Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства является одной из кардинальных проблем психологии, так как этот процесс не противопоставляется к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывает субъекта этой интеграции.
Лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы [11 ст. 538].
На сегодняшний день, во время бурного развития новых экономических отношений, постоянно увеличивается потребность в лидерах. Лидеры играют немалую роль в жизни малых и больших групп, в принятии групповых решений, важных для каждого ее члена.
Очевидно, что проблема лидерства существует в школе, и о ней нужно писать, ее нужно изучать и вносить определенные коррективы. Проблему лидерства начинают изучать именно со школы, потому что в ней ребенок формируется как юношеская личность, начинает строить свой жизненный путь.
Анализ актуальных исследований. Серьезное влияние на развитие различных концепций лидерства внесли известные ученые Г. Тард (1843-- 1904), Г. Лебон (1841-- 1931). Г. Тард считал, что масса сама находит себе лидеров, как бы выталкивая их из себя. Но большее распространение получили взгляды Г. Лебон, который утверждал, что толпа играет главную роль в общественной жизни и доминирует над лидером, задает ему цель, задачи и программу поведения [2, ст.315].
Вслед за работами Г. Тарда и Г. Лебон постепенно начинают складываться первые теории лидерства, появляется сам термин «лидер», обозначавший человека, который обладает властью и управляет другими. Вопросам лидерства занимались такие ученые как Б. Басс, М. Грегор, Дж. Джулиан, Ф. Селзник, С. Холландера, Г. Хоманс, Ф. Фидлера. В отечественной психологии развитием проблемы лидерства занимались: К. Ашин, И.П. Волков, Н. С. Жеребова, Е.Е. Кузьмин, Л.И. Уманский [7, ст.15].
Особенности восприятия лидера в ученической группе и связь лидерства с успеваемостью обратил внимание Н. Обозов в работе «Психология межличностных отношений» [12 ст. 301].
Осознание необходимости продолжения исследования поставленного вопроса обусловило выбор темы исследования: «Феномен лидерства в школьном коллективе».
Объектом исследования курсовой работы является школьный коллектив и особенностииндивидуальности ученика.
Предметом исследования: феномен лидерства в классе, его типология и характеристика.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке феномена лидерства в школьном коллективе,объективно исследовать школьный коллектив, выделить лидеров, изучить типологию лидерства, обосновать функции лидера.
Определенная цель обусловила решение следующих задач исследования:
Проанализировать теоретические подходы к изучению лидерства как психологического феномена;
Определить факторы, влияющие на проявление лидерских качеств личности в подростковом возрасте;
Выполнить теоретическое исследование проблем лидерства в школьном коллективе на основе изученной литературы;
Экспериментально изучить уровень проявления лидерских качеств в исследуемомколлективе, осуществив количественный и качественный анализ полученных данных;
Разработать и привести рекомендации детям, их родителям и учителям по развитию лидерских способностей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, в работе были использованы следующие психодиагностические методики: социометрия «Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений» Дж. Морено, тест-опросник «Лидер», тест «Шкала оценки потребности в достижении». [4, ст.83].
Экспериментальная база исследования: ученики 8-го класса общеобразовательной школы I-III ступеней 5. Общее количество испытуемых - 25, из них мужчин - 13, женщин - 12.
Практическое значение работы: полученные результаты могут использовать учителя, социальные педагоги, психологи при работе с подростками для улучшения обучения и воспитания детей, а также для содействия гармоничному развитию учащихся.
Структура и объем курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения к каждому разделу, общего заключения, списка использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Теоретическое исследование лидерства как психологического явления 5
1.1 Теории происхождения лидерства 5
1.2 Особенности лидерства в подростковом возрасте 16
2 Эмпирическое исследование по изучению феномена лидерства в школьном коллективе. 23
2.1 Основные методики исследования. Их задачи и цели 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3. Элементы воспитания лидерских качеств 30
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Целью выполнения исследования было исследование феномена лидерства в школьном коллективе. Объективно исследовать школьный коллектив, выделить лидеров, изучить типологию лидерства, обосновать функции лидера .
Уровень проявления лидерских качеств учащихся 8-го класса является различным. Наблюдается как более высокий уровень проявления, так и средний. Некоторые ученики, по результатам анкеты и методики выявления лидерских качеств показали низкий уровень проявления этих качеств.
