Аскольдов Сергей Алексеевич ($1871 – 1945$) русский религиозный философ, спиритуалист, профессор Санкт-Петербургского университета.
Родился в семье философа, чьё влияние определило последующую судьбу Сергея Алексеевича. Во время обучения на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета увлекается и изучает философию и гуманитарные науки.
Аскольдов – псевдоним мыслителя, под которым он стал публиковаться с $1900$ года, выпустив свою первую работу «Основные вопросы теории познания и онтологии». В этой работе он изложил целую философскую систему. В то же время Аскольдов представляет себя в журнале «Вопросы философии и психологии», цикла энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
В $1907$ году Сергей Алексеевич основывает Санкт-Петербургское религиозно-философское общество, в котором стал первым председателем. В $1912$ году Аскольдов пишет труд «Алексей Александрович Козлов», где представил философию своего отца. В $1914$ году он пишет очередной труд «Мысль и действительность», на основе которого защитил свою магистерскую диссертацию в Московском университете. В этот же год он получает степень приват-доцента и преподаёт в Санкт-Петербургском университете. В период правления советских властей, мыслитель и его учение переживают трудные времена. Аскольдов лишается работы в университете и переходит преподавать в Политехнический институт.
В $1922$ году журнал «Мысль» опубликовал труды Аскольдова «Аналогия как основной метод познания», «Время и его преодоление». За свои действия в организации тайного религиозно-философского общества –«Братсва преподобного Серафима Саровского» Аскольдов подвергся аресту за антисоветскую деятельность и сослан из города. Во вторую мировую войну Аскольдов пребывал в немецкой зоне оккупации, где принял участие в пропаганде против марксизма, публикуясь под псевдонимом С. Зырянский в журнале «Новые вехи». За свою критику диалектического марксизма в $1944$ году Аскольдов получил премию.
Философская система
В фокусе философского интереса Аскольдова были вопросы изучения теории познания.
Свои рассуждения он строил исходя из философии монадологического панпсихизма А. Козлова. Следуя за своим отцом, он уделял значительное внимание проблемам гносеологии, критикуя трансцендентализм, который должен освободить место для персоналистической религиозной метафизики. Лейтмотивом такой философии должен стать личностный «индивидуальный субъект».
К познанию нужно подходить символично, так как предмет философского познания трансцендентален. Интуиция должна выступить ключевым пунктом гносеологии. Помимо философии своего отца, Аскольдов являлся приверженцем идей Лейбница. Он представляет собой продолжение лейбницеанской традиции в русской философии. Таким образом, исходными критериями для учения Аскольдова выступали «я» и «панпсихизм» - идея общей одушевлённости. В работе «Основные проблемы теории познания и онтологии» Аскольдов писал :
"Центральным, и пока единственным» пунктом, существование которого не может подлежать никакому сомнению – является наше собственное сознание во всём его содержании, доступном воспоминанию, т.е. то, что мы называем нашим я".
Философское учение Аскольдова также касалось темы души. Субстванция – душа, образует мир как целое, находясь в постоянном взаимодействии и слиянии, но с сохранением своей самобытности. Особое стремление души – это стремление к бессмертию. Человек – творец своего бессмертия, постигающий мировой закон всеобщего развития. Философия и религия должны выступать помощниками в понимании сущности мирового порядка как целого, чтобы приобщить человека к источнику бессмертия.