Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Организация и развитие эстетических вкусов у подростков - студия скульптуры

  • 58 страниц
  • 2014 год
  • 283 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
Сегодня социокультурная обстановка характеризуется целым рядом негативных действий, наметившихся в области духовной жизни - потерей духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодых люде й и совершеннолетних, существенным уменьшением денежной обеспеченности учреждений культуры, даже деятельность передовых культурно - досуговых центров. В современном мировом обществе с его все наиболее возрастающей урбанистической направленностью проблема формирования нравственно-эстетических свойств растущего поколения, его духовных потребностей общепризнанна и не подвергаема сомнению. В начале нового тысячелетия мировой террор и ненависть к человеку по национальному признаку приобрели масштабные масштабы. Безудержная свобода и вседозволенность, ставшие характерными признаками новой России в 1990-х годах, привели к нивелированию нравственных ценностей и норм у юного поколения начала XXI века. Политика же страны в области формирования высоконравственного соз нания общества ничего, помимо призыва к поиску государственной идеи, предложить, как ни прискорбно, пока же не в состоянии. Педагогики мечтают о духовном развитии детей, хотя в современной школе это сложно устроить, т.к. весь культурный контекст эпохи ост ается за ее пределами, он сознательно не может быть уложен в строгую схему программ и учебников. В связи с этим непосредственное общение с настоящими произведениями искусства в месте студии скульптуры, как носителя общечеловеческих ценностей, приобретает о собую актуальность. Неповторимость студии скульптуры заключается в том, что у нее есть возможность оказывать одновременное действие на интеллектуальную, эмоциональную и высоконравственную сферу личности, активизируя собственный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к находящейся вокруг реальности.
Степень разработанности проблемы
По проблеме нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами искусства на сегодняшний день накоплен значительный опыт в области философии, культур ологии, педагогики, психологии, социологии.
Культура и искусство имеют определяющее значение в формировании личности, духовно развитой, чуткой к человеческому страданию, отзывчивой к прекрасному и возвышенному. Это отмечается в философских трудах Н.А.Бердя ева, В.С.Соловьева, В.С.Библера, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана.
Психологические характеристики нравственно-эстетических чувств, влияние на поведение человека эмоционального, интеллектуального, волевого факторов и, как следствие, механизм развития морального обл ика личности, разработаны в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Крутецкого, Б.Г.Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.С. Кузина, В.П.Зинченко.
Вопросы формирования нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения ос вещаются в наследии выдающихся педагогов-исследователей В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В. Гаврилович, Э.А. Верб, В.И.Андреева, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Б.М.Неменского, Б.Г.Мигаль.
Цель исследования - совершенствование методов и форм нравственно -эстетического воспитания подростков в студии скульптуры.
Объект исследования - подростки, включенные в культурное пространство студии скульптуры.
Предмет исследования- совершенствование процесса нравственно-эстетического воспитания подростков, включенных в среду работы студии скульптуры.
Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что процесс нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях будет более эффективным, если использовать потенциал культурного пространства с тудии скульптуры, который может быть реализован при следующих условиях:
- разработки и обоснования целостной системы нравственно-эстетического развития, базирующейся на принципах сотворчества;
- включения подростков в процесс освоения ценностей культуры и развития социально-культурной активности на основе использования комплекса средств СКД;
Задачи исследования.
1.Определить особенности характера подростков
2.Изучить особенности нравственно-эстетического воспитания подростков
3.Охарактеризовать деятельност ь студии скульптуры
4.Провести диагностику уровня нравственно-эстетического развития подростков

Методы исследования:
Теоретические: Анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Эмперические: анкетирование, опрос, беседы, наблюдение, изучение опыта воспитательной работы с подростками музейного центра.
- анкетирование работников студии скульптуры
- анкетирование подростков, посещающих студию скульптуры
Этапы исследования:
I этап- аналитический
II этап- поисково-диагностический
III этап- формирующий
Новизна исследования: - заключается в изучении особенностей нравственно-эстетического развития подростков; в раскрытии потенциала творческих студия для совершенствования нравствен но-эстетического воспитания.
Практическая значимость: заключается в разработке программы по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания подростков в студии скульптуры, которая может быть применена в подобных социально-культурных учреждениях.
Ба за исследования: студия скульптуры.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1.1.Особенности характера подростков
1.2.Особенности нравственно-эстетического воспитания подростков
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Деятельность студии скульптуры
2.2 .Диагностика уровня нравственно-эстетического развития подростков
ГЛАВА 3.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ У ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ СТУДИИ СКУЛЬПТУРЫ
3.1. Взаимодействие студии скульптуры с образовательными учреждениями в системе нравственно-эстетического воспитания подростков
2.4. Программа нравственно-эстетического воспитания подростков в студии скульптуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
МЕТОДИКА № 1 (АНАЛИЗ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
МЕТОДИКА № 2 (ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА)
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Анкета для родителей и учителей


