подростка, в отличие от восприятия младшего школьника, становится избирательным, целенаправленным, подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Специфика подросткового восприятия также и в том, что оно более последовательно и содержательно, в нем присутствует определенная планомерность.
Таким образом, недостаточное развитие форм и видов восприятия в младшем подростковом возрасте может послужить причиной задержки интеллектуализации чувственного познания в этом возрасте. Вот почему столь важно знать, как именно развивается процесс восприятия у подростка, это позволяет стимулировать развитие ребенка и своевременно корректировать отставание в этом развитии.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э. Б. Титченер, М. Вертгеймер, Ф. Коффка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли отечественные психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития восприятия у детей младшего позросткового возраста.
Объектом исследования выступает восприятие как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития восприятия в младшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен восприятия с позиций различных психологических школ а так же специфику восприятия в подростковом возрасте.
2. Экспериментально исследовать особенности развития восприятия у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: в младшем подростковом возрасте процесс восприятия приобретает свою качественную специфику, интеллектуализируется, а также становится более целенаправленным, произвольным.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 26 учеников 6 класса А МОУ СОШ № 125, из них 13 мальчиков и 13 девочек.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, психодиагностический метод, метод математической обработки данных.
Методики исследования:
-методика изучения наблюдательности;
-методика исследования познавательного контроля при восприятии;
-методика изучения восприятия времени.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблема изучения восприятия в психологии и его особенности в подростковом возрасте 7
1.1 Анализ изучения тематики восприятия в отечественной психологии 7
1.2 Взгляды зарубежных авторов на проблему восприятия 9
1.3 Виды восприятия и новообразования 14
1.4 Психологическая характеристика процесса восприятия в подростковом возрасте 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия в младшем подростковом возрасте 24
2.1. Постановка задачи и выбор методов и методик исследования 24
2.2. Организация практического исследования восприятия у подростков 27
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования восприятия младших подростков 29
Выводы по главе 2 35
Заключение 38
Литература 41
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49
Приложение 4 51


Заключение

В первой главе данной работы, содержащей четыре параграфа, нами были решены следующие задачи.
1. Был всесторонне рассмотрен феномен восприятия, и подходы к его изучению в трудах исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Теоретический анализ имеющейся по данному вопросу литературы, обнаружил множество подходов к данному вопросу.
Суммируя рассмотренные мнения и выводы, можно говорить, что восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие является результатом комплексной деятельности системы анализаторов.
Суть феномена заключается в выделении основных и наиболее существенных признаков из комплекса всевозможных воздействующих факторов, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и обозначенность) – это основные свойства перцептивного образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
С другой стороны, восприятие - это познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию:
-во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
-во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
-в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
2. Также в соответствии с выбранной темой работы нами были изучены особенности младшего подросткового возраста. Согласно литературным источникам, младший подростковый возраст является сензитивным периодом для развития произвольного восприятия. Восприятие из отдельного акта становится процессом, интеллектуализируется, превращается в действенный механизм познания мира и создания прочной основы для самостоятельных исследований, творчества и созидания. У младших подростков расширяются и углубляются представления, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам, а способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными.
При этом у детей младшего подросткового возраста пока недостаточно развито восприятие времени и временной перспективы.
3. Нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого было выявлено, что у многих младших подростков недостаточно высоким является уровень наблюдательности, т.е. произвольного восприятия. Однако она является важным условием не только успешной учебной деятельности, но и творчества, и конструктивного построения отношений с окружающими. При этом следует помнить, что наблюдательность может быть натренирована достаточно простыми, но при этом эффективными способами.
Кроме того нами было установлено, что большая часть испытуемых характеризуется гибком познавательным контролем при зрительном восприятии, что соответствует норме данного возраста и подтверждает положение об интеллектуализации восприятия.
Наконец, экспериментально выявлено, что при субъективной оценке временных интервалов большая часть подростков их переоценивают. В связи с этим необходима коррекционная работа в этом направлении, поскольку, как считают исследователи, это может превратиться в личностную особенности и препятствовать формированию адекватной временной перспективы в будущем.
Тем самым выдвинутая нами гипотеза подтвердилась лишь отчасти. Действительно, в младшем подростковом возрасте процесс восприятия приобретает свою качественную специфику, интеллектуализируется. В то же время, его целенаправленность и произвольность оценивается нами, как недостаточная, и требует систематической коррекционной работы.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута посредством реализации поставленных задач.





Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. -М.: Академическая книга, 2006. -364 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков// В.А. Аверин.- М.: ВЛАДОС, 2008. – 325с.
3. Акрушенко А.В. Психология развития/ А.В. Акрушенко, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306 с.
4. Аткинсон У.Дж. Наука быть успешным. - М.: Логос, 2012 – 426 с.
5. Баданина Л. Психология познавательных процессов. -М.: Академия, 2012. -282 с.
6. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – С-Пб. : Питер, 2009. – 400 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М., 2003. -378 с.
8. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М. 1982. -266 с.
9. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия. - М.: Наука, 1973. – 188 с
10. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М. 1981.-348 с
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. .Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988. – 289 с
12. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону, 2012. -342 с.
13. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) -М.: Гардарики, 2009. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии.- 349 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. –М.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.
15. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // Начальная школа. - 1994. - N 1. - С. 16-18; N 8. - С. 4-8.
16. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
17. Емельянов Г.А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. М. 1998. №1. С. 31-37.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М.: Наука, 1986. – 268 с.
19. Зубова Л.В., Рыжухин А.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: МНОГОГРАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 10 – С. 64-66.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2-е изд. 2011. - 783 с.
21. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.- Ростов-на-Дону, 2008. -278 с.
22. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 283 с.
23. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М.А. Холодная. -Киев: УМК ВО, 1990.- С.17-18.
24. Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис... канд. психол. наук. – Л., 1976.
25. Кон И.С. , Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996, - С. 239-247.
26. Корягина, Ю.В. Характеристика временных свойств человека (физиологические аспекты) / А.И. Малко, Н.А. Бугаева, И.И. Колбасюк // Успехи современного естествознания. - М.: Академия Естествознания. - №11, 2003. - 59-60.
27. Косьяненко М. Кризис подросткового возраста/ Поверь в себя №3, 2008.- С. 2 - 8
28. Котикова О.П. Психологические аспекты развития эстетического восприятия в старшем подростковом возрасте // Психологический журнал. 2006. №2. С. 19.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
30. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. -М. 1991. – 362 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2.-М.: Педагогика, 1983.-С.94-231.
32. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -М.: Знание, 2001. – 275 с.
33. Логинова О.А. Психология: учеб.пособие с практическими заданиями / О.А. Логинова, О.Н. Логинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. - 132 с.
34. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. -М., 1975. -244 с.
35. Любимов В.В. Психология восприятия. -М. 2007. – 321 с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.:Питер, 2002. – 469 с.
37. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
38. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием / Н.И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. - М.: Медицина, 1989. - С. 261-277.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. -М.: Академия, 1999. -335 с.
40. Небылицын, В. Д. Основные свойства нервной системычеловека / В. Д. Небылицын // Избранные психологические труды /под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Педагогика, 1990. – 222 с.
41. Немов. Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психолог»ии. Владос, 2010. - 687 с.
42. Немов. Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2008. - 640 с.
43. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 486 с.
44. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М. 2005.
45. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. [Эл.Ресурс] – Режим доступа: www.twirpx.com (дата обращения: 10.11.2014).
46. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С.26–31.
47. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. С.577-588.
48. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. - С.154.
49. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. -СПб.: Речь, 2004. – 349 с.
50. Психология восприятия: материалы советско-норвежского симпозиума/ Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 195 с.
51. Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия/Сост. М.К. Павлова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – 369 с.
52. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. -СПб.:Питер, 2002. – 289 с
53. Регуш Л. А. Р32 Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.
54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Гамма, 2001. – 529 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2006.- 664 с.
56. Рыжухин А.В. Специфика восприятия времени подростками с асоциальным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -М. 2011. – 122 с.
57. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002.
58. Степанов, С. С. Психологические тесты / С. С. Степанов. – М.: ЭКСМО, 2002.
59. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 246 с.
60. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.
61. Фридман Л.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
62. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов - Одесса: АстроПринт, 2000. - 218 с.
63. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. -М.: Вента – пресс, 2007. – 318 с.
64. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. -СПб. Питер, 2003. – 198 с.
65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Ведо, 1995. – 315 с.
66. Эльконин, Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков (заключение) / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. – Москва, 2008 // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – С. 342-348.
67. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: изб психол. тр. /Под ред. Е.М. Борисовой. М. – Воронеж. 1998.
68. Я - лидер. Сайт о лидерстве [Эл.ресурс] - Режим доступа http://www.ilider.ru/

Купить эту работу

особенности восприятия у младших подростков

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