Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ

Определение 1

Сергей Леонидович Рубинштейн ($1889$ – $1960$) – советский философ, психолог, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, основатель кафедры психологии в МГУ и первой в стране организации психологов при поддержке Академии наук СССР.

Основополагающие труды

  • «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса»
  • «Основы психологии»
  • «Принцип творческой самодеятельности»
  • «Человек и мир»

Биография

Рубинштейн воспитывался в интеллигентной еврейской семье. С золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию. Университетское образование получил в Германии, сначала во Фрайбургском университете, затем в Марбургском, на факультете философии, учился у неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа. Писал и защищал докторскую диссертацию «К проблеме метода».

В $1919$ году Рубинштейн получил место приват-доцента на кафедре философии в Новороссийском университете. К $1921$ году Рубинштейн был избран на должность профессора кафедры психологии. Одновременно с этим Сергей Леонидович руководил Одесской научной библиотекой и вносил большой вклад в развитие библиотечного дела в стране.

Этот жизненны этап является самым успешным в профессиональной карьере Рубинштейна, это «период его становления как психолога». Начало психологической деятельности.

После приглашения Басова М.Я в $1930$ Рубинштейн переезжает в Ленинград и получает кафедру психологии университете им. Герцена. Так же возглавил кафедру педагогической психологии в Государственном университете научной педагогики.

Научные исследования в психологии

С переезда в Ленинград научные исследования Сергея Леонидовича в сфере психологии начали интенсивно развиваться. В этот момент он закладывает основу для крупной научной философско-психологической школы.

В его научные интересы вошли

  • методология и теория общей психологии,
  • психология эмоций
  • психология темперамента
  • психология способностей
«Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учению Рубинштенйна принадлежит идея о «деятельностном подходе в психологии», центральным принципом которой стало единство сознания и деятельности.

Замечание 1

К $1930$ году Рубинштейн окончательно формулирует ядро данного принципа, в котором говорилось, что человек и его психика образуются с помощью деятельности поначалу практической. В программу психологии вошли философия марксизма, новые методологические принципы психологической науки, детерминизм.

Культурный детерминизм психической деятельности человека заключается в том, что формы чувствительности людей определены продуктами культуры, они есть результат культурно-исторического развития. Человеческое сознание обосабливается объективным содержанием культуры, но и субъект участвует в создании культуры, таким образом, субъект культуры соотносится с миром, преобразует его, и при этом формируется сам.

Отношение к идеализму и материализму

Рубинштейн подошёл к идеализму философов, повлиявших на его мировоззрение, критически, особенно к положениям, что «бытие не существует, а полагается мыслью», мысль же «сама порождает все своё содержание», в том числе и содержание бытия, по Когену.

К материализму Рубинштейн относится таким же образом, поскольку он оказывает на научное знание «опустошительным» способом, который не может объяснить феномен сознания.

Рубинштейн особое внимание уделял процессам, которые происходили в области бытия и сознания, и их взаимовлиянию друг на друга. Можно говорить, что Рубинштейн хотел разработать «третий путь» в философии, который бы смог избежать крайности материализма и идеализма.

Бытийный мир был гораздо более обширным и многообразным для Рубинштейна, чем материальный, вещный. Рубинштейн утверждал, что бытие не сводится к объекту, так как содержит в себе и субъективные элементы, а бытие субъекта является изменчивым и находится в зависимости от человеческого творчества и деятельности.

Рубинштейн интересуется «миром человека, который понимается им в качестве ценностно-смысловым измерением, т.е. культура уже является не только целью, но и как контекст человека и его бытия, сознания

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot