Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Целью работы по развитию словаря дошкольников является создание лексической основы речи, поэтому эта работа играет важную роль как для всей деятельности по развитию речи, так и для общего развития детей в целом.
Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т.к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А.Н.Леонтьев, овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т.к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Под развитием словаря понимается целенаправленная педагогическая деятельность, которая направлена на эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.
Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др. Исследованием специфики усвоения детьми лексики занимались такие ученые, как М.М.Алексеева, В.И.Яшина А.Н.Богатырева, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Н.П.Иванова, Е.И.Тихеева, В.И.Логинова, Ю.С. Ляховская и др.
Объект исследования: процесс развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, приемы, условия и средства развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие развития словаря и его значение.
2. Изучить особенности развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
3. Проанализировать содержание методов и приемов развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
4. Определить условия и средства развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Метод анализа и синтеза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа научной литературы, были определены методы и приемы развития словаря детей раннего дошкольного возраста, которые могут использоваться в педагогической деятельности по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития словаря детей раннего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие развития словаря и его значение 5
1.2 Особенности развития словаря детей раннего дошкольного возраста 7
Глава 2. Методика развития словаря детей раннего дошкольного возраста 11
2.1 Методы и приемы развития словаря детей раннего дошкольного возраста 11
2.2 Условия и средства развития словаря детей раннего дошкольного возраста 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Глоссарий 24
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Приложение 3 27
Приложение 4 28
Приложение 5 29
Приложение 6 30
Под развитием словаря понимается целенаправленная педагогическая деятельность, которая направлена на эффективное освоение словарного состава родного языка. В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т.к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.
Роль слова как наиболее значимой единицы языка и речи, имеющей большое значение для психического развития детей, обуславливает его важность в структуре деятельности по развитию речи дошкольников. При этом, ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные слова, так и их взаимосвязи.
Специфика развития словаря детей довольно глубоко исследована в работах физиологов, психологов, психолингвистов. К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря дошкольников: количественный рост словарного запаса, усвоение значений слов. Количественное пополнение словаря дошкольников играет большую роль в развитии их речи, однако более важным является качественное развитие словаря, которое заключается в развитии значений слов.
В своей конкретно-отнесенной форме значение слова появляется раньше, чем понятие и выступает фактором его возникновения. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится в ходе расширения сфер деятельности ребенка и увеличения количества людей и предметов, с которыми он взаимодействует. При этом, по мере своего развития детская речь перестает быть зависимой от чувственных образов.
Развитие словаря детей раннего дошкольного возраста может реализовываться в самых разных видах деятельности (игра, экскурсии и прогулки, наблюдения, трудовая и бытовая детальность и т.д.). При этом, для осуществления эффективной словарной работы с детьми необходимо применять разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Также большую роль играют специальные занятия, направленные на обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста. Вместе с тем, как отмечают исследователи развитие словаря младших дошкольников не должно происходить исключительно на занятиях, т.к. в отрыве от остальной деятельности они не обеспечивает должного языкового развития детей.
Как показывает педагогическая практика, целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дошкольники начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей раннего дошкольного возраста оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего образования. – М.: Академия (Academia), 2014. – 448 с.
2. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г.Н. Бавыкина, М.М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2006. – 160 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.
4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. – 289 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Лига, 2010.- 550 с.
6. Гербова В.В./ Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: Пособие для педагогов дошк. Учреждений./ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002. - 160 с.
7. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст] / В.В. Гербова.- М.: Просвещение, 2001.-159с.
8. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. - 176 с.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 214 с.: ил.
10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина, М.А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.
11. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – М.: Издат. центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2013 . – 314 с.
12. Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. — М.: Айрис-Дидактика, 2006. - 96 с.
13. Ляско, Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско - М.: Айрис-Пресс, 2003.
14. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
15. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
16. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011. - №2. – с.26-30
17. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. - 68 c.
20. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем речь).
21. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
22. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
23. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
24. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. — М.: Знак, 2009. — 592 с.
25. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16.
26. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. - М.: Аспект- Пресс, М., 2001. - 460 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Целью работы по развитию словаря дошкольников является создание лексической основы речи, поэтому эта работа играет важную роль как для всей деятельности по развитию речи, так и для общего развития детей в целом.
Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т.к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А.Н.Леонтьев, овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т.к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Под развитием словаря понимается целенаправленная педагогическая деятельность, которая направлена на эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.
Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др. Исследованием специфики усвоения детьми лексики занимались такие ученые, как М.М.Алексеева, В.И.Яшина А.Н.Богатырева, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Н.П.Иванова, Е.И.Тихеева, В.И.Логинова, Ю.С. Ляховская и др.
Объект исследования: процесс развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, приемы, условия и средства развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей развития словаря у детей раннего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие развития словаря и его значение.
2. Изучить особенности развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
3. Проанализировать содержание методов и приемов развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
4. Определить условия и средства развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Метод анализа и синтеза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа научной литературы, были определены методы и приемы развития словаря детей раннего дошкольного возраста, которые могут использоваться в педагогической деятельности по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития словаря детей раннего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие развития словаря и его значение 5
1.2 Особенности развития словаря детей раннего дошкольного возраста 7
Глава 2. Методика развития словаря детей раннего дошкольного возраста 11
2.1 Методы и приемы развития словаря детей раннего дошкольного возраста 11
2.2 Условия и средства развития словаря детей раннего дошкольного возраста 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Глоссарий 24
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Приложение 3 27
Приложение 4 28
Приложение 5 29
Приложение 6 30
Под развитием словаря понимается целенаправленная педагогическая деятельность, которая направлена на эффективное освоение словарного состава родного языка. В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т.к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.
Роль слова как наиболее значимой единицы языка и речи, имеющей большое значение для психического развития детей, обуславливает его важность в структуре деятельности по развитию речи дошкольников. При этом, ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные слова, так и их взаимосвязи.
Специфика развития словаря детей довольно глубоко исследована в работах физиологов, психологов, психолингвистов. К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря дошкольников: количественный рост словарного запаса, усвоение значений слов. Количественное пополнение словаря дошкольников играет большую роль в развитии их речи, однако более важным является качественное развитие словаря, которое заключается в развитии значений слов.
В своей конкретно-отнесенной форме значение слова появляется раньше, чем понятие и выступает фактором его возникновения. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится в ходе расширения сфер деятельности ребенка и увеличения количества людей и предметов, с которыми он взаимодействует. При этом, по мере своего развития детская речь перестает быть зависимой от чувственных образов.
Развитие словаря детей раннего дошкольного возраста может реализовываться в самых разных видах деятельности (игра, экскурсии и прогулки, наблюдения, трудовая и бытовая детальность и т.д.). При этом, для осуществления эффективной словарной работы с детьми необходимо применять разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Также большую роль играют специальные занятия, направленные на обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста. Вместе с тем, как отмечают исследователи развитие словаря младших дошкольников не должно происходить исключительно на занятиях, т.к. в отрыве от остальной деятельности они не обеспечивает должного языкового развития детей.
Как показывает педагогическая практика, целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дошкольники начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей раннего дошкольного возраста оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего образования. – М.: Академия (Academia), 2014. – 448 с.
2. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г.Н. Бавыкина, М.М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2006. – 160 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.
4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. – 289 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Лига, 2010.- 550 с.
6. Гербова В.В./ Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: Пособие для педагогов дошк. Учреждений./ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002. - 160 с.
7. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст] / В.В. Гербова.- М.: Просвещение, 2001.-159с.
8. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. - 176 с.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 214 с.: ил.
10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина, М.А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.
11. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – М.: Издат. центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2013 . – 314 с.
12. Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. — М.: Айрис-Дидактика, 2006. - 96 с.
13. Ляско, Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско - М.: Айрис-Пресс, 2003.
14. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
15. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
16. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011. - №2. – с.26-30
17. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. - 68 c.
20. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем речь).
21. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
22. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
23. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
24. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. — М.: Знак, 2009. — 592 с.
25. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16.
26. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. - М.: Аспект- Пресс, М., 2001. - 460 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую