Ван Янмин как философ
Ван Янмин (1472-1529) - виднейший мыслитель наполнил влиятельное неоконфуцианское учение новым содержанием. Если в философии Чжу Си большое внимание уделяется классификации изучаемых вещей и явлений, космологическим проблемам и рациональным объяснениям различных явлений природы (таким, как изменения геологических структур, затмения и т.п.), то для Ван Янмина более характерно внимании к таким способам самопознания, как интроспекция и даже медитативная практика для достижения, так как, по его мнению, не познав себя, человек не может адекватно постигать внешний мир.
За подобную акцентированность на самопознании данный философ в последующее время не единожды подвергался критике, в ходе которой ему в вину вменялась излишняя приверженность к созерцательности в духе буддизма, угрожающая обществу ослаблением воли к сопротивлению внешним врагам, а также упадком морали. Несмотря на всё это, Ван Янмин считается одной из центральных фигур в философии минской эпохи, занимая такое же значимое место, которое в сунской философии занимал Чжу Си.
В определенной степени фигура Ван Янмин продолжает считаться крупнейшим авторитетом не только в философии китайского «позднего средневековья», но и философии последующего времени в целом не давшего (вплоть до «нового времени») таких авторитетных мыслителей.
Основные идеи
Наиболее оригинальная идея в учении Ван Янмина: вне сердца-ума (синь вай) не существует в реальности ни принцип-ли, ни предметы-явления (у), ни занятия-деятельность (ши). При этом, по Ван Янмину, сердце-ум – это не орган в физиологическом смысле, а особый познавательный орган, тело-сущность которого (ти) состоит в совершенном благе. Если подлинное благо присутствует в сердце (что соответствует норме, но может блокироваться страстями человека, юй), то человек становится способным познавать благие (же) вещи-явления, так как они предстают в качестве явлений для сердца же. И наоборот, если человек злой, то его сердце утрачивает первосущность (бэнь-ти), в результате чего его обладатель становится существом не только порочным, но и бессознательным. Поэтому познание мира доступно лишь для «этического субъекта», «доброго человека».
Вторая характерная идея в философии Ван Янмина - это идея о знании как созидающем действии. «Совпадающее единство знания и действия» означает то, что знание обладает действенным характером, и Янмин пытался обосновать, что знание является действим, а не наоборот, что вего к существенному повышению статуса знания, а также значения сознательного начала в людях. Чтобы обозначить существенное единство знания и действия, философом минской эпохи был предложен специальный термин «лян чжи», который может быть истолкован как «благосмыслие», то есть особая форма текстуально невыразимого «творческого акта в себе», представляющего собой одновременно «субстанциальную сущность и трансформирующую активность». Как определил сам философ, лян чжи является «эссенциальным (семенным) духом созидательных трансформаций».
Развитие китайской философии в новое время
1644 год ознаменовывается мадением Минской династии и завоеванием Китая малообразованными вождями из Маньчжурии, чье господство над Китаем осуществлялось под именем династии Цин, которая просуществовала вплоть до 1911 года. Такая ситуация привела к формированию в китайском обществе негативных настроений по отношению к философии, в излишнем увлечении которой усматривалась причина ослабления имперской власти. Причем, обвинялись не только даосы и буддисты, но и их противники – философы-традиционалисты. В результате происходит отход философии на второй план, на место которой пришли другие занятия. Возникло течение под названием «Ханьсюэ», что можно перевести как «изучение наследия» (то есть философского наследия древности).
Кризис середины XIX века, называемый эпохой «опиумных войн», ознаменовался проникновением западной культуры на территорию этой страны, в том числе и философии, в результате чего началось ее взаимодействие с образцами философствования, развитыми европейскими философами.