Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности психологической подготовки бадминтонистов

  • 38 страниц
  • 2015 год
  • 101 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Несмотря на достаточно большое количество исследований, проблема преодолевающего поведения остается актуальной в современном психологическом знании. В рамках данной темы создано значительное число классификаций способов, стратегий, моделей поведения, но до сих пор остаются спорными вопросы выбора, формирования, а также эффективности той или иной стратегии.
Все возрастающая напряженность проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения отрицательных переживаний и стрессовых реакций, которые, могут накапливаться и вызывать возникновение выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь, это приводит к увеличению риска развития целого ряда заболеваний и некоторых невротических состояний. Для того, чтобы адаптироваться, приспособиться к стрессовым состояниям и успешно противостоять им, человек должен вырабатывать навыки противостояния стрессам, приобрести такие качества личности, которые позволили бы человеку результативно самореализовываться. В связи с этим повышается интерес исследователей к проблеме жизнестойкости, концепция которой изучается в тесной связи с проблемами совладания со стрессом, включая стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии).
Теория об особом личностном качестве «hardiness» (по Д.А. Леонтьеву - «жизнестойкость») была создана С. Мадди. Проблемами жизнестойкости интересовались многие ученые. В зарубежной и отечественной психологии разработка проблемы жизнестойкости связана с исследованиями С. Кобейса, С. Мадди, Л.А. Александровой, А.В. Либина, Е.В. Либиной, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Коржовой, А.Н. Фоминовой, В.Э. Чудновского и других. Многими учеными, среди которых Н.В. Гришина, К.Муздыбаев, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер и другие, рассматривается проблема преодоления жизненных ситуаций, связанных с социальной напряженностью, риском, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями. Ситуации, связанные с профессиональным риском в сфере бизнеса, экстремальными или околоэкстремальными управленческими ситуациями рассматривают А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А.В.Щербина и др.
В то же время, несмотря на значительное количество исследований в области изучения жизнестойкости и индивидуально-типологических особенностей личности, важность рассматриваемых в данной работе вопросов соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями личности требует продолжения исследований.
Объект исследования: жизнестойкость.
Предмет исследования: соотношение жизнестойкости с личностными особенностями.
Цель исследования: изучить стрессоустойчивость и коппинг-стратегии у спортсменов бадминтонистов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
- жизнестойкость положительно связана со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели;
- уровень развития жизнестойкости имеет прогностическую значимость для определения профессиональной пригодности и социальной успешности в сферах деятельности, связанных с социальной напряженностью, с профессиональным риском в сфере деятельности, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Исследовать жизнестойкость личности.
3. Исследовать стилевые характеристики личности, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели.
4. Проанализировать соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа литературных источников;
- эмпирические методы (психодиагностическое тестирование - тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; тест смысложизненных ориентаций «СЖО» Д.А. Леонтьева (шкалы «Цели в жизни» и «Результативность жизни»); «Копинг-тест WCQ» Р.Лазаруса, С.Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой);
- экспериментальные (констатирующий эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАДМИНТОНИСТОВ 6
1.1 Проблема преодолевающего поведения в психологии 6
1.2 Эффективность преодолевающего поведения в критических ситуациях 10
1.3 Системно-структурный подход к жизнестойкости личности 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАДМИНТОНИСТОВ 17
2.1. Цель, задачи и организация исследования 17
2.2. Методика эмпирического исследования 21
2.3. Анализ стрессоустойчивости и коппинг-стратегии у спортсменов индивидуальных видов спорта 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдаемый в настоящее время интерес к проблемам изучения жизнестойкости вызван существенными изменениями в жизни и профессиональной деятельности современного человека. Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что жизнестойкость отражает психологическую «живучесть» человека, является своеобразным показателем его психического здоровья. Жизнестойкость включает в себя три основные установки: включенность, представляющую собой готовность проявлять активность, силу и мотивацию при реализации своих целей, а также стремление к лидерству; контроль – готовность лично воздействовать на трудную жизненную ситуацию (это понятие во многом сходно с понятием «локус контроля») и вызов или принятие риска – готовность быть открытым своему жизненному опыту, извлекать уроки из происходящих событий, воспринимать события как вызов.
Анализ литературных источников определил цель эмпирического исследования: изучение соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями.
Результаты тестирования по методике «Тест жизнестойкости» показали, что в целом по выборке преобладает средний уровень жизнестойкости (45% испытуемых), высокий уровень менее выражен (22,5%) и еще у трети испытуемых выявлен низкий уровень жизнестойкости (32,5%). Выявлено, что средние значения показателей контроля и принятия риска, как компонентов жизнестойкости, близки к средним уровням. Выявлено также, что показатели такого компонента жизнестойкости, как вовлеченность, ниже среднего. Это дает возможность говорить о том, что от собственной деятельности многие спортсмены удовольствия не получают, их профессиональная деятельность связана скорее с материальным интересом, с возможностью находиться на определенном социальном уровне.
Результаты тестирования по методике «Тест смысложизненных ориентаций» показали, что в целом по выборке преобладает средний уровень осмысленности жизни (42,5% испытуемых), у 30% испытуемых выявлен низкий уровень осмысленности жизни. Только у 27,5% спортсменов выявлен высокий уровень осмысленности жизни, для которого характерно наличие целей, удовлетворение, получаемое при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов; ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.
Результаты копинг-теста WCQ показали, что средние значения показателей по всем шкалам соответствуют низкому и среднему уровням напряженности, что говорит об адаптивном варианте копинга. Средний уровень свидетельствует об адаптационном потенциале личности в пограничном состоянии. Высокий уровень, который указывает на выраженную дезадаптацию в стрессовой ситуации, большинству испытуемых не свойственен. То есть в большинстве своем спортсмены могут совладать с трудностями, хотя присутствуют и низкие баллы, свидетельствующие о выраженной дезадаптации. В целом сделан вывод о недостаточно эффективных копинг-стратегиях спортсменов.
Для выявления соотношений между выраженностью жизнестойкости с личностными особенностями проведен корреляционный анализ, результаты которого свидетельствуют об отрицательной, хотя и статистически не значимой, связи жизнестойкости с конфронтационным копингом, избеганием и дистанцированием, а также о положительной статистически значимой связи с планированием решения проблем и положительной переоценкой событий. Как представляется, такие результаты обусловлены тем, что вовлеченность и контроль, как компоненты жизнестойкости, направлены на повышение активности в период трудностей и стрессов. Контроль и принятие риска связаны с планированием решения, они содействуют активному совладанию с проблемами. При этом все показатели выраженности компонентов жизнестойкости со всеми шкалами СЖО имеют положительную статистически значимую связь, то есть цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь и общая осмысленность жизни повышают жизнестойкость.
Таким образом, корреляционный анализ подтвердил первую часть гипотезы: жизнестойкость положительно связана со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели.
Выявленная в ходе эмпирического исследования положительная связь жизнестойкости со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели, позволяет говорить о том, что специалисты-спортсмены с высоким уровнем жизнестойкости обладают необходимыми для деятельности профессионально важными личностными качествами.
Это подтверждает вторую часть выдвинутой гипотезы: уровень развития жизнестойкости имеет прогностическую значимость для определения профессиональной пригодности и социальной успешности в сферах деятельности, связанных с социальной напряженностью, необходимостью принятия решений, связанных с риском в сфере деятельности, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, подтверждена гипотеза исследования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП , 1999.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Ке¬мерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82—90.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
5. Богданова М.В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности // Вестник Тюменского Гос. Университета. - 2012. - №9.
6. Богданова М.В., Доценко Е. Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. - Тюмень, 2010. - 204 с.
7. Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
8. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). – М.: Изд-во РАГС, 2003.
9. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. – М., 1993.
10. Идлов А.В., Стоянова И.Я. Особенности соотношения жизнестойкости и способов совладания при различных формах хронической соматической патологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 2 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru.
11. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
12. Клинский К.А. Психология деятельности. – М.: Эксмо, 2003. – 392 с.
13. Книжникова С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». – Краснодар, 28-29 октября 2010 г. - С. 67-70.
14. Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. – Волгоград, 2003.
15. Коржова Е..Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 382 с.
16. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 688 с.
17. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. - М.: Смысл, 2000.
20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой¬кости. - М.: Смысл, 2006. — 63 с.
21. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация ... кандидата психологических наук. – М., 2010.- 225 с.
22. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
23. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевти-ческая коррекция): учебное пособие. – Казань: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2003. – 96 с.
24. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, Москва. – 2006. – Вып 4. – С. 127–130.
25. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук:... . — Ярославль, 2006. — 27 с.
26. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997. c.20-30.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
29. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности// Психологический журнал. - Том 26. - 2005. - №6. -С. 35-43
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
31. Сова Ю.И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: автореферат диссертации кандидата психологических наук. - Тамбов, 2009. - 21 с.
32. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М., 2008.
33. Татьянченко Н. П. Изучение особенностей стилевой саморегуляции у военнослужащих с разным уровнем жизнестойкости // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: материалы XXIX международной заочной научно-практической конференции. (26 июня 2013 г.) – C.18-23.
34. Татьянченко Н.П. Роль жизнестойкости в преодолении военнослужащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. — 2013. — № 3. — С. 106—108.
35. Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. – 2012. – №8. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept / 2012.
36. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. - М.: Прометей, 2012. – 152 с.
37. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2003.- № 3. – С. 3-13.
38. Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Несмотря на достаточно большое количество исследований, проблема преодолевающего поведения остается актуальной в современном психологическом знании. В рамках данной темы создано значительное число классификаций способов, стратегий, моделей поведения, но до сих пор остаются спорными вопросы выбора, формирования, а также эффективности той или иной стратегии.
Все возрастающая напряженность проявляется на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения отрицательных переживаний и стрессовых реакций, которые, могут накапливаться и вызывать возникновение выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь, это приводит к увеличению риска развития целого ряда заболеваний и некоторых невротических состояний. Для того, чтобы адаптироваться, приспособиться к стрессовым состояниям и успешно противостоять им, человек должен вырабатывать навыки противостояния стрессам, приобрести такие качества личности, которые позволили бы человеку результативно самореализовываться. В связи с этим повышается интерес исследователей к проблеме жизнестойкости, концепция которой изучается в тесной связи с проблемами совладания со стрессом, включая стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии).
Теория об особом личностном качестве «hardiness» (по Д.А. Леонтьеву - «жизнестойкость») была создана С. Мадди. Проблемами жизнестойкости интересовались многие ученые. В зарубежной и отечественной психологии разработка проблемы жизнестойкости связана с исследованиями С. Кобейса, С. Мадди, Л.А. Александровой, А.В. Либина, Е.В. Либиной, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Коржовой, А.Н. Фоминовой, В.Э. Чудновского и других. Многими учеными, среди которых Н.В. Гришина, К.Муздыбаев, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер и другие, рассматривается проблема преодоления жизненных ситуаций, связанных с социальной напряженностью, риском, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями. Ситуации, связанные с профессиональным риском в сфере бизнеса, экстремальными или околоэкстремальными управленческими ситуациями рассматривают А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А.В.Щербина и др.
В то же время, несмотря на значительное количество исследований в области изучения жизнестойкости и индивидуально-типологических особенностей личности, важность рассматриваемых в данной работе вопросов соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями личности требует продолжения исследований.
Объект исследования: жизнестойкость.
Предмет исследования: соотношение жизнестойкости с личностными особенностями.
Цель исследования: изучить стрессоустойчивость и коппинг-стратегии у спортсменов бадминтонистов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
- жизнестойкость положительно связана со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели;
- уровень развития жизнестойкости имеет прогностическую значимость для определения профессиональной пригодности и социальной успешности в сферах деятельности, связанных с социальной напряженностью, с профессиональным риском в сфере деятельности, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Исследовать жизнестойкость личности.
3. Исследовать стилевые характеристики личности, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели.
4. Проанализировать соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа литературных источников;
- эмпирические методы (психодиагностическое тестирование - тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; тест смысложизненных ориентаций «СЖО» Д.А. Леонтьева (шкалы «Цели в жизни» и «Результативность жизни»); «Копинг-тест WCQ» Р.Лазаруса, С.Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой);
- экспериментальные (констатирующий эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАДМИНТОНИСТОВ 6
1.1 Проблема преодолевающего поведения в психологии 6
1.2 Эффективность преодолевающего поведения в критических ситуациях 10
1.3 Системно-структурный подход к жизнестойкости личности 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАДМИНТОНИСТОВ 17
2.1. Цель, задачи и организация исследования 17
2.2. Методика эмпирического исследования 21
2.3. Анализ стрессоустойчивости и коппинг-стратегии у спортсменов индивидуальных видов спорта 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдаемый в настоящее время интерес к проблемам изучения жизнестойкости вызван существенными изменениями в жизни и профессиональной деятельности современного человека. Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что жизнестойкость отражает психологическую «живучесть» человека, является своеобразным показателем его психического здоровья. Жизнестойкость включает в себя три основные установки: включенность, представляющую собой готовность проявлять активность, силу и мотивацию при реализации своих целей, а также стремление к лидерству; контроль – готовность лично воздействовать на трудную жизненную ситуацию (это понятие во многом сходно с понятием «локус контроля») и вызов или принятие риска – готовность быть открытым своему жизненному опыту, извлекать уроки из происходящих событий, воспринимать события как вызов.
Анализ литературных источников определил цель эмпирического исследования: изучение соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями.
Результаты тестирования по методике «Тест жизнестойкости» показали, что в целом по выборке преобладает средний уровень жизнестойкости (45% испытуемых), высокий уровень менее выражен (22,5%) и еще у трети испытуемых выявлен низкий уровень жизнестойкости (32,5%). Выявлено, что средние значения показателей контроля и принятия риска, как компонентов жизнестойкости, близки к средним уровням. Выявлено также, что показатели такого компонента жизнестойкости, как вовлеченность, ниже среднего. Это дает возможность говорить о том, что от собственной деятельности многие спортсмены удовольствия не получают, их профессиональная деятельность связана скорее с материальным интересом, с возможностью находиться на определенном социальном уровне.