Нравственно-эстетическое развитие в подростковом возрасте основано на обогащении эмоционального опыта личности, организации нравственных и эстетических переживаний и впечатлений. Для полноценного развития личности это должно сочетаться с приобр етением нравственных и эстетических знаний. В соответствии с моральными и эстетическими знаниями у подростка формируется волевая готовность бороться за осуществление сложившихся у него убеждений в жизни. Развитые эмоциональная, интеллектуальная и волевая с феры личности являются предпосылками для формирования таких необходимых для нравственно-эстетического развития личности психологических функций как эмпатия и рефлексия
В силу своей природы, творческие студии способны играть большую роль в нравственно-эстет ическом,историко-патриотическом,эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить ка ждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это ставит новые задачи не толь ко перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея
Нравственно-эстетические ценности определяю т и формируют сознание людей на разных этапах человеческой истории. Они становятся значимыми для человека, приобретают характер приоритетных в процессе целенаправленного педагогического общения, которое имеет информативную, социально-перцептивную, презента тивную, аффективную и интерактивную функции. Педагогическое общение в современных условиях будет успешным только при инициировании собственной активности воспитанника и реализации в условиях конкретной воспитывающей среды, грамотно выстроенной педагогом си стемы нравственно-эстетического воспитания.
В основе нравственно-эстетического воспитания в среде студии - общение с подлинными произведениями искусства, в процессе которого у подростков возникают эстетические реакции, которые способны оказывать определяющ ее влияние на личностно-смысловую сферу человека, играя роль опор в нравственном совершенствовании личности. Основополагающую роль в нравственно-эстетическом воспитании личности в процессе общения с подлинниками в пространстве студии играет процесс зритель ного восприятия, которое воспринимается исследователями как процесс сотворчества художника, автора произведения, и современного зрителя. Это сотворчество определяется понятием "диалог", как основы коммуникации. Особенностью диалога является его чувственный аспект, предполагающий рождение при общении с искусством собственных переживаний, перекликающихся с энергетикой пространства.
Основная цель занятий с детьми и подростками в залах ДДТ - приобщение детей к историческим и культурным ценностям, сконцентрирова нным в этом скульптурной, и развитие их духовного мира на фоне подлинных шедевров архитектуры, скульптуры, а также возбуждение у подростков интереса к познанию окружающего мира, а так же подготовка к более глубокому ее изучению.
Программа студии скульптур ы ДДТ представляет собой уникальную образовательно-воспитательную систему, базирующуюся на специфике музейного материала. Учебным пространством студии является весь комплекс ДДТ, где все - от хранящихся произведений до деталей оформления представляет эстет ическую и художественную ценность.
Программа включает в себя комплекс занятий, охватывающий разные виды художественной деятельности: изобразительное творчество, музыку, хореографию, театрализацию, литературное творчество.
В программе заложен принцип дифф еренцированного подхода к разным возрастным категориям детей. В систему занятий включены дети подготовительных групп детских садов (5-6 лет) и школьники с 1 по 11 классы.
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного развития дете й были использованы диагностические опросы детей и их учителей и родителей.
Можно отметить, что для детей, не занимающихся в ДДТ, характерен средний уровень ПНР, что представляется типичным для детей данной возрастной группы.
Для детей, проходящих занятия в ДДТ, показатели измерения ДДТ становятся иными. Низкий уровень ПНР для них вообще не характерен, напротив, большинство детей обладает очень значительным уровнем ПНР, что свидетельствует о благотворном влиянии занятий в Павловском дворце на подрастающее п околение.
Для тех же групп детей был проведен опрос родителей и учителей с целью объективного выяснения следующих качеств личности детей экспериментальной и контрольной групп.
Результаты исследования позволяют построить групповые профили по эксперименталь ной и контрольной группам.
Групповые профили показывают существенное отличие значимых качеств личности для детей, посещающих и не посещающих занятие в Павловском дворце, просуммированных в целом по экспериментальной и контрольным группам.
Можно отметить не значительное увеличение по шкале общительности.
Намного выше расхождение по шкале организаторских способностей, что несомненно связано с развивающейся в ДДТ способностью к индивидуальной и лидерской деятельности.
Менее выражена разница по уровню успешности взаимоотношений с другими детьми, скорее всего потому, что у детей, занимающихся и не занимающихся в ДДТ, имеются широкие возможности к общению с другими детьми, и влияние занятий в ДДТ здесь менее выражена.
Практически не замечается расхождений в уровне альтруизма и эмпатии, что может отражать недостаточную обращенность занятий в ДДТ к пропаганде общественной и благотворительной деятельности. Хотя для данной возрастной группы деятельность такого рода представляется преждевременной.
Отмечается резкое сокра щение нежелательных качеств личности у детей, занимающихся в ДДТ - агрессивности, беспомощности и обидчивости, что отражает несомненно благоприятное влияние занятий искусством.
Очень существенно влияние занятий в школе искусств сказывается при замерах по ш калам справедливости и правдивости.
Менее заметен эффект занятий в ДДТ по параметрам вежливости, послушания и уверенности в себе. Вероятно, здесь мы имеем дело с такими существенными чертами личности, которые в большей степени формируются в семье и школе, и возможности занятий культурным образованием влиять на эти показатели не существенны.
Зато отмечается несомненно значительный эффект занятий в ДДТ на такие черты личности, как настойчивость и трудолюбие. Данное обстоятельство не должно вызывать удивления, поскольку сами по себе любые дополнительные занятия, не обязательно занятия искусством, с неизбежностью формируют такие качества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. - с. 5-18.
2.Каган М. С. История культуры Петербурга: Учебное пособие. 3-е изд. СПб., 2008. - 320 с.
3.Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2008.
4.Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб.: СпецЛит, 1998. - С.6 -15.
5.Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1999. - 240 с., таб., илл.
6.Санкт-Петербург и пригороды. // Авт-сост. С.Л. Грачева, Ю.Б. Ларионова. Изд-во "Вокруг света", 2005. - 224 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
8. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, языке линий и красок и о воспитании зрителя. - Л.: Искусство, 1990
9. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства. Автореф. дисс... канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1999.
10. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989
11. Гильмутдинова Г.М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики.
12. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Вып.3. М., 2001.
13. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мире культуры. М.,2002
14. Нравственно-эстетическое воспитание по Сухомлинскому : Учеб. пособие / С.Г. Ваниева; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ : Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 1999
15. Сикорский, Б.Ф.Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи : (Учеб. пособие к спецкурсу) / Б. Ф. СикорскийКурск : КГПИ, 1982
16. Фархшатова.И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т Оренбург, 2003
17. Горбенко С.С.Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) : диссертация .Киев, 1984
18. Радвил, Н. И.Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе : автореферат дис.Москва, 2008
19. Нравственно-эстетическое и общекультурное развитие учащихся средствами искусства : Метод. рекомендации / Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования; [Г. А. Обернихина и др.]; Под общ. ред. Г. А. ОбернихинойРостов н/Д : Изд-во Рост. обл. ин-та усоверш. учителей, 1995
20. Ваниева, С. Г.Нравственно-эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся : автореферат дис. Москва, 2002
21. Николаев, Е. В.Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства : автореферат дис. Якутск, 2005
22. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: "Русское слово - PC", 2003.
23. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологи. - М.. 2001.
24. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004.
25. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией. Составитель и редактор М.Ю. Юхневич. - М., 1997.
26. Музей и образование: Сборник научных трудов. Под ред. С.Т. Махлина. - СПб., 1999.
27. Гуральник Ю.У. Музейная педагогика и музейная социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель. // Музей и общество: Проблемы взаимодействия. Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Сост. И.М. Коссова. В.3. - М.: АПРИКТ, 2001.
28. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы. // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Сост. И.М. Коссова. - М.: Брандес.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
Сегодня социокультурная обстановка характеризуется целым рядом негативных действий, наметившихся в области духовной жизни - потерей духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодых люде й и совершеннолетних, существенным уменьшением денежной обеспеченности учреждений культуры, даже деятельность передовых культурно - досуговых центров. В современном мировом обществе с его все наиболее возрастающей урбанистической направленностью проблема формирования нравственно-эстетических свойств растущего поколения, его духовных потребностей общепризнанна и не подвергаема сомнению. В начале нового тысячелетия мировой террор и ненависть к человеку по национальному признаку приобрели масштабные масштабы. Безудержная свобода и вседозволенность, ставшие характерными признаками новой России в 1990-х годах, привели к нивелированию нравственных ценностей и норм у юного поколения начала XXI века. Политика же страны в области формирования высоконравственного соз нания общества ничего, помимо призыва к поиску государственной идеи, предложить, как ни прискорбно, пока же не в состоянии. Педагогики мечтают о духовном развитии детей, хотя в современной школе это сложно устроить, т.к. весь культурный контекст эпохи ост ается за ее пределами, он сознательно не может быть уложен в строгую схему программ и учебников. В связи с этим непосредственное общение с настоящими произведениями искусства в месте студии скульптуры, как носителя общечеловеческих ценностей, приобретает о собую актуальность. Неповторимость студии скульптуры заключается в том, что у нее есть возможность оказывать одновременное действие на интеллектуальную, эмоциональную и высоконравственную сферу личности, активизируя собственный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к находящейся вокруг реальности.
Степень разработанности проблемы
По проблеме нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами искусства на сегодняшний день накоплен значительный опыт в области философии, культур ологии, педагогики, психологии, социологии.
Культура и искусство имеют определяющее значение в формировании личности, духовно развитой, чуткой к человеческому страданию, отзывчивой к прекрасному и возвышенному. Это отмечается в философских трудах Н.А.Бердя ева, В.С.Соловьева, В.С.Библера, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана.
Психологические характеристики нравственно-эстетических чувств, влияние на поведение человека эмоционального, интеллектуального, волевого факторов и, как следствие, механизм развития морального обл ика личности, разработаны в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Крутецкого, Б.Г.Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.С. Кузина, В.П.Зинченко.
Вопросы формирования нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения ос вещаются в наследии выдающихся педагогов-исследователей В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В. Гаврилович, Э.А. Верб, В.И.Андреева, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Б.М.Неменского, Б.Г.Мигаль.
Цель исследования - совершенствование методов и форм нравственно -эстетического воспитания подростков в студии скульптуры.
Объект исследования - подростки, включенные в культурное пространство студии скульптуры.
Предмет исследования- совершенствование процесса нравственно-эстетического воспитания подростков, включенных в среду работы студии скульптуры.
Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что процесс нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях будет более эффективным, если использовать потенциал культурного пространства с тудии скульптуры, который может быть реализован при следующих условиях:
- разработки и обоснования целостной системы нравственно-эстетического развития, базирующейся на принципах сотворчества;
- включения подростков в процесс освоения ценностей культуры и развития социально-культурной активности на основе использования комплекса средств СКД;
Задачи исследования.
1.Определить особенности характера подростков
2.Изучить особенности нравственно-эстетического воспитания подростков
3.Охарактеризовать деятельност ь студии скульптуры
4.Провести диагностику уровня нравственно-эстетического развития подростков

