Связь культуры и цивилизации
Культура и цивилизация два понятия, которые в общественных и гуманитарных науках, имеют сложную историю взаимодействия.
С точки зрения истории понятие цивилизация возникло на много позже культуры. Его появление относится к $XVIII веку$, к деятельности философов Просвещения. Понятие цивилизация на этом этапе всецело связывалось с европейским культурным развитием и являлось основанием для утверждения превосходства Европы над остальными странами мира. Цивилизация понималась здесь как высокоразвитая на основе разумных начал культура и как совокупность интеллектуальных, моральных и поведенческих установок европейского общества.
При всем многообразии определений цивилизации она представляет собой находящееся в пространстве и времени общество, которое достигло определенного уровня политического, экономического, культурного развития. Цивилизация – совокупность духовных и материальных достижений общества.
К проблеме соотношения культуры и цивилизации сложилось три подхода:
- цивилизация и культура синонимы, между которыми нет различий (А. Тойнби);
- цивилизация и культура антиподы, где цивилизация трактуется как умирание культуры (О.Шпенглер);
- позиция, согласно которой между цивилизацией и культурой есть как сходства, так и различия (Ф. Бродель). Основной тезис – цивилизация есть база культуры.
Подход к соотношению культуры и цивилизации А. Тойнби
Основным понятием философско-исторической концепции А. Тойнби является понятие «локальная цивилизация», которое описывает такую общность людей, что, проживая на одной территории и в относительно сжатые сроки, создает свое самобытное государство и культуру. Таких локальных цивилизаций Тойнби насчитывает около двадцати.
Движущая сила, способствующая образованию цивилизации – наличие в обществе творческого меньшинства, способного вести за собой остальных. Здесь Тойнби формулирует концепцию «вызова-ответа», которая гласит, что на вызов со стороны окружающей среды должен последовать соответствующий ответ творческого меньшинства общества. Если ответ соответствует вызову, то общество находится в движении, развивается, проходя стадии цивилизации.
Рост цивилизации по Тойнби заключается в ее внутреннем саморазвитии, совершенствовании. Рост – это постоянная творческая, созидательная деятельность меньшинства.
Упадок цивилизаций, по мнению Тойнби, не одномоментное явление (этапы: надлом, разложение и гибель). Причина упадка и гибели заключается в том, что творческое меньшинство общества становится удовлетворенным достигнутыми успехами и не стремится к дальнейшему развитию
Цивилизационный подход О. Шпенглера
В концепции толкования цивилизации, предложенной О. Шпенглером, смыслообразующими являются два понятия: символ и душа. Мыслитель говорит, что каждая культура обладает своей узнаваемой символикой. Наравне с этим ей присуща своего рода «душа», которая образуется посредством единения индивидуальных жизней членов общества, кроме того, она не поддается до конца рациональному определению. Шпенглер выделяет три вида души культуры:
- Аполлоновский тип души, который берет за основу древнегреческий идеал телесности, гармонии и статичности, чуждой порыва к познанию бесконечного.
- Фаустовский тип души имеет связь с культурным и научным развитием Западной Европы, с присущей ей теологией, исследовательским порывом, готическими соборами и т.п.
- Арабский тип души, во многом, носит магический характер.
Наравне с этим, Шпенглер выделяет $8$ типов цивилизаций.
Цивилизация Шпенглером оценивается как смерть культуры. Культура обладает своей душой, ее исчерпание выражается понятием цивилизации. Цивилизационный этап – это неизбежность развития всякой культуры. Здесь: культура - творчество людей, цивилизация – обыденность жизни; культура – религиозна, цивилизация – безрелигиозна; культура – национальна, цивилизация – интернациональна.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но считает, что движение к ней культуры не является прогрессом.