Результаты тестирования по методике «Тест смысложизненных ориентаций» показали, что в целом по выборке преобладает средний уровень осмысленности жизни (42,5% испытуемых), у 30% испытуемых выявлен низкий уровень осмысленности жизни. Только у 27,5% спортсменов выявлен высокий уровень осмысленности жизни, для которого характерно наличие целей, удовлетворение, получаемое при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов; ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.
Результаты копинг-теста WCQ показали, что средние значения показателей по всем шкалам соответствуют низкому и среднему уровням напряженности, что говорит об адаптивном варианте копинга. Средний уровень свидетельствует об адаптационном потенциале личности в пограничном состоянии. Высокий уровень, который указывает на выраженную дезадаптацию в стрессовой ситуации, большинству испытуемых не свойственен. То есть в большинстве своем спортсмены могут совладать с трудностями, хотя присутствуют и низкие баллы, свидетельствующие о выраженной дезадаптации. В целом сделан вывод о недостаточно эффективных копинг-стратегиях спортсменов.
Для выявления соотношений между выраженностью жизнестойкости с личностными особенностями проведен корреляционный анализ, результаты которого свидетельствуют об отрицательной, хотя и статистически не значимой, связи жизнестойкости с конфронтационным копингом, избеганием и дистанцированием, а также о положительной статистически значимой связи с планированием решения проблем и положительной переоценкой событий. Как представляется, такие результаты обусловлены тем, что вовлеченность и контроль, как компоненты жизнестойкости, направлены на повышение активности в период трудностей и стрессов. Контроль и принятие риска связаны с планированием решения, они содействуют активному совладанию с проблемами. При этом все показатели выраженности компонентов жизнестойкости со всеми шкалами СЖО имеют положительную статистически значимую связь, то есть цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь и общая осмысленность жизни повышают жизнестойкость.
Таким образом, корреляционный анализ подтвердил первую часть гипотезы: жизнестойкость положительно связана со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели.
Выявленная в ходе эмпирического исследования положительная связь жизнестойкости со стилевыми характеристиками личности, направленными на совладание со стрессовой ситуацией, на осуществление цели, позволяет говорить о том, что специалисты-спортсмены с высоким уровнем жизнестойкости обладают необходимыми для деятельности профессионально важными личностными качествами.
Это подтверждает вторую часть выдвинутой гипотезы: уровень развития жизнестойкости имеет прогностическую значимость для определения профессиональной пригодности и социальной успешности в сферах деятельности, связанных с социальной напряженностью, необходимостью принятия решений, связанных с риском в сфере деятельности, экстремальными или околоэкстремальными ситуациями.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, подтверждена гипотеза исследования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП , 1999.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Ке¬мерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82—90.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
5. Богданова М.В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности // Вестник Тюменского Гос. Университета. - 2012. - №9.
6. Богданова М.В., Доценко Е. Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. - Тюмень, 2010. - 204 с.
7. Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
8. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). – М.: Изд-во РАГС, 2003.
9. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. – М., 1993.
10. Идлов А.В., Стоянова И.Я. Особенности соотношения жизнестойкости и способов совладания при различных формах хронической соматической патологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 2 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru.
11. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
12. Клинский К.А. Психология деятельности. – М.: Эксмо, 2003. – 392 с.
13. Книжникова С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». – Краснодар, 28-29 октября 2010 г. - С. 67-70.
14. Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. – Волгоград, 2003.
15. Коржова Е..Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 382 с.
16. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 688 с.
17. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. - М.: Смысл, 2000.
20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой¬кости. - М.: Смысл, 2006. — 63 с.
21. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация ... кандидата психологических наук. – М., 2010.- 225 с.
22. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
23. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевти-ческая коррекция): учебное пособие. – Казань: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2003. – 96 с.
24. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, Москва. – 2006. – Вып 4. – С. 127–130.
25. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук:... . — Ярославль, 2006. — 27 с.
26. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997. c.20-30.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
29. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности// Психологический журнал. - Том 26. - 2005. - №6. -С. 35-43
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
31. Сова Ю.И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: автореферат диссертации кандидата психологических наук. - Тамбов, 2009. - 21 с.
32. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М., 2008.
33. Татьянченко Н. П. Изучение особенностей стилевой саморегуляции у военнослужащих с разным уровнем жизнестойкости // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: материалы XXIX международной заочной научно-практической конференции. (26 июня 2013 г.) – C.18-23.
34. Татьянченко Н.П. Роль жизнестойкости в преодолении военнослужащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. — 2013. — № 3. — С. 106—108.
35. Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. – 2012. – №8. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept / 2012.
36. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. - М.: Прометей, 2012. – 152 с.
37. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2003.- № 3. – С. 3-13.
38. Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.


Купить эту работу

Особенности психологической подготовки бадминтонистов

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