Методы исследования:
Теоретические: Анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Эмперические: анкетирование, опрос, беседы, наблюдение, изучение опыта воспитательной работы с подростками музейного центра.
- анкетирование работников студии скульптуры
- анкетирование подростков, посещающих студию скульптуры
Этапы исследования:
I этап- аналитический
II этап- поисково-диагностический
III этап- формирующий
Новизна исследования: - заключается в изучении особенностей нравственно-эстетического развития подростков; в раскрытии потенциала творческих студия для совершенствования нравствен но-эстетического воспитания.
Практическая значимость: заключается в разработке программы по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания подростков в студии скульптуры, которая может быть применена в подобных социально-культурных учреждениях.
Ба за исследования: студия скульптуры.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1.1.Особенности характера подростков
1.2.Особенности нравственно-эстетического воспитания подростков
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Деятельность студии скульптуры
2.2 .Диагностика уровня нравственно-эстетического развития подростков
ГЛАВА 3.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ У ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ СТУДИИ СКУЛЬПТУРЫ
3.1. Взаимодействие студии скульптуры с образовательными учреждениями в системе нравственно-эстетического воспитания подростков
2.4. Программа нравственно-эстетического воспитания подростков в студии скульптуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
МЕТОДИКА № 1 (АНАЛИЗ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
МЕТОДИКА № 2 (ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА)
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Анкета для родителей и учителей


Нравственно-эстетическое развитие в подростковом возрасте основано на обогащении эмоционального опыта личности, организации нравственных и эстетических переживаний и впечатлений. Для полноценного развития личности это должно сочетаться с приобр етением нравственных и эстетических знаний. В соответствии с моральными и эстетическими знаниями у подростка формируется волевая готовность бороться за осуществление сложившихся у него убеждений в жизни. Развитые эмоциональная, интеллектуальная и волевая с феры личности являются предпосылками для формирования таких необходимых для нравственно-эстетического развития личности психологических функций как эмпатия и рефлексия
В силу своей природы, творческие студии способны играть большую роль в нравственно-эстет ическом,историко-патриотическом,эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить ка ждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это ставит новые задачи не толь ко перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея
Нравственно-эстетические ценности определяю т и формируют сознание людей на разных этапах человеческой истории. Они становятся значимыми для человека, приобретают характер приоритетных в процессе целенаправленного педагогического общения, которое имеет информативную, социально-перцептивную, презента тивную, аффективную и интерактивную функции. Педагогическое общение в современных условиях будет успешным только при инициировании собственной активности воспитанника и реализации в условиях конкретной воспитывающей среды, грамотно выстроенной педагогом си стемы нравственно-эстетического воспитания.
В основе нравственно-эстетического воспитания в среде студии - общение с подлинными произведениями искусства, в процессе которого у подростков возникают эстетические реакции, которые способны оказывать определяющ ее влияние на личностно-смысловую сферу человека, играя роль опор в нравственном совершенствовании личности. Основополагающую роль в нравственно-эстетическом воспитании личности в процессе общения с подлинниками в пространстве студии играет процесс зритель ного восприятия, которое воспринимается исследователями как процесс сотворчества художника, автора произведения, и современного зрителя. Это сотворчество определяется понятием "диалог", как основы коммуникации. Особенностью диалога является его чувственный аспект, предполагающий рождение при общении с искусством собственных переживаний, перекликающихся с энергетикой пространства.
Основная цель занятий с детьми и подростками в залах ДДТ - приобщение детей к историческим и культурным ценностям, сконцентрирова нным в этом скульптурной, и развитие их духовного мира на фоне подлинных шедевров архитектуры, скульптуры, а также возбуждение у подростков интереса к познанию окружающего мира, а так же подготовка к более глубокому ее изучению.
Программа студии скульптур ы ДДТ представляет собой уникальную образовательно-воспитательную систему, базирующуюся на специфике музейного материала. Учебным пространством студии является весь комплекс ДДТ, где все - от хранящихся произведений до деталей оформления представляет эстет ическую и художественную ценность.
Программа включает в себя комплекс занятий, охватывающий разные виды художественной деятельности: изобразительное творчество, музыку, хореографию, театрализацию, литературное творчество.
В программе заложен принцип дифф еренцированного подхода к разным возрастным категориям детей. В систему занятий включены дети подготовительных групп детских садов (5-6 лет) и школьники с 1 по 11 классы.
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного развития дете й были использованы диагностические опросы детей и их учителей и родителей.
Можно отметить, что для детей, не занимающихся в ДДТ, характерен средний уровень ПНР, что представляется типичным для детей данной возрастной группы.
Для детей, проходящих занятия в ДДТ, показатели измерения ДДТ становятся иными. Низкий уровень ПНР для них вообще не характерен, напротив, большинство детей обладает очень значительным уровнем ПНР, что свидетельствует о благотворном влиянии занятий в Павловском дворце на подрастающее п околение.
Для тех же групп детей был проведен опрос родителей и учителей с целью объективного выяснения следующих качеств личности детей экспериментальной и контрольной групп.
Результаты исследования позволяют построить групповые профили по эксперименталь ной и контрольной группам.
Групповые профили показывают существенное отличие значимых качеств личности для детей, посещающих и не посещающих занятие в Павловском дворце, просуммированных в целом по экспериментальной и контрольным группам.
Можно отметить не значительное увеличение по шкале общительности.
Намного выше расхождение по шкале организаторских способностей, что несомненно связано с развивающейся в ДДТ способностью к индивидуальной и лидерской деятельности.
Менее выражена разница по уровню успешности взаимоотношений с другими детьми, скорее всего потому, что у детей, занимающихся и не занимающихся в ДДТ, имеются широкие возможности к общению с другими детьми, и влияние занятий в ДДТ здесь менее выражена.
Практически не замечается расхождений в уровне альтруизма и эмпатии, что может отражать недостаточную обращенность занятий в ДДТ к пропаганде общественной и благотворительной деятельности. Хотя для данной возрастной группы деятельность такого рода представляется преждевременной.
Отмечается резкое сокра щение нежелательных качеств личности у детей, занимающихся в ДДТ - агрессивности, беспомощности и обидчивости, что отражает несомненно благоприятное влияние занятий искусством.
Очень существенно влияние занятий в школе искусств сказывается при замерах по ш калам справедливости и правдивости.
Менее заметен эффект занятий в ДДТ по параметрам вежливости, послушания и уверенности в себе. Вероятно, здесь мы имеем дело с такими существенными чертами личности, которые в большей степени формируются в семье и школе, и возможности занятий культурным образованием влиять на эти показатели не существенны.
Зато отмечается несомненно значительный эффект занятий в ДДТ на такие черты личности, как настойчивость и трудолюбие. Данное обстоятельство не должно вызывать удивления, поскольку сами по себе любые дополнительные занятия, не обязательно занятия искусством, с неизбежностью формируют такие качества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. - с. 5-18.
2.Каган М. С. История культуры Петербурга: Учебное пособие. 3-е изд. СПб., 2008. - 320 с.
3.Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2008.
4.Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб.: СпецЛит, 1998. - С.6 -15.
5.Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1999. - 240 с., таб., илл.
6.Санкт-Петербург и пригороды. // Авт-сост. С.Л. Грачева, Ю.Б. Ларионова. Изд-во "Вокруг света", 2005. - 224 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
8. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, языке линий и красок и о воспитании зрителя. - Л.: Искусство, 1990
9. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства. Автореф. дисс... канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1999.
10. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989
11. Гильмутдинова Г.М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики.
12. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сб. тр. творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Вып.3. М., 2001.
13. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мире культуры. М.,2002
14. Нравственно-эстетическое воспитание по Сухомлинскому : Учеб. пособие / С.Г. Ваниева; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ : Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 1999
15. Сикорский, Б.Ф.Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи : (Учеб. пособие к спецкурсу) / Б. Ф. СикорскийКурск : КГПИ, 1982
16. Фархшатова.И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т Оренбург, 2003
17. Горбенко С.С.Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы) : диссертация .Киев, 1984
18. Радвил, Н. И.Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе : автореферат дис.Москва, 2008
19. Нравственно-эстетическое и общекультурное развитие учащихся средствами искусства : Метод. рекомендации / Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования; [Г. А. Обернихина и др.]; Под общ. ред. Г. А. ОбернихинойРостов н/Д : Изд-во Рост. обл. ин-та усоверш. учителей, 1995
20. Ваниева, С. Г.Нравственно-эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся : автореферат дис. Москва, 2002
21. Николаев, Е. В.Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства : автореферат дис. Якутск, 2005
22. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: "Русское слово - PC", 2003.
23. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологи. - М.. 2001.
24. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004.
25. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией. Составитель и редактор М.Ю. Юхневич. - М., 1997.
26. Музей и образование: Сборник научных трудов. Под ред. С.Т. Махлина. - СПб., 1999.
27. Гуральник Ю.У. Музейная педагогика и музейная социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель. // Музей и общество: Проблемы взаимодействия. Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Сост. И.М. Коссова. В.3. - М.: АПРИКТ, 2001.
28. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы. // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Сост. И.М. Коссова. - М.: Брандес.


Купить эту работу

Организация и развитие эстетических вкусов у подростков - студия скульптуры

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Денис об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-15
Курсовая работа

Отличная работа! Автор молодец, выполнила все согласно требованиям и очень профессионально. Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-22
Курсовая работа

Спасибо за работу!

Общая оценка 5
Отзыв Елен169 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-04-13
Курсовая работа

Большое спасибо Автору за отличную курсовую! Сделана работа была очень быстро, преподаватель сразу ее приняла без вопросов, что большая редкость в нашем ВУЗе:))) Побольше бы таких Авторов!!!

Общая оценка 5
Отзыв ALLL об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-22
Курсовая работа

Спасибо автору, хорошая работа, всем рекомендую!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Социальная , корпоративная деятельность орагнизации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Социология семьи и брака

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Особенности досуга молодёжи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Пресс-конференция как коммуникация

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Социальная помощь, социальная защита и социальные гарантии: общее и особеное

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Аномия. Определение, характеристики, основные теории

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Будущее России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Организационно-правовые формы социальной защиты населения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Мода как социальный феномен

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Организация сбора данных в отдельных видах исследования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
420 ₽
Готовая работа

Технологии социальной работы с пожилыми.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Мировая система и процессы глобализации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
900 ₽