Используя методику выявления организаторских и коммуникативных способностей, мы наблюдали выявление, как высокого уровня проявления способностей, так и среднего, и низкого.
Сравнивая уровни проявления коммуникативных и организаторских способностей учащихся 8-го класса, а также, соответственно, и уровень выраженности лидерских качеств - мы пришли к выводу, что уровень проявления лидерских качеств отвечал (или частично отвечал) уровням проявления организаторских и коммуникативных способностей школьников.
Подобранные нами психокоррекционные упражнения направленные на саморазвитие подростков, содействие развитию в них способности к налаживанию коммуникативных связей, способности к организации совместной деятельности группы и повышение уверенности учащихся в совместной деятельности.
Нами были определены факторы, которые влияют на проявление лидерских качеств в школьном коллективе. Работая над изучением этого вопроса, мы пришли к выводу, что общение является важной составляющей жизни школьника. Участие в этом процессе является не только способом удовлетворения необходимости ребенка в получении новой информации, а и методом самоутверждения. Определение статуса школьника в этом процессе свидетельствует об уровне развития его Я-концепции, способности к установлению новых коммуникативных связей, умение находить общий язык и пути решения задач, поставленных перед группой.
Экспериментально исследовав уровень проявления лидерских качеств учащихся 8-го класса, а также уровни коммуникативных и организаторских способностей, мы пришли к выводу, что уровень проявления лидерских качеств зависит от уровня проявления коммуникативных и организаторских способностей школьников.
1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.М., Ермакова Н.А. Социальная психология: Учеб. - Метод.пос. - М .: Каравелла, 2009. - 216с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Третье издание. - М .: Наука, 2000
3. Гуцало Е. От теории - к практике: Учебно методическое пособие. – Кировоград, Авангард, 2012. - 167с.
4. Евтихов А. В. Тренинг лидерства: Монография. - К , 2007. - 256 с.
5. Загурская С. Феномен и функции лидерства [Текст] Социальные науки. - 2011. - №2. - С. 15-18.
6. Корнев М.Н. Социальная психология: учеб. [Для студентов вузов] /М.Н. Корнев, А.Б. Коваленко - М .: 2009. - 375с.
7. Кращенко, Ю. Воспитание лидерских качеств в профессиональной подготовке учителя [Текст] / Ю. Кращенко // Директор школы, лицея, гимназии. - 2011. - № 6. - С. 70-77.
8. Кулинич И.А. Психология управления: Учебное пособие. - М .: Знание, 2008. - 292с.
9. Майерс Дж. Социальная психология. - Питер .: 2007 г. - 794 с.
10. Москаленко В.В. Социальная психология: Учебник.- М .: Центр учебной литературы, 2009. - 688 с.
11. Обозов Н. Н. Психология работы с людьми. - К .: МАУП, 2014. - 136 с.
12. Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие. - М. : Знание, 2008. - 415 с.
13. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Учебное пособие. - М .: Академ, 2015. - 448с. (Альма-матер)
14. Свечение М.В. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . - М. : Академ, 2010. - 360 с. (Альма-матер)
15. Садохина К.С. Псиихолого- педагогические условия формирования лидерских качеств подростков [Текст] / Л.С. Садохина // Сборник научных трудов МПНУ. - 2010. - Выпуск 9. - с.439 - 448.
16. Светличная Н. Лидерство [Текст] : [Урок психологии в старших классах] / Н. Светличная // Психолог. - 2009. - № 23/24, июнь. - С. 86-91.
17. Скрипченко О.В Общая психология: Учебник. - М .: Каравелла, 2009. - 464с.
18. Стадник В.В. . Менеджмент: Учебник. - М .: Академ, 2007. - 472с.
19. Студенческая наука - 2013 Сборник студенческих научных статей по проблемам педагогики и психологии: в 2 т. - М:. - Т 2. - 2013. - 120с.
20. Татенко В. Типологии лидерства [Текст] / В. Татенко // Психолог. - 2006. - №34, сентябрь. - С.12-13.
21. Ягодникова В. В. Воспитание лидеров [Текст] / В. В. Ягодникова // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10, октябрь. - С. 2-36.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства является одной из кардинальных проблем психологии, так как этот процесс не противопоставляется к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывает субъекта этой интеграции.
Лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы [11 ст. 538].
На сегодняшний день, во время бурного развития новых экономических отношений, постоянно увеличивается потребность в лидерах. Лидеры играют немалую роль в жизни малых и больших групп, в принятии групповых решений, важных для каждого ее члена.
Очевидно, что проблема лидерства существует в школе, и о ней нужно писать, ее нужно изучать и вносить определенные коррективы. Проблему лидерства начинают изучать именно со школы, потому что в ней ребенок формируется как юношеская личность, начинает строить свой жизненный путь.
Анализ актуальных исследований. Серьезное влияние на развитие различных концепций лидерства внесли известные ученые Г. Тард (1843-- 1904), Г. Лебон (1841-- 1931). Г. Тард считал, что масса сама находит себе лидеров, как бы выталкивая их из себя. Но большее распространение получили взгляды Г. Лебон, который утверждал, что толпа играет главную роль в общественной жизни и доминирует над лидером, задает ему цель, задачи и программу поведения [2, ст.315].
Вслед за работами Г. Тарда и Г. Лебон постепенно начинают складываться первые теории лидерства, появляется сам термин «лидер», обозначавший человека, который обладает властью и управляет другими. Вопросам лидерства занимались такие ученые как Б. Басс, М. Грегор, Дж. Джулиан, Ф. Селзник, С. Холландера, Г. Хоманс, Ф. Фидлера. В отечественной психологии развитием проблемы лидерства занимались: К. Ашин, И.П. Волков, Н. С. Жеребова, Е.Е. Кузьмин, Л.И. Уманский [7, ст.15].
Особенности восприятия лидера в ученической группе и связь лидерства с успеваемостью обратил внимание Н. Обозов в работе «Психология межличностных отношений» [12 ст. 301].
Осознание необходимости продолжения исследования поставленного вопроса обусловило выбор темы исследования: «Феномен лидерства в школьном коллективе».
Объектом исследования курсовой работы является школьный коллектив и особенностииндивидуальности ученика.
Предметом исследования: феномен лидерства в классе, его типология и характеристика.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке феномена лидерства в школьном коллективе,объективно исследовать школьный коллектив, выделить лидеров, изучить типологию лидерства, обосновать функции лидера.
Определенная цель обусловила решение следующих задач исследования:
Проанализировать теоретические подходы к изучению лидерства как психологического феномена;
Определить факторы, влияющие на проявление лидерских качеств личности в подростковом возрасте;
Выполнить теоретическое исследование проблем лидерства в школьном коллективе на основе изученной литературы;
Экспериментально изучить уровень проявления лидерских качеств в исследуемомколлективе, осуществив количественный и качественный анализ полученных данных;
Разработать и привести рекомендации детям, их родителям и учителям по развитию лидерских способностей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, в работе были использованы следующие психодиагностические методики: социометрия «Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений» Дж. Морено, тест-опросник «Лидер», тест «Шкала оценки потребности в достижении». [4, ст.83].
Экспериментальная база исследования: ученики 8-го класса общеобразовательной школы I-III ступеней 5. Общее количество испытуемых - 25, из них мужчин - 13, женщин - 12.
Практическое значение работы: полученные результаты могут использовать учителя, социальные педагоги, психологи при работе с подростками для улучшения обучения и воспитания детей, а также для содействия гармоничному развитию учащихся.
Структура и объем курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения к каждому разделу, общего заключения, списка использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Теоретическое исследование лидерства как психологического явления 5
1.1 Теории происхождения лидерства 5
1.2 Особенности лидерства в подростковом возрасте 16
2 Эмпирическое исследование по изучению феномена лидерства в школьном коллективе. 23
2.1 Основные методики исследования. Их задачи и цели 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3. Элементы воспитания лидерских качеств 30
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Целью выполнения исследования было исследование феномена лидерства в школьном коллективе. Объективно исследовать школьный коллектив, выделить лидеров, изучить типологию лидерства, обосновать функции лидера .
Уровень проявления лидерских качеств учащихся 8-го класса является различным. Наблюдается как более высокий уровень проявления, так и средний. Некоторые ученики, по результатам анкеты и методики выявления лидерских качеств показали низкий уровень проявления этих качеств.
Используя методику выявления организаторских и коммуникативных способностей, мы наблюдали выявление, как высокого уровня проявления способностей, так и среднего, и низкого.
Сравнивая уровни проявления коммуникативных и организаторских способностей учащихся 8-го класса, а также, соответственно, и уровень выраженности лидерских качеств - мы пришли к выводу, что уровень проявления лидерских качеств отвечал (или частично отвечал) уровням проявления организаторских и коммуникативных способностей школьников.
Подобранные нами психокоррекционные упражнения направленные на саморазвитие подростков, содействие развитию в них способности к налаживанию коммуникативных связей, способности к организации совместной деятельности группы и повышение уверенности учащихся в совместной деятельности.
Нами были определены факторы, которые влияют на проявление лидерских качеств в школьном коллективе. Работая над изучением этого вопроса, мы пришли к выводу, что общение является важной составляющей жизни школьника. Участие в этом процессе является не только способом удовлетворения необходимости ребенка в получении новой информации, а и методом самоутверждения. Определение статуса школьника в этом процессе свидетельствует об уровне развития его Я-концепции, способности к установлению новых коммуникативных связей, умение находить общий язык и пути решения задач, поставленных перед группой.
Экспериментально исследовав уровень проявления лидерских качеств учащихся 8-го класса, а также уровни коммуникативных и организаторских способностей, мы пришли к выводу, что уровень проявления лидерских качеств зависит от уровня проявления коммуникативных и организаторских способностей школьников.
1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.М., Ермакова Н.А. Социальная психология: Учеб. - Метод.пос. - М .: Каравелла, 2009. - 216с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Третье издание. - М .: Наука, 2000
3. Гуцало Е. От теории - к практике: Учебно методическое пособие. – Кировоград, Авангард, 2012. - 167с.
4. Евтихов А. В. Тренинг лидерства: Монография. - К , 2007. - 256 с.
5. Загурская С. Феномен и функции лидерства [Текст] Социальные науки. - 2011. - №2. - С. 15-18.
6. Корнев М.Н. Социальная психология: учеб. [Для студентов вузов] /М.Н. Корнев, А.Б. Коваленко - М .: 2009. - 375с.
7. Кращенко, Ю. Воспитание лидерских качеств в профессиональной подготовке учителя [Текст] / Ю. Кращенко // Директор школы, лицея, гимназии. - 2011. - № 6. - С. 70-77.
8. Кулинич И.А. Психология управления: Учебное пособие. - М .: Знание, 2008. - 292с.
9. Майерс Дж. Социальная психология. - Питер .: 2007 г. - 794 с.
10. Москаленко В.В. Социальная психология: Учебник.- М .: Центр учебной литературы, 2009. - 688 с.
11. Обозов Н. Н. Психология работы с людьми. - К .: МАУП, 2014. - 136 с.
12. Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие. - М. : Знание, 2008. - 415 с.
13. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Учебное пособие. - М .: Академ, 2015. - 448с. (Альма-матер)
14. Свечение М.В. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . - М. : Академ, 2010. - 360 с. (Альма-матер)
15. Садохина К.С. Псиихолого- педагогические условия формирования лидерских качеств подростков [Текст] / Л.С. Садохина // Сборник научных трудов МПНУ. - 2010. - Выпуск 9. - с.439 - 448.
16. Светличная Н. Лидерство [Текст] : [Урок психологии в старших классах] / Н. Светличная // Психолог. - 2009. - № 23/24, июнь. - С. 86-91.
17. Скрипченко О.В Общая психология: Учебник. - М .: Каравелла, 2009. - 464с.
18. Стадник В.В. . Менеджмент: Учебник. - М .: Академ, 2007. - 472с.
19. Студенческая наука - 2013 Сборник студенческих научных статей по проблемам педагогики и психологии: в 2 т. - М:. - Т 2. - 2013. - 120с.
20. Татенко В. Типологии лидерства [Текст] / В. Татенко // Психолог. - 2006. - №34, сентябрь. - С.12-13.
21. Ягодникова В. В. Воспитание лидеров [Текст] / В. В. Ягодникова // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10, октябрь. - С. 2-36.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